Как живут в узбекистане обычные люди

Самая распространённая религия Узбекистана — ислам

Хотя официальной конфессии в этой стране нет, преобладающая религия Узбекистана — ислам. Процент её приверженцев огромен — 96,5%.

Это не удивительно, ведь исламизация этого и ближайших регионов произошла ещё в начале VIII века. Она проходила агрессивно, что принесло свои плоды. В те годы наиболее популярной религией на Узбекской территории был зороастризм, хотя исповедовали и другие религии. Его приверженцы вступили в длительное противоборство с мусульманами.

С IX по X век начался период персидского владычества, который способствовал укреплению ислама. Даже монгольские завоеватели не смогли изжить эту религию, а сами приняли её.

Кааба — главное святилище ислама в Мекке, в сторону которого мусульмане обращаются при молитве

Как всегда бывает, региональные особенности, местные традиции изменили облик главенствующей религии. Например, местные мусульмане:

  • Пили вино;
  • Курили;
  • Совокуплялись с мальчиками из гаремов.

Это не соответствует образу благочестивого человека, исповедующего ислам. Впрочем, эти явления не несли повсеместный характер. Хотя процент мусульман большой, далеко не все они благочестивые верующие.

Сегодня ислам главенствует в Узбекистане. Но это, как и с православием, происходит в большей степени на цифрах. Люди рождаются и растут в мусульманской традиции. Они не принимают её осознанно, не делают попытки углубиться. Таким образом, номинальных мусульман много, а тех, кто живёт по всем религиозным правилам и хорошо знает богословие, намного меньше.

После атеистической власти авторитет религии значительно пошатнулся, и новые поколения уже не проявляют того интереса к вере, какой был у их предков.

Численность населения Ташкента

На 1 января 2020 года в Ташкенте проживало 2 571,7 человек. Демография в столице значительно отличается от других регионов республики. Если в советский период количество жителей в Ташкенте росло гораздо быстрее, чем в других регионах, то в 2000-х годах сложилась обратная тенденция. Столица растет медленнее всех. Отличается и этнографический состав: более трети жителей столицы – представители национальных меньшинств.

Столица продолжает оставаться двуязычной. Если сельская местность полностью перешла на узбекский язык, то в Ташкенте по-русски разговаривают многие, а понимает большинство. По-русски говорят представители многих малых национальностей – украинцы и татары, корейцы и немцы и многие другие не среднеазиатские народы.

Узбекистан под властью Советов: массовый ликбез и депортации

Сенцов Александр/ТАСС

К тому времени, когда Российская империя рухнула и на ее месте возникло социалистическое государство под названием СССР, бó‎льшая часть узбеков проживала на территории Туркестана. Там же бок о бок с ними жили таджики, русские, казахи, киргизы, евреи, туркмены, арабы и многие другие народы. Как отмечал в своих заметках военный географ и путешественник Михаил Венюков, «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов».

С приходом советской власти административно-территориальное устройство страны стало стремительно меняться. В 1924 году начался процесс национального размежевания, в результате которого были образованы различного рода автономии: союзные республики, автономные ССР, автономные области и округа.

27 октября 1924 года была образована Узбекская ССР со столицей в городе Самарканд (с 1930 года – столицей стал Ташкент). Республика была разделена на семь областей: Самаркандскую, Ташкентскую, Ферганскую, Зарафшанскую, Сурхандарьинскую, Кашкадарьинскую и Хорезмскую. На правах автономии в ее состав также вошла Таджикская АССР.

Практически все крестьяне, проживавшие в Узбекской ССР, подверглись раскулачиванию. За один только 1931 год из республики были выселены более 3,5 тысячи семей. На жесткие репрессии население ответило бунтами. Так, с января по март 1930 года в республике было зафиксировано 105 вооруженных восстаний. Все они, впрочем, были подавлены.

Но были у советского правления и хорошие стороны. За то время, что Узбекистан находился в составе СССР, он заметно повысил свои экономические показатели. Регион, который еще недавно считался чуть ли не отсталым, продемонстрировал колоссальный рост промышленности, сельского хозяйства, началась активная разработка полезных ископаемых, повсюду строились тепловые и гидроэлектростанции, обеспечивавшие энергией бо́льшую часть страны, были открыты нефтяные и газовые месторождения. Также в Узбекистане полным ходом шло развитие машиностроения, в том числе совершенно новых для республики отраслей – авиационной, химической, электротехнической, радиоэлектронной и других. И, конечно, Узбекская ССР стала лидером в производстве хлопка, обеспечив им весь Союз.

Кроме того, при советской власти заметно вырос уровень грамотности. В 1929 году узбекская письменность была переведена на латынь, а в 1940-м – на кириллицу. В республике была развернута кампания по ликвидации неграмотности, открыто множество школ, училищ и университетов. Образовательная реформа принесла свои плоды: если в 1897 году, при царской власти, уровень грамотности узбекского населения составлял всего 4%, то к 1977 году образование имели 99% жителей республики.

Этнический состав населения Узбекистана

Население узбекской республики по уровню многонациональности сравнимо с Россией. Доля коренного населения велика: составляет 83 %. Но помимо коренного народа этнический состав республики крайне разнообразен. Второй по численности народ, населяющий республику, – таджики (около 5 %). Самые крупные этнические меньшинства республики – русские и славянские народности.

В стране можно найти представителей казахов, киргизов, туркменов. Реже встречаются корейцы, татары, цыгане, арабы.

Здесь сумели закрепиться узбекская и каракалпакская нации. Происходит интеграция всех этносов и народностей, их культур и традиций. Эти процессы находят отражение в районах, где происходит смешение групп этносов. Здесь большая часть жителей знает два языка: каракалпаки используют узбекский как второй язык, а узбеки часто пользуются таджикским, казахским и русским. Русские узбеки (крупное этническое меньшинство) играет значимую роль в этнической структуре страны. На языке русского народа составляют многие документы и декларации.

Происхождение и расселение узбеков

Слово «узбек» уходит корнями в древность. Этимология имени, которое раньше было собственным – истый князь. Только в XIV веке узбеками стали называть целый народ, появившийся в годы правления Узбек-хана. Хан стал во главе Золотой орды и активно распространял мусульманство среди племен, находящихся в его подчинении. Предками современных узбеков были восточные иранцы, саки, тюркоязычные племена, хорезмийцы и другие народы.

Однако в XIV веке узбекские племена распались, тогда представителями народности были немногочисленные слои, верные своему происхождению. И только в середине XVI века потомок Узбек-хана сумел завоевать земли среднеазиатских ханств и восстановить узбекскую народность.

Эта нация является смешением тюркской и монгольской народностей.

Узбекский народ совмещает в себе помимо узбекских корней корни таджиков и сартров.

Формирование народа началось в Среднеазиатском междуречье. В дальнейшем процесс расселения и формирования народа наблюдался в Ферганской, Зеравшанской, Сурхан-Дарьинской областях. Именно здесь и рассредоточена узбекская народность.

5.

Они сажают женщин за отдельный стол
В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.
До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

До нашей эры

Следы присутствия первых людей относятся к концу эпохи плиоцена – раннему или нижнему палеолиту, что подтверждают найденные в районах Бухары и Ферганы каменные орудия. Также на юго-западном отроге Гиссарского хребта было обнаружено древнейшее захоронение, а найденные жилища первобытных людей относятся к среднему палеолиту.

Климат этих мест 2,5 миллиона лет (антропоген) назад был мягче, температура воздуха ниже среднего значения последних лет примерно на три градуса. В то время земли Узбекистана были не такие засушливые, здесь процветала животная жизнь. Это способствовало сколько это возможно быстрому распространению людей по близлежащим территориям сегодняшних пустынь Каракумы и Кызылкум.

Советскими археологами в Южной части Узбекистана было найдено древнейшее захоронение ребенка-неандертальца – свидетельствующее (по наличию ритуальных признаков) о зарождении культуры.

Также в окрестностях Самарканда найдена стоянка первобытного узбекского племени, обустроенная приблизительно 15000 лет назад. При более подробном изучении ученые обнаружили несколько каменных очагов и жилище в виде землянки. Следы использования инструментов указывают на происхождение первых технологий обработки сырья. Здесь же найдены древнее охотничье снаряжение и рыболовные снасти.

Добытые в ходе раскопок бронзовые предметы принадлежат майкопской культуре характерной для племен обитающих на равнинах и предгорьях Северного Кавказа. Однако этот период недостаточно изучен. Имеющиеся материалы не позволяют установить когда зародилась металлургия в происхождении узбекского народа, но довольно часто встречаются следы горнодобывающей деятельности.

Ислам в Узбекистане — Islam in Uzbekistan

Ислам — доминирующая религия в Узбекистане . Исламские обычаи были широко приняты правящей элитой, и они начали покровительство ученых и завоевателей, таких как Мухаммад аль-Бухари , Ат-Тирмизи , Исмаил Самани , аль-Бируни , Авиценна , Тамерлан , Улугбег и Бабур . Несмотря на свое преобладание и историю, практика ислама была далека от монолитности с момента создания Узбекской Советской Социалистической Республики . Многие версии веры исповедуются в сегодняшней Республике Узбекистан. Большинство из них отходят от традиционных исламских традиций и законов и практикуют гораздо более расслабленный подход. Сильно авторитарное толкование Корана , включая законы шариата , которое наблюдается в некоторых частях Ближнего Востока , в Узбекистане почти неслыханно. Существуют также традиции зороастрийской эпохи, которые все еще практикуются до появления ислама в стране.

Гостеприимство и чаепитие

Хотя сами узбеки одеваются довольно грустно – черный цвет и оттенки серого, но они очень жизнерадостные и любят шутить. Гостеприимны, рады поделиться всем, что у них есть. Дастархан должен быть заполнен так, чтобы не осталось свободного места. Здесь присутствую фрукты, ягоды, овощи (особенно дыни и арбузы), лепешки, холодные закуски, а уж о сладостях говорить не приходится.

Издавна путешественника, проходящего мимо, полагалось пригласить в дом, угостить хлебом и чаем. Тот, кто принимает гостей, должен быть приветливым и доброжелательным, уметь искусно подать блюда, проявлять равное уважение ко всем гостям. До сих пор жив обычай потчевать друзей и соседей первыми плодами из своего сада и огорода.

У японцев и китайцев свой ритуал принятия чайного напитка, узбеки тоже трепетно относятся к этому, начиная и заканчивая чаем принятие пищи. Наиболее популярен зеленый чай, черный пьют в Ташкенте. Употребляют без сахара, но добавляют определенные травы и специи. Хозяева вначале накрывают стол, украсив его разными сладостями и фруктами. Затем расставляют пиалы, приносят чайник со свежезаваренным чаем. Хозяин наливает немного напитка в пиалу, потом возвращает его в чайник – и так 3 раза. Наконец заполняет емкость наполовину и подает гостю. Непосвященному человеку кажется, что выполняется какой-то обряд, но на самом деле все гораздо прозаичнее. Сухие листья чая после заливки кипятком слишком медленно отдают свой аромат, а переливание помогает перемешать их равномерно, ускоряет процесс.

Недоливают напиток для того, чтобы гость не обжегся, но главное – чтобы позже попросил добавить еще, что с удовольствием сделают, так как традиции узбекского народа требую уважительного отношения к путешественнику и заботы о нем. Принося чай дорогому гостю, они прикладывают правую руку к сердцу – в знак уважения. Шутка: узбек такой жадный – он не только наливает половину чая, но и цепляется за свое сердце!

Чайхона (чайхана) – такой же непоколебимый элемент местных традиций, как и чай. Социальная жизнь сосредоточена на мечетях, базаре и чайных. В чайхоне, спрятавшись от палящего солнца, люди беседуют, отдыхают, делятся новостями и обедают. Кроме чая можно заказать поесть, а также вино или пиво. Узбекистан – мусульманская страна, где алкоголь разрешен законом.

Жизнь узбеков в городах

Не секрет, что уровень жизни в городах Узбекистана существенно выше, чем в сельской местности. В городе легче найти высококвалифицированную работу с повышенной зарплатой (более 300 долларов).

В узбекских городах, особенно в столичном Ташкенте, жизнь кипит: здесь есть театры, музеи, спортивные заведения, аквапарки, зоопарк, цирк, множество кафе и ресторанов. Ташкент – современная, быстроразвивающаяся столица, не уступающая многим столицам восточных государств.

Особое внимание власти уделяют безопасности городских жителей. В Узбекистане на улицах много полицейских, на каждом углу расставлены камеры наблюдения, проводится досмотр документов и личных вещей при входе в метро, вокзал или даже кинотеатр

Происхождение (этногенез)[править | править код]

Узбеки — народ смешанного происхождения, включивший как европеоидные, так и редкие монголоидные компоненты: это нация с промежуточным положением между иранскими и тюркскими народами.

Антропологи относят узбеков к южным европеоидам типа Среднеазиатского междуречья. Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, ферганцы и другие сако — массагетские племена. Узбеки стали объединится под этнонимом узбек с Х по XIV в.; узбекский народ сформировался к началу XVI века. Ещё в 1870-х годах отмечали, что «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов».

Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. По мнению современного историка Т.Султанова — эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время». Существует легенда, о том что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из этих 92 человек, согласно легенде, будто бы и произошли «узбекские» племена, называемые в тексте также и нарицательным именем илатийа.

К настоящему времени известны более 18 списков 92 узбекских племен, причем все они составлены на территории Мавераннахра, то есть оазисов Среднеазиатского междуречья.

Согдиана

Согдиана — узбекская и российская певица. Она очень долго и упорно шла к своей мечте. Первые шаги к успеху Согдиана (в быту Окса́на Влади́мировна Нечита́йло) сделала в Узбекистане. Девушка принимала участие в международных и республиканских конкурсах, на память о них у Согдианы сохранились грамоты и медали.

В 2001 году вышел ее первый сольный альбом. Но в России певица стала известна только после участия в шоу «Фабрика звезд». Согдиана обладательница нескольких статуэток «Золотого граммофона» и звания Народной артистки Чеченской Республики.

14

Только полпиалы чая

“Чай не пьёшь — откуда силы возьмёшь?”- говорит старинная узбекская поговорка. Этот народ отличается гостеприимством, причём уйти из дома узбекской семьи, не отведав чаю, невозможно.

К напитку подают сладости и фрукты. Если вам узбек наливает всего полпиалы чая, не спешите обижаться и обвинять его в жадности. Напротив, хозяева хотят, чтобы дорогой гость задержался в их доме и попросил добавки.

Показывая особое расположение гостю, хозяин, поднося пиалу с напитком, прикладывает правую руку к сердцу. В старину этот жест демонстрировал, что принимающая сторона не прячет оружия, а значит, гость может чувствовать себя в полной безопасности.

Василий Верещагин «Узбек, продавец посуды»

Особенности национальной культуры

У узбеков существуют некоторые отличные от европейцев правила поведения. Так, за руку при встрече здесь здороваются только мужчины, физический контакт в виде пожатия руки по отношению к женщинам обычно не используется — приветствуя даму, слегка наклоняют голову и прикладывают руку к сердцу.

Узбеки отличаются сдержанностью и умением владеть эмоциями. К соотечественникам обычно относятся более доверчиво и доброжелательно, чем к иностранцам. Тем не менее, гостеприимство  в этой стране готовы оказать любому, это одна из незыблемых национальных традиций узбекского народа. От приглашения разделить трапезу в Узбекистане отказываться неприлично, а если такое приглашение поступило заранее, гостю желательно прийти с небольшими гостинцами.

Интересные традиции у узбеков связаны с застольем. Гостю следует занять место, указанное хозяином. Как правило, места, дальние от входа, предназначаются для особо почетных персон. Важным элементом гостеприимства служит чайная церемония. Приготовление чая и подача его гостям ― прерогатива хозяина. Чай подают в пиалах, причем, чем большего уважения заслуживает гость, тем меньше напитка ему нальют: тогда он сможет продемонстрировать уважение к хозяевам, несколько раз попросив добавки.

Важный элемент узбекской культуры ― национальная одежда. У мужчин это длинные рубахи и халаты, перетянутые вышитыми кушаками, головной убор ― разных фасонов тюбетейки. Женщины носят длинные платья или халаты, широкие шаровары, голову покрывают ярким платком, тюрбаном или шапочкой, украшенной вышивкой, блестками, амулетами. Форма шапочки, вид и цвет орнамента на ней в каждом регионе страны отличаются.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко — распадается лишь 15% браков (в России — больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане

Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины

Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Узбекские обычаи

Бухарский зиндан

Городские узбеки — вполне себе нормальные люди. Они в большинстве своём знают
русский язык, вежливы и образованы. Однако в Россию едут   не
представители узбекской интеллигенции, а жители мелких городков и сельской
местности, обладающие совершенно иным менталитетом и  соблюдающие свои
патриархальные традиции.

Примечательно, что даже в XXI веке сельские узбеки сохранили обычай, согласно
которому спутника(цу) жизни одинокому чаду находят родители, личные предпочтения
строго второстепенны. И, поскольку один из негласных законов у узбеков —
подчиняться и чтить родителей, сынок или дочка вынуждены безропотно соглашаться.

За невест в большинстве регионов Узбекистана до сих пор платят калым. По местным
понятиям это компенсация семье девушки за её воспитание и за потерю рабочих рук.
Часто деньги, которые семья жениха передает семье девушки во время свадьбы, 
обеспечивают жизнь младших братьев и сестер невесты. если же за долголетнее
махание в России метлой скопить на калым не удалось, невесту просто воруют.
Милиция Узбекистана занимается возвратом невесты лишь в том случае, если
родители хорошо заплатят. Но крадут узбеки невест и в других странах. Так, в
Ошской области Киргизии, где живёт много узбеков, недавно прошла
широкомасштабная акция против практики кражи невест. Активисты тогда выступили с
информацией, что ежегодно в Кыргызстане свыше десяти тысяч девушек вынуждено
вступают в брак, половина таких браков впоследствии распадается, были случаи
суицида похищенных девушек. В результате кража невест в Киргизии теперь
приравнена к похищению человека, и за это преступление предусматривается
наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. Часто за кражу невесты
выдают случаи обыкновенного изнасилования, а иногда за возврат невесты домой
женихи требуют выкуп.

Климат и экология

Большая часть страны находится в засушливых районах. Пустыни и степи мало пригодны для жизни, а в горах затруднено транспортное сообщение. Самые благоприятные условия для жизни в долинах рек, где люди селились издавна, а сейчас построены крупные города.

В Узбекистане солнечно и сухо, осадков выпадает мало. Как и во всех южных континентальных регионах, здесь велики перепады температур между днём и ночью, летом и зимой. В зимние месяцы воздух остывает до 0° на юге и до -8° на севере. А в июле-августе люди страдают от жары.

Экологические проблемы Узбекистана:

  • нехватка пресной воды;
  • загрязнение воздуха, подземных вод и земли отходами производства и деятельности человека;
  • истощение почвы при земледелии.

Район экологической катастрофы — Аральское море, которое находится на границе Узбекистана и Казахстана. Сброс в русла рек отходов и химикатов привёл к тому, что уровень воды в море критически снижается, а вредные вещества в виде пыли разносятся ветром на многие километры. Экологи из разных стран работают над тем, чтобы остановить этот процесс. Но последствия того, что уже произошло, к сожалению, необратимы.

Сокращение акватории Аральского моря с 1977 по 2014

Islamsng.com

Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.

Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.

Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.

Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.

Райхон Ганиева

Райхон Ганиева — одна из самых ярких и блистательных певиц и актрис Узбекистана. Имея многомиллионную армию поклонников, она неоднократно признавалась лучшей певицей года. Райхон росла очень талантливой девочкой и даже окончила школу для одаренных детей по классу фортепиано.

Талант девушки проявился еще в раннем детстве. С малых лет она начала выступать на ведущих сценах страны.

Кроме выступлений и написания песен, Райхон снимается в кино, в основном в музыкальных фильмах.

Поет Райхон на узбекском, русском и английском языках. А ее сольные шоу, которые она проводит каждый год, отличаются грандиозными постановками, изумительными танцами и дорогими декорациями. А спеть дуэтом с Райхон мечтает каждый певец или певица Узбекистана.

12

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз

Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Поселения и постройки

Узбеки, как и таджики, унаследовали традиционные, веками сложившиеся формы поселений, городских и сельских, а также характерные типы построек. Старые города и кишлаки узбеков и равнинных таджиков одинаковы, различия имеются только по областям. В частности, среди хивинских узбеков отмечается хуторской тип расселения.

Господствующая форма построек у узбеков та же, что и у равнинных таджиков: это прямоугольный дом из сырцового кирпича (на деревянном каркасе) или глинобитный (из «пахсы») с плоской крышей на деревянных балках. С одной стороны обычно имеется навес-терраса (айван) на столбах или колоннах. Эти деревянные колонны бывают покрыты — особенно у хивинских узбеков — художественной резьбой.

Вообще в деталях архитектурного плана, в расчленении, украшении дома имеются характерные различия между районами: различаются ферганский, самаркандский, бухарский, хивинский и; другие типы дома.

Есть двухэтажные дома, они были прежде у более зажиточных. Айван часто делается в верхнем этаже. В городах встречаются дома с выступающим на балках вторым этажом.

Внутреннее расчленение дома зависело от классовой принадлежности хозяев. Деление дома — или у богатых всей усадьбы — на две половины: мужскую (ташкари) и женскую, внутреннюю (ичкари) — было обычным явлением.

Ниши в стене дома (Фергана, середина XIX в.)

Стены дома обычно массивные, особенно в Фергане, где толщина их доходит до 60—70 см. Это делается не столько для сохранения тепла зимой, сколько для поддержания тоже массивной плоской крыши, а также на случай землетрясений. В толще стен изнуттри делаются глубокие ниши, играющие роль шкафов.

Характерны высокие глинобитные стены—«дувалы», которыми обносились города, отдельные поселки и даже усадьбы, особенно в Хорезме, где сохранились настоящие дворы-крепости. Внутри усадеб, обнесенных стенами, в городах и кишлаках, особенно в прежних байских домах, имеются деревья, сад, виноградник, прудик (хаус), что создает впечатление уюта и спокойствия.

Система отопления очень своеобразна. Устраивается так называемый сандал: углубление в полу, куда ставится жаровня с углями. Туда спускаются ноги для согревания, поверх ставится скамья и кладутся одеяла. В Фергане применяют простейшие очаги с дымоходом. В Хиве были открытые очаги без дымохода, так что жилище было дымное и закопченное. Печь для выпечки хлеба или лепешек (тандыр) обычно находится во дворе, так же как и печь с вмазанным котлом для варки пищи. В зажиточных домах то и другое помещалось в особой кухне.

Наряду с этими жилищами чисто оседлого, постоянного типа, среди части хивинских и бухарских узбеков (сохранивших родоплеменные деления) отмечались и следы кочевых традиций: решетчато-войлочная кибитка, некогда служившая обычным жилищем, позже стала употребляться как летнее жилье, которое становилось внутри усадьбы.

Надо, кстати, отметить, что именно в Хивинском оазисе, в его северной части, вообще в большей степени удерживались пережитки кочевого быта, так же как и родо-племенного деления. Здесь самое оседание кочевников происходило более компактными группами. Роды и племена не дробились там при оседании, как это имело место в восточных районах. Кунград, Мангыт, Нукус, Кипчак и несколько других городов и поселков в низовьях Аму-Дарьи имеют названия родо-племенных групп.

За годы Советской власти, особенно после коллективизации, в жилищных условиях узбеков произошли значительные изменения, аналогичные тем, о которых говорилось выше относительно таджикских жилищ.

С другой стороны, национальные традиции архитектуры нашли себе широкое применение в строительстве новых общественных зданий в городах и кишлаках Узбекистана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector