Музей исламской культуры в казани

Архитектура Кул Шариф

Архитекторы казанской мечети — «Татинвестгражданпроект»: И. Ф. Сайфуллин, А. Г Саттаров, Ш. Х. Латыпов, М. В. Сафронов.

Мечеть включает пять этажей, считая цоколь и тех. этаж. В плане представлена в виде двух пересекающихся под углом 45° квадратов. Такое устройство здания имеет символическое значение — повторяет мусульманский знак «благословение Аллаха».

Высота каждого из четырех основных минаретов Кул Шариф — 58 метров. Размеры купола Кул Шариф: высота — 39 метров, диаметр — 17 метров. Вместимость мечети — 1700 человек.

Кроме того, имеется два симметрично расположенных малых минарета. Стены мечети включают восемь стрельчатых арок, украшенных орнаментом и обрамленных аятами, высеченными на мраморе. Стрельчатые окна мечети декорированы витражами. Окна на куполе выполнены в виде тюльпанов, и это тоже символично: цветок является древнебулгарским знаком возрождения и процветания.

Помимо самой мечети, в комплекс Кул Шариф входят библиотека-музей, издательский центр, управление имама, экскурсионное бюро и посвященный закладке мечети памятный камень, пожарная часть. Здание мечети включает две части: ритуальную верхнюю и музейно-экскурсионную нижнюю.

В архитектуре купола прослеживается сходство с традиционным видом шапки Казанской — царского венца, сейчас эта шапка хранится в Оружейной палате. В целом же в архитектурных формах и декоре, наличии стрельчатых арок подчеркиваются традиции татарского зодчества.

Облицовка здания — белый мрамор, а купол и шпили шести минаретов — бирюзовые.

Вход в мечеть Кул Шариф находится с молельной площади, это северная часть здания; его акцентируют псевдоминареты. Вход в музей ислама — с противоположной, южной, стороны.

Tatiana Dudarenko

История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети

Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.

Фото: https://nat-geo.ru/

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Описание объекта

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.

Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.

В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.

Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.

Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.

Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.

При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Музей

С 2006 года на цокольном этаже, в стилобате открыт интересный Музей исламской культуры. Его экспонаты занимают два зала и рассказывают об истории и культуре мусульманских традиций тюркско-татарских народов, которые издревле жили в Поволжье и Приуралье. Это единственный в России музей подобной тематики.

Вид молельного зала мечети со смотрового балкона

Туристы могут узнать, какие государства существовали на территории современного Татарстана в Средневековье. Один раздел посвящен истории ислама со второй половины XVIII – до начала XXI века, а другой – самобытной книжной культуре татарского народа.

Часть экспонатов музея – мультимедийные. Посетителям нравится рассматривать инсталляцию, которая показывает историю строительства Казанского кремля.

Залы открыты для гостей ежедневно в 9:00 до 19:30. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия. Вход для взрослых стоит 200 рублей, а для учащихся вузов и пенсионеров – 100 рублей. Посетителей младше 18 лет пускают бесплатно.

«Соборные мечети не могут стоить дешево, красота требует денег»

— Нравится ли вам образ соборной мечети в Москве, в создании которой вы принимали участие?

— Я принимал участие в проектировании интерьеров. Но в конце концов там появились турки, и внутри все было сделано в турецком стиле. А с точки зрения фасада… Если старая мечеть на этом месте, которую снесли, была действительно татарской — ее строили татары, и прихожанами были в основном татары, жившие в Москве, то нынешние прихожане соборной мечети уже в основном не татары, а представители разных национальностей, исповедующих ислам. Так что предъявлять претензии по поводу того, что снаружи она должна выглядеть как татарская мечеть, не совсем обоснованно. Это просто современная российская мечеть.

— А «Сердце Чечни»?

— Это чисто османский стиль мечети, как снаружи, так и внутри. Как раз из той серии, когда скопировали то, что было красиво, и построили у себя. Это действительно красиво, ничего не могу сказать. Но ничего нового нет. Это тот случай, когда в окружении высоток мечеть выглядит несколько чужеродно. Такая же копия турецкой мечети сейчас строится в Симферополе, но это повторение пройденного.

— Вы можете оценить, сколько стоило строительство Московской соборной мечети и сколько будет стоить возведение казанской?

— По поводу московской знаю только, что Сулейман Керимов, который был спонсором ее строительства, выделил 100 млн долларов.

Что касается казанской мечети, думаю, все будет зависеть от того, какие материалы будут применяться. Если мрамор, мозаика, позолота — будет очень дорого. Соборные мечети не могут стоить дешево. Красота требует денег. Несколько миллиардов уйдет на это точно.

Фото Дмитрия Щипанова

— Какие мечети, выстроенные на постсоветском пространстве за последние 30 лет, вам нравятся больше других?

— Могу показаться нескромным, но, кроме «Кул-Шарифа» и тех мечетей, которые были построены по моим проектам, мне ничего из современного не нравится. Это я вам честно говорю.

— Кстати, сколько из ваших проектов мечетей было реализовано?

— 13. По географии — вплоть до Владивостока. Две мечети построено по моим проектам в казахстанском городе Актобе. Также строились мечети в Башкортостане, Татарстане.

Сейчас строится 14-я мечеть по моему проекту, который я сделал совместно с ученицей — в Залесном. И 15-я — в Набережных Челнах (речь идет о соборной мечети «Джамиг», самой высокой в Татарстане. Решение о ее строительстве было принято в 1992 году, сегодня ее стоимость оценивается в 1 млрд рублей, — прим. ред.).

— Буквально в прошлом месяце в соцсетях был размещен ролик с просьбой поддержать ее строительство. Вы надеетесь, что при вашей жизни ее достроят?

— Там было очень много вопросов с финансированием. Это же непростая задача. Когда строили «Кул-Шариф», стройка два года стояла замороженная, не было денег. Нотр-Дам строился больше ста лет. Деньги искали, ждали. Нынешний мэр Набережных Челнов начал находить средства, дело зашевелилось, стройка пошла. Слава Аллаху.

Важные символы культуры

На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Адрес и как добраться

Мечеть Кул-Шариф расположена по адресу: Казанский кремль, 13. На территорию комплекса существует 2 входа: через Спасскую башню и через Тайницкую. Первый работает круглосуточно, второй — до 18:00 зимой и до 22:00 летом.

Наземный общественный транспорт

Налажено транспортное сообщение со всеми районами города. При использовании наземного общественно транспорта можно доехать до:

  • остановки «Улица Батурина» (автобусы №22, 28, 89);
  • остановки «Центральный стадион» (троллейбус №2, автобусы №6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75);
  • остановки «Дворец спорта» (троллейбус №7, автобусы №6, 35, 37, 47, 70).

Такси

В городе работают службы такси «Яндекс» и Gett. Для заказа нужно мобильное приложение. После указания начальной и конечной точек маршрута машина приедет через несколько минут.

Мне нравитсяНе нравится

Выставки и мастер-классы

На постоянной основе проводятся мастер-классы, ориентированные на широкую аудиторию:

  • «Семейный вензель татарча» — создание монограммы в рамке орнамента;
  • «Дивный сад» — декорирование тарелки в технике декупаж;
  • «Искусство арабской каллиграфии» — работа с калямом, записывание собственного имени арабской вязью;
  • «Роспись по стеклу» — рисование витражными красками на стеклянных предметах;
  • «Искусство носить платок» — освоение различных вариантов ношения платков, палантинов и арафаток.

Средняя продолжительность мастер-класса составляет 50-60 минут. После большинства занятий у посетителей остаются памятные сувениры, сделанные или украшенные собственными руками. Для участия в некоторых занятиях (например, «Семейный вензель татарча») требуется предварительная запись.

Для любителей динамичных развлечений в музее разработана квест-программа «Код Кул-Шариф». Участникам предстоит погрузиться в антураж восточных легенд, разгадывать головоломки и решать логические задачи, чтобы стать студентами тайного университета при мечети.

В музее проводятся выставки и мастер-классы.

Музейная экспозиция

Первый зал знакомит посетителей с историей мусульманской религии и жизнеописаниями пророков. Среди экспонатов — макет Каабы, издания Корана, предметы для намаза. Здесь можно полистать книги, посвященные исламу, и посмотреть на факсимильные копии рукописей.

Второй зал рассказывает о становлении мусульманской культуры на территории Поволжья и Приуралья. Здесь же представлена коллекция монет из серебра, украшенных арабским орнаментом. Посетителям демонстрируют книги и знакомят с биографией самых ярких представителей тюрко-татарских народов: писателей, деятелей культуры и религии

Оба зала тематически перекликаются и представляют 3 части экспозиции:

  • «Мусульманская цивилизация Поволжья»;
  • «Книжная культура татарского народа»;
  • «Ислам от эпохи реформаторства до современности».

В совокупности эти 3 раздела формируют у посетителей представление об истории ислама, особенностях татарского понимания этой ветви религии и вкладе мусульманской культуры в становление письменности, просветительство и историю цивилизации. Много внимания уделено книжной культуре ислама.

Современная экспозиция носит интерактивный характер и будет интересна широкому кругу публики. Большой популярностью у посетителей всех возрастов пользуется экспонат «Листающийся Коран», созданный на основе казанского издания 1803 г. С помощью этой интерактивной копии посетители могут прослушать и прочитать любую из сур священной книги на разных языках.

Музей находится в действующей мечети Кул-Шариф.

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Архитектура

Высота каждого из четырёх основных минаретов 55 метров.

Купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» — по одной из версий — короны Казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани, и выставленной ныне в Оружейной палате (по другой версии, она изготовлена восточных дел мастерами (возможно, казанцами в их традиционном стиле) по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя).

Вид на мечеть с набережной реки Казанки

Архитектурное восьмиминаретное решение внешнего облика мечети (архитекторы интерьера и градостроительного решения: Латыпов Ш. Х., Сафронов М. В., Саттаров А. Г., Сайфуллин И. Ф.) достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота — всё это добавляет храму величия.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для её посещения экскурсиями.

Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья, комнату для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здание и окружение имеют эффектную ночную архитектурную подсветку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector