Минск. собор петра и павла

Содержание:

Храм в Казани

Собор святых апостолов Петра и Павла, Казань.

Этот уникальный не только для Казани, но для всего Поволжья храм появился как память о пребывании здесь Петра I (1722 г.). Идея строительства принадлежала местному купцу Ивану Михляеву, в доме которого несколько дней прожил царь.

Двухэтажный 52-метровый собор стиля так называемого «петровского барокко», сочетавшего русские и европейские традиции строительства, украшенный богатым декором, быстро стал любим казанцами. Приезжали сюда бывавшие здесь русские цари, начиная с Екатерины II. Побывать в Петропавловском не удалось лишь последнему императору, Николаю II.

Любимый верующим народом храм после революции удалось закрыть только с 1939 г., попросту арестовав все духовенство. 50 лет здание постепенно разрушалось, пока «в руинированном состоянии», как говорили документы, не было возвращено Церкви. Ныне здесь восстановлен уникальный 25-метровый иконостас начала XVIII в., но самое главное – церковь стала средоточием множества святынь. Среди них:

  • чудотворный образ Богородицы Седмиезерная (XVII в.);
  • мироточивая Иверская икона Пречистой;
  • образ Апостолов, единственный, сохранившийся здесь с XVIII в.

Интересный фактОсобенность собора – то, что здесь находятся мощи непрославленных пока святых. Это митрополит Казанский Ефрем (Хвостов) и ученики свт. Гурия Казанского, монахи Иона и Нектарий. Сейчас готовится их прославление. 

Назначение здания в наши дни

Сейчас объект служит усыпальницей всех российских императоров и императриц, а также великих князей и считается главной достопримечательностью города. На территории были погребены:

  • Петр Великий;
  • Елизавета Петровна;
  • Екатерина Вторая;
  • Александр III;
  • Мария Федоровна;
  • и все остальные императоры и императрицы

Прах некоторых князей был перемещен на территорию в последние годы (например, в 2006 году исполнили указание матери Николая II, которая хотела быть погребенной рядом с мужем).

В настоящее время музей открыт для посещения по договоренности, в нем проводятся службы и важные мероприятия по праздникам. Мы поможем вам попасть в историческое место на выгодных условиях, организуем комфортный отдых во время поездки. Обращайтесь!

Экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам

Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры — Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ

Как добраться до Петропавловской крепости

Петропавловка расположена в центре Петербурга, на острове Заячий, в нескольких сотнях метрах (5-7 минут ходьбы пешком) от станции метро Горьковская.

Самый простой способ: доезжаете на метро до станции Горьковская, выходите из нее (выход один) и двигаетесь ровно противоположно тому направлению, в котором вышли, через парк. Через несколько минут вы придете как раз ко входу в крепость. Или вариант попроще для понимания: после выхода на улицу посмотрите направо, увидите проспект (Каменноостровский). Выйдите на него и идите в сторону моста через Неву (определить направление не составит труда). По правую руку увидите крепость и вход в нее.

Всего на крепость ведут два небольших деревянных моста. Первый, Иоанновский, вы найдете, если воспользуетесь вариантом, описанным выше. Второй, Кронверкский, расположен немного поодаль, им стоит воспользоваться, если вас занесло пожить в районе Стрелки Васильевского острова или станции метро Спортивная. Оба моста обозначены на карте.

Новый подход к технологии возведения собора

Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект. Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт — Петербурга.

Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Современность

Сегодня здание Петропавловского храма является частью музея истории Санкт-Петербурга. При этом в нём регулярно проводятся богослужения. Но работа прихода налаживалась в течение десятилетия.


Интерьер Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Богослужения и престольные праздники

Богослужения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга проводятся каждую неделю по субботам и воскресеньям:

  • суббота в 18.00 — Всенощное бдение;
  • воскресенье в 7.30 исповедь и в 8.00 Божественная литургия.

Также богослужения проводятся в престольный праздник 12 июля — день памяти апостолов Петра и Павла; двунадесятые праздники и в праздник Пасхи. В начале XXI века в соборе проводятся панихиды по представителям рода Романовых. Расписание поминовения членов императорской семьи уточняют в храме или на его официальном сайте.

Деятельность прихода

Современный приход и храм возглавляет архимандрит Александр Фёдоров. Так как собор является усыпальницей российской императорской династии, в нём не проводятся обряды крещения и венчания. На базе соборной колокольни ежегодно проводятся фестивали пасхальных колокольных концертов. В конце XX века в соборе и в прикреплённой к ней усыпальнице проводились захоронения членов Дома Романовых:

  • Владимир Кириллович Романов (1992 г);
  • Кирилл Владимирович и Виктория Фёдоровна (1995 г);
  • Леонида Георгиевна (супруга Владимира Кирилловича) (2010 г);
  • император Николай II с супругой, дочерями Ольгой, Татьяной, Анастасией и их слуги (1998 г);
  • императрица Мария Фёдоровна — супруга Александра III (2006 г).

Деятельность музея

Собор открыт для туристов ежедневно:

  • понедельник — пятница с 10 до 19 часов;
  • суббота с 10 до 18 часов;
  • воскресенье с 11 до 19 часов.

Расписание работы музея согласовывается с проведением богослужений. Стоимость входных билетов:

  • взрослый — 450 р.;
  • студенческий (ученический) — 250 р.;
  • пенсионный — 200 р.

Экскурсии на колокольню проводятся в тёплое время года и бронируются заранее. Подробности и стоимость билетов уточняют на сайте Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Следует знать: при посещении собора соблюдают правила поведения и рекомендации к внешнему виду в православных культовых заведениях.

Архитектура

Внешний вид Петропавловского собора напоминает европейские культовые постройки. Стены прямоугольного в плане здания окрашены в жёлтый цвет и украшены белыми пилястрами. В верхней части восточного фасада расположена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Маленький барабан, увенчанный небольшим куполом, расположен в восточной части храма над приалтарной частью.


Фреска на восточной части храма

Главной архитектурной деталью здания является колокольня, высота которой долгое время позволяла считать собор самым высоким зданием Санкт-Петербурга. Первые два уровня колокольни имеют декоративные волюты, которые обеспечивают плавный переход от основной части здания к колокольне. Третий уровень увенчан позолоченной крышей. В её западном окне установлен циферблат курантов. Далее следует небольшой барабан с позолоченной крышей, на который установлен цилиндр. Он служит основанием для 44-х метрового шпиля, на конце которого размещён трёхметровый ангел.

Интересно: на первом уровне колокольни находится макет первоначального здания. На нём видно, что стены храма были выкрашены в розовый, а крыша в синий цвет. Также отчётливо видно, что фигура ангела имела другой внешний вид.

Всегда главный

Шли времена, укреплялись разрушающиеся основания и колоны, пристраивались необходимые помещения, восстанавливались разбитые молниями шпили, менялась фигура и функция ангела на нем, изменялось само назначение исторического сердца города, которым всегда был и остается Петропавловский кафедральный собор, перенесший все невзгоды. В 1742 возникает Санкт-Петербургская епархия, и первый храм города становится кафедральным. Позднее, в XIX веке, кафедра митрополита переносилась сначала в Казанский, а затем в Исаакиевский соборы. Но самый старый храм Северной столицы никогда официально не лишался статуса «кафедральный». Сейчас времена, когда он был зловещей тюрьмой и музеем, ушли в прошлое. Отреставрированный, прекрасный, исполняющий свою основную роль, он является самой узнаваемой визитной карточкой города. У самого старого собора Северной столицы есть другое, официальное название – Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Но нигде применительно к нему не упоминается словосочетание «Свято-Петропавловский собор». С таким названием есть огромные красивые храмы в Минске и Луганске.

Интерьер

Главной деталью интерьера Петропавловского храма является иконостас, внешний вид которого напоминает Триумфальную арку. Его разработкой занимался лично царь Пётр, а эскизы создал Доменико Трезини. Деревянный каркас из лиственницы, украшенный деталями из древесины липы, создавали московские мастера под руководством Ивана Зарудного. Оригинальной частью этого сооружения являются скульптуры, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, царей Давида и Соломона, фигуры ангелов.

Потолок и стены над большими окнами украшены написанными на холстах картинами с изображением библейских сюжетов. Красивая резьба и позолоченная скульптура располагается на кафедре проповедника и царском месте, которые находятся напротив иконостаса.

Интересно: так как собор является усыпальницей российских монархов и их родственников, то в залах собора располагается множество белых мраморных надгробий, среди которых выделяются могилы Александра II и его супруги, обозначенные саркофагами из розового и зелёного камня.

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами

Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие — флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему — император задумывал храм как памятник победам русского оружия. Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Бастионы Петропавловской Крепости

Известно, что Петропавловская крепость, была построена по плану, который создавал лично Петр I, для войны со шведами. Она обнесена толстыми крепостными стенами или куртинами, построенными как можно ближе к берегу, чтобы десант врага не смог высадиться. Кроме того, по всем правилам военного искусства, в крепости построили шесть выдвинутых бастионов.

Там стояли пушки, а расположение бастионов увеличивало зону обстрела артиллерии таким образом, чтобы противник не мог приблизиться. Бастионы были пятиугольной формы, высотой 12 метров, а их стены с узкими амбразурами – толщиной до 6 метров. На то время они считались практически неприступными. Вначале их строили из земли и дерева, но после 1709 года они все были уже из камня.

Всего в Петропавловской крепости построили шесть бастионов. Пять из них курировали сподвижники императора, а шестой – сам Петр. Поэтому они названы в честь тех государственных деятелей, которые отвечали за их строительство – Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Меньшиков. А бастион, возведением которого руководил Петр, соответственно, назывался Государев.

Самым известным бастионом стал Трубецкой, но вовсе не из-за особой конструкции или участия в военных действиях, а потому что в нем стала располагаться тюрьма для заключенных Тайной канцелярии.

Тюрьма Трубецкого бастиона

Все бастионы строились таким образом, что были соединены между собой подземными ходами. Кроме того, там находились казематы, где должны были жить солдаты. Но казематы Трубецкого бастиона уже при жизни Петра использовались как застенки. Здесь держали сына императора, Алексея Петровича, и убили его там же.

Но именно как тюрьма для политзаключенных, «русская Бастилия», Трубецкой бастион стал использоваться после восстания декабристов. Тогда казематы были переоборудованы в одиночные камеры, а за декабристами пришел черед и других узников.

В 70-е годы 19 века Трубецкой бастион был перестроен в настоящую тюрьму. Это была главная следственная тюрьма России. Она состояла из двух этажей и повторяла пятиугольную форму бастиона. Заключенные здесь сидели только в одиночных камерах в условиях полной изоляции. Им не разрешалось иметь книг, устраивать свидания с родными переписываться, и так далее. Поэтому некоторые заключенные сходили с ума или совершали самоубийство.

В тюрьме Трубецкого бастиона сидели и народовольцы, и эсеры, и брат Ленина, и писатель Максим Горький, и Троцкий. После революции и до 1924 года она продолжала быть застенками, только уже для противников новой власти. Чекисты бросали сюда членов династии Романовых, работников Временного правительства, юнкеров, защищавших Зимний дворец. А во время «красного террора» заключенных выводили к Головкиному бастиону и расстреливали.

Сюда лучше приходить с экскурсией – посетить одиночные камеры, и карцер, а также посмотреть на восковые фигуры надзирателей.

Нарышкин бастион

Этот бастион, названный в честь одного из сподвижников Петра, находится в центре крепости со стороны Невы. Поэтому там стоит пушка, которая стреляет во время различных городских праздников, еще с 18 века. Отсюда открывается потрясающий вид на дворцы Петербурга.

 Недаром императрица Анна Иоанновна любила любоваться панорамой Петербурга именно с этого бастиона. Поэтому для удобства государыни здесь построили специальную Флагшточную башню. Это был смотровой павильон с панорамными окнами. Внутри него находилась комната, где императрица пила кофе и любовалась своей столицей.

Теперь по Нарышкиному бастиону проходит пешеходный маршрут «Невская панорама». А видами, восхищавшими императрицу, могут любоваться обычные туристы со всего мира. 

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Храм окрашен в благородный оттенок слоновой кости, позолоченный купол красиво переливается при солнечном свете. Декоративные элементы гармонично сочетаются с общим стилем оформления (барокко). Здание украшено в лучших традициях западноевропейской культуры.

Ангел с огромными крыльями, расположенный на шпиле, символизирует величие и безграничность веры. На фасаде с восточной стороны изображена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» (Титов). Западная часть заполнена пилястрами.

Над крышей размещены яркие символы:

  • массивный барабан;
  • восьмиконечная корона;
  • золотистая башня.

Петропавловский собор хорошо виден во многих районах Санкт-Петербурга. Высокое здание часто служит ориентиром для местных жителей и туристов. Церковь много раз видоизменялась из-за естественного износа и природных бедствий. Прототипом объекта стало здание биржи, расположенной в Копенгагене, где работал Трезини.

Петропавловский собор по внешнему виду напоминает лондонскую церковь Сент-Мартин. Внутри здания располагается огромный парадный зал. В оформлении были использованы:

  • яшма;
  • родонит;
  • мрамор.

Пол выложен известняковыми плитами. Стены украшены работами художников (Негрубов, Воробьев). Декоративные элементы изготовлены лучшими мастерами:

  • Петр Зыбин;
  • Антонио Квадри;
  • Игнацио Росси.

Собор оснащен паникадилами, созданными из дорогого стекла, качественного горного хрусталя и бронзы. Внутри есть царское место, которое обтянуто благородной тканью бордового цвета, украшено бахромой и гербом.

Иконостас в высоту достигает 20 м. Изображения художников сохранились до наших дней с 1729 года. В соборе размещены известные иконы:

  • апостолы Петр и Павел;
  • мученики Борис и Глеб;
  • Владимир и Ольга (Рюриковичи).

Сооружение сначала изготавливалось в Москве (в Кремле), а затем по частям доставлено в место назначения. Иконостас в форме триумфальной арки отличается от стандартных конструкций, которые оформляются в виде сплошных стен. Экспозиция украшена резными элементами, позолотой и объемной скульптурой с архангелами, которые усмиряют дракона.

Рядом с алтарем находится кафедра, предназначенная для проповеди. К ней можно подняться по винтовой лестнице, украшенной библейскими изображениями. Поблизости находятся фигуры евангелистов и апостолов. Сакральное место очень почитается священнослужителями и посетителями собора.

Соборы в Петербурге

Сейчас здесь более 10 Петропавловских церквей, среди которых две известны не только паломникам, но и туристам.

В Петропавловской крепости 

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

Это не только самый старый собор Апостолов города святого Петра: эта церковь – вообще первая, построенная в небольшой тогда крепости. Первоначально Петропавловский – небольшой, деревянный со скромной звонницей, где, однако же, звонили каждый час колокола, отмечая время. Впоследствии на башне собора появятся часы – на голландский манер. 

Изначальная задумка царя Петра – сделать собор не просто главной церковью строящейся столицы, но вообще главным храмом государства. Именно поэтому он заботился о его строительстве буквально до последних дней жизни. Незадолго до смерти императора удалось, наконец, достроить колокольню, высота которой (на 32 м выше Московского Ивана Великого) была для царя очень важна, так как тем самым утверждала статус столицы. А вот сама церковь закончена была уже к 1730-м. К этому времени здесь уже погребли ее основателя, Петра Великого. 

Интересный фактВпоследствии собор сделался усыпальницей императорской семьи, исключая лишь Петра II, внука преобразователя: из императоров он единственный похоронен в Архангельском соборе Кремля, с русскими правителями допетровского времени. 

А вот стать главным для страны Петропавловскому было не суждено: все императоры для венчания на царство продолжали ездить в древний Успенский собор Москвы. Собор же в Петропавловской крепости был своего рода лицом Российской империи:

  • здесь хранили трофейные знамена – свидетельства победы русского оружия; даже иконостас по стилю напоминает триумфальную арку победителей;
  • высокий шпиль, часы, делавшие Петропавловский похожим на церковные и даже светские здания Западной Европы, символизировали Россию как европейскую державу;
  • венчавший собор ангел с крестом как бы благословлял весь город.

Как совершаются богослужения

Понятно, что церковь со столь выраженной имперской символикой после 1917 г. богоборцы закрыли одним из первых. До настоящего времени это – собственность Музея истории Петербурга, впрочем, как вся крепость. Служить здесь разрешили с 1990 г., когда после десятилетий перерыва начались панихиды по императорам России. С 2000-х совершаются также службы по воскресеньям, праздникам. Но большую часть года, Петропавловский – скорее туристический объект.

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.

В Петергофе

Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе

Этот пятиглавый храм стиля русского зодчества XVI—XVII вв. виден издалека. Яркий, нарядный, с широкими крытыми галереями, с которых открывается великолепный вид – таков этот собор. Он – также «царский», но уже один из последних, построенных при непосредственном участии императорской семьи. Его закладка состоялась в 1894, а великое освящение – 25 июня 1905 г. Соборный храм Петергофа пребывал таковым лишь около 25 лет: с 1937 г. его окончательно закрыли, планировали снести, несмотря архитектурную ценность. Однако намерениям безбожников помешала война.

После нее сильно пострадавший от бомбежек собор с полуразрушенной колокольней, наконец, оценили по крайней мере как архитектурный памятник с 1970-х. После реставрации планировалось открыть здесь концертный зал, однако с 1994 г. поруганная святыня передана Церкви.

Службы проходят ежедневно

С момента, когда храм был передан верующим,  службы здесь идут ежедневно с 9 и 17 ч.

Сейчас этот храм, кроме центрального придела Апостолов, имеет еще три: мц. Ксении, блаж. Ксении Петербургской, блгв. Александра Невского. Дореволюционные святыни, например, серебряное Распятие, утрачены.

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

История Петропавловского собора

Постройка была возведена во времена правления Петра I. После создания крепости в 1703 году император решил, что обновленная местность должна быть украшена религиозным сооружением. По задумке Петропавловский собор сделали очень высоким, чтобы он превзошел уже существующие достопримечательности.

Здание стало сердцем Санкт-Петербурга. Название сформировалось по аналогии с крепостью, которая находилась рядом. Строительство началось в знаменательный день (праздник, посвященный двум апостолам, Петру и Павлу). Дата выпала на 29 июня (10 июля).

Весной 1704 года объект освятили и провели торжественное служение в связи с победой Шереметева в сражении со шведскими судами, которое происходило на Чудском озере. В первоначальном виде собор был деревянным, но даже тогда он выглядел изумительно. Место стало очень символическим для жителей Петербурга.

В 1712 году появилось каменное здание, внутри которого располагалась деревянная постройка. Работа проходила под руководством известного архитектора Трезини. Шпиль устанавливался по задумке голландского мастера (Харман ван Болос). В процессе строительства была создана колокольня, а затем выполнение работ затянулось на несколько лет из-за отсутствия достаточного количества рабочих.

Оформление собора завершилось в 1720 году. Некоторые элементы (например, украшение шпиля) появились позднее, после того, как погиб Петр I. Высоту сооружения измерили, она составляла 112 метров. До 1742 года собор считался кафедральным, а в дальнейшем был отдан придворному ведомству.

Великокняжеская усыпальница

К концу 19 столетия

храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведениеВеликокняжеской Усыпальницы , соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь — в Великокняжеской Усыпальнице, освященной какХрам Св.Александра Невского .

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато

. Здесь можно видеть и сердобольскийгранит , и белый итальянскиймрамор , темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой

, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.

Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер

. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище13 великокняжескихРомановых . Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции

. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооруженияИсторическому музею , и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

В 90-е годы 20 столетия

захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князьВладимир Кириллович — правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).

И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный

, а по средам — выходной. В другие же дни собор работаетс 10.00 до 18.00 .

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Петропавловский собор в советское время.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации

Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.

Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.

На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.

В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.

В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.

Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.

Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.

В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.

Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.

Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.

К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.

На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней

В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.

Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.

Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.

За 1 год удалось восстановить церковь.

Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.

Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок

Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.

В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.

В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.

Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.

Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector