Кафедральный собор барселоны

Ложные трактовки

Сегодня находятся еще те, кто утверждает, что крест с полумесяцем символизирует победу христианской веры над мусульманством. Но так могут рассуждать только малограмотные люди, которые не знают, что подобная символика появилась еще задолго до возникновения мусульманской религии.

Некоторые связывают его с язычеством. Бог солнца часто изображался в виде креста и символизировал свет и день, а полумесяц – ночь и тьму. Но такое утверждение ошибочно, так как нигде не найдено рисунков, объединяющих эти два символа. Да и крест у язычников имеет равные стороны и утолщения, как у основания, так и на концах.

История [ править ]

В 1046 году граф Рамон Беренгер I и его жена Альмодис вместе с епископом Гислабертом начали строительство романского собора на этом месте; он был освящен в ноябре 1058 года. Собор был построен над склепом бывшей церкви. Сообщается, что виконт Барселоны Мир Гериберт продал участок епископу Гислеберту в 1058 году, хотя, однако, эта дата не совпадает с объявленным началом строительства.

Строительство нынешнего готического собора было начато на фундаменте прежних церквей 1 мая 1298 года; Яков II Справедливый был в то время королем Арагона , а Бернат Пелегри был епископом Барселоны. Церковь была построена от восточного конца к западному, с простым западным фасадом, завершенным в 1417 году. Монастырь был завершен в 1448 году, в результате чего общая продолжительность строительства составила 150 лет. В конце девятнадцатого века Мигель Жирона-и-Аграфель предложил завершить неоготический фасад и центральную башню, вдохновленные оригинальным дизайном пятнадцатого века, подготовленным мастером Карли и перестроенным и нарисованным архитектором Хосепом О. Местресом . Эта работа была завершена в 1913 году детьми Жироны.

Христос Лепанто над могилой святого Олега

Собор изнутри

Как уже было сказано в самом начале статьи, главный храм Барселоны является одним из наиболее ярких и красивейших представителей готического стиля в архитектуре. Здесь есть все, что так ценится любителя данного направления: многоцветные и красочные стеклянные витражи, удлиненные строгие колонны, элегантные своды с многочисленными крестообразными украшениями. Внутри Собора располагается 26 поражающих своей красотой часовен. Одна из них украшена второй по значимости святыней Собора: деревянным образом Христа. Он известен тем, что находился на корабле великого испанского полководца во время решающего морского сражения между Священной Лигой и Османской империей или т.н. битва при Лепанто. Данное событие известно тем, что благодаря нему Средиземное море было освобождено от турецкого владычества.

Что посмотреть

Здесь находится очень много чего интересного, ведь храм строился несколько веков. Окунуться в прошлое, посмотреть святыни храма – именно такими мотивами руководствуются многие посетители собора

Войдя в помещение, вам уже не надо будет задаваться вопросами, что посмотреть и откуда начать осмотр – здесь всю буквально приковывает ваше внимание. Не являются исключением капеллы храма

Стоит обратить свое внимание на кованую решетку из железа Капеллы св. Олигария. Эта уникальная вещь нашла свое место в соборе семь веков назад, находится с 1405 года.

Не оставит равнодушным и распятие Христа, которое разместилось в верхней части алтаря. Оно было изготовлено в шестнадцатом веке. Деревянную статуэтку доставили в собор с легендарного судна Хуана Австрийского. Тогда состоялось крупнейший морской бой за всю историю шестнадцатого столетия. Это произошло в шестидесяти километрах от Лепанто. Противоборствующими сторонами во время баталии являлись Священная лига, имевшая в своих объединенных силах несколько испанских кораблей и турецкая флотилия. Явного перевеса в силе ни у одной противоборствующих сторон не было, однако Лига смогла победить турецкое могущество. Как принято считать, именно этот бой показал победу христианского учения над исламским. Изображение Христа Лепантского было сделан из дерева, помещено в Капитулярный Зал собора.

Если пройти за Капеллу Св.Олигария то можно увидеть Капелла Св.Климента саркофаг Доньи Сансы, а также алтарь, который находится здесь с пятнадцатого века. Вряд ли удастся пройти мимо Главной Капеллы (Мажоре) собора. Здесь находится очень интересно и торжественно. В капеллах, которые опоясывают хоры галерей, посетители смогут восхититься великолепием алтаре, работ четырнадцатого-пятнадцатого веков. Они и по сей день, признаны классическими образцами искусства Каталонии, непревзойденные в своем изяществе и в тоже время торжественности. Любая из капелл – это уникальные и мастерские творения умельцев Каталонии.

В правой стороне от Главной Капеллы, располагается Сакристия, в которой столетиями хранятся ценности храма, среди них реликварий пятнадцатого века, который изящно украшает цепь ордена Золотого Руна – всем этим владел Карл Пятый. Нельзя пройти мимо золоченого кресла, которое принадлежало королю Арагоны Мартину Первому. Очень интересен вид ковчега, в котором держали серебряные и золотые дары.

Если пройти немного вправо от того места, где расположен Центральный алтарь, то можно посмотреть надгробные памятники в честь Р. Беренгера Первого, графа, и его жены Альмодис. Это основатели собора. А вот, если пойдете влево от трансепта через Иу, это древнейшая часть храма с романскими элементами, перед вами откроется выход улицу Компес.

Интересные факты

  1. Проект содержит еще 4 башни, которые должны быть посвящены Евангелистам. Каждая из них высотой 120 метров. При условии соблюдения сроков выполнения работ на каждом из этапов, возведение Собора Гауди завершится в 2026 году.
  2. Саграда Фамилия поражает не только внешним обликом, но и неповторимым внутренним убранством с большим количеством деталей. Они полностью раскрывают замысел проекта. Антонио Гауди старался использовать нетипичные формы для придания грации и несравненной красоты. С этим связаны трудности при возведении, так как работать с принятыми формами затруднительно. Архитектурное чудо Барселоны требует немало времени для реализации.
  3. В настоящее время Собор Гауди снабжается необходимыми ресурсами, к работе над проектом привлекаются лучшие специалисты, которые способны реализовать изначальную задумку с помощью современных средств проектирования. Барселона ждет завершения этого проекта не один десяток лет.

Саграда Фамилия внутри

При возведении Саграда Фамилия необходимо обрабатывать каменные блоки по особой технологии, требующей больших затрат времени.

Необычные постояльцы

Собор может похвастаться сразу несколькими входами и выходами. Самым старым считается тот, что выходит на улицу Комтес. Во внутренний двор собора, который носит название «клуатр», можно проследовать через порталы святых Эулалии и Люсии. Через внутренний двор можно пройти к галерее и часовням. Считается, что именно часовня Святой Люсии была построена еще до того, как на этом месте возник собор. Именно во внутреннем дворе туристы непременно столкнуться с необычными жителями собора. Кто же это? Ни за что не догадаетесь! Здесь издавна живут белые гуси.

Если верить преданию, эти птицы призваны охранять покой всех тех, кто покоится рядом с храмом. 13 белоснежных, привыкших к многочисленным посетителям гусей можно даже покормить. Наверняка, если бы только они могли говорить, то уже давно излагали бы свои мысли на французском, испанском, итальянском и даже русском языках. Огромный поток туристов из разных стран этому способствует.

История собора в XVIII-XIX веках

Бюрократия в России была сильна во все времена. На различные согласования и сбор необходимых средств потребовалось больше 15 лет. Само строительство заняло два года.

История не сохранила имени автора проекта, но по документам известно, что рабочими руководил немецкий архитектор Иоганн Якоб Шумахер. Это был опытный зодчий, который уже возвел несколько гражданских зданий и церквей в Санкт-Петербурге. В 1749 году новый храм был готов, и его освятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня.

В 60-е годы XVIII века рядом появилась теплая церковь Тихвинской иконы Богоматери. Ее построили на деньги торгового человека И. Ильина.

В начале XIX столетия архитектор Александр Иванович Постников подготовил проект высокой колокольни. К 1812 году строительство было завершено. Перед двумя храмами появилась надвратная четырехъярусная башня со шпилем, и она сразу же стала архитектурной доминантой города.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1850-е годы собор пережил второе рождение. Талантливый архитектор Егор Иванович Диммерт полностью перестроил здание в лучших традициях необарокко. При этом он сохранил часть стен и фундамента каменного храма XVIII века. Лепные работы для обновленного собора выполнил искусный мастер Тимофей Дылев, а иконы написал изограф Коротков.

С 1856 года в течении 18 лет настоятелем храма был известный просветитель и педагог Иоанн Константинович Яхонтов. Благодаря его усилиям и спонсорской помощи купца И. И. Шигалева, под сводами церковной колокольни появился храм Кирилла и Мефодия. Архитектурный проект для небольшой церкви подготовил Людвиг Федорович Бульери.

Год от года Санкт-Петербург рос и расширялся. Лиговская сторона давно не была окраиной, а название «Ямская слобода» осталось только в памяти историков. В храм приходили молиться жители Лиговки и казаки, которые несли воинскую службу в городе.

На рубеже XIX-XX веков приход собора был один из самых больших в епархии. Он насчитывал более 14 тысяч человек. При храме существовали Общество помощи бедным, богадельня для престарелых женщин, бесплатная столовая, приют для детей и церковно-приходская школа.

Библия в камне

Гауди до предела насытил свое творение христианскими символами. Основное средство выражения авторских идей – необычные скульптурные группы и барельефы. Подражая разнообразию природы, скульптор насытил фасады храма фигурами ангелов и птиц, грибов и растений, черепах и фантастических животных.

Внешний вид Саграда Фамилия

Воздушная конструкция собора Святого Семейства состоит из множества интересных деталей: улиток и морских коньков, лиан и цветов.

Высота собора – 170 метров: на 60 см ниже горной вершины, возвышающейся над Барселоной. Архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь. Каждый из трех фасадов украшен четырьмя криволинейными шпилями высотой 115 метров, так чтобы получилось 12 вершин.

Отличительная черта стиля Гауди – причудливое сочетание природной и рукотворной красоты. Для зодчего это была не просто церковь, а грандиозная книга, созданная в камне. И читать эту книгу призваны все посетители, которые замирают от восхищения, глядя на величественное сооружение.

Центральная, самая крупная башня с сияющим крестом и четырьмя шпилями вокруг, – символ Христа и Евангелистов: Луки, Матфея, Иоанна и Марка. Детали скульптур выполнены максимально реалистично. Вид собора, массивный и величественный, производит неизгладимое впечатление.

Фасад Рождества Христова

Фасад Рождества с башнями-колокольнями веретенообразной формы выполнен в стиле модерн под руководством Гауди. Помпезный, самый светлый и радостный, он рассказывает историю появления на свет Христа. Оформляя этот фасад, Гауди использовал прием готической архитектуры – стремление к небу.

Главное украшение стены – скульптурное изображение трех христианских добродетелей: надежды, веры и милосердия. Четыре остроконечные башни посвящены библейским апостолам: Варнаве, Иуде, Симону и Матфею.

Поверхность фасада покрыта сложнейшим каменным узором: обручение Марии, рождение Иисуса, поклонение волхвов и благовест. На столбах, разделяющих стену на три части, – изображения испанских королей и высеченная в камне родословная Христа. Скульптурные группы, расположенные на фасаде Рождества, изваяны Гауди в натуральную величину.

Врата фасада обильно украшены лепниной – каменными цветами, птицами, насекомыми и животными. Вся природа, по мнению архитектора, радостно встречает пришедшего в мир Спасителя, родившегося в яслях.

Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса. Над порталом – скульптурная группа с изображением Святого Семейства (по-испански Саграда Фамилия).

Фасад Страстей Христовых

Напротив фасада Рождества – юго-западная стена храма, покрытая многоугольными рельефами Страстей Христовых. Центральная фигура фасада – изображение Мессии, распятого на кресте. Здесь же – магический квадрат, сумма цифр которого в любой комбинации равна 33 – возрасту смерти Иисуса.

Барельефы фасада повествуют о главных человеческих грехах, поэтому должны вызывать чувство страха. Измождённые фигуры людей смотрятся особенно ярко при необычной градации света и тени скульптур. Каменные изваяния показывают страдания Христа: Тайную вечерю, Поцелуй Иуды, сцену бичевания Христа.

Выразительны барельефы, связанные со смертью и погребением Спасителя: Суд над Христом, Понтий Пилат, умывающий руки, Путь на Голгофу и Распятие Христа.

Главный вход обозначен бронзовой дверью, на полотнах которой – тексты из Нового Завета. Последователи Гауди, начав возводить фасад Страстей в 1954 году по его проекту, составленному ранее, отдали должное великому архитектору.

Антонио Гауди изображен на фасаде Страстей Христовых в образе старца-евангелиста. Скульптура сделана по последней фотографии мастера за два года до смерти.

Фасад Славы, или Воскресения

Завершается евангельская история в камне главным событием Нового Завета – Воскресением Христовым, победой жизни над смертью. Основной сюжет истории – вечное противостояние человеческих грехов и добродетелей.

Стена Славы, посвященная жизни Мессии на небесах, – заключительный элемент собора Саграда Фамилия. Сюда, на самый крупный фасад, в будущем перенесут центральный вход.

Строители возводят 7-колонный портик – символ даров Святого Духа, и башенные колокольни. Верхнюю часть сооружения украсят скульптурные изображения Троицы и ветхозаветные тексты о Сотворении мира. Прямо над ними – устрашающие картины Преисподней и обычных людей, занимающихся праведным трудом.

Фасад украшают башни, выполненные по принципу жалюзи. Благодаря многочисленным просветам в изящных башнях, звук церковных колоколов волнуется, изысканно переливаясь. Дуновение ветра вызывает в башнях мелодичные звуки.

Кафедральный собор в Барселоне

Т.к. в этот день мы только прилетели, усталось от перелета сказывалась и мы решили пойти назад, заодно посетить центральную достопримечательность Готического квартала, Кафедральный собор Барселоны.

Кафедральный собор Барселоны

Собор очень красивый, как снаружи, так и внутри. Как ни странно, вход в собор бесплатный, в отличие от многих других святых мест Испании, которые мы посетили за эту поездку.

Upd: сейчас вход стал платным. Входной билет в собор — 3 евро. При этом появилась возможность подняться на смотровую площадку. По отзывам туристов виды очень неплохие. Площадка открытая и стоит еще 3 евро.

Про данный своеобразные «бисзнес» туристической индустрии Испании я уже писал в предыдущем посте. Итак входишь в собор и сразу же восторгаешься этой загадочной освещенностью мрачных стен, холодной, но при этом не отталкивающей готики, а также размерами Кафедрального собора.

Кафедральный собор Барселоны

Собор Святого Креста и Святой Евлалии, именно так официально величают Кафедральный собор Барселоны, а не, известный на весь мир Собор святого семейства Саграда-Фамилия, является резиденцией архиепископа Барселонского и главным собором Барселоны. Внутри собора есть внутренний двор, в котором можно погулять и сделать достаточно интересные и атмосферные снимки.

Вид из дворика Кафедрального собора

Строительство собора велось в 13-15 века н.э. Также в последствии были внесены в собор элементы «неоготики».

Кафедральный собор Барселоны

Габариты здания собора — 93 м на 40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50-55 м, а высота шпиля центральной башни около 70 метров

Шпиль Кафедрального собора

После осмотра Кафедрального собора мы еще немного побродили по кварталу… немного в нем заблудились с учетом накопившейся усталости фотографии хотелось делать всё меньше и меньше… да и во второй половине дня, когда солнце уже близится к закату, в квартале становится достаточно темновато и мрачновато. Не даром в Готическом квартале проходили съемки кино-триллера «Парфюмер».

Типичные балконы зданий Готического квартала

К сожалению не могу сказать, что квартал, да и сам город Барселона достаточно чистый. Это не так. На улицах полно мусора, а также бедняков и бомжей. Вы его не увидите на фотографиях, потому что я в принципе не сторонник показывать какой-то негатив или специально снимать грязь. Ближе к вечеру и вовсе квартал заполняется бомжами, которые ночуют в коробках и просто неблагополучной публикой. При этом не могу сказать, что мы испытывали какие-то чувства опасности и беспокойства. Как я писал ранее, город очень туристический, но все же ценные вещи, деньги и зеркалки держите при себе и как можно ближе.

История

Части раннехристианского и вестготского епископского комплекса, включая баптистерий (четвертый век), базилический зал (пятый век), крестообразную церковь (шестой-седьмой века) и дворец епископа (шестой-седьмой век), представлены в Музей истории города Барселоны археологическое подполье. Как сообщается, это Вестготский часовня была посвящена Сент-Джеймс, и был собственная церковь из Виконты Барселоны. Однако в документе Второго собора Барселоны 599 г. говорится, что собор был посвящен Святому Кресту. Эта церковь была сильно повреждена аль-Мансуром (Альманзор) во время нападения на Барселону в 985 году.

В 1046 году граф Рамон Беренгер I и его жена Альмодис, вместе с Епископ Гислабер начал строительство романского собора на этом месте; он был освящен в ноябре 1058 года. Собор построен над склеп бывшей церкви. Сообщается, что виконт Барселоны Мир Гериберт продал это место епископу Гислеберту в 1058 году. Однако эта дата не совпадает с объявленным началом строительства.

Строительство нынешнего готического собора было начато на фундаменте прежних церквей 1 мая 1298 года; Джеймс II Справедливый был Король Арагона в то время, а Бернат Пелегри был епископом Барселоны. Церковь была построена от восточного конца к западному, с простым западным фасадом, завершенным в 1417 году. Монастырь был завершен в 1448 году, в результате чего общая продолжительность строительства составила 150 лет. В конце девятнадцатого века Мигель Жирона и Аграфель предложили завершить неоготический фасад и центральную башню, вдохновленные оригинальным дизайном пятнадцатого века, подготовленным мастером Карли и перестроенным и нарисованным архитектором Хосеп О. Местрес. Эта работа была завершена в 1913 году детьми Жироны.

Христос Лепанто над могилой Святого Олега

Стоимость билетов в 2021 году

Чтобы купить билеты в храм Саграда Фамилия необходимо обратиться в кассу, либо приобрести их онлайн на официальном сайте. Туристы советуют заранее покупать билеты, это избавит вас от необходимости стоять в огромных очередях у кассы.

Покупая билеты в официальных источниках вы вносите свой вклад в завершение строительства храма, так как часть суммы от покупки перечисляется в соответствующий фонд.

В некоторые виды билетов включена услуга аудиогида. С помощью этого устройства посетители могут прослушать 45-минутную экскурсию на 12 языках, включая русский. Детям младше 12 лет пользоваться аудиогидом запрещается. Если вы не владеете иностранными языками, вариант с аудиогидом будет идеальным, так как экскурсоводы собора, как правило, не владеют русским языком.

Индивидуальные билеты:

  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) — 33 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) — 27 евро;
  • Экскурсия с гидом (вход в храм + услуги экскурсовода) — 52 евро;
  • Самостоятельный осмотр с аудиогидом — 26 евро;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида — 20 евро.

Групповые билеты:

  • Экскурсия с гидом, группы до 10 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — 27 евро;
  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 26 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 23 евро;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида, группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 18 евро.

Для заказа билетов для группы необходимо написать письмо по адресу: reserve@sagradafamilia.org. Бронирование необходимо осуществлять за 15 дней.

Школьные билеты:

  • Образовательный визит с гидом, для групп от 10 до 40 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + аудиогид) — 9 евро;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + посещение башни) — 16 евро.

Руслан Валонен

Бесплатный вход:

  • дети до 11 лет;
  • инвалиды + 1 сопровождающий;

Студенты до 30 лет и пенсионеры могут приобрести билеты со скидкой.

Для получения скидки или бесплатного билета нужно обязательно иметь с собой документ, подтверждающий право на льготы.

Билеты, включающие осмотр башни, имеют ряд ограничений: на башни запрещено подниматься детям до 6 лет и посетителям с ограниченной мобильностью и нарушениями зрения. Дети до 16 лет, могут посетить их только в сопровождении взрослых. Восхождение осуществляется с помощью лифта. В целях безопасности работа лифтов может быть ограничена (при сильном ветре или дожде).

Полная информация о билетах и скидках на официальном сайте

Храм Святого Семейства на картах Google (панорама):

Без храма Саграда Фамилия Барселона не была бы Барселоной. Поэтому сначала требуется купить билеты в храм, желательно на утреннее посещение — меньше народу и лучше освещение. На билетах будет проставлено точное время посещения — например, с 10 до 11. Имея билеты на руках, вы проходите без очереди, показываете билеты девушке в стеклянной будке и покупаете у неё же билеты на лифт (каждый стоит 3 евро). Потом идёте до конца направо, там берёте аудиогид и начинаете слушать его. На кнопку номер 1 можно не нажимать — там просто приветствие и благодарность за посещение храма, начинайте сразу со второй. Когда вы зайдёте в храм, то справа будет лифт — поднимитесь на нём до верхушки одной из башен, впечатлитесь от высоты и спускайтесь пешком — увидите много интересного. Когда спуститесь, снова включайте аудиогид и слушайте, гуляя и рассматривая всё то, о чём он рассказывает. На посещение храма уходит приблизительно 4 часа. Эксперт Мария Белова

Екатерина

Правила посещения храма:

  • на входе вас могут попросить предоставить к осмотру большие сумки, рюкзаки, чемоданы;
  • на территории церкви запрещено шуметь, курить и есть. Употреблять еду и напитки можно только за пределами здания;
  • вход с профессиональным фото-и видеооборудованием запрещен.

Поскольку Саграда Фамилия является действующим храмом, при посещении необходимо соблюдать соответствующий религиозным канонам дресс-код:

  • запрещается посещать церковь в головных уборах, за исключением религиозных и необходимых по медицинским показаниям;
  • нельзя приходить босиком;
  • запрещено приходить в прозрачной одежде, платьях и кофтах с глубокими вырезами, открытой спиной;
  • нельзя входить в шортах и юбках, которые не закрывают, по крайней мере, половину бедра.

Руслан Валонен

Собор Санта-Мария-дель-Пи

В 10 столетии за городской стеной Барселоны возникла маленькая церковь в романском стиле, названная Церковь Божьей Матери из сосны, а спустя 9 столетий на том же месте воздвигли новое строение храма и, похоже, все, что сохранилось от прежнего – имя.

Один из наиболее старых соборов Барселоны именуется Санта-Мария-дель-Пи. «Пи» – со старо-испанского – сосна. В тот момент, когда, вывернув из тесной улочки Готического квартала, оказываешься на небольшой площади перед собором, его почерневший фасад видится слишком громоздким и словно бы приземленным.

Наверное, изначальный романский стиль строения заявляет о себе. Последующие переделки и реставрации соответствовали уже готическим канонам. Витражное окно-розетка на фасаде – в диаметре 10 м, признано самым большим на свете. Колокола собора в любое утро приветствуют жителей звоном – с высоты 54 метров их звон разлетается по всему Готическому кварталу.

Соборы Барселоны: Собор Санта-Мария-дель-Пи

Интерьер собора не является помпезным – почти все сгорело при пожаре во время гражданской войны 1936-го. Собор содержит один неф (длина – 54м) и боковые часовни, располагающиеся меж контрфорсами. С левой стороны от входа – орган, что можно слышать во время службы. Имеющийся алтарь создали в 1967-м вместо потерянного.

Где находится: улица Cardenal Casañas, 16, метро Liceu

Кафедральный собор Барселоны: средние века

Два столетия спустя это снова разрушили почти полностью. На том же месте построили еще один собор, на этот раз в стиле готики.

Из-за эпидемий, политических, экономических проблем понадобилось около 150 лет, чтобы построить собор к 1460 году. Именно этот собор в Барселоне мы видим сегодня. Эта постройка включает очаровательный в внутренний дворик. Здесь живут 13 гусей, они символизируют чистоту и невинность Святой Эулалии. Здесь находится одна из  главных Святынь собора-Крест де Лепанто. По легенде этот крест был на борту корабля во время битвы против Османской империи. Говорят, что этот крест изменил свою форму, чтобы чудесным образом увернуться от приближающегося пушечного ядра.

Архитектура собора

Поскольку достраивался собор по чертежам Руанского собора, в нем чувствуется влияние французской готики. Сама по себе готика ассоциируется с некой массивностью, грубостью и прямолинейностью форм, недостатком света, но в Соборе Святой Евлалии это совсем не ощущается. Напротив, он кажется очень легким и утонченным. Благодаря множеству витражей, помещение храма всегда наполнено светом, на который испанское солнце никогда не скупится. Алтарь четырнадцатого века дополняет великолепие интерьера, насыщенного деталями.

https://youtube.com/watch?v=bRo62HgUzm4

Центральный неф впечатляет своими размерами, в высоту он достигает двадцати шести метров. Большая его часть отведена под сиденья для хора, на верхем ярусе которых, если присмотреться, можно заметить тонко выполненные изображения рыцарских гербов. Всего их должно быть двенадцать.

Орган кафедрального собора был построен в XVI веке в одном из его порталов. Последний раз он был отреставрирован в 90-х годах прошлого века. Теперь чаще всего его используют для концертов, которые проводятся довольно часто.

В просторном внутреннем дворе расположен сад с фонтаном, всегда открытый для посетителей. К нему ведут несколько порталов, построенная еще до собора часовня Святой Люсии дополняет архитектуру двора.

Крипт Святой Евлалии (Miguel Mendez / flickr.com)

В соборе хранятся несколько важных как для католиков, так и для православных святынь. В крипте Святой Евлалии, как несложно догадаться, хранятся ее останки. Саркофаг, выполненный итальянскими мастерами в XIV веке, опирается на резные алебастровые колонны. Однажды перед ним был проведен православный молебен, пожалуй, единственный в истории католических храмов.

В готическом соборе находится сразу 25 неповторимых молелен, все они отличаются друг от друга и дополняют интерьер. Здесь мастера и архитекторы следуют католической традиции: ни в одной из капелл нет резьбы или каких-либо других украшений на иконостасах. Пытаться описать убранство каждой молельни не представляется возможным, настолько велико разнообразие святынь и икон, хранящихся там.

Но стоит обратить внимание на одну из капелл, в которой хранится деревянное распятие, побывавшее на корабле испанца Дона Хуана Австрийского во время битвы при Лепанто. Та битва, разумеется, была выиграна

Считается, что именно благодаря этому распятию в названии готического храма появился Святой Крест.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии находится в так называемом Готическом Квартале в той части Барселоны, которую называют Старым Городом. Храм является центральной архитектурной фигурой квартала.

Помимо всего прочего, в соборе даже есть своя сокровищница с дорогими для верующих людей священными реликвиями.

Готический собор по-прежнему является действующим храмом, поэтому, как правило, фотографировать в нем нельзя без специального разрешения от администрации. В целом же собор способен поразить воображение любого и остаться в памяти на долгие-долгие годы.

О внутреннем дворе

При храме имеется довольно необычный, красивого вида внутренний двор. Чтобы оказаться в нем, нужно пройти в южные ворота портала Святой Евлалии, и через Порта-де ла Пьетат, над ней есть люнет с деревянным изображением Пьеты. Оно сделано в шестнадцатом веке с использованием элементов североевропейского стиля.

Когда, наконец, вы шагнете в этот прекрасный небольшой двор собора, то перед вами откроется удивительная крытая галерея и великолепный сад, в котором экзотические растения и пальмовые деревья заворожат ваше внимание. Вдоль трех стен – украшение старинными капеллами, которые отделяют от галереи только кованые решетки

Самое древнее крыло, оно примыкает к храму, построено в четырнадцатом веке, остальные, согласно дошедшим источником, примерно, строились в начале середины пятнадцатого века.

Здесь настолько восхитительно, что, оказавшись в этом дворике, невольно приходится забыть о грандиозности величественности самого Кафедрального собора в Барселоне. Помимо всего этого, место просто кладезь исторических элементов, которые составляют общее убранство двора. Весьма впечатляет Клуатр Святой Евлалии. В этом месте располагается фонтан. Нужно обязательно присмотреться к нему, его украшает статуя Святого Георгия. Здесь также находится маленький музей, в котором содержатся купель, а также можно увидеть разные гобелены и церковную утварь.

Если пройти к главному входу в храм, то справа от нее можно будет полюбоваться часовней Святой Люсии, которую построили в середине тринадцатого века, это на три десятка лет ранее, чем был построен сам собор. Архитекторы стремились возвести ее в романском стиле, что, в общем-то, представляется довольно редким в самом Готическом районе, но также не типичным и для Барселоны.

Первое, что бросается в глаза при входе во внутренний двор- действующая церковь Святого Креста.

С восточной стороны храм украшает пятигранная апсида, а также колокольня, пройти в которую можно из алтарного пространства. Окна и порталы, ведущие в храм, отделаны цветными витражами, а на стенах можно увидеть фрески, изображающие Снятие с Креста и Жену-мироносицу у пустой гробницы.

Внутри храма собраны бесценные реликвии, ради которых сюда съезжаются тысячи верующих людей:

  • часть святого Великого креста со святой веревкой (деревянный Крест с золотым и серебряным покрытием, размещенный под специальным балдахином на иконостасе храма. Предание гласит, что это кусок веревки, которую использовали римляне, чтобы привязать Христа к Кресту, и это единственный фрагмент, сохранившийся в мире)
  •  крест, в который был «помещен малый Крест»-тот самый, что нашли в пещере
  • крест «Панаретос» (вседобродетельного) — старый Крест Аногиры
  • фрагмент камня с Голгофы, который был получен по инициативе управляющего церкви Каллистратеса Пападемаса

Также здесь можно увидеть святые мощи, среди которых находятся честная глава апостола Филиппа, нетленные мощи апостола Варнавы, Иоанна Крестителя, святых Илариона, Пантелеймона, Прокопия, Трифона, а также великомучениц Марины, Анастасии и Фотини хранятся в серебряных кивотах и раках.

Центральный неф храма украшают епископский трон и высокий амвон — атрибуты прежнего храма, а также белокаменный балкон.

Ранее внутренний комплекс монастыря состоял из каменных келий, подвалов и постоялых дворов. В северной части монастырского комплекса располагались кельи, Синод и комнаты для посетителей, а с южной стороны находились склады, конюшни и помещения для домашнего скота.

Сегодня все они служат в качестве музея.

Особым предметом искусства являются деревянные потолки, украшающие коридоры и залы монастыря. Они являются образцами ручной работы в стиле рококо, сделанными с поразительной художественностью из множества мелких кусочков дерева.

В западной части современного монастырского комплекса находится Музей византийского искусства, в котором представлена обширная коллекция древних икон и церковной утвари, а также коллекция святых образов.

Келья — говорят, та самая, в которой, согласно преданию, останавливалась царица Елена, даровавшая монастырю его главную святыню — частицу Животворящего Креста.

Зал Синодикон, с потрясающим резным потолком и «троном» Тимиоса Ставроса, из дерева грецкого ореха. С двуглавым орлом сверху трон служит криптой Святого Креста

Особое внимание заслуживают четыре сохранившихся кресла-скамьи из дерева грецкого ореха

В бывшем зале Синода в настоящий момент можно увидеть экспозицию Музея национальной борьбы (1955-1959 гг.) Здесь хранятся различные материалы, личные предметы, униформа, документы и фотографии бойцов, падших во время войны за освобождение Кипра от британской колонии.

Прочие залы монастыря сегодня являются местом размещения фольклорного искусства, картинной галереи, выставки кружева, а также фотовыставки с новыми и старыми фотографиями.

Смотрители монастыря и экскурсоводы подробно рассказывают паломникам и гостям о его истории и реликвиях, а также охотно делятся всеми своими знаниями.

Адрес: деревня Омодос, Кипр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector