Виды транспорта и их показатели
Содержание:
- Виды транспорта и их показатели
- Воздушный транспорт
- Виды транспорта
- Чем хорош и чем неудобен водный транспорт в России?
- Орган управления
- Характеристика авиационного транспорта
- Производство и техническое обслуживание
- [править] Авиакомпании
- Виды водных транспортных средств
- Зарождение воздухоплавания
- Примечания
- Летный состав
- Летный состав
- Виды транспорта по назначению
- Основные типы грузовых самолетов
- Каковы возможности авиационного транспорта России?
- Орган управления
- [править] Транспорт и связь
- Авиация после Второй мировой войны
- Виды транспорта по используемой энергии
- Необходимость в дальнейших разработках
- Грузоперевозки авиа по России и типы грузов
Виды транспорта и их показатели
При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов. Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте. Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения — это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.
Воздушный транспорт
Самолеты появились в начале XX века и быстро завоевали популярность во всем мире. К этому виду транспорта относятся также вертолеты, дирижабли, аэробусы, аэропланы. Это один из самых быстрых, но дорогих видов транспортных средств, который предназначается для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния (более 1 тыс. км) по воздуху. Кроме того, есть самолеты и вертолеты, которые выполняют служебные функции (например, тушат пожары, распыляют над полями инсектициды, санитарная авиация и пр.). Обычно воздушным транспортом пользуются туристы и бизнесмены, желающие быстрее попасть в другую страну или даже на другой континент. Этими транспортными средствами перевозят габаритные и тяжелые вещи, продукты с малым сроком годности, а также ценные предметы.
Хоть этот вид транспорта и является шумным, дорогостоящим удовольствием, но он незаменим для научных экспедиций, которые отправляются на дальние континенты или в другие труднодоступные места, куда сложно или невозможно добраться иным способом.
Виды транспорта
Что касается видов транспорта, основными видами транспорта являются воздушный , автомобильный , водный и железнодорожный . Каждая форма имеет свою стоимость, связанную со «скоростью движения», на которую влияют трение, место происхождения и пункт назначения. Суда обычно используются для перевозки большого количества товаров. Морские перевозки позволяют перевозить больше грузов по всему миру по более низкой цене. Для перемещающихся людей, которые предпочитают минимизировать время в пути и максимизировать комфорт и удобство, наиболее часто используются дорожный и воздушный режим. Железная дорога часто используется для перевозки грузов вдали от воды. Железные дороги также могут быть транспортным средством для людей.
Пекинская пробка.
Дорожные перевозки
Сети автомобильного транспорта связаны с перемещениями по построенным дорогам; перевозка людей и товаров из одного места в другое на грузовиках, автомобилях и т. д. Транспортировка может быть дополнительно разделена на категории по используемому транспортному средству или цели самой перевозки.
Морские перевозки
Водный транспорт — самый медленный вид транспорта при перемещении товаров и людей. Стратегические узкие места по всему миру продолжают играть важную роль в морской индустрии. Хотя это самый медленный вид транспорта по сравнению с автомобильным и железнодорожным транспортом, он является наиболее рентабельным.
Железнодорожный транспорт
Изображение предоставлено Михаэлем Гэблером, художником, который поделился здесь экспресс-железнодорожным транспортом для этой страницы.
Железнодорожные перевозки — это перемещение грузов, товаров и пассажиров в поездах как вид транспорта. Железнодорожные перевозки с течением времени стали одним из самых безопасных способов транспортировки.
Чем хорош и чем неудобен водный транспорт в России?
Водный транспорт — речной и морской — существует с глубокой древности. До развития железнодорожного транспорта реки России были главными естественными путями сообщения. Позже появились каналы. Сегодня речной транспорт специализируется в основном на перевозках минерально-строительных материалов (песок, щебень, галька и др. — 3/4 всех грузов) и сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых. Перевозят также лесные и нефтяные грузы.
Россия располагает большой сетью внутренних водных путей (75 тыс. км), которые относятся к различным речным бассейнам. Более 2/3 всего грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн (вы уже изучали водные дороги России). Но наиболее значима роль речного транспорта там, где отсутствуют другие его виды, особенно на Крайнем Севере. Лена. Енисей, Обь и другие реки — основные транспортные магистрали на этих территориях, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов. Речной транспорт играет важную роль в туризме.
Нужно только помнить, что в нашем российском климате большая часть рек зимой замерзает, а период навигации не слишком долгий. Кроме того, основные крупные реки текут в меридиональном направлении, а бо́льшая часть грузов движется в широтном — с востока на запад. Поэтому, несмотря на большую общую протяжённость водных путей, речной транспорт у нас используется не так широко, как в более тёплых странах.
Преимущество использования морского транспорта — почти неограниченная пропускная способность морских путей. Для пего характерна самая низкая себестоимость перевозок и самая большая единичная грузоподъёмность. Основные грузы, перевозимые морским транспортом, нефть, — каменный уголь, лес, зерно, руда, металлы.
Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю; для перевозок внутри страны («каботажное плавание») он используется незначительно. Единственный район, в котором важную роль играют внутрирайонные морские перевозки, — Дальний Восток, где северо-восточные территории (Чукотка, Камчатка, Магаданская область) снабжаются всем необходимым из портов южной части района.
Через порты Тихоокеанского бассейна (самые крупные — Владивосток и Находка) идут разнообразные грузы, в том числе экспорт угля и леса в Японию. Балтийский бассейн обеспечивает связи со странами Европы, Америки. Основные порты — Санкт-Петербург и построенный недавно к северу от него нефтеэкспортный Приморск, а также Усть-Луга, Выборг, Калининград. Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи России со странами Европы и Африки. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе, Севастополь. Основная задача морских портов Северного бассейна — обеспечение торговых связей с государствами Европы и Америки, а также обслуживание Северного морского пути. Самые крупные порты: на Белом море — Архангельск (лесной экспорт), на Баренцевом море — Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов).
ПРЕИМУЩЕСТВА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА — ЭТО ПРИРОДНЫЕ ПУТИ, НЕДОРОГИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИИ, МАССОВОСТЬ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ. НЕДОСТАТКИ — ЗАВИСИМОСТЬ НАВИГАЦИИ ОТ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ. |
Орган управления
Перевозка воздушным транспортом пассажиров и грузов находится в России под непосредственным контролем государства. В стране существуют линейные отделы и управления, осуществляющие надзор за работой этой отрасли. При этом каждой авиакомпанией платится налог на обслуживание диспетчеров.
Основным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль над воздушным транспортом, является Федеральное агентство Росавиации. Основные его задачи:
— оказание услуг, обеспечивающих бесперебойную работу воздушного транспорта; — выдача лицензий на допуск к полетам по международным и внутренним линиям; — сертификация компаний, обеспечивающих полеты воздушных судов; — курирование работы учебных заведений авиационной отрасли.
Характеристика авиационного транспорта
В России география полетов достаточно обширная. Отрасль авиаперевозок продолжает активно развиваться. За месяц в курортные сезоны может купить билеты миллион и более граждан страны. Мировой транспорт пользуется спросом во всех развитых странах. Наиболее распространенными средствами передвижения по воздуху являются самолеты. Их преимущества:
- Возможность развивать максимальную скорость в сравнении с другими видами авиационного транспорта;
- Доставить пассажира или груз можно в любую точку мира, независимо от дальности ее расположения;
- Общий или частный самолет – это комфортный транспорт, позволяющий отдохнуть в полете, поспать, перекусить;
- Уровень безопасности самолетов высокий.
Вторым по популярности воздушным транспортом является вертолет. Они не способны летать на дальние расстояния. Максимальная дальность полета колеблется от пятисот до тысячи километров. Транспорт справляется с перевозкой небольших грузов, нескольких пассажиров. Часто применяется для обзорных прогулок, экскурсий.
К воздушному транспорту также относят экраноплан. Это быстрые, безопасные, способные поднимать огромные тяжести транспортные средства. Минусом является невозможность подняться над уровнем воды более чем на три-пять метров. Это влияет на маневренность экранопланов. Плюс – нет необходимости искать аэропорт, чтобы посадить судно. Оно прекрасно сядет на водную поверхность.
Производство и техническое обслуживание
Отрасли транспорта потребляют энергию разнообразно, в том числе и для обеспечения транспортных объектов.
- Энергия, затрачиваемая на производство и переработку транспортных средств, напрямую зависит от сложности транспортного средства, используемого материала, размера парка и жизненного цикла средства.
- Эксплуатация в основном касается энергии, используемой для придания импульса транспортным средствам, а именно в качестве топлива, а также для интермодальных операций. Рынки топлива для транспортной деятельности являются значительными.
- Строительство и обслуживание инфраструктуры. Строительство железных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей, терминалов, портов и аэропортов, а также обеспечение световым и сигнальным оборудованием требуют значительного количества энергии. Они имеют прямое отношение к эксплуатации транспортных средств, поскольку обширные сети связаны с большими объемами трафика.
- Администрирование транспортного бизнеса. Расходы, связанные с планированием, развитием и управлением транспортными инфраструктурами и операциями, включают время, капитал и навыки, которые должны быть включены в общую энергию, потребляемую транспортным сектором. Особенно это касается общественного транспорта.
- Производство энергии и торговля ею. Процессы разведки, добычи, переработки и распределения топлива или производства и передачи также требуют источников энергии. Преобразование 100 единиц первичной энергии в виде сырой нефти дает только 85 единиц энергии в виде бензина. Любые изменения в спросе на транспортную энергию влияют на структуру и потоки мировых энергетических рынков.
[править] Авиакомпании
-
Основная статья: Авиакомпании России
В 2013 году в России имелось 119 коммерческих авиакомпаний. При этом выполнение 60 % пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90 % пассажирооборота.
В России действуют жёсткие условия для входа новых авиакомпаний на рынок: для начала регулярных перевозок вновь создаваемой авиакомпании необходимо иметь восемь самолётов плюс в первые два года существования нельзя летать за рубеж (по состоянию на 2019 год).
Наибольшим количеством самолётов владеют компании «Аэрофлот» (190 единиц; 2017), «ЮТэйр» (65 единиц), «S7 Airlines» (64 единицы), «Россия» (60 единиц) и «Уральские авиалинии» (39 единиц). Остальные компании владеют 12-29 самолётами; среди них выделяется единственная низкобюджетная компания «Победа», а также чартерные «АЗУР эйр», «Нордстар» («NordStar Airlines»), «Роял Флайт» («Royal Flight») и туристическая «Икар» («Pegas Fly»).
Виды водных транспортных средств
К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде – рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:
- речной — паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
- морской — круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.
К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам – большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.
Зарождение воздухоплавания
Человек ещё с древности мечтал о полетах в небе. Этот факт нашел отражение во множествах легенд, как, например, древнегреческий миф о Дедале и Икаре или индийский эпос «Махабхарата».
В эпоху Возрождения проблемой полета занимался гений мировой мысли Леонардо да Винчи. Именно ему принадлежит разработка планов сразу нескольких летательных аппаратов. Но к сожалению, ни один из них не был использован на практике.
В 1709 году поднят в небо первый воздушный шар. В 1783 году свой исторический полет на аэростате братьев Монгольфье совершили Франсуа д’Арланд и Пилатр де Розье. Это был первый случай, когда люди поднялись в небо.
После этого освоение воздушного пространства пошло более быстрыми темпами. В 1852 году был запущен первый дирижабль. Именно так зарождалась транспортная авиация. Дирижабли были приспособлены для перевозки пассажиров.
Кроме того, летательные аппараты начали использоваться и для ведения военных действий. Впервые попробовал применить их в армии французский император Наполеон I, но без особого успеха. А уже во время франко-прусской войны 1870-1871 годов, аэростаты использовались достаточно эффективно.
В течение XIX века совершались попытки построить аппарат тяжелее воздуха и совершить полет на нем. Одним из самых удачных проектов того времени был самолет конструкции российского изобретателя А. Ф. Можайского. Но первый длительный полет на аппарате тяжелее воздуха был совершен только в 1903 году американцами братьями Райт.
С этих пор начинается история развития современной авиации.
Примечания
- Авиация // Военная энциклопедия / И. Н. Родионов. — Москва: Военное издательство, 1994. — Т. 1. — С. 39. — ISBN 5-203-01655-0.
- ↑ Все об авиации: большая энциклопедия/ авт.-сост. Л. Е. Сытин. — Москва: Издательство АСТ,2018.— 640с. — ISBN 978-5-17-091175-2
- Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — М.: Машиностроение, 1994. — С. 13—26. — 704 с.
- Соболев Д. А. История самолётов. Начальный период. — М.: РОССПЭН, 1995. — С. 90—96. — 343 с.
- А.Ю.Пиджаков, В.А.Хороших. Зарождение авиационных обществ и авиационного образования в дореволюционной России. — М. — С. 62.
- Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, 1889—1972. — М.: Наука, 1989. — С. 55. — (Научно-биографическая литература). — 10 000 экз. — ISBN 5-02-006748-2.
Летный состав
Управление воздушным транспортом – дело не из легких. В летный состав включаются штурманы и летчики, а также курсанты летных учебных заведений, которые годны к данной работе по заключению медицинской комиссии и могут выполнять свои функциональные обязанности.
Каждый член экипажа во время полета обязан беспрекословно выполнять все указания, которые даются органом управления полетами. Отступать от маршрута можно только в случае угрозы безопасности и жизни людей, которые находятся на борту воздушного судна.
Штурманам и летчикам должны быть выданы допуски:
— к тренировочным полетам, которые осуществляются в дневные или ночные часы;- к полетам на новой модификации воздушного судна;- к специальным полетам.
При этом все допуски должны быть занесены в летную книжку. Вне зависимости от занимаемой должности, каждый из членов экипажа обязан проходить ежегодную проверку по различным видам подготовки к полетам. При этом ее результаты должны быть также занесены в летную книжку.
Существуют определенные нормы отдыха и налета экипажа воздушного судна. Так, в сутки находиться в воздухе можно не более двенадцати часов. Такая норма установлена для летного состава воздушных авиалайнеров. Экипажи вертолетов должны иметь суточный налет не более восьми часов.
Летный состав
Управление воздушным транспортом – дело не из легких. В летный состав включаются штурманы и летчики, а также курсанты летных учебных заведений, которые годны к данной работе по заключению медицинской комиссии и могут выполнять свои функциональные обязанности.
Каждый член экипажа во время полета обязан беспрекословно выполнять все указания, которые даются органом управления полетами. Отступать от маршрута можно только в случае угрозы безопасности и жизни людей, которые находятся на борту воздушного судна.
Штурманам и летчикам должны быть выданы допуски:
— к тренировочным полетам, которые осуществляются в дневные или ночные часы; — к полетам на новой модификации воздушного судна; — к специальным полетам.
При этом все допуски должны быть занесены в летную книжку. Вне зависимости от занимаемой должности, каждый из членов экипажа обязан проходить ежегодную проверку по различным видам подготовки к полетам. При этом ее результаты должны быть также занесены в летную книжку.
Существуют определенные нормы отдыха и налета экипажа воздушного судна. Так, в сутки находиться в воздухе можно не более двенадцати часов. Такая норма установлена для летного состава воздушных авиалайнеров. Экипажи вертолетов должны иметь суточный налет не более восьми часов.
Виды транспорта по назначению
Под назначением подразумевается та сфера, в которой конкретный вид транспорта используется чаще всего. То есть это могут быть транспортные средства:
- Специального пользования. К таковым относится военный (бронеавтомобили, танки) и технологический транспорт (путевые машины).
- Общего пользования. К этой категории относятся все виды водного, воздушного и наземного транспорта, используемые в сфере торговли и предоставления услуг. Например, грузовик, который перевозит товары, уже является транспортом, подходящим к категории общего пользования.
- Индивидуального пользования, т. е. те транспортные средства, которыми человек пользуется лично. Самый распространенный индивидуальный транспорт – это личный автомобиль или мотоцикл.
Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.
Основные типы грузовых самолетов
По конструкции все средства грузовой авиации можно разделить на две большие категории: рамповые самолеты и самолеты с боковой дверью.
Рампой называется механизированный люк, расположенный в хвостовой (реже – в носовой) части самолета. Он оборудован лебедками и подъемными механизмами, что позволяет проводить такелажные работы даже при отсутствии на аэродроме специализированного оборудования. Конструкция рампы позволяет транспорту заезжать внутрь самолета и разгружаться там. Авиация такого типа широко используются не только для авиаперевозки грузов, но и в военных целях, так как в нее можно загружать бронетехнику.
Для сборных авиаперевозок итранспортировки подавляющего большинства стандартных грузов применяют самолеты с боковой дверью. Они более просты и доступны в эксплуатации. Грузы в них перевозятся с использованием стандартных авиационных контейнеров
, а для погрузки применяются краны, трапы, манипуляторы и другое оборудование аэропорта.
Каковы возможности авиационного транспорта России?
Авиационный транспорт очень дорогой вид транспорта. Поэтому его важнейшая специализация — перевозка пассажиров на дальние расстояния (4/5 всех перевозок). Из грузов авиационным транспортом перевозят в основном срочные грузы, скоропортящиеся продукты, цветы. Однако в России (а ранее — в Советском Союзе) этот вид транспорта получил большое развитие. Огромные размеры территории, большое количество труднодоступных районов требуют существования разветвлённой системы воздушных перевозок и хорошо оснащённого современного парка самолётов и вертолётов. Неудивительно, что в России самые протяжённые в мире авиамаршруты и авиационный транспорт охватывает почти все районы страны. Однако глубокий экономический кризис 1990-х гг. привёл к значительному снижению объёма перевозок грузов и пассажиров, износу воздушных судов. Лишь в последние годы начались положительные изменения — реконструкция и строительство новых аэропортов, обновление авиапарка, развитие системы надёжных авиакомпаний и др.
Уровень развития воздушного транспорта — показатель научно-технического уровня страны. |
Главные авиатрассы России соединяют крупнейшие города европейской части с Сибирью и Дальним Востоком через основные узлы авиасообщений — Москву (30% всех отправлений), Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск. Москва имеет прямое международное сообщение и с большинством стран мира. Не меньшее значение для россиян имеют и местные авиамаршруты, прежде всего в северных и труд под осту иных районах. Часто в этих местах небольшими самолётами и особенно вертолётами пользуются геологи, врачи, нефтяники, работающие вахтовым методом, и др.
АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ — САМЫЙ ДОРОГОЙ, НО И САМЫЙ БЫСТРЫЙ. |
Орган управления
Перевозка воздушным транспортом пассажиров и грузов находится в России под непосредственным контролем государства. В стране существуют линейные отделы и управления, осуществляющие надзор за работой этой отрасли. При этом каждой авиакомпанией платится налог на обслуживание диспетчеров.
Основным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль над воздушным транспортом, является Федеральное агентство Росавиации. Основные его задачи:
— оказание услуг, обеспечивающих бесперебойную работу воздушного транспорта;- выдача лицензий на допуск к полетам по международным и внутренним линиям;- сертификация компаний, обеспечивающих полеты воздушных судов;- курирование работы учебных заведений авиационной отрасли.
[править] Транспорт и связь
Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, в том числе личных. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем — от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее, к управлению полетами, где требуются знания о местонахождении воздушного судна в небе. Так, было обнаружено, что развитие в одной области вызывает рост в другой.
Авиация после Второй мировой войны
Вторая мировая война, несмотря на все те ужасы, которые она принесла миру так же, как и Первая, в значительной мере способствовала развитию авиастроения и новых технологий в нем. Особенно быстрыми темпами развивалась военная авиация.
Хотя приоритетным пока оставалось использование винтовых двигателей, но в тоже время все больше стали проводить экспериментов с реактивными аппаратами. Именно это направление деятельности способствовало тому, что после Второй мировой войны наступила эра сверхзвуковой авиации. Впервые скорость звука (более 1200 км/ч) была преодолена в 1947 году на экспериментальном самолете в США. Уже через год звуковой барьер смог преодолеть советский Ла-176.
В дальнейшем сверхзвуковые самолеты в большей мере использовали военная и экспериментальная авиация. На данный момент самым быстрым самолетом в мире является американский самолет X-43A. Это чисто экспериментальная модель. Причем первый её запуск в 2001 году был неудачным. Намного удачнее прошел полет в 2004 году. Тогда была развита скорость 11,2 тыс. км/ч.
Другой американский экспериментальный самолет X-15 был запущен ещё в 1959 году, и он был способен развивать скорость до 7,3 тыс. км/ч. Его особенностью является то, что данный самолет единственный, который способен самостоятельно выходить на орбиту Земли.
Среди военных самолетов наибольшую скорость развивал разведчик Локхид SR-71 (3,5 тыс. км/ч). Он стоял на вооружении армии США с 1964 года. Также знаменит советский истребитель-перехватчик МиГ-25, производство которого было начато в 1969 году. Он мог достичь скорости в 3,0 тыс. км/ч.
Пассажирские самолеты использовали сверхзвуковые технологии значительно реже. Известны всего два аппарата, которые обслуживали рейсы на постоянной основе. О них мы поговорим чуть ниже.
А вот обычные реактивные самолеты гражданская авиация использовала в полной мере. Впервые это случилось в 1949 году. С тех пор очень часто при пассажирских авиаперевозках используется реактивный самолет. Авиация семимильными шагами шла на пути своего развития. Кроме того, немалая роль уделялась повышению комфорта пассажиров.
Развивался воздушный транспорт и по направлению грузовых перевозок. Здесь основной акцент был сделан конструкторами не на скорости или комфортности перелета, а на грузоподъемности аппарата. На данный момент самый грузоподъемный самолет в мире – это советский, а ныне – украинский Ан-225 «Мрия», выпущенный в 1988 году. Он способен нести груз до 250 тонн. Кроме того, «Мрия» является самым большим самолетом в мире.
Виды транспорта по используемой энергии
В зависимости от используемой энергии, бывают транспортные средства:
- Приводимые в движение ветряной силой, например, парусные судна (парусники).
- Приводимые в движение мускульной силой (движимые человеком или животным). Самый распространенный транспорт, движимый человеком, – это велосипед, который приводится в движение ножными педалями. Кроме того, существуют менее используемые в повседневной жизни небольшие гребные суда и веломобили, которые движутся также при помощи силы человека. О транспортных средствах, движимых животными, более подробно написано ниже под соответствующим заголовком.
- С личным двигателем. Этот вид, в свою очередь, делится на транспорт с тепловым и электронным двигателем.
Транспорт с тепловым двигателем – механическое транспортное средство, которое работает за счет превращения тепла в энергию, необходимую для передвижения. Источником тепла в таких двигателях может быть, например, органическое топливо. Один из самых известных представителей транспорта с тепловым двигателем – паровоз, который приводится в движение за счет обработки (растопки) угля.
Электронным считается тот транспорт, двигатель которого приводится в работу за счет энергии электричества. Основными транспортными средствами подобного типа являются трамваи, фуникулеры, монорельсы, электромобили и электроходы.
Необходимость в дальнейших разработках
В современных условиях воздушный транспорт является одним из наиболее динамично развивающихся средств передвижения. В основных направлениях развития народного хозяйства и гражданской авиации ему отводится немаловажная роль. Развитие воздушного транспорта для страны является просто необходимым.
Основная цель, которая преследуется при этом, заключается в увеличении объемов перевозки грузов и пассажиров на значительные расстояния и в труднодоступные районы. Одновременно повышаются требования, предъявляемые к воздушному транспорту. Он должен стать более экономичным и регулярным, комфортным и безопасным. Для достижения этих целей понадобятся новые углубленные исследования различных научных отраслей, а также более серьезные опытно-конструкторские разработки.
Грузоперевозки авиа по России и типы грузов
Вообще понятия «объемный» и «тяжеловесный груз» очень актуальны и важны для авиаперевозки. Каждая крупная компания авиаперевозчик (владельца авиа-судов), как правило, сама определяет допустимые параметры предметов для транспортировки. Именно поэтому для перевозки нестандартных вещей (особо тяжеловесных и негабаритных) могут привлекать военно-транспортные самолеты, которые, в связи со своим особым назначением, имеют нюансы. Как правило, у них более широкий загрузочный или входной проем (так называемая «рампа» у Ил 76, например) и увеличенная грузоподъемность.
Специалистам транспортной приходилось пользоваться услугами данного вида транспорта. Мы перевозили из Москвы в Калининград шлюзовые кабины для контрольно-пропускной системы банка в ящиках 7х1.5х1.5 метра весом по 3.5 тонны как раз военно-транспортными машинами. В другие они попросту не влезли.
Планируя грузоперевозки пассажирским лайнером, следует знать один важный момент такой авиаперевозки. Дело в том, что командир корабля имеет право отказать в перевозке. Причем, может сделать это без объяснения причин и в самый последний момент. А это может напрямую повлиять на сроки доставки, ведь отправление могут снять прямо из-под борта, когда все уже согласовано и его ждут в месте назначения через несколько часов.