Промышленность японии
Содержание:
- Энергетика
- Сельское хозяйство и промышленность Японии
- Особенности структуры экспорта и импорта Японии
- Хозяйство Японии
- Автомобили
- Рыболовство
- Районирование[править | править код]
- Химическая и нефтехимическая промышленность
- История развития промышленности в Японии
- Металлургия
- Химическая промышленность
- Судостроение[править | править код]
- График
Энергетика
Немаловажного значения в промышленности Японии занимает энергетика. Развитие этой отрасли можно разделить на 5 этапов:
- 1950-е годы. Основными поставщиками электричества являются ГЭС. По всей стране насчитывалось 600 станций. Но к концу десятилетия их продуктивность начала снижаться, сильно сказалось постоянное использование речных створов. Передовыми производителями энергетики становятся ТЭС
- 1960-е годы. Япония начала импортировать дешевую нефть, что сделало возможным строительство ТЭС по всей территории страны. Ведь раньше они строились в непосредственной близости к угольным бассейнам. К середине 70-х годов ТЭС обеспечивали 80% электроэнергии.
- 1970-е годы. Энергетическую отрасль промышленности Японии настиг кризис. Нефть резко возросла в цене, из-за чего были пересмотрены энергетические концепции. Нефть была заменена импортным углем, широко использовался природный газ. Построена первая геотермальная электростанция. Но основную ставку правительство поставило на быстрое развитие атомной энергетики.
- 1980-е годы. Развитие электроэнергетической мощности. Энергия поступает не только с ТЭС, ГЭС и АЭС, но и от альтернативных источников.
- 1990-е годы. Последний, перспективный, этап развития энергетики. В это время правительством было принято решение по максимуму использовать всю мощность и возможности АЭС. При этом параллельно развивать альтернативные источники энергии.
Сейчас потребление энергии Японией составляет 5% от мирового производства. В стране функционирует 39 атомных энергетических блоков. Источники нетрадиционной энергии, на которые было возложено столько надежд в 80-х-90-х годах теперь поставляют только 1% от общего энергопотребления.
Сельское хозяйство и промышленность Японии
Японское сельское хозяйство многоотраслевое. В Стране восходящего солнца даже занимаются выращиванием жемчуга.
Основой сельского хозяйства страны является земледелие
Японцы уже очень давно и в достаточно больших количествах выращивают рис, но также уделяют внимание и другим зерновым культурам, а кроме того, бобовым и чаю
Наиболее заметную роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство, а также жемчужный промысел, рыболовство и морской промысел, которые в Японии относятся к сельскому хозяйству.
Обрабатываемая площадь страны составляет 5,4 млн га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2—3 урожая в год.
Больше половины всей площади выделено под зерновые культуры, около 25% — под овощи, остальная земля занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом. Однако основной возделываемой культурой все-таки является рис.
Овощи выращивают, как правило, в пригородах, в больших теплицах, что позволяет жителям страны иметь их на своем столе круглый год.
На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге — сахарный тростник.
Поголовье крупного рогатого скота в стране достигает 5 млн голов (половина из них — молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн голов).
Центром животноводства является север страны — остров Хоккайдо, где созданы специальные фермы и кооперативы. Большую часть кормов приходится закупать в других странах. Особенно много импортируется кукурузы.
На данный момент выращиванием и уловом рыбы занимаются огромные компании.
Добывают также морскую капусту и моллюсков. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов, но в основном они все совсем небольшие.
Источник
Особенности структуры экспорта и импорта Японии
Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).
Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.
Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.
Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2021 года поставлялись они, преимущественно, из:
- России – 6,8 %:
- Катара – 7,7 %;
- Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
- Австралии – 18,2 %;
- Саудовской Аравии – 18,9 %.
Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.
Хозяйство Японии
Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям (см. атлас, с. 37).
Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком. Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % железной руды, 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров. На Японию приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д.
Зона мегаполиса, особенно агломерации — Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, Киото), Тюнё (Нагоя) — сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы — комбинаты. Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после США и России. 3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное — на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС.
Япония — лидер мировой черной металлургии (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие — в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю.
Химическая промышленность Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире.
В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции машиностроения. Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции — радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).
У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя.
В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% — в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве, 19,2% — в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%.
Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса — рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса)
Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга
Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн. тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса.
Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире. Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские — воздушным. Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю — Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.
Автомобили
Эта специализация промышленности Японии считается одной из самых развитых в мире. Из-за энергетического кризиса 70-х годов вырос спрос на японские автомобили, которые потребляли меньше топлива. Учёные разрабатывали машины небольших габаритов с энергетическим потреблением бензина для внутреннего рынка, но вскоре они стали востребованными на мировом рынке. К концу 80-х годов страна выпустила 10 миллионов автомобилей и к началу 90-х стала лидером среди стран, что производят автомобили. Почетное 1 место Япония удерживала на протяжении 15-ти лет. Потом вырос курс иены, и производство немного сократилось, но даже сегодня японские автомобильные заводы функционирую в разных уголках мира.
Сейчас страна находится на втором месте по выпуску автомобилей. Самыми большими концернами являются: «Тойота», «Хонда», «Ниссан», «Мазда» и «Мицубиси».
Рыболовство
Важное место в промышленности отведено и рыбацкому делу. Ведь Япония — это, прежде всего, рыболовное государство
Активно промышляют выловом даров моря в глубоких водах. Ближе к берегу рыбу ловят с баркасов. По улову рыбы страна занимает первое место в мире, а морепродукты составляют основу пищевого рациона. В Японии активно развивается марикультура. Еще в VIII веке японцы научились создавать искусственные рифы, места для нереста и рыбные пастбища.
Помимо рыбной ловли жители Японии занимаются жемчужной промышленностью. Ежегодно со дна океана достают 500 раковин. Но если раньше в них пытались найти настоящие жемчужины, то теперь раковины нужны для их искусственного выращивания.
И куда бы ни бежал прогресс гармонично сочетать новое и традиционное может только Япония. Промышленность и сельское хозяйство получили возможность снова стать на ноги только благодаря этой особенности японского народа.
Япония (Нихон, или Ниппон) — одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.
Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики — компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.
Районирование[править | править код]
Три больших района:
- Токио — Иокогамский промышленный район (Кей-хин; префектуры Токио, Канагава, регион Канто, Восточная Япония)
- Нагойский промышленный район (Тюкё)
- Осакско-Кобский промышленный район (Хан-син), на которые приходится более 50 % доходов обрабатывающих отраслей.
Другие районы
- на севере о. Кюсю (регион Кюсю; Китакюсю)
- Внутренне-японский морской промышленный район (Сето-Найкай)
- Восточный морской промышленный район (Токай)
- Промышленный район северных земель (Хокурику)
- Канто
- Токийско-Тибский промышленный район (Кэй-ё; префектура Тиба, регион Канто, Восточная Япония)
- Касимский промышленный район (Касима; префектура Ибараки, регион Канто, Восточная Япония)
Наиболее отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю и южный Кюсю, где развиты чёрная и цветная металлургия.
Химическая и нефтехимическая промышленность
Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.
Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля — 14% от общего объема), уступая только машиностроению
Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и. Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% — в страны Азии, около 10,2% — в ЕС, 9,8% — в Северную Америку и т.д. Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д
Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д
Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% — в страны Азии, около 10,2% — в ЕС, 9,8% — в Северную Америку и т.д. Основа экспорта — каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.
Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.
Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% — жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.
В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.
История развития промышленности в Японии
Известная « японская По данной теме мы уже выполнили реферат Японская подробнее модель» экономики формировалась в течение 150 лет. Еще во второй половине 18 века правительство страны быстрыми темпами стало развивать промышленное производство. И первой задачей было не допустить колонизацию странами Запада. Развитие началось с сельского хозяйства, затем появились заводы, которые образовались в крупные концерны или «дзайбацу» Мицубиси, Сумитомо и Мицуи.
До начала Второй мировой войны в Японии было создано мощная тяжелая промышленность, которая позволила сформировать средний класс. Но, несмотря на рост промышленного производства, экономика страны еще отставала от остальных держав. Основным объектом экспорта был шелк, хотя составлял всего 13% от всего объема экспортируемых товаров. Отрасли промышленности (в частности, машиностроение) были на тот период еще технологически неразвиты. Только начало появляться производство товаров массового спроса.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
«Японская модель» экономики предусматривала наличие двух элементов:
- пожизненный наем персонала;
- зависимость статуса и оплаты труда от рабочего стажа.
Определение 1
Пожизненный наем сотрудников – это гарантированная стабильная работа и жизнь, но со временем приводящая к снижению инициативности людей, излишнему подчинению и снижению заинтересованности в развитии предприятия.
После окончания войны промышленность и экономика стали восстанавливаться и развиваться довольно быстрыми темпами. Ключевыми целями социально-экономического развития Японии стали снижение или полная ликвидация гиперинфляции; твложение всех ресурсов на восстановление промышленного производства.
Правительство все силы бросило на решение второй задачи, и к концу XX века промышленность почти полностью восстановилась. Этот скачок способствовал тому, что Япония По данной теме мы уже выполнили реферат
РФ и Япония подробнее стала считаться одной из передовых стран на мировой арене.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Промышленность Японии 460 ₽ Реферат Промышленность Японии 220 ₽ Контрольная работа Промышленность Японии 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Япония – это не просто вторая страна по объему производимого внутреннего национального продукта (ВНП), но еще и главный конкурент США. Она является лидером научно-технического прогресса (НТП).
Металлургия
Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.
Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.
Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.
К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.
Химическая промышленность
Одна из главных промышленностей Японии. Некоторые ее производства (косметические средства, лакокрасочные, технические масла и лекарственные препараты) существуют уже давно. Новый виток развития в химическое производство получило, когда начали активно перерабатывать отходы лесного хозяйства и металлургии.
В 1960-х годах началось производство нефтехимии. Это дало возможность создавать синтетические продукты. Их можно было использовать как новый вид сырья с низкими ценами. Япония считается одним из крупнейших производителей соды, серной кислоты, аммония сульфата, синтетических смол, пластмассы и каучука, искусственного волокна.
Не обделена вниманием экспертов и область биохимических исследований: лекарственные препараты, средства по защите аграрных растений, витамины и кислоты, составляют добротную часть экспортной продукции
Судостроение[править | править код]
Японский корабль «Ниппон-мару».
Судостроение является традиционной отраслью производства для Японии на протяжении многих веков. Основными судостроительными районами являются побережье Внутреннего Японского моря, северные берега острова Кюсю и Тихоокеанское побережье.
Крупнейшие заводы расположены в городах Сасебо, Нагасаки, Куре, Ономити, Сакаиде, Кобе, Йокосука, Йокогама, Хакодате.
Ведущими японскими судостроительными компаниями являются «Сасэбо» (Сасебо), «Мицубиси» (Нагасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Юниверсал» (Кавасаки) и другие.
После Второй мировой войны, благодаря совершенствованию техники судостроения, Япония была мировым лидером в этой области.
В первой половине 1970-х годов она выпускала корабли суммарной грузоподъёмностью свыше 16 млн тонн. Однако после нефтяного шока, в 1974—1975 гг. спрос на крупные танкеры для перевозки нефти резко сократился, что привело к резкому падению производства.
В 1980-х годах японские судостроители оправились после кризиса, но были вынуждены вступить в борьбу с конкурентами из Южной Кореи и коммунистического Китая.
В начале XXI века Япония и Корея продолжают вести борьбу за лидерство на международном рынке судостроения.
В мае 2021 г. в японском порту Кобе был представлен первый в мире танкер для перевозки сжиженного водорода Suiso Frontier, построенный корпорацией Kawasaki Heavy Industries Ltd (KHI).
График
- 1907 — Hatsudoki Seizo Co., Ltd. создана
- 1911 — Kaishinsha Motorcar Работы созданы
- 1917 — 1-й автомобиль Mitsubishi Motors.
- 1917 — основана компания Nippon Internal Combustion Engine Co. Ltd. (интегрирована в Nissan ).
- 1918 — первая машина Isuzu
- 1920-1925 — Gorham / Lila — основано производство автомобилей (слияние с Datsun )
- 1924-1927 — Отомо построен на металлургическом заводе Хакуёша в Токио.
- 1931 — Mazda-Go — компанией Toyo Kogyo corp, позже Mazda
- 1934-1957 — Охта начинает производство автомобилей
- 1936 — Изготовлен первый в мире полноприводный автомобиль Kurogane Type 95
- 1936 — первая машина Toyota ( Toyota AA )
- 1952-1966 — Prince Motor Company (интегрирована в Nissan)
- 1953-1967 — Hino Motors начинает производство автомобилей (сливается с Toyota)
- 1954 — первая машина Subaru ( Subaru P-1 )
- 1955 — первая машина Suzuki ( Suzulight ).
- 1957 — первая машина Daihatsu ( Daihatsu Midget ).
- 1963 — Honda «s первый серийный автомобиль ( Honda S500 )
- 1966 г. — представлен один из самых продаваемых автомобилей всех времен — Toyota Corolla ; Nissan открывает свое первое производственное предприятие в Северной Америке в Куэрнаваке, Мексика, под названием Nissan Mexicana.
- 1967 — Японская автомобильная ассоциация производителей (JAMA) основана
- 1967 — Mazda Cosmo 110S была одним из первых двух серийных автомобилей с роторным двигателем Ванкеля.
- 1977 — Добровольные ограничения на экспорт ограничивают экспорт в Соединенное Королевство на пять лет; сделка продлена до 1999 г.
- 1980 г. — Япония обогнала США и стала первой в автомобилестроении; Nissan USA открывает новый завод в Смирне, штат Теннесси
- 1981 — Добровольные ограничения на экспорт с мая ограничивают экспорт в Соединенные Штаты до 1,68 миллиона автомобилей в год; излишек к 1990 году, поскольку производство внутри США вытесняет прямой экспорт; аналогичная политика в нескольких странах ЕС
- 1982 — Honda Accord становится первым японским автомобилем, построенным в Соединенных Штатах на производственном предприятии Honda в Мерисвилле, штат Огайо.
- 1982 — 1-я машина Mitsuoka (BUBU Shuttle 50)
- 1983 — Холден и Nissan создают совместное предприятие в Австралии; Nissan Sunny (Сентр) собран на Nissan в Смирне, штат Теннесси , объекте
- 1984 — Toyota открывает NUMMI , первое совместное предприятие с General Motors в США.
- 1986 — Honda запускает Acura в США.
- 1988 — Daihatsu входит в США, впервые присутствуют все девять японских производителей; Toyota Camry станет третьим японским автомобилем, произведенным на сборочном заводе Toyota в Эрлангере, штат Кентукки.
- 1989 — Toyota запускает Lexus в США.
- 1989 — Nissan запускает Infiniti в США.
- 1989 — United Australian Automobile Industries (UAAI) основана в Австралии как совместное предприятие Toyota и Holden.
- 1991 — Mazda HR-X была одним из первых водородных (в сочетании с роторным двигателем Ванкеля).
- 1994 — Япония уступила США в производстве автомобилей.
- 1996 — закрытие совместного предприятия UAAI.
- 1997 — Toyota Prius был первым серийным гибридным автомобилем.
- 2003 — Toyota запускает Scion
- 2004 —
- 2006 г. — Япония обогнала США и снова стала первой в автомобилестроении.
- 2008 — Toyota превзошла General Motors и стала крупнейшим в мире производителем автомобилей.
- 2009 — Япония обогнала Китай и стала второй по производству автомобилей.
- 2010 — 2009–2010 Отзывает автомобили Toyota
- 2011 г. — землетрясение в Тохоку отрицательно сказывается на производстве.