Религия в казахстане

История протестантской религии

После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.

Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны,  скоро превратились в торговые города.

В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.

Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.

После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.

Казахи в России исповедуют, в основном, ислам и православие

Зачем нужна религия

Преимущественно казахи в наше время проживают в Республике Казахстан, при этом России также иметься казахская диаспора. Казахи в России — жители России казахского происхождения. Казахи являются коренным народом в Российской Федерации, десятым по численности среди всех этносов страны.

Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 647 тысяч человек. Большая часть российских казахов проживает вдоль российско-казахстанской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской (149 415), Оренбургской (120 262), Омской (78 303) и Саратовской области (76 007).

Российские казахи, Барнаул. В России казахи исповедуют ислам и православие. Фото: weproject.media

Казахи являются четвёртым по численности тюркским этносом России после татар, башкир и чувашей и десятым среди всех этносов страны. Многие спрашивают: какая религия у казахов в России? На него можно ответить так: большинство казахов в России исповедуют ислам и православие. Это связанно с этнографическими и историческими причинами.

Иудаизм

История проникновения иудаизма на территорию Казахстана имеет древние корни. В частности, иудаизм проник в Хазарский каганат — древнее тюркское государство. Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх вер. Замена языческих верований монотеистической религией закономерный шаг, характерный для всех государств, достигших определённой (более высокой) стадии развития. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны. Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдаленные, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.

Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешнем Алматы) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году и добились регистрации еврейского молитвенного общества в 1907 году.

Сегодня в Казахстане действует движение Хабад Любавич.

С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген.

Открылись синагоги в Алмате, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Кустанае. В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кашерных продуктов. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.

Носят ли женщины в Казахстане покрывало?

В исламе женщины с подросткового возраста (во сколько лет это обязательно для девушки — определяет глава семьи, формально — время полового созревания) носят особую одежду. Надевают паранджу — женский длинный халат, покрывают голову хиджабом — платком, который оставляет открытым только лицо, некоторые используют никаб — ткань, скрывающая лицо, кроме глаз.

Последнее время в светских государствах вопрос ношения такой одежды стал остро политическим.

Верховный муфтий Казахстана на недавней пресс-конференции призвал решать вопрос ношения особой религиозной одежды на местах, лично договариваться родителям, например, со школой. Но проявлять уважение, в первую очередь, к порядкам и правилам организации, так как религия в Казахстане — явление многоконфессиональное.

Насколько население исповедует ислам публично

Как всегда в вопросе религии, и Казахстан не исключение, есть разница между верой, которую принято проявлять публично, официальной религией государства и личными убеждениям отдельного человека. И социум влияет на то, как себя ведет каждый верующий.

пяти столпов ислама,

В Казахстане формально государственной религии нет, поэтому проявление веры — вопрос личной самоорганизации каждого верующего, его духовных убеждений.

На фотографии отборочный тур конкурса религиозной грамотности. Хотя в светском государстве духовное образование, как обязательное для всех, исключено. Но в Казахстане считается важным воспитывать в молодежи и прививать им как религиозную толерантность, так и сознание значимости веры в успешной личной жизни и для общества в целом. А саму веру рассматривать, как эффективный способ объединения граждан.

Отношение к религии парламентских партий Казахстана

В парламенте Казахстана на 2016 год представлены три политические партии — Нур-Отан, Коммунистическая народная партия Казахстана и Демократическая партия Казахстана «Ак жол». В их программах религиозные вопросы занимают очень скромное место, при этом отношение к религии заметно различается. В доктрине правящей Нур-Отан, принятой в 2013 году, не упоминается ни одна конфессия, хотя констатируется, что «вера и религия — это важный источник духовности, морали и толерантности». Оппозиционная Коммунистическая народная партия Казахстана стоит на позициях атеизма, в ее программе сказано: «коммунисты выступают за признание свободы совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, за отделение церкви и мечети от государства, а школы от церкви и мечети. При этом коммунисты ведут широкую атеистическую пропаганду, избегая унижений оскорбления чувств верующих в любой форме». Зато Демократическая партия Казахстана «Ак жол» обещает «поддерживать традиционные религии народов Казахстана (прежде всего ислам и христианство), защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и течений, противодействовать призывам к экстремизму и терроризму на религиозной, этнической и любой другой основе».

История

На казахскую землю татары переселились в начале 17 века.

Татары относятся к тюркскому этносу. После распада Золотой Орды татары заняли территорию Среднего Поволжья. Казанское (или Булгарское) ханство многократно подвергалось религиозным притеснениям со стороны Русского царства, и татары были вынуждены бежать в Западную Сибирь и Северный Казахстан. Близость родства, гостеприимность казахов и единая вера привлекли татар в эти земли.

Дальнейшие волны иммиграции татар в Казахстан связаны с политикой России.

Вклад татар в жизнь Казахстана

Татары занимались мелкими ремеслами, торговли хлебом, кожей, мехами, текстилем и восточными пряностями.

Татары построили мечети, школы, медресе.

Для поддержания своей общины татары создали культурные центры, клубы, товарищества. Издавали газеты, книги в Семипалатинске, Уральске, Петропавловске. Работали в промышленности, рудниковых шахтах Караганды, Усть-Каменогорска, осваивали целину, строили совхозы в степях.

Искусство театра в Казахстане появилось с приходом татар.

Богатые татары занимались благотворительностью, самым известным благодетелем была династия Мусиных.

В Казахстане уживается более десятка этносов, но их взаимоотношения не выливаются в серьезные конфликты.

Русские

История

Переселение русских на Казахскую землю на протяжении четырех веков связано с политикой России. Служивые казаки строили крепости с гарнизоном у северных границ степи для охраны сибирской территории, постепенно заселяя земли Казахского ханства еще в 16 веке. Кроме казаков, здесь обосновались русские, бежавшие от крепостничества или религиозного гнета.

В 18 веке Российская империя стала протекторатом Младшего и Среднего жузов, часть казахских земель перешла во владение русским помещикам.

В 19 веке началась массовая миграция из Пермской, Тамбовской, Саратовской, Самарской, Оренбургской и других ближайших губерний. Со времен Екатерины II политика России была направлена на контроль казахской территории и использование ее недр. Переселение крестьян должно было помочь кочевникам освоить земледелие и осесть в поселениях.

В казахские земли ссылали арестантов для работы в шахтах.

После образования СССР доля русского населения в Казахской республике составляла 30 %. «Раскулаченные» семьи переезжали в Казахстан после северных ссылок. Плановые переселения 40-х годов в промышленные регионы привели сюда десятки тысяч людей. Переселенческий бум в 50-х годах прошел по программе освоения целинных земель. На этом история масштабной иммиграции русских заканчивается и начинается отток.

После распада СССР из Казахстана выехало более 1 млн русских. Причинами отъезда стала безработица, высокая инфляция, усиление влияния и привилегированности казахского народа во власти, желание вернуться на родину.

Вклад русских в жизнь Казахстана

В 16 веке Казахское ханство для русских представляло собой «степь да степь кругом». Территория не застраивалась поселениями. Ситуация изменилась с приходом русских.

Казаки, отправленные в регион для охраны границ, построили город Яицк в 1584 году, сейчас это часть Уральска. Затем была заложена крепость Гурьев в 1640 г. Строительный бум начался в 18 веке с возведения цепи крепостей от Алтая до Каспийского моря.

В конце 19 века появились русскоязычные школы.

Во времена СССР русские переселенцы строили новые города, железные дороги, заводы, рудники.

В период освоения целины были подняты поля зерновых, которые стали приоритетом сельского хозяйства Казахстана.

Космодром Байконур, судостроительный завод, академия наук, профессиональные театры, ВУЗы, система здравоохранения, мечети и соборы – русские помогли казахам изменить жизнь.

Жизнь русских в Казахстане

Русские занимают северную, центральную и восточную территорию Казахстана.

90% населения Казахстана знает русский язык, но при этом русские не стремятся изучить казахский. Образование в школах и ВУЗах преподают на двух языках. В Казахстане присутствуют русские общественные объединения и казачьи организации, театры, газеты, вещание ТВ и радио.

Ислам в Казахстане

На территорию современного Казахстана ислам принесли арабы-миссионеры следующие по Шелковому пути ближе к концу VII века. Они первыми повлияли на то, какая религия в Казахстане сейчас. Миссионеры трудились на духовном поприще и в VIII веке, убеждая и подавая личный пример своей благочестивой жизнью.

Отправной точкой для становления ислама в Средней Азии является победа в 751 году над китайским войском арабского в Таласской битве.

Но традиционно считается, что развитие мусульманской религии в Казахстане шло мирным путем, с помощью внедрения духовных ценностей в законодательство. А также просветительским путем. Мусульманские духовные представления созвучны многим историческим традициям жизни кочевых племен Центральной Азии.

Поэтому, когда говорят о государственной религии Казахстана — подразумевают ислам. В более узком значении — суннизм. Верховный муфтий, глава духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Ержан Маямеров на фото — руководитель исламской общины всей страны, которая включает более двух тысяч религиозных объединений. Деятельность ДУМК основана на ханафитском мазхабе.

Состояние религии в современном Казахстане

Республика Казахстан – светское государство, т.е. здесь нет ни одной государственной религии, и каждый может исповедовать те религиозные убеждения, которые получил от своих предков или к которым испытывает тяготение.

Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и только около 3% объявляют открыто о своем атеизме.

Поскольку за годы независимости (с 1991 года)в Казахстан на историческую родину вернулось около 3 миллионов лиц коренной национальности, число мусульман заметно возросло. Сейчас основополагающей религией здесь является ислам суннитского  толка, число мусульман достигает 65-70%. Второй по количеству верующих является православное христианство (число верующих варьируется от 26 до 32%).

Государство активно проповедует политику толерантности и веротерпимости, в различных городах Казахстана были построены церкви и мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и на пожертвования частных лиц.

Кроме мировых религий, в Казахстане существует множество духовных организаций, представляющих  малоизвестные, экзотические религии мистического направления.

Казахстан по праву можно считать единственной страной в мире, где не было этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных конфессий и разных наций.

История

Ислам был принесен в Казахстан в 8 веке, когда арабы прибыли в Среднюю Азию. Первоначально ислам утвердился в южных частях Туркестана, а затем постепенно распространился на север. Ислам также пустил корни из-за ревностного подчинения со стороны правителей Саманидов , особенно в районах, прилегающих к Таразу, где значительное число коренных жителей обратилось в ислам. Кроме того, в конце 14 века Золотая Орда распространяла ислам среди татар и других центральноазиатских племен. В течение 18 века влияние России в регионе быстро увеличивалось. Во главе с императрицей Екатериной русские сначала продемонстрировали готовность позволить исламу процветать, поскольку мусульманские священнослужители были приглашены в регион проповедовать казахам, которых русские считали «дикарями», игнорирующими мораль и этику.

Российская политика постепенно менялась в сторону ослабления ислама за счет введения доисламских элементов коллективного сознания . К таким попыткам относились методы восхваления доисламских исторических личностей и навязывание чувства неполноценности путем отправки казахов в высококлассные российские военные учреждения. В ответ казахстанские религиозные лидеры попытались вызвать религиозный пыл, поддерживая пантюркизм , хотя в результате многие из них подверглись преследованиям. Во время советской эпохи, мусульманские институты сохранились только в тех районах , где казахи значительно превосходили немусульманин из — за ежедневные мусульманские практики. В попытке приспособить казахов к коммунистической идеологии, гендерные отношения и другие аспекты казахской культуры были ключевыми объектами социальных изменений.

В последнее время казахи постепенно прилагают решительные усилия к возрождению исламских религиозных институтов после распада Советского Союза . Несмотря на то, что казахи не являются сильными фундаменталистами, они продолжают отождествлять себя со своей исламской верой, и даже более преданно в сельской местности. Те, кто заявляет о своем происхождении от первых мусульманских воинов и миссионеров 8-го века, пользуются большим уважением в своих общинах. Казахстанские политические деятели также подчеркнули необходимость спонсирования просвещения об исламе. Например, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин недавно подчеркнул, что Казахстан придает большое значение использованию «положительного потенциала ислама, изучению его истории, культуры и наследия».

Советские власти пытались поощрять контролируемую форму ислама при Духовном управлении мусульман Средней Азии и Казахстана в качестве объединяющей силы в центральноазиатских обществах, одновременно запрещая истинную свободу вероисповедания. С момента обретения независимости религиозная активность значительно возросла. Строительство мечетей и религиозных школ ускорилось в 1990-х годах при финансовой помощи Турции , Египта и, прежде всего, Саудовской Аравии . В 1991 году действовало 170 мечетей, более половины из которых строились заново. В то время в Казахстане действовало около 230 мусульманских общин. С тех пор количество мечетей увеличилось до 2320 по состоянию на 2013 год. В 2012 году Президент Казахстана открыл новую мечеть Хазрет Султан в столице, которая является крупнейшим мусульманским культовым сооружением в Центральной Азии.

Христианство

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую , Чимкентскую и Акмолинскую , Уральскую и Гурьевскую , позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская , Костанайская и Петропавловская , Павлодарская и Усть-Каменогорская . Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

В советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных (этнических немцев , западных украинцев , поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж . о. Алексей Зарицкий , еп. Александр Хира , о. Владислав Буковинский , о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж . епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II . Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане ; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

Религиозная принадлежность населения Казахстана

В 2009 году (впервые после переписи 1937 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

Файл:Kazakhstan atheists 2009.png Доля атеистов по районам и городам, 2009

Религиозная принадлежность населения Казахстана(предварительные результаты переписи 2009 г.)
Ответы респондентовоб отношении к религии Абсолютнаячисленностьтыс. чел. Доляв населении%
мусульмане 11 237,9 70,19
христиане 4 190,1 26,17
атеисты 450,5 2,81
не дали ответа 81,0 0,51
другие религии 30,1 0,19
буддисты 14,6 0,09
иудеи 5,3 0,03
Всего 16 009,6 100,00
Религиозная принадлежность этносов Казахстана(предварительные результаты переписи 2009 г.)
Этническаягруппа Ислам Христианство Иудаизм Буддизм Другое Атеисты Отказалисьдать ответ Всего
Казахи 9928705 39172 1929 749 1612 98511 26085 10096763
Русские 54277 3476748 1452 730 1011 230935 28611 3793764
Узбеки 452668 1794 34 28 78 1673 722 456997
Украинцы 3134 302199 108 49 74 24329 3138 333031
Уйгуры 221007 1142 34 33 63 1377 1057 224713
Татары 162496 20913 47 58 123 16569 4023 204229
Немцы 2827 145556 89 66 192 24905 4774 178409
Корейцы 5256 49543 211 11446 138 28615 5176 100385
Турки 96172 290 7 6 20 321 199 97015
Азербайджанцы 80864 2139 16 16 24 1586 647 85292
Белорусы 526 59936 25 9 20 5198 762 66476
Дунгане 51388 191 4 15 19 179 148 51944
Курды 37667 203 11 6 9 285 144 38325
Таджики 35473 331 2 6 30 307 128 36277
Поляки 235 30675 14 4 45 2486 598 34057
Чеченцы 29448 940 6 3 16 653 365 31431
Киргизы 22500 206 6 6 4 352 200 23274
Другиенациональности 54533 82254 1286 1433 210 13266 4233 157215
Всего: 11239176 4214232 5281 14663 3688 451547 81010 16009597

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Согласно International Religious Freedom Report 2010 в Казахстане имеются следующие религиозные организации:

  • Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана, по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
  • Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
  • Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
  • Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооружениями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей евангельских христиан-баптистов (Совет церквей ЕХБ) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов и мормонов.
  • Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
  • Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества сознания Кришны, Церковь сайентологии, Бахаи, христианская наука и Церковь Объединения (муниты).

Большинство казахских мусульман — сунниты

Распространение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Согласно иранскому учёному-историку Атабаки Туражу, изначально ислам утвердился в городе Туркестане и его окрестностях.

На территории современного Казахстана ислам стал государственной религией в государстве Карханидов.

Позже ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255 — 1266) и Узбек (1312 — 1340). Огромный вклад в распространением ислама среди всех тюркоязычных народов региона внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави сыграл огромную роль в распространении ислама в Казахстане. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам в Казахстане распространялся медленно, так как большинство населения этой территории придерживалось тенгрианства, как традиционной религии степняков. В середине 15 века ислам становиться государственной религией Казахского Ханства.

После того, как Российская Империя завоевала территории в Средней Азии и современном Казахстане, ислам был признан официальной религией их населения, а исламское духовенство было признано и поддержано российскими властями.

70%
столько казахов — мусульмане

В настоящее время ислам восприниматься казахским населением как составная часть этнической идентичности. При этом наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, в принципе не противоречащие исламу.

Так, например, мальчикам оставляют носить айдар (чуб). Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тәңір», «Кудай» как синоним слова Аллах.

Центральная мечеть города Алма-Ата. Подавляющее большинство жителей современного Казахстана считают себя мусульманами. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Большинство мусульман — суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. В настоящее время в Казахстане функционируют около 3700 мечетей.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, татары, башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа, азербайджанцы (последние в своём большинстве придерживаются шиизма).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector