Замок святого ангела: тайна истории основания христианской империи
Содержание:
- Музей Замка Святого Ангела
- Известные личности, заточенные в замке
- История замка
- Внешний облик
- Гробница становится крепостью
- Музей в Замке
- История появления памятника архитектуры в Риме
- Папская крепость, резиденция и тюрьма
- Белокурый Тибр, мост, ангелы и привидения
- Замок Святого Ангела — история
- Под папством
- Могила Адриана
Музей Замка Святого Ангела
В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия
Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца
Самые известные залы
Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.
Дворик Спасителя
Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.
Мавзолей Адриана
Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.
Тюрьмы
Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.
Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.
Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.
Двор Александра VI
Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.
Крытая галерея
Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.
Зал Паолина
Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.
Сокровищница
Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.
На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.
Известные личности, заточенные в замке
Среди заключенных замка Ангела были философы-мыслители, люди искусства и политические фигуры, а также деятели науки.
В списке заключенных этой тюрьмы числятся следующие небезызвестные люди:
- 1. Д. Бруно;
- 2. Г. Галилей;
- 3. Б.Платина;
- 4. Т.Кампанелла и многие другие.
Так, например, Бенвенуто Челлини принимал участие в обороне замка и воевал за власть Папы Римского против имперского войска. Однако спустя несколько лет, он был обвинен в ограблении папской казны и посажен в тюрьму.
Но главным его преимуществом стало то, что он отлично знал расположение всех входов и выходов замка, поэтому ему удалось совершить побег из тюрьмы. Это был, пожалуй, единственный случай, когда кому-то посчастливилось покинуть это неприступное место.
В одна тысяча семьсот восемьдесят девятом году в замке Ангела оказался граф Калиостро. Так сложилось, что, убегая от кредиторов, которые преследовали его, он нашел убежище в Риме.
Но избежать ареста так ему и не удалось. Его признали мошенником и обвинили в ереси. После нескольких лет следствия, графу было предложено покаяние перед народом, чтобы избежать казни. После этого он был заточен в тюрьму Сан-Лео, и дни его там были сочтены.
Еще один известный узник стал главным фигурантом по обвинению в ереси – Джордано Бруно. Он вынужден был находиться в замке Ангела около 6 лет из-за своего научного убеждения, касающегося теории Коперника, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца.
После заточения в тюрьму, Джордано Бруно было предложено отречься от своих убеждений, однако, он не соглашался, в результате ему был озвучен приговор суда – сожжение на костре.
Другой известный ученый Галилео Галилей также был назван еретиком, но в отличие от Бруно, Галилей публично отказался от своих научных суждений и признал их неверными, впоследствии его перевели на так называемый «домашний арест» вместо тюремного заключения в замке.
История замка
Мавзолей Адриана
В 130 году нашей эры римскому императору Адриану потребовалась усыпальница для себя и его будущего
Так выглядел мавзолей Адриана во II веке
рода. Для каждого императора считалось престижным иметь свой склеп, и чем грандиозней он был, тем больше память оставлял о себе правитель.
Именно поэтому император приказал архитекторам соорудить самый величественный мавзолей, который только был возможен. И архитекторы постарались на славу – красотой мавзолей Андриана соперничал с усыпальницей знаменитого императора Августа.
Мост
Для постройки мавзолея нашли место за пределами города, на другой стороне реки Тибр. Для транспортировки через берег строительных материалов и для совершения траурных церемоний воздвигли мост Элио (позже – мост Святого Ангела), объединивший Марсовое поле с усыпальницей.
Интересно то, что одним из архитекторов этого проекта выступил сам Адриан. До завершения строительства Андриан не дожил, а задумку отца завершаил его сын Антонин Пий.
После завершения строительства мавзолея в него торжественно перенесли останки Андриана. Перенос останков состоялось в 139 году, однако усыпальница была настолько великолепна, что в ней пожелали пребывать в покое все императоры вплоть до 217 года. Последний похороненный император в усыпальнице Андриана был Семптий Север.
От мавзолея к замку
Позже о мавзолее забыли, и он пустовал в течение более полувека. Но в конце III века вокруг мавзолея построили крепостные стены, и усыпальница превратилась в замок, защищавший город от нападений варваров не один век. Все вражеские посягательства, участившиеся в пятом и шестом веках, отбили только благодаря этому замку.
Перестроенная крепость, охранявшая Рим от захватчиков
Неукротимая чума
Своё сегодняшнее название усыпальница Андриана получила в 590 году во время чумы, свирепствовавшей тогда в Риме. Болезнь косила всех в таких количествах, что вымирали целые кварталы.
По преданию, для того чтобы Бог смиловался над горожанами, Папа Григорий Великий организовал шествие к усыпальнице. Когда горожане шли по мосту, над мавзолеем появился ангел. Он вложил меч в ножны, что означало милость Господа над горожанами. Видение видели все, кто тогда был на мосту, поэтому честь события создали мраморную фигуру Ангела, которую установили на бастион.
В 1753 году мраморную фигуру решили заменить на бронзовую, так как в старого мраморного Ангела попала молния и сильно повредила статую. После этого случая строение начали называть в честь ангела – замок Сант-Анджело по-итальянски.
Ангел, вкладывающий меч в ножны
Папская резиденция
Уже позже, папа Римский захотел обустроить замок в свою резиденцию. Для этого изменили облик как снаружи, так и внутри. На вершине замка стали реять флаги с папской символикой, а мрачные комнаты искусно переделали в позолоченные аристократические покои.
Также к замку добавляли новые пристройки: был пристроен балкон папы Юлия II, с которого понтифик наблюдал за жизнью в городе.
Мост Святого Ангела также приобрел новое предназначение – по мосту в замок ходили паломники, желающие посетить святыню и увидеть понтифика.
С течением времени в подвалах замка начали держать заключенных. Здесь отбывали пожизненное наказание кардиналы и аристократы, которых обвиняли или подозревали в заговоре против Папы. За решетками замка сидели также и выдающиеся ученые-астрономы, такие как Галилео Галилей и Джордано Бруно.
Замок, во времена резиденции Папы Римского
Внешний облик
Гробница была сооружена без лишнего пафоса. В основе здания – цилиндрическое строение диаметром 87 метров, над ним – еще два барабана меньшего диаметра. Общая высота постройки – 44 метра. Террасы, расположенные между цилиндрами-барабанами, были засажены вечнозелеными кипарисами, а в верхней точке находилась статуя самого Октавиана.
Нижний ярус Мавзолея Августа обрамлялся мраморными колоннами, изюминкой постройки был арочный вход, по обе стороны которого находились обелиски из египетского гранита, символизировавшие победу Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой. У входа также располагались бронзовые плиты с выгравированной биографией правителя. Гробница обладала достаточно сложной внутренней структурой и напоминала лабиринт. Внутри здания имелись специальные отсеки для размещения золотых погребальных урн, содержащих прах императора и членов его семьи.
Гробница становится крепостью
Шли годы, с высоты античного мавзолея смотрели вниз статуи богов и героев на постепенно забывающий их мир и не замечали, что над Вечным городом начали сгущаться тучи. К III веку н.э. Римская империя была уже не та. Ее границы, расширенные Траяном и подсокращенные Адрианом, когда он отказался от территорий, которые нельзя было удержать, утратили незыблемость и стали постепенно проседать под давлением варваров.
Никогда не терявший бдительности, деятельный император Аврелиан построил защитную стену, широким кольцом окружившую разросшийся Рим. Учитывая удобное расположение гробницы на берегу реки и мощные стены, Аврелиан включил Мавзолей Адриана в свой новый оборонительный комплекс.
Тогда произошло первое изменение внешнего вида сооружения – сняли бронзовую дверь гробницы, сделали зубчатыми стены. За этим последовало еще много изменений, в результате которых великий мавзолей лишился внешнего сходства с гробницей и стал крепостью, оплотом обороны, вышедшим за пределы Тибра в Риме. Но когти римского орла были все еще достаточно остры, в чем не раз убеждались враги, пробуя на прочность стены Аврелиана.
Беда пришла в августе 410 года, когда вестготы Алариха осадили Рим. Большой ошибкой было бы думать о короле готов Аларихе Первом как о дикаре, одетом в звериную шкуру. Знатного рода, он вырос в империи, мог цитировать Вергилия целиком… Не желая разорять город, он пытался заключить мир на разумных условиях, но не получил от властей ожидаемого. И тогда его орды вошли в Столицу мира…
«Голос застревает в моем горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мое изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен…» — вспоминал два года спустя Святой Иероним. Светловолосые захватчики начали безудержно грабить. Поскольку сам Аларих и готы под его началом исповедовали христианство, то ко многим святыням Рима они отнеслись с похвальным уважением…
Но языческий Мавзолей ничто не защищало, и он был полностью разорен. Варвары бесцеремонно вскрывали урны великих императоров… Адриан, Антонин, Марк Аврелий, Север — их прах был без всякого почтения рассыпан по полу и растоптан ногами солдат.
В 537 году бывшая гробница Адриана стала местом ожесточенной схватки между римлянами и готами, осадившими город 150-тысячной армией. Держа оборону, осажденные пустили в ход даже великолепные статуи Мавзолея Адриана. Мраморных императоров, богов, героев разбивали на куски и тяжелые осколки шедевров бросали на головы врагов. Так старые боги помогли спасти Рим.
Музей в Замке
В то время как многие римские памятники пришли со временем в упадок или были разрушены в результате деятельности людей, Замок Святого Ангела подвергался постоянной реконструкции на протяжении почти двух тысяч лет. С 1925 года это сооружение выполняет исключительно культурологическую функцию, являясь одним из интересных краеведческих музеев Рима.
Первый уровень
Первый этаж представляет собой начальную римскую конструкцию, в которой находилась императорская усыпальница. Помещения бесконечно перестраивались и использовались, в том числе, в качестве складов и конюшен.
Вниманию посетителей предлагаются:
- Римские скульптуры 1-2 века н.э.
- Папские захоронения.
- Большая площадь «Двор Обреченных», на которой проходили казни осужденных.
- Часовня, выходящая на площадь, в которой приговоренные молились перед казнью.
- Мавзолей Адриана, уходящий вниз под землю, представляет собой квадратный атриум.
- Сводчатый коридор, ведущий от мавзолея Адриана по дуге окружности замка к верхнему уровню здания. Туннель сохранился с римского времени, имеет три метра в ширину и шесть в высоту, оборудован специальными шахтами, обеспечивающими освещение и вентиляцию.
Второй уровень
Второй уровень начинается с так называемого диаметрального коридора, ведущему от внешнего радиуса непосредственно в Зал, в котором находится Урна с прахом Адриана, его жены и сына. Зал Урны находится в самом центре здания. В нише, где должна находится урна располагается мемориальная доска со словами, написанными императором.
На этом же этаже находятся тюремные камеры, удивительные по своей археологической ценности. Большую часть уровня занимают складские помещения, позволявшие выдерживать длительные осады.
Третий уровень
Третий этаж начинается с большого двора, в котором располагалась охрана. Так называемый Двор ангела являлся входом в папские апартаменты, которые состоят из:
- Жилой комплекс Климента VIII.
- Зал правосудия, в котором рассматривались инквизиционные дела.
- Зал Аполлона, входивший в комплекс помещений Папы Павла III, полностью украшенный фресками,
- Часовня Космы и Дамиана, в росписи которой участвовал Микеланджело.
- Комнаты Папы Климента VII.
- Двор Александра VI, противоположен Двору Ангела. Здесь устраивались театральные представления.
- Ванная комната XVI в., в которую подавалась подогретая на кострах вода, подчеркивала статус Пап, отсылая к традиционным банным практикам Древнего Рима.
Четвертый уровень
Исторически четвертый этаж также являлся папской резиденцией. Сегодня на нем представлены:
- Археологическая галерея расположена во внешней стене и содержит фрагменты декора и скульптур, которые на протяжении веков украшали здание.
- С противоположной стороны от археологической галереи располагаются оружейные палаты, в которых выставлено оружие, начиная со Средних веков.
- Комнаты Пия IV, располагающиеся по окружности стены, использовались в качестве «гуманных» тюремных камер для обвиняемых с высоким социальным статусом. Именно из камеры, расположенной здесь, сумел бежать Бенвенуто Челлини.
- Ложа Юлия II во внешней стене, выходит наружу и является важным архитектурным атрибутом особняков Ренессанса. С нее открывается бесподобный вид на мост через Тибр.
- Ложа Павла III на противоположной стороне отличается более богатым внутренним и внешним убранством.
- Папский зал – самое известное помещение Замка. Украшен фресками, росписью и золотом, использовался для приемов официальных лиц.
- Зал Персея и Зал Купидона и Психеи – частные апартаменты Пап, одна из которых являлась спальней, соединенные с большим Папским залом, с одной стороны, и с ванной третьего уровня, с другой.
Пятый уровень
Этаж состоит из следующих помещений:
- Сокровищница Пап, которая в некоторые периоды выполняла дополнительные функции тюрьмы.
- Библиотечный зал – большое помещение для хранения книг и папских бумаг.
- Зал Адриана и Зал Фестони с имитацией древнеримских фресок.
- «Комнаты Калиостро», в которых сидел арестованный граф, расположены непосредственно над Ложей Пава III.
- Коридор Помпеано, соединяющий библиотеку и Зал Аполлона.
Шестой уровень
Верхний этаж выполняет функцию смотровой площадки, с которой открывается панорамный вид на Рим. Здесь расположены:
- Терраса Ангела с одноименной скульптурой.
- Колонный зал и зал Ротонды, в которых проходят выставки.
История появления памятника архитектуры в Риме
Перед тем, как гиды рассказывают туристическим группам о строительстве Замка Святого Ангела, они предупреждают, что изначально эта постройка была возведена как усыпальница, и ничего общего со словом «замок» она не имела. Еще в далеком 130 году нашей эры император Адриан, чувствовавший приближение смерти, приказал возвести большой мавзолей, где по его завещанию должны были в каменных гробах покоиться его останки и останки всех членов его семьи.
Вид на замок с моста Элио
Усыпальницу было решено построить не в самом Риме, а на противоположном берегу реки Тибр. Для того чтобы тела умерших и провожающие их родственники не переправлялись через реку на лодках, было сразу решено связать усыпальницу с Марсовым полем при помощи каменного моста, названного Элио. Увы, дожить до конца строительства своего последнего пристанища Адриану не удалось. Он умер в 138 году, а усыпальница, в которой хоронили всех императоров до 217 года, была завершена через год. Завершением работ руководил Антонин Пий, который отдал приказ в 139 году перенести бренные останки Адриана в его мавзолей. Последним императором, который был похоронен в усыпальнице, стал легендарный Семптий Север. После его похорон об усыпальнице забыли, каменные гробницы императоров покрывались пылью в течение 60-ти последующих лет.
Как уже говорилось выше, усыпальница была построена за пределами Рима, поэтому ее стратегическое значение было трудно переоценить. Первым это понял император Аврелиан уже в III веке, который постоянно был вынужден с войсками защищать Рим от набегов варваров и вандалов. Он принял решение возвести вокруг усыпальницы крепостную стену, которая превратила мавзолей Адриана в неприступный бастион. Набеги на Рим участились в 400 – 500хх годах нашей эры
Римляне отважно боролись с неприятелем и укрывались от него за крепостной стеной. На головы захватчиков лилась расплавленная смола, скидывались огромные камни
Если метательного оружия не хватало, смерть завоевателем несли и статуи, покоившихся в усыпальнице императоров.
Вид на замок и Элиев мост с набережной реки Тибр
«Когда же, и в честь чего этот бастион получил название Замок Святого Ангела?», — может задать вопрос гость Рима, любующийся прекрасным сооружением. В 590 году на Рим обрушивались напасти за напастями. Одной из бед была страшная эпидемия «моровой язвы», которую современные ученые назвали бы эпидемией чумы. Справиться с ней в те времена не могли, в городе люди, покрытые язвами, падали замертво прямо на улицах. Казалось, «вечный город» погибнет. Существует древняя легенда, согласно которой папа Григорий Великий вместе с верующими прошел через весь город и молился Богу, чтобы тот остановил эпидемию. Когда папа и толпа народа шли по мосту Элио, на крышу замка и спустился тот самый ангел. Это был архангел Михаил. Прямо на крыше усыпальницы-крепости он вложил перед верующими меч в ножны и исчез. Как можно было истолковать такое чудесное явление? Конечно же, как проявление божьей милости. Удивительно, но, практически сразу же, эпидемия в Риме остановилась.
В честь архангела Михаила выполнили статую, которую установили на месте его явления. Забегая немного вперед, хотелось бы сказать, что затем эта скульптура была перенесена в сад, а вот статуя, которая в наши дни венчает замок, была сделана лишь в 1753 году известным на тот период времени архитектором Пьетро ван Верскаффельтом. Перед ним стоял вопрос, как сделать так, чтобы ангел смотрелся убирающим меч в ножны, а не достающим его. Решение нашлось практически сразу же: ангел, держа за рукоятку меч, смотрит на него, что никогда не сделает воин, достающий меч перед противником. Интересен тот факт, что один скульптор перед ван Верскаффельтом уже делал статую для крыши замка, однако его ангел не смотрел на ножны, а лишь миролюбиво взирал с высоты. Незадолго после водружения первой статуи ее поразила молния, видимо, высшие силы видели не такой статую архангела Михаила.
Папская крепость, резиденция и тюрьма
Папы превратили здание в замок, начиная с 14 века; Папа Николай III соединил замок с Базилика Святого Петра крытым укрепленным коридором, называемым Passetto di Borgo. Крепость была прибежищем Папа Климент VII от осады Карл Vс Ландскнехте вовремя Мешок Рима (1527), в котором Бенвенуто Челлини описывает прогулку по валам и стрельбу по вражеским солдатам.
Лев X построил часовню с Мадонна к Рафаэлло да Монтелупо. В 1536 году Монтелупо также создал мраморную статую Святой Михаил держит свой меч после чумы 590 г. (как описано ), чтобы преодолеть Кастель. Потом Павел III построил богатую квартиру, чтобы в любой будущей осаде у папы было подходящее место для проживания.
Статуя Монтелупо была заменена бронзовой статуей того же сюжета, выполненной фламандским скульптором. Питер Антон фон Вершаффельт, в 1753 году. Вершаффельт все еще находится на своем месте, а Монтелупо можно увидеть на открытом дворе внутри замка.
Папское государство также использовало Сант-Анджело как тюрьму; Джордано Бруно, например, сидел там шесть лет. Другими заключенными были скульптор и ювелир. Бенвенуто Челлини и фокусник и шарлатан Калиостро. Казни совершались в маленьком внутреннем дворике. Как тюрьма, это также была установка для третьего акта Джакомо ПуччиниОпера 1900 года Тоска; одноименная героиня прыгает на смерть с крепостных валов.
Белокурый Тибр, мост, ангелы и привидения
«Белокурый Тибр», как называли его римляне из-за цвета осадочных пород, что вымывает его приток Аниен недалеко от Рима. Тибр никогда не был особенно широк, но был весьма коварен во время весенних и осенних паводков. Еще два столетия назад река могла превратить нижние части города в обширное болото, во время катастрофического наводнения 1598 года запросто можно было утонуть около Пантеона и на Пьяцца Навона, а в древнем Риме часть Форума затоплялась после каждого ливня.
Чтобы избежать подобных бедствий, своевольный Тибр в XIX веке заключили в тюрьму из массивных насыпных стен, идущих вдоль берегов.
Но мосты через реку в качестве связующего звена появились еще в античные времена. Сегодня Тибр пересекают 25 мостов, самый старый из них от современности отделяет 2300 лет истории. Многие из древних мостов облицованы травертином, который — удивительный факт! — с возрастом становится все белее. Под прямыми солнечными лучами такая белизна производит впечатление ослепительной.
Мост Сант-Анджело — самый красивый из мостов Рима и более прочих овеянный легендами. На сегодня он — единственный пешеходный мост. С пятью каменными арками, шириной 9 метров и длиной 130 метров от одного до другого берега — того, на котором нас ждет Замок Святого Ангела. Конечно, как же тогда еще мосту называться, как не Ponte Sant’Angelo!
Я склоняюсь над белым парапетом, в желтовато-мутной глади воды отражаются ангелы. Немало таких, кто полагает, что свое название мост получил в честь статуй. Но не стоит спешить с выводами, ангелы не всегда стояли здесь…
Две тысячи лет назад эту излучину реки облюбовал император Адриан для своего мавзолея. Это сейчас Тибр протекает по центральным кварталам Рима, а тогда правый берег реки был пуст — гробницы не допускались в пределы города. Неугомонный император, чье полное имя было Публий Элий Адриан, чтобы проложить путь к своему будущему мавзолею, построил мост Элий. И он все еще исправно служит римлянам. Прочность этого каменного моста действительно необыкновенная: ни одному потопу Тибра не удалось сломать или повредить его.
В четвертом веке нашей эры была построена базилика Святого Петра, главный путь к которой проходил через Элийский мост. И мост получил новое имя, став мостом Святого Петра. А потом в 590 году произошло чудесное явление архангела на вершине бывшего мавзолея, после чего величественная гробница стала Замком Святого Ангела, а ведущий к нему мост переименовали в Понте Сант-Анджело.
Впоследствии мост сочли подходящем местом, где можно в назидание горожанам выставлять трупы казненных преступников. Так в 1500 году состоялась первая «экспозиция». Тогда на мосту покачивались 18 тел повешенных — по девять с каждой стороны. Идея понравилась, и весь XVI век мост демонстрировал тела казненных и отрубленные головы.
Здесь рассталась с жизнью жертва несправедливости — юная Беатрис Ченчи. Говорят, что ночью, накануне каждой годовщины смерти бедняжки, по мосту проходит призрак женщины в белом платье. Фантом держит в руках свою голову с длинными волосами и подметает ими каменную мостовую.
Есть еще один трагический эпизод, связанный с историей моста. Произошел он в 1450 году, во время так называемого «святого» или «юбилейного» года. Подобное событие в католической церковной жизни происходит редко — раз в четверть века. По этому случаю в Риме собралась невероятная масса народа, желающего получить на льготных условиях полное отпущение грехов.
Празднование близилось к концу, когда случилась ужасная катастрофа. В субботу 19 декабря воодушевленные людские толпы, пополнив доходы папской казны и получив полное отпущение грехов плюс благословение папы Николая V, возвращались из собора Святого Петра. И вдруг под напором паломников рассыпался парапет моста… В образовавшейся давке и в холодной воде Тибра погибли без малого двести человек.
В 1527 году на мосту разместились мраморные апостолы Петр и Павел, а десять ангелов, что украшают мост, появились позже — в 1668 году по заказу папы Климента IX. Их создал великий скульптор Джан Лоренцо Бернини со своими учениками. Каждый ангел держит один из символов страстей господних: гвозди, терновый венец, кнут для бичевания и так далее. Даже в самый тихий день, когда нет ни малейшего шевеления воздуха, одежду этих ангелов словно обдувает какой-то средневековый ветер…
https://youtube.com/watch?v=v80Y7IMvK6I
Рим — интересный город, но его Замок Святого Ангела способен ошеломить каждого. Не правда ли, друзья? До скорой встречи!
Рубрика: Италия
Замок Святого Ангела — история
Мост Ангелов, ведущий к замку (Рим)
Первое время архитектурный ансамбль замка не отличался богатством. В него входили стены с бастионами, украшенные каменными зубцами, древняя гробница и башня квадратной формы — вот, пожалуй, и все сооружение. В дальнейшем, после 15 века, сооружение обросло новыми объектами, которые год за годом пристраивались.
Центральным объектом замка Святого Ангела является гробница, где покоится прах римских императоров. Собственно для этого и возводилось сооружение, ведь по задумке императора Адриана ему была уготована роль мавзолея. Поэтому, когда в стенах гробницы были обнаружены урны с останками коронованных особ, никто особенно не удивился. Тщеславный правитель хотел создать самую величественную, красивую и богатую гробницу, «обскакав» тем самым императора Августа и его великолепный мавзолей.
Круглая башня из травертина и кирпича, отделанная белым мрамором, стояла на квадратном основании с 80 метровыми сторонами и 15 метровой длины.
Основание отделяли бронзовые решетки с установленными на них позолоченными павлинами. Сверху башню венчала крыша конической формы, где по образцу этрусских могильников высадили кипарисы. В центре крыши высилась статуя Адриана в колеснице Гелиоса. До наших дней «дожила» только ее голова, которая сегодня хранится в Ватиканском музее. Интересно, что сам Адриан не успел увидеть результат работы строителей, поскольку просто не дожил до этого дня. Его начинание в 139 году завершил император Антонин Пий. Он же исполнил последнюю волю своего предшественника, захоронив в мавзолее его прах.
В дальнейшем в новой гробнице упокоились все римские императоры, властвующие до 217 года. После этого погребальная камера была закрыта и на некоторое время предана забвению.
Под папством
Статуя архангела Святого Михаила работы Петра Антона фон Вершаффельта .
Фантазия вид замка Сант — Анджело в Риме по Франческо Гварди , около 1785 Национальной галереи искусств , Вашингтон
Замок получил свое нынешнее название от традиции , поддерживаемой особенно IX — го века , ссылаясь на большие чумы в . Папа тогда Григорий I эр , был видение архангела Михаила , появились в верхней части замка, передавая свой меч, означающий конец эпидемии, после покаяния и поста наложила папа римского народа для этой цели . В ознаменование этого события позже на самой высокой террасе здания была установлена статуя архангела, сначала мраморная работы Рафаэлло да Монтелупо, датируемая 1544 годом , а затем, с 1753 года , бронза Петера Антона фон Вершаффельта . На самом деле, культ Архангельское существовал там, учитывая наличие часовни ему было Папа Бонифаций IV в VII — го века .
В начале христианской эры район Борго располагался недалеко от Ватикана : паломники стекались, строились структуры, чтобы приветствовать их. Однако, в , то сарацины сделал внезапное вторжение в город , грабя Базилика Святого Петра и опустошая Борго. Чтобы защитить его, Леон IV соединяет его стеной с замком. Разграниченная таким образом территория образует « Леонинский город ».
Замок был затем превращен в тюрьму, где четыре из папа IX — го века убиты. Маруси , дочь Теофилакта и номинальный глава порнократии , делает его своим домом. Затем замок переходит к могущественной «семье» Крещенци (« castellum Crescentii »). Именно там в году Кресентиус Номентан забаррикадировался от нападений Оттона III — напрасно, потому что он был обезглавлен на платформе цитадели. Во время долгой борьбы между папой и императором замок становится убежищем для пап. Григорий VII укрылся там в 1083 году, чтобы противостоять Генриху IV из Священной Империи, а в году Николай III построил подвесной коридор, соединяющий замок с Ватиканом, что обеспечило возможность быстрого полета. Именно в это время, чтобы противостоять Колонне, владельцам мавзолея Августа, могущественная семья Орсини, из которой происходил Николай III, захватила замок.
Ванная Клемана VII.
Когда Урбен V покинул Авиньон, чтобы вернуться в Рим, ему дали ключи не от города, а от замка, который снова стал крепостью, защищающей город Леонин (ныне Ватикан). Однако его преемнику Григорию XI пришлось пережить враждебность римского народа. В г. толпа разобрала большую часть здания. В году Бонифаций IX восстановил полуразрушенный замок. Там он просверлил широкую рампу для перевозки еды и боеприпасов. В стенах вырыты бойницы. Наконец, Папе предоставлено жилье. Николай V добавляет к зданию бастионы и две башни. Эти механизмы позволяют Александр VI укрываться там , когда Рим был оккупирован короля Франции Карла VIII в г. ( первой итальянской войны ) и Климент VII противостоять шесть месяцев при осаде lansquenets от Карла V во время страшного мешок. Рим от 1527 . Ему удается сбежать, переодевшись, через заднюю дверь сада Святого Петра, чтобы присоединиться к Орвието .
Его преемник Павел III превратил строгую крепость во дворец. При этом Кастель Сант-Анджело не теряет статуса тюрьмы. По преданию, там был заперт Бенвенуто Челлини .
Урбан VIII , так как , укрепление факт и «перехватов» The Pantheon ( I — го века до нашей эры. ) Бронза необходимо сделать артиллерию замка.
До XIX — го века , замок используется для политической тюрьмы папства ( Доминис ( ), Никколо Cosciaen ( ) и т.д.).
21 июля года папский флаг в последний раз был принесен папскими войсками на глаза итальянской армии, которая овладела этим местом.
Могила Адриана
Замок Святого Ангела с моста. Верхняя статуя — это архангел Михаил , ангел , в честь которого здание получило свое название.
Фигурки Понте Сант-Анджелос Ангел
Гробница римского императора Адриана , также называемый моль Адриана , был возведен на правом берегу в Тибр , между AD 134 и 139. Первоначально мавзолей был украшен цилиндр, с верхней сад и золотой квадрига . Прах Адриана был помещен сюда через год после его смерти в Байях в 138 г. вместе с прахом его жены Сабины и его первого приемного сына Луция Элия , умершего в 138. После этого здесь были помещены останки последующих императоров. последнее зарегистрированное осаждение — Каракалла в 217 году. Урны, содержащие этот прах, вероятно, были помещены в то, что сейчас известно как Сокровищница, глубоко внутри здания. Адриан также построил мост Элия, обращенный прямо к мавзолею — с него по-прежнему открывается живописный вид из центра Рима и левого берега Тибра, и он известен добавлением в стиле барокко статуй ангелов, держащих наверху орудия Страстей Христовых. .