Кафедральный собор фрауэнкирхе в дрездене

Ведьмы на Максимилианштрассе[править]

Мрачное место было там, где сегодня стоят мюнхенские магазины с неподъемными ценниками — Ролекс, Берберри, Дольче Габана и Луи Витон. Фалкентурм — Соколиная Башня — еще один элемент городского ландшафта, где вы захотите оказаться в последнюю очередь. Она находилась напротив Национального Театра, который построили за сорок лет до того, как снести это проклятое место. В этой башне, как и в Jungfernturm, совершались пытки и казни, но в отношении лишь тех, кто попал в зловещую сферу внимания инквизиции. Сюда отправляли по обвинениям в колдовстве, чернокнижии и сатанизме, чтобы при помощи разнообразных инструментов вытянуть из обвиняемых признание, — до получения признания условную «ведьму» казнить было нельзя. Согласно легенде, последней ведьмой, помещенной сюда и казненной, была некая Терезия Кайзер. Ее обвинил хозяин постоялого двора — якобы коровы давали кровь вместо молока, саму же Терезу заметили ползающей на четвереньках вокруг хлева. Тереза выдержала целый калейдоскоп пыток, но, в итоге, — лишенная зубов, с вываренными кипятком глазами, вырванными ногтями и прижженными сосками, — она все же призналась. За день до назначенной казни из ее камеры доносился многоголосый вой и дьявольский хохот . Стражники до рассвета опасались заходить в темницу. Наутро Терезу обнаружили мертвой и голой, — мешковина, в которую была одета пленница, бесследно пропала. Нашлась она неожиданным образом на том самом хозяине постоялого двора, тот использовал ее в качестве петли. Хозяина же обнаружили повесившимся в хлеву, на балке. Его коровы тоже были мертвы, а их кишки развешаны по стенам.

∗ ∗ ∗

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Монастырь Вельтенбург (Kloster Weltenburg)

Отважно преодолев быстрое течение и крутые повороты реки, на которых он едва не задевал бортом высокие каменные стены Дунайского прорыва (Donaudurchbruch), двухпалубный прогулочный кораблик поднялся вверх по Дунаю от Кельхайма к самому началу знаменитого сужения, официально названного Вельтенбургским (Weltenburger Enge). Здесь он подошел к причалу возле невысоких стен древнего монастыря Вельтенбург (Kloster Weltenburg)

Пассажиры сошли на берег и дружной толпой двинулись по утрамбованной дорожке к монастырским воротам и большому пляжу перед ними, усыпанному подушкой из мелкой гальки. Река в этом месте круто разворачивается, меняя направление течения почти на 180 градусов, ускоряется, шумит. У причала. На речном повороте. Уединенный мыс на к…

Архитектура

Фрауэнкирхе построена из красного кирпича в стиле поздней готики . Его размеры 109 на 40 м. Две башни достигают 99 м в высоту, одна башня на 12 сантиметров выше другой. Первоначальный дизайн предусматривал острые шпили, дополняющие башни, как и Кельнский собор , но они никогда не строились из-за отсутствия денег. Вместо этого два купола были построены в эпоху Возрождения , и некоторые находят их стилистически неподходящими для остальной части здания. Но сегодня они являются символом Мюнхена. Форма купола в архитектурной лексике того времени представляет собой изображение небесного Иерусалима .

Собор имеет форму зала с тремя нефами , это последняя из церквей этого стиля, построенных в городе Виттельсбах .

Обладая объемом 200 000  м 3 , Мюнхенский собор Богоматери является крупнейшей готической кирпичной церковью к северу от Альп. Церковь Святой Марии в Гданьске имеет всего 155 000  м 3 .

Средние века

В 1180 году в результате судебного процесса, инициированного королем Германии и императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой, герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев лишился значительной части своих земель и герцогом Баварии стал Оттон I фон Виттельсбах, Мюнхен же был передан в управление епископу Фрайзинга. Тем не менее, уже в 1240 году Мюнхен перешел под контроль Оттона II фон Виттельсбаха. В 1255 году после раздела Баварии город стал герцогской резиденцией Верхней Баварии и оставался во владении династии Виттельсбахов вплоть до 1918 года.

В 1314 году герцог Людовик IV из рода Виттельсбахов стал королем Германии, а в 1328 был коронован как император Священной Римской империи и предоставил Мюнхену «соляную монополию», тем самым обеспечив город существенным дополнительным доходом. Несмотря на несколько разрушительных пожаров и некоторые беспорядки, вызванные недовольством горожан, Мюнхен стремительно рос и развивался. В 1506 году Бавария объединилась, и Мюнхен стал ее столицей.

В 16-м веке город становится крупным культурным центром, а также центром немецкой контрреформации. Важным событием в истории Мюнхена этого периода стало и основание в 1589 году Придворной пивоварни Хофбройхаус, которая сегодня является одним из самых известных в мире пивных ресторанов с пивным садом и одной из главных достопримечательностей Мюнхена.

В 1609 году по инициативе герцога Максимилиана I Баварского в Мюнхене была основана Католическая лига, сыгравшая впоследствии важную роль на начальном этапе так называемой Тридцатилетней войны (1618-1648) за гегемонию в Европе. В 1632 году войска короля Швеции Густава II Адольфа оккупировали Мюнхен, а бывший к тому времени уже курфюрстом империи Максимилиан I был изгнан из города. Спустя всего два года сильные вспышки бубонной чумы унесли почти треть населения Мюнхена. В 1648 году Тридцатилетняя война закончилась подписанием Вестфальского мира, и Мюнхен вернулся под контроль курфюрста Баварии.

Церковь Лукаскирхе

Лукаскирхе – протестантская церковь, расположенная на берегу реки Изар. Строительство храма происходило в 1893-1896 годах. Архитектор Альберт Шмидт придал постройке черты романского стиля и явно вдохновлялся готикой. Привычный для данных построек дизайн дополняется двумя башнями и высоким куполом (64 м). Церковь Святого Луки (Lukaskirche) имеет неповторимый интерьер и может похвастаться красочными витражами – единственным элементом, который пострадал во время войны. У алтаря можно наблюдать роспись, которая изображает погребение Христа.

Часы работы Пн, пт: 10:00 — 19:00, вт-чт, сб: 08:00 — 19:00, вс: 08:00 — 22:00
Цена билета Бесплатный
Ориентиры Остановка трамвая Marienplatz
Адрес Mariannenplatz 3, (Pfarramt: Thierschstraße 28), 80538 München
Сайт https://www.sanktlukas.de/

След дьявола в Фрауэнкирхе[править]

Самая знаменитая городская легенда касается символа города — Фрауэнкирхе — Собора Пресвятой Девы Марии. Это высочайшее здание в центре города — 99 метров — выше которого строить просто-напросто запрещено (опять же в центре). Раньше на его месте стояла часовня, настолько тесная, что однажды во время службы толпа задавила маленькую девочку. Герцог Сигизмунд — властитель этих земель — был так опечален этим происшествием, что повелел построить собор, который мог бы вместить всех желающих. Возведенный аж в 1488 году (привет нацистам-конспирологам), всего за 20 лет, он поражал своими размерами и мощью, и, разумеется, не обошлось без гадких слушков, мол, архитектор продал душу дьяволу. Это — весьма распространенный троп в средневековом фольклоре, который прилипал едва ли не к любой выдающейся постройке — будь то мост через Дунай в Регенсбурге или Нойшванштайн в Фюссене. Но здесь ситуация другая — осталась неопровержимая улика. В карусели выше вы увидите след, впечатавшийся в плитку. Это — след самого Врага Человеческого, Сатаны, Люцифера, Командира Земли, Князя мира сего собственной персоной. Нет единого мнения о том, при каких обстоятельствах дьявол оставил этот след, поэтому приведу здесь наиболее популярную версию.

Архитектор Хальсбах был беспредельно горд и весьма одарен. Он регулярно бахвалился своими проектами — например, строил здание, а потом велел при толпе вынуть центральную балку. Здание при этом осталось стоять. Вдобавок, будучи человеком образованным, он интересовался церквями скорее как архитектор, чем как прихожанин. Это не могло не привлечь внимания дьявола, и тот крепко взял архитектора за яйца. Дьявол настаивал, чтобы церковь была построена без окон, иначе в день освящения он нашлёт шквальные ветры и обрушит церковь прямо на головы первых прихожан (за что потом, конечно, казнят самого Хальсбаха). Чтобы избежать этой участи, архитектор согласился принять некоторые инфернальные коррективы в макет. Говорят, дьявол хотел оставить церковь без окон. И в день сдачи постройки он явился на объект, зашел через главные врата и удовлетворенно топнул ногой, прежде чем сгинуть обратно в преисподнюю; с той позиции окон, действительно, видно не было. Но тут легенда лукавит, ведь оттуда видно и основной витраж за алтарем и боковые окна в башнях. Так что, думаю, правки были глобальнее и богохульнее, а именно — если смотреть на собор с неба, он похож на огромный фаллос с яйцами. Уж этого прихожане никак не могли заметить, так что зрелище предназначалось не для дольних людишек, а для обитателей высших сфер.

Сам же след стал теперь обычной туристической заманухой, но не все так просто. Иногда Фрауенкирхе закрывается на органный концерт, куда можно попасть лишь по приглашениям. Это происходит в Вальпургиеву ночь, с 30 апреля на 1 мая. Где добыть приглашение — никому неведомо. Все происходит очень тихо, без лишней огласки. Снаружи, действительно, можно слышать органные партии Баха и Мессиана, а вот внутрь никак не проникнуть. Наутро уборщики нередко обнаруживали капли крови внутри дьявольского следа, а некоторые клавиши органа заедали — такое бывает, если несколько раз подряд исполнить музыкальный интервал в три целых тона на пневматическом органе.

∗ ∗ ∗

Первый день

Осмотр достопримечательностей Мюнхена за 3 дня следует начать с прогулки по главным архитектурным памятникам. Именно облик старинных зданий поможет погрузиться в атмосферу прошлого и узнать больше о жизни города. Хотя многие здания сильно пострадали во время Второй мировой войны, они были искусно восстановлены по первоначальным образам.

Мариенплац

В первый день стоит отправиться на Мариенплац — центральную площадь, связанную с историей города. На ней находятся Старая и Новая ратуши, а также Мариинская колонна с позолоченной статуей Девы Марии. В Старом здании заседания городского совета XV века сейчас проходят официальные мероприятия, а в построенной в начале XX века Новой ратуши продолжает заседать управленческий совет Мюнхена. Оба здания похожи на замки, но Новое отличается величественными размерами и неоготическим стилем с фасадом, украшенным множеством фигур.

На башню Новой ратуши можно подняться на лифте (билет стоит 1–4€ для разных категорий), чтобы оценить вид Мариенплац и города сверху. Каждый день в 11:00 и 12:00 (дополнительно: в 17:00 с марта по октябрь) проходит представление игрушечных фигур под часами башни. Можно пройтись также по некоторым коридорам здания. В Старую ратушу нельзя пройти, но можно подняться на башню, где расположен Музей игрушек.

Подробно: Мариенцплац, Старая ратуша и Новая ратуша

Новая ратуша на МариенплацФото: Анастасия Буянова

Церкви

Планируя, что посмотреть в Мюнхене за 3 дня, в список мест туристы обязательно включают старинные церкви. С ними связаны необычные легенды, здесь можно насладиться изысканной красотой убранства, к тому же на некоторых оборудованы прекрасные обзорные площадки. Они имеют прямую связь с правителями Баварии, так как в нескольких из церквей находятся крипты с захоронениями королевских и герцогских династий. Вход в действующие церкви — свободный.

Фрауэнкирхе — собор Девы Марии XV в., признанный самым высоким в городе. Силуэт церкви с двумя башнями высотой около 99 м виден из разных частей города. Внутри вы не увидите роскоши, но стоит оценить масштабы и размеры сооружения

Обратите также внимание на отпечаток ноги у входа — согласно легендам, его оставил дьявол или черт

ФрауэнкирхеФото: Екатерина Саввина

Как и Фрауэнкирхе, Петерскирхе находится около Мариенплац. Ее строительство началось еще в XI в., правда, позднее она не раз разрушалась и восстанавливалась. Церковь Святого Петра известна красивым убранством с фресками, лепниной и алтарем. Многие элементы отражают разные архитектурные стили. «Альтер Петер» («Старина Петер») непременно входит в список must see из-за смотровой площадки на башне. Правда, подниматься наверх нужно будет пешком (цена: 1–3€ за подъем).

Церковь Святого Михаила относится к концу XVI в. Здание в стиле ренессанса с чертами барокко было построено для ордена иезуитов. Фасад с треугольным фронтоном украшают фигуры, верхняя из которых — Спаситель.

Внутри церкви Святого МихаилаФото: Маша Малиновская

Ближе к Зендлингским воротам расположена Азамкирхе — церковь Иоанна Непомука. Прославленную как одну из самых красивых церквей города создали в XVIII в. братья Азам для частного пользования, но позже были вынуждены открыть доступ для всех. Фасад ее — совсем небольшой, но вас точно поразит изящная внутренняя отделка и декор. Посещение советуют планировать на утро, чтобы увидеть, как освещаются фигуры над алтарем.

На площадь Одеонсплац следует выйти, чтобы увидеть Театинеркирхе — придворную церковь, служившую также храмом для ордена театинцев. Выполненная в стиле итальянского барокко с элементами рококо церковь была освящена во второй половине XVII в., но строительные работы завершились лишь в XVIII в.

Подробно: храмы Мюнхена

ТеатинеркирхеФото: Atali

Остров Пратер

Живописный парк на острове Пратер подойдет для отдыха после пешей прогулки. Остров находится на реке Изар, к нему ведут 4 моста. Здесь можно неспешно прогуляться по дорожкам и отдохнуть в тишине от шума центральных туристических улиц. На острове также находится Альпийский музей. Пратеру можно предпочесть Английский сад с огромной зеленой территорией или небольшой парк Хофгартен возле Одеонсплац.

Подробный совет, что посмотреть в Мюнхене за 1 день

Английский садФото: Виктор Башкир

Внутреннее убранство

Современных путешественников, которых пути-дороги впервые привели в Мюнхен, а именно в церковь Святого Петра, без сомнения обратят внимание на небольшие позолоченные резные фигурки ангелочков, которые украшают вход в храм. Главным же украшением церкви, занимающим центральное место в интерьере, является алтарь, который был выполнен в 1733-м году двумя братьями Азам

Алтарь представляет собой величественный «пьедестал», боковые стороны которого украшают коринфские колонны, а заднюю часть – так называемый, бархатно-золотистый, задник.

На центральном месте алтарной барочной композиции установлена скульптура восседающего на троне Святого Петра, который для прихожан баварской столицы является олицетворением папской власти.

На голове у Святого Петра папская тиара, с которой у местных жителей связана особая традиция: в случае кончины Папы Римского, в Мюнхене не только приспускают флаги в знак траура, но и снимают с головы Святого Петра тиару. По окончанию новых выборов папы римского, и во время проведения торжественной церемонии коронации, проходящей, как известно, в Риме, на голову святому вновь возвращают папскую шапочку.

Вокруг фигуры Святого Петра установлены стоящие фигуры других святых: святого Августина, Грегора, Иеронима и Амбросиуса. К слову, это работа, выполненная из дерева, принадлежит руке Эгида Квиронома Азама. Нижнюю часть главного интерьера церкви украшают поклоняющиеся распятию ангелы, над которыми в свое время работал скульптор Франц Шванталер.

Вид на церковь с площади Мариенплац

Безусловно, что в церкви Святого Петра в Мюнхене есть и иные шедевры, которые привлекают внимание многочисленных путешественников. Это и алтарь, выполненный в готическом стиле из песчаника, на котором изображена сцена Страшного Суда; и картины известного польского художника Яна Полякова; и рельефная эпитафия Эрассмуса Грассера.

Это и алтарь, выполненный в готическом стиле из песчаника, на котором изображена сцена Страшного Суда; и картины известного польского художника Яна Полякова; и рельефная эпитафия Эрассмуса Грассера.

Однако, как утверждают многие туристы, уже успевшие посетить храм Святого Петра, оказавшись в храме, следует обязательно подняться на колокольню «Старого Петра». Правда, для этого путешественнику придется преодолеть практически 300 ступеней, но панорама города, которая откроется взору туриста, попавшего на обзорную площадку колокольни, мгновенно снимет усталость от подъема.

Посещение Храма Святого Петра: особенности, время работы, стоимость билета

Церковь Святого Петра — одна из главных туристических достопримечательностей в Мюнхене, которая находится в районе центральной площади Мариенлац. Со смотровой площадки церкви открывается живописная панорама на весь архитектурный ансамбль города. Чтобы насладиться всей красотой пейзажа, вам предстоит подняться на высоту 56 метров, преодолев 306 ступеней, ведущих на колокольню.

Внутреннее убранство церкви — это настоящая энциклопедия архитектурных стилей XII-XVIII веков: готики и барокко

Особенно в храме привлекает внимание алтарь Девы Марии. Он украшен фигурами святых, коринфскими колоннами и задником из бархата и позолоты

Центр алтаря — фигура Святого Петра с тиарой.

Свод храма Петерскирхе украшают фрески автора Циммермана, выполненные в 1753-1756 годах. На них изображена жизнь апостола Петра.

Каждое воскресенье в 18:00 с башни разливается бой колокола, который слышно по всему Мюнхену. Звук 7-тонного колокола самый низкий во всей Баварии.

Летние часы работы:

понедельник — пятница: 9:00 – 18:30;
суббота, воскресенье и праздничные дни: 10:00 – 18:00.

Зимние часы работы:

понедельник — пятница: 9:00 – 17.30;
суббота, воскресенье и праздничные дни: 10:00 – 17:30.

Посещение храма: бесплатно.
Посещение колокольни: 1,5 евро (дети до 6 лет — бесплатно).

Пивная Хофбройхаус

Мюнхен известен не только своими церквами, дворцами и музеями. Город – неофициальная мировая столица пива. «Придворная пивоварня» Hofbräuhaus действует вблизи площади Мариенплац с 1609 г., и относится к бесспорным городским достопримечательностям.

Пивная Hofbräuhaus

С 1828 г. придворная Хофбройхаус открылась для свободного посещения, а с конца XIX в. функционирует как пивной ресторан. Производимые в нём сорта пива – самые востребованные на известном пивном фестивале Октоберфест, ежегодно проводимом в Мюнхене.

Отношение баварцев к пиву несколько отличается от традиционного. Баварская пивная церемония тщательно соблюдается в Хофбройхаусе:

  • подаётся только свежее пиво температурой +6C;
  • «пивопроводы» всегда имеют именно такую температуру;
  • пивопроводы и разливочные краны ежедневно промываются;
  • пивные стаканы и кружки промываются только «пиво-совместимыми» моющими средствами, ополаскиваются экологически чистой водой, после чего охлаждаются до 6C;
  • розлив производится по особой технологии.

Главный зал «Швемме» пивного ресторана Hofbräuhaus

Здесь бывали такие разные известные люди, как Моцарт, Ленин и Гитлер. Отличное пиво и закуски, впечатляющий интерьер и баварская народная музыка и в наше время способствует приятному времяпрепровождению. Меню есть и на русском, причём его разрешается взять с собой в качестве сувенира. Завсегдатаи заведения даже имеют постоянные кружки, хранящиеся в сейфе.

Адрес: Platzl, 9. Ресторан Хофбройхаус работает ежедневно с 9 до 23:30. Пик посещаемости – с 15 по 21 час, когда, особенно по выходным и праздникам, может не найтись свободного места.
Доехав до остановки общественного транспорта Marienplatz (см. выше), следует выйти (Ausgang) по указателю Viktualienmarkt, затем немного пройти по Sparkassenstraße до ул. Münzstraße.

Графическое собрание

Кроме собственной коллекции Пинакотеки современности, билет даёт право посещения части Государственного графического собрания, у которого пока нет собственного здания. Другая часть коллекции Staatliche Graphische Sammlung экспонируется в Институте культуры по адресу Katharina-von-Bora-Straße, 1. Haus der Kulturinstitute находится недалеко от здания Pinakothek der Modern.

Графическое собрание – не заурядная коллекция рисунков, гравюр и печатной продукции. Достаточно сказать, что среди их авторов есть великие имена. Среди них – три титана итальянского Возрождения – Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, голландцы Рубенс и Рембрандт, а также Ван Гог, Матисс, Эль Греко, Дали, Пикассо, Кандинский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector