Вилла фарнезе или замок капрарола
Содержание:
Расположение и расположение
Расположение в городской зоне Рима
В 1500 году Виа Яникуленсис от Порта Септимиана через Порта Санто Спирито до Борго была только сухопутной дорогой с редкими зданиями. Папа Юлий II расправил дорогу и назвал ее Лунгара. В его конце, недалеко от Порта Септимиана, у семей Риарио и Фарнезе были загородные дома и виноградники. В мае 1505 года Агостино Киджи купил здесь участок земли, доходивший до Тибра, на котором позже была построена вилла.
Сегодня вилла расположена в треугольнике между улицами Via della Lungara 230 и Lungotevere Farnesina и по-прежнему окружена парком. Прежний выход к Тибру был утрачен из-за строительства защитных стен в 1880-х годах и главной дороги вдоль Тибра. На противоположной стороне улицы Виа Лунгара расширяет Палаццо Корсини , построенный в 18 — м веке , в котором Accademia Nazionale деи Lincei ( Академия наук Италии) имеет свою штаб — квартиру сегодня. Встраивание в собственность и расположение на берегу реки раскрывают старинную модель загородной виллы , которая сочетает в себе репрезентативность и уединение в частной жизни.
Сад Фарнезины
В соответствии со вкусом Чинквеченто, дворец был окружен садом на юге Giardino segreto и по направлению к Тибру, среди прочего, адаптированным к местности. декоративный сад, а также виноградники и фруктовые сады, подобные тем, которые принадлежали тем, кто был застенчивым в Риме. К северу от виллы на берегу Тибра находились лоджия или беседка и грот , тоже часть сада для развлечений того времени. Некоторые литературные источники и стихи дают представление о богатстве разнообразия цветов и растений.
Планы Перуцци недоступны для исходной садовой программы, но можно предположить, что здание и сад были спланированы как единое целое. Вдохновением для этого послужила основная концепция, единство между природой и искусством, для назидания тела и разума, идеал, к которому стремились еще в древности. С течением времени планировка сада и его размеры менялись снова и снова, о чем свидетельствуют некоторые ведуте и гравюры, созданные с течением времени .
Римская фреска в Национальном музее — Палаццо Массимо
Вероятно, в саду есть надпись XVII века, происхождение и значение которой не установлены: «Quisquis huc accedis: quod tibi horridum videtur mihi amoenum est; si placet, maneas, si taedet abeas, utrumque gratum » , примерно переведенный:« Кто бы вы ни подошли сюда: то, что вам кажется пугающим , нравится мне ». Если (вам) это нравится, вы можете остаться; если (вам) противно, можете идти — и то, и другое устраивает (меня).
Каса делла Фарнезина
→ Основная статья : Casa della Farnesina
Под садами виллы и на улице Виа делла Лунгара была обнаружена старинная вилла ранней имперской эпохи, так называемая Casa della Farnesina .
Эта система была открыта в 1880 году, когда берега Тибра укреплялись. Пока раскопана только часть виллы под садом. Считается, что эта вилла urbana была построена по случаю свадьбы Марка Випсания Агриппы и Юлии , дочери Августа . Обнаруженные в ходе раскопок настенные росписи и лепные рельефы сейчас находятся в Национальном римском музее — Палаццо Массимо.
Художественная ценность виллы Фарнезина
Сегодняшней известности вилла Фарнезина немало обязана тому факту, что Агостино Киджи был большим ценителем искусства и покровительствовал знаменитому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю. И не только покровительствовал, но и являлся его основным заказчиком. В связи с чем именно кисти этого гениального художника принадлежит большая часть росписей на вилле Фарнезина. Самая знаменитая из них – «Триумф Галатеи», написанная на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия в одноименном зале виллы (Зале Галатеи), расположенном на ее первом этаже с правой стороны от входа. Это одна из тех редких фресок, на которых нимфа изображена на колеснице в форме раковины. Рафаэлем выполнены и совершенно восхитительные росписи на тему истории Амура и Психеи, которые можно увидеть на лоджии галереи, выходящей в сад.
Стоит отметить, конечно, что кроме Рафаэля над внутренним убранством виллы Фарнезина поработали Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо, Иль Содома и другие известные мастера той эпохи и их ученики. По одной из легенд, нарисованная сангиной на задней стене Зала Галатеи гигантская голова юноши принадлежит Микеланджело, оставившего этот рисунок вместо записки, когда не застал Рафаэля на месте. И, как гласит та же легенда, узнав руку великого мастера, Рафаэль оставил его творение в неприкосновенности. Хотя есть версия, что это работа Себастьяно дель Пьомбо, которому принадлежат также фрески со сценами из «Метаморфоз» Овидия на люнетах в верхней части лоджии, выходящей в сад, и изображение циклопа Полифема рядом с Галатеей Рафаэля.
В Комнате Фризов можно увидеть росписи, выполненные рукой самого архитектора этой виллы – Бальдассаре Перуцци, на них изображены сцены охоты. Он же создал здесь «обманные» росписи за нарисованной на задней стене мраморной колоннадой в Салоне Перспективы, с определенной точки обзора целиком «уничтожающие» стену и создающие полную иллюзию открытости помещения. За колоннами на стенах этого салона изображены многие известные места Рима и его окрестностей: Колизей, Тибр, римские церкви и даже сама Фарнезина. И его же руке принадлежат потолочные фрески Зала Галатеи, изображающие созвездия в расположении, соответствующем дате 1 декабря 1466 года (дате рождения хозяина дворца Агостино Киджи).
Фасад виллы
В Свадебном Зале, когда-то служившем спальней для владельца виллы и его супруги, находятся фрески по сюжетам из жизни Александра Македонского, выполненные Иль Содомой. Наиболее всего среди них выделяется сцена свадьбы Александра Великого с Роксаной, из-за которой комната и получила такое название. На других фресках изображены встреча великого полководца со вдовой Дария и укрощение Буцефала. Согласно преданиям, в этой спальне некогда находилась роскошная кровать, стоившая Агостино Киджи дороже, чем строительство всей виллы. Кровать была покрыта позолотой, инкрустирована слоновой костью и щедро украшена россыпью драгоценных камней.
Последний раз фрески на вилле Фарнезина реставрировались в начале 80-х гг. прошлого века. Все перечисленные залы в настоящее время открыты для посещений.
История
Prospetto Principale ди Палаццо ди Caprarola от Джузеппе Васи , с. 1746–1748
В 1504 году кардинал Алессандро Фарнезе, будущий папа Павел III , приобрел поместье в Капрароле. Он проектировал укрепленный замок или рокку архитекторами Антонио да Сангалло Младшим и Бальдассаре Перуцци . Сохранившиеся чертежи плана Перуцци показывают пятиугольное расположение, в котором каждая грань пятиугольника наклонена внутрь к его центру, что позволяет вести огонь по потенциальной масштабной силе как из центра, так и из выступающих бастионов, которые продвигаются из каждого угла угла. крепость. План Перуцци также показывает центральный пятиугольный двор, и вполне вероятно, что более позднее развитие круглого центрального двора также было обусловлено необходимостью пятиугольного плана. Фундамент пятиугольной крепости , построенный, вероятно, между 1515 и 1530 годами, стал фундаментом, на котором стоит нынешняя вилла; Таким образом, общий вид виллы был предопределен фундаментом в стиле рокка .
Впоследствии кардинал Алессандро Фарнезе , внук Папы Павла III и человек, который был известен продвижением интересов своей семьи, планировал превратить это частично построенное укрепленное здание в виллу или загородный дом. В 1556 году он поручил архитектору Джакомо Бароцци да Виньола , строительные работы начались в 1559 году, и Виньола продолжал работать на вилле в Капрароле до своей смерти в 1573 году. Фарнезе был вежливым писателем; однако семья Фарнезе в целом стала непопулярной у следующего Папы, Юлия III , и, соответственно, Алессандро Фарнезе решил, что будет политически уйти из Ватикана на какое-то время. Поэтому он выбрал Капраролу из семейного владения Рончильоне , находившегося недалеко от Рима и в то же время достаточно далеко от него, как идеального места для строительства загородного дома.
Легенда, связанная с виллой Фарнезина
Многие легенды о вилле связаны с художником Рафаэлем. Одна рассказывает о голове юноши, которую вы сможете увидеть на задней стене Зала Галатеи, считается, что она принадлежит руке Микеланджело, Рафаэль узнал руку мастера, который оставил рисунок вместо записки и не решился перекрывать его. Творение до сих пор неприкосновенно, гигантская голова значительно отличается от остальной росписи зала.
Рафаэль Санти
Самая популярная легенда, конечно, связана с историей любви. Той самой знаменитой легенде союза Рафаэля и его музы Маргарите Лути. Именно во время работы в вилле началась романтическая история художника. Точно неизвестно где он встретил молодую девушку, некоторые говорят, что она гуляла по парку перед домом, другие утверждают, что когда мастер возвращался домой, его взгляд упал на девушку в окне дома, которая аккуратно причесывала сои волосы. Рафаэлю тогда было 33 уже 33 года, а девушка была юна и полна жизни, ей было 17. Она стала возлюбленной знаменитого художника, хотя их романе был безупречен, и говорят, что она не была очень предана ему.
Донна Велата
Все же она пробыла с ним все оставшиеся 12 лет до дня его смерти. Вдохновленный своей любовью к Маргарите, он создал несколько произведений, которые сейчас считаются шедеврами, а именно «Донна Велата» и «Форнарина». Лицо его музы вы можете увидеть и в других работах, многие женщины на его картинах приобрели лицо возлюбленной.
Форнарина
Описание виллы
Пятиугольный в плане замок Капрарола установлен на массивном фундаменте. Несмотря на то, что он является одним из лучших памятников замковой архитектуры, возведенных в эпоху Возрождения, Палаццо характеризуется строгими формами и скромным внешним убранством. Продолживший строительство выдающийся итальянский архитектор своего времени Джакомо да Виньола (1507-73), решил следовать несколько новому стилю, известному сегодня как маньеризм. Впечатление благородной сдержанности и величия замка Капрарола усиливается его территориальным местоположением. Здание стоит на склоне холма, чинно возвышаясь над одноименным городком и показывая, тем самым, свое доминантное положение. В своем проекте Виньола немного сгладил фортификационную составляющую замка. Он сохранил пятиугольную форму, но от возведения угловых бастионов отказался.
Внутри пятиугольной крепости расположен внутренний дворик в виде круглого колодца с двумя ярусами, окруженными колоннами. В нишах расположены бюсты императоров Рима, а внутреннюю галерею украшают великолепные фрески знаменитых итальянских живописцев.
Внутренний двор unitalia.ru
Галерея unitalia.ru
Фрагмент росписи свода unitalia.ru
Для подъема на верхние уровни служат винтовые лестницы, главная из которых – внушительная, но элегантная Scala Regia — является настоящим архитектурным шедевром. Она опирается на парные колонны, имеет широкие ступени, по которым без труда может взобраться всадник на лошади, а ее своды и окружающие стены украшены фресками работы Антонио Темпесты.
Scala Regia unitalia.ru
Scala Regia роспись свода unitalia.ru
Строгий фасад замка Капрарола и его внутреннее оформление несомненно контрастируют между собой. Виньола попытался совместить массивность крепости и дворца, предназначенного для отдыха, и прекрасную «начинку», скрытую за грозным видом внешних стен. В крепости имеется подвальный этаж, путь в который заграждают массивные решетчатые двери. Возможно, здесь располагались когда-то караульные помещения. В замке имеется этаж прелата, двухуровневый бельэтаж с двенадцатью парадными комнатами, украшенными фресками братьев Цуккари. Они также расписывали зал истории рода Фарнезе, отобразив в работах самые значимые события из жизни семейства и важные моменты. В создании замковых фресок принимали участие и другие, менее известные мастера. Интересными для посетителей окажутся залы Ангелов, Геркулеса, Глобуса, а также Капелла.
Интерьер unitalia.ru
Интерьер unitalia.ru
Интерьер unitalia.ru
Интерьер unitalia.ru
Вилла Фарнезе связана с городской площадью ступенчатыми подъемами. В прилегающих к замку Капрарола садах разбиты цветники, рассажены деревья и кустарники. Они занимают относительно небольшую территорию (около гектара), а примыкают лишь к двум фасадам из пяти. Одна из аллей ведет к летнему домику Кази́но (Малому дворцу), размещенному в глубине сада. Говорят, что он являлся резиденций второго президента Италии – Луиджи Эйнауди.
Фарнезе в Риме
Сегодня с фамилией знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе в Вечном городе связано несколько популярных туристических мест:
- Палаццо Фарнезе – один из лучших представителей Ренессанса. Роскошную резиденцию начал строить будущий понтифик Павел III, скупивший ряд близкорасположенных зданий. В создании Дворца принимал участие Микеланджело. В планах, которым не суждено было сбыться, присутствовало строительство моста через Тибр для соединения двух владений Фарнезе, расположенных на разных берегах реки – палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина. Сегодня в здании расположено Французское посольство, поэтому экскурсии заказываются заранее и проводятся только по определенным дням;
Палаццо Фарнезе в Риме
Пьяцца Фарнезе (Piazza Farnese) – площадь расположена перед палаццо Фарнезе. Здесь размещены два фонтана-близнеца с монументальными бассейнами в виде античных ванн, предположительно взятых их терм Каракалла, и чашами, украшенными бутонами лилий;
галерея Фарнезе – она находится в палаццо Фарнезе, недавно отреставрирована и ждет посетителей, но лишь в специально отведенное время. В Галерее можно увидеть росписи Карраччи начала XVII века. Их ставят на одну ступень с росписью «Сикстинской капеллы»;
вилла Фарнезина – расположена в Трастевере. Ее необычный для Римских строений проект был заказан Агостино Киджи в начале 16 века, а уже через 70 лет виллу приобрели представители рода Фарнезе. Начиная с 1603 года, здесь с некоторыми перерывами размещается Национальная Академия Линчеи, но экскурсии для туристов проводятся;
сады Фарнезе – появились на территории холма Палатин благодаря кардиналу Алессандро Фарнезе, который приобрел обширный участок на месте руин императорского дворца, принадлежащего Тиберию. Великолепные террасы с необыкновенно красивой растительностью могли бы соперничать с виллой д’Эсте, если бы не были уничтожены в результате раскопок этого самого дворца. Но часть садов и кое-какие строения, все же сохранилась;
вилла Фарнезе (замок Капрарола) – ее строительство началось при папе Павле III в 20годы 16 столетия, а закончилось при его внуке – кардинале Алессандро Фарнезе. После его смерти в 1589году наследники дома Фарнезе постепенно опустошили виллу, переправив ценности в Неаполь. Объект считается одним из самых крупных итальянских проектов эпохи Возрождения. Вилла находится в небольшом городке Капрарола, расположенном в 63км от центра Рима.
Палаццо Фарнезе в Капрароле
Кроме вилл, дворцов и садов, фамилию Фарнезе носят улицы и проспект, протянувшийся вдоль Тибра, гостиницы и бары, магазинчики и кафе. Это является доказательством того, что представители рода, несмотря на титул герцогов Пармы и Пьяченцы, оставили свой след в истории Рима. В первую очередь, папа римский Павел III, кардинал и меценат Алессандро Фарнезе и, конечно же, Джулия, сыгравшая немаловажную роль в продвижении рода Фарнезе к высшим ступенькам власти.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (28)
- Экскурсии на русском
- Экскурсионные автобусы
- Дегустации
- Кулинарный путеводитель
- Рим с детьми
Полезные ссылки:
- Где остановиться в Риме — обзоры отелей, апартаментов и других вариантов для проживания. Особенности бронирования, цены на жилье и другая полезная информация.
- Транспорт в Риме — все о городском транспорте Рима. Маршруты, расписания, билеты и туристические карты.
- Трансферы из аэропорта, в аэропорт, в другие города.
- Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Интерьеры виллы Фарнезина
Первым помещением, в котором были реализованы работы по художественной росписи, стала так называемая Зала дель Фрэджо (Sala del Fregio) – небольшая комната, использовавшаяся в качестве зала ожидания для гостей, а также для проведения некоторых церемоний. Например, именно в этой комнате было зачитано завещание Агостино Киджи.
В 1509 году Перуцци приступил к росписи экстерьера, о чем свидетельствуют документальные источники. После завершения строительных работ, в начале 1511 года, сиенский художник взялся за реализацию фресок свода Лоджии Галатеи, ставших одним из крупнейших произведений мастера.
В этом же году Агостино Киджи нанял молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того времени, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Возможно, банкир был не совсем удовлетворен работой Перуцци, а возможно просто хотел ускорить рабочий процесс. Так или иначе, художники должны были работать в паре, а вскоре к ним присоединился и Рафаэль.
Росписями люнетов был занят Себастьяно дель Пьомбо. Его кисти принадлежат девять фресок, на которых изображены сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, основанного на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тем временем работал над созданием «Триумфа Галатеи».
После завершения росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди приостановил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной этому, предположительно, послужила занятость Рафаэля в других проектах. Известно, что Санти в период с 1514 по 1517 года работал над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане.
В 1517 году Рафаэль со своими учениками, приступил к созданию росписей главной лоджии виллы – Лоджии Амура и Психеи, которая должна была стать «визитной карточкой» резиденции известного банкира.
В то время как великий маэстро создавал свой очередной шедевр, в одном из помещений наиболее приватного предназначения – спальне – начались работы над росписью интерьера, доверенные некому Джованни Антонио Бацци, более известному по прозвищу Содома. В этот же период появились и фрески Зала Перспектив, в котором 28 августа 1519 года состоялся праздничный банкет по случаю бракосочетания Агостино Киджи и его возлюбленной Франческой.
Экспозиции виллы Фарнезина в Риме
Цокольный этаж
Лоджия Галатеи — в основном она расписана фресками Рафаэля, но свод лоджии в 1511 году расписал Бальдассаре Перуцци, изобразив гороскоп Агостино Киджи, а Себастьян дель Пьомбо оставил свой след, изобразив мифологические сцены Люнетте и Полифемо.
Лоджия Амура и Психеи — получила свое название благодаря фреске Рафаэля(1518 г.), на которой запечатлены сцены из произведения Апулея o Психеи, вдохновленной Золотым Ослом. История из книги представлена в сочетании с огромными красочными гирляндами цветов и фруктов, в центре изображен эпизод свадьбы Амура и Психеи и Совет Богов.
Фрески Рафаэля на вилле Фарнезина в Риме
Комната Фриза — этот зал виллы Фарнезина украшен широким лепным фризом, который по задумке архитектора окружает верхнюю часть стен. Автор расписанного фриза — Перуцци, изготовлено художественное украшение в 1508 году. Фрески, из которых фриз состоит, изображают подвиги Геракла(северная сторона и частично восточная сторона) и другие мифологические сцены .
Первый этаж
Зал Проспективы — оформителем этого большого зала был Бальдассаре Перуцци, который в 1519 году расписал удивительными фресками, изображающими мифологические сцены, части городской и сельской перспективы, которые просматривались между имитированными колоннами. На северной стене зала разместился большой камин Вулкан.
Фриз виллы Фарнезия
Свадебная комната Александра Великого и Роксаны — свое название она получила благодаря главной фреске, занимающей всю северную стену. Когда-то в этом помещении находилась спальня Агостино Киджи, ее стены и потолки в 1519 году расписал художник Джованни Антонио Бацци, носивший прозвище Содома. Подвесные потолки спальни, датированные XVI веком, изображают гротескные сцены и сюжеты мифологических историй.
- Адрес виллы Фарнезина: via della Lungara 230, 00165, тел. 00 39 06 680 272 68.
- Как добраться: на автобусе до Лунготевере делла Фарнезина (№№23, 125, 271,280).
- Вилла Фарнезина в Риме часы работы: понедельник — суббота, 9:00 — 14600 ( по субботам в 10:00 экскурсионные туры проводятся на английском языке, в 12:30 — на итальянском); каждое второе воскресенье месяца проводятся экскурсии (время работы — 9:00 — 17:00, экскурсия в 12:30 — требуется предварительное резервирование, сопровождается музыкой эпохи Ренесанса, в 15:00 и 16:00 — экскурсии без предварительного резервирования).
- Цена: взрослые — €6; дети 14 -18 лет и пенсионеры старше 65 лет — €5; дети 10-14 лет — € 3; дети младше 10 лет — бесплатно. Сады виллы Фарнезина — €4, аудиогид — €2. Посетители, которые имеют входной билет в музеи Ватикана (использованный в течение 7 дней) имеют существенные скидки в Villa Фарнезина.Тел. билетных касс — 00 39 06 680 272 68.
Забронируйте прямо сейчас билеты в Рим по лучшей цене!
Лоджия Амура и Психеи
После завершения работы над Полифемом и Галатеей Агостино Киджи прервал художественное оформление Фарнезины более чем на пять лет, возможно потому, что Рафаэль ясно дал понять, что может продолжить работу над фресками виллы, но не имеет времени, чтобы сделать это. Когда художник снова стал доступен, около 1517 года, банкир, который в преддверии своего брака с Франческой Ордеаски уже думал о украшении еще не расписанных комнат, сразу же вовлек его в работу, заказав росписи на первом этаже, где он намеревался создать настолько прекрасное место, чтобы все гости неизменно покидали зал пораженными. Здесь Рафаэль, чтобы полностью реализовать свои творческие способности, не удовлетворился изображением отдельных сцен, а захотел прибегнуть к непрерывному повествованию, связанному с сюжетом на тему любви, ввиду предстоящей свадьбы заказчика. Выбор пал на миф об Амуре и Психее, который уже использовался в пятнадцатом веке для росписей на свадебную тему.
Чтобы придать окружающей обстановке праздничный и эффектный характер, художник превратил вход лоджии в цветущую беседку, как будто растительность сада, простирается внутри виллы: она превратилась в богатые гирлянды вокруг опор, а в центре обрамила два гобелена с мифическими сценами с кульминационной фреской «Союз Амура и Психеи». Рафаэль работал над фреской не один: ему помогали многочисленные художники из его мастерской, в том числе Джован Франческо Пенни, Джулио Романо и Джованни да Удине, автор, в частности, обильного растительного триумфа в виде гирлянд.
@domusaustraliarome
Описание
Вилла была построена для Агостино Киджи , богатого сиенского банкира и казначея Папы Юлия II . Между 1506 и 1510 годами сиенский художник и ученик Браманте , Бальдассаре Перуцци , возможно, при содействии Джулиано да Сангалло , спроектировал и построил виллу. Новизну дизайна загородной виллы можно отличить от дизайна типичного городского палаццо (дворца). Дворцы эпохи Возрождения, как правило, выходили на улицу и были декорированными версиями оборонительных замков: прямоугольные блоки с рустованными цокольными этажами и прилегающими внутренним двором. Эта вилла, задуманная как просторный летний павильон, имела сторону улицы и имела П-образный план с пятиэтажной лоджией между рукавами. Первоначально главный вход был через открытую северную лоджию. Сегодня посетители заходят с южной стороны, а лоджия застеклена.
Киджи также заказал фресковое оформление виллы такими художниками, как Рафаэль , Себастьяно дель Пьомбо , Джулио Романо и Иль Содома . Темы были вдохновлены Станце поэта Анджело Полициано , ключевого члена кружка Лоренцо де Медичи . Наиболее известны фрески Рафаэля на первом этаже; в лоджии изображены классические и светские мифы о Купидоне и Психее и Триумф Галатеи . Это одна из его немногих чисто светских картин, показывает почти голой нимфы на форму раковины колеснице среди резвящихся обслуживающего персонала и напоминает Боттичелли «S Рождение Венеры . В этой же лоджии «Галатея» есть свод гороскопа, который отображает положение планет вокруг зодиака на дату рождения покровителя, 29 ноября 1466 года. Две основные потолочные панели хранилища показывают точное время его рождения, 21:30. эта дата.
На уровне первого этажа, Перуцй расписал главный Salone с сверхнатурализмом фресками великой открытой лоджии с иллюзорным видом на городе и местности запредельным. Перспектива расписного балкона и колоннады очень точна с фиксированной точки в комнате. В соседней спальне Содома рисовала сцены из жизни Александра Великого , свадьбы Александра и Роксаны, а Александр принимает семью Дария.
Вилла стала собственностью семьи Фарнезе в 1577 году (отсюда и название Фарнезина). Также в 16 веке Микеланджело предложил соединить Палаццо Фарнезе на другой стороне реки Тибр , где он работал, с Виллой Фарнезина частным мостом. Это было начато, остатки нескольких арок на самом деле все еще видны в задней части Палаццо Фарнезе по направлению к Виа Джулия на другой стороне Тибра, но так и не было завершено.
Позже вилла принадлежала Бурбонов в Неаполе и в 1861 году на испанский посол в Риме, Бермудес де Кастро, герцог Ripalta. Сегодня он принадлежит итальянскому государству, и в нем находится Accademia dei Lincei , давняя и известная римская академия наук. До 2007 года в нем также размещался Gabinetto dei Disegni e delle Stampe (Отдел рисунков и эстампов) Национального института графики в Риме.
Основные помещения виллы, в том числе Лоджия, открыты для посетителей.
История виллы Фарнезина
В начале 16-го столетия знаменитый банкир сиенского происхождения Агостино Киджи, кредитовавший Пап и представителей светской власти, сделал заказ молодому Бальдассаре Перуцци на возведение шикарной виллы на правом берегу Тибра, которая должна была играть роль его загородной резиденцией. Строение было сооружено в 1512 году и первоначально так и именовалось — «вилла Киджи» (по фамилии своего владельца).
Агостино Киджи
Отправившись в Рим, Агостино Киджи жил в доме по улице Банки (via dei Banchi) со своей молодой женой Маргаритой Сарачини, преждевременно усопшей в 1508 году, не подарившей банкиру наследника. Еще до кончины супруги Киджи начал отношения с куртизанкой по имени Франческа Ордеаски. После того, как Маргарита умерла, Франческа формально вошла в дом банкира. Она стала ему фактической женой и родила пятерых детей.
В первой половине 18-го столетия вилла Фарнезина, пребывая в собственности Элизабет Фарнезе, перешла к неаполитанским Бурбонам, преобразовавшись в резиденцию дипломатов. Позднее виллу Фарнезина передали в долгосрочную аренду испанскому послу Сальвадору дэ Кастро, профинансировавшему ряд работ по реставрации (1866 год).
В 1927 году здание купило государство. В скором времени на вилле Фарнезина разместилась штаб-квартира Королевской Академии Италии – культурной организации, имевшей место в период с 1929 по 1944 года, нацеленной на развитие и управление итальянского интеллектуального движения в области науки, литературы и искусства. А в настоящее время вилла Фарнезина принадлежит Национальной Академии деи Линчеи (all’Accademia Nazionale dei Lincei).
Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи
В скором времени после приобретения земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработку проекта усадьбы. На территории виллы Фарнезина, кроме жилого здания, находилась конюшня – проект Рафаэля, и разрушенная в 1808 году после длительного периода запустения, а еще лоджия, выступавшая на набережную Тибра шикарный сад в итальянском стиле.
Двухэтажное строение в плане – в форме подковы, ориентированной в сторону сада. Сама по себе лоджия, декорированная росписями с четко выраженными флористическими мотивами, по замыслу архитектора должна была послужить порталом, соединяющим мир природы и архитектуры. Лоджия Психеи, именованная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, первоначально имела функцию сцены для театральных постановок и прочих выступлений, организовывавшихся хозяином виллы.
Сад, разбитый в итальянском стиле, был неотделяемой частью виллы Фарнезина и ее органическим завершением. С прохождением времени парк перенес основательные изменения и сейчас смотрится абсолютно по-другому, чем в далекую Эпоху Возрождения.
Через два года после начала возведения, Перуцци занялся художественной росписью одного из залов виллы Фарнезина, наделенной именем Станца дель Фрэджо, а через еще три года Агостино Киджи уже перебрался в свое новое жилище и обладал возможностью показывать гостям все красоты своей шикарной усадьбы.
Внешний дизайн
Фасады четко структурированы, с элегантными дорическими пилястрами, структурирующими горизонтальные поверхности между прямоугольными окнами. Яркие карнизы отделяют два основных этажа друг от друга. Визуально бегающая вокруг постройки, богатая водопадами Путтен , фруктами и гирляндами украшающая Аттику, заклеивает скотчем глаза и придает дворцовому саду легкости и гармонии. Строго классическим является нечетное количество осей — девять на длинных сторонах, семь на поперечных осях здания — с упором на центр. Западный фасад, выходящий на улицу, представительный и закрытый, но без особого эффекта. Наружные фасады изначально были окрашены, но уже не сохранились. В 1509 году Перуцци получил на это заказ, что документально подтверждено чертежами.
Интересны различные строительные материалы и их использование на фасадах. Главный карниз выполнен из серо-зеленоватого пеперино , фигура и фриз гирлянды — из терракоты , архитрав и капители пилястров — снова из пеперино. Часть поверхностей пилястров тонко вырезана из кирпича, на угловых пилястрах снова камни пеперино; оконные рамы на верхнем этаже, парапеты и цоколи, карнизы, аркадные арки и оконные рамы на первом этаже также выполнены из пеперино. Стены обоих этажей оштукатурены, а окраска с 2012 года заменена с охры на песочную.
Северный фасад
Вход на виллу изначально был с северной стороны, «там, где беседки и беседки сада сливались с раскрашенными зелеными гирляндами лоджии Купидона и Психеи, создавая впечатляющий эффект симбиоза с архитектурой». Просторные боковые крылья формируют впечатляющий вид на виллу и, таким образом, нарушают строгий внешний вид. В 19 веке вход был перенесен на южную сторону, в результате чего лоджия Amor und Psyche потеряла функцию вестибюля.
Южный фасад
Строго структурированный ровный фасад разделен пилястровыми планками на два карниза. Правила золотого сечения можно увидеть в горизонтальной структуре . Расположение антресоли — в области первого этажа ниже первой пилястры, в области фортепианного нобиля над последней пилястрой во фризе — позволяет этому отступить в своем эффекте, а окна выглядят как декоративный элемент.
Библиография
- Гайя Даммакко, Доминик Магада, Notebooks d’Italie, Великие римские дворцы , Рим, Palombi Editori,2012 г., 118 с. ( ISBN 978-88-6060-417-0 ).
- Линда Мюррей, Высокое Возрождение и маньеризм , Издания Paris, Thames & Hudson,1995 г., 287 с. ( ISBN 2-87811-098-6 ).
- Пьерлуиджи де Векки, Рафаэлло , Риццоли, Милан, 1975.
- Пьерлуиджи де Векки и Эльда Черкиари, I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani, Milano 1999.
- AA.VV., Roma , Touring Editore, Milano 2008. ( ISBN 978-88-365-4134-8 )
- Сесилия Маццетти ди Пьетралата, Giardini storici. Природа искусственного происхождения в Roma e nel Lazio , Гангеми, Рим, 2009.
- Матильда Баттистини, Simboli e Allegorie , Electa, Милан, 2002.
- Фриц Саксл, La fede astrologica di Agostino Chigi , Reale Accademia d’Italia, Рим, 1934.