Удмуртская свадьба
Содержание:
- Путь к родному языку
- Куартолэзь/Май – Инвожо/Июнь
- Тулыспал/Февраль
- «Super удмурты»
- Развитие земель удмуртов
- Свадебный обряд
- Подготовка к женитьбе
- Культурные особенности
- Южтолэзь/Март
- Старинные брачные традиции удмуртского народа
- Период выбора невесты и сватовство
- Гудырикошкон/Август – Куарусён/Сентябрь
- Традиционная одежда
- Жилище удмуртов
- Шуркынмон/Ноябрь
- Модные продукты для развития культуры
- Исторические корни
- Еда
- История
Путь к родному языку
АиФ-Удмуртия, Юлия Ардашева: — Богдан, как появилась идея писать на двух языках сразу?
Богдан Анфиногенов: -Я родился в Малой Пурге, в райцентре, где удмуртских детей родному языку уже не учат. Я живой пример этому: ну, знал пару слов и выражений, но в знании языка не видел никакого смысла. В университете, рядом с соседями по общежитию с факультета удмуртской филологии, я заинтересовался языком, стал удивляться самому себе: почему я не разговариваю на нём? И пошло-поехало: купил словарь, занялся изучением языка. И в стихи, которые писал с детства на русском, начал включать удмуртские слова. Их становилось всё больше, и теперь я пишу на удмуртском. Русско-удмуртские стихи были рассчитаны на таких, как я, обрусевших удмуртских детей — чтобы они почувствовали себя частью удмуртского народа, поняли, что удмуртское может быть современным и модным, как любая культура. Вдруг у них от знакомства с такими стихами загорится, как у меня, огонёк, и они потянутся к своим корням? Однако моя идея споткнулась о национальный менталитет: знающие язык удмурты восприняли её в штыки — полилась критика, что я нарочно разрушаю их культуру. Им не нужна такая её популяризация. Они же не знают мой путь к открытию языка, и каждый раз я стараюсь это объяснять.
Новость по теме
Второй фестиваль финно-угорской кухни пройдет в Удмуртии
— Как много и часто пишете стихи?
— У меня стихотворение зависит от слова — неважно, русского или удмуртского. Если слово меня «зацепило», я придумываю первую рифму и уже знаю, что стихотворение получится
Те стихи, которые не вошли в мой сборник «Айшет будущего», размещены у меня на странице вКонтакте. Там я создал две группы: MTV Udmurtia и Удмурт КЫЛБУРЧИ – для поэтов, пишущих на удмуртском языке. Любой желающий посылает мне свои стихи, и я, подобрав к ним иллюстрацию, уже размещаю на странице. Выкладываю все: если человек считает это стихотворением, которое можно показать народу, то моя оценка не нужна. Плюс Интернета в том, что по «лайкам» и комментариям человек может понять уровень своих стихов. Авторов в группе уже больше 40: молодежь и люди старшего поколения.
Не хватит слов: удмуртскому языку осталось жить всего 100 лет?
Читайте на АиФ
Куартолэзь/Май – Инвожо/Июнь
Гершыд – букв.: суп плуга/Гырон быдтон – букв.: окончание сева/Трочин – Троица. По-видимому, эти обряды нужно рассматривать как разные проявления единого представления о необходимости проведения обрядов-благодарений в честь окончания сева и обеспечения нового урожая. Все эти праздники проводились в начале Инвожо – дней летнего солнцестояния. Обязательным моментом празднеств были моления: индивидуальные (на своей полосе) и общие (всей деревней) с принесением в жертву богам крупных животных – бычка, жеребёнка и т. д. В большом котле варили жертвенную кашу или суп. Пищу освящали, просили богов умножить урожай и сохранить его от вредителей. Так же как и в Гырыны потон, одним из главных моментов этого праздника было катание на лошадях. К этому дню по деревне собирали яйца в специальное лукошко, чалмы и кисеты у молодушек, чтобы самые красивые подарить потом победителям скачек. Лошадь, пришедшую первой во время скачек, кормили жертвенной кашей. Праздник мог завершиться в один-два дня, мог продолжаться три-четыре дня, целую неделю.
ГерберДругое название праздника Гербер — куарсур (праздник пива в честь травы) связано с буйным распусканием зелени к этому времени. После него начинался сенокос. Как и в другие календарные праздники, происходило традиционное праздничное гостевание взрослых и молодёжное гуляние.
Тулыспал/Февраль
Вöй/Вöйдыр/Масленица – букв.: масло, период масла. Праздновалась через 7–8 недель после Нового года. Выбирали такую неделю, когда луна убывала и нарождалась новая. Праздновать обычно начинали в воскресенье или понедельник. В четверг начиналось вöсь нерге – гостевание. Разгар веселья достигал своего апогея в воскресенье. К этому времени наряжали лошадей: к дугам подвязывали колокольчики, чалмы; в гривы вплетали чук (ленты); катались в кошёвках на подушках. На улице с шутками, весельем жгли солому, которую старались брать из подстилки из-под скота. Катались на лыжах, салазках, специально приспособленных скамейках, прялках, санях. Считалось, чьи санки катились дальше, у тех и будет самый длинный лён.
«Super удмурты»
— Богдан, вы начали знакомство с удмуртской культурой, будучи уже взрослым, и эта дистанция, наверное, помогает Вам оценить её более объективно. Какова, на ваш взгляд, удмуртская культура сегодня?
— Надо все-таки разграничить народную и современную национальную культуру. У нас есть некое смешение в восприятии: когда говорят «удмуртская культура», мы сразу представляем себе бабушек в псевдонародных, каких-то советских костюмах, да и любое национальное мероприятие часто сводится к фольклору.
Статья по теме
Вероника Фёдорова: как сыграть рок на национальном удмуртском инструменте
У нас есть рок-группа Светы Ручкиной Silent Woo Goore, такие интересные исполнители, как Иван Белослудцев, Аня Камали, рок-группа Писпу, репер Алексей Пикулев, я сделал проект Мур?ол Underground, где пытаюсь писать и исполнять удмуртский рэп. Когда мы с ТРК «Моя Удмуртия» сняли клип «Super удмурты» и выложили в интернет, его посмотрели многие люди, даже не относящиеся к удмуртской культуре. Было много положительных комментариев от чувашей и татар: «Молодцы удмурты! А мы думали, у вас культура совсем зачахла!»
Проблема в другом: нет каналов активной трансляции наших событий. Скажем, молодежный журнал на удмуртском языке «Инвожо» выходит тиражом в 1 тыс. экземпляров — до кого он может дойти? Только до узкого круга лиц и в библиотеки. Похожая ситуация и с газетами: на удмуртском языке они востребованы лишь в деревне, где люди знают язык.
Статья по теме
Удмуртский писатель Михаил Петров: почему в честь него назвали улицу?
— Есть мнение, что удмурты — древний, а потому уставший народ, отсюда его низкая общественная активность.
— Я с этим не согласен. Цивилизационная стадия развития удмуртов говорит, что это очень молодой народ: совсем недавно (в годы советской власти) появилась полноценная национальная литература, периодика на удмуртском языке. Удмурты и коми-пермяки образовались из общепермского фундамента, а это случилось не так давно по сравнению и русским и другими народами. На самом деле в истории удмуртов, как и любого другого малочисленного народа, какие есть в Сибири и на Урале, сыграла свою трагическую роль постоянная угроза завоевания, колонизации — с запада и с юга. Чтобы сохранить себя, свою культуру, в том числе и от христианизации, маленькому народу нужно было бежать, скрываться в леса. До сих пор удмурты — народ очень закрытый, и этот менталитет за 10-20 лет, даже за полвека не изменишь.
Развитие земель удмуртов
Арабские путешественники IX-XII веков дают более расширенную характеристику удмуртам. В их сочинениях значится, что это был высококультурный народ с развитым экономическим потенциалом. Основными занятиями людей были охота и ремёсла, благодаря которым активно развивалась торговля с соседними народностями.
С конца I тысячелетия нашей эры земли удмуртов находились под властью Волжской Булгарии. Через два века государство становится частью Золотой Орды, что приносит народу новые испытания. Удмурты вынуждены были терпеть притеснения и давление со стороны племён захватчиков. Итогом стало отступление народа в Прикамье.
В 1489 году Вятские земли входят в состав России, что становится новым витком развития истории удмуртского народа. После падения Казани вся территория современной Удмуртии попадает под власть русских.
Верхнечепецкие удмурты. Глазовский уезд. Начало XX века.
От славян удмуртский народ перенял немало особенностей деятельности, например, научился создавать новые орудия труда для обработки земли, разведению особых пород скота. Впервые у людей появилась традиционная русская печь в домах, что очень быстро “прижилась” в Удмуртии.
Русское влияние заметно даже в отдельных элементах традиционного удмуртского костюма, хотя в основе его сохранились старинные особенности (использование монет как украшений, народные орнаменты в вышивке).
С XVIII века начинается стремительное развитие промышленности. Российская империя в Удмуртии занималась производством железа, изготовлением огнестрельного оружия.
Вотяки, 1870 год
Свадебный обряд
Торжественные ритуалы по сочетанию брачными узами условно делились на две части. Сначала праздник проходил в доме невесты, затем все дружно направлялись к жениху, где продолжались ритуалы и пир. Однако, если девушку увозили из отчего дома сразу по достижению сговора, праздновать начинали у родителей новобрачного.
Сюан — празднование в доме невесты
Родня жениха снаряжала свадебный поезд, состоящий из множества повозок, запряженных лошадьми. Поезд украшался как можно богаче, в том числе сбруя. Повязывались ленты, цветы, металлические и драгоценные мониста, кольца. Жениха провожали остающиеся в доме родственники, давая шутливые и серьезные наставления. Поезжане – так назывались участники шествия, выбирали из своего числа наиболее уважаемого мужчину, который возглавлял парадный кортеж и распоряжался на свадьбе. Присутствие дэми было обязательным.
Родня избранницы в поездке участия не принимала. Их обязанностью было помочь с организацией пира, встретить и потчевать гостей. Дом к приезду гостей роскошно украшали. Все доступные поверхности застилались парадными скатертями и гобеленами, окна и зеркала обрамлялись вышитыми рушниками. На стол подавались соленья, холодное мясо, хлеб и домашняя выпечка.
Поезжан встречали у ворот, с порога предлагая выпивку – кумышку, национальный крепкий напиток, лепешки или хворост. Кто хотя бы кусочка не откусил – во двор не пускали. Представляли руководителей торжеств, а затем рассаживались к столу. Начинались долгие песни до самого конца застолья. Именно в песнях описывались все достоинства жениха и невесты, знакомя таким образом молодых друг с другом и новыми родственниками. Спев все, что только можно было озвучить в отношении брачующихся, гости и хозяева пели прощальные песни, собирали невесту. Вручались подготовленные подарки.
Ярашон – празднование в доме жениха
Ярашон назначался, как правило, по истечении нескольких дней или недель. Если Сюан праздновали на Рождество, то следующий этап назначали на Масленицу. Праздничный кортеж должен был посетить дома родственников и уважаемых людей, обязательно заезжали к распорядителю свадебных торжеств. В каждом доме их ждало угощение, их учили обрядовым песням, давали наставления для благополучной жизни. При этом, новобрачные сами песен не исполняли.
Где-то в процессе поездки пропадала новобрачная. Безутешный жених должен был ее найти. Пир продолжался в доме жениха. Когда девушка вступала на территорию, ей под ноги бросали подушку – чтобы характер был мягкий и уживчивый.
Заключительный день празднования знаменовался маскарадом. Чем причудливее был представленный образ — тем веселее. Поезжане прощались с новобрачными, стараясь всеми силами довести молодую до слез. Считалось благой приметой, если она выплачется – тем меньше горестей останется на ее долю в будущем.
Первая брачная ночь
Избранницу встречала свекровь и провожала на женскую половину. Там она расплетала девичью косу, делала женскую прическу и надевала чалму, которую отныне замужняя женщина должна была носить постоянно. После этого молодых оставляли на первую брачную ночь, окутывая их ложе вытканным невестой пологом.
Интересные обычаи удмуртской свадьбы
Каждый народ имеет свои оригинальные маленькие обычаи и приметы, касающиеся вступления в брак. Удмурты не являются исключением.
- Сваты должны были иметь при себе отборный нюхательный табак. Если он понравится отцу невесты — согласие, считай, в кармане.
- Оба родителя не должны были принимать участие в сватовстве, только отец или старший родственник, а при их отсутствии — мать.
- Одним из оригинальных обычаев удмуртов является возможность забрать сговоренную невесту в дом жениха сразу по окончании сватовства.
- Девушка сама должна была вышить полог, которым закрывали постель новобрачных.
- Чтобы новобрачных выпустили из дома родителей девушки, жених должен был заплатить выкуп.
- Когда невеста готовила табани — дрожжевые блины в доме жениха, ей всячески мешали дружки жениха, закрывая заслонки в печи, превращая работу в веселую игру. Чтобы прекратить безобразие, парням подносили выпивку.
- Основными считались обряд одевания невесты в доме мужа, когда ее облачали в женский головной платок, и купание, когда девушку обливали водой из ведер наутро после первой брачной ночи.
- У хозяев дома могли потребовать бочонок кумышки, причем именно той, что была сделана на рождение новобрачного.
Подготовка к женитьбе
Основным подготовительным процессом было подготовка калыма и приданного с каждой стороны. Также отцы молодоженов лично обходили всех приглашенных и звали их на свадебное торжество. Быть званым на удмуртскую свадьбу очень почетно, это говорило об уважении приглашенного. Поэтому удмуртские свадьбы очень многочисленны, оскорбить соседа или дальнего родственника не рискнет ни один удмурт.
Сторона невесты (сюан)
Первую свадебную церемонию проводили в доме родителей девушки. Парня нарядного с дарами торжественно провожали к дому суженной. Где всю компанию во главе с дэмчи встречали у ворот с угощениями и выпивкой. Гостей из свадебного поезда именовали поезжанами, и возглавляли этот поезд семейная пара долгое время прожившая в браке, как символ и пожелания долгой семейной жизни молодым. Обязательными яствами были яичные лепешки. Гостя, который не отведал хоть кусочка лепешки, в дом не запускали. После того как все поезжане отведали угощений у ворот, начинался пир в доме невесты, где пели песни, общались, знакомились между собой родственники жениха и невесты. По окончании банкета все участники торжества обменивались дарами.
Сторона жениха (ярашон)
Следующей традицией удмуртской свадьбы считается ярашон. Его назначали заранее и проводили после свадьбы невесты. Только теперь гостями были родственники девушки во главе с дэмчи. Без дэмчи не обходится ни один из обрядов удмуртской свадьбы. Также поезжане со строны невесты проходят все стадии ритуального бракосочетания удмуртов. Единственным существенным отличием ярашона от сюана являются свадебные песни, что исполняют гости. И еще одной особенностью удмуртской свадьбы будет почти абсолютная «немота» парня и его суженной. Они почти ничего не говорят, кроме благодарственных слов и совершенно не поют. Им это категорически запрещено.
После пира в доме жениха идут по гостям к родственникам юноши, чтобы представить девушке всех сородичей в непринужденной домашней обстановке
Где суженная обращала внимание на порядки и уклад в жизни не только отдельной семьи, но и всего рода жениха в целом
Еще одной веселой традицией удмуртской свадьбы считается переодевания, которые веселят гостей. Разыгрываются сценки и шарады. От хозяев торжества выносят бочонок с медом или своеобразным национальным яством, которое продают после того как молодые попробуют первую ложку. Купить обязан был этот бочонок кто-либо из родственников невесты.
Обязательным заключительным действом является плач будущей супруги. Чем больше слез она прольет провожая гостей и прощаясь с родителями, оставаясь в новом доме, тем счастливей и радостней будет ее новая жизнь в новой семье. Потому старались, как могли разжалобить суженную.
На этой печальной ноте все традиции удмуртской свадьбы соблюдены. Но есть еще множество после свадебных обрядов, без которых брачные узы не считаются законными браками.
Это интересно: Свадьба в средневековом стиле: украшение зала, сценарий, фото и видео
Культурные особенности
В культуре удмуртов особенное место всегда занимала музыка. В Удмуртии поют обо всём – о природе, временах года, занятиях человека, профессиях, своём настроении и чувствах. Особый колорит народным традициям удмуртов добавляет театр. Он появился в этом крае на основе древнейших верований – синкретизма.
Учения эти были основаны на сложном абстрактном восприятии мира. В древние времена театральные сценки были частью религиозных культов и обрядов, однако в дальнейшем стали затрагивать светские сюжеты, превратившись в искусство и развлечение для людей.
Съемка ансамбля Ай Кай за исполнением народных песен в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский
Удмурты – обладатели таинственной и богатой истории, которая хранит немало тайн. Быть может, она позволит нам разгадать часть этих загадок уже в ближайшем будущем. Особый колорит родины этих людей, традиции и культурные особенности, преданность старинным обрядам привлекают в Удмуртию всё больше путешественников. Это действительно необыкновенная земля с необыкновенными людьми.
На обложке представлены свадебные наряды северных и южных удмуртов, съемка проходила в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский
Южтолэзь/Март
Тулыс кисьтон/Весенние поминки – семейный праздник поминовения умерших. Весной к мёртвым обращаются с просьбой помочь в весенних и летних работах. В честь умерших ставится чашка и кладётся ложка на краю стола. После трапезы содержимое чашек выносят за пределы избы, чаще всего в огород. Содержимое блюда выливается, или оставляется само блюдо. Подобные действия совершались во время поминок в каждом доме во время обряда гостевания. Навещали своих родных в строгой последовательности по течению реки.
Кулэм потон уй/Чук мунчо уй/Великий четверг – букв.: ночь возвращения мёртвых. Отмечается перед Пасхой. К этому дню тщательно готовились. Старались вымыть не только полы, но и потолки и стены в избе. В ночь на Великий четверг на стол стелили белую скатерть, клали хлеб, соль, надеясь жить в достатке круглый год. Считалось, что в эту ночь к живым возвращаются мёртвые, гуляют бесы – жобъёс, ишанъёс, ведуны. С целью предохранения от «нечистой силы» совершали различные действия: в окна, над дверями дома, конюшни, хлева, на ворота втыкали можжевёловые ветки; окуривали избы; с вечера мылись в бане, переодевались в чистые белые одежды; выходили в хлев и выкликали скот, чтобы он размножался и был здоровым, и т. д. Стараясь предугадать судьбу, в эту ночь гадали.
Старинные брачные традиции удмуртского народа
Удмурты — малочисленная народность, проживающая в Прикамье. Первые племена на этой территории появились десять тысяч лет назад, а письменные источники об удмуртах насчитывают тысячелетие. Этот народ бережно сохранил свой самобытный образ жизни. Несмотря на влияние культуры других народов и православной веры, многие ритуалы соблюдаются с языческих времен и до сей поры.
Современная жизнь вносит свои коррективы, этого никак не избежать. Удмуртия, как и все республики Российской Федерации, шагает в ногу со временем. Какие-то обычаи устарели и почти забыты, о них помнят лишь этнографы, да старики из глухих деревень. Что-то утратило свой смысл, отброшено за ненадобностью. Но освященная веками основа брачного обряда почитается, неуклонно соблюдаясь. Ритуал единения мужчины и женщины для создания новой семьи являет неповторимый колорит исконно удмуртских обычаев.
Несмотря на языческие корни, влияние православной веры на культуру удмуртов велико. Свадьба в Удмуртии, как правило, приурочивалась к большим христианским праздникам. Летний период считался крайне неблагоприятным временем для брака, работы в деревнях летом — непочатый край.
Как только заканчивалась уборка урожая – по всем селам начинали греметь свадьбы, это время от середины октября до середины ноября. Сочетаться узами брака именно в этот период считалось наиболее благоприятной приметой. Свадьба, благословленная обильным урожаем прошедшего года, сулила благополучную сытную жизнь, многочисленное потомство. А зимой было принято жениться, начиная от Крещения, 19 января, до весенней Масленицы. Запретными днями считались среда, пятница и воскресенье.
Особенностью старинной удмуртской свадьбы являются длительные перерывы между этапами обряда. Зачастую, они продолжались по нескольку месяцев. Таким необычным образом семьям и самим брачующимся давалось время собраться с духом и подготовиться к следующему сложному действу в целой череде ритуалов.
Это интересно: Cвадьба в стиле Джеймса Бонда — палитра цветов, идеи оформления, образы молодоженов
Период выбора невесты и сватовство
Все вопросы, касательно знакомства и женитьбы решались старшими членами семьи. Девушки-невесты, достигшие брачного возраста, права голоса не имели. Зачастую, молодого жениха также никто не спрашивал. Подыскивать сыну невесту начинали, когда ему исполнялось 13-14 лет, а самым подходящим возрастом для женитьбы считали 16-18 лет. Будущая супруга должна была быть здоровой, работящей, спокойной по характеру, не калекой.
Умения и способности девушки тщательно оценивались, также, как благосостояние ее родственников, величина приданого. О девушке не должно было ходить никаких порочащих слухов. Очень часто невеста была на 2-6 лет старше жениха. Причины таких решений сугубо практичные: в хозяйстве нужны были рабочие руки. Девочку-подростка еще обучать требовалось, да неизвестно, какая из нее хозяйка бы вышла. Впрочем, родители девушек отдавать их замуж не торопились — все по тем же причинам.
К поиску подходящей кандидатуры активно привлекались родственники и знакомые. Рекомендации могли давать при необходимости зрелые замужние дамы, которые тщательно изучали потенциальных невест. Таких женщин называли дэмчи — свахи. Признанные дэмчи давали исчерпывающую информацию по кандидаткам, включая их характер, предпочтения, добропорядочность, трудолюбие, полную характеристику всей родни, а также их достаток.
Как только кандидатура была одобрена на семейном совете, готовились к сватовству. Сватом выступал отец жениха, дэмчи и выборные из ближней родни. Разговор заводила сваха, используя красочные иносказания, да порой еще и стихами, расписывая достоинства столь удачной партии для их дочери. Но родители невесты держались стойко. Получить положительный ответ с наскока не удавалось никому.
Неудавшиеся сваты откланивались, забывая что-то из одежды, как правило, рукавицы или пояс. Возвращались за потерей спустя несколько дней и снова заводили ту же песню. Порой, «забывать» приходилось по пять-шесть раз. Когда родня невесты все же смирялась с мыслью о скором прощании со своей кровиночкой, загнанных сватов ожидал разогретый невестой самовар и душистый чай.
Как раз за столом обсуждался размер йырдона, выкупа за невесту, приданого выбранной красавицы и учет совместных трат на проведение торжеств. Долгие и весьма непростые переговоры оканчивались ко взаимному согласию, когда мельчайшие детали, вплоть до облачения невесты и количества полотенец в приданом были учтены.
Сватовство заканчивалось преподнесенным караваем с пиалой, полной масла, на нем. Это право предоставлялось, как правило, матери невесты или старшей женщине в доме. Представитель счастливого жениха бросал в масло серебряные монетки, знаменуя переход девушки в статус официальной невесты.
Гудырикошкон/Август – Куарусён/Сентябрь
Виль/Ильин день — букв.: новый. Смысл этого первого осеннего обряда заключался в том, что в этот день готовили пищу из свежих (выль/виль) продуктов: специально к этому дню или в этот же день резали утку, гуся, чаще всего барана. С поля приносили колосья ржи, овса, ячменя, заносили стручки гороха, листья капусты. Клали их на край стола и совершали обряд куяськон (поминовение умерших). Пучок из разных колосьев подвешивали в семейной куале, окунали колосья в суп и освящали их, прося хорошего урожая. В этот день пекли хлеб из муки свежего помола, варили сезьпызь – овсяный кисель. Устраивали вöсь нерге – ходили друг к другу в гости. На следующий день после Ильина дня выходили жать. Перед тем как идти в поле, хозяин освящал во дворе масло. Этим маслом мазали серп, чтобы жатва прошла хорошо и споро. Жать начинали самые пожилые женщины, которые «легки на руку».
Традиционная одежда
Одежду удмурты шили из домотканых материалов: холста, сукна, а также из овчины.
В традиционной одежде выделяют северные и южные варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов, отличающихся деталями кроя, орнаментацией, украшениями, отд. предметами.
В начале XX в. североудмуртский женский костюм состоял из белой холщовой туникообразной рубахи с прямыми рукавами, с треугольным или овальным вырезом на груди, который закрывался съёмным вышитым нагрудником. Поверх рубахи надевали белый холщовый халат с короткими рукавами.
У южных удмуртов к этому времени белая одежда сохранилась лишь в качестве ритуальной, во всех остальных случаях носили рубахи из пестряди, рубаху украшали аппликацией из кумача (хлопчатобумажная ткань) и цветного ситца. На неё надевали приталенный камзол или безрукавку.
Тёплой верхней одеждой служили полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы.
Обувь – узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти, башмаки, валенки.
Головные уборы – повязка с затканными концами, высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами, – аналог русского кокошника; налобная повязка.
Мужская одежда была менее разнообразной: белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка без завязок и пуговиц (впоследствии с завязками, крючками или пуговицами); штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску.
Головные уборы – войлочные шляпы, шапки из овчины.
В качестве мужской обуви были широко распространены холщовые и шерстяные онучи, сапоги.
Жилище удмуртов
Традиционный вариант жилища удмуртов напоминает классический финно-угорский дом. На местном языке такая постройка называется “код”. Под влиянием русских в Удмуртии появляются избы славянского образца с сенями. Внутри дома обязательно выкладывали гур – глинобитную печь.
В центре комнаты располагались стол и стулья, причём самое удобное, тёплое и красивое место предназначалось гостю. Несмотря на то, что сегодня в Удмуртии немало современных домов, народ стремится сохранить обычаи своих предков. И в наши дни в удмуртском жилище часто встречаются полотенца на стенах, ковры, вышитые салфетки, украшающие сундуки, лавки, подоконники.
Жилище удмуртов, «Дом музей Лудорвай» в Удмуртской республике
Шуркынмон/Ноябрь
Пöртмаськон/Проводы осени и встреча зимы — букв.: ряженье. Обряд не был широко распространён, проводился в основном лишь удмуртами, живущими на территории современных Сюмсинского, Селтинского, Увинского, части Якшур-Бодьинского районов Удмуртии. Начинался в Покров день (14 октября) и являлся своеобразным завершением полевых работ. Основными участниками обряда была молодёжь. Самое активное участие в празднике принимали юноши и молодые мужчины. Некоторые из них были урыс шуккисьёс (букв.: те, которые ударяют плетьми). Это были своеобразные стражи обряда. Накануне праздника девушки изготовляли для вечера специальные шляпы из соломы. Их делали не всем участникам обряда, а одну на группу, в которую входили три-четыре человека. Таких групп было до пяти-шести. Шляпы после обхода всей деревни передавались урыс шуккисьёс и хранились у них до следующего сезона. Обряд начинался на исходе дня и продолжался до утра, пока не были обойдены все дома. Посещение каждого дома состояло из нескольких этапов, которому четко соответствовала своя песня. В песнях весьма ощутимо было эротическое начало. Исполнение песен фривольного содержания должно было, очевидно, стимулировать продуцирующую функцию как человека, так и природы.
По окончании сева все участники собирались в одно место и устраивали пир. Затем проводились скачки. Считалось, что чья лошадь придёт первой, тот и пахоту кончит первым. Наездника-победителя угощали специально приготовленной кашей, девушки дарили ему нарядно вышитую чалму.
Модные продукты для развития культуры
— Идет глобализация, век поп-культуры, и нужно ли напрягаться, сохраняя национальную культуру малых народов? Или пусть она остается как хобби отдельно взятых творческих людей?
Новость по теме
Сельский священник перевел Библию на удмуртский язык
Сделать культуру малого народа привлекательной для всего региона непросто: для этого нужно знать ее язык. Я это понял по себе. Но сейчас многое можно сделать с помощью интернета. Мы имеем возможность создавать культурные продукты и продвигать их в соцсетях и на «Youtube». Удмуртская культура — не что-то застоявшееся, можно и нужно делать и нечто крутое и модное для её развития.
Когда я начинал этим заниматься, только-только появились удмуртские дискотеки, ремиксы на удмуртские песни. За последние 5 лет мы многого добились.
Если ты сделал на родном языке что-то интересное, шикарное, люди в любом случае оценят. Так, Павел Поздеев предложил акцию «Удмурт зэмос веме» для развития удмуртской анимации. Веме — по-удмуртски помощь, обряд, когда дом одному поднимали всей улицей. Это очень эффективный механизм: люди скидываются, и на эти деньги снимается удмуртский мультфильм. Вышло уже две серии, очень интересные. Конечно, в таких проектах нужна поддержка государства. Но люди устали ждать, у них накипело — им проще помочь друг другу.
Судьба поэтессы Ашальчи Оки: у дороги, ведущей в вечность
Читайте в АиФ
— Вы видите пути продвижения удмуртской культуры как информационные и проектные. Но есть и политические методы: заставить всех учить язык, например.
— После школы я купил Конституцию Удмуртской Республики, прочитал ее и был в шоке от своих открытий. Оказывается, есть закон о государственных языках, принятый в 90-х годах. Он никак не исполняется. Это не особенность Удмуртии — в целом в стране у нас такое воспитание, что мы не считаем важным выполнять законы, например, курим на улице, когда это запретили. У нас в крови есть русское «авось»: может, обойдём закон и обойдётся? Нельзя законодательно «включить» у людей потребность в чужой культуре — к ней только можно пробудить интерес, увлечь ею.
— Редактор русского литературного журнала пророчит Вам будущее великого удмуртского поэта?
— Откуда же такое мнение? Я не считаю, что стану великим удмуртским поэтом. Такой цели и нет. Я занимаюсь удмуртской культурой, и мне, как ее деятелю и потребителю, вполне бы хватило круглосуточного национального телеканала, работы для него. Не обязательно он полностью должен идти на удмуртском языке, но там были бы программы по изучению этого языка, и т.д. Такой канал — моя мечта. Он стал бы огромным подспорьем для удмуртской культуры.
Исторические корни
Исторической основой для формирования предков удмуртов послужили многочисленные племена Волго-Камья. Смешение с представителями других племен – с уграми и славянами, индоиранцами и позднетюрками — отразилось на культуре этноса. Заметные изменения в структуре удмуртской этнической группы произошли под воздействием русского народа. Вятские земли осваивались русскими переселенцами. Уже в 15 веке удмурты входят в численность Русского государства. Удмурты, проживающие на южных территориях, попали в зависимость от Волжской Булгарии, и только после падения Казанского ханства вошли в состав Российского государства. В истории это событие датируется 1558 годом. Из краткой исторической справки легко напрашивается вывод: удмурты несколько раз попадали под власть других государств. Находясь под властью чужеземного подданства, удмурты неминуемо ассимилировались, т.е. «смешивались»: южные племена с русскими, а северные удмурты с татарами. Однако, благодаря русскому покровительству, удмурты сохранились как нация.
Еда
Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают. Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу. Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей. Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю. На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца. Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.
Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.
История
Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах относится к XII в. (в сочинениях арабского автора Абу-Хамида аль-Гарнати).
В русских летописях удмурты впервые упоминаются как аряне, арские люди (1379) в записи о походе вятской рати в Арскую землю (см. Ары).
Внутри удмуртского этноса выделяют несколько групп, основные из которых – северные и южные. Их развитие происходило в различных этноисторических условиях: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние (бесермяне), у северных – русское.
Северные удмурты довольно рано оказались в составе своеобразного политического и экономического образования – Вятской земли.
Южная группа удмуртов подпала под власть Волжской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства, после 1552 г. была присоединена к Русскому государству.
С учреждением Вятского наместничества (1780), а позднее Вятской губернии (1796) удмурты составляли большинство населения Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов; были отнесены в разряд государственных крестьян.
В 1920 была образована Вотская (с 1932 г. – Удмуртская) автономная область, 28 декабря 1934 г. преобразована в автономную республику (с 1991 г. – Удмуртская Республика).