Страны лидеры по машиностроению рейтинг

Содержание:

Энергетика

Важнейшая отрасль экономики, обеспечивающая электроэнергией население и предприятия страны, а также осуществляющая экспорт в приграничные государства.

Основную часть электроэнергии в России получают на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях. Свыше 60% выработки обеспечивают тепловые электростанции, около 17% – гидроэлектростанции, а 16% приходится на АЭС. Еще около 5% электроэнергии вырабатывается на мощностях промышленных комплексов. По состоянию на текущее время Россия входит в число десяти наиболее обеспеченных электроэнергией стран мира.

Выработку энергии на гидравлических мощностях в России обеспечивают 15 крупных и свыше ста средних и малых гидроэлектростанций.

В сегменте атомной энергетики в РФ в настоящее время действует 36 энергоблоков суммарной мощностью 30 ГвТ, еще четыре энергоблока находятся в стадии сооружения. Согласно программе развития ядерной энергетики до 2030 года в стране планируется построить еще 14 новых энергоблоков. В целом, в ближайшей перспективе предусмотрен заметный рост доли атомной энергии в структуре энергообеспечения страны.

Важной составляющей энергетического сектора России является экспорт ядерного топлива и строительство ядерных энергоблоков за рубежом. Доля РФ на мировом рынке сооружения и обслуживания АЭС составляет около 20%

Среди наиболее перспективных проектов российской ядерной энергетики следует отметить разработку и создание плавучих АЭС малой мощности, предназначенных для энергообеспечения регионов Крайнего Севера. Первая плавучая ядерная установка была введена в эксплуатацию в текущем году.

Крупнейшими производителями являются:

  • Саяно-Шушенская ГЭС;
  • Красноярская ГЭС;
  • Братская ГЭС;
  • Усть-Илимская ГЭС;
  • Волжская ГЭС;
  • Балаковская АЭС;
  • Ростовская АЭС;
  • Нововоронежская АЭС;
  • Курская АЭС;
  • Смоленская АЭС.

15.01.2020

Определение отрасли, ее значение

Машиностроение
– наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического
прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли
машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает
также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно
характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

К перечисленным
подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию –
производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных
предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству
литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.

В указанной
структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие
важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная
и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная,
подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей
народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное,
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей
промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и
горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство
технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для
непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых
приборов и машин, военная техника и др.).

Кроме
отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического
процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.

По
металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее
и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением
металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает
производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения
характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость.
В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности.
Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных
закономерностей в географии не имеют.

В
машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие
отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей
машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая
промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника,
паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных
отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям,
возникшим еще в XVIII
и первой половине XIX
вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей
экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Большое
значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.

Значение
машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача –
реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной
механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных
отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими
товарами.

Автомобилестроение мира

90% всех
выпускаемых в мире автомобилей – легковые.

Ежегодно в мире
выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями
легковых автомобилей в мире являются:

Япония (8,5
млн. шт.);

США (6,8 млн.
шт.)

Германия (4,4
млн. шт.)

В десятку
крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная
Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания.

Крупнейшими в
мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама
(Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж
(Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто
(Канада), Сан-Паулу (Бразилия).

Машиностроение — это… Что такое Машиностроение?

Машинострое́ние — отрасль, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Отрасли машиностроения по группам

Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено транспортным машиностроением (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственным, производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.

Тяжёлое машиностроение

Тяжёлое машиностроение:

Производство технологического оборудования по отраслям:

  • Строительное и коммунальное машиностроение
  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Нефтегазовое машиностроение
  • Химическое машиностроение
  • Лесопромышленное машиностроение

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

  • Автомобильная промышленность
  • Тракторостроение
  • Станкостроение
  • Робототехника
  • Инструментальная промышленность
  • Оборудование легкой промышленности
  • Оборудование пищевой промышленности
  • Промышленность бытовых приборов и машин

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

  • Приборостроение
  • Радиотехническая и электронная промышленность
  • Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Крупнейшие представители отрасли

Мировые компании

Крупнейшие мировые машиностроительные компании на 2005 год
Компания Стоимость фондов, млрд $ Доходы, млрд $ Прибыли, млрд $
General Electric 750,507 (1)* 152,866 (9) 16,819 (4)
General Motors 479,603 193,517 (5) 2,805
Toyota Motor 227,513 172,616 (7) 10,898 (11)
DaimlerChrysler 248,324 176,687 (6) 3,067

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.

Среди крупных машиностроителей серьезная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.

Российские компании

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

Компании-автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически сильные экспортные компании ВПК.

Крупным игроком на рынке грузовой и строительной техники является группа «Русские машины», а изготовителем продукции нефтегазового машиностроения группы ГМС, Интегра, Римера, Кунгур, Борец.

Сырьевые ресурсы отрасли

Основным
конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и,
следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время,
в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются
цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и
пластмассой.

Однако в
машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей
уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях
промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие,
нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого
машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и
др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно
большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют
и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и
даже отрасли.

Непосредственно
к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла
за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и
потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

Состояние современного машиностроения России

Вес машиностроительных отраслей в экономике России

Проблемы и перспективы развития машиностроения России определяют, что эта сфера промышленности относится к самым депрессивным. В 1999 году выпуск персональных компьютеров и легковых автомобилей сохранил свои прежние темпы или даже нарастил их. При этом изготовление других видов продукции машиностроения сократилось больше, чем в 2 раза. Например, производство комбайнов по уборке зерна снизилось в 25 раз.

В конце ХХ века увеличились темпы производства оборудования общественного потребления. В 1999 году стали наращиваться объемы выпуска телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. В данной отрасли присутствует дифференциация предприятий на основании их способности приспосабливаться к новым условиям. Например, в 1999 году производство телевизоров в Новосибирском регионе сократилось больше, чем в 7 раз. При этом выпуск той же продукции в целом по России вырос в 2,5 раза.

С 2000 года развитие машиностроения происходит более интенсивно. Оно имеет свои особенности:

  • большие темпы наращивания производственной мощности наблюдались на территории Европейской части России;
  • восточные регионы развивались не столь интенсивно;
  • увеличение производства Центрального региона на 41% за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей;
  • развитие предприятий Западной Сибири основано на внедрении государственной программы по выпуску нефтегазодобывающего оборудования;
  • предприятия Восточной Сибири не столь развиты. Скачок производства только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

Структура отрасли

Высшие этажи
машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа
новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство
точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику,
ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и
наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном
к точной механической обработке и сборке.

Автостроение является
типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и
оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства,
специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым
кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации
квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической
культурой.

Автомобильная
промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов,
автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных,
мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.

Тяжелое
машиностроение включает производство оборудования для металлургических
предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного
оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других
металлоемких и крупногабаритных изделий.

Сельскохозяйственное
машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин
для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы,
посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.

Тракторное
машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и
комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству
агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.

Список литературы

География
промышленности России. – М.; просвещение, 1990 год

Новое в мире
(Цифры и факты). – М.;«Дрофа»,1999 год

Готовимся к
экзамену (Экономическая география 9-11 классы). – М.; «ОЛМА-ПРЕСС», 2000год

Учебник
(Экономическая и социальная география мира). — М.; просвещение,1998 год

География (3-х
томник). – В.П. Максаковский.

География
мирового хозяйства. – М.; 1991. Стр. 114.

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 250 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 250 руб.

Курсовая

Любая тема

От 700 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту

Узнать стоимость

Страницы:

Сырьевые ресурсы отрасли

Основным
конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и,
следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время,
в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются
цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и
пластмассой.

Однако в
машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей
уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях
промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие,
нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого
машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и
др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно
большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют
и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и
даже отрасли.

Непосредственно
к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла
за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и
потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

Общий обзор состояния автомобильного машиностроения в России

Россия входит в топ-15 стран мира по уровню развития автомобилестроительной отрасли. Так, по итогам 2018 года РФ занимала 13 место в рейтинге, основывающемся на общем количестве произведенных автомобилей. В этот год в России сошли с конвейера 1 млн 768 тысяч автотранспортных средств. Лидером списка стал Китай, где было произведено почти 28 млн автомобилей. Общемировой показатель составляет чуть менее 96 млн за 2018 год.

Промышленное автомобилестроение структурно состоит из нескольких подотраслей. Для удобства изложения условно следует выделить те из них, которые развиты на территории нашей страны.

Производство легковых автомобилей

Объективно Россия не является лидером в данной сфере, не покрывая даже потребности внутреннего рынка, однако имеющиеся еще со времен СССР мощности позволяют занимать весомую долю в объемах мирового производства.

Производство грузовых автомобилей и спецтехники

Имеющиеся заводы производят продукцию, которая применяется в других отраслях народного хозяйства страны, а также в оборонно-промышленном комплексе. Значительная доля грузового автотранспорта и спецтехники, произведенной отечественными предприятиями, экспортируется в другие государства.

Автобусостроение

По производству пассажирских автобусов Российская Федерация сохраняет одно из лидирующих мест в мире, несмотря на то что после распада Советского Союза именно данная отрасль потерпела наибольшие потери и была в крайне тяжелом положении в период с 90-х по начало 2000-х годов.

Машиностроение в разных странах

Германия

В Германии в 2011 году в машиностроении было занято около 900 000 человек, а за рубежом — примерно 300 000 человек. Совокупный оборот сектора составил 238 миллиардов евро, из которых 60% пришлось на экспорт. Действовало около 6 600 компаний, и в 95% из них работало менее 500 человек. Каждый сотрудник заработал в среднем 148 000 евро. Одними из крупнейших компаний Германии являются DMG Mori Seiki AG , GEA Group , Siemens AG и ThyssenKrupp .

Франция

Во французской машиностроительной промышленности в 2009 году было занято около 650 000 человек, а оборот сектора составил 44 миллиарда евро. Из-за кризиса оборот сектора упал на 15 процентов. Из-за роста потребительских расходов и продолжающегося спроса со стороны энергетического и транспортного секторов ущерб от кризиса все еще был ограниченным. В качестве альтернативы некоторые компании решили сосредоточить свой запрос на бывшем в употреблении промышленном оборудовании. Это гарантирует привлекательные цены и более сжатые сроки доставки.

Нидерланды

В Нидерландах в 1996 году в машиностроительной промышленности было занято в общей сложности около 93 000 рабочих, при этом присутствовало около 2 500 компаний. В 1000 из этих компаний работало 20 и более сотрудников. В Нидерландах, по данным Торговой палаты, в этом подсекторе отрасли в 2011 году действовало около 15 000 компаний. Некоторые из крупнейших компаний в Нидерландах — это Lely , Philips и Stork BV .

Соединенные Штаты

В 2011 году общий объем продаж машиностроительной отрасли США на внутреннем и внешнем рынках составил 413,7 миллиарда долларов. Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире рынком машиностроения, а также третьим по величине поставщиком. Американские производители занимали 58,5% внутреннего рынка США.

Структура отрасли

Высшие этажи
машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа
новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство
точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику,
ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и
наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном
к точной механической обработке и сборке.

Автостроение является
типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и
оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства,
специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым
кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации
квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической
культурой.

Автомобильная
промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов,
автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных,
мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.

Тяжелое
машиностроение включает производство оборудования для металлургических
предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного
оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других
металлоемких и крупногабаритных изделий.

Сельскохозяйственное
машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин
для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы,
посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.

Тракторное
машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и
комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству
агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.

Приоритетные направления развития отечественного машиностроения

Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:

  • преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
  • устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
  • увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
  • налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
  • государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.

История развития отрасли в России

Один из первых автомобилей российского производства был представлен в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде. Спустя чуть более 10 лет в Российской империи было налажено промышленное производство автотранспортных средств. Крупнейшим производителем стал Русско-Балтийский завод, располагавшийся в Риге. Впоследствии знаменитые Руссо-Балты выпускали и в других частях страны.

Революция 1917 года и связанные с ней последующие события отбросили развитие отечественного машиностроения на некоторый срок. Немного позже, в середине 20-х годов, ввели в строй заводы АМО (будущий ЗИС) и НАЗ (будущий ГАЗ). Производство было заточено на развитие грузового автомобилестроения, с чем советская промышленность справилась в полной мере к концу 30-х, став лидером по изготовлению грузовиков в Европе.

В послевоенный период большое внимание стало уделяться производству легковых автомобилей. Ключевая роль в том принадлежала строительству Волжского автозавода, которое велось с 1966 по 1970 год при участии итальянских специалистов

В 90-е годы отечественная промышленность пережила спад, производство резко сократилось, а некоторые заводы были ликвидированы. Те же предприятия, которые сумели адаптироваться к новым условиям, успешно функционируют и в наше время.

Развитие машиностроения России по отраслям

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.

Приборостроение

Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • текстильной;
  • швейной;
  • обувной;
  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.

Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Авиационная промышленность (общая характеристика)

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Сельскохозяйственная и тракторная промышленность

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения

Учитывая основные тенденции развития и территориального размещения предприятий машиностроения, большую роль играет специализация и кооперация. Первое направление дает возможность привлекать в производственный процесс мощное и эффективное оборудование, которое обеспечивает автоматизацию многих операций. Специализацию разделяют на такие типы:

  • детальная. Позволяет осуществить выпуск отдельных деталей для определенного оборудования;
  • предметная. Подразумевает выпуск отдельных разновидностей готовой продукции;
  • технологическая. Позволяет осуществить выпуск полуфабрикатов или выполнить какую-то одну серию операций.

Следует не забывать, что специализация тесно связана с кооперированием. Оно подразумевает привлечение нескольких предприятий для организации выпуска одного конечного продукта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector