Золотая орда
Содержание:
- Общая история
- Развитие и регресс монгольской орды
- Причины падения Золотой орды и роль Руси в этом процессе
- Кто населял Золотую Орду
- Альтернативные теории[]
- Начало монголо-татарского ига
- Хан Берке: борьба с Хулагу и отношения с русскими князьями
- Основание Золотой Орды
- Дела семейные
- Вольности для славян в Золотой Орде
- Тюрки и монголы
- Татары-мишари
- Войны
- Какие народы являлись частью Золотой Орды
- Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды
- Социальная структура
- Торговля[править | править код]
- Путь к трону Золотой Орды
- Золотая Орда при хане Берке: итоги
Общая история
О том, насколько Золотая Орда повлияла на Древнюю Русь и русскую историю, спорят до сих пор. Говорят, к примеру, что политическая система московской Руси была заимствована у ордынцев, но серьезных аргументов, по мнению экспертов, в пользу этой версии нет. А вот транспортная система с почтовыми станциями — действительно ордынское «наследство». Можно ли назвать это серьезным влиянием?
— В нашей общей истории было все: и грабеж, и торговля, и союзы, и войны, и браки, и любовь, и ссоры, и взаимопонимание, и ненависть,— подытоживает Денис Хрусталев.— Если говорить, например, про эпоху Менгу-Тимура, то в русской летописи о нем сохранились благожелательные отзывы. Хану были нужны русские воины, а русские князья пугали западных соседей ордынской угрозой. Торговые связи при нем также крепли. А потом были и нашествия, и грабежи. Надо понимать, что гуманитарные ценности и международное право — понятия новейшего времени. В те времена зависимость была нормой. Никакой самостийности не существовало. И дань была в значительной степени символом.
Хрусталев напоминает: официальная генеалогия русских царей в XVI веке возводила их происхождение как к римским цезарям, так и к Чингисхану. Разве это не доказательство, что по своему масштабу ордынское влияние сравнимо с византийским?
И, наконец, неожиданный аргумент. Спустя столетия Россия фактически полностью включила в свой состав бывшие владения Золотой Орды.
— Потомки обитателей Улуса Джучи сейчас граждане Российской Федерации,— говорит историк.— Чем не преемственность? В том числе и генетическая.
Развитие и регресс монгольской орды
А вот другой исследователь, близкий по духу Рериху, пишет о кочевниках: «Кочевники ворвались в евразийские просторы, когда древние цивилизации оседлых земледельцев уже умирали. Как океанские валы, прокатились они по Планете, неся в себе энергетику, напитавшую затем бесчисленные поколения различных народов» (Шапошникова Л.В. Веления Космоса. — М., 1996. — С.43).
В чем же заключается смысл монгольско-тюркских походов? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует выяснить, что дает эволюционному развитию данное явление. Давайте представим себе Восточную Европу той поры. В каком состоянии находятся в это время русские княжества? Надо сказать, они в это время ведут между собой междоусобные войны — развитие остановилось, все увлечены борьбой за власть. А монгольско-тюркские походы вносят в этот затхлый мир невиданное движение и свежие ветры. Войдя в состав Золотой Орды, русские знакомятся с новым государственным устройством, новыми законами, новой военной системой, усваивают новые методы управления, сбора налогов, открывают для себя новые способы связи между частями государства (ям). Возникают новые торговые пути и т.д.
Разве все эти нововведения не являются движением вперед, новым витком прогресса? Если так, то великое передвижение народов, большие походы, в результате которых образовалась Золотая Орда, необходимо рассматривать как следствие влияния внешних сил, потому что космос ведет постоянную работу по продвижению человечества по пути эволюции, но никогда не вмешивается без надобности в дела земли, все делается руками человеческими. Поэтому люди это не ощущают, думают, что само собой так получилось.
Мы уже говорили, что и до монгольско-тюркских походов в степях Восточной Европы усилился массив кыпчакских племен, что они стали основными соперниками славян в этом регионе. А с образованием Золотой Орды эти степи вообще превратились в Кыпчакскую степь, и в историю она вошла под названием Дешти Кыпчак. Таким образом, кыпчаки становятся здесь основным этносом, а монголы, как уже было сказано, ассимилируются. Тюрки превращаются не только в правящий, но и государствообразующий народ. Конечно, Волжская Булгария тоже не оставалась в стороне от этого процесса. Можно считать, что «татаризация» булгар началась именно в этот период.
Причины падения Золотой орды и роль Руси в этом процессе
При Батые и его наследниках Орда считалась непобедимой. Так оно и было: никто не мог противостоять мощному войску, которым командовали волевые начальники, обладавшие колоссальным военным опытом и подчинявшиеся сильному хану.
Со временем внутри государства нарастали противоречия. Оно было слишком большим по территории и слишком разным по этническому составу, образу и укладу жизни населения, чтобы суметь сохранить единство на долгие века. Кроме того, государственное устройство Орды было довольно примитивным и не изменялось в течение длительного времени.
Куликовская битва, в которой русские князья собрали все свои силы и сообща нанесли сокрушительный удар считавшейся непобедимой ордынской армии, ускорила момент неизбежного падения Орды. Государство степных кочевников, державшее в страхе население Европы в течение двух столетий, однажды рухнуло, как глиняный столп, лишённый опоры.
Кто населял Золотую Орду
В исторически важных документах Золотую Орду часто называют Улус Джучи. Но, несмотря на разность в звучании, это не отменяет общности в границах и срезе этнической прослойки.
Помимо тюрков в главной массе присутствовали также финские и даже угорские народы. Согласно некоторым сведениям, были период, когда в семейство золотоордынцев вливалась даже кровь западносибирских этносов. Но в последнем случае это было временным и очень краткосрочным явлением. Многие ученые полагают, что подобное вмешательство не стало основополагающим для формирования каких-то особенных генетических преобразований или культурных отличий.
Один из самых распространенных стереотипов по заданному поводу выступает мысль, будто бы Киевская Руси одно время тоже представляла собой часть Золотой Орды. Но такой миф не соответствует действительности и, скорее всего, родился просто из-за того, что Киев вынужден был стать вассалом более мощного соседа, регулярно выплачивая дань в обмен на собственную относительную самостоятельность.
Если же говорить исключительно о монголах в разрезе численности, то тут особенной темы для разговора нет просто потому, что они очень быстро стали частью более многочисленных тюркских племен. Последние густо населяли окрестности, поэтому из-за своего большинства поспешно ассимилировали монгол, которые быстро влились в их ряды. Впрочем, это совершено не помешало тому факты, что придуманное название группы жестоких завоевателей («татары») стало обозначением и для смешавшихся этносов. В скором времени мир стал так называть вообще всех тех жителей, которые проживали в те времена на территории прямо растущей на глазах державы.
Альтернативные теории[]
В наше время ряд историков ставит под сомнение возможность монгольского нашествия на РусьШаблон:Нет источника. Современный российский писатель Александр Бушков в своей работе приводит убедительные аргументы в пользу того, что монгольское иго на Руси не существовало. Согласно его теории существовало двуязычное христианское русско-тюркское союзное государство, а войны между Русью и Ордой — междоусобные войны между феодалами. При этом он ссылается на работы Татищева и Лызлова, а также на различные письменные источники, как признаваемые, так и отвергаемые сторонниками официальной теории.
Начало монголо-татарского ига
Ефим Дешалыт «Героическая оборона Старой Рязани от монголо-татарских войск в 1237 году», 1969
Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.
Ведомые внуком великого Чингисхана, хана Бату (или Батыя, как называли его русские), монголы стремились захватить или уничтожить всё на своём пути. Русские князья понимали, что рано или поздно придёт очередь их земель, и решили нанести удар первыми.
В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.
<<Блок перелинковки>>
Масштабное нашествие на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.
Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.
В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».
Что такое «иго»
Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.
Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!
Кто такие «монголо-татары»
В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.
Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.
Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).
В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.
Хан Берке: борьба с Хулагу и отношения с русскими князьями
Длительная неприязнь к двоюродному брату Хулагу вылилась в открытый конфликт из-за спорных территорий на Кавказе и контроля над Азербайджаном. Но были и другие причины, связанные с невыплатой Золотой Орде доли от завоеваний, а также союзническими отношениями с мамлюкским султаном Египта. В августе 1262 года война Чингизидов стартовала: золотоордынский отряд Ногая сначала нанёс поражение войску ильхана, но позднее армия Хулагу перешла в наступление и захватила Дербент. Иранские монголы перешли Терек, но на этом этапе продвижение вглубь Золотой Орды закончилось. Стремительная мобилизация Берке дала свои плоды: армия Хулагу спешно отступила за Терек и стала нести потери при сложных переходах через горные реки. В рамках военной кампании ни одна из сторон не достигла поставленных целей.
Иранский поход монголов. (Pinterest)
Через год Берке уже сам планирует вторжение в Иран, но дезинформация о 30-тысячном отряде, направленном Хубилаем на помощь к Хулагу, остановила золотоордынское войско.
В феврале 1265 года ильхан умер, и Берке решил перевести споры в дипломатическую плоскость. Он стал договариваться с новым правителем Ирана Абагой. Уступки нового ильхана были расценены как слабость, и в 1266 году Берке вновь направил войско на территорию противника. Впоследствии нерешённые споры пришлось урегулировать уже потомкам Берке и Хулагу.
На территории Золотой Орды были области, в которых зрели антимонгольские настроения. В Крыму Берке пришлось уговаривать местное население подчиниться, отправив туда вооружённые отряды. Обошлось всё мирно: поток налогов и сборов вновь пошёл в ордынскую казну. На юго-западе Руси ситуация была сложнее: Даниил Романович Галицкий в 1253 году принял корону от папы римского и постепенно при помощи своих западных союзников начал вытеснять ордынских наместников. В 1258 году Берке решил заменить наместника Куремсу на более опытного полководца Бурундая.
Сбор дани монголами на Руси. (Pinterest)
Когда 60 тыс. золотоордынских воинов вошли в пределы Галицко-Волынского княжества, не последовало разорения и запугивания: Бурундай призвал князя к себе и предложил отправиться походом на Литву и Польшу. Сыновья Даниила Василько и Лев присоединились к войскам Бурундая. Вернувшись из похода, Бурундай приказал срыть все укрепления: Владимир-Волынский, Львов, Галич, Каменец предстояло обнажить и оставить без стен. Сыновья Даниила начали исполнять приказ наместника, но столкнулись с сопротивлением местных жителей. Бурундай всё же для верности разорил ряд поселений на юго-западе Руси, тем самым дав знать, что с Ордой шутки плохи. Даниил Галицкий после этого похода так и не смог оправиться. Берке вновь смог урегулировать непростую ситуацию внутри Улуса Джучи.
С северными подданными также было непросто: в 1259 году по инициативе Берке была проведена перепись населения в Новгороде, которая предполагала расчёт размера дани Орде. Новгородцы были недовольны подобным положением. Усмирять их Берке призвал князя Александра Ярославича. Князь ездил в Сарай и уговаривал хана не отправлять отряды русских данников в Иран. Берке также согласовал кандидатуру преемника Александра Невского — его брата Ярослава Ярославовича Тверского. При этом в 1261 году Берке учредил в Сарае православную епархию. В целом отношения хана и русских князей можно было охарактеризовать как достаточно миролюбивые.
Основание Золотой Орды
Основателем Орды стал внук Чингисхана Батый. В конце XII — начале XIII вв. ханы, в их числе могущественный Батый, организовали множество завоевательных походов, результатом которых явилось утверждение господства монголо-татар на степных землях, занимавших пространства от нынешней Сибири до Кавказа.
Хан Батый завершил первый этап формирования нового государственного формирования. В 40-е гг. XIII в. появилась Золотая Орда (она же – Улус Джучи) с Батыем во главе. Одним из первых успешных походов, в результате которых Орда мгновенно обросла новыми подчинёнными ей землями, стал поход на Русь, начавшийся в 1237 г.
Дела семейные
В 1317 году Узбек породнился с русскими правителями — Кончака, сестра хана, стала женой московского князя Юрия Даниловича и приняла православие. Новоиспеченный супруг Кончаки в ту пору боролся за великое княжение с Михаилом Ярославичем, князем тверским. Поэтому брак оказался для Юрия Даниловича крайне удачным: теперь он мог рассчитывать на содействие со стороны Узбека.
Михаил Ярославич у хана Узбека. Рисунок В. Верещагина. (wikipedia.org)
Однако Кончака — в крещении Агафья — спустя некоторое время оказалась в плену у тверского князя, где скоропостижно скончалась. Неизвестно, что именно произошло с сестрой Узбека, но её муж настаивал на том, что женщину отравили по приказу его политического противника. Михаила вызвали в Орду, где и казнили.
Убийство Юрия Даниловича. (wikipedia.org)
Кстати, вполне вероятно, что именно Узбеку или Кончаке великие князья обязаны такой регалией, как шапка Мономаха. Артефакт очень напоминает борик — головной убор родом из Средней Азии. В связи с этим многие историки предполагают, что знаменитая шапка была даром хана Узбека Юрию Даниловичу или Ивану Калите. Также есть версия, что изначально этот головной убор был женским, и привезла его Кончака.
Вольности для славян в Золотой Орде
Будучи живым организмом, изменяющейся системой, Золотая Орда тоже переживает различные времена. Но наибольшего могущества и большого авторитета в мире это государство достигает в годы правления Узбек хана (1312-1342 ). В это время его политическое влияние, высокий уровень жизни, налаженная экономика и развитая культура достигают такой высоты, что оно для соседних государств становится образцом для подражания. Именно в этот период ислам превращается в официальную религию. Из различных точек мусульманского мира в Сарай устремляются религиозные деятели, известные ученые и литераторы.
Проходивший в эти годы через земли Золотой Орды известный мусульманский путешественник Ибн Батутта отмечает мир и благополучие в государстве, безопасность дорог, наличие в пути множества караван-сараев, ханака, в которых обитают суфии и дервиши. В пути путешественник встречается с огромной процессией с сотнями юрт, идущей, заполняя половину степи. Как выясняется впоследствии, это была процессия, сопровождающая одну из жен Узбек хана. Такая роскошь и широта его крайне удивили.
Однако именно при правлении Узбек хана от достигнутого благополучия, несметных богатств, текущих в центр государства, высокого авторитета и дипломатических успехов происходит как бы головокружение и успокоенность. Люди начинают жить в свое удовольствие, получая от жизни лишь наслаждение и ни о чем не думая. Естественно, такое поведение к добру не ведет. Известно, если считаешь, что всего добился, и на этом успокоился — знай, что пропал. Это значит, что развитие остановилось.
Узбек хан также много привилегий предоставил подвластным ему русским княжествам
В свое время на это обратил внимание и Ризаэтдин Фахретдин. Оценивая деятельность этого хана, он одновременно указывает и на его ошибки
Он пишет: «Несомненно, Узбек хан был выдающимся правителем, при котором Золотая Орда достигла небывалого расцвета и могущества в политике. Она заключается в том, что он, усиливая Московское княжество и не осознавая этого, исподволь готовил против Золотой Орды серьезного врага. Узбек хан ликвидировал постоянно воюющие между собой мелкие княжества и собрал их воедино. По этой причине русские почувствовали свою силу» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. — Казань, 1996. — С.95). Мало того, Узбек хан предоставляет митрополиту Руси Петру, православной религии неограниченные вольности, монастырские земли освобождает от уплаты ежегодной дани (ясака). По словам того же Р.Фахретдина, в ярлыке хана, данном в защиту православной религии, были такие слова: «Ежели кто будет поносить христианскую религию, молвить обидные слова против церквей, монастырей и часовен — тот человек будет казнен».
Конечно, каждый народ имеет полное право исповедовать свою религию, придерживаться своих обычаев и житейских правил. В этом отношении в Золотой Орде существовала неограниченная свобода вероисповедания и толерантность, каждая религия имела равные права, никак не притеснялась, что превратило государство в одно из самых передовых
На эту особенность обращали внимание приезжие гости и послы разных стран. Их крайне удивляла такая свобода в выборе веры, о чем в своих странах они не могли даже мечтать
Все это говорит о том, что, видимо, в Золотой Орде не существовало должного понимания, что религия является одним из сильнейших видов идеологического оружия.
Обратимся к православной религии. Если бы ханы видели в этой религии сильное идеологическое оружие, направленное против татар-мусульман, если бы они понимали, что эта религия способствует объединению русского народа и одновременно является в руках церковников сильным средством воспитания в народе враждебности к мусульманам, они вряд ли предоставили бы ей столько вольностей. Русский народ воспрянул духом именно благодаря своим религиозным деятелям, постепенно окреп, поверил в себя и в конце концов превратился в силу, которая с оружием в руках выступила против Сарая. Так Золотая Орда своей необдуманной политикой сама воспитала против себя сильного врага.
Вот что интересно: Узбек хан, заняв трон, тут же начинает беспощадную борьбу против буддизма, все еще существовавшего среди монголов, прилагает много сил для искоренения этой религии в своем государстве. По этой причине входит в противоречие с монголами. А вот православию он предоставляет широкие права, не думая о том, что такая политика в дальнейшем может создать для государства серьезные проблемы.
Тюрки и монголы
В пришедшей с востока армии наряду с монгольским элементом львиную долю составляли тюрки. Конечно, ханы были монгольского происхождения, они все были чингизидами. Но в армии представителей тюркских племен было большинство, и это дает нам право назвать походы монголо-тюркскими. Правда, в русской исторической науке на это мало кто обращает внимания, там принято выражение «монголы» или «татаро-монголы».
Но истина дороже. К тому же после образования Золотой Орды монголы в тюркской среде отюречились через два поколения. Это установленный факт. Так что походы, давшие миру новые стимулы, способствовавшие смешению крови, — явление не случайное. Деятельность великих полководцев, таких, как Чингисхан или Александр Македонский и других, без санкции неба вряд ли была бы возможна. Об этом в эзотерических источниках имеются ясные указания.
Образование Золотой Орды сплачивает в рамках одного государства живущие в степях разбросанные этносы и вот уже сколько веков ведущие между собой споры оседлые народы. Если оценивать объективно, это, без сомнения, проявление прогресса. Конечно, в войнах льется много крови, разрушаются духовные и материальные ценности. Но разве создание нового, поднятие на новую ступень развития не происходит через отказ от старого, изжившего себя? Это же основной закон эволюции.
В книге Н.К.Рериха «Держава Света» имеется интересная мысль об этом. Он пишет: «Великие переселения народов — не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых рас. Поэтому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости» (Рерих Н.К. Держава Света. — Нью-Йорк, 1931. — С.155).
Татары-мишари
Сложно сказать, можно ли считать мишарей отдельным этносом без дополнительных генетических исследований, но сами они себя считают отдельным народом. Сейчас в России проживает 786 представителей этой национальности.
Есть несколько теорий относительно их происхождения. Одна из них говорит о смешении двух народов — буртасов (скифов) и булгар. Вторая говорит о происхождении народа от племени мещеряков, которое жило в долине Оки и было «отатарено» Ордой, – так считал востоковед Владимир Владимирович Вельяминов-Зернов. Золотордынская же версия гласит о том, что мишари произошли непосредственно от населения Орды, которое после ее распада ушло с царевичем Касимом на Оку. Скорее всего, в формировании мишарей принимали участие и кипчаки (половцы).
Войны
Без сомнения лучше всего у монголов получалось воевать. Правда, брали они большей частью не умением, а числом. Завоевать пространство от Японского моря до Дуная армиям Чингисхана и его потомков помогали покоренные народы – половцы, татары, ногайцы, булгары, китайцы и даже русские. Золотая Орда не смогла сохранить империю в прежних пределах, однако в воинственности ей не откажешь. Маневренная конница числом в сотни тысяч всадников заставляла капитулировать многих.
До поры до времени удавалось поддерживать хрупкий баланс в отношениях между Русью и Ордой. Но когда не на шутку разыгрались аппетиты темника Мамая, противоречия между сторонами вылились в ставшее легендарным сражение на Куликовом поле (1380). Его итогом было поражение монгольского войска и ослабление Орды. Это событие завершает период «Великой замятни», когда Золотую Орду лихорадило от междоусобиц и династических передряг.
Прекратилась смута и укрепилась власть с восшествием на престол Тохтамыша. В 1382 году он снова идет на Москву и возобновляет выплату дани. Однако изнурительные войны с более боеспособной армией Тамерлана, в конце концов, подорвали былую мощь Орды и надолго отбили желание совершать завоевательные походы.
В последующее столетие Золотая Орда постепенно стала «рассыпаться» на части. Так одно за другим в ее границах появись Сибирское, Узбекское, Астраханское, Крымское, Казанское ханства и Ногайская Орда. Ослабевающие попытки Золотой Орды осуществлять карательные акции пресек Иван III. Знаменитое «Стояние на Угре» (1480) не переросло в масштабное сражение, однако окончательно сломило последнего ордынского хана Ахмата. С этого времени Золотая Орда формально перестала существовать.
Какие народы являлись частью Золотой Орды
Что касается Российской империи и народов, которые там проживали, то здесь аж до двадцатого века тюрков, которые жили по исламским заветам, продолжали называть татарами.
Причем в ярких произведениях литературы того времени и даже чуть раньше татарами вообще едва ли не всех подряд маркировали, включая казахов, карачаевцев и азербайджанцев. За счет такой разрозненности многие граждане, которые особенно историей никогда и не увлекались, до сих продолжают думать, что в состав Золотой Орды входили едва ли не все этносы, проживающие в ближайшей к ним часть евразийского материка.
В свое время ученые умы решили разобраться с тем, почему именно угро-финские и уральские народности получили отдельно взятое название. Многие склоняются к тому, что их удостоили такой чести из-за более высокого уровня развития, но при этом имели налицо все признании подчинения заслуживших славу опасных воинов – татар.
Справедливости ради стоит отметить, что во время массового перехода в христианство населяющих земли людей, они, в принципе, быстро переориентировались на новые условия. Так получилось почти без проблем принять христианскую культуру и даже ужиться с общепринятыми традициями на Руси.
Нелишним будет напомнить о том, что на государство приходилось несколько пиков особенно стремительного развития.
Как в такие моменты расцвета к народу добавлялись романские индоевропейские представители. Так исторические исследователи называют предков современных молдаван и румынов. Сюда же следует отнести небольшие вливания жителей Северного Кавказа. Но, даже при таком смешении кровей, посторонние этносы особого разнообразия в генетический набор местных и уж тем более в их уже давно устоявшийся уклад, не вносили.
Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды
Джучи (1208–1227),
Бату (1227–1256),
Сартак (1256),
Улакчи (1256),
Берке (1256–1266),
Менгу-Тимур (1266–1282),
Туда-Менгу (1282–1287),
Тула-Буга (1287–1291),
Токта (1291–1313),
Узбек (1313–1342),
Тинибек (1342),
Джанибек (1342–1357),
Бердибек (1357–1359).
Ханы периода «Великой замятни»:
Кульпа (1359–1360),
Науруз (1360),
Хызр (1360–1361),
Тимур-Ходжа (1361),
Орду-Мелик (1361),
Абдуллах (1361–1370, с перерывами),
Кильдибек (1361–1362),
Мюрид (1361–1364),
Мир-Булат (1364–1365),
Азиз-Шейх (1365–1367),
Тулунбек (1370),
Мухаммад-Буляк (1370–1380, с перерывами),
Урус (1374–1375),
Черкес-бек (1374–1375),
Каганбек (1375–1377),
Токтакия (1376–1377),
Арабшах (1377–1379).
Ханы после завершения «Великой замятни»:
Токтамыш (1380–1397, с перерывами, в 1394–1395 гг. – Таш-Тимур, в 1396–1397 гг. – Коюрчак),
Тимур-Кутлуг (1397–1399),
Шадибек (1399–1407),
Булат-Султан (1407–1410),
Тимур (1411),
Джалаладдин (1411–1412),
Керим-Берди (1413),
Кебек (1413–1414),
Чакры (1413–1416),
Джаббар-Берди (1416),
Дервиш (1416–1419),
Кадыр-Берди (1419),
Улуг-Мухаммад (1420–1437, с перерывами, в 1420–1438 гг. – Гиясаддин, в 1420–1424 гг. – Худайдат, в 1422–1427 гг. – Барак, в 1433–1435 гг. – Хаджи-Гирей).
Ханы периода распада Золотой Орды:
Сейид-Ахмад (1433–1455),
Кичи-Мухаммад (1433–1459),
Ахмад (1459–1481),
Муртаза (1481–1494),
Сейид-Ахмад (1485–1502),
Сейид-Мухаммад (1485–1502),
Шейх-Ахмад (1491–1502).
Социальная структура
Высший слой аристократии составляли карачибеки и улусбеки, сыновья и ближайшие родственники хана – огланы, султаны, далее – эмиры и беки; военное сословие (рыцарство) – бахадуры (батыр) и казаки.
Административно-фискальную власть на местах осуществляли чиновники – даругабеки (даруга).
Основная масса населения состояла из податного сословия – кара халык, платившего государству или феодалу налоги, главным из которых был ясак (ясак-калан). Существовали и другие виды поземельных и подоходных сборов, пошлин (салыг муссама, тамга-тартнак, харадж и пр.), а также различные повинности, такие как поставки провианта в войска и властям (амбар малы, улуфа-сусун и т.п.), ямская (ильчи-кунак) и др.
Был также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства – гошер и закят, а также дань и налоги на покоренные народы и немусульманское население Золотой Орды (джизья).
Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники свыше 10 категорий.
Население зависимых областей платило налоги и пошлины в пользу хана (например, ордынский выход в русских княжествах) и своих феодалов, выполняло также некоторые повинности (воинскую, ямскую и др.).
Гарнитура поясного набора. Золотая Орда. Вторая половина XIV – рубеж XV в
Серебро; литье, позолота, чеканка, гравировка. Фонд Марджани
Торговля[править | править код]
Торговые колонии генуэзцев в Крыму (капитанство Готия) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном, тканями и льняным холстом, оружием, женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценными камнями, пряностями, ладаном, мехами, кожей, медом, воском, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом.
Золотая Орда сбывала генуэзским купцам рабов и добычу, захваченную ордынскими отрядами во время военных походов.
Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу, так и в Среднюю Азию, Индию и Китай. Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран, проходили по Волге.
Путь к трону Золотой Орды
С 1246 года Берке стал доверенным лицом Бату на всех важных мероприятиях Чингизидов: на выборах Гуюка он ещё играет второстепенную роль, но на курултае 1250−1251 гг. Берке уже становится главным организатором. Тогда на трон великого хана был выдвинут Мунке, сын Тулуя, которого поддерживал Бату. Многочисленные родственники совершенно не желали участвовать в подобном запланированном мероприятии и даже не прибыли в назначенный день на курултай. Делегация под началом Берке откровенно некомфортно чувствовала себя в Монголии, хотя в неё входил 30-тысячный воинский контингент из Золотой Орды. Берке направил письмо Бату с описанием ситуации и получил вполне ясный ответ. «Ты его (Мунке) посади на трон, всякий, кто отвратится от ясы, лишится головы», — старший брат резко дал понять, что промедление может стоить им очень дорого.
В итоге собрание монгольской знати прошло без сучка и задоринки: Берке хоть и нарушил ряд обычаев, но не допустил смут во время избрания нового великого хана. Воины, верные Берке и Бату, обеспечили спокойное проведение курултая.
Был один любопытный эпизод в этой истории, который никак не вписывался в традиции собрания монгольской знати: Берке заставил избранного великого хана произнести клятву на Коране, дабы оказывать поддержку мусульманам по всей Монгольской империи.
Вернувшись из дальней поездки, Берке стал стремительно набирать политический вес в Орде. Старшие братья Орду и Шибан отправились в лучший из миров: так Берке оказался вторым лицом в Улусе Джучи. Головокружение от успехов у царевича наступило достаточно быстро: уже в начале 1250-х, имея земли на Северном Кавказе, младший брат Батыя стал самостоятельно принимать посольства мусульманских правителей от имени хана Золотой Орды. Вскоре у Берке был отобран надел земли: далее он перекочевал на Волгу. Казалось, стремительной карьере конец, но до Сарая дошло известие о том, что Мунке дал добро на завоевательный поход Хулагу на Иран, а также велел расправиться с багдадским халифом, с которым Золотая Орда установила довольно тёплые отношения.
Александр Невский и Сартак. (Pinterest)
В 1256 году не стало Бату: это событие сильно изменило расстановку сил в Монгольской империи. В Золотой Орде борьба за трон началась почти сразу: сын Бату Сартак перед смертью отца отправился в Каракорум к Мунке и был назначен преемником. Сартак (несторианин по вероисповеданию) не выступал против похода на Иран. Берке же подобный расклад совсем не устраивал: он фактически задействовал все силы влиятельных мусульман в Золотой Орде, чтобы не дать сыну Бату стать правителем Улуса Джучи. Купцы, золотоордынские Чингизиды и племенные вожди поддержали Берке, вероятнее всего, из-за денег и нарушения старинного обычая. Сартак должен был предложить титул хана сначала своим старшим родственникам — дядям.
До последнего Берке пытался уговорить Сартака решить вопрос мирным путём, но неприязнь последнего к исламу и к самому дяде заставила пойти младшего брата Батыя на крайние меры: во время визита к родному брату Берке Беркечару Сартак был отравлен на пиру. Но такое вероломное убийство в Орде не осудили. Правда, Мунке назначил сына убитого Сартака Углачи ханом Золотой Орды, но и тот не удержался: в 1257 году его не стало. Боркачин-хатун, вдова Бату, также участвовала в дворцовых интригах и вела тайную переписку с Хулагу. Об этом быстро узнали сторонники Берке из числа нойонов и обвинили вдову в предательстве — она была убита.
Берке фактически провозгласил себя правителем Золотой Орды, пока Мунке участвовал в походе против империи Сун. Безусловно, Великий хан мог расправиться с узурпатором, но в 1259 году Мунке умер в Южном Китае во время осады города Хэ-чжоу. Пока в Монголии делили власть братья покойного Мунке, Берке сохранял нейтралитет.
Хулагу. (Pinterest)
Золотая Орда при хане Берке: итоги
В 1266 году Берке не стало во время похода на Тифлис (в пору борьбы с Ильханатом). После себя он оставил своим потомкам сильный и фактически независимый от центра Улус.
Если Бату сформировал основные механизмы государственного управления, то Берке их в значительной мере улучшил. При нём начался рост городских и торговых центров. По традиции средневековых мусульманских правителей Берке покровительствовал наукам и искусствам.
Ордынский город. Реконструкция. (Pinterest)
О его семье не так много информации: летописцы указывали, что у Берке осталось три жены и двое детей. Дочь Урбай-хатун была выдана замуж за правителя державы Сельджуков Кей-Кавуса, а личность сына Берке оставалась в тайне, но его имя вместе с Берке упоминалось в хутбе мамлюкского султана Бейбарса из Египта. После кончины хана власть перешла к дому Бату, хотя в арабской литературе золотоордынских правителей возводили из «дома Берке».
Руины Сарай-Берке. (Pinterest)
Ханский титул при жизни Берке по отношению к нему не использовался: современники употребляли титул «огул» (представитель ханской семьи).