Работа водителем в польше: требования и оплата
Содержание:
- Внутренние перевозки в Польше
- Работа в Польше для белорусов: вакансии и зарплата
- Требования к соискателям
- Доступные вакансии
- Сложности: вычеты и задержки с зарплатой
- Работа на бусе в Польше
- Работа и время отдыха по графику
- Заработная плата водителей-международников
- Как искать работу?
- Требования к дальнобойщикам
- Уровни заработанных плат и налоги
- Вакансии без опыта работы и другие случаи мошенничества
- Как не стать жертвой мошенников при трудоустройстве водителем в Польше
- Где искать работу?
- Пакет документов для трудоустройства водителем в Польше
- Процесс оформления
Внутренние перевозки в Польше
Если недостаточно водительского опыта или знаний иностранных языков, то можно работать водителем на внутренних рейсах. В данном направлении необходимы специалисты на таких условиях:
водители категории «С», «Е» — доставка товаров по городу и близлежащим населенным пунктам. В таком случае человек имеет обычный график, днем работает, вечером дома. Данный работник занимается обслуживанием магазинов, доставляет продукты питания. Работа достаточно простая «грязными» водитель получает до 3000 злотых, на руки выходит до 2600 PLN.
С вакансиями на данное место нет никаких проблем, работодатели охотно берут людей без большого опыта работы или пенсионеров, которые довольны прибавкой к пенсии;
водители категории «С», «Е» — длительные маршруты по всей стране. Водители, которые ездят на длительные расстояния внутри страны, получают заработную плату уже значительно выше, чем те, что ездят в пределах одного города. В данном случае, дальнобойщики могут заезжать в соседние с Польшей страны, которые состоят в ЕС. Во время длительных рейсов человек ночует в дороге, на выходные, в большинстве случаев находится дома.
Зарплата на руки может быть от 2500 до 4000 злотых. Можно зарабатывать и больше, если устроиться на работу в авторитетную компанию с обновленным автопарком, но попасть туда очень сложно, даже не все поляки могут устроиться. Если же поискать более простую фирму со стареньким автопарком, то в данном случае работы очень много, а работодатели охотно берут к себе иностранцев;
водители категории «С», «Е» — работа на строительстве автострад. Работа является выездной, но в пределах Польши. Нужно быть готовым к тому, что дома можно не бывать по несколько недель. Зарплата в данном случае может достигать 5000 злотых в месяц. Вакансии на данное место найти можно, но сделать это будет достаточно сложно. Эту работу любят сами поляки, которые уже устали от международных перевозок и предпочитают более спокойные условия труда. По отзывам наемных работников, в последнее время участились махинации с начислением заработной платы.
Работа в Польше для белорусов: вакансии и зарплата
В Польше мигрантов ждут в основном на низкооплачиваемую (по меркам страны) работу, которую не хотят выполнять сами поляки, а также на места, требующие определенной квалификации. На рынке труда представлено немало вакансий для строителей, электриков, водителей, слесарей. Все эти специальности неплохо оплачиваются — от 4000-5000 злотых. Но соискателям необходимо подтвердить свои знания и опыт.
Гораздо меньше предложений для инженеров, программистов, работников медицинской сферы. Эти вакансии престижные и высокооплачиваемые, а потому пользуются спросом среди местного населения. Чтобы устроиться на них иностранцу, необходимо официально подтвердить квалификацию и знание языка.
Одни из распространенных и доступных для белорусов вакансий в Польше — на складах. Изображение с сайта freepik.com.
Сезонная работа
Самый простой и распространенный в Польше заработок для мигрантов — в сельском хозяйстве и туристической сфере. Активный набор начинается в конце декабря — начале января, чтобы к весне успеть укомплектовать штат. Требования к соискателям здесь невысоки: отсутствие вредных привычек и крепкое здоровье. Ведь работать зачастую приходится на износ.
Зарплаты в этих сферах минимальные и нередко зависят не от количества рабочих часов, а от выработки, сезонности, щедрости работодателя. В 2021 году белорусы вполне могут рассчитывать на 2800-3500 злотых. Правда, многие наниматели идут на хитрость, оформляя работника не на полную ставку, или вычитая из зарплаты стоимость жилья и питания.
Сбор яблок — один из самых распространенных видов сельхозработ в Польше. Изображение с сайта freepik.com.
Если в сельское хозяйство берут всех желающих практически без ограничений, то в сферах туризма и услуг без языка никуда. Требуемый уровень знания зависит от конкретной вакансии. Немаловажен также уровень работы и наличие рекомендаций. Оплата здесь опять же не очень высока— обычно в пределах МРОТ, но и работа легче, чем на ферме.
Рынок сезонной работы в Польше особенно широк. Работу ушедших в отпуск сотрудников здесь принято не перераспределять, а отдавать новым сотрудникам по краткосрочному найму.
С хорошим резюме и опытом вполне можно найти высокооплачиваемую «сезонку». Изображение с сайта freepik.com.
Работа водителем
Польские рекрутинговые компании ежегодно получают тысячи заявок на поиск водителей. В основном востребованы дальнобойщики на внутренние и международные рейсы (категории C-E).
- На перевозках по стране заработная плата составляет 4500-7000 злотых.
- На международных поездках можно зарабатывать от 6500 злотых.
Имейте в виду, что для работы водителем-дальнобойщиком в Польше необходимо получить код 95 — специальный документ, который подтверждает профессионализм водителя и дает ему право для легально работы водителем в ЕС.
Помимо двухлетнего опыта и прав соответствующей категории от соискателей потребуются и языковые знания. Для работающих на внутренних маршрутах достаточно польского на коммуникативном уровне, а международникам не обойтись без разговорного английского.
Зарплата водителей состоит из базовой ставки и суточных. В некоторых случаях работодатели платят не за часы, а за километраж, что менее выгодно работнику. Изображение с сайта freepik.com.
Работа для женщин
Для женщин в Польше много предложений в складской сфере: упаковщики, фасовщики, контролеры, сторожа. В основном это тяжелая в физическом плане работа по 8-10, а иногда 12 часов с одни выходным в неделю. Разброс зарплат здесь достаточно большой: маленькие компании платят минималку, а крупные международные — до 4000-5000 злотых.
В период пандемии услуги медсестер и сиделок оказались как никогда востребованными. Изображение с сайта freepik.com.
Помимо сферы обслуживания женщины могут трудоустроиться в Польше сиделками и медсестрами. С хорошим знанием языка и медицинским образованием можно рассчитывать на хорошую зарплату до 6000-7000 злотых.
Требования к соискателям
Как правило, предпочтение отдаётся кандидатам, отвечающим следующим требованиям:
-
Права на управление транспортом соответствующей категории. Чаще всего годятся права, полученные дома, однако во многих странах нужны национальные права или дополнительные тесты. В этом случае заранее готовьтесь к тому, что ваше путешествие за границу начнётся с автошколы.
-
Опыт вождения не менее двух-трёх лет. Его можно получить на дорогах родной страны.
-
Возраст от 20 до 50 лет, хорошее состояние здоровья.
-
Знание местного языка хотя бы в базовом объёме. Чем лучше вы говорите – тем больше шансов. Говорите ещё на каком-нибудь языке (английском, немецком) – ваша ценность для работодателя (а значит, и потенциальная зарплата) значительно возрастает.
-
Сертификат ADR о праве на перевозку опасных грузов. К этой категории относится не только бензин и взрывчатка, но и «безобидные» лаки и краски, лекарства и пищевые добавки. ADR не является обязательным, но работодателю проще взять водителя, имеющего допуск, чтобы потом не разбираться с составом каждого груза.
-
«Код 95» – подтверждение достаточной квалификации для перевозки грузов или пассажиров. Он необходим для вождения транспорта по дорогам в странах ЕС, причём для трудоустройства за границей потребуется пройти курсы в одной из этих стран.
-
В зависимости от страны и специфики работы может потребоваться знание устройства транспортного средства, умение оказывать первую помощь.
-
Очевидно, что нужно знать ПДД и безукоризненно их выполнять: штрафы в Европе высокие.
-
В некоторых странах перед началом работы обязательно нужно пройти стажировку, обучение в местной автошколе или сдать экзамены для подтверждения прав. Этот этап длится от нескольких дней до нескольких месяцев.
-
Евгений Лебедь
рассказывает, как может выглядеть вхождение в профессию -
Начать правильнее всего с региональных перевозок на родине, потом пройти стажировку на международных рейсах, и уже после этого вы сможете самостоятельно работать на международном направлении. Плюс теоретическая база: она важна, потому что в каждой стране есть свои отличия в вождении. Когда вы работаете внутри своей страны, вы понимаете её специфику, и сложностей не возникает. Но к дорогам в другой стране нужно подготовиться.
Доступные вакансии
Попасть на эту работу иностранцам довольно просто. Большинство стран Европы испытывает постоянную нехватку водителей, так как экономика растёт, но при этом в самих европейских странах желающих проводить в кабине по несколько суток не так уж и много.
Наиболее востребованы дальнобойщики в таких сферах, как строительство, промышленность, сельское хозяйство, торговля, логистика.
-
Евгений Лебедь
-
В Европе и Америке огромнейший дефицит водителей, он намного больше, чем в России и Украине.
В Европе человек может выполнять простую работу – быть кассиром или охранником – и получать адекватные деньги, достаточные, чтобы обеспечить семью и более-менее пристойно жить.
В России на такой «простой» позиции вы будете не жить, а выживать. Поэтому многие в России готовы идти водителями в зарубежные фирмы.
Сложности: вычеты и задержки с зарплатой
Знаю, что есть много посреднических компаний, которые предлагают помочь с документами, но я всё делал сам. Сам нашёл работу, сам общался с водителями и в итоге с первого раза попал в контору, в которой меня не обманули.
Работал всего в двух фирмах, и у меня в целом всё было нормально, но я видел много водителей, которые сталкивались с обманом. Это почти все, кто ищет работу через посредников. Почему? Агенты говорят то, что им сообщает работодатель. Он красиво рассказал посредникам – они красиво пересказали работникам. Потом работники приезжают на фирму, и оказывается, что всё хорошо там только на словах.
Жалуются в первую очередь на вычеты, о которых изначально не предупреждали, на задержки с зарплатой. Бывает так, что водитель принял машину, не слишком внимательно её осмотрел, а когда возвращается на базу, обнаруживается, что там есть какая-то царапина, которая, скорее всего, появилась раньше. Но ответственность за неё вешают на водителя, вычитают из зарплаты.
Ещё один повод для вычетов – расход топлива. То есть изначально не оговариваются никакие нормы, но когда приезжаешь на базу получать деньги, выясняется, что у тебя перерасход, поэтому заплатят меньше. Ещё один вариант: ты получаешь на карточку минимальную зарплату, остальное – днёвку – платят налом уже на фирме. Приезжаешь на фирму, и оказывается, что за последний месяц или полтора деньги не выплачивают. Их обещают выдать только потом, когда водитель вернётся из отпуска.
Однажды выяснилось, что хозяин моей компании мудрил с какими-то налогами, и польская прокуратура решила его приструнить. Это не относилось к нам напрямую, но когда пришли проверяющие, фирма быстро закрылась. И перед этим порядки изменились: начались и у нас придирки по поводу расхода топлива. В итоге кому тысячу евро не заплатили, кому пятьсот, кому двести. Это можно было бы оспорить, но все счета фирмы уже были заблокированы.
Работа на бусе в Польше
Работа на бусе в Польше без опыта с правами категории В выполняется на автомобилях с грузоподъемностью до 3,5 тонн. Для водителя буса в польской фирме возможна оплачиваемая стажировка до 3 недель по маршруту. Транспортировка различных грузов, адресная доставка товаров осуществляется в пределах одного города. Километраж в начале трудоустройства минимальный, а зарплата около 4000 злотых с дальнейшим повышением.
Водители на бусах работают на новых автомобилях и не занимаются ремонтом, не сидят в гараже как обычно новички в Украине. Вакансии для водителя на бус в Польшу с легальным трудоустройством вам предлагает кадровое агентство Alliance Group. Без посредников с возможностью оформления от работодателя и оплачиваемым жильем на большинстве транспортных компаний работа на бусе становится у нас самым востребованным направлением для мужчин.
Обратившись в наше агентство, вы получаете бесплатную консультацию и принимаете решение о работе на бусе в Польше. Без опыта и знания польского языка можно устроиться большинству водителям со стажем с правами категории В или С.
Работа водителем-дальнобойщиком в Польше
Работа водителем-дальнобойщиком в Польше подходит для мужчин до 65 лет с правами категории С+Е и опытом от 2-х лет. Код-95 играет важную роль при оформлении на эту должность и в нашем агентстве делаем такой документ. Дальнобой в проверенных нами компаниях востребован среди украинцев. Уже не один год мы бесплатно предоставляем вакансии для водителя-дальнобойщика и таким образом помогаем транспортным компаниям найти опытного и ответственного сотрудника.
Дальнобойщики в Польше работают на фуре, но могут быть варианты на маршруты с правами категории D. Требование к украинским водителям такие же как и для поляков, конкурс на дальнобой проходят по стажу вождения, состоянию здоровья, знанию польского языка. Обязательно для всех быть ответственным, готовым к постоянному контролю и отчетности, без вредных привычек. Для украинцев водитель-дальнобойщик должен обладать полным пакетом документов: виза от 3-х месяцев, чип-карта для тахографа, код-95.
Работа водителем на автобусе в Польше
Работа на автобусе в Польше возможна на городских маршрутах, реже на туристических. Водитель-международник на автобус без посредников требуется уже с опытом по Европе и знанием языка. Зарплата выше, чем на перевозках по городу. Работа в Польше водителем автобуса — это шанс для украинцев поднять качество жизни. Наше кадровое агентство помогает в этом бесплатными вакансиями.
Если у вас открыты категории B1 B C1 C D1 D CE, все готово по документам, есть чип-карта для тахографа и А95, — бесплатно трудоустроиться в Польше официально можно в нашем агентстве
На постоянной основе требуются водители:
- карщик, водитель электропогрузчика;
- для работы в службе такси;
- на автобус, бус;
- водитель на фуру;
- оператор спецтехники;
- водитель на трактор.
Работа и время отдыха по графику
Эти параметры установлены законодательством и строго контролируются с помощью тахографа. За нарушение режима работы будет начислен внушительный штраф.
Основные правила режима труда водителей:
Условия | Параметр | Примечание |
---|---|---|
Максимум ежедневной продолжительности работы за рулем | 9 часов | Допустимо до 10 часов, но не чаще чем два раза в неделю |
Максимум еженедельной продолжительности | 56 часов | |
Максимум продолжительности при работе 2 недели подряд | 90 часов | |
Максимум продолжительности труда без остановки на отдых | 4,5 часа | Далее отдых не менее 45 минут |
Ежедневный отдых | 11 часов | Допустимо 9 часов трижды в неделю |
Полную информацию о нормах можно увидеть на инфографике:
Заработная плата водителей-международников
Зарплата, безусловно, зависит от страны – так, в Германии платят больше, чем в Польше. Однако заранее понять, сколько вы получите на руки и на что этого хватит, часто бывает затруднительно.
Сначала о хорошем
Работодатели могут взять на себя часть расходов, оплачивать водителям питание и проживание (скорее всего, это будет общежитие), а также ночёвки и командировочные. Бывает, крупные фирмы оплачивают обучение, но найти такое место – большая удача.
Теперь о менее приятном
Существует несколько систем оплаты водительского труда, у каждой свои плюсы и минусы. Например, в компании с фиксированной зарплатой у вас стабильный заработок, то есть вы заранее понимаете, сколько денег получите. Но возможности заработать больше у вас сильно ограничены. К тому же ставки часто бывают невысокими.
Напротив, если вам платят в зависимости от отработанных часов, пройденных километров или сделанных «кругов» между пунктами загрузки и доставки, есть возможность заработать больше, но также появляется и риск остаться без гроша. Это может случиться, когда у работодателя дела идут плохо и ему просто нечем вас загрузить или когда он хочет схитрить, и тогда в ход пойдут всевозможные «особые условия», заранее не оговорённые вычеты и прочее.
Есть и промежуточный вариант: небольшая ставка («подстава» по-польски – в этом слове нет ничего дурного) плюс сдельная часть, которая зависит от километража или времени. Есть также вариант оплаты в зависимости от прибыли компании. Он кажется более честным – как будто бы работодатель делится с вами своими доходами, но на самом деле водителю это не выгодно: доходы от вас могут скрыть, а при отсутствии прибыли – не заплатить.
Приблизительный размер заработной платы до выплаты налогов
- Восточная Европа (Польша, Прибалтика) – €1,5-2,0 тыс.
- Западная Европа (Германия, Финляндия, Франция, Нидерланды) – €2,0-5,0 тыс. и выше. В Норвегии это может быть и €7,0 тыс.
Чтобы понять, сколько вы получите на руки, из этой суммы нужно вычесть налоги, затраты на проживание и питание. Кроме того, до первой получки придётся выложиться на дорогу до места работы, прохождение курсов и получение сертификатов. В этот период ваши расходы будут уже европейскими, а доходы – нулевыми.
-
Евгений Лебедь
владелец международной логистической компании -
В Польше чаще платят за сутки, и в месяц выходит где-то €1,2-1,4 тыс., но сумма существенно зависит от специфики и сложности работы, так что усреднённая ставка не имеет большого смысла. На тентовых машинах можно заработать и €1,6 тыс., на рефрижераторах платят больше, на опасных грузах – ещё больше. И ещё больше можно заработать на негабаритных грузах.
Для сравнения, в России водитель-дальнобойщик может заработать примерно $1,1 тыс., в Украине – от $1,0 тыс. В Европе и спрос на водителей больше, и сами компании зарабатывают больше, поэтому и платят больше.
Как искать работу?
Это самый главный вопрос. Проще всего это сделать самостоятельно: как правило, вакансии выкладываются в интернет, и в этой статье мы приводим список сайтов с актуальными предложениями. Однако чтобы самостоятельно откликнуться на вакансию, нужно уметь рассказать о себе и желаемой работе на языке той страны, куда вы стремитесь, или хотя бы на английском. Кроме того, у вас должно быть минимальное резюме на этом языке. Если уже на этом этапе возникают трудности, придётся искать работу через посредников.
Компании-посредники
Помощь посредников в ряде случаев оказывается необходимой. У них могут быть собственные базы вакансий или прямые контакты, также такие компании оказывают помощь в подготовке документов и общении соискателям без знания языка. Разумеется, с вас за это возьмут дополнительную плату.
Также стоит обращать внимание на репутацию и законность работы компании: есть риск заплатить деньги ни за что или оказаться в ловушке у мошенников
Поиск напрямую
Большим организациям постоянно нужны работники. Имеет смысл определить основных работодателей той страны, куда вы стремитесь. В первую очередь это транспортные и логистические компании (скажем, DHL, Kuehne & Nagel, UPS, Panalpina), помимо них – крупные компании из тех отраслей, в которых востребованы водители: строительство, торговля и т.д.
Названия фирм и их сайты можно найти через поисковики, затем – смотреть в раздел вакансий или сразу обращаться по контактам компании.
Евгений
водитель-дальнобойщик
Я написал коротенькое резюме на польском через Google-переводчик, использовал простые предложения, чтобы всё правильно переводилось. Вакансии искал через сайты в интернете. За первый день отправил около сотни сообщений: выбрал подходящие вакансии и слал всем подряд, страница за страницей. Отвечали из них процентов 40
Там же, в своём резюме, я задавал дополнительный вопрос о возможности поговорить с водителем, так как мне было важно пообщаться с человеком, который непосредственно работает в компании. В конце концов в одной из фирм мне дали номера телефонов водителей из Украины, которые там работали
Я переговорил с одним из них, он мне всё подробно объяснил и сказал, мол, без проблем, приезжай, будет тебе стажировка.
На тот момент фирма была не очень большая – всего 15 машин. И я уже знал, что меня ждут. До того мне прислали приглашение для рабочей визы, но в нём была неправильно указана одна цифра в паспорте. Я попросил исправить – и мне два раза высылали исправленное приглашение. Благодаря этому я понял, что они точно во мне заинтересованы и ждут. Я ехал уже спокойно.
Требования к дальнобойщикам
Речь идет о верном оформлении документов водителя, без которого нельзя трудоустроиться в Польше по этой специальности.
Карта тахографа
Это чипованный документ для регистрации на тахографе – устройстве, следящем за графиком работы и другими параметрами водителя. Без него автомашинам запрещено перемещаться, соответственно и карту тахографа водитель иметь обязан.
Получить ее совсем несложно, однако мы рекомендуем сделать карту заранее на родине. В этом случае срок ее действия будут 5 лет, в то время как выданная в Польше может не превышать срок имеющейся визы.
Водительское удостоверение
Требования к правам простые: они должны быть действующими и содержать соответствующие работе категории. Различные нюансы с водительскими удостоверениями в Польше мы уже рассматривали подробно, в материалах о получении прав в Польше и о замене удостоверения.
Помните, что при нахождении в Польше более полугода водительское удостоверение необходимо заменить на польское!
Код «95»
Речь идет о соответствующей отметке в правах, разрешающей управление транспортным средством для перевозки грузов. Отметка должна систематически обновляться – один раз в пять лет или в меньший срок, если один из необходимых для кода «95» документов выдан на срок до 5 лет.
Срок действия кода «95» указан в правах:
Как получить?
Мы уже подробно рассказывали как получить код 95 в Польше. Здесь же очень кратко повторим, что для получения (продления) кода «95» необходимо:
Пройти курсы
Требуется вступительное (Kwalifikacja wstępna) или периодическое (Szkolenia okresowe) обучение.
Первое необходимо водителям, получившим категорию «С» позднее 10 сентября 2009 года, а категорию «D» позднее 10 сентября 2008. В этом случае потребуются курсы длительностью 4-5 недель, по результатам которых проводится экзамен (тест). Стоимость обучения – около 2500 zł.
Периодические курсы требуются, если категории открыты ранее вышеуказанных сроков или если вступительные курсы были окончены ранее. Обучение около 5 дней. Экзаменов нет. Плата – около 350 zł.
По результатам выдается документ Świadectwo kwalifikacji zawodowej kierowcy. Повторное обучение – через 5 лет.
Получить медсправку
Справка о соответствии здоровья водителя требованиям к его работе. Получается раз в 5 лет, но может быть выдана на меньший срок – в этом случае и период действия кода «95» будет ограничен.
Пройти психотесты
Проводят уполномоченные специалисты. Представляет собой набор различных анкет, письменных тестов, проверки внимания, наблюдательности, реакции и много другого.
На основании сертификата об окончании курсов, медсправки и результатов психотестов и проставляется код «95».
Знание языков
Официально знание языков не требуется, но без возможности коммуникации работодатели часто отказываются от услуг водителей-иностранцев. Поэтому владение польским на разговорном уровне крайне желательно.
Для международных перевозок потребуются и базовые владения английским и/или немецким. Отсутствие возможности объясниться с таможенником или полицейским может привести к недоразумениям.
Уровни заработанных плат и налоги
До сих пор не знаешь польского?
Скачай бесплатно пробный урок Ешко и участвуй в розыгрыше smart TV.
Прежде чем перейти к конкретным зарплатам водителей в Польше, условимся в следующем.
Все предъявленные цифры будут указаны «чистыми», т.е. после налоговых удержаний.
Сумма, которую водитель получит на руки.
В то же время, в объявлениях, договорах и прочих документах, скорее всего, будут фигурировать суммы брутто, т.е. до налоговых вычетов. Чтобы вычислить зарплату, которую работник получит на руки, можно воспользоваться нашим .
Разумеется, невозможно указать конкретную цифру оплаты труда, т.к. она зависит от опыта водителя, типа разрешительного документа, размеров компании и многого другого. Поэтому будут приведены ориентировочные диапазоны зарплат.
Зарплата водителя международника в Польше
Доходы этой группы водителей наиболее велики. Работать могут обладатели категория С+Е по рабочей визе, воевудской D07, Карте побыту или Карте поляка. В большинстве случаев требуется опыт от двух и более лет. Грузы могут быть разными, также, как и графики работ.
Внутри дальнобойщиков есть разделение:
- Восточные маршруты. Это поездки из РП в восточном направлении – Россия, Украина, Беларусь. Удобно для тех, кто совершенно не владеет немецким или английским. Стоимость одного рейса нетто: 1000-1300zł. Соответственно, совершая один рейс в неделю, можно зарабатывать 4000-5000zł. Выходцам из стран СНГ устроиться на данный вид работ наиболее просто.
- Маршруты Запад-Восток. Поездки в сторону Западной Европы. Зачастую речь идет о рефрижераторах. Устроиться иностранцам нетрудно, автопарк, как правило, новый. Оплата в среднем: 4000-6000zł, но в большинстве случаев зависит от фрахта.
- Работа в западном филиале польской фирмы. Маршруты проложены через Западную Европу. Оплата от фрахта или километража. График – вахтовый. Может быть с возвратом в Польшу на выходные или с проживанием на месте. В среднем такие водители зарабатывают 4000-5500zł, но при непрерывной работе в 30-дневный период может доходить до 7500zł.
ЗП водителя категории «С» и «Е»
Этот тип трудоустройства подразумевает работу внутри страны, без выезда за ее пределы.
По-польски это называется «kierowca krajowy».
Подразделяется на следующие виды:
- Работа местным водителем. Подразумевается, что маршруты будут проложены внутри или около одной агломерации, населенного пункта. К примеру, получить товар на складе, расположенном в ближайшем пригороде и развести его по магазинам внутри города. Работа водителем в Польше от прямого работодателя по спокойному графику: днем водитель трудится, ночью отдыхает. Средняя оплата труда: 1800-2500zł. Отличный вариант, чтобы набраться опыта или для подработок на пенсии.
- Водитель, работающий в пределах страны. Перемещение по Польше на длительные расстояния. Выезды за границу возможны, но маловероятны. Выходные дни, как правило, водитель проводит дома. Оплата: 2500-4000zł. Вакансий много, но автопарк зачастую старый.
- Работа на строительстве автострад. Подразумеваются вахты по несколько недель вдали от дома. Поляки обожают свои дороги, но из-за климата вынуждены их все время ремонтировать. Поэтому этот вид вакансий есть всегда. Заработанная плата: 3500-5000zł.
Обратите внимание, именно по данному виду работ стало поступать максимальное количество сообщений о мошенничестве! Будьте внимательны при трудоустройстве.
Способы оплаты
О методах оплаты труда необходимо договариваться заранее и детально прописывать их в договоре. Как правило, бывает два основных типа оплаты:
- Базовый оклад + суточные. Для водителей это самый удобный вид оплаты. Можно заранее рассчитать стоимость. К примеру, базовый – 450 евро и командировочные по 50 евро в сутки. Возможна и премия по результатам.
- От фрахта или километража. Этот способ не позволяет знать заранее уровень оплаты за конкретный маршрут. Метод распространен, но именно он чаще всего используется мошенниками.
Могут быть другие или комбинированные способы оплаты. В любом случае, следует стремиться к максимально прозрачной схеме, чтобы избежать недоразумений.
Вакансии без опыта работы и другие случаи мошенничества
Нельзя сказать, что мошенничество при трудоустройстве имеет большое распространение, но такие эксцессы встречаются, поэтому стоит обратить на них внимание. Чаще всего они возникают в случаях:
- неопределенной или неоднозначно определенной в договоре форме оплаты труда;
- оплаты за крайний месяц работ, если работник покидает страну;
- оформления фиктивных поломок автотранспорта, если договором определена ответственность за это водителя;
- неоформленный или недооформленный договор до начала работ: обещают, что оформят пока работник в рейсе, но фактически игнорируют его;
- обещания взять на работу без опыта – к подобным объявлениям следует относиться с большой настороженностью.
Чтобы минимизировать возможность обмана, перед трудоустройством проверьте потенциального работодателя
- прочитайте отзывы о нем;
- найдите его сайт;
- сверьте контакты;
- а при заключении договора постарайтесь учесть все нюансы оплаты труда, премий, компенсаций и пр.
Как не стать жертвой мошенников при трудоустройстве водителем в Польше
С особой осторожностью следует относиться к объявлениям, в которых предлагается работа водителям без опыта работы или с окладом, существенно превышающим средний показатель для данной категории. Кроме того, соискателя должны насторожить следующие моменты:
Кроме того, соискателя должны насторожить следующие моменты:
- отсутствие четкой информации о форме и размере оплаты труда;
- требование выйти в рейс с недооформленным трудовым договором, который обещают доделать в отсутствие водителя;
- отсутствие требований к опыту работы, знанию языка и обещание бесплатно оформить все документы.
Кроме того, следует всегда проверять документы, в которых могут быть указаны фиктивные поломки транспортного средства, особенно если договором предусмотрена ответственность за них водителя. И всегда уточняйте, как именно будет оплачен последний месяц работы, если вы покидаете страну.
Если заработная плата указана в злотых, переведите ее в евро, чтобы внушительная сумма не ввела вас в заблуждение относительно будущего дохода.
С особой осторожностью следует относиться к вакансиям с обучением и стажировкой – такую роскошь могут позволить себе только крупные компании, да и то очень редко
Где искать работу?
Те, кто уже имеет опыт поиска работы и трудоустройства в Польше, советуют обходиться без посредников. При трудоустройстве напрямую иностранцы могут рассчитывать на ряд привилегий: премиальные к праздникам, два выходных дня в неделю (по желанию), приоритетное распределение более легкой и выгодной работы и т.д. Польские компании идут на такие уступки, так как им не приходится платить агентствам по трудоустройству — эти расходы по законодательству ложатся именно на работодателя.
Выйти непосредственно на работодателей можно через знакомых, уже имевших опыт работы, непосредственно обратившись в отдел кадров или польские сервисы вакансий в интернете:
- praca.pl;
- gowork.pl;
- infopraca.pl;
- jobs.pl;
- kariera.pl;
- praca.dlastudenta.pl;
- praca.gratka.pl.
Не ограничивайтесь только поиском предложений, а оставляйте на сайтах резюме. Интересные вакансии проверяйте в интернете и реестре GUS, где представлена официальная статистика по работодателям. Выявить недобросовестных нанимателей помогут также группы в соцсетях (Контакт, Фейсбук). Например, здесь, или здесь.
Пакет документов для трудоустройства водителем в Польше
Для трудоустройства за границей от граждан СНГ требуется как минимум приглашение от работодателя и наличие рабочей визы.
Стандартный пакет документов для работы водителем в Польше включает в себя:
- карту к тахографу для водителей категории C, D, E;
- ADR (European Agreement on Transport of Dangerous Goods on Road) – свидетельство о прохождении соответствующей подготовки и наличии допуска к перевозке опасных грузов;
- действительные национальные или польские водительские права нужной категории (с вписанным в них кодом 95 для управления автомобилем от 3,5 тонны);
- документы, подтверждающие прохождение тестов по психотехнике;
- медицинскую справку (orzeczenie lekarskie) об отсутствии противопоказаний работать водителем конкретной категории в соответствии с нормами;
- свидетельство об отсутствии судимости;
- свидетельство водителя (swiadectwo kierowcy), действительное для работы в Польше в указанной в документе фирме, оформляется работодателем за свой счет, действует в течение года;
- разрешение на работу в Польше.
Многие иностранцы устраиваются на работу в Польше по Карте поляка. Это документ, подтверждающий принадлежность граждан СНГ и стран Балтии к польскому народу. Карта дает право на трудоустройство в Республике Польше без таких документов, как рабочая виза и приглашение от работодателя.
Процесс оформления
Требуемые документы
Список может отличаться от страны к стране, но общие требования таковы:
- Загранпаспорт.
- Рабочая виза, ВНЖ и/или разрешение на работу – в зависимости от государства.
- Водительское удостоверение категории C, оптимально с добавлением Е для вождения машины с прицепом. Как правило, можно использовать права, выданные на родине – в России, Украине или Белоруссии. Но, например, Германия требует обучения в немецкой автошколе, а в Польше, если вы находитесь там более полугода, необходимо будет сдать тесты и получить права местного образца.
- «Код 95».
- Карта водителя для тахографа.
- Сертификат ADR.
- Справка о прохождении медосмотра.
- Справка об отсутствии судимости.
- Подтверждение знания устройства транспортного средства.
- Подтверждение навыков оказания первой помощи и действий в чрезвычайных обстоятельствах (пожар, авария).
Этапы оформления
В первую очередь необходимы загранпаспорт и права международного образца. Следующий шаг – поиск вакансии, общение с работодателем, получение официального приглашения на работу. С ним в руках вы идёте в посольство или консульство в своей стране и получаете рабочую визу и разрешение на работу (если необходимо). «Код 95» получаете на курсах уже в Европе.