Пантеон

Как добраться до Пантеона

Храм находится в центральной части города на правом берегу Тибра.

Точный адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Roma RM, Италия

Как добраться от железнодорожного вокзала Termini:

Как добраться из аэропорта Фьюмчино:

Что не тратить время на дорогу до храма и окружающих его достопримечательностей, можно подобрать один из отелей, расположенных в шаговой доступности:

  • на улице Minerva, 5 от 155 евро (~13 229 руб.) за сутки
  • на улице Seminario, 87 от 140 евро (~11 949 руб.) за сутки
  • на улице Salita dei Crescenzi, 30 от 160 евро (~13 656 руб.) за сутки
  • на площади Rotonda, 70 от 130 евро (~11 096 руб.) за сутки
Пантеон на карте

Часы работы и стоимость билетов

Работает сооружение круглогодично за исключением праздничных дней 1 мая, 25 декабря и 1 января. Часы работы зависят от дня недели:

  • С понедельника по субботу храм доступен с 8:30 до 19:30;
  • По воскресеньям попасть в него можно с 9:00 до 18:00.

Последних посетителей запускают за 15 минут до завершения работы.

Вход в сооружение является бесплатным для всех желающих, поэтому искать кассы и информацию о цене на билет не стоит.

Правила посещения

Как и в любое другое религиозное сооружение, в этот храм следует отправляться с прикрытыми плечами, а также стоит избегать коротких шорт и юбок. По церковным традициям девушкам лучше входить внутрь с прикрытой головой. При необходимости взять платок можно в одной из корзин, стоящих при входе.

Сегодня Пантеон не только храм, но и Мавзолей. Здесь похоронены знаменитые итальянские художники, в том числе Рафаэль

Запрещено входить в храм с открытой едой и напитками. Это может расцениться как знак неуважения к святыне, а также помешать другим посетителям.

Находясь внутри, стоит соблюдать тишину и не повышать голос, а также отключить звук на гаджетах.

Делать фото и снимать видео для личного архива в храме разрешается.

Интересные факты

  • В разные периоды храм использовался как место захоронения известных граждан страны. Например, здесь находится могила Рафаэля Санти, а также могилы Виктор Эммануил II и Умберто I.
  • В день летнего равноденствия ровно в полдень столб света, проходящий через окулюс, падает точно на главный портал храма.
  • По легенде сооружение стоит именно на том месте, с которого отправился на небо один из создателей столицы — Ромул.
Панорама Пантеона в Риме
Пантеон в Риме на видео

Заглянуть в Пантеон стоит всем гостям римских кварталов. Он стал значимым образцом искусства и верхом инженерной и строительной мысли своей эпохи. И именно поэтому сумел заслужить звание одного из самых важных строений античности.

Умения[]

Воля смертного

Пассивно: Пантеон получает заряд Воли смертного после каждой успешной автоатаки или активации одного из базовых умений, в сумме не более 5 зарядов. При 5 зарядах следующее базовое умение Пантеона поглотит заряды и получит дополнительный эффект.

Заметки

Нет.

Копье воина

Стоимость: 40 маны

Перезарядка: 10 / 9.5 / 9 / 8.5 / 8

Активация — нажатие: Пантеон делает выпад копьем в выбранном направлении, нанося физический урон всем пораженным противникам. Перезарядка умения сокращается на 50%.

Физический урон:
75 / 115 / 155 / 195 / 235 (+ 100% доп. силы атаки)

Активация — удержание: Пантеон начинает подготовку длительностью до 4 секунд, замедляясь на этот период на 10%. После первой секунды подготовки дальность Копья воина увеличивается.

Удержание — вторая активация: Пантеон запускает копье в выбранном направлении, которое наносит физический урон всем противникам на пути. Всем целям после первой наносится только 50% урона; врагам, у которых осталось менее 25% запаса здоровья наносится увеличенный урон.

Физический урон:
75 / 115 / 155 / 195 / 235 (+ 100% доп. силы атаки)
37.5 / 57.5 / 77.5 / 97.5 / 117.5 (+ 50% доп. силы атаки)
Максимальный урон:
155 / 240 / 325 / 410 / 495 (+ 200% доп. силы атаки)

Наносит всем дополнительно 18 (зависит от уровня) (+ 100% доп. силы атаки) физического урона и  замедляет их на 2.5 секунды.

Замедление:
20 / 25 / 30 / 35 / 40%
Заметки
  • Если копье брошено после подготовки, то оно расценивается как снаряд и взаимодействует с перехватчиками.
  • Если Пантеон бросает копье, то пока оно к нему не вернется, тот будет стоять неподвижно.
Щит воина

Стоимость: 55 маны

Перезарядка: 13 / 12 / 11 / 10 / 9

Активация: Пантеон делает  рывок к выбранной цели, наносит ей физический урон и оглушает на 1 секунду.

Физический урон:
60 / 80 / 100 / 120 / 140 (+ 100% силы умений)

Следующая автоатака Пантеона наносет физический урон трижды в размере 45% − 55% (зависит от уровня) силы атаки за раз, (в сумме 135% − 165% (зависит от уровня) силы атаки). Каждое попадание отдельно накладывает эффекты при попадании.

Заметки
  • Ускоренные автоатаки обладают всеми свойствами обычных:
    • Могут быть критическими
    • Активируют вампиризм
    • Накладывают эффекты при попадании
    • Могут быть заблокированы и не подействуют, если Пантеон  ослеплен.
  • Пантеон автоматически попытается атаковать цель, которую только что оглушил.
  • От его атак можно уклониться, если отойти на расстояние около 800 единиц в момент оглушения.
Агрессивная защита

Стоимость: 80 маны

Перезарядка: 22 / 20.5 / 19 / 17.5 / 16

Активация: Пантеон поднимает щит перед собой на 1.5 секунды в выбранном направлении, после чего наносит серию ударов в конусе перед собой. Если он не движется вперед, он замедляется. Замедление достигает максимума в 50% при движении ровно назад.

Пантеон  неуязвим к урону, приходящемуся на щит, а также наносит「 до 100% силы атаки физического урона в сумме за время действия щита 」「 33.(3)% силы атаки физического урона каждые 0.5 секунды 」. Урон по миньонам уменьшен на 50%, а по неэпическим монстрам — на 33%.

В конце действия умения или при повторной активации спустя 0.2 после начала действия, Пантеон с силой бьет щитом, нанося физический урон.

Урон от щита:
55 / 105 / 155 / 205 / 255 (+ 150% доп. силы атаки)

Длительность Агрессивной защиты увеличена до 2.5 секунды, при этом Пантеон наносит врагам「 до 166.(6)% силы атаки физического урона в сумме за время действия щита 」「 33.(3)% силы атаки физического урона каждые 0.5 секунды 」.

Заметки

Сила замедления Пантеона зависит от величины угла между направлением движения Пантеона и направлением щита, достигая максимума при угле в 180° (т.е. движении назад).

Великий звездопад

Стоимость: 100 маны

Перезарядка: 180 / 165 / 150

Активация: Пантеон начинает подготовку длительностью 2 секунды, отмечая точку падения и область поражения, и спустя 2.4 секунды грандиозно приземляется в выбранной области в выбранном направлении. Во время полета он считается  исчезнувшим

Противники в зоне приземления получают магический урон, уменьшенный на 50% на краях зоны поражения.

Магический урон:
300 / 500 / 700 (+ 100% силы умений)

Великий звездопад мгновенно заряжает .

Заметки

На подготовку уходит 2 секунды, на сам полет — 0.4 секунды.

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.

В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.

Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии.  С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.

Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва – ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.

Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви – одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.

Также неподалеку “спряталась” в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) – один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.

А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.

Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!

Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry – нашем мобильном путеводителе для iPhone.

Символизм римского Пантеона по Моммзену

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием Древнего Рима. Фронтон (треугольная секция над входом) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу (внутреннюю часть) и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отмечен самый большим в мире цельным блоком Лукулланского черно-красного мрамора. Круглую форму Пантеона скрывают здания вокруг, а вход прямоугольный в плане. Когда посетитель попадает в просторное круглое помещение, то поражает контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии драгоценного металла было в избытке. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первоэлемента огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид (выступов здания). Теодор Моммзен (1817-1903 гг), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима, предположил, что в них стояли статуи семи богов-планет и Юлия Цезаря, обожествлённого после смерти.

Порядок статуй в храме в письменных источниках не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Так семь апсид символизировали Вселенную.

Архитектура

Пантеон отличается уникальным архитектурным исполнением. Толщина его стен составляет 6 метров, а купол имеет ширину 43,3 метра. Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.

Фото: givaga / Shutterstock.com

При этом огромная ротонда не давит на посетителей, а невесомо возвышается в виде небесного свода. Ощущение сферического пространства усиливается еще из-за того, что в высоту здание достигает почти столько же метров, сколько и в диаметре – около 42 метров.

Окно Пантеона

В частности, неповторимость архитектуры здания касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет и воздух проникают в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола и называемое «Око Пантеона».

Диаметр отверстия составляет 9 метров. Поскольку единственное окно храма открыто для осадков, то в Пантеоне устроена специальная система дренажа.

Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства.

Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.

В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.

Купол Пантеона

На поверхности купола с внутренней части располагаются 140 кессонов. Они служат не только с декоративной целью, но также для уменьшения массы купола. Ведь полный вес свода равняется 5 тысяч тонн.

При этом, чем выше к центру купола, тем меньше масса и толщина материала. В основании свода его толщина составляет 6 метров, а рядом с «окулусом» — всего 1,5 метра.

Фото: Rafael Dias Katayama / Shutterstock.com

На входе в храм

Когда вы подойдете к Пантеону, то увидите портик, состоящий из 16 коринфских колонн из гранита. Вовнутрь можно пройти через портал времен Древнего Рима.

На треугольном фронтоне под крышей здания расположены отверстия, в которой ранее находилась скульптурная композиция «Битва Титанов». Скульптура не сохранилась до наших дней, поскольку имела языческое происхождение.

Двери в храме очень тяжелые и мощные, относятся к 14-16 векам, когда Пантеон служил для оборонительных целей. У входа установлены скульптуры Агриппы и Адриана.

Купол держится на стенах, разделенных на два яруса. В нижнем ярусе расположено 7 равных ниш, облегчающих общий вес конструкции. Стены храма облицованы мрамором.

Римский пантеон – история

Для начала, что означает Пантеон? Название происходит от греческого пан (все) и теон (божественный), так как храм посвящен всем римским богам.

Задуманный в 27-25 гг до н.э. консулом Агриппой по воле императора Августа, римский пантеон впоследствии не раз перестраивался. После двух пожаров, в 80 и 110 н.э. храм возобновили в той форме, в которой он дошел до наших дней, во времена императора Адриана (128 г н.э.) в расцвет Римской империи. Несмотря на отличия от оригинального сооружения, Адриан пожелал увековечить память архитектора Агриппы надписью на латыни:

«Построен Марко Агриппа, сыном Лучо, трижды консулом».

Благодаря раскопкам мы знаем, что изначально храм был почти квадратным, больше широким, чем длинным, выполненным в греческом стиле и посвященным семи римским богам. Современное здание ниже первого почти на шесть метров. Тут нечему удивляться, так как античный Рим находится прямо под ногами – на глубине 5-10 м под землей. В частности, довольно заметны работы над фасадом храма, частично расположенным под землей.

Если верить Кассио Дионе Коччейано, храм назвали Пантеон из-за подобия его купола небесному своду – жилищу богов.

Также известно, что Агриппа проектировал династический храм, посвященный богам – защитникам рода Юлии, Марсу и Венере, со статуей Октавиана Августа в центре. Внутри Агриппа установил статую божественного Юлия, а снаружи, на портике, статую Октавиана и рядом – свою, в честь их дружбы.

Храм был украшен Дионисом из Афин, но разрушен в результате пожара в 80 г н.э., а также пострадал в нескольких войнах, пока в 123-125 гг не был выстроен заново по приказу Адриана.

Hимский пантеон отличался от других храмов. В то время как внутри других храмов разрешалось быть только священникам, римский пантеон был открыт для публики, которая стала участвовать в церемониях. Это новшество затем переняли в римском храме Исиды, впустив верующих внутрь, а после и современные христианские церкви.

В 7 в. храм переделали в церковь Святой Марии, что гарантировало его безопасность и сохранность, хоть исчезли и некоторые элементы декора.

Пантеон: искусство и архитектура

Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.

Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.

Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!

Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.

Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект

Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.

Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. римский пантеон переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.

Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.

Наружное убранство

Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.

Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.

Внешнее убранство

В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.

Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.

Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.

Пантеон внутри

Купол Пантеона в Риме — главная загадка античного храма. До сих пор многие не понимают, как может почти две тысячи лет стоять здание, построенное из бетона. Ведь срок службы бетонных конструкций составляет максимум 600 лет. А наличие увесистого бетонного купола — самого крупного неармированного купола на планете — без каких либо подпор, кроме стен, и вовсе путает карты.

Почему не падает и как сохранился купол Пантеона в Риме?

Дело в том, что разные ярусы купола сделаны из разных видов бетона. Нижние из более твердого. В бетон верхних ярусов подмешивали пемзу для облегчения конструкции.

В один ярус бетона подмешивали горные породы травертин и туф, во второй — туф и кирпич, в третий — только кирпичную крошку.

Купол и Пантеон внутри:

Внутри Пантеона

По центру купола отверстие — окулюс. На латыни oculus означает “глаз”. Толщина кладки купола Пантеона сужается кверху. Так, вокруг окулюса она 1,5 метра, а в нижней части — 5,90 м. Диаметр купола 43,44 метра, диаметр отверстия 9 метров. Когда идет дождь, через окулюс вода попадает внутрь, но благодаря стокам в полу не затапливает храм.

Круглое отверстие в центре крыши — эффективный инженерный прием. В ясную погоду лучи солнца через окулюс образуют столб света внутри Пантеона. По мере движения солнца изменяется и освещение внутри.

Купол Пантеона снаружи

Ежегодно 21 апреля, в день основания Рима, луч солнца бьет во входную дверь Пантеона. Когда римские императоры входили в храм в день рождения города, они купались в солнечном свете, что придавало цезарям божественность.

Как и в любой католической церкви, внутри Пантеона сегодня есть алтарь, кресты, иконы. А на месте статуй семи богов сегодня стоят фигуры святых и ангелов.

Над гробницей Рафаэля стоит статуя Мадонна на скале (Madonna del Sasso). Одной ногой Богоматерь опирается на камень. Интересно, что статую при жизни заказал сам Рафаэль. А выполнил скульптор Лоренцо Лотти в 1524, спустя четыре года после смерти знаменитого живописца:

Фигуры святых в Пантеоне: Мадонна на скале

Пантеон внутри отделан мрамором, причем отделка сохранилась удивительно хорошо. Это объясняют тем, что здание непрерывно проветривалось благодаря окулюсу. Хотя многие скептики не верят, что за многие века миллионы ног не протоптали мраморный пол хотя бы в поношенное состояние.

Вход в здание венчают 16 монолитных гранитных  колонн, они поддерживают портик с треугольным фронтоном. Высота колонн 11,9 м, диаметр 1,5 метра. Колонны сделаны из цельного красного и серого гранита из Египта.

Архитектура храма богов

Пантеон снаружи и внутри

Конечно, за двухтысячелетнюю историю Пантеона коснулись изменения и снаружи и внутри. Большая часть храма по-прежнему облицована мрамором, но есть в местах, где проблескивает кирпичная кладка. Также серьезно обеднело и внутреннее убранство базилики: исчезли множество статуй, позолоченные бронзовые украшения, а алтарь, который раньше был посередине храма, сейчас перенесён в восточную часть.

Впрочем, попадая внутрь, забываешь, что было как-то по-другому: все сверкает и удивляет своим великолепием.

Вид на алтарь внутри Пантеона

Что означает отверстие в крыше

Главная особенность Пантеона – отсутствие окон. Существует только отверстие в центре крыши, называемое «окулюс». Это «окошко» является единственным отверстием наружу, откуда и поступает свет. Диаметр отверстия – 9 метров. Само отверстие при строительстве интерпретировалось как небесное всевидящее око.

При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве.

Интересны и иные интерпретации появления окулюса.По одной из них, сначала отверстия не было – его прорубили разгневанные злые духи, когда в Пантеоне начали служили первую мессу. Хотя эта легенда не объясняет, почему тогда храм сразу строили без окон.

Отверстие в куполе Пантеона

Купол Пантеона

Ещё одной особенностью Пантеона в Риме является идеальный полусферический купол. Ширина купола — 43,3 метра. Выполнен купол из бетона, а вместо камней использовались кирпичи и лёгкие материалы, такие как пемза. Но как бы архитекторы ни облегчали купол, заменяя увесистые булыжники кирпичами и пемзой, все равно купол получиться очень тяжёлым. Чтобы удержать такую огромную полусферу (весом в 5 тысяч тонн) потребовалось увеличить толщину стен. Именно поэтому толщина стен Пантеона составила 6 метров.

Так как до сих пор не известно, как соорудили такой купол, существует много легенд о его постройке. Одна из них гласит, что сразу при строительстве изнутри храм заполнялся землёй, перемешанной с золотыми монетами. После окончания постройки Агриппа сказал, что каждый нашедший золотой, мог забрать его себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.

Архитектура Пантеона

План римского Пантеона

Портик

Начнём с портика!

На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M

AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.

На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.

Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!

Купол Пантеона

Разрез римского Пантеона

Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!

Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.

Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.

И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.

Окулус

Окулус в куполе Пантеона, Рим

Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).

Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!

Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.

Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!

Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.

Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.

Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.

Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.

Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим

Могила Умберто I в Пантеоне, Рим

Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.

Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.

Легенды Рима о Пантеоне

Стоит начать с самого места расположения храма. По легенде, именно отсюда Ромул – один из братьев-основателей Древнего Рима, вознесся на небо вместе с божественным орлом, спустившимся к нему после его смерти.

Идея воздвигнуть храм также окутана тайнами. По одной из легенд, Цибела – древнегреческая богиня, Мать богов, попросила архитектора Агриппу построить Пантеон, явившись к нему во сне. Он должен был стать оплотом извечной борьбы с семью демонами, которые смогли проникнуть в мир живых и грозили страшными несчастьями. Кстати, «доказательством» этой легенды местные жители считают отверстие в центре купола (в ранней архитектуре Пантеона оно отсутствовало), пробитое самим дьяволом, убегавшим после проигрыша в противостоянии с богами.

Римский Пантеон не перестает поражать и по сей день. Габариты сооружения – до сих пор предмет дискуссий и размышлений архитекторов о том, каким образом можно было построить объект такого масштаба. Но даже на этот счет у местных жителей есть объяснение: для строительства храма использовали насыпной холм, благодаря которому рабочие имели возможность быстро добираться до купола здания. Куда же делся холм сразу после строительных работ? Его сровнял с поверхностью народ Рима, добровольно вызвавшийся помочь! Сказать по правде, не совсем добровольно, а после прошедшего слуха о зарытых в холме золотых монетах, пожалованных рабочим самим императором. Работа по разравниванию завершилась в рекордные сроки.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Сохранившиеся триумфальные арки Рима

When it rains, does water enter the hole in the roof of the Pantheon?

The most frequently asked question about the Pantheon continues to be, if it rains inside, through the hole in the roof. The answer is as surprising as trivial. Well, yes.

Water enters through the 9 meters in diameter oculus of the cupola. The floor is, in fact, slightly convex, made in such a way as to run off the rain water into 22 manholes.

A Roman legend has it that rain does not enter the Pantheon, due to a so-called “chimney effect.” In reality it’s a false belief tied to the past, when many candles that were lit in the church to light it produced a stream of hot air rising upward and that, by meeting with the rain, thereby suppressed the perception of water coming in.

Do you want to know more about the history of the Pantheon and see how it was originally during the roman empire?

Check out our guidebook to Rome, with detailed history and Past & Present images of the Pantheon, the Colosseum, Trajan’s Market and all the greatest historical and archaeological sites of the eternal city.

Check out our Rome Guide Book now

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector