Машиностроение

Содержание:

Транспортное машиностроение

Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:

  • локомотивы;
  • грузовые и пассажирские вагоны;
  • электропоезда, вагоны метро;
  • трамваи и рельсовые автобусы.

Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.

Судостроение. Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.

Авиационная промышленность. На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.

Ракетно-космическая отрасль. Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.

Автомобильная промышленность. В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:

  • здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
  • АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.

В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий — машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.

Особенности тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение можно охарактеризовать очень широкой номенклатурой и довольно тяжелой, порой уникальной по размерам продукцией, данные особенности определяют положение производства и технологического процесса.

Производство продукции тяжелого машиностроения зачастую носит единичный и мелкосерийный характер. Время на изготовление деталей уходит очень много, так как производство одной массивной детали составляет несколько сотен часов.

Большое количество деталей в одновременном производстве приводят к долгому залеживанию тех или иных составляющих, в ожидании конечного процесса.

Еще одной особенностью можно считать. Что технологический процесс строится на принципе концентраций операций. Этого требует особая специфика тяжелого машиностроения.

К тому же тяжелое машиностроение требует широкую универсальность оборудования.

На ряду с общими особенностями тяжелое машиностроение имеет ряд специфических особенностей:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

  1. Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
  2. Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
  3. Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
  4. Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
  5. Для достижения точности используют компенсаторы.
  6. Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
  7. Стремление к серийному производству.

Основные факторы размещения

В машиностроении имеется свыше 70 отраслей, одной из которых является энерготехническое производство. Факторы размещения энергетического машиностроения зависят от технологий процессов. Основными можно назвать следующие параметры:

Трудоемкость, так как требуется большой объем труда. Из-за этого множество отраслей располагается в районах с высокой концентрацией населения. Значительные затраты требуются ряду производств, в том числе станкостроению и приборостроению.
В современном мире большое значение придается науке. Потому наукоемкость больше присуща городам, где имеется большое количество промышленных заводов, конструкторских бюро и исследовательских институтов.
Тяжелое машиностроение требует значительного объема металла, поэтому сырьевой фактор играет важную роль при размещении предприятия.
Фактор энергетического машиностроения в виде потребления влияет на спрос и предложение

Например, лесные трактора создают в Карелии из-за сложностей при транспортировке.
Транспортные затраты также важно учесть, поскольку оборудование поставляется на дальние расстояния. Потому крупные заводы стараются разместить ближе к крупным автомагистралям.

Факторы и география размещения машиностроения

а) специализация и кооперирование.

Одним из важных факторов размещения машиностроения является его положение по отношению к другим заводам отрасли. Это объясняется тем, что для предприятий машиностроительного комплекса характерно широкое развитие специализации. Под специализацией предприятий понимают сосредоточение на них производства определенной продукции или определенного вида услуг.

Различают подетальную, предметную и технологическую специализацию. В экономике страны практически отсутствуют предприятия, которые обходятся только своими силами. Проще и дешевле производить отдельные части машин, поэтому специализация может быть одним из условий повышения эффективности производства.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, которая привела к сильной монополизации и концентрации производства: только предприятие в городе Энгельсе выпускает троллейбусы, магистральные тепловозы производят в Коломне, картофелеуборочные комбайны в Рязани. В последние годы происходит процесс усложнения размещения предприятий при уменьшении их размеров. Вместе с крупными предприятиями появляются десятки небольших, в основном сборочных, предприятий, множество мелких производств, возникают заводы-филиалы.

Это способствует лучшему использованию трудовых ресурсов местности. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции называется кооперированием.

Именно в машиностроении спад производства был большим, чем в других отраслях народного хозяйства, так как именно этот комплекс пострадал больше всех от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками при распаде СССР,

б) наукоемкостьмашиностроения.

Важным фактором размещения машиностроения является наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров, проектных и научно-исследовательских институтов.

Данный фактор играет большую роль при размещении наукоемких отраслей машиностроения, основная концентрация которых приходится на Европейскую часть России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара Ульяновск).

в) металлоемкость

Производство металлургического, энергетического и горно-шахтного оборудования требует большого количества металла, поэтому предприятия этих отраслей приближены металлургическим базам страны, что уменьшает затраты доставку сырья.

Заводы этих отраслей сосредоточены прежде всего на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге по выпуску бурового оборудования, прокатных станов и шагающих экскаваторов), в меньшей степени в Сибири (Красноярский завод, выпускающий экскаваторы и технику для разработки бурых углей Канско-Ачинского бассейна) и в Центральной России (заводы Санкт-Петербурга по выпуску энергетического машиностроения, завод «Атоммаш» в Ростовской области по выпуску оборудования для атомных электростанций; заводы в Ульяновске, Воронеже, Коломне по выпуску тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования; предприятия в Подольске, Таганроге, Белгороде по выпуску паровых котлов для ТЭС). Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно.

г) военно-стратегический фактор

Он определяет размещение научно-исследовательских и производственных предприятий оборонного назначения с учетом национальной безопасности. Многие из них сосредоточены в небольших закрытых городах с ограниченным доступом.

д) транспортный фактор

Машиностроение, как правило, располагается на крупных транспортных магистралях, так как перевозка продукции отраслей машиностроения осуществляется на большие Расстояния

Особенно важно учитывать транспортный фактор при размещении заводов, чья продукция нужна повсеместно (автомобили и металлообрабатывающие станки)

Е) потребительский фактор

Примерно 1/5 часть машиностроительных предприятий ориентирована на потребителей своей продукции, так как эту продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

Так, трелевочные (для вывоза леса) тракторы производят в Карелии (Петрозаводск); производство сельскохозяйственных машин сосредоточено в сельскохозяйственных районах страны (льноуборочные комбайны — в Тверской области, картофелеуборочные — в Рязанской, силосоуборочные — в Московской области, зерноуборочные — на предприятиях Северного Кавказа); морские и речные суда — в городах по берегам рек и морей; оборудование для текстильной промышленности — в Центральной России.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса

Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Форма производства

Этот фактор часто недооценивают, но он является одним из основополагающих при выборе места для производства продукции машиностроения. Для категории предприятий металлоемкого производства более приемлемы крупные формы: ведь они требуют по самой своей специфике расположения вблизи крупных химических и металлургических комбинатов. Расположение этих комбинатов привязано к крупным промышленным городам, соответственно, и население этих мегаполисов психологически более привычно к объемным формам производства.

А вот жители Азии, Латинской Америки, где многие компании осуществляют сборочное производство, более предрасположены к мелким формам производства.

Экологический фактор размещения производства

Экологический фактор практический не учитывают при выборе места под строительство завода. И это правильно, учитывая, насколько большой перечень проблем предстоит решить владельцу заводы перед его строительством. Единственная отрасль, в которой экологические условия играют важную роль — это сельское хозяйство. Экологическая обстановка в регионе должна соответствовать требованиям растений, которые собирается выращивать предприятие.

Экология включает в себя не только чистый воздух, пригодные и плодородные почвы и чистую воду, кроме всего этого, в экологию региона входят климатические условия. Они должны соответствовать требованиям растений, иначе урожая можно просто не дождаться.

При выборе места для размещения сельскохозяйственного производства, необходимо ознакомится с климатическими условиями. Большинство предприятий, нанимают метеорологов, для того, чтобы правильно выбрать место, особенно сильно это касается тех производителей, которые хотят выращивать иноземную культуру. Если денег нет, то можно воспользоваться опытом других предпринимателей.

Тяжёлое и энергетическое машиностроение

Значение машиностроительного комплекса в России

Отрасль тяжёлого машиностроения потребляет большое количество металла при сравнительно небольшой трудоёмкости. Это производство оборудования для металлургии, энергетики, железнодорожного транспорта, судов морского и речного флота, производство тяжелых станков, кузнечно-прессового и горно-шахтного оборудования.

Самой высокой является стоимость оборудования, выпускаемого для металлургического производства. Это оборудование для доменных и электроплавильных печей, фабрик агломерации, прокатных станов.

Предприятия горного машиностроения обеспечивают агрегатами разведку и добычу полезных ископаемых:

  • горнопроходческие комбайны;
  • шагающие экскаваторы.

Подъемно-транспортные производства выпускают:

  • мостовые краны;
  • конвейеры;
  • оборудование для механизации складских помещений.

Продукцией энергетического машиностроения являются:

  • паровые котлы;
  • генераторы;
  • вспомогательное оборудование электростанций;
  • судовые двигатели.

Мощные паровые котлы и отдельные элементы для них выпускают:

  • Барнаульский;
  • Таганрогский;
  • Белгородский котельные заводы.

В Санкт-Петербурге производят:

  • турбины;
  • генераторы;
  • реакторы для атомных электростанций.

Атомное машиностроение выпускает оборудование для АЭС, в том числе корпусные реакторы.

Оборудование для АЭС

Полиграфическая промышленность производит небольшой объем продукции. Это печатные станки для типографии, конвейеры и прочее.

Особенности размещения машиностроения

Машиностроение своего рода сердце промышленности и экономики страны, а, следовательно, чтобы оно правильно и действенно функционировало его нужно расположить в правильном месте, подобно механизму часов.

Так металлоемкие предприятия должны располагаться вблизи месторождений металла, дабы сократить затраты на транспортировку сырья, а соответственно на его стоимость.

Машиностроение отличается от других отраслей наличием ряда особенностей, которые влияют и на его разрешения.

Наиболее значимым фактором является наличие общественной потребности в продукции. К тому же не маловажными факторами остается наличие квалифицированной базы работников, возможность поставки материалов и электроэнергии.

Особенные факторы влияющие на размещение машиностроения:

  • Наукоемкость. В настоящее время машиностроение неразрывно связанны с научным прогрессом. Поэтому производство сложной техники сосредоточенно в центральных районах.
  • Металлоемкость. Производство горно-шахтного оборудования, энергетического и металлургического оборудования требует большие затраты металла.
  • Трудоемкость. Производство сложной техники требует большой квалифицированной базы, именно поэтому такие предприятия располагаются близ научных центров.
  • Близость потребителя. Некоторые отрасли производят довольно большую и тяжелую продукцию, которую сложно и нецелесообразно перевозить к местам потребления.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Развитие машиностроения России по отраслям

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.

Приборостроение

Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • текстильной;
  • швейной;
  • обувной;
  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.

Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Авиационная промышленность (общая характеристика)

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Сельскохозяйственная и тракторная промышленность

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Приоритеты развития российского тракторостроения

Как было отмечено выше, в последние годы в развитии тракторного машиностроения обозначилась положительная динамика. Несмотря на значительное сокращение количества отраслевых предприятий, заводы, сумевшие приспособиться к новым условиям хозяйствования, смогли нарастить производство и увеличить свою долю на отечественном рынке.

Особо заметен рост в сегменте сельскохозяйственного тракторостроения, чему способствовала реализация федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники. В сегменте промышленных и строительных тракторов успехи не столь очевидны, однако позитивные тенденции присутствуют и здесь.

Специфика российского тракторостроения такова, что отечественные предприятия практически не конкурируют друг с другом – каждый завод имеет свою специализацию и ориентируется на определенную категорию потребителей. Однако российским тракторостроителям в условиях свободного рынка приходится серьезно конкурировать с зарубежными производителями, и эта конкуренция на сегодняшний день определяет приоритеты развития отрасли.

Самым главным для российских заводов является повышение эффективности выпускаемой продукции за счет разработки и внедрения в серийное производство современных машин, оснащенных электроникой и автоматизированными системами. Для достижения этих целей создаются либо новые конструкции с широким набором гидравлических и пневматических устройств, либо старые модели подвергаются глубокой модернизации.

Не менее важной задачей для российского тракторостроения является повышение топливной эффективности машин. В советский период значительный расход дизеля для тракторов считался нормой, так как это повышало мощность машин до необходимых значений

С приходом на российский рынок зарубежных моделей стало очевидно, что импортная техника при аналогичной мощности потребляет значительно меньше топлива. В условиях роста стоимости горюче-смазочных материалов повышение топливной эффективности выпускаемых российскими заводами тракторов стало первоочередной задачей для инженеров и конструкторов.

Только успешное решение вышеназванных целей позволит российскому тракторостроению составить серьезную конкуренцию многочисленным иностранным предложениям.

География машиностроения России

Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.

Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).

Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.

Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.

Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.

Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.

Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.

Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.

Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.

Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.

Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.

Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Объем капитальных вложений и источники финансирования

С учетом всех этих факторов происходит финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей.
В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании. Их бизнес насчитывает десятилетия, поэтому все аспекты кратко- и долгосрочного развития и его финансирования отлажены и представляют из себя стройную систему. Примером могут быть гиганты мировой промышленности: General Electric, Boeing, Samsung и другие.

Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти. Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике. В этом случае речь идет не о получении прибыли и развитии производства, а о сохранении рабочих мест и недопущении социальной напряженности.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах. А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

География мирового машиностроения

Самым значимым фактором размещения электромашиностроения и авиомашиностроения являются тенденции развития в конкретных областях. Например, в Соединенных Штатах находятся предприятия тяжелого машиностроения, так как имеется скопление месторождений. По таким же критериям расположены авиационные заводы.

Если брать таблицы, которые иллюстрируют принципы размещения по всему земному шару, то можно заметить, что Канада, Австралия и Аргентина во все времена имели развитое сельское хозяйство. Это привело к росту спроса на сельскохозяйственную промышленность и производство пищевой продукции.

Это позволяет отследить влияние различных факторов энергетического машиностроения на развитие электротехнической отрасли и не только.

Факторы размещения машиностроения

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

Принципы размещения предприятий

Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:

Факторы размещения Характеристика фактора
1. Сырьевой Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов.
2. Потребительский Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов.
3. Интеллектуальный Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров.
4. Транспортный Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей.
5. Трудоресурсный Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими.

Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.

Становление тракторостроительной отрасли

Датой рождения отрасли принято считать 1923 год, когда из ворот петроградского завода вышла первая серийная машина. Позже, в годы индустриализации в Советском Союзе, заработали крупные тракторные заводы в городах: Челябинске, Сталинграде, Харькове. Начавшаяся война заставила перепрофилироваться на выпуск военной техники.

Восстановительный период

После Великой Отечественной войны тракторостроение получило дополнительное развитие: производство различных моделей тракторов было налажено на Урале, в Сибири, во многих советских республиках.

Форма производства

Этот фактор часто недооценивают, но он является одним из основополагающих при выборе места для производства продукции машиностроения. Для категории предприятий металлоемкого производства более приемлемы крупные формы: ведь они требуют по самой своей специфике расположения вблизи крупных химических и металлургических комбинатов. Расположение этих комбинатов привязано к крупным промышленным городам, соответственно, и население этих мегаполисов психологически более привычно к объемным формам производства.

А вот жители Азии, Латинской Америки, где многие компании осуществляют сборочное производство, более предрасположены к мелким формам производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector