Станцы рафаэля

Живопись

Рафаэль Санти быстро прогрессировал, что позволило ему не только обойти всех учеников Перуджино, но и превзойти своего наставника. В 1502 г. он написал свою первую мадонну – «Мадонну Солли». Стоит заметить, что изображать на холсте мадонн художник будет до конца творческой биографии.

С каждым годом манера исполнения работ Рафаэля становилась все более совершенной, вследствие чего у него выработался собственный стиль. В 1504 г. он представил свои первые крупные картины – «Обручение Девы Марии» и «Коронование Марии».

Тогда же Рафаэль обосновался во Флоренции, где ему посчастливилось познакомится с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он был потрясен творчеством этих живописцев, поэтому начал скрупулезно изучать их технику и художественные приемы.

«Афинская школа»

За годы биографии, проведенные во Флоренции, Рафаэль написал порядка 20 мадонн, а также получал массу заказов на библейские сюжеты. Примечательно, что каждая из рафаэлевских мадонн отличалась индивидуальностью и некоей материнской прелестью.

По мнению искусствоведов, это могло быть связано с ранней кончиной матери художника. В скором времени, Рафаэль приобретает признание в стране, получая еще больше заказов на мадонн. В этот период он создал такие шедевры, как «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и др.

В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль переезжает в Рим, в котором проживет до конца своих дней. По просьбе папы Санти предстояло расписать фресками некоторые залы (Станцы) Ватиканского дворца. Ознакомившись с эскизами мастера лидер Ватикана был настолько впечатлен увиденным, что предоставил ему поверхности ряда других помещений.

Станцы Рафаэля представляют собой 4 зала величиной 6×9 м, в каждом из которых по 4 фресковых композиции. Объем работ был настолько велик, что живописец решил прибегнуть к помощи учеников. К слову, четвертая Станца Константина – полностью расписана его учениками.

Отдельного внимания заслуживает фреска «Афинская школа» (500 × 770 см), на которой Рафаэль изобразил 50 философов, в облике которых узнаются черты лиц итальянских живописцев и мудрецов: Платон написан с да Винчи, Гераклит имеет сходство с Микеланджело, тогда как Апеллес похож на самого Рафаэля.

Данная фреска является одной из лучших произведений эпохи Возрождения. Занявший место усопшего Юлия II папа Лев X в 1513 г. также восхищался талантом художника. В связи с этим, он сделал его главным архитектором и хранителем ценностей.

«Сикстинская мадонна»

Позднее Рафаэль руководил постройкой собора Святого Петра, а также произвел перепись древнеримских памятников. Одновременно с этим, он продолжает создавать новых мадонн, количество которых перевалило за 4 десятка. Самой известной из них является «Сикстинская Мадонна».

Образ девы Марии, держащей в руках маленького Иисуса, Рафаэль писал с 17-летней Маргариты Лути. Женская фигура находится в центре композиции, а по обеим ее бокам располагаются папа Сикст II и Св. Варвара. В нижней части полотна находятся 2 маленьких ангела с задумчивыми взглядами.

Стоит заметить, что Рафаэль достиг больших высот и в области портретного искусства. Помимо этого, сохранилось порядка 400 его рисунков. Интересен факт, что в конце 2012 г. на аукционе с молотка ушел рисунок мастера – «Голова молодого апостола» (к полотну «Преображение»). Цена превысила 29,7 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для графических работ.

Отражение в искусстве[править | править код]

Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов).

Скульптор итальянского барокко Дж. Л. Бернини, создавая скульптурную группу «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619; Галерея Боргезе в Риме), изображающую сцену, описанную в поэме Вергилия «Энеида», использовал композицию фигур с фрески Рафаэля «Пожар в Борго».

Русский живописец К. П. Брюллов в 1824—1828 годах для зала копий Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге написал в Италии маслом на холсте копию «Афинской школы» Рафаэля.

Достопримечательности Ватикана: что еще посетить в Ватикане

Маленькое государство изобилует известными объектами. Лучшие отели в Ватикане всегда готовы принять гостей, решивших остаться здесь на пару дней, чтобы увидеть как можно больше.

16. Капелла Никколина

Эта небольшая двухъярусная часовня расположена в самом старом помещении Апостольского дворца и по праву считается известной достопримечательностью Ватикана. По заказу папы Николая V ее стены были расписаны мастером Фра Беато Анджелико. Мотивы фресок, сохранившихся сегодня на трех стенах, посвящены жизнеописаниям Св. Лаврентия и Св. Стефана.

17. Григорианский Этрусский музей

Не знаете, куда сходить в Ватикане во время поездки в Италию? Этот музей определённо заслуживает внимания. На момент открытия в 1837 г. экспозиция состояла из находок, найденных десятью годами ранее в южной Энтрурии при раскопках античных поселений. Каждый из 22 залов посвящен отдельным экспонатам. Здесь хранится мраморный портрет Афины, бронзовая статуя Марса, украшения, предметы быта.

18. Двор Пинии

Размышляя, что посмотреть в Ватикане, обязательно посетите Двор Пинни, объединяющий Бельведерский и Апостольский дворцы. Свое второе название – Двор Сосновой шишки – место получило из-за 4-хметровой бронзовой шишки, увенчанной античным фонтаном. Ее основание украшено барельефами с изображением атлетов Древнего Рима. В 1990 г. во Дворе была установлена золотая инсталляция в форме шара диаметром 4 м.

19. Галерея канделябров

Галерея канделябров — одна из трёх знаменитых галерей Ватикана, находящаяся в крыле, соединяющем Апостольский дворец и дворец Бельведер. В этой восьмидесятиметровой Галереи в боковых проемах аркад установлены массивные мраморные канделябры (II в. н.э.), которые и дали название галерее. Также в Галерее представлены древние саркофаги и римские копии древнегреческих статуй, созданные в эллинистический период.

20. Галерея Арацци

В знаменитой Галерее гобеленов (галерея Арацци) на 100 метрах представлены 10 фламандских шпалер на библейскую тематику, изображающие сцены из Нового и Ветхого Заветов, созданных по рисункам учеников Рафаэля на Брюссельской мануфактуре Питера ван Альста. Галерея гобеленов находится в крыле, соединяющем дворец Бельведер и Апостольский дворец, сразу за Галереей канделябров, перед Галереей географических карт.

21. Галерея географических карт

Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м., где расположены великолепная серия фресок в виде 40 географических карт. От пола до потолка ее стены покрыты изображениями бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.

22. Музей Кьярамонти

Что посетить в Ватикане ценителям античности? Музей Кьярамонти, основанный в самом начале XIX в., посвящен античной скульптуре. В его состав входят 2 зала и большая галерея в виде высокой арки. Здесь экспонируются произведения греко-римского искусства, более 3 тыс. фрагментов надписей языческого и христианского содержания.

23. Леонинская стена

Изначально это старинное крепостное сооружение возвышалось только вокруг Ватикана. После нападения сарацинов в 846 г. началось возведение укрепления. В итоге было построено 13 башен, оборонявших от вражеского нападения. Сегодня в самой старинной части Ватиканских садов можно наблюдать уцелевшие части стены, украшенные с ватиканской символикой.

24. Ватиканская апостольская библиотека

Основанная в XV в., Апостольская библиотека Ватикана хранит более 1,5 млн книг, несметное количество гравюр, манускриптов, монет, инкунабул. На ее территории есть школа для обучения библиотечному делу, в местной лаборатории реставрируют коллекционные экземпляры. Фонды библиотеки пополняются и сегодня.

25. Григорианский Египетский музей

Основание этого музея с уникальным собранием археологических артефактов датируется 1839 годом. В 9-ти залах, наряду с экспонатами древнеегипетской культуры, представлены находки античной Сирии и Месопотамии. Здесь представлены изделия из бронзы и глины (IV-II в. до н.э.), предметы исламской и христианской керамики, мумии, расписные саркофаги.

Как свидетельствует опыт бывалых путешественников, сами по себе достопримечательности Италии, в частности, Рима не существуют без Ватикана. Без посещения этого «государства в государстве» впечатление от вечного города будет неполным.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля, как и Станцы, расположены в Апостольском Дворце Ватикана. Спроектированные знаменитым архитектором Донато Браманте по заказу Папы Юлия II, они были расписаны Рафаэлем и его учениками.

Первая лоджия, над созданием которой работал Рафаэль Санти, представляет собой широкую галерею на втором этаже дворца. Ее длина составляет 65 метров. Работы по росписи помещения продолжались всего один год — с 1518 по 1519. В этот же период была расписана и вторая лоджия, расположенная этажом ниже, однако фрески этого помещения не сохранились.

Еще одна лоджия, находящаяся на третьем этаже Апостольского Дворца, называется «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Роспись этого небольшого помещения была выполнена во второй половине XVI века одним из самых знаменитых учеников Рафаэля Джованни да Удинэ. Фрески, украшающие стены и своды лоджии, представляют собой прекрасный образец довольно необычного, для того времени, вида изобразительного искусства, называемого гротеск.

Отрочество, юность

Вскоре отец снова женился, но с мачехой Бернардиной у Рафаэля отношения были холодными. В 12-летнем возрасте он потерял и отца. К этому времени Санти уже заявил о себе, как о даровитом художнике, поэтому он остался при дворе герцога. Мастерство его так прогрессировало, что у наблюдательных покровителей не возникало сомнения, что этот парень вскоре оставит позади своих первых наставников из дворцовой мастерской.

Требовалось углубленное обучение – юношу направили в мастерскую Пьетро Перуджино (1446-1524), одного из самых знаменитых живописцев Италии того времени. Жил он в городе Перуджа, в 100 км от Урбино. Учитель довольно быстро передал талантливому ученику всё, на что был способен. Вскоре искушённые любители искусства перестали различать кисти наставника и воспитанника. При этом Рафаэль всегда оставался с окружающими дружелюбным, не кичился своими успехами – у него было золотое сердце.

Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля

Мадонна с щеглом

В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.

Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.

Графические работы

Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Совсем недавно один из его рисунков («Голова молодого пророка») был продан на аукционе за 29 миллионов фунтов, став самым дорогим рисунком за всю историю искусства.

На сегодняшний день насчитывается около 400 рисунков, принадлежащих руке Рафаэля. Большинство из них является набросками к живописным работам, однако есть и такие, которые могут с легкостью считаться отдельными, самостоятельными произведениями.

Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера.

Станца делла Сегнатура

Делла segnatura Stanza ( «Зал Сигнатуры») была первой , чтобы быть украшены фресками Рафаэля. Это был кабинет, в котором размещалась библиотека Юлия II, в котором изначально располагался трибунал Signatura of Grace . Концепция художника гармонично сочетает духи античности и христианства и отражает содержимое папской библиотеки с темами богословия, философии, юриспруденции и поэтического искусства, представленными тонди над люнетами стен. Тема этой комнаты — мирская и духовная мудрость и гармония, которую гуманисты эпохи Возрождения видели между христианским учением и греческой философией . Тема мудрости уместна, поскольку эта комната была залом совета Апостольской сигнатуры , где были подписаны и запечатаны большинство важных папских документов.

Диспут о Святом Таинстве

Рафаил, Диспут о Святом Таинстве , 1509-1510 гг.

Первым произведением Рафаэля, выполненным между 1509 и 1510 годами, было « Диспут причастия» , традиционное название того, что на самом деле является поклонением причастия . На картине Рафаэль создал образ церкви, охватывающей небо и землю.

Парнас

Рафаэль, Парнас , 1509-1511 гг.

Рафаэль завершил вторую композицию между 1509 и 1511 годами. Согласно классическому мифу, она представляет Парнас , жилище бога Аполлона и муз и обитель поэзии. На фреске Аполлон и музы окружены поэтами античности и времен Рафаэля.

Афинская школа


Рафаэль, Афинская школа , 1509-1511 гг.

Между 1509 и 1511 годами Рафаэль также завершил еще одну работу на стене напротив Диспуты . Эта третья картина, названная «Афинская школа» , представляет степени познания или истины, полученной с помощью разума. Положение фрески, а также прогулка философов в направлении Святого Причастия на противоположной стене предполагали интерпретацию всей комнаты как движение от классической философии к истинной религии и от дохристианского мира к христианству. Он должен был находиться над философским отделом библиотеки Папы Юлия II . Это, пожалуй, самая известная фреска Рафаэля.

Кардинальные добродетели

Рафаэль, Основные добродетели , 1511 г.

Две сцены на четвертой стене, выполненные мастерской, и люнет над ней, содержащий Кардинальные добродетели , были написаны в 1511 году . Кардинальные добродетели аллегорически представляют добродетели силы духа , благоразумия и умеренности наряду с милосердием , верой и надеждой .

Архитектура

Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.

К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.

Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.

Зал Константина

Это самая большая комната в станцах Рафаэля. Ее использовали для различных мероприятий или встреч одновременно с большим количеством влиятельных лиц. Интерьеры расписаны учениками мастера по его эскизам. Отметим, что этот величайший живописец и архитектор скончался в 1520 году, в возрасте 37 лет.


Фото: Max / flickr.com

Работа над этим залом была завершена при Клименте VII. Руководство было поручено Джулио Романо и Джану Франческо Пенни. Росписи в основном повествовали о жизни императора Константина, а сам потолок был расписан Томмазо Лауретти.

Посещение этих залов, где сохранились работы Рафаэля и его учеников, без сомнения оставят в вашей душе неизгладимый след от встречи с Прекрасным. В следующем нашем материале мы расскажем вам про уникальную лестницу Браманте, которая является одной достопримечательностей Ватикана и всегда удивляет своей архитектурой.

Купол собора святого Петра

Грандиозный купол собора святого Петра в Ватикане, спроектированный Микеланджело, является одним из символов всего Рима. Находясь на площади перед собором, его трудно рассмотреть – купол частично закрывается великолепным фасадом. Но если немного отойти в сторону Замка святого Ангела по Улице Via della Conciliazione, грандиозный купол откроется во всем своем величии и красоте.

Почти у каждого, кто попадает в собор, возникает желание подняться наверх. При желании примерно половину пути на купол собора святого Петра можно преодолеть на лифте. В этом случае билет будет стоить немного дороже. Но даже при подъеме на лифте оставшиеся 320 ступенек придется преодолеть пешком по узкой и крутой винтовой лестнице. Имейте это в виду и трезво оценивайте свои физические возможности.

С высоты купола открывается фантастический вид на площадь Святого Петра. Именно с этой высоты можно оценить грандиозный замысел великих архитекторов, проектировавших площадь – колоннады, опоясывающие площадь, вместе с собором создают форму гигантского ключа, символизируя так называемые «ключи Святого Петра».

Площадь святого Петра в Ватикане

Архитектурный облик грандиозной площади святого Петра создан мастером стиля барокко Джанлоренцо Бернини в середине 17 века. Примечательна знаменитая «колоннада Бернини» – она будто обнимает площадь с двух сторон, по собственному выражению архитектора, «подобно распростертым объятиям».

В центре площади установлен древний обелиск, когда-то привезенный из Египта и стоявший в цирке Нерона – том самом, в котором был распят Петр. Предположительно, этот цирк, а значит, и место казни апостола располагались как раз в этой местности, где впоследствии был выстроен собор святого Петра.

Узнайте множество интересных историй и фактов о площади, соборе святого Петра и о Ватикане в целом в аудиоэкскурсии «Ватикан и Замок святого Ангела» с путеводителем по Риму Travelry. Путешествуйте с вдохновением!

История создания

В то время у власти находились папы Римские, и так как мало людей выступало против религии, то папы становились влиятельнейшими монархами. В то время папою правил Юлий II.

По описанию историков, этот первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. «Долой варваров!» – воодушевлял Юлий II, причем под «варварами» он подразумевал испанцев и французов, которые грабили и унижали Италию.

Юлий II не был тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство возродит былую славу Рима и прославит его самого. Поэтому Юлий II захотел превратить папскую резиденцию и собор Святого Петра в величественный художественный ансамбль, который бы олицетворял роль римско-католической церкви в мире. Папа хотел перестроить Ватикан и украсить здания грандиозными фресками.

Таким зданием стали станцы, которые находились в папском дворце. Для их росписи папа Римский пригласил именитых художников: Джованни Бацци по прозвищу Содома, Перуджино и многих других. Однако увидев эскизы молодого 25-летнего Рафаэля, папа отменяет указ и назначает для росписи Рафаэля, который уже стал известен во Флоренции. Сейчас эти эскизы хранятся в музеях Ватикана.

В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов Ватикана. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца, именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста.

Фрески в Ватиканском дворце принесли Рафаэлю не только славу выдающегося художника, но и основателя нового направления в живописи, получившего название «римский классицизм».

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утончённость. Джованни Санти не считался даровитым художником, однако был умным и образованным человеком, не только живописцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличие от большинсва художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.

В 1491 году умерла мать Рафаэля, Маджиа. Его отец вскоре вновь женился. От этого брака родилась дочь Элизабетта, но вскоре, 1 августа 1494 года, умер и сам Джованни Санти. Рафаэль, которому едва испольнилось 11 лет, стал круглым сиротой, и его взял на воспитание дядя Бартоломео, священник.

К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что ещё мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». К сожалению, мы точно не знаем ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, ни о том, как и где он учился основам мастерства. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, не сохранилось, и мы вынуждены ограничиваться одними догадками.

Станца делла Сеньятура[ | ]

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509—1511 гг. Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) — главные гуманистические и христианские добродетели.

«Афинская школа»

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.

Фреска «Диспута» — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью

и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико.

Фреска «Парнас». В центре — Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы — античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо и другие, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций, Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура

  • «Афинская школа» (философия)
  • «Диспут» (спор о причастии)
  • «Парнас» (великие поэты и музыканты)
  • «Добродетели и закон»

Станца Константина

Последняя комната оформлялась учениками Рафаэля (Джулио Романо и Джан Франческо) уже после смерти художника. В работе они использовали эскизы своего учителя. Это самое просторное помещение в покоях Понтифика. Здесь проходили все торжественные мероприятия: аудиенции, банкеты, свадьбы родственников Папы. Зал посвящен римскому императору Константину, фрески прославляют борьбу христиан с язычниками и очевидную победу добра над злом.

Начинается осмотр с южной стены, на которой изображено «Видение Креста». Фреска повествует о том, как накануне решающего сражения с Максенцием у Мульвийского моста императору Константину снизошло видение сверкающего креста с надписью на греческом языке «С этим знаком победишь».

Вторая картина (на западной стороне) показывает уже ход самой битвы, победа в которой принесла Константину абсолютную власть над империей.

Третье изображение (на северной стороне) показывает крещение императора. Таинство проводит Понтифик Сильвестр (314-335 гг. н. э.), хотя на картине изображен правивший во время написания фрески Климент VII.

Завершает повествование фреска «Дар Константина» – символическая грамота, пожалованная Сильвестром. Легенда гласит, что именно этот документ даровал Римским Понтификам абсолютную власть над Западной Римской империей.

Потолок украшает картина «Триумф христианской религии над язычеством» (1565 г.), написанная Томмазо Лауретти.

Станца д’Элиодоро[ | ]

«Изгнание Элиодора» (Станца д’Элиодоро)

Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro

) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Фреска «Изгнание Элиодора

», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

В «Мессе в Больсене

» изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра

», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Примечания

  1. Steinmann E. Die Plünderung Roms durch Bonaparte // Internationale Monatsschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. — Leipzig, 1917. — 11/6-7. — Рр. 1—46, 29
  2. Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 46—64
  3. Schneider Adams, Laurie. Italian Renaissance Art. Boulder: Westview Press, 2001. С. 346
  4. Paoletti, J; Radke, G. Art in Renaissance Italy (неопр.). — London: Laurence King Publishing (англ.)русск., 2005. — С. 409. — ISBN 1-85669-439-9.
  5. Власов В. Г.. «Парнас» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 181
  6. Библейская энциклопедия. М, 1891. С. 293
  7.  (итал.). Musei Vaticani. Дата обращения: 23 июля 2016.
  8. Pierluigi De Vecchi. Raffaello. — Milano: Rizzoli, 1975
  9. Пихлер, семейство граверов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Зал Константина

Самый большой и последний зал, роспись которого была заказана Рафаэлю Львом X в 1517 году. Однако в последние беспокойные годы жизни Рафаэль успел подготовить лишь эскизы. Мастер скончался в 1520 году. Работа над росписями Зала Константина датируется периодом 1520—1524 годов, в понтификат Климента VII её выполняли ученики Рафаэля.

Помещение размером 10 Х15 метров оформлено четырьями большими композициями, отражающими основные эпизоды деяний Константина Великого, направленные на возвышение Церкви, её победу над язычниками в городе Риме: Композиция «Видение креста» (итал. Apparizione della Сroce) представляет эпизод, который, согласно легенде, произошел перед битвой у моста Мильвио с его соперником Максенцием 28 октября 312 года, когда Константину было явлено видение креста в небе. А на следующую ночь сам Христос явился Константину во сне и объяснил, что он должен использовать против своих врагов крестное знамение (хризму) и значение слов «In hoc signo vinces» («Сим знаком победишь»). Победа Константина со знаком креста в этой битве считается датой начала христианской эры.

На фреске «Битва Константина и Максенция» (итал.  Battaglia di Costantino contro Massenzio) представлен ключевой момент сражения: в центре на белом коне император Константин, а композиция фрески, как считают исследователи, навеяна рельефами на римских саркофагах и других памятниках античности.

«Крещение Константина» (итал. Battesimo di Costantino). Крещение, которое Константин получил от папы Сильвестра I . Действие происходит в здании, напоминающим Латеранский баптистерий. Папа в облике Климента VII стоит в центре здания и проводит крещение водой преклонившего колени полуобнажённого императора. В книге, которую держит священник, мы читаем «Hodie salus Urbi et Imperio facta est» (Ныне безопасность города и империи есть).

«Дар Рима» (итал.  Donazione di Roma). Легендарный эпизод, согласно которому римский император Константин отдал во владение папе Сильвестру I город Рим и окружающие территории, положив начало светской власти епископа Рима. Действие происходит внутри здания, напоминающего древнюю базилику Святого Петра, с удлинённым нефом, апсидой, украшенной мозаикой, и могилой апостола Петра. На дальнем плане, за фигурами, взятыми из других фресок Рафаэля («Пожар в Борго», «Месса в Больсене»), происходит сцена дарения: папа получает от императора золотую статуэтку богини Рима, символ владычества над городом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector