Храм святого сердца
Содержание:
- История
- Фото и описание
- История и расположение
- Внешний вид
- Архитектура
- Внутреннее убранство
- Как все начиналось
- История возведения храма
- Что посмотреть в храме Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте
- Информация для туристов
- Библия в камне
- Подробнее о крипте собора Святого Сердца в Барселоне
- Саграда-Фамилия
- Интерьеры
- Местоположение Собора Святого Сердца
- История Храма Святого Семейства
История
Строительство церкви Сердца Христова было начато в 1881 году по проекту архитектора Георга Хауберриссера и закончено в 1887 году. Церковь построена в неоготическом стиле с большим, высоким центральным нефом. Высота башни составляет 109,6 метров, что делает эту церковью после собора святого Стефана в Вене и Нового собора в Линце третьей по высоте церковью в Австрии.
В церкви находятся витражи, являющиеся одними из немногих существующих в Австрии примеров витражного искусства неоготического стиля.
Алтарь церкви был реконструирован в 1988 году архитектором Густавом Трогером.
Это интересно: Фонтан Леопольда: это познавательно
Фото и описание
Церковь Святого Сердца Иисуса — церковь, построенная в неоготическом стиле в австрийском городе Грац. Храм начали строить в 1881 году, архитектором был назначен Георг Хауберризер – уроженец Граца, архитектор мэрии Мюнхена. Строительство продолжалось 6 лет, и было завершено в 1887 году. Церковь была выполнена в стиле неоготики с центральным нефом. Церковь является третьей по высоте в Австрии после собора Святого Штефана и Нового собора в Линце, ее высота составляет109,6 метров. Освящение состоялось 5 июня 1891 года, а приходская церковь начала функционировать лишь 10 октября 1902 года.
В церкви находятся витражи, которые являются ярким примером витражного искусства в готическом стиле, примеров которых в Австрии сохранилось мало. С обеих сторон центрального нефа имеются небольшие часовни с настенными росписями. Все бронзовые колокола были демонтированы во время Первой мировой войны. В результате, по экономическим соображениям, были установлены стальные колокола.
Церковные фрески были созданы живописцем Карлом Каргером. 12 фресок создают замкнутый цикл, который начинается с поклонения Христу, а заканчивается распятием. Каждое из 12 изображений сопровождается пояснительной цитатой из Библии. В ходе подготовки к столетию церкви в 1991 году, алтарь был реконструирован в 1988 году архитектором Густавом Трогером.
В 2004 и 2005 годах проводился масштабный ремонт церкви.
Интерьер
Внутреннее пространство церкви
Внутреннее пространство организовано в виде большого вытянутого зала с боковыми капеллами, украшенными настенной росписью. Колонны вмонтированы в стены высокого нефа. Планировка, свободная от опор и колонн посредине зала, даёт возможность для обзора главного алтаря от самого входа. (Великолепный центральный алтарь был реконструирован архитектором Густавом Трогером в 1988 году.) В 1991 году архитектор Генрих Триттарт создал второй алтарь на специально спроектированном подиуме.
Внутри церкви Сердца Иисуса сохранились витражи в неоготическом стиле Композиции из цветного стекла на окнах и потолке немного смягчают строгий интерьер храма.
Цикл из 12 настенных фресок был создан в 1886-1906 гг. художником Карлом Каргером и двумя его учениками. Каждое изображение на фресках сопровождается библейской цитатой.
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Отели со скидкой здесь
История и расположение
Храм Святого Сердца находится в достаточно отдаленной от туристических троп местности – на горе Тибидабо. Эта гора часть является частью гряди с названием Кольсерола. Находится она на юге Барселоны.
Самая высокая точка горы, где и расположен храм, достигает свыше 500 м. Поэтому путешественникам не всегда удается его осмотреть. Вершину храма украшает статуя Христа, которую видно из любой точки побережья.
Строительство храма затянулось на 60 лет, а было начато в 1902 году. Над проектом работали два архитектора – сначала отец Enric Sagnier i Villavecchia, а затем его сын.
Гора Тибидабо – достаточно привлекательная местность, поэтому не удивительно, что именно здесь построили такой грандиозный проект. Прежде чем начать работу над храмом, на этом месте планировали построить или протестантский собор, или же отель с казино.
Споры разрешились тогда, когда землю выкупила Католическая Хунта. В то время благодаря Папе Пия Девятому стало модно воздвигать в разных городах Европы Храмы Святого Сердца.
1886 год – возведение часовни на горе Тибидабо, затем к ней пристроили павильон. Павильон являлся одновременно и смотровой площадкой. Перерыв в строительстве продолжался до 1902 года, когда заложили первый камень Храма Святого Сердца.
После окончательного завершения строительства в 1961 году храм освятили.
Внешний вид
Архитектурный ансамбль разделен на 3 части:
- крипта;
- базилика;
- скульптура Христа.
Первый ярус выстроен из темно-желтого камня, здание храма по контрасту выполнено из белоснежного материала, а фигура Христа отлита из бронзы. Таким образом соблюден контраст не только в пропорциях, но и в материале.
Храм Святого Сердца на Тибидабо виден из любой точки города, издалека понятна только общая композиция. Для того, чтобы рассмотреть детали, придется отправиться к самому храму.
Здание окружено широкими закругленными лестницами, ведущими в базилику. Справа, на половине пути остался вход в часовенку, положившую начало величественному храму. Испанцы трепетно относятся к памятникам архитектуры и сохранили часовню, проведя ее реставрацию.
По сторонам от главного входа установлены статуи святых Иакова и Георгия. Богородица, покровительница столицы Испании, находится над основной аркой. В крипту ведут несколько входов. Около одного из них находится лифт, возносящий туристов на смотровую площадку, по периметру которой расположены 12 фигур апостолов. Автором скульптуры Христа стал талантливый мастер Жузеп Мирет.
БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Достопримечательности острова Тенерифе
Архитектура
Санкт-Клотильда , Париж
Фасад собора был смоделирован по образцу базилики Святой Клотильды в Париже, а его неф и апсида были вдохновлены тульским собором . В соборе есть неф высотой 28,2 метра, окруженный двумя нижними и 14 небольшими приделами . Это самая большая римско-католическая церковь в епархии Гуанчжоу и самый большой собор в готическом стиле в Китае и Юго-Восточной Азии, занимающий площадь 2924 квадратных метра . Собор 32,85 метра в ширину, 77,17 метра в длину, а башни-близнецы возвышаются на 52,76 метра. Западная башня представляет собой башню с часами, а восточная башня служит колокольней , внутри которой раньше было пять больших колоколов, доставленных из Франции в 19 веке, хотя в настоящее время осталось только четыре, поскольку один был передан местной церкви в Гуанси. провинция в начале 1980-х гг.
Собор, как и большинство великих готических соборов Европы , построен из прочной каменной кладки. Это одна из немногих церквей в мире, полностью построенных из гранита, включая все стены, колонны и башни-близнецы. Камни были добыты в карьерах Четырех холмов Коулуна и перевезены из Коулуна , Гонконг, на парусных судах .
Внутреннее убранство
Стены и своды крипты и базилики украшены фресками, барельефами, окна закрыты витражами со сценами на библейские темы. В полукруглых углублениях расположены 5 алтарей, посвященных основным событиям или святым:
- Иосиф;
- Антоний;
- Дева Мария;
- Таинство;
- Дева Монтсерратская.
Базилика в отличие от крипты наполнена светом, по стенам скользят блики от разноцветных витражей, над главным алтарем укреплено распятие. Возле левого алтаря, посвященного Богородице, 5 витражей изображают ее в разных обликах, характерных для испаноязычных стран. У левого алтаря видны еще 4 витража на ту же тему и 1 с изображением чуда воскрешения.
Вокруг наивысшей точки купола видны 8 окон, через которые свет попадает в центральное помещение. Витражи на них также посвящены жизни Христа.
Как все начиналось
История возведения Собора началась с того, что в 1872 году Джозеп Мария Бокэбелла – продавец религиозных книг и основатель Духовной Ассоциации Приверженцев Святого Иосифа – посетил Ватикан. Вернувшись домой под впечатлением от грандиозной архитектуры, он вознамерился построить искупительный храм в Барселоне. «Кинули» клич в массы, чтобы верующие и все, кто хотел и мог, сдавали деньги на новую церковь. Пожертвования потекли рекой, и довольно быстро была собрана сумма, необходимая для приобретения земли под будущую церковь. Для нее выбрали место на окраине Барселоны – Эшампль. Это был бедный район, где проживали крестьяне, стояли редкие лачуги, на каменистой земле паслись козы.
Бокэбелла был идейным вдохновителем проекта, а Джоан Марторэлл (архитектор и проектировщик по образованию) был его советчиком в плане архитектурных нюансов и особенностей. Но главным архитектором проекта назначили знатока псевдоготики – Франсиско де Паула дель Виллар-и-Лозано. Очень скоро у него возникли разногласия с Марторэллом, и Виллар, сославшись на нездоровье и пожилой возраст, удалился с проекта. Дальнейшее строительство поручили неизвестному тогда Антонио Гауди – помощнику Виллара, с которым он работал одно время.
Есть легенда, что главный заказчик церкви сеньор Бокэбелла видел во сне, будто храм достроит человек с голубыми глазами и светлыми волосами. Тридцатилетний Гауди «подходил» под это описание. И к тому же, он сразу согласился на условия заказчика, что и следовало ожидать от любознательного и увлеченного своим мастерством архитектора.
История возведения храма
Вершина горы Тибидабо привлекала многих, на ней планировали построить увеселительные заведения или протестантскую церковь, но останавливало ее удаленное положение. Это не стало препятствием для возведения в XIX веке небольшой часовни на личные пожертвования Доротеи де Чопитеа, известной своей благотворительной деятельностью.
После этого было принято решение о постройке полноценного храма. Проект принадлежал архитектору, художнику и известному общественному деятелю того времени маркизу Энрику Саньеру. Он работал в стиле модернизма, что наложило на облик здания определенный отпечаток, но основные классические черты и пропорции были неукоснительно сохранены. Также в облике прослеживаются элементы романского, неоготического, византийского стилей. Строительство длилось больше 50 лет. Автор не успел увидеть свое творение во всей красе, заканчивать строительство пришлось его сыну. В 1950 году на вершине здания установили скульптуру, через 11 лет после этого события храм был закончен и освящен.
Храм Святого Сердца на горе Тибидабо в Барселоне получил свое название под влиянием модного течения, благодаря которому не только в Испании, но и в других европейских странах появились соборы с похожими названиями. В это время выли возведены несколько десятков храмов и церквей Святейшего Сердца.
Что посмотреть в храме Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте
Римско-католический собор выделяется не только своей архитектурой, но и внутренним убранством. Переступив порог здания, посетители попадают в просторное помещение, облицованное мраморной плиткой и гранитом. Такая отделка создаёт атмосферу величия и торжества.
Умело поддерживают её и другие авторские детали в виде люстр, оригинальных светильников, лестничных ограждений, подсвечников, канделябр, дверных навесов и ручек. Известно, что их украшением занимался местный житель и прихожанин Владимир Пилипюк.
Двухэтажное здание состоит из нескольких помещений:
- Самое старое — крипта-часовня, строительство которой датируется раньше 1916 года. Помещение используется для проведения святой мессы (только в будни).
- Для церковных встреч и лекций предназначен зал Святого Иоанна Павла II. Помещение получило своё название в честь Папы Римского.
- Самую большую площадь занимает зал Святого Антония Падуанского. Здесь можно увидеть огромное мозаичное панно и скульптуру Святого Антония, выполненную мастером Адамовым.
- Но самое сердце собора Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте — зал на втором этаже. Помещение впечатляет 2-метровой бронзовой статуей Иисуса Христа, словно бы парящей над землёй. С правой стороны от скульптуры находится исповедальня. Над алтарём размещён 26-голосный орган. Зал используется для проведения хоровых концертов и воскресных служб.
Если вы досконально изучите прилегающую к римско-католическому храму территорию, то обнаружите мемориальную плиту с перечислением имён погибших в годы Второй мировой войны.
Oleg Tews
Информация для туристов
Адрес Кафедрального собора – площадь Pla de la Seu в Готическом квартале (Barri Gotic). До него можно доехать по линии L4 метро, сойдя на станции Jaume I. Альтернативный транспорт – автобусы 17, 19, 40, 45 до остановки Barri Gotic. До этой же остановки может довезти специализированный туристический автобус Barcelona Bus Turistic. Нужно воспользоваться его красным маршрутом Red Route.
Кафедральный собор Барселоны действующий, и в нём регулярно проводятся мессы. Но он открыт и для туристов ежедневно с 8 до 19:30. Утром до 12:45 (в воскресенье – до 13:45) и вечером после 17:15 его можно посетить бесплатно. Но за осмотр хоров нужно будет заплатить 2,8 EUR, а за подъём на крышу – 3 EUR. В остальные часы – с 13 (в воскресенье – с 14) до 17, стоимость входного билета с осмотром храма, хоров и подъёмом на крышу – 6 EUR. Следует учесть, что в часы бесплатного посещения выстраивается большая очередь.
На площади перед собором местные жители часто берутся за руки, и, под звуки флейты, танцуют хороводный танец сардана. Замкнутый круг символизирует общность каталонцев перед лицом внешнего мира
Они ценят внимание к своей культуре, поэтому с радостью примут иностранца в круг
Библия в камне
Гауди до предела насытил свое творение христианскими символами. Основное средство выражения авторских идей – необычные скульптурные группы и барельефы. Подражая разнообразию природы, скульптор насытил фасады храма фигурами ангелов и птиц, грибов и растений, черепах и фантастических животных.
Внешний вид Саграда Фамилия
Воздушная конструкция собора Святого Семейства состоит из множества интересных деталей: улиток и морских коньков, лиан и цветов.
Высота собора – 170 метров: на 60 см ниже горной вершины, возвышающейся над Барселоной. Архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь. Каждый из трех фасадов украшен четырьмя криволинейными шпилями высотой 115 метров, так чтобы получилось 12 вершин.
Отличительная черта стиля Гауди – причудливое сочетание природной и рукотворной красоты. Для зодчего это была не просто церковь, а грандиозная книга, созданная в камне. И читать эту книгу призваны все посетители, которые замирают от восхищения, глядя на величественное сооружение.
Центральная, самая крупная башня с сияющим крестом и четырьмя шпилями вокруг, – символ Христа и Евангелистов: Луки, Матфея, Иоанна и Марка. Детали скульптур выполнены максимально реалистично. Вид собора, массивный и величественный, производит неизгладимое впечатление.
Фасад Рождества Христова
Фасад Рождества с башнями-колокольнями веретенообразной формы выполнен в стиле модерн под руководством Гауди. Помпезный, самый светлый и радостный, он рассказывает историю появления на свет Христа. Оформляя этот фасад, Гауди использовал прием готической архитектуры – стремление к небу.
Главное украшение стены – скульптурное изображение трех христианских добродетелей: надежды, веры и милосердия. Четыре остроконечные башни посвящены библейским апостолам: Варнаве, Иуде, Симону и Матфею.
Поверхность фасада покрыта сложнейшим каменным узором: обручение Марии, рождение Иисуса, поклонение волхвов и благовест. На столбах, разделяющих стену на три части, – изображения испанских королей и высеченная в камне родословная Христа. Скульптурные группы, расположенные на фасаде Рождества, изваяны Гауди в натуральную величину.
Врата фасада обильно украшены лепниной – каменными цветами, птицами, насекомыми и животными. Вся природа, по мнению архитектора, радостно встречает пришедшего в мир Спасителя, родившегося в яслях.
Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса. Над порталом – скульптурная группа с изображением Святого Семейства (по-испански Саграда Фамилия).
Фасад Страстей Христовых
Напротив фасада Рождества – юго-западная стена храма, покрытая многоугольными рельефами Страстей Христовых. Центральная фигура фасада – изображение Мессии, распятого на кресте. Здесь же – магический квадрат, сумма цифр которого в любой комбинации равна 33 – возрасту смерти Иисуса.
Барельефы фасада повествуют о главных человеческих грехах, поэтому должны вызывать чувство страха. Измождённые фигуры людей смотрятся особенно ярко при необычной градации света и тени скульптур. Каменные изваяния показывают страдания Христа: Тайную вечерю, Поцелуй Иуды, сцену бичевания Христа.
Выразительны барельефы, связанные со смертью и погребением Спасителя: Суд над Христом, Понтий Пилат, умывающий руки, Путь на Голгофу и Распятие Христа.
Главный вход обозначен бронзовой дверью, на полотнах которой – тексты из Нового Завета. Последователи Гауди, начав возводить фасад Страстей в 1954 году по его проекту, составленному ранее, отдали должное великому архитектору.
Антонио Гауди изображен на фасаде Страстей Христовых в образе старца-евангелиста. Скульптура сделана по последней фотографии мастера за два года до смерти.
Фасад Славы, или Воскресения
Завершается евангельская история в камне главным событием Нового Завета – Воскресением Христовым, победой жизни над смертью. Основной сюжет истории – вечное противостояние человеческих грехов и добродетелей.
Стена Славы, посвященная жизни Мессии на небесах, – заключительный элемент собора Саграда Фамилия. Сюда, на самый крупный фасад, в будущем перенесут центральный вход.
Строители возводят 7-колонный портик – символ даров Святого Духа, и башенные колокольни. Верхнюю часть сооружения украсят скульптурные изображения Троицы и ветхозаветные тексты о Сотворении мира. Прямо над ними – устрашающие картины Преисподней и обычных людей, занимающихся праведным трудом.
Фасад украшают башни, выполненные по принципу жалюзи. Благодаря многочисленным просветам в изящных башнях, звук церковных колоколов волнуется, изысканно переливаясь. Дуновение ветра вызывает в башнях мелодичные звуки.
Подробнее о крипте собора Святого Сердца в Барселоне
Подземное сводчатое сооружение важно для устройства соборов западноевропейской архитектуры времен Средневековья. В каком-то смысле его роль обусловлена символизмом, ведь составляющая олицетворяет трудности первых христиан, вынужденных спасать жизни в катакомбах
Арка собора над входом порадует глаз витражами об истории христианской веры. Стены крипты собора Святого Сердца выделяются мозаикой. 5 алтарей построены на территории культового сооружения Барселоны в честь святых или событий, повлиявших на становление религии. Крестный путь – тема, которой уделено пространство внутреннего периметра крипты. Фрески и лепнина дополняют общую композицию.
С правой стороны можно заметить дверь, используемую для попадания в скромную часовню собора. С целью украшения потолков выбраны фрески, а на стенах красуется мозаика. Мраморные плиты – инструмент оформления пола. Часовня собора Святого Сердца предназначена не для экскурсионных походов отдыхающих в Барселоне, а обустроена под чтение молитв и общение с господом.
Саграда-Фамилия
Знaмeнитый хpaм Саграда—Фамилия (Templo de la Sagrada Familia, собор Святого Семейства) — глaвный символ Барселоны; увидeв eгo, барселонский eпискoп нaзвaл архитектора Гауди «Дaнтe нaшeгo вpeмeни».
Добраться до Саграды Фамилии можно пешком пo Avinguda Diagonal и зaтeм пo Carrer de Provenca, a мoжнo дoeхaть нa метро (станция метро Sagrada Familia) или нa туpистичeскoм автобусе.
Строительство Саграды Фамилии нaчaл в 1882 г. apх. Ф. дe Вильяp, нo ужe чepeз гoд eгo смeнил A. Гауди. Хpaм вoзвoдился исключитeльнo нa чaстныe пoжepтвoвaния, и пoскoльку их пoстoяннo нe хвaтaлo, сoopужeниe eгo paстянулoсь нa мнoгo лeт и нe зaкoнчeнo дo нaшeгo вpeмeни. Oн был зaдумaн кaк симвoл искуплeния гpeхoв всeй Барселоны и пoтoму стoял в цeнтpe oднoгo из бeднeйших paбoчих районов. Oсущeствлeнию гpaндиoзнoгo пpoeктa apхитeктop пoсвятил всю жизнь, нo нe зaвepшил eгo; Гауди был нaстoлькo пoглoщeн paбoтoй, чтo пepeнeс сюдa свoю мaстepскую; в кpиптe соборa пoкoится eгo пpaх.
Этo удивитeльнoe и сюppeaлистичeскoe твopeниe дoлжнo былo стaть Библиeй в кaмнe, гигaнтскoй кapтинoй всeй истopии хpистиaнствa. Гауди мeчтaл сoздaть «собор XX вeкa», синтeз всeгo apхитeктуpнoгo знaния и систeмы хpистиaнских симвoлoв. Кpoмe тoгo, собор дoлжeн был стaть вoплoщeниeм кaтoличeствa — и нeслучaйнo для мнoгих пpoтeстaнтoв oн oстaeтся пpимepoм бeзудepжнoй paстoчитeльнoсти и poскoши pимскoй церкви.
Подробнее про Саграду Фамилию
Интерьеры
Широкая крипта состоит из пяти нефов, разделённых колоннами. В каждом – свой алтарь. Они посвящены соответственно христианским таинствам, Деве Марии, Антонию Падуанскому, Иосифу Обручнику и Деве Монтсерратской. 22 колонны, поддерживающие потолок крипты, украшены белой алебастровой лепниной, а стены в контраст им выложены цветной плиткой. Элементы декора – алебастровые барельефы, фрески и витражи с библейскими сюжетами. На барельефах изображён Крестный путь Спасителя, на фресках – Его земная жизнь, а на витражах – испанские святые и библейские сцены. Необычно то, что люди на витражах изображены в одеждах, близких к современности.
Основной храм разбит на три нефа. Внутреннее убранство более аскетично, чем в крипте: так, алтарь центрального нефа имеет простое деревянное распятие. Левый алтарь посвящён Богородице. На витражах слева от него изображена Дева Мария в представлениях разных католических стран. Витражи справа отображают Деву Марию так, как это принято в разных испанских провинциях. А витражи на куполе и в боковых нефах посвящены эпизодам земной жизни Иисуса, католическим святым и некоторым Папам. Обилие витражей наполнят базилику разноцветными бликами.
Местоположение Собора Святого Сердца
Наши советы по Барселоне:
- Как избежать очередей в достопримечательности Барселоны. Билеты в Саграда Фамилия и Парк Гуэль минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Барселоне с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Барселону.
- Barcelona City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Барселоне и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- Отели Барселоны: наш выбор и рекомендации.
- Bus Turistic – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Барселоны быстро, с ветерком и комфортом.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
13.50€
35€
24€
7.90€
ПОСМОТРЕТЬ
История Храма Святого Семейства
Возведение храма началось в 1882 году, когда накопилось довольно крупная сумма пожертвований. Первый проект разрабатывался знаменитым барселонским архитектором Франсиско дель Вильяром, который решил создать базилику с тремя нефами в неоготическом стиле. Вскоре после начала строительства между именитым зодчим и заказчиками произошел серьезный конфликт, в результате которого Вильяр ушел из проекта, а дальнейшая работа над храмом была поручена молодому перспективному архитектору Гауди.
Новый архитектор произвел масштабные изменения в проекте, сохранив первоначальную планировку сооружения в форме латинского креста. По замыслам Гауди, храм должен был стать каменным воплощением Нового завета и органично влиться в окружающий ландшафт. Архитектурный комплекс с тремя фасадами — Рождества, Страстей и Славы, был дополнен множеством декоративных элементов, в том числе башнями, скульптурными группами, окнами с витражами, которые придали сооружению необыкновенную легкость и воздушность.
Храм Святого Семейства в 1905 году.
Строительство Саграда Фамилия
Возведение сооружения не было быстрым. Когда заканчивались деньги, главный архитектор занимался поиском источников финансирования, при этом вкладывая в храм значительную часть собственных средств, полученных за другие проекты. Гауди с самого начала осознавал, что Саграда Фамилия станет делом всей его жизни, но увидеть результаты своих трудов он не успеет. В процессе строительства архитектору постоянно приходили новые идеи, воплощение которых в жизнь существенно замедляло темпы работы. Гауди неоднократно переделывал законченные фрагменты сооружения и отдельные элементы, если находил в них изъяны. По требованию главного архитектора, статуи библейских персонажей создавались с натуры, для чего Гауди сам находил людей с подходящей внешностью.
Под конец жизни Гауди поселился в скромном домике рядом со строительной площадкой, чтобы не тратить ни секунды на лишние дела. Была закончена основная часть храма с тремя порталами, криптой, аспидой, часовней, четырьмя колокольнями и фасадом Рождества, начата работа над фасадом Страстей Христовых. Старый одинокий архитектор больше не занимался проектами светских сооружений, которые могли бы принести ему фантастический доход. Он полностью посвятил себя храму, однако не успел. В июне 1926 года Гауди попал под трамвай и был доставлен в бессознательном состоянии в больницу для малоимущих, где скончался. В дальнейшем работу над храмом продолжилась под руководством друга и ученика Гауди Доменека Сугранеса, который посвятил много лет воплощению в жизнь проектов гениального мастера. До своей смерти в 1938 году Сугранес работал над фасадом Страстей и завершил три башни фасада Рождества.
С началом гражданской войны в Испании строительство храма было прервано, возобновлено лишь в 50-х годах и продолжается в наши дни. Архитектурный шедевр Гауди едва уцелел в годы войны, погибли в пожарах бесценные чертежи архитектора. Правительство Барселоны планирует завершение работ к 2026 году, к столетию со дня смерти архитектора, однако среди горожан существует поверье, что окончание строительства станет началом конца света.