«сотворение адама»

Архитектура

Состав

Внешний вид Сикстинской капеллы

Часовня представляет собой высокое прямоугольное здание, точные размеры которого трудно определить, поскольку доступные размеры относятся к внутреннему: 40,9 метра (134 фута) в длину и 13,4 метра (44 фута) в ширину.

Его внешний вид не украшен архитектурными или декоративными деталями, как это принято во многих итальянских церквях средневековья и эпохи Возрождения . У него нет внешнего фасада или внешних дверных проемов для процессии, так как вход всегда происходил из внутренних комнат Апостольского дворца (Папского дворца), а внешний вид можно увидеть только из близлежащих окон и фонарей во дворце. Проседание и растрескивание кладки, которые, должно быть, также повлияли на Каппелла Маджоре, потребовали строительства очень больших контрфорсов, чтобы укрепить внешние стены. Нарастание других построек еще больше изменило внешний вид часовни.

Здание разделено на три этажа, нижний из которых — очень высокий цокольный этаж с несколькими утилитарными окнами и дверным проемом, выходящим во двор. Внутри подвал имеет мощные сводчатые потолки, чтобы поддерживать часовню. Выше находится главное пространство — Сикстинская капелла, сводчатый потолок которой достигает 20,7 метра (68 футов). В здании было шесть высоких арочных окон с каждой стороны и два с обеих сторон, некоторые из которых были заблокированы. Над сводом находится третий этаж с каютами для стражи. На этом уровне был сооружен выступающий открытый проход , который окружал здание, опираясь на аркаду, выходящую из стен. Трап был покрыт крышей, так как это был постоянный источник воды, просачивающейся в свод часовни.

Интерьер Сикстинской капеллы

Общие пропорции часовни используют длину как единицу измерения. Он был разделен на три, чтобы получить ширину, и на два, чтобы получить высоту. При сохранении пропорции было шесть окон с каждой стороны и по два с каждой стороны. Определенные пропорции были характерной чертой архитектуры эпохи Возрождения и отражали растущий интерес к классическому наследию Рима.

Реконструкция внешнего вида часовни Западной стены в 1480-х годах до росписи потолка.

Рисунок Пинтуриккьо с изображением утерянного Успения Перуджино в Сикстинской капелле.

Гобелены Рафаэля в Сикстинской капелле

Потолок часовни представляет собой сплюснутый цилиндрический свод, выходящий из ряда, опоясывающего стены на уровне подпружиненных оконных арок. Этот цилиндрический свод поперечно прорезан меньшими сводами над каждым окном, которые делят цилиндрический свод на самом нижнем уровне на серию больших подвесов, поднимающихся из неглубоких пилястр между каждым окном. По проекту Пьерматтео Лауро де Манфреди да Амелия баррельский свод изначально был окрашен в ярко-синий цвет и усеян золотыми звездами . Тротуар выполнен в opus alexandrinum , декоративном стиле с использованием мрамора и цветного камня в узоре, который отражает более раннюю пропорцию разделения интерьера, а также отмечает путь процессии от главной двери, которую Папа использовал в важных случаях, таких как Пальма. Воскресенье .

Экран или transenna в мраморе Мино да Фьезоле , Андреа Брегно и Дукнович делит часовню на две части. Первоначально они обеспечивали равное пространство для членов Папской капеллы в святилище возле алтаря и паломников и горожан за его пределами. Однако с ростом числа тех, кто посещает Папу, ширму передвинули, уменьшив площадь для верных мирян. Transenna увенчана рядом декоративных подсвечников, когда — то позолота, и имеет деревянную дверь, где когда — то было богато двери из позолоченных кованого железа. В скульпторы transenna также предоставил Cantoria или выступающие хоры.

Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию. Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур. Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г., так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.

Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала во времена Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке. Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.

Рекомендуем прочитать:

Сикстинская капелла Ватикана

Строительство Сикстинской капеллы, начатое в 1475 году, было практически завершено к весне 1481 года. Над росписью стен работали лучшие флорентийские мастера, а Пирматтео Лауро ди Амелио украсил…

Подробнее >>

Рекомендуем прочитать:

Фрески Сикстинской капеллы – самые известные росписи в мире

Грандиозные фрески Сикстинской капеллы явились символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками…

Подробнее >>

Рекомендуем прочитать:

Пьета Микеланджело – история знаменитого шедевра

В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, являющееся выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения. По силе эмоционального воздействия она до сих пор…

Подробнее >>

Очищенная от вековых наслоений копоти и пыли, обновленная роспись за алтарной стеной была представлена папой Иоаном Павлом II на торжественной мессе 8 апреля 1994 года. Он подвел окончательную черту в многовековом споре об уместности обнаженного тела в часовне, заявив, что « является действительным святилищем созданного Богом человеческого тела, свидетельствующем о его красоте. В нем Христос выразил тайну видимости невидимого».

Отели рядом с Ватиканом

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Ватикана — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

Базилика Святого Лаврентия

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

Ворота Пиа

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Скульптор, пишущий фрески

Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы — это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.

То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков — ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.

В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.

Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.

Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды — в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.

Фрески

До сооружения Сикстинской капеллы, здесь находилась капелла Великая, где собирались священники и элита Рима. Новое сооружение должно было стать небольшой крепостью и проект был создан известным зодчим Баччо Понтелли. Всеми строительными работами руководил Джордже де Дольчи. В 1483 г. капеллу освятили, а с 1492 г., здесь проводились конклавы, где собирались кардиналы и выбирали нового папу, отметим, что это сохранилось и по наши дни.


Фото: BriYYZ / Wikimedia Commons

В 1513 г. здание заметно обветшало и тогда был проведен масштабный капитальный ремонт. За следующие пятьсот лет Сикстинская капелла претерпела довольно много изменений. Трехэтажная церковь строилась как крепость, но была еще и домовым храмом для пап.

Здание своими размерами копирует Храм Соломона и его внешний вид строг и аскетичен. Нижний этаж укреплен мощными стенами. На среднем этаже – высокие стрельчатые окна, пропускающие в здание много света. Верхний ярус был предназначен для несения караульной службы, где вместо оконных проемов прорублены бойницы. Долгое время храм был без крыши, но позже было решено соорудить защиту, чтобы сохранить росписи.


Фото: Fabio Poggi / Wikimedia Commons

Ведь здесь находится бессмертное искусство трех гениев – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, которые преподнесли бесценный дар человечеству. Чудо этой капеллы заключается в именах живописцев и каждый из них внес неоценимый вклад в красоту этого храма.

Именно они сотворили чудо и благодаря им название “Сикстинская капелла” сегодня известно во всем мире. Но все это произошло после примирения папы и Лоренцо. Стоит напомнить, что все гении, увековечившие свое имя прошли знаменитую школу живописи Флоренции. Сандро Боттичелли быстро обрел популярность, как талантливый портретист.

Сикст IV ознакомившись с творчеством этого художника назначил его главным над мастерами росписи храма, который уже был построен и нуждался лишь во внутренней отделке. В 1481 г. три известных живописца: С.Боттичелли, Д.Гирландайо и К.Росселли со своими помощниками прибыли из Флоренции в Рим.


Фото: Slices of Light / flickr.com

Перуджино, прибывший из Умбрии немного ранее, уже приступил к работе и был, пожалуй, уже наиболее известным живописцем. Папа поставил перед мастерами задачу – расписать стены Сикстинской капеллы фресками, которые бы проводили параллель между жизнью Моисея и Иисуса, то есть показать связь Ветхого и Нового заветов.

Нужно сказать, что мастера работали не покладая рук в течении целого года и создали 16 фресок, но четыре из них не сохранились. Отметим, что все сохранившиеся росписи включены в список ЮНЕСКО. Некоторые туристы отмечают, что взгляд сразу невольно привлекает грандиозная роспись Микеланджело из сцены “Страшного суда”. Однако только все вместе уникальные творения и создают прекрасную целостную картину.

С северной стороны находится серия фресок из жизни Христа. Их шесть, в т. ч. работа Боттичелли «Искушение Христа…». По две фрески создали Перуджино и Росселли, одну Гирландайо. Была еще одна работа Гирландайо “Воскресение”, но в 1522 г. произошло обрушение балки, которая уничтожила это произведение.


Фото: Trimlack / pixabay.com

На южной стороне изображены сцены из жизни Моисея. Здесь тоже шесть фресок. Одну из них написал Перуджино, по две – Боттичелли и Росселли. Еще две сцены изобразил Лука Синьорелли, но одна из них была испорчена. Третий этаж имеет окна в виде арок, которые когда-то служили бойницами. Но и здесь есть, что осмотреть и чем полюбоваться.

Фрески и украшения, фото росписей

Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!

Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?

Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далмата). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.

После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.

Мастерами было создано 16 величайших фресок, изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).

К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.

Цокольная часть здания украшена гобеленами, которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.

До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов, остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.

Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.

Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось, кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.

Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.

Фрески для холста

Выполнение фрески на поверхности холста требует много времени. Делают их постепенно по фрагментам, поэтому на всю работу по одному заказу может уйти несколько месяцев.

Такой вариант декора распространен в теплых странах Юга, они и являются основателями этого элемента декора.

При изготовлении фресок используются натуральные компоненты, такие как:

хлопковый холст, красители, клей, известняк, речной песок.

Способы создания фресок также отличаются сложностью и многообразием.

Самоклеящиеся фрески

Самоклеящиеся фрески — самый дешевый вариант декора для большинства населения. Они представляют собой картины с самоклеящейся стороной, по — другому их называют еще фотообоями.

Фотообоями можно покрывать самую различную поверхность – покрашенную, покрытую простыми обоями, штукатуркой и др.

Преимуществами таких фресок является способность их наносить в самые труднодоступные места в доме. Недостатки заключаются в том, что такие фотообои фрески на стенах очень тонкие и не способны скрыть все дефекты поверхности. Поэтому при отделочных работах необходимо тщательно выравнивать все поверхности.

Флизелиновые

По фотографиям из каталога видно, что изображения изготавливаются самыми разнообразными способами. Картинки печатаются , затем проходят так называемую процедуру старения.

Для того чтобы поклеить такие обои фресок на стенах потребуется универсальный клей для флизелиновых обоев.

Такой вариант декора прекрасно подойдет для отделки больших помещений.

На жесткой основе

Прочное основание для декора является гарантом его качества и долговечности. Такое украшение стен, в особенности на холсте выглядит роскошнее и презентабельнее и это можно заметить, перелистывая фотографии фресок в каталоге.

Вначале основание покрывается специальной штукатуркой, по краям при этом оставляются небольшие обрывы. Фреска наносится по технологии искусственного старения.

Фрески на плотной и прочной основе вставляются прямиком в стену, поэтому такое удовольствие стоит недешево – около 10000 руб. за 1 кв. м.

Интерьерные стили, подходящие для фресковой росписи

В современном мире фрески пользуются большой популярностью. Родным стилем для фресок является восточный, ведь когда-то археологами были найдены фрагменты фресок из дворцов фараонов.

Сейчас по аналогии с древними фресками изготавливают современные, которые нашли свое применение в домах с итальянским или испанским стилем.

Подобную традицию переняли и другие страны, в качестве примера можно привести Францию, в особенности ее провинциальные городки.

Такой декор уместен в таких стилях, как:

  • барокко;
  • ренессанс;
  • античный.

Применение фресок в высокотехнологичном интерьере должно быть уместным, какие бы красивые фрески не были.

Помещение должно идеально подходить под фреску, только тогда результат будет оправдывать ожидания владельца. Это могут быть помещение в офисе, дом, большая резиденция или усадьба, квартира.

Главное при отделке помещений фреской следовать основным правилам дизайна, фреску можно выбрать по фото в каталоге, а также заказать готовую фреску для стен своего дома.

Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер

Художник впервые изобразил неузнаваемым Христа. Не понятно, как подобное могло случиться, еще и практически возле церкви? Ведь именно в ней поклонялись истинно существовавшему образу. По всей видимости готовая работа больше похожа на Аполлона Бельведерского, чей бюст часто воссоздавался во времена язычества.

Возле Христа, как было отмечено, находится Дева Мария. Его мать сидит с лицом, опущенным вниз, что позволяет не видеть того, как сын вершит правосудие. К тому же, в противном случае любое ее заступничество не возымеет силы.

Сходство св. Варфоломея с итальянским писателем Пьетро Аретино

При рассмотрении фрески «Страшный суд» историками было выявлено также сходство св. Варфоломея с итальянским писателем, Пьетро Аретино. По совместительству он был шантажистом и сатириком. Кроме того, он оказывал в свое время сильнейшее влияние на область искусства в целом. И, наконец, Аретино принято считать в качестве прародителя современных образцов эротической литературы.

На фреске «Страшный суд» у него в руках находится содранная шкура, на которой, в свою очередь, можно увидеть автопортрет Микеланджело. Вероятно, что мастер подобным образом указал на то, как он видит клевету Аретино в свой адрес. Причиной тому стало неприятие Микеланджело тех советов, которые дал ему писатель относительно его работы «Страшный суд».

Святой Петр, который возвращает Иисусу ключи от церкви, напоминает Павла III, правившего с 1534 по 1549 годы, то есть, в то время, когда создавалась фреска.

Трубящие ангелы на фреске “Страшный суд”

Низ росписи

По низу росписи этой работы Микеланджело из числа тел, которые воскресают после смерти, при внимательном ее рассмотрении можно увидеть человека, наполовину появившуюся из-под земли. В данном случае речь идет о Джироламо Саванрола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.

В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Саванролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.

Нижняя часть фрески

Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в этой работе Микеланджело можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса

Последний пребывал в полнейшем удивлении и шоке от изображаемых художником скрюченных и обнаженных тел. Фреска «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.

Реакция мастера Микеланджело не заставила себя ждать, потому, в качестве намека на особые умственные способности, им были дорисованы уши осла у церемониймейстера в его образе на фреске «Страшный суд». Подвергшись подобному унижению тот, было, обратился с жалобой к правящему папе. Последний, в свою очередь, ответил Чезене, что он вообще не имеет никакой власти, будь то речь идет об аде или о самом черте, а потому лучше, если он сам сможет договориться с Микеланджело.

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и  Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и  Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.

Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.

Где находится картина?

Из всего вышесказанного вы уже поняли, что она является одной из фресок (но самой главной) на плафоне Сикстинской капеллы в столице Италии – Риме:

Последняя ныне представляет собой музей искусства эпохи Возрождения, а в ее помещении с того времени проходят конклавы – выборы каждого нового папы Римского. Широко известен также ее знаменитый церковный хор;

  • Построена капелла была в последней четверти 15 века по заказу папы Сикста IV (от чего и получила свое название) и сначала являлась домовой церковью. Архитектором и руководителем строительства был Джордже де Дольчи;
  • Стены и потолок храма расписывали знаменитые средневековые художники, среди которых, помимо Микеланджело, числятся Рафаэль, Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Роселли и другие известные мастера;
  • В грандиозной фресковой композиции на ободе церкви художник расположил 9 картин из Священного Писания от сотворения мира. Среди них, кроме упомянутой, имеются также живописные сюжеты об отделении суши от воды и света от тьмы, грехопадении и изгнании из рая, сотворении светил и т. д.
  • Последняя реконструкция фресок капеллы проводилась в конце 20 века.

Другие работы художника

Дельфийская сивилла

Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.

Распятие святого Петра

«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.

Святое семейство

«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Страшный суд

Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окружённый святыми Христос, рядом с которым сидит его мать. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector