Отличительные особенности башкирского национального костюма
Содержание:
- Язык и письменность
- Культура
- Семейные традиции башкир
- Характер
- Аксессуары и украшения
- Процесс соединения с Россией
- Отношение к детям
- Даниил Квят
- Салават Юлаев
- Культура и праздники
- Пакт о ненападении
- Красота свадебного наряда
- Язык
- Краткий экскурс в историю
- История
- Согласование интересов
- Этноним
- Причины противоречий
- Теперь о русских, коих большинство
- Этноним
Язык и письменность
Наречие этноса относится к категории тюркских языков. На башкирском говорят практически семьдесят процентов всех жителей республики. Основная часть населения прекрасно владеет русским языком. Некоторые башкиры неплохо изъясняются и на татарском.
В истории этноса имеется несколько типов письменности. До принятия ислама использовали рунический вариант, на смену ему пришла арабская вязь. До девятнадцатого века башкиры писали и читали на старотюркском языке.
Однако в скором времени остро встал вопрос об отсутствии уникальной письменности. В результате сначала на кириллице, затем на базе арабских символов было создано несколько вариантов алфавита.
В окончательном виде азбука сформирована в 1950 году. В составе башкирского алфавита сорок две буквы. Тридцать три из них соответствуют кириллице.
Культура
Праздники
Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из который самых старых праздников является прилет грачей, символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.
Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок.
Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.
Фольклор
Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Он представлен и в Республиках Татарстан, Саха и некоторых странах СНГ. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами.
Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни.
Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом.
Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами.
Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили
выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама.
Семейные традиции башкир
Женщины занимали стандартное положение, принятое во всех мусульманских семействах. При этом супруг благосклонно относился к своей второй половине и практически никогда не поднимал руку. Девочек воспитывали в кротости и скромности.
Определить в толпе замужнюю женщину можно было по головному убору. Каждая барышня, связанная семейными узами, носила платок. Запрещались разговоры с посторонними мужчинами. Интересоваться у супруга, где он был и как провел день, также не принято.
Самым страшным грехом считалась измена супруги. А вот мужчина имел право жениться несколько раз, если получал благословение от старшей (первой) жены. Она же считалась самой авторитетной дамой в семействе, независимо от количества супружниц.
Если в избе появлялась молодая невестка, все домашние хлопоты возлагали на ее плечи. Наибольшее уважение проявляли к людям преклонного возраста. Молодежь обязана знать свое семейное древо, вплоть до седьмого колена. Это позволяло исключить риск заключения брака с родственником.
По поводу наследства споров не возникало, все имущество отца и матери передавалось старшему сыну (дочери).
Характер
Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.
Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев.
Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго.
Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.
Аксессуары и украшения
В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.
Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.
Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.
Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.
Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.
Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.
Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.
Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.
Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.
Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.
Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.
Процесс соединения с Россией
В 1552 году во времена падения Казанского ханства, Башкирия стала частью Московского царства. Но старейшины государства говорили сохранение некой автономности. Например, башкиры имели право владеть земельными участками, вести прежний образ жизни и придерживаться религиозных верований.
Конница Башкортостана принимала участие в сражениях российской армии с Ливонским орденом. Религиозные взгляд татар и башкир слегка различались. Вторые приняли ислам намного раньше своих соседей, и вера стала основным фактором самоидентификации нации.
Когда республика вошла в состав России на её территорию начали проникать культы. Верховная власть пыталась контролировать верующих, поэтому в 1782 году был учрежден муфриат. Подобное засилье в духовной жизни привело к расколу народности. В девятнадцатом веке они поделились на три ветви: традиционная (кадимизм), реформаторская (джадидизм), ишанизм (суфизм без сакральной основы).
Отношение к детям
Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.
Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.
Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.
После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.
Даниил Квят
Гонщика «Формулы-1» можно считать башкиром только по месту рождения. Хотя по отцовской линии в его жилах течёт башкирская кровь. А вот по линии мамы — татарская.
Квят уроженец Уфы, но в возрасте 6 лет с родителями переехал в Москву. На исторической родине успешно занимался теннисом. Переехав, увлёкся гонками на картах. Гоночные соревнования стали смыслом жизни. Неоднократный победитель гоночных соревнований разного уровня.
На Гран-при Австралии 2014 Даниил Квят дебютировал за рулём болида «королевы автогонок». Пока не добился высоких результатов, но специалисты отмечают огромное трудолюбие, целеустремлённость и талант российского гонщика.
10
Салават Юлаев
Начнём наш список с легендарной личности, известной далеко за пределами Башкирии. Национальный герой, поэт-сказитель родился в 1754 году в деревне Текеево.
Активный участник Крестьянской войны, верный сподвижник Емельяна Пугачёва. После пленения Салавата отправили вместе с отцом на вечную каторгу. Местом каторги стал один из островов Балтики. Умер он в 1800 году, проведя в неволе 25 лет.
Салават — любимец башкирского народа. Любили и уважали его за смелость, а также за чудесные сказки, которые он сочинял сам. Его образ широко отражён в башкирском и русском фольклоре. В столице Башкирии играет хоккейный клуб, носящий имя национального героя.
2
Культура и праздники
Башкиры – это нация, которая очень любит музыку и песни. В их «арсенале» найдутся мотивы для всех случаев жизни. Кажется, что ни одна минута у башкир не проходит без музыки. Народность также любит танцевать. Многие танцы носят сложный характер, это непросто набор заученных движений. Порой они превращались в настоящую пантомиму, рассказывающую определённую историю.
Большинство праздников отмечали весной и летом. Самый известные торжества: Каргатуй (день прилета грачей), Сабантуй (окончание посевных работ), Майдан (майские народные гуляния). Летом обитатели Башкирии отмечали Джиин, на праздник собирали жители всех соседних деревушек. У женщин имелся свой обряд под названием «кукушкин чай», мужчины на посиделки не допускались.
Одно из самых зрелищных мероприятий в праздничные дни – скачки. Все башкиры являлись умелыми наездниками, которые ловко управлялись со скакунами. Мальчишек с ранних лет обучают верховой езде. Не зря в былые времена существовала присказка, что башкиры рождаются и умирают в седле.
Женщины также уверенно держались на лошади и могли без проблем проскакать несколько дней. В отличие от остальных исламских барышень, они не закрывали лицо и сохранили право голоса. Башкирки преклонного возраста имели такое же уважение, как и старейшины-аксакалы. |
Во всех ритуалах народности прослеживается сплетение мусульманской культуры и языческих обрядов. По-прежнему жители Башкортостана с почтением относятся к силам природы.
Пакт о ненападении
Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство – всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.
Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.
Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.
Красота свадебного наряда
К башкирской свадьбе готовились тщательно и заблаговременно. Одежда, служившая свадебными нарядами молодым, могла надеваться после свадьбы в особые праздничные дни. Для пошива нарядов подбирали женщин, прекрасно владеющих искусством вышивки, аппликации и узорного ткачества.
Праздник проходил ярко и насыщенно. Яркие цвета пёстрых женских платьев с отделкой различными лентами, пышные юбки, узоры и оборки делали праздник красочным и интересным. Цвета играли важную роль в свадебных нарядах. Красный служил символом домашнего очага. Красно-белое платье невесты символизировало солнце, тепло и уют. По краям платья вышивали орнамент – узоры, завитки, спирали. Поверх нарядов надевались халаты и камзолы.
На шею невесты надевали нагрудное украшение, вышитое камнями и монетами. По богатству этих украшений можно было судить об обеспеченности семьи.
Ноги невесты украшали белые сапоги, изготовленные из тонкой козьей кожи.
Голову невесты покрывали тонким платком, вышитым по краям.
Для жениха свадебную рубашку должна была вышить невеста собственноручно и вручить избраннику перед торжеством. Для этого использовали красную ткань. На рубашку надевался камзол без рукавов.
Штаны, свободные по крою, тюбетейка и пояс дополняли образ. Их, как и рубашку готовила невеста.
В качестве обуви жених использовал также белые сапоги, изготовленные из тонкой кожи.
Башкирский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru
«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ
Язык
Башкирский язык является тюркским языком , в кыпчакских группы. Он имеет три основных диалекта: южный, восточный и северо-западный, расположенный на территории Исторического Башкортостана .
России перепись 2010 года записала 1,152,404 башкирских колонки в Российской Федерации . Башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7% от общего числа башкир, считающих родным язык). Татарский язык был сообщен как родной язык до 230,846 башкир (14,6%) и русского языка как родного языка до 216 066 башкир (13,7%). Большинство башкир двуязычны по- башкирски и по- русски .
Первое появление «башкирского» языка датируется IX веком нашей эры , в виде каменной надписи с использованием рунического алфавита, скорее всего, этот алфавит происходит от енисейского варианта древнетюркского рунического письма . Эта архаическая версия башкирского языка была бы более или менее диалектом прото-кипчакского языка, однако с тех пор башкирский язык претерпел ряд сдвигов гласных и согласных, которые являются результатом общей литературной истории. с идельско-татарским языком с момента образования Куманско-кипчакской конфедерации , когда огурические волжские булгары начали получать влияние кипчакских тюрков и стали идельскими татарами , скорее всего, между 10 и 11 веками.
Сегодняшние разговорные тюркские языки, которые могут больше походить на протокиыпчакские языки, на которых говорили башкиры в свое время, вполне могут быть ногайским и карачаево-балкарским языками.
Из ковчега времени примерно 900 лет назад башкирский язык и идельский татарский язык, ранее являвшиеся совершенно разными языками, «растворились» в серии диалектов общего «волжского кипчака» или «волжских тюрков» , идельских татар и Крутые башкиры были и всегда были двумя народами совершенно разных по происхождению, культурам и самобытности, но из-за общей общей литературной истории в ковчеге, насчитывающей 900 лет, эти два языка превратились в общий язык, на котором говорят на разных диалектах с особенностями в зависимости от люди, которые их говорили.
Например, диалекты, на которых говорят башкиры, имеют тенденцию иметь акцент, который больше всего напоминает другие кипчакские языки, такие как кыргызский , казахский , ногайский , каракалпакский и многие другие языки подгруппы кипчаков , в то время как диалекты, на которых говорят татары Идель, имеют акценты больше напоминают исходный огурический волго-булгарский язык, на котором говорили до нашествия половцев .
В начале 20-го века, особенно во время русской революции , когда Башкортостан и Татарстан стали двумя разными республиками, башкирский и идельский татарский язык были определены как два отдельных литературных языка, каждый из которых основан на самых разных диалектах Поволжья. Кипчакский язык, на котором говорят башкирские и идельские татары .
Кириллица — официальный алфавит башкирского письма.
Краткий экскурс в историю
Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.
У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.
Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.
Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.
Древняя Казань
Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.
Салават Юлаев
История
Башкиры считают, что их предки начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание о народе, занимавшем уральский хребет. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было многозверя и дичи.
Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.
С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.
Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск.
Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.
В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями.
Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось
Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым
В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения.
В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.
Согласование интересов
Башкиры хотят «башкирскости» на своей территории — пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием.
Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.
Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.
Этноним
Не существует общепринятой этимологии слова башҡорт. Наиболее распространены следующие версии:
- У башкирского историка Р. Г. Кузеева дано определение этнонима башҡорт в значении баш — «главный, основной» и ҡор(т) — «род, племя».
- По версии исследователей XVIII века В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, И. Г. Георги слово башҡорт означает «главный волк».
- Антрополог и этнолог Р.М.Юсупов считал, что интерпретация этнонима ‘башҡорт’ в большинстве случаев как «главный волк» на тюркской основе, в более раннее время, имел ираноязычную основу в форме «бачагург», где «бача» – потомок, ребенок, дитя, а «гург» – волк (иран.) . Другой вариант этимологии этнонима ‘башҡорт’ по мнению Р.М.Юсупова связан также с иранским словосочетанием «бачагурд» и переводится как «потомок, дитя богатырей, витязей». В этом случае «бача» переводится так же с иранского, как «дитя, ребенок, потомок», а «гурд» – «богатырь, витязь». После эпохи гуннов этноним мог изменяться до современного состояния следующим образом: бачагурд – бачгурд – бачгорд – башҡорд – башҡорт.
- Венгерский исследователь Дьёрффи Дьёрдь полагает, что этноним башҡорт этимологически связан с хантыйским словом башкёр ‘росомаха’. Росомаха, по народным преданиям хантов и других угорских народов, вывела обских угров на их современную территорию. Примечательно в связи с этим то, что по преданиям башкир путеводителем их народа на Урал был волк. В том и другом случае определённое животное выступает тотемом для обозначения целого народа; если для обских угров это была росомаха, то для древних башкир – это был волк.
- В 1847 году историк-краевед В. С. Юматов писал, что башҡорт означает «пчеловод, хозяин пчёл».
- Российский историк и этнограф А. Е. Алекторов в 1885 году выдвинул версию, по которой башҡорт означает «отдельный народ».
- По мнению известного исследователя тюркских этнонимов Н. А. Баскакова слово башҡорт состоит из двух частей бадж(а) — «свояк», (о)гур — «угр» и означает «свояк угров.
- По мнению учёного-этнографа Н. В. Бикбулатова этноним башҡорт берёт начало от имени известного по письменным сообщениям Гардизи (XI в.) — легендарного военачальника Башгирда, обитавшего между хазарами и кимаками в бассейне реки Яик.
- Согласно Д. М. Данлопу (англ.)русск. этноним башҡорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть «пять племён, пять угров». Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны.
Причины противоречий
Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый — субъективный, остальные — вполне объективные.
1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.
Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока — просто лидер.
Гаяз Исхаки — лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин — главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?
2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.
Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз — после 1552 года, затем — в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.
Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически — раз в 3-5 лет, а также во время столыпинской реформы в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.
3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.
Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном — пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.
4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.
Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.
5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.
При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости. Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Теперь о русских, коих большинство
Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.
В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.
Русским всё равно, «башкиризация» наступит или «татаризация» — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.
Этноним
Этимология и собственно значение эндонима Башкорт долгое время обсуждались.
Название башкортцев известно с X века, большинство исследователей этимологизируют это имя как «главный / вождь / голова» ( баш ) + « волк » ( корт , старое архаичное слово, обозначающее животное), то есть « волк- вождь »(от тотемного героя-предка). Народная интерпретация названия предполагает этимологию, связанную с легендой о переселении первых семи башкирских племен из долины Сырдарьи в Волго-Уральский регион. Легенда гласит, что башкиры, населявшие засушливую Сырдарью, были преданы богине плодородия тенгрианства (именуемой «Омай-ася» или также «Умай» в большинстве источников ) Умай, чтобы вознаградить за их верность, решили подарить им процветающую, зеленую, плодородную землю, защищенную легендарными Уральскими горами (в соответствии со знаменитым башкирским эпосом «Урал-Батыр»), волк был отправлен наставлять эти племена к обещанному земля, поэтому племена следовали за волком, таким образом «Баш-qort» («Голова / Ведущий» + «Волк»). Этнографы XVIII века В. Н. Татищев , П. И. Рихков и Иоганн Готлиб Георги , кажется, согласны с этой интерпретацией.
За прошедшие годы были сформулированы и другие теории, но ни одна из них, похоже, не имеет какой-то народной основы, в отличие от наиболее известной теории:
- В 1847 году историк В.С. Юматов предложил исходное значение: « пчеловод , пчеловод » («Qort» изменило значение в современном башкирском языке, и теперь оно означает «пчела»).
- Историк и этнолог А.Е. Алекторов (1885) предположил, что Башкорт означает «особая нация ».
- Антрополог Р.М. Юсупов считал, что башкорт изначально мог быть составным иранским словом, означающим: «дети-волки» или « потомки героев», то есть бача «потомок, ребенок» и гурд «герой» или гург «волк».
- Историк и археолог Михаил Артамонов предположил , что слово является коррупцией от имени Bušxk» (или Bwsxk ), скифское племя говорит иранский -Вот жило в области , теперь известной как Башкортостан.
- Тюрколог Н. А. Баскаков считал , что термин: «Bashqort», что состояла из двух частей: « Bądź (а) » — брат-в-законе «и„ (о) Гур “означает:» братья-в-законе Ugor ».
- По словам востоковеда Дугласа Мортона Данлопа , этноним башкорт произошел от слова бешгур (или башгур ), что на современном башкирском языке означает « пять племен» .
- Этнолог Н. В. Бикбулатов предположил, что термин произошел от имени легендарного хазарского полководца Башгирда , правившего территорией с центром на реке Яйык .
- Этнолог Р.Г. Кузеев вывел этноним от соединения баш — главный, глава и корт — род, племя.
- Историк и лингвист Андраш Рона-Тас утверждал, что этноним «башкир» является булгаро- тюркским рефлексом венгерского эндонима мадьяр (или древневенгерского майера ).