Александровская колонна в санкт-петербурге
Содержание:
- Ангел-хранитель
- Установка колонны
- Строительство архитектурного шедевра
- Хотите крепости цемента? Добавьте в него… водку!
- История Александровской колонны
- Упадет – не упадет… Будет конец света или не будет?
- Заключительный этап работ
- Интересные факты и загадки
- Покушения на Александровскую колонну
- Фундамент для пьедестала, водка и мыло
- История памятника
- Загадки Александровской колонны
- Отделка монумента.
- Фото и описание
- 600 тонн за считанные минуты: Гиннес нервно курит в сторонке
- Дух захватывает и Монферран показывает
- Победа, Мудрость, Милосердие, Справедливость и Изобилие в одной колонне
Ангел-хранитель
Одновременно с возведением Александровской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга с осени 1830 года шла работа над той скульптурой, которую согласно замыслу Монферрана предстояло установить на вершине сооружения. Николай I хотел, чтобы эта статуя была размещена лицом к Зимнему дворцу. Но каким будет её облик, определилось не сразу. Рассматривалось довольно много разных вариантов. Был и такой вариант, в соответствии с которым Александровскую колонну увенчивал бы лишь только один крест с обвивающейся вокруг него змеёй. Она задекорировала бы собою элементы крепежа. Согласно другому варианту, предполагалось установить на колонне статую, изображающую князя Александра Невского.
В конце концов, был утверждён вариант со скульптурой крылатого ангела. В его руках — Латинский крест. Символика этого изображения вполне наглядна: она означает, что Россия сокрушила власть Наполеона и тем самым установила мир и процветание для всех европейских стран. Работу над этой скульптурой выполнял Б. И. Орловский. Её высота — 6,4 метра.
Установка колонны
Александрийский столп был установлен с использованием специальной подъемной системы генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура.
Деревянные леса высотой 46 метров, система 60 больших рычагов и мощных блоков, гигантская земляная насыпь вровень с основанием пьедестала – все было наготове.
Колонну закатили на специальную платформу и опоясали корабельными канатами. Все приготовления были сделаны, и день торжественного подъема был назначен.
Посмотреть на это грандиозное событие собралось пол Петербурга. Люди заполонили площадь, самые любопытные сидели на крышах Зимнего дворца и Главного штаба. Почетными гостями были император и вся царская семья. И, 30 августа 1832 года, действо началось.
По команде 2500 солдат и работников натянули канаты и… Александровская колонна приподнялась, медленно выровнялась и застыла в воздухе. Около 2 часов на весу ее выравнивали и вот, наконец, по приказу командира канаты были отпущены, и исполинский колосс весом 600 тонн занял свое точное место на пьедестале. Площадь взорвалась криками: «Ура!» Император был очень доволен, а изумленные чайки забывали махать крыльями, пролетая над этим невиданным чудом.
Надо сказать, что при проектировании этого феноменального изделия Монферран проявил себя, как талантливый специалист и настоящий эстет. Дело в его творческом подходе к таким классическим архитектурным приемам построения профиля колонны, как энтазис и утонение.
Гениальный Монферран применил эти приемы, начиная с самого основания колонны используя свой собственный алгоритм расчета. В итоге, получился шедевр, которым восхищается весь мир, и который очаровывает удивительной четкостью пропорций. Еще два долгих года Александровская колонна отделывалась и полировалась.
Строительство архитектурного шедевра
Важность и государственное значение объекта требовали соответствующей организации и слаженности действий. С самого начала сооружения монумента созидательные работы велись параллельно по трем направлениям:
- строительные работы на Дворцовой площади по подготовке фундамента;
- работа каменотесов в Пютерлакской каменоломне по подготовке каменных блоков для всех составляющих колонны;
- работа скульпторов по созданию ангела и барельефов пьедестала.
Закладка фундамента
В 1829 году работы по строительству фундамента начались с геологической разведки. В результате бурения многочисленных глубоких шурфов рядом с центром площади был обнаружен песчаный пласт, который мог стать надежной «подушкой» для будущего фундамента.
В декабре этого же года был вырыт котлован, и в его дно было решено забить 1102 сосновых свай в качестве опоры для каменной кладки. Каково же было удивление строителей, когда они обнаружили на этом пространстве 99 забитых свай, совершенно пригодных к использованию.
В результате подготовки площадки было забито около 1250 сосновых свай на глубину свыше 5 метров. Для создания идеально ровной поверхности основания каменной кладки было использовано изобретение инженера Августина Бетанкура.
На сваи положили гигантские каменные блоки высотой свыше полуметра и сравняли их тесовой кладкой с поверхностью брусчатки. В основание фундамента заложили шкатулку с монетами. Все монеты были отлиты в честь победы русских войск в войне 1812 года. Александровская колонна получила свой фундамент в октябре 1830 года.
Заготовка каменных блоков
В 1830 году приступили к работам в Пютерлакских каменоломнях, в Выборгской области. Здесь производилась добыча каменных глыб и их предварительная обработка.
Монферран присмотрел подходящую скалу и после того, как каменотесы исследовали ее на пригодность, началась активная фаза процесса. Из одной скалы были выделены монолиты и для колонны, и для пьедестала, и для основания.
Бригада камнерезов из 250 человек под руководством знаменитого мастера Самсона Суханова два года, день за днем долбила каменные глыбы, придавая им предварительную форму изделий.
Используя огромные рычаги и вороты, они передвигали исполинские камни к морскому побережью. Было решено переправить их в Петербург морским путем и для этого, под руководством корабельного инженера-полковника К. А. Глазырина, была построенная невиданная доселе баржа водоизмещением 1100 тонн.
Свыше 600 солдат закатывали заготовку колонны на баржу, названную «Святой Николай», со специально сооруженной пристани. До Петербурга ее буксировали два неутомимых парохода, и в 1832 году колонна была уже в городе.
Хотите крепости цемента? Добавьте в него… водку!
Итак, все решено, и наиболее важную работу – сооружение фундамента – передают под ответственность молодого купца Василия Яковлева. Вместе с выгодным контрактом 20-летний техник-самоучка взял на себя обязательство в случае провала безвозмездно N-ное количество раз отбивать и доставлять в Петербург камень.
Сам монолит высекали в 1830-31 гг. Перерыв на зиму предусмотрен не был: полгода в тяжелейших условиях камень обтесывали 250 человек.
Укрепляя основание, подрядчики обнаружили сваи, «дожидавшиеся» своего часа еще с 1760 г. Дабы укрепить полуметровые гранитные блоки, потребовалось ни много ни мало – 1101 свая. Дело было в конце года: лютовали сильные морозы, и для лучшего схватывания Монферран в цементный раствор добавлял «народное горячительное» – водку. А в центр фундамента заложили ценную основу – шкатулку с монетами, напоминающую потомкам о победе в Отечественной войне 1812 года. Свой добавок к драгоценностям внес и Монферран – платиновую медаль с изображением колонны и датой ее постройки (1830 г.), ну и, естественно, закладную доску.
Спустя год, при установке постамента, Николай I одобрил увенчание столь значимого труда еще одной бронзовой закладной доской и медалью за взятие Варшавы. Все это поместили в основание колонны.
История Александровской колонны
Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.
Проект Монферрана
Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.
Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны, Ярослав Глухов
Строительство
Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.
Установка колонны
Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.
Открытие памятника
И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.
Татьяна Лискер
Реставрация
Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.
Упадет – не упадет… Будет конец света или не будет?
Долгое время Петербургом гуляли легенды об истинном предназначении колонны: якобы изначально ее собирались использовать при строительстве храма. А получив большую, нежели необходимо, длину монолита, «переадресовали» для Дворцовой площади. Все это домыслы, так как колонну высекали по специально заказанному проекту.
После возведения горожане боялись прогуливаться вблизи Александровской колонны – ожидали ее внезапного падения.
Не обошлось в истории монумента и без мистики. Некая таинственная буква «N», в свете фонарей проявляющаяся на колонне, якобы предзнаменовала смену правления. Заканчивался 1889 год – ничего не предвещало перемен. Как часто бывает, все оказалось намного проще: буква являлась всего лишь отражением части надписи на стеклах фонарей…
Еще одна мистическая история относится уже к советскому периоду: посчитав фигуру ангела неподходящей для главной площади, было принято решение укрыть его от глаз людских. Несколько раз зависал над «небесным помощником» воздушный шар, но порывы ветра не давали ни малейшего шанса выполнить задуманное. Среди аналогичных нелепиц числятся попытки замены ангела на бюст Ленина, а позже – Сталина. К счастью, крылатый оборонец не стал жертвой столь печальных планов.
Заключительный этап работ
Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.
Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.
По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.
Интересные факты и загадки
За время существования артефакта появилось множество слухов, но иногда, услышав какую-либо информацию об этом строении, люди сомневаются, верить ей или нет. Чтобы не возникало таких сомнений, нужно ознакомиться с тайнами строительства Александрийского столпа в Санкт-Петербурге, история создания которого многим непонятна. Все факты являются достоверными, а не вымышленными. Итак, краткое описание основных моментов:
- Колонна действительно состоит из настоящего красного гранита. Материал для строения привезли из-под Выборга, где ранее были высечены плиты для постройки Исаакиевского собора.
- Александровская колонна с момента постройки до сегодняшнего дня является самым высоким и тяжелым монолитом. Высота ее составляет 47,5 м.
- Лицо ангела — скульптуры, установленной в верхней части колонны, имеет черты императора Александра I, о чем распорядился сам Николай I.
- Процессом подготовки гранитных плит руководил Василий Яковлев — техник-самоучка, которому на тот момент было всего 20 лет. Он очень ответственно подошел к процессу, публично пообещав, что если один из камней будет иметь хотя бы малейший дефект, его заменят. Это правило соблюдалось на протяжении всего процесса подготовки материалов для монумента.
- Непокорная колонна потерпела аварию при погрузке — она упала в воду. Прибывшие на помощь солдаты из соседнего поселка помогли быстро устранить аварию и благополучно загрузить колонну на судно.
- Колонна установлена на песчаной подушке без укрепленного фундамента. Люди в первые несколько лет опасались подходить к ней на близкое расстояние, так как считали, что она может рухнуть в любой момент. Тем не менее памятник стоит уже почти два столетия, не давая поводов усомниться в его прочной конструкции, а разговоры по поводу его скорого падения со временем утихли.
Мистическая история, случившаяся с Александровской колонной, была развенчана. Однажды министр иностранных дел Ламсдорф сообщил, как вечером он отчетливо видел над колонной светящуюся букву N. Среди горожан тут же появились слухи, что это знак свыше. Многие считали, что он обозначает скорую смену власти. Но позже выяснилось, что буква появляется вследствие отражения света от фонарей, на которых была надпись производителя. Одна из букв этой надписи удачно падала на верхнюю часть колонны и выглядела мистическим образом.
Покушения на Александровскую колонну
После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули. Кладбище появилось у стен Кремля.
После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.
В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.
Фундамент для пьедестала, водка и мыло
Работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны велись с 1829 года. Ими руководил лично Монферран. После того, как заложили фундамент, на него водрузили громадный монолит, весом 400 тонн, который служит основанием пьедестала. Его привезли из Пютерлакской каменоломни. Позже Огюст Монферран вспоминал:
К июлю 1832 года завершили строительство пьедестала, а тут и монолит колонны был на подходе. Самой сложной задачей стала установка колонны на пьедестал. Для установки колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года сконструировали оригинальную подъёмную систему. И в этот раз она была успешно использована.
История памятника
Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси — автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали — центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.
Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном
Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана
Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в Париже. Вот так и появился проект Александрийского столпа.
Взяв за образцы колонны Помпея в Египте и Траяна в Риме, а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.
Строительство монумента
Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из Финляндии, а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в Санкт-Петербург понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.
В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода — залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур — известный российский инженер и архитектор.
Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.
Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.
Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник — Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского — шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.
Открытие Александрийского столпа
Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее — Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.
У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.
Загадки Александровской колонны
Весьма интересен факт, что многие современники, дети высоких технологий считают способ добычи гранита для изготовления Александровской колонны невозможным в 19 веке. Утверждают, что описанный способ транспортировки в Петербург придумали «официальные историки». Считают, что невозможно отшлифовать гранит без современных станков.А на задаваемый вопрос в интернете «Кто на самом деле изготовил Александровскую колонну?» отвечают, что авторы — инопланетяне или пришельцы из другой цивилизации.
Монферран оставил описания работ и рисунки по изготовлению и установке колонны на каждом этапе в альбоме «Plans et details du monument… 1836». В библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) хранятся многочисленные чертежи и акварельные рисунки архитектора Антонио Адамини с пояснениями на французском языке.Рисунки не передают 100% достоверность ситуации (фотография появилась появилась в России в 1839 году), но общее понимание, принципиальный подход они отражают.
Отделка монумента.
Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско. Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку. Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну. Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году. В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.
Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам. Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом». В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след. Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента. Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.
Фото и описание
Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.
Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».
Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».
Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.
Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями
Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны
Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.
В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.
Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.
30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».
Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения.
600 тонн за считанные минуты: Гиннес нервно курит в сторонке
Для ее транспортировки было задействовано 600 солдат, впоследствии после удачной перевозки драгоценного груза, граф Юлий ЛИтта был представлен к ордену святого Владимира.
Подъем 600-тонного монолита стал настолько уникальным явлением в мировой инженерии, что Монферрану пришлось разработать специальную инструкцию. Строительные леса занимали почти всю Дворцовую площадь, а в работах задействовали множество технических приспособлений и порядка 2 тысяч людей. Эта инструкция была настолько детальной, а механизм – продуманным, что вся операция по подъему Александровской колонны осуществилась в рекордные сроки – за 100 минут.
В наши дни установка Александровской колонны однозначно заняла бы страницы Книги рекордов Гиннеса, да и 30 августа 1834 года на сие чудо пришло посмотреть до 10 тысяч человек, среди которых были и иностранные гости. На специальном помосте были выделены 4 тысячи мест для VIP-персон: императорской семьи, представителей Высочайшего двора, дипломатического корпуса, Государственного совета и Сената, свиты, а также гвардейских генералов и кадетов.
Дух захватывает и Монферран показывает
Гранитная колонная и водружённый на ней бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Когда подойдёшь к этой доминанте совсем близко, и, высоко подняв голову, посмотришь вверх, то аж дух захватывает — колонна то покачивается…
С момента открытия Александрийского столпа, он внушал горожанам и восхищение, и страх одновременно. Опасаясь падения колонны, люди обходили её десятой дорогой. Что говорить про простой народ, если даже бабушка Михаила Лермонтова сильно боялась, что колонна упадёт, поэтому не ездила по Дворцовой площади. А графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны.
Но тогда ещё по Дворцовой площади ездили экипажи, позже машины, а сейчас по ней ходят только ножками. И Монферран, живший неподалёку, на Мойке, чтобы развенчать мифы и тревоги жителей города на Неве, стал ежедневно прогуливаться вокруг столба. Французский архитектор до конца своей жизни вечерами подолгу совершал променад, описывая круги возле колонны, вместе со своей собачкой.
Так зодчий демонстрировал народу свою «монолитную» уверенность в том, что он всё правильно рассчитал и колонне никогда и ни за что на свете не рухнуть. Действительно, Александрийский столп был испытан временем и бурями, революциями и войнами, и устоял, а архитектор не ошибся.
Победа, Мудрость, Милосердие, Справедливость и Изобилие в одной колонне
Позже, еще два года уйдет на шлифовку, полировку монолита, а также на украшение пьедестала. В то время было принято, дабы подобные сооружения увенчивал крест либо фигура ангела. Считалось, что тогда архитектурное решение не идет вразрез с модой. Поначалу Монферран так и предполагал – увенчать вершину колонны крестом, но в процессе работы выбор пал на ангела, и Николай Iповелел придать фигуре лик покойного Александра.
Постамент же украсили барельефами: со стороны здания Главного штаба Победа занята важным делом – заносит в Книгу Истории памятные даты, а барельеф со стороны Зимнего Дворца украшают две крылатые фигуры. Остальные стороны венчают фигуры Мудрости, Милосердия, Справедливости и Изобилия.
Остается удивляться точному расчету великого архитектора, создавшего уникальный монумент, ведь колонна не имеет абсолютно никаких укреплений. Прочно стоять на земле Александровской колонне помогает собственный вес и точный расчет мастера. «Особые приметы» самой высокой в мире колонны достойны восхищения: при высоте самого памятника в 47,5 м и гранитного монолита в 25,6 м вес достигает 704 тонн.