Красный костел (минск)
Содержание:
- Главный алтарь гродненской Базилики
- Минский Бисмарк
- Топ-3 костелов Минска
- История трокельского костела Посещения Пресвятой Девы Марии
- История
- Храм Всех Святых
- Засвирь. Троицкий костел
- Индура. Костел Пресвятой Троицы
- Рядом с храмом
- Внутреннее убранство
- Идолта. Костел Божией Матери Скапулярия
- Росица. Костел Святой Троицы
- Как добраться до Костела Святой Троицы в Гервятах
- Мосар. Костел Святой Анны
- Видзы. Костел Святой Троицы
- «Красный» костел в Минске
- Прозороки. Костел Вознесения Девы Марии
Главный алтарь гродненской Базилики
Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.
В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.
В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.
Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:
Минский Бисмарк
Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.
Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение — стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» — так назвал Столыпин Войниловича
Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.
Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.
Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.
После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.
В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.
Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.
Это интересно: Проспект Независимости (видео)
Топ-3 костелов Минска
Костел Святых Симеона и Елены
Адрес: Минск, улица Советская, 15
Наш топ открывает визитная карточка столицы, одна из самых ярких доминант центра города — храм Святых Симеона и Елены, более известный как «Красный» костел. История его появления драматична, судьба сложна, да и само существование памятника архитектуры не раз было под угрозой.
Вот несколько интересных фактов о «Красном» костеле:
-
Храм построен в 1909 году в память о рано ушедших из жизни детей Эдварда Войниловича. Симону было всего 12 лет, Алене — 19.
-
Его украшают три колокола. У каждого из которых — свое имя (Эдвард в честь инициатора строительства, Симон в честь его сына и Михаил в честь архангела);
-
Здание уцелело благодаря киноискусству. Костел передали киностудии «Советская Белоруссия», а затем, в 1975 году, его переоборудовали под Дом кино. В советские времена многие культовые сооружения использовались в качестве складов и хранилищ и до их сохранности никому не было дела, а за состоянием «Красного» костела как раз следили.
Кстати, Минск и кинематограф тесно связаны: многие достопримечательности столицы Беларуси не раз становились декорациями популярных фильмов и сериалов.
Собор Пресвятой Девы Марии
Адрес: Минск, площадь Свободы, 9
Архикафедральный собор Минска был заложен еще в 1700 году и является одним из старейших зданий столицы. Инициаторами его строительства выступили иезуиты, которые, впрочем, владели приходом недолго: в 1773 году Папа Римский запретил деятельность этого христианского ордена. Костел неоднократно перестраивался, в советские времена две его башни снесли, роскошные фрески замазали краской, а в самом помещении разместилась тренировочная площадка спортивного общества «Спартак». Однако сейчас об этом практически ничто не напоминает: фрески восстановлены, из самой Австрии доставлен орган и регулярно проводятся службы.
Фото костелов Беларуси не передают всю красоту этих шедевров архитектуры. Поэтому наша подборка экскурсий по Минску придется как нельзя кстати, если вы хотите воочию убедиться в величии этого белоснежного храма.
Интересный факт от VETLIVA: строители, которым было приказано перекроить храм под сталинский ампир, догадывались, что, возможно, однажды храм вернет былое величие. Они тщательно зафиксировали все, что смогли: чертежи костела, архитектурные особенности и многое другое. Во многом благодаря им этот католический храм Беларуси так хорошо выглядит.
Костел Святого Роха
Адрес: проспект Независимости, 44А
Завершает топ-3 костелов в Минске небольшой, но очень красивый храм. Костел Святого Роха (он же Троицкий) находится в старинном квартале Минска — Золотой Горке. Если у вас есть в запасе несколько дней на знакомство со столицей — обязательно сюда загляните!
VETLIVA рассказывает: Святой Рох считается покровителем хирургов и защитником от чумы. Средства на строительство храма в его честь собирали не только католики, но и представители других конфессий, потому что покровительству этого святого приписывают также спасение Минска от эпидемии холеры.
История трокельского костела Посещения Пресвятой Девы Марии
Когда был основан приход в Трокелях и построен первый костёл, точно неизвестно. Можно предполагать, что это произошло примерно в 1500 году. Кс. Михал Шалкевич, который был трокельским настоятелем в начале ХХ века, считал, что акты основания прихода пропали во время шведской войны или даже раньше, во время польско-московской войны.
На протяжение веков менялась и деканальная принадлежность прихода. До середины XVIII века она упоминается как приход Радуньского деканата Виленской епархии. В первой половине XIX века приход находился в составе Вишневского деканата, а документы второй половины XIX века свидетельствуют о его принадлежности к Радуньскому деканату Гродненской епархии.
Основанный в Трокелях приход был одним из самых бедных. У него не было крестьянских хозяйств, с которых он получал бы доходы на содержание. Когда приход перешёл в руки иезуитов, тогдашний ректор Виленской Академии Гарсияс Алябиянус с разрешения верховной власти ордена позаботился о выплатах на содержание при костёле местного настоятеля.
После упразднения ордена иезуитов в 1773 году и перехода костёла под покровительство придворного маршалка Владислава Гуровского, трокельский приходской дом вообще не получал десятины, и по этой причине нёс потери до 3000 польских злотых в год.
С 1585 года отцы-иезуиты были полноправными собственниками Трокельского прихода. Они не только обладали на этих землях земными поместьями, но и оказывали различную пастырскую помощь местному настоятелю во время Великого Поста и различных церковных торжеств.
Около середины XIX века Трокели переживали большой материальный недостаток. В 1839 году вишневский декан в своём отчёте виленскому епископу писал про трудности и нужды прихода. Бедность храма соответствует бедности крестьян – им не хватало даже хлеба. Декан пишет, что богослужения совершаются регулярно, что хорошо налажено обучение верующих и что оказываются необходимые духовные услуги.
В 1843 году учредительное оснащение прихода было конфисковано властями царской России. Нравственное состояние жителей прихода характеризует документ 1843 года. В нём отмечается их трудолюбие, мирный характер и набожность. Упрекнуть их в каком-то значительном проступке нет оснований. Все они принадлежат к римо-католическому вероисповеданию. Из документа визитации мы узнаём, что они отличаются «набожностью и добрыми нравами».
В том же 1843 году был организован церковный совет, который назывался дозором. Совет состоял из 9 человек и выбирался самими прихожанами. В приходском архиве на протяжение столетий сохранялись приходские метрические книги крещений, погребений, венчаний, приходов и расходов, инвентари, книги визитаций, книга облигаций, книга полученных и отправленных писем.
На протяжение многих лет настоятелем прихода был кс. Михал Шалкевич. Своё служение он начал в 1922 году. Доброжелательность прихожан к нему проявилась в помощи при постройке нового приходского дома. В приходском архиве найдена корреспонденция отца-настоятеля. Она свидетельствует о его заботе в пользу своих прихожан. Его пастырская деятельность в приходе проходила в тяжкие времена войны и преследований со стороны советской власти. Ему неоднократно угрожала смерть, а с 1949 по 1955 год он провёл в советских тюрьмах. После освобождения кс. Михал Шалкевич ещё три года работал в приходе. Однако преследования со стороны власти продолжались, и он в 1958 году выехал в Польшу (Папа Павел VI назначил его папским камергером в Варминской епархии).
С того времени и на протяжении тридцати лет в Трокелях не было своего священника. Заботу о храме, его защиту взяли на себя местные прихожане. Даже тогда, когда власти отобрали у верных ключи и закрыли костёл, верные продолжали молиться перед входом в святыню. Они организовали дежурства, чтобы не допустить уничтожения святыни и непрестанно обращались в разные государственные учреждения с просьбой, чтобы им вернули Божий Дом. Делегация верующих ездила даже к верховному руководителю по делам вероисповеданий в Москву.
История
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».
В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.
В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.
В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.
В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.
Храм Всех Святых
В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых, но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.
Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный — во время богослужения может принять до 1200 человек.
Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.
Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.
Церковь Александра Невского
Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.
Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ—XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.
Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны. Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.
Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.
Засвирь. Троицкий костел
Костел в Засвири — один из немногих сохранившихся памятников сарматского барокко в Беларуси. Стиль отличается упрощенными лаконичными чертами, внешней неприступностью, которая часто контрастирует с богатыми интерьерами.
Здание храма пристраивалось в XVIII веке к уже существовавшему здесь ранее монастырю босых кармелитов. Во время восстания Кастуся Калиновского в подвале костела держали пленных повстанцев. Монахи сжалились и отпустили заключенных. За такое неповиновение царские власти передали храм православной церкви.
В межвоенный период в Засвирь приезжал художник, скульптор и поэт Язеп Дроздович, которого за многопрофильность талантов прозвали белорусским Леонардо да Винчи. В то время ксендзом храма служил друг Дроздовича — поэт и общественный деятель Казимир Свояк, который принципиально вел службы на белорусском языке.
Сегодня костел является действующим, а вот от монастыря остались только руины. Возможно, когда-нибудь сюда доберутся руки реставраторов.
Только полезное »
Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.
Индура. Костел Пресвятой Троицы
Каменный костел в Индуре существовал уже в XIX веке. Однако в начале XX века храм значительно реконструировали в стиле эклектики, придав ему черты необарокко и неоклассицизма.
История индурского костела во многом уникальна: храм оставался действующим и во время Второй мировой войны, и в советский период. Даже отсутствие ксендза в какой-то момент не привело к закрытию: с 1978 года и по 1984 год службы здесь проводились по большим праздникам силами приезжих священников.
В одном из боковых алтарей храма находится чудотворная икона Матери Божьей Индурской, которая датируется XVII веком. С XIX века сохранился барочный орган.
Рядом с храмом
Колокол Нагасаки
Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.
29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.
12 декабря 2013 года сода привезли еще одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.
Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.
Скульптура Архангела Михаила
Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.
Я обратила внимание, что на копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы. Этот памятник был установлен в 1996 году
Этот памятник был установлен в 1996 году.
Юность
А эта скульптурная композиция под названием «Юность» находится во дворе, справа от католического костела.
Она символизирует молодость и вечную любовь. А ранней весной на фоне распускающихся деревьев смотрится просто завораживающе.
Возможно, летом здесь работает фонтан (трубки для водяных струй имеются). Но чуть подробнее об этом памятнике речь пойдет в статье «Что посмотреть и куда сходить в Минске. Ищем интересные места города».
Внутреннее убранство
Интерьер костела Святой Троицы не уступает по своей красоте экстерьеру. Внутри костела есть старинный орган, который был сделан европейскими мастерами по заказу. Отличительная черта этого храма — это невероятная акустика. Поэтому органные концерты, которые, к слову, проходят достаточно часто, оставляют незабываемые впечатления.
На стенах костела множество изображений и фигур святых и икон, некоторые из них были нарисованы несколько веков назад. Да и в целом здесь царит умиротворенная атмосфера: складывается впечатление, что, переступив порог церкви, оказываешься полностью отрезанным от цивилизации.
Зал костела, kaaaaatarinka
Идолта. Костел Божией Матери Скапулярия
В Идолте находится единственный в Беларуси храм в стиле модерн. Построили его в 1937-1939 годах, в 1943-м он был освящен в честь Матери Божией Скапулярия.
Это трехнефное здание с двумя аркадами на шести колоннах, с полукруглой апсидой и двумя квадратными ризницами. К зданию пристроена башня с шатровым завершением. Над входом расположено окно-роза, слева – ниша со статуей Божией Матери. Нижний ярус храма выложен из камня-валуна, верхний – из кирпича.
Внутри сохранились 14 панно первой половины XIX века, посвященных крестному пути Иисуса Христа.
Костел благополучно пережил войну, ни на день не закрывая двери для прихожан. Действует и по сей день.
Росица. Костел Святой Троицы
Строгий и величественный костел в Росице — яркий представитель неороманского стиля в Беларуси. Строился он в начале XX века на средства местной шляхты и прихожан. Первоначально храм венчали шатровые башни, однако они были снесены в межвоенный период: советские власти посчитали их удобной мишенью для «вражеской Польши».
Во Вторую мировую войну костел стал свидетелем масштабной трагедии: в 1943 году, во время карательной операции «Зимнее волшебство», фашисты устроили здесь сортировочный пункт. Кого-то отправили в концлагеря, кого-то сожгли в хатах и конюшне. Всего за время «Освейской трагедии» в Росице погибло 1528 человек. В том числе ксендзы Юрий Кашира и Антоний Лещевич, которые были сожжены вместе со своими прихожанами (по другим данным, Антоний был застрелян). Католическая церковь причислила росицких ксендзов к лику блаженных. Сегодня в Росице в память о тех страшных событиях установлен мемориал.
Как добраться до Костела Святой Троицы в Гервятах
Гервяты — это небольшой поселок, который располагается в 160 километрах от Минска. Напрямую из столицы до костела Святой Троицы можно доехать только на автомобиле: в пути предстоит провести около 2-х часов. Самый оптимальный маршрут: проехать по трассе М6 и Е28, и в районе населенного пункта Краковка свернуть на дорогу Р52. Она, собственно, и ведет к искомому месту.
Прямого автобусного сообщения между Минском и Гервятами нет. До этого места можно добраться и на общественном транспорте, но придется делать пересадки. Сначала с минского центрального автовокзала нужно сесть на автобус, который следует до городка Островец. Автобусы туда ходят каждый день, с 7:30 до 21:00. Прибыв в районный центр, вам необходимо сесть на один из автобусов, который следует до Гервят (подойдут маршруты, следующие до населенных пунктов Чехи, Гири и Рымдюны). Уточнить расписание автобусов можно уточнить по ссылке:
Расписание автобусов в Беларуси на сайте ОДО «БЕЛТРАНСКОМ»
Можно подключить и железнодорожный транспорт: нужно сесть на поезд, который следует до станции «Гудогай». Этот населенный пункт расположен в 15 километрах от Гервят. Можно добраться до Островца, и уже там сесть на любой из автобусов, упомянутых выше.
Панорама костела Святой Троицы в Гервятах:
Видео: Костел Святой Троицы в Гервятах
Мосар. Костел Святой Анны
Классицистический храм в Мосаре появился в конце XVIII века по распоряжению владельцев местечка — Роберта и Анны Бжестовских. В 1838 году в костел из мядельской кармелитской церкви перевезли мощи Святого Юстина, некогда подаренные папой римским Антонию Кощицу, владельцу Старого Мяделя.
Мосарский костел работал по назначению и в советское время, не помешало даже отсутствие священника: с 1961 по 1981 год сельчане проводили службы своими силами.
Новую жизнь в храм вдохнул ксендз Юозас Булька. Он до неузнаваемости преобразил прикостельную территорию, разбив дендропарк с живописными аллеями, живыми изгородями, прудами, скульптурами: Мосар может похвастаться копией знаменитой «Пьеты» Микеланджело и первым в стране памятником Иоанну Павлу II. Все 22 года своей службы в деревне — с 1988 по 2010 год — ксендз яро боролся с пьянством: открыл антиалкогольный музей, проводил профилактические беседы с местными жителями, добился запрета на продажу спиртного в сельпо. Алкоголь в магазине не продают до сих пор.
Рассказываем, где искать храмы с изображением глаза в треугольнике и что он символизирует.
Видзы. Костел Святой Троицы
Завершает подборку потрясающий образец неоготики. Вместе с храмами в Гервятах и Шиловичах костел в Видзах считается одним из самых высоких в Беларуси: его высота составляет 59 метров.
Троицкий костел строился почти 14 лет: с 1900 по 1914 год. Начавшаяся вскоре Первая мировая война нанесла храму серьезный урон: здание несколько раз подвергалось обстрелам — линия фронта проходила совсем рядом с местечком. В 1920-е годы костел восстановили, а в память о военных действиях в стены вмуровали снаряды.
Храм в Видзах освящен в честь Святой Троицы. Но можно встретить и другое его название — Рождества Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что костел находится в распоряжении одноименного прихода.
После Второй мировой войны храм не избежал преобразования под хозяйственные нужды: сначала здесь размещался льняной склад, позже — спортивный зал. В итоге от оригинального убранства почти ничего не осталось. Сегодня, после проведенной реставрации, костел действует по своему прямому назначению.
Менее раскрученные, но от этого не менее прекрасные белорусские костелы в нашем отдельном материале.
Только полезное »
Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.
«Красный» костел в Минске
Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.
История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске
Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей
Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена
К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.
Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).
«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси
Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.
Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.
Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.
Прозороки. Костел Вознесения Девы Марии
На рубеже XIX – XX веков Прозороки представляли собой довольно «продвинутый» населенный пункт. Здесь работали суд, почта, фельдшерский участок, активно велось строительство культовых сооружений.
Неороманский костел, что мы видим в Прозороках сегодня, был построен в 1899 – 1907 годах на месте более старого костела и монастыря, которые пострадали во время сильного пожара в 1892 году.
В советский период здесь около 40 лет находилось зернохранилище. Только в конце 80-х храм был возвращен верующим, отреставрирован и повторно освящен.
Недалеко от костела в Прозороках расположена могила Игната Буйницкого — основателя первого профессионального белорусского театра.