Сикстинская капелла в ватикане

использованная литература

Цитаты
Библиография

Деймлинг, Барбара (2000), , Кельн: , ISBN 3-8228-5992-3

  • Эрлз, Ирэн (1987), Искусство эпохи Возрождения: тематический словарь , Вестпорт: Greenwood Press, ISBN 0-313-24658-0
  • Экелунд, Роберт Б .; Эбер, Роберт Ф .; Толлисон, Роберт Д. (2006), Рынок христианства , Кембридж: MIT Press , ISBN 0-262-05082-X
  • Херси, Джордж (1993), , Чикаго: University of Chicago Press , ISBN 0-226-32782-5
  • Микеланджело (1999), Бык, Джордж (редактор), Микеланджело, Жизнь, Письма и Поэзия , Оксфорд, Оксфордшир: Oxford University Press , ISBN 0-19-283770-2
  • Пьетранджели, Карло, изд. (1986), Сикстинская капелла , Нью-Йорк: Книги Гармонии, ISBN 0-517-56274-X
  • Стингер, Чарльз (1998), Возрождение в Риме , Блумингтон: Индианаполис, ISBN 0-253-21208-1
  • Талваккия, Бетт (2007), Рафаэль , Оксфорд, Оксфордшир: Phaidon Press, ISBN 978-0-7148-4786-3
  • Вазари, Джорджио (1987), , Джордж Булл, Нью-Йорк: Penguin Books, ISBN 0-14-044500-5
  • Райт, Лоуренс (1983), перспектива в перспективе , Лондон: Рутледж и К. Пол, ISBN 0-7100-0791-4

Предыдущие реставрации

«Бог, создающий Землю и размещающий Солнце и Луну на небе», потолочная фреска Микеланджело до реставрации «Бог, создающий Землю и размещающий Солнце и Луну на небе» после реставрации

До реставрации, начатой в 1980 году, фрески на потолке Сикстинской капеллы уже претерпели ряд вмешательств. Первоначальные проблемы с потолком, по-видимому, были вызваны протеканием воды с верхнего этажа. Около 1547 года Паоло Джовио писал, что потолок повреждается селитрой и трещинами. Селитра вызывает выцветание. Джанлуиджи Колалуччи, главный реставратор Лаборатории реставрации Paintings for Papal Monuments, Museums and Galleries, утверждает в своей статье «Цвета Микеланджело открыты вновь», что предыдущие реставраторы решали эту проблему косметически, применяя льняное или ореховое масло, делавшее кристаллический осадок более прозрачным.

В 1625 реставрацию проводил Симоне Ладжи (Simone Lagi), «местный позолотчик», который протирал потолок льняными тряпками и расчищал его, растирая хлебом. Время от времени он прибегал к смачиванию хлеба, чтобы удалить более стойкие наслоения. В его отчёте говорится, что фрескам «была возвращена прежняя красота без нанесения вреда». Колалуччи утверждает, что Ладжи «почти наверняка» нанёс слои клеевого лака, чтобы оживить цвета, но не написал об этом в отчёте, исходя из интересов «сохранения тайны ремесла ».

В 1710—1713 годы художник Аннибале Маццуоли (Annibale Mazzuoli) и его сын провели новую реставрацию. Они использовали губки, смоченные греческим вином, необходимость чего, по предположению Колалуччи, была обусловлена наслоением копоти и грязи, застрявших в масляных отложениях предыдущей реставрации. Согласно Колалуччи, Маццуоли работал тогда над потолком, усиливая контрасты путём перекрашивания деталей. Также они перекрасили некоторые области, цвета которых были утеряны из-за выцветания солей. Области перекраски заштриховывались или закрашивались линейными мазками. Колалуччи утверждает, что Маццуоли также применял много клеевого лака

Эта реставрация была сосредоточена на потолке, люнетам уделялось меньшее внимание.

Предпоследняя реставрация была предпринята Лабораторией реставрации Ватиканским музеем в 1935—1938 годах. Предметом этой работы было соединение некоторых областей интонако в восточной стороне здания и частичное удаление сажи и копоти.

Роспись стен капеллы

Для росписи стен Сикст IV заключил договор с четырьмя флорентийскими художниками: Перуджино, Боттчинелли, Гирландайо, Роселли. Знаменитые художники, ограниченные рамками договора с Папой, работали, как одна команда. Изумительные фрески, украсившие капеллу, успели сдать в срок. На двух противоположных стенах представлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, с историями из жизни Моисея и Иисуса Христа.

Северная сторона капеллы включает цикл фресок из жизни Спасителя:

  • крещение Христа;
  • искушение Христа и очищение прокаженного;
  • призвание первых апостолов;
  • Нагорная проповедь;
  • вручение ключей апостолу Петру;
  • тайная вечеря.

Дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить жажду, броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите. Дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если он отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет Дьявола, и тогда тот предстает в истинном обличье.

На переднем плане фресок – юноша, исцеленный от проказы, пришел к верховному жрецу Храма, чтобы объявить о чуде очищения. В руках его – жертвенная чаша, женщины подносят жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец – символ Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь в искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.

Южная сторона – история пророка Моисея, представленная шестью фресками:

  • путешествие Моисея в Египет;
  • призвание и испытание Моисея;
  • переход через Красное море;
  • получение Моисеем Скрижалей Завета;
  • наказание восставших;
  • смерть и завещание Моисея.

Пророк убивает египетских надсмотрщиков, издевающихся над евреями, и уходит в пустыню. Он слышит глас Божий, приказывающий вернуться в Египет и освободить свой народ, что и делает Моисей, приведя народ в Землю Обетованную.

Портреты первых понтификов выполнены теми же мастерами – с каждой стороны по 12 портретов и 4 – на стене над входом.

Музыкальные представления

С момента основания капеллы хор Сикстинской капеллы пел без сопровождения музыкальных инструментов, поскольку на них нельзя было играть внутри часовни. Это было проблематично, так как не было возможности дать хору музыкальную стартовую высоту. Вместо того, чтобы позволить инструменту определять начальную высоту звука, решение состояло в том, чтобы позволить индивидуальному певцу сначала выбрать начальную высоту звука. Это наставление было дано после апостольского посещения хора в 1630 году:

Quando si ha da cominciare a cantare ciascuno lasci cominciare it pi vecchio, quale se non intonata bene dovere essere puntato con rigore.

19 февраля 2014 года канадская скрипачка Розмари Сименс стала первым сольным инструменталистом, выступившим в Сикстинской капелле. Историческое выступление было организовано для мероприятия под названием Spiritual Elevation в рамках Fondazione Pro Musical e Arte Sacra, где Сименс был приглашенным солистом вместе с вокалисткой Мэри Зильба и арфистом Марком Эдвардом Спенсером. Сименс, Зильба и Спенсер исполнили попурри, в которое вошли гимны « Удивительная благодать » и « Будь моим видением ». Историческое представление состоялось в сопровождении Симфонического хора Continuo Arts под управлением дирижера Кэндис Вик. Сименс также присоединился к Симфоническому хору Continuo Arts для Реквиема «Реквием по моей матери», написанного Стивеном Эдвардсом.

29 апреля 2016 года The Edge ( U2 ) стал первым рок-исполнителем, устроившим концерт современной музыки в часовне в рамках конференции по регенеративным лекарствам под названием Cellular Horizons. The Edge исполнили « Walk On », « Yahweh », « Ordinary Love » группы U2, а также кавер Леонарда Коэна на «If It Be Your Will» при поддержке ирландского хора. Первоначально сообщалось, что The Edge был первым сольным инструменталистом, выступившим в часовне, но позже The Blaze отказались от этой истории, когда сообщили, что скрипачка Розмари Сименс выступала в часовне двумя годами ранее.

В 2017 году Сесилия Бартоли стала первой женщиной, выступившей вместе с мужским хором Сикстинской капеллы. Бартоли исполнил Беату Висцера композитора эпохи Возрождения Перотина .

Первый концерт с прямой трансляцией в часовне состоялся 22 апреля 2018 года, на нем была исполнена версия Stabat Mater шотландского композитора Джеймса Макмиллиана британской хоровой группой The Sixteen и ансамблем камерного оркестра Britten Sinfonia. Концерт посетили в прямом эфире более трехсот человек и транслировались в прямом эфире на сайте Classic FM .

Нижний ярус

Даже если вы никогда не посещали Ватикан, на многочисленных фото Сикстинской капеллы, доступных в сети, можно легко заметить, что самый нижний ярус задрапирован портьерами и не привлекает внимание. Лишь в праздничные дни эти драпировки убирают, и тогда взгляду посетителей открываются картинные копии гобеленов

Гобелены, тоже работы XVI века, были сотканы в Брюсселе. Сейчас сохранившиеся семь из них можно увидеть в музеях Ватикана. А вот рисунки, или картоны, по которым они были созданы, находятся в Лондоне, в музее Виктории и Альберта. Их автор с честью выдержал испытание работой рядом с непревзойденными мастерами. Они были написаны Рафаэлем по заказу папы Юлия II, и жизнь апостолов является центральной темой сохранившихся шедевров, не уступающих по своей эстетической значимости ни фресковой живописи Микеланджело, ни росписи своего учителя Перуджино.

История

Хотя Сикстинская капелла известна как место проведения папских конклавов , ее основная функция — это часовня Папской капеллы ( Cappella Pontificia ), одного из двух корпусов папского дома , до 1968 года именовавшегося Папским судом ( Pontificalis Aula ). Во времена папы Сикста IV в конце 15 века Папская капелла насчитывала около 200 человек, включая священнослужителей, должностных лиц Ватикана и выдающихся мирян. В течение года было 50 случаев, когда согласно Папскому календарю собиралась вся Папская капелла. Из этих 50 раз 35 были мессами, из которых 8 проводились в базиликах, в основном в соборе Святого Петра , и на них присутствовали большие собрания. Они включали Рождество и Пасху массу, при которой сам папа был священнослужитель . Остальные 27 месс можно было провести в меньшем, менее публичном месте, для чего использовалась Капелла Маджоре, прежде чем она была перестроена на том же месте, что и Сикстинская капелла.

Cappella Maggiore получил свое название, Большой Chapel, из того , что была еще одна часовня также в использовании Папы Римского и его свита для ежедневного поклонения. Во времена Папы Сикста IV это была часовня Папы Николая V , которую украсил Фра Анджелико . Капелла Маджоре записываются как существующие в 1368 Согласно сообщению от Andreas Трапезундского до Сикста IV, к моменту его сноса , чтобы освободить место для настоящей часовни, то Капелла Маджоре был в состоянии губительного с его стеной , опираясь.

Сикстинская капелла в XV веке (рисунок XIX века)

Сикстинская капелла в 2017 году

Нынешняя часовня на месте Капеллы Маджоре была спроектирована Баччо Понтелли для папы Сикста IV, в честь которого она названа, и построена под руководством Джованнино де Дольчи между 1473 и 1481 годами. внимательно следите за оригиналом. После его завершения часовня была украшена фресками ряда самых известных художников Высокого Возрождения , в том числе Сандро Боттичелли , Доменико Гирландайо , Пьетро Перуджино и Микеланджело .

Первая месса в Сикстинской капелле была совершена 15 августа 1483 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы , во время которого часовня была освящена и посвящена Деве Марии .

Сикстинская капелла сохранила свою функцию по сей день и продолжает принимать важные службы Папского календаря, если Папа не путешествует. Постоянный хор — Хор Сикстинской капеллы , для которого написано много оригинальной музыки, самая известная из которых — « Мизерере» Грегорио Аллегри .

Папский конклав

Одна из функций Сикстинской капеллы — это место для избрания каждого последующего Папы на конклаве Коллегии кардиналов . По случаю конклава в крыше часовни устанавливается дымовая труба, из которой в качестве сигнала поднимается дым. Если появляется белый дым, который создается сжиганием избирательных бюллетеней, значит, избран новый Папа. Если ни один из кандидатов не получает необходимых двух третей голосов, кардиналы поднимают черный дым — созданный путем сжигания бюллетеней вместе с мокрой соломой и химическими добавками — это означает, что никаких успешных выборов еще не произошло.

Первым папским конклавом, который состоялся в Сикстинской капелле, был конклав 1492 года , который проходил с 6 по 11 августа того же года и на котором был избран Папа Александр VI , также известный как Родриго Борха.

Конклав также предоставил кардиналам место, где они могли слышать мессу, а также есть, спать и проводить время в сопровождении слуг. С 1455 г. конклавы проводились во дворце Ватикана ; до Великого раскола они проводились в доминиканском монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва . С 1996 года Иоанн Павел II «s Апостольская Конституция Universi Доминичи Gregis требует кардиналы быть подаваемые в Domus Sanctae Marthae во время папского конклава, но продолжать голосование в Сикстинской капелле.

Навесы для каждого кардинала-избирателя когда-то использовались во время конклавов — знак равного достоинства. После того, как новый Папа примет свое избрание, он назовет свое новое имя; в это время другие кардиналы тянули за веревку, прикрепленную к их сиденьям, чтобы опустить навесы. До реформ, начатых святым Пием X , навесы были разного цвета, чтобы обозначать, какие кардиналы были назначены каким папой. Павел VI полностью отменил навесы, поскольку при его папстве население Коллегии кардиналов увеличилось настолько, что их пришлось рассаживать рядами по два у стены, из-за чего навесы закрывали вид на холм. кардиналы в заднем ряду. После созыва конклава, чтобы сохранить целостность мраморного пола в Сикстинской капелле, плотники устанавливают деревянный пол немного приподнятый рядом с деревянным пандусом у входа для тех кардиналов, которых по тем или иным причинам нужно перевозить в инвалидное кресло.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками — ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета («Плакальщица» – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Гобелены Рафаэля

После завершения росписей в капелле Папа Лев X заказал Рафаэлю 10 картонов для изготовления гобеленов (тканых ковров) на религиозную тему – «Деяния Апостолов». Чтобы разместить их в первом ярусе капеллы. Молодой художник Рафаэль, одаренная личность, боялся тягаться с Микеланджело, опасаясь, что его работы уйдут в тень на фоне творения Микеланджело.

Мастер хотел бы лично нарисовать картины, но Папа заказал гобелены, а заказ есть заказ. Живописец работал 2 года и создал удивительные картоны, по которым гобелены ткались в Брюсселе.

Рафаэль передал в своих произведениях тончайшие движения человеческой души: удивление, испуг, страдание, изумление, величие и достоинство – все оттенки воплощены в совершенстве. Сейчас эти тканые ковры – в Ватиканском музее, а на стенах капеллы красуются нарисованные копии.

Современная Сикстинская капелла – большой концертный хор, исполняющий хоровую музыку, в том числе и XX -XXI веков. В хоре поют только мужчины и мальчики в отсутствии инструментального сопровождения.

Взгляд изнутри

Работа над росписью северной и южной стен положила начало созданию интерьера капеллы. За нее взялись:

  • Сандро Боттичелли;
  • Пьетро Перуджино;
  • Лука Синьорелли;
  • Козимо Росселли;
  • Доменико Гирландайо;

Они были художниками флорентийской школы живописи. Всего за удивительно короткий срок — около 11 месяцев — было создано два цикла из 16 фресок, 4 из которых не сохранились. Северная стена представляет собой описание жизни Христа, южная — историю Моисея. Из библейских сюжетов об Иисусе сегодня недостает фрески Рождение Христа, а из истории на южной стене до нас не дошла фреска Нахождение Моисея, обе работы Перуджино. Ими пришлось пожертвовать под изображение Страшного Суда, над которым позднее работал Микеланджело.

Потолок по первоначальному замыслу выглядел совершенно иначе, чем мы можем видеть теперь. Его украсили звезды, мерцавшие в глубине неба, созданные рукой Пьера Маттео д’Амелия. Однако в 1508 году папа Юлий II делла Ровере поручил Микеланджело Буонаротти переписать потолок. Работа была завершена к 1512 году. Страшный Суд над алтарной частью Сикстинской капеллы художник писал по приказу папы Павла III между 1535 и 1541 годами.

Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Скульптор, пишущий фрески

Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы — это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.

То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков — ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.

В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.

Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.

Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды — в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.

Фрески

До сооружения Сикстинской капеллы, здесь находилась капелла Великая, где собирались священники и элита Рима. Новое сооружение должно было стать небольшой крепостью и проект был создан известным зодчим Баччо Понтелли. Всеми строительными работами руководил Джордже де Дольчи. В 1483 г. капеллу освятили, а с 1492 г., здесь проводились конклавы, где собирались кардиналы и выбирали нового папу, отметим, что это сохранилось и по наши дни.


Фото: BriYYZ / Wikimedia Commons

В 1513 г. здание заметно обветшало и тогда был проведен масштабный капитальный ремонт. За следующие пятьсот лет Сикстинская капелла претерпела довольно много изменений. Трехэтажная церковь строилась как крепость, но была еще и домовым храмом для пап.

Здание своими размерами копирует Храм Соломона и его внешний вид строг и аскетичен. Нижний этаж укреплен мощными стенами. На среднем этаже – высокие стрельчатые окна, пропускающие в здание много света. Верхний ярус был предназначен для несения караульной службы, где вместо оконных проемов прорублены бойницы. Долгое время храм был без крыши, но позже было решено соорудить защиту, чтобы сохранить росписи.


Фото: Fabio Poggi / Wikimedia Commons

Ведь здесь находится бессмертное искусство трех гениев – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, которые преподнесли бесценный дар человечеству. Чудо этой капеллы заключается в именах живописцев и каждый из них внес неоценимый вклад в красоту этого храма.

Именно они сотворили чудо и благодаря им название “Сикстинская капелла” сегодня известно во всем мире. Но все это произошло после примирения папы и Лоренцо. Стоит напомнить, что все гении, увековечившие свое имя прошли знаменитую школу живописи Флоренции. Сандро Боттичелли быстро обрел популярность, как талантливый портретист.

Сикст IV ознакомившись с творчеством этого художника назначил его главным над мастерами росписи храма, который уже был построен и нуждался лишь во внутренней отделке. В 1481 г. три известных живописца: С.Боттичелли, Д.Гирландайо и К.Росселли со своими помощниками прибыли из Флоренции в Рим.


Фото: Slices of Light / flickr.com

Перуджино, прибывший из Умбрии немного ранее, уже приступил к работе и был, пожалуй, уже наиболее известным живописцем. Папа поставил перед мастерами задачу – расписать стены Сикстинской капеллы фресками, которые бы проводили параллель между жизнью Моисея и Иисуса, то есть показать связь Ветхого и Нового заветов.

Нужно сказать, что мастера работали не покладая рук в течении целого года и создали 16 фресок, но четыре из них не сохранились. Отметим, что все сохранившиеся росписи включены в список ЮНЕСКО. Некоторые туристы отмечают, что взгляд сразу невольно привлекает грандиозная роспись Микеланджело из сцены “Страшного суда”. Однако только все вместе уникальные творения и создают прекрасную целостную картину.

С северной стороны находится серия фресок из жизни Христа. Их шесть, в т. ч. работа Боттичелли «Искушение Христа…». По две фрески создали Перуджино и Росселли, одну Гирландайо. Была еще одна работа Гирландайо “Воскресение”, но в 1522 г. произошло обрушение балки, которая уничтожила это произведение.


Фото: Trimlack / pixabay.com

На южной стороне изображены сцены из жизни Моисея. Здесь тоже шесть фресок. Одну из них написал Перуджино, по две – Боттичелли и Росселли. Еще две сцены изобразил Лука Синьорелли, но одна из них была испорчена. Третий этаж имеет окна в виде арок, которые когда-то служили бойницами. Но и здесь есть, что осмотреть и чем полюбоваться.

Флорентийский «десант»

История и архитектурные особенности Сикстинской капеллы увлекательны и необычны, но наибольший интерес, несомненно, представляют ее фрески и росписи. Внутреннее убранство главного зала Капеллы просто великолепно!

Задняя стена капеллы — «Страшный Суд»

После завершения строительства Сикстинской капеллы возник вопрос об украшении ее помещений. Для этого в Рим специально была приглашена целая группа знаменитых флорентийских художников. Их имена сегодня хорошо известны любому интересующемуся культурой человеку: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели, Пьетро Перуджино. Им помогали талантливые и многочисленные помощники: Синьорелли, Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо, Давид Гирландайо и другие.

Художники создали 16 красивейших фресок, представляющих собой сложные портретные композиции на библейские темы из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, до наших дней из 16 фресок сохранились только 12. Но и те, что сохранились, поражают искусством исполнения и разнообразием персонажей (более сотни на всех фресках!). Два цикла картин, по 6 фресок в каждом, опоясывают изнутри стены Капеллы: история Христа и история Моисея. Знаменитая «Тайная вечеря» здесь тоже присутствует.

Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы.

По центру фреска работы Пьетро Перуджино — «Вручение ключей апостолу Петру», правее фреска работы Козимо Росселли — «Тайная вечеря»

До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.

Что такое «капелла»? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как «часовня» либо «домовая церковь».

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из «Авиньонского пленения» в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.

Военная угроза, двести кардиналов и две капеллы

Сикстинская капелла, это чудо эпохи Возрождения, была построена в XV в. по заказу папы римского Сикста IV. Именно в его честь Капелла и названа, навеки запечатлев имя Сикста в истории человечества. Разработку проекта домовой церкви папы римского (а это была именно домовая церковь — место, где не только проводили церковные службы, но и жили) поручили архитектору Баччо Понтелли. Но само возведение Капеллы велось под руководством другого архитектора – Джордже де Дольчи, и заняло почти 9 лет, начавшись в 1473 г. и завершившись в 1481 г.

Вид на капеллу сверху

Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. До нее на этой площади Ватикана, где позднее построят Собор Святого Петра, стояла Великая капелла. В Великой капелле собирался для обсуждения важных вопросов папский двор, куда входило две сотни кардиналов. Но папа Сикст IV опасался как за свою безопасность, так и за безопасность своих кардиналов. И эти опасения не были беспочвенными. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Поэтому Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла.

Это здание, простое и крепкое снаружи, изнутри украсили великолепными росписями. Стены Капеллы были покрыты работами, выполненными кистью таких выдающихся итальянских живописцев, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Но самое красивое и величественное художественное полотно Сикстинской капеллы – ее потолок, площадью более чем в 1000 кв. м. полностью расписанный фресками Микеланджело Буонарроти!

Капелла внутри

Сикстинская капелла была торжественно освящена 15 августа 1483 года, в праздник Вознесения Богоматери. С тех пор в Капелле регулярно проводились и до сих пор проводятся Конклавы. Конклав созывается в связи со смертью или отставкой папы римского для избрания нового понтифика Ватикана.

Затворившись в особом помещении, кардиналы голосованием решают, кто будет новым папой. Об успешном избрании очередного главы католической Церкви оповещают белым дымом из трубы над Капеллой. В противном случае дым идет черный.

Архитектура

Состав

Внешний вид Сикстинской капеллы

Часовня представляет собой высокое прямоугольное здание, точные размеры которого трудно определить, поскольку доступные размеры относятся к внутреннему: 40,9 метра (134 фута) в длину и 13,4 метра (44 фута) в ширину.

Его внешний вид не украшен архитектурными или декоративными деталями, как это принято во многих итальянских церквях средневековья и эпохи Возрождения . У него нет внешнего фасада или внешних дверных проемов для процессии, так как вход всегда происходил из внутренних комнат Апостольского дворца (Папского дворца), а внешний вид можно увидеть только из близлежащих окон и фонарей во дворце. Проседание и растрескивание кладки, которые, должно быть, также повлияли на Каппелла Маджоре, потребовали строительства очень больших контрфорсов, чтобы укрепить внешние стены. Нарастание других построек еще больше изменило внешний вид часовни.

Здание разделено на три этажа, нижний из которых — очень высокий цокольный этаж с несколькими утилитарными окнами и дверным проемом, выходящим во двор. Внутри подвал имеет мощные сводчатые потолки, чтобы поддерживать часовню. Выше находится главное пространство — Сикстинская капелла, сводчатый потолок которой достигает 20,7 метра (68 футов). В здании было шесть высоких арочных окон с каждой стороны и два с обеих сторон, некоторые из которых были заблокированы. Над сводом находится третий этаж с каютами для стражи. На этом уровне был сооружен выступающий открытый проход , который окружал здание, опираясь на аркаду, выходящую из стен. Трап был покрыт крышей, так как это был постоянный источник воды, просачивающейся в свод часовни.

Интерьер Сикстинской капеллы

Общие пропорции часовни используют длину как единицу измерения. Он был разделен на три, чтобы получить ширину, и на два, чтобы получить высоту. При сохранении пропорции было шесть окон с каждой стороны и по два с каждой стороны. Определенные пропорции были характерной чертой архитектуры эпохи Возрождения и отражали растущий интерес к классическому наследию Рима.

Реконструкция внешнего вида часовни Западной стены в 1480-х годах до росписи потолка.

Рисунок Пинтуриккьо с изображением утерянного Успения Перуджино в Сикстинской капелле.

Гобелены Рафаэля в Сикстинской капелле

Потолок часовни представляет собой сплюснутый цилиндрический свод, выходящий из ряда, опоясывающего стены на уровне подпружиненных оконных арок. Этот цилиндрический свод поперечно прорезан меньшими сводами над каждым окном, которые делят цилиндрический свод на самом нижнем уровне на серию больших подвесов, поднимающихся из неглубоких пилястр между каждым окном. По проекту Пьерматтео Лауро де Манфреди да Амелия баррельский свод изначально был окрашен в ярко-синий цвет и усеян золотыми звездами . Тротуар выполнен в opus alexandrinum , декоративном стиле с использованием мрамора и цветного камня в узоре, который отражает более раннюю пропорцию разделения интерьера, а также отмечает путь процессии от главной двери, которую Папа использовал в важных случаях, таких как Пальма. Воскресенье .

Экран или transenna в мраморе Мино да Фьезоле , Андреа Брегно и Дукнович делит часовню на две части. Первоначально они обеспечивали равное пространство для членов Папской капеллы в святилище возле алтаря и паломников и горожан за его пределами. Однако с ростом числа тех, кто посещает Папу, ширму передвинули, уменьшив площадь для верных мирян. Transenna увенчана рядом декоративных подсвечников, когда — то позолота, и имеет деревянную дверь, где когда — то было богато двери из позолоченных кованого железа. В скульпторы transenna также предоставил Cantoria или выступающие хоры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector