Методы географических исследований
Содержание:
- Введение
- ↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ
- Социально-экономическая география и ее роль – Моя освіта
- История изучения
- Вопросы будущего планеты
- Проводимые исследования
- Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
- Поиск природных ресурсов
- Теоретические методы
- Как происходит исследование земли
- Современные способы
- Разнообразие источников географической информации. Географические карты
- Географические знания
- Интересные факты
- ↑вРН БЙКЧВЮЧР Б ЯЕАЪ ЛЕРНДШ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ
Введение
География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.
Земля из космоса (вид с поверхности Луны)
Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.
Луна — спутник Земли
Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.
Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».
Международная космическая станция
Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.
Планета Марс
Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.
Вид на гору Фудзияма, Япония
Северное сияние, Финляндия
Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.
Торнадо, США
Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия
Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония
Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.
Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.
Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.
Южная часть России (вид из космоса)
↑яНЯРНЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХХ ГЮ ПСАЕФНЛ
гЮПСАЕФМЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ Б 20 Б ОПНЬКЮ ОСРЭ НР ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ГЮДЮВХ НОХЯЮМХЪ ГЕЛМНИ ОНБЕПУМНЯРХ, ОПХПНДШ, УНГЪИЯРБЮ Х МЮЯЕКЕМХЪ, ДН ОНХЯЙЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ Х ГЮЙНМНБ. аНКЭЬНЕ НАЗЕДХМЪЧЫЕЕ БКХЪМХЕ МЮ ПЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХХ НЙЮГЮКХ УНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ МЕЛЕЖЙНЦН СВЕМНЦН ю. цЕРРМЕПЮ, БХДЕБЬЕЦН ГЮДЮВС ЦЕНЦПЮТХХ Б БШЪБКЕМХХ “ГЕЛМШУ ОПНЯРПЮМЯРБ ОН ХУ ПЮГКХВХЪЛ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШЛ БГЮХЛННРМНЬЕМХЪЛ”. уНПНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЙНМЖЕОЖХЪ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ Б яью Б РПСДЮУ п. уЮПРЬНПМЮ. мЮ ЩРНИ РЕНПЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБЕ Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ, яью, юБЯРПЮКХХ ЬХПНЙНЕ ПЮГБХРХЕ ОНКСВХКХ ПЮАНРШ ОН ПЮИНМХПНБЮМХЧ РЕППХРНПХХ. гМЮВХРЕКЭМШИ БЙКЮД Б ПЮГПЮАНРЙС РЕНПЕРХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ БМЕЯКХ Б цЕПЛЮМХХ г. оЮЯЯЮПЦЕ, ю. оЕМЙ, н. ьКЧРЕП, й. рПНККЭ, и. ьЛХРУЧГЕМ; Б яью – й. гЮСЕП, х. аНСЛЮМ. бН тПЮМЖХХ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ПЕЦХНМЮКЭМНИ Х ЙСКЭРСПМНИ ЦЕНЦПЮТХХ (о. бХДЮКЭ ДЕ КЮ аКЮЬ, щ. лЮПРНМ, ф. аНФЕ-цЮПМЭЕ). цЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ ДЕРЕПЛХМХГЛ, ОНОСКЪПМШИ Б ЮМЦКНЪГШВМНИ ЦЕНЦПЮТХХ МЮВЮКЮ 20 Б., ОПЪЛН БШБНДХК ХЯРНПХВЕЯЙХЕ Х ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЕ ОПНЖЕЯЯШ ХГ ОПХПНДМШУ СЯКНБХИ (щ. уЮМРХМЦРНМ).
б АХНЦЕНЦПЮТХХ ХДЕЪ ХГЛЕМЕМХЪ БН БПЕЛЕМХ ЯРЮКЮ ПСЙНБНДЪЫЕИ ОНЯКЕ ПЮАНР т. йКЕЛЕМРЯЮ. яТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЬЙНКШ ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ Б яью (й. гЮСЕП) Х бЕКХЙНАПХРЮМХХ (у. дЩПАХ). й. гЮСЕП ГЮКНФХК НЯМНБШ ЩЙНКНЦХХ ВЕКНБЕЙЮ Х БХДЕК НЯМНБС ЕДХМЯРБЮ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ Б ХГСВЕМХХ ОПХПНДШ Х ВЕКНБЕЙЮ. оНКХРХВЕЯЙХЕ ЯНАШРХЪ ОЕПБНИ ОНКНБХМШ 20 Б. ЯРХЛСКХПНБЮКХ ПЮГБХРХЕ ЦЕНОНКХРХВЕЯЙХУ РЕНПХИ, ЙНРНПШЕ ХЯУНДХКХ ХГ ОПЕДЯРЮБКЕМХИ Н ЦНЯСДЮПЯРБЕ ЙЮЙ НПЦЮМХГЛЕ Я МЕНАУНДХЛШЛ ЕЛС ФХГМЕММШЛ ОПНЯРПЮМЯРБНЛ (т. пЮРЖЕКЭ, п. вЕККЕМ, у. лЮЙЙХМДЕП).
бН БРНПНИ ОНКНБХМЕ 20 Б. НЯМНБМШЕ СЯХКХЪ АШКХ МЮОПЮБКЕМШ МЮ ЯНГДЮМХЕ ЮООЮПЮРЮ ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ. яКНФХКЮЯЭ РЕНПХЪ ЖЕМРПЮКЭМШУ ЛЕЯР б. йПХЯРЮККЕПЮ Х ю. кЕЬЮ, ОНГБНКХБЬЮЪ НАЗЪЯМХРЭ ХЕПЮПУХЧ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММНЕ ПЮЯОНКНФЕМХЕ ОНЯЕКЕМХИ. б ЦЕНЛНПТНКНХХ ПЮАНРШ п. уНПРНМЮ Х ю. яРПЮКЕПЮ ОНКНФХКХ МЮВЮКН ЙНКХВЕЯРБЕММНИ ЛНПТНКНЦХХ ПЕВМШУ АЮЯЯЕИМНБ. рЕНПХЪ НЯРПНБМНИ АХНЦЕНЦПЮТХХ НАЗЪЯМХКЮ ЙНКХВЕЯРБЕММШЕ ЯННРМНЬЕМХЕ БХДНБНЦН ПЮГМННАПЮГХЪ ФХБНИ ОПХПНДШ НР ОКНЫЮДХ НЯРПНБЮ Х ЕЦН СДЮКЕММНЯРХ НР ЛЮРЕПХЙЮ (п. лЮЙЮПРСП, е. сХКЯНМ). бМЕДПЪКЯЪ ЯХЯРЕЛМШИ ОНДУНД, ЯЮЛНПЕЦСКЪЖХХ, СЯРНИВХБНЯРХ (п. вНПКХ, а. йЕММЕДХ, п. уЮЦЦЕР, п. аЕММЕР, щ. мЕЕТ). б 70-80-Е ЦЦ МЮ ОЕПБШИ ОКЮМ БШДБХЦЮЕРЯЪ ХГСВЕМХЕ ОПНАКЕЛШ ХЕПЮПУХХ ОПНЖЕЯЯНБ БН БПЕЛЕМХ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШУ НАЗЕЙРНБ. б ПЮЛЙЮУ НАЫЕЯРБЕММНИ ЦЕНЦПЮТХХ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ОНБЕДЕМВЕЯЙЮЪ ЦЕНЦПЮТХЪ (АХУЕБХНПХГЛ) – д. сНКОЕПР, й. йНЙЯ, п. цНККЕДФ). я 90-У ЦЦ ОНОСКЪПМШ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН БНЯОПХЪРХЧ Х ЩЯРЕРХЙЕ КЮМДЬЮТРЮ, НЯНАЕММН БН тПЮМЖХХ (ф. аЕПРПЮМ, ю. дЕЙЮЛ). б 60-70-Е ЦЦ НАНГМЮВХКЮЯЭ ЩЙНКНЦХГЮЖХЪ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ (д. яРНДДЮПР, ц. уЮГЕ, х. яХЛЛНМЯ, т. уЩЕП). б 70-80-Е ЦЦ ТНПЛХПСЕРЯЪ КЮМДЬЮТРМЮЪ ЩЙНКНЦХЪ. нЯНГМЮМХЕ ЦКНАЮКЭМШУ Х ПЕЦХНМЮКЭМШУ ЩЙНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ ОНРПЕАНБЮКН ПЮГПЮАНРЙХ ЙНМЖЕОЖХИ ОПХПНДНОНКЭГНБЮМХЪ Х НУПЮМШ ОПХПНДШ. я 1982 Ц. ЯСЫЕЯРБСЕР лЕФДСМЮПНДМЮЪ ЮЯЯНЖХЮЖХЪ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ. нЯМНБМНЕ ОПХЙКЮДМНЕ ГМЮВЕМХЕ КЮМДЬЮТРМНИ ЩЙНКНЦХХ ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б ОКЮМХПНБЮМХХ ГЕЛКЕОНКЭГНБЮМХЪ, АНКЕЕ ЬХПНЙН – Б КЮМДЬЮТРМНЛ ОКЮМХПНБЮМХХ.
Социально-экономическая география и ее роль – Моя освіта
География — это система наук о Земле. В связи со сложностью объекта исследования и множеством функций выделяют ряд частных научных дисциплин и направлений.
Вспомните, что изучает физическая география, география почв, растений, животных.
Среди общественно-географических наук выделяется социально-экономическая география. Она делится на экономическую, социальную и географию населения.
Экономическая география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности размещения хозяйства и его рациональные формы территориальной организации (на районном, областном, государственном уровнях). Главными чертами экономической географии, по мнению знаменитого русского экономикогеографа Баранского Н. Н., являются:
- ? активность и тесная связь с практикой, проникновение запросами страны; установление закономерностей, позволяющих найти, научно определить дальнейшее развитие каждого района, большого и малого;
- ? комплексность и в то же время конкретность и детальность изучения, исследование и картированность территории,
- ? усиление технической подготовки экономикогеографов, которая необходима для того, чтобы глубже понимать географию производства и правильно намечать перспективы развития.
- Основная цель экономической географии заключается в поиске путей повышения продуктивности труда на основе рационального использования территории и размещения производства; оптимальной концентрации производства; усовершенствования отраслевой, территориальной организации и управления.
- Социальная география — отрасль социально-экономической географии, которая изучает закономерности пространственных особенностей формирования и развития населения, формы организации жизни людей (условия труда, быта, отдыха).
- География населения — наука, которая изучает закономерности и территориальные особенности формирования и развития современного состава населения и типы его расселения.
- Основными задачами социальной географии и географии населения являются:
- ? повышение эффективности общественного труда;
- ? комплексное социальное развитие каждого района страны;
- ? повышение благосостояния населения;
- ? улучшение условий труда, быта и отдыха;
- ? рациональное использование трудовых ресурсов;
- ? создание гармоничных взаимоотношений между обществом и природой.
- Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации общества, общественно-территориальных комплексах, факторах их формирования, структуре, организации и закономерностях развития.
- Сегодня велика роль социально-экономической географии в познании общества и его взаимодействии с природой; комплексном экономическом и социальном развитии ее районов; подготовке стратегических программ развития, решении общественных, социальных, экономических, экологических проблем.
- ПОДІЛИТИСЯ:
-
« Проблеми і перспективи розвитку Донецької області
Формирование территории Украины »
История изучения
Уже в древние времена появилось предположение, что Земля имеет круглую форму. Сначала выдвигались версии, что она представляет собой плоский круг, потом говорили о цилиндре, а вскоре стали высказывать мысли о шаре.
Во втором тысячелетии до н. э. из Древнего Египта организовывались экспедиции, которые доходили до Африки, совершались плавания по Красному и Средиземному морям. Все наблюдения подробно формировались в сообщения, рисовались схемы, таблицы.
В IX—VIII вв. до н. э. в Китае составляли карты земельных участков. Эти геоинформационные данные использовались для выбора места постройки. В этой же стране в III вв. до н. э. появился региональный а́тлас и подробное описание земель.
Вопросы будущего планеты
Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет
Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата
Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.
Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.
Проводимые исследования
Члены экспедиций в своей работе проводят самые разные виды исследований. Это могут быть полевые, сравнительно-описательные методы, измерение важных показаний.
Полевые исследования проводят на научных станциях или на местности в виде экспедиций. Обычно они проходят в течение полевого периода, который наступает в летнее время. В некоторых районах полевые изучения проходят в течение всего года. Примером таких работ являются изучение особенностей Мирового океана, Арктики, Антарктики, океана. После проведения любого метода географического исследования все наблюдения фиксируются в документах по описанию объектов. Здесь же отмечаются данные о происходящих в них процессах и явлениях. Полученные сведения подвергаются сравнительному анализу, выявляются схожие черты и различия. Описательно-сравнительный метод выражается не только в составлении описания, но и в подготовке статистических материалов, текстовых отчетов, картографических моделей.
Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.
В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.
Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:
- части внутренней Антарктиды;
- дебри Амазонки;
- высокогорная область Тибета;
- горные районы Кордильер, Анд и великих Гималаев;
- российская необъятная Сибирь и Дальний Восток;
- центральные районы Австралии;
- районы Великих пустынь — Сахары, Гоби и т.п.
Дебри Амазонки
Гималаи, панорама
Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта
Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:
- Земная поверхность в плоскостном начертании.
- Оболочки планеты: лито, атмо, гидро, био.
- Человечество как объект изучения.
- Взаимодействие природы и человека.
Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:
- как использовать изображение Земли на планах и картах и определять «адреса» географических объектов;
- как обобщать полученный «багаж знаний»;
- как правильно описывать процессы, происходящие в 4-х основных географических оболочках плане.
Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.
Словарь
Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.
Поиск природных ресурсов
Основой современной экономики являются углеводороды – нефть и природный газ. Однако их старые месторождения истощаются, поэтому географы постоянно ищут новые. Сегодня активно осваивается арктический шельф, а также новые методики добычи так называемых сланцевых нефти и газа.
Различают поисковый и разведочный этап «охоты» на углеводороды. На первом из них с помощью спутников и сейсмических приборов ищут «ловушки для нефти» – районы в земной коре, в которых может находиться «черное золото». На стадии разведке начинают буровые работы в районе ловушки, в ходе которых проверяют наличие в них нефти.
Но углеводороды – не единственные ресурсы, необходимые человеку. Золото, серебро, железо, марганец, никель, уран, редкоземельные элементы – все это можно найти в земной коре. Географы неустанно трудятся над поиском новых месторождений.
Теоретические методы
Можно выделять две главные формы умозаключения – дедукция и индукция. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях. По итогам полевых и камеральных исследований, систематизации и анализа данных, отражения их в моделях и картах исследователи делают общий вывод об особенностях и закономерностях развития объекта, явления и процесса. Такой вывод становится теорией.
Теория – форма обобщения результатов исследования, система взаимосвязанных утверждений и доказательств.
Дедукция – путь рассуждений от общего к частному.
Индукция – путь рассуждений от частного к общему.
Примеры
- Пример дедуктивного заключения: «По карте экологического районирования установлено, что регион, в котором находится населенный пункт, относится к экологически загрязненным. Следовательно, и на территории местности можно обнаружить следы экологического загрязнения».
- Пример индуктивного умозаключения: «Во время полевых исследований установлено, что на территории населенного пункта обнаружены признаки экологического загрязнения. Следовательно, регион, куда входит наш населенный пункт, относится к экологически загрязненным».
- Пример умозаключения по аналогии: «Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь».
Запомни!
Любое умозаключение только тогда становится теорией, когда истинность каждого утверждения доказана опытом, экспериментом, наблюдениями, расчетами и т. п.
Как происходит исследование земли
Уже в самые древние времена возникло предположение, что форма Земли так или иначе связана с кругом. Сначала выдвигались гипотезы о том, что она представляет собой плоский круг, затем его место занял цилиндр, а вскоре стали высказываться мысли о шаре.
История изучения
Во втором тысячелетии до нашей эры из Древнего Египта шли экспедиции, доходившие до центра Африки и совершавшие плавания по Средиземному и Красному морям. В индийской книге «Махабхарата» содержится описание океанов, рек и гор. В Древнем Китае в IX-VIII веках до нашей эры составлялись карты земельных участков. Они использовались для выбора мест постройки крепостей. Там же, в Китае, в III веке до нашей эры появились тексты с описаниями различных земель и региональный атлас страны.
В Древней Греции появилась карта страны, окружающих ее территорий и морей. Карта имела форму круга, в центре которого была изображена Греция, а по соседству — остальная Европа, Азия и известная тогда часть Африки — Ливия. На карте были представлены две реки — Фазис и Нил, два моря — Средиземное и Черное, а по краям круга — океан. Составил карту древнегреческий философ Анаксимандр Милетский. Он предположил, что Земля имеет форму цилиндра, одну сторону которого он и изобразил на карте, а на другой стороне также живут люди.
Знаменитые ученые
Аристотель впервые выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара. Кратет Малльский уже начал изучать Землю как шар и создал глобус как ее модель. Клавдий Птолемей в свое 8-томное сочинение «География» включил сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек земного шара. Эратосфен первым измерил дугу меридиана.
В средние века совершали путешествия и описывали сделанные в них открытия восточные ученые — Ибн Сина, Бируни, Ибн Баттута. Венецианский купец Марко Поло сделал важные открытия Восточной Азии. Афанасий Никитин, дошедший морским путем до Индии, описал ее природу и занятия населения.
В эпоху Великих географических открытий голландский мореплаватель Виллем Янсзон совершил открытие Австралии и Новой Зеландии, а британец Джеймс Кук — Гавайи и Большой Барьерный риф.
Михаил Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент. Позже было образовано Русское географическое общество, представители которого, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Пржевальский и Николай Миклухо-Маклай, исследовали многие точки Евразии.
Американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году — Южный полюс. Француз Жак Ив Кусто в 1960-х годах изобрел акваланг, с помощью которого можно изучать жизнь на самых глубоких водных впадинах.
Современные способы
Появление и развитие этих способов вызвано возникновением современных летательных и космических аппаратов, компьютеров и компьютерных систем, средств и методов моделирования.
Дистанционное исследование
Аэрокосмическое наблюдение позволяет с использованием летательных аппаратов составлять подробные карты Земли. С помощью этого метода можно обнаружить многие факты, важные для развития народного хозяйства и охраны природы.
Прогноз и моделирование
С использованием традиционных методов исследования, таких, как статистический, исторический и сравнительный, географическая наука все чаще выступает с прогнозами различных явлений и процессов, которыми сопровождается развитие человечества. Такие прогнозы особенно ценны тем, что помогают вовремя предупредить негативное воздействие жизнедеятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать другие проблемы.
Как для прогнозов, так и для решения других задач, служат географические модели. Наиболее простая из них — глобус. Создаются также модели отдельных географических объектов — горных массивов, рек и других водоемов, водных впадин, пустынь и других.
Геоинформационный
В современных исследованиях применяются ГИС. Этот термин означает географические информационные системы. Они представляют собой компьютерную технологию для анализа объектов и явлений и составления карт. В ней объединены базы данных, средства статистического анализа, визуализации и пространственного анализа. ГИС позволяют во много раз сократить время выполнения разнообразных исследовательских действий, для которых ранее зачастую требовались года.
Аэрокосмический
Применяется для проведения съемок земной поверхности с самолетов, вертолетов, воздушных шаров, космических кораблей, спутников и орбитальных станций. От просто дистанционного исследования отличается большей продолжительностью съемок, которые требуются для составления подробных карт и отслеживания состояния окружающей среды и ее изменений.
Разнообразие источников географической информации. Географические карты
Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.
Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:
- научно-литературные;
- нормативно-правовые;
- страноведческие описания;
- СМИ;
- Картография (карта — географическая информация);
- итоги наблюдений и исследований;
- статистика;
- архивы;
- ГИС (географические информационные системы);
- электронные источники, компьютерные технологии;
- данные различных мониторингов;
- результаты социальных исследований и другие.
Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты.
Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.
Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.
Географическая карта — «второй язык» географии
Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.
Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.
Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.
Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:
по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);
- по территориальному охвату (карты мира, географическая карта России, карты морей и океанов, карты государств, карты областей и т.д.);
- по назначению (учебные, туристические, военные, навигационные и другие);
- по содержанию (тематические и общегеографические).
По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).
План описания географической карты: чтение источника информации
Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
- Название карты;
- Масштаб (к какой группе относится — крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);
- Территориальный охват (географическая карта мира, России, материка);
- Содержание. Общегеографические карты или тематические;
- Что изображено и каким способом?
- Какие знания можно получить при работе с этой картой?
Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.
Географические знания
Многочисленные источники постоянно пополняют географическую культуру и знания. Помимо карт и атласов люди собирают разные коллекции, пишут дневники и отчеты об экспедициях. Все это дополняет знания, помогает расширить географическую науку.
Все полученные знания об объектах географических исследований доступны каждому человеку: их можно получить из учебников, справочников, энциклопедий, графиков и таблиц, разных видов диаграмм, фото, ПК-программ, спутниковых снимков. Даже в художественной литературе, в журналах и туристических проспектах можно найти географическую информацию.
Интересные факты
География, как и всякая наука, содержит много необычных или странных фактов.
Вот некоторые их них:
- Самое короткое название географического места — Å. Оно расположено в Швеции и Норвегии. На языках эти стран Å означает «река».
- Самое длинное название — Krung thep maha nakorn amorn ratana kosin-mahintar ayutthay amaha dilok phop noppa ratrajathani burirom udom rajaniwes-mahasat harn amorn phimarn avatarn sathit sakkattiya visanukamprasit (163 буквы). Это место находится в Таиланде.
- Глубина самой низкой точки поверхности Земли — Марианской впадины в Тихом океане — составляет 10 971 метр.
- Почти все реки текут в сторону экватора. И лишь течение Нила направлено в противоположную сторону.
- Самый крупный город в мире по занимаемой площади — Хулун-Буир в Китае, в районе Внутренняя Монголия. Его площадь составляет 263 953 квадратных километра.
↑вРН БЙКЧВЮЧР Б ЯЕАЪ ЛЕРНДШ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ
- НАЫЕМЮСВМШЕ (ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХИ, ХЯРНПХВЕЯЙХИ, ЩЙНКНЦХВЕЯЙХИ, ЛНДЕКХПНБЮМХЪ, ЯХЯРЕЛМШИ Х ДП.);
- ЙНМЙПЕРМН-МЮСВМШЕ (ЦЕНУХЛХВЕЯЙХИ, ЦЕНТХГХВЕЯЙХИ, ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ, РЕУМХЙН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ, ЩЙНМНЛХЙН-ЯРЮРХЯРХВЕЯЙХИ, ЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХИ Х ДП.);
- ПЮАНВХЕ ОПХ╦ЛШ Х ЛЕРНДШ ОНКСВЕМХЪ ХМТНПЛЮЖХХ ( ОНКЕБШЕ МЮАКЧДЕМХЪ, ДХЯРЮМЖХНММШЕ, Б Р. В. ЮЩПНЙНЯЛХВЕЯЙХЕ;
- КЮАНПЮРНПМШЕ, МЮОПХЛЕП, ТХГХЙН-УХЛХВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ БЕЫЕЯРБЮ, ЯОНПНБН-ОШКЭЖЕБНИ ЮМЮКХГ, ЮМЙЕРХПНБЮМХЕ; БШАНПЙХ Х ДП.);
- ЩЛОХПХВЕЯЙНЕ Х РЕНПЕРХВЕЯЙНЕ НАНАЫЕМХЕ ХМТНПЛЮЖХХ (ХМДХЙЮЖХНММШЕ, НЖЕМНВМШЕ, ЮМЮКНЦНБ, ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХХ Х ДП.);
- УПЮМЕМХЪ Х НАПЮАНРЙХ ХМТНПЛЮЖХХ (Б Р. В. МЮ ЩКЕЙРПНММШУ МНЯХРЕКЪУ).
юЙЮДЕЛХЙ й.й. лЮПЙНБ БШДЕКХК ЯЙБНГМШЕ ЛЕРНДШ (МЮОПЮБКЕМХЪ) Б ЦЕНЦПЮТХХ: ЯПЮБМХРЕКЭМШИ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ (НОХЯЮРЕКЭМШИ), ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙХИ, ЩБНКЧЖХНММН-ХЯРНПХВЕЯЙХИ (ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ), ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХИ (ЦЕНХМТНПЛЮЖХНММШИ), ЦЕНТХГХВЕЯЙХИ Х ЦЕНУХЛХВЕЯЙХИ. с ХЯРНЙНБ ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ЛЕРНДЮ ЯРНЪКХ ДПЕБМЕ-ЦПЕВЕЯЙХЕ СВ╦МШЕ цЕПНДНР Х яРПЮАНМ. дКЪ ЯРЮМНБКЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ЛЕРНДЮ Б ТХГХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ ЛМНЦНЕ ЯДЕКЮМН ю. цСЛАНКЭДРНЛ. рЕПЛХМ ЙЮПРНЦПЮТХЪ ОНЪБХКЯЪ Б ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ, МН ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙХИ ЛЕРНД НПЦЮМХВЕЯЙХ ЯБЪГЮМ Я ГЮПНФДЕМХЕЛ ЦЕНЦПЮТХХ. пЮГБХРХЕ ЛЕРНДЮ ЯБЪГЮМН Я ХЛЕМЮЛХ ц. лЕПЙЮРНПЮ, я.с. пЕЛЕГНБЮ, ю.ю. рХККН, ч.л. ьНЙЮКЭЯЙНЦН, й.ю. яЮКХЫЕБЮ, ю.л. аЕПКЪМРЮ.
мЮГМЮВЕМХЕ ЩБНКЧЖХНММН-ХЯРНПХВЕЯЙНЦН (ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВ.) МЮОПЮБКЕМХЪ – СЯРЮМНБКЕМХЕ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ ПЮГБХРХЪ ОПХПНДМШУ Х ЮМРПНОНЦЕММШУ КЮМДЬЮТРНБ. оЮКЕНЦЕЦПЮТХВЕЯЙНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ АШКН ПЮГПЮАЮРШБЮКНЯЭ х.о. цЕПЮЯХЛНБШЛ, й.й. лЮПЙНБШЛ, ю.ю. бЕКХВЙН, о.ю. йЮОКХМШЛ.
хЯРНЙХ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ НРМНЯЪРЯЪ ЙН БПЕЛЕМЮЛ тЮКЕЯЮ лХКЕРЯЙНЦН Х щПЮРНЯТЕМЮ. б ЩРН ОНМЪРХЕ БОКНРЭ ДН МЮВЮКЮ 20 Б., БЙКЮДШБЮКЯЪ ХМНИ, ВЕЛ ЯЕЦНДМЪ ЯЛШЯК. б НАКЮЯРЭ ХМРЕПЕЯНБ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ ЙЮЙ ВЮЯРХ ТХГХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ БУНДХКН ХГСВЕМХЕ ТНПЛШ Х ПЮГЛЕПНБ гЕЛКХ, ЯХЯРЕЛЮРХГЮЖХЪ ЯБЕДЕМХИ Н Е╦ ДБХФЕМХХ, ПЕЬЕМХЕ ЮЯРПНМНЛН-ЦЕНДЕГХВЕЯЙХУ ГЮДЮВ. пЮГБХРХЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХУ ЛЕРНДНБ МЮВЮКНЯЭ Б 50-60 ЦНДШ 20 Б. Б яяяп, яью, ьБЕЖХХ. бМЕДПЕМХЕ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХУ ЛЕРНДНБ Б ЦЕНЦПЮТХХ ( РЕНПХХ БЕПНЪРМНЯРЕИ, НДМНЛЕПМНЦН Х ЛМНЦНЛЕПМНЦН ЯРЮРХЯРХВЕЯЙНЦН, ЛМНЦНЛЕПМНЦН ОЮПЮЛЕРПХВЕЯЙНЦН Х МЕОЮПЮЛЕРПХВЕЯЙНЦН, ТПЮЙРЮКЭМНЦН, ЙКЮЯРЕПМНЦН, ЯОЕЙРПЮКЭМНЦН ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГНБ Х Р. Д.) ЯБЪГЮМН ХЛЕМЮЛХ д.к. юПЛЮМДЮ, к.м. бЮЯХКЭЕБЮ, ю.я. бХЙРНПНБЮ, ч.ц. оСГЮВЕМЙН, я.м. яЕПАЕМЧЙЮ, ч.ц. яХЛНМНБЮ Х ДП.
цЕНУХЛХВЕЯЙХИ ЛЕРНД ХЯЯКЕДНБЮМХЪ КЮМДЬЮТРНБ, ОНГБНКЪЧЫХИ ХГСВЮРЭ ПЮЯОПЕДЕКЕМХЕ, ОПНЖЕЯЯШ ЛХЦПЮЖХХ Х ЙНМЖЕМРПЮЖХХ УХЛХВЕЯЙХУ ЩКЕЛЕМРНБ Х ХУ ЯНЕДХМЕМХИ ПЕЮКХГНБЮМ Б ПЮЛЙЮУ ЦЕНУХЛХХ КЮМДЬЮТРЮ, ГЮПНДХКЯЪ Б 30-40-У ЦЦ 20 Б. нЯМНБМШЕ ОПХМЖХОШ ЯТНПЛСКХПНБЮМШ ЮЙЮДЕЛХЙНЛ а.а. оНКШМНБШЛ Х ЕЦН СВЕМХЙЮЛХ – л.ю. цКЮГНБЯЙНИ, ю.х. оЕПЕКЭЛЮМНЛ Х ПЮГБХРШ б.б. дНАПНБНКЭЯЙХИ, я. йЮЯХЛНБШЛ, б.ю. яМШРЙН Х ДП.
яРЮМНБКЕМХЕ Х ПЮГБХРХЕ ЦЕНТХГХВЕЯЙНЦН ЛЕРНДЮ ЯБЪГЮМН Я ХЛЕМЮЛХ ю.х. бНЕИЙНБЮ, ю.ю. цПХЦНПЭЕБЮ, л.х. аСДШЙН. цЕНТХГХЙЮ КЮМДЬЮТРЮ (д.к. юПЛЮМД, м.к. аЕПСВЮЬБКХ, й.м. дЭЪЙНМНБ) ПЮГБХБЮЕРЯЪ Я 60-Е ЦЦ 20 Б. АКЮЦНДЮПЪ ЯРЮЖХНМЮПМШЛ ЙНЛОКЕЙЯМШЛ ТХГХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛ. яСЫМНЯРЭ ЛЕРНДЮ – ОНЯРПНЕМХЕ АЮКЮМЯНБШУ ЛНДЕКЕИ БЕЫЕЯРБЮ Х ЩМЕПЦХХ ОПХПНДМШУ КЮМДЬЮТРНБ, ХГСВЕМХЕ РПЮМЯТНПЛЮЖХХ ЯНКМЕВМНИ ЩМЕПЦХХ ОН ЖЕОЪЛ ОХРЮМХЪ.