Кносский дворец

История сооружения

Дворец построили в древнем Кноссе (Knossos) — одном из главных городов в период минойской цивилизации. Надписи с его названием обнаружены на римских монетах. Монументальное сооружение было самым крупным в то время. По размеру и великолепию оно превосходило дворец Агамемнона в Микенах. Некоторые считают постройку в Кноссе бывшим обиталищем мифологического чудовища Минотавра. План здания с внушительным количеством комнат и закоулков заставляет в это поверить.

Из найденных рукописей известно, что дворец возводили два раза. Впервые его построили в стародворцовый период около 2000 года до н. э. Сооружение простояло 300 лет и было разрушено землетрясением. С 1700 года до н. э. начинается новодворцовый период, в который здание и было восстановлено. В то время население Кносса составляло более 90 тыс. человек. Заново отстроенный памятник выступал культурным и административным центром города.

Дворец не имел укреплений и защиты. Это могло говорить о том, что местные жители не боялись нападений народов из других городов или стран, хотя Кносс находился на пересечении морских торговых путей и мог подвергаться набегам пиратов.

https://youtube.com/watch?v=JCtG7daOJaY

В период 1630−1500 гг. до н. э. на острове Тира (Фира) произошло извержение вулкана. Оно повлекло за собой землетрясение и цунами, которые уничтожили многие города и Кносский дворец на Крите. Археологические исследования помогли узнать, что люди снова восстановили здание. Оно простояло около века, а в 1450 году до н. э. случился ужасный пожар, полностью разрушивший античный памятник.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат)

Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы.  Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Фрески Кносского дворца

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин — с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали «праздничным обществом». Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.

Сэр Артур Эванс — заслуги и ошибки

Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).

Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.

Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.

Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.

Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.

Посещение Кносского дворца

Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность — выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.

Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Минойский дворец в Малии
  • Малия — оживлённый курорт Крита с песчаными пляжами
  • Курортный городок Агиос-Николаос на Крите
  • Спиналонга — ещё одна достопримечательность Крита
  • Фото острова Крит

Что необходимо увидеть в Кноссе

Тронный зал

Чтобы попасть в Тронный зал нужно пройти через прихожую — небольшую комнату с колоннами. Далее перед вами откроется зал с алебастровым креслом, на котором вероятнее всего сидел царь, и фресками на стенах, которые изображают гриффонов и мифических животных, которых минойцы считали священными. Рядом располагалось так называемое Святилище, которое служило для ритуалов очищения, предшествующих церемониям, проводимым в присутствии царя.

Мегарон Царицы

Обнаружив помещение с ярко окрашенными колоннами и игривой фреской с дельфинами, которая была признана одной из самых изысканных работ минойской эпохи, сэр Эванс предположил, что эта довольно просторная комната в жилом восточном крыле была именно спальней царицы.

Центральный двор

Сердце дворца — Центральный двор, на территории которого происходили масштабные события. Эванс обнаружил остатки стен, окружавших двор во времена постройки первого дворца. Помещения, выходящие на западную сторону двора, имели официальные и религиозные цели, а жилые кварталы были на противоположной стороне.

Склад гигантских пифосов

В закрытых складах в восточном крыле находились гигантские глиняные горшки с рельефными рисунками — пифосы, в которых хранили масло, вино и другие пищевые запасы. По бокам пифосов можно увидеть ручки, их использовали для перемещения с помощью веревки.

Система водопровода

Фрагменты водопроводного канала и подземные глиняные трубы являются доказательством того, что во времена Минойской цивилизации была разработана сложная система водоснабжения и канализации.

Зал Двойных Секир

Зал Двойных Секир — просторное помещение, в котором правитель выполнял обязанности судьи и отдыхал.Оно берет свое название от изображения двойного топора (лабриса) — символа власти. Есть версия, что именно от этого слова происходит наше слово «лабиринт».

Зона Театра

В северо-западной части археологического памятника Кносса можно увидеть театр, вмещавший до 500 зрителей, которые наблюдали за выступлениями или собирались, чтобы приветствовать важных гостей, прибывающих по Царской дороге.

Северный Люстральный колодец

В северо-западной части находится реконструированное строение с колоннами и выкопанным бассейном, который, по мнению Эванса, был местом, где посетители совершали ритуальное омовение перед входом во дворец через прилегающие Северные ворота.

Туалетная комната царицы

Рядом со спальней царицы через стекло можно разглядеть ванную комнату супруги правителя с устроенной там глиняной ванной и простейшим туалетом с ручным смывом.

Piano Nobile

На первом этаже в западной части дворца расположен отдел, который Эванс назвал «Piano Nobile», потому что он напомнил ему итальянский палаццо времен Ренессанса и где, по его предположению, были расположены парадные залы и помещения для приемов.

Восстановленная комната в северной части Piano Nobile размещает галерею с репликами самых знаменитых фресок Кносса. Оригиналы находятся в Археологическом музее Ираклиона.

Фреска игры с быком

Эта знаменитая фреска, восстановленная Артуром Эвансом украшает возвышенный колонный западный бастион Северного входа во дворец.

Западный двор (главный вход) служил местом, где располагался рынок либо проходили публичные собрания.

Парадная лестница

Впечатляющая парадная лестница, ведущая в Царские апартаменты.Там у вас будет возможность полюбоваться фреской «Принц с лилиями»

Как добраться до Кносского дворца

Наследие царя Миноса находится в 6-ти километрах от Ираклиона на холме Кефал. Для самостоятельного посещения достопримечательности туристы могут выбрать удобный маршрут из нескольких возможных вариантов.

Точный адрес: Φειδίου 8, Iraklio 714 09, Греция.

Как добраться от аэропорта Ираклиона Никос Казандзакис:

  • Вариант 1

    Автомобиль:двигаться на юго-восток по трассе Е75, затем свернуть на Leof.Knosou. Расстояние — 7,1 км.

  • Вариант 2

    Автобус:рейсом № 78 ехать 20 минут до центрального автовокзала.

    Автобус:рейсом №2 доехать до конечной остановки. Время в пути — 20 мин.

    Пешком:200 м.

Где остановиться в области Ираклион

Вид из отеля GDM Megaron на порт Ираклиона

Самая плотно заселенная часть Северного побережья — отрезок от Ираклиона до Малии. Пляжные отели, рестораны, бары, магазины, дискотеки, молодежь и английские туристы. Особенно большая концентрация всего вышеперечисленного в местах: Сталида (Stalida), Малия (Malia) и Херсониссос (Hersonissos). Рядом с Херсониссосом находится аквапарк. Если вы ищите развлечений, то вам сюда, а если тишины и настоящей Греции, то езжайте дальше.

Билет в аквапарк Acqua Plus (Херсониссос)

Многие останавливаются в Ираклионе на ночь, чтобы утром сесть на паром до Санторини или отправиться на другие греческие острова.

Отели в городе Ираклион

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Где находится дворец и сколько стоит посещение?

Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.

Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.

Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.

Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.

Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.

Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана. Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет. Интервал движения автобусов – не больше получаса.

Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть. Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.

Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.

С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.

Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.

Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.

У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.

У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.

Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.

Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро. Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут. Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.

Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.

Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!

На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета

Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Немного истории

По сведеньям современных историков, всего было два дворцовых комплекса, которые отличались временами строительства. Первый дворец был построен архитектором Дедала более 4 000 лет назад при царе Миносе. Разрушен он был во времена вражеских набегов спустя несколько тысячелетий после строительства. Второй дворцовый комплекс был построен на месте прежнего сооружения архитекторами и работниками минойской цивилизации, которые спустя несколько веков покинули эту территорию.

Кносский дворец – это самое большое сооружение, построенное минойцами, которое включало больше 1000 комнат и залов. Это сооружение было не только резиденцией царя, но и важным экономическим и политическим центром, вокруг которого был основан город.

Раскопки дворцового комплекса начались только в средине XIX века по инициативе богатого купца Миноса. В этот период был раскопан склад со старинными сосудами и оружием, а также  некоторые таблички с критскими текстами. Между купцом и властями возникли конфликты, поэтому все эти артефакты были уничтожены.

Повторно раскопками начали заниматься только в начале XX века. Артур Эванс занимался изучением и раскопками минойской цивилизации, поэтому приехал на остров Крит со своими единомышленниками, чтобы восстановить или частично сохранить значимые памятки этой цивилизации. Способы у него были достаточно противоречивы, ведь он планировал на месте Кносского дворца построить новое сооружение и использовал для этого бетон и железо.

Сохранена была лишь небольшая часть артефактов минойской цивилизации: остатки мебели, вазы, статуэтки, украшения с драгоценными камнями и доспехи. Все эти предметы говорят о том, что минойская цивилизации достигла высокого мастерства в архитектуре, живописи и ювелирному искусству.

К югу от Кносского дворца

Если у вас есть свой транспорт, то поездки на юг от Кносского дворца могут доставить вам много удовольствия: просёлочные дороги пересекают зелёные равнины с холмами, склоны которых заняты виноградниками и крестьянскими селениями. Если вам хочется увидеть что-то особенное, загляните в симпатичную деревеньку Миртья, где есть маленький музей Казандзакиса (март-октябрь ежедневно 9:00-17:00; ноябрь-февраль только воскресенье 10:00-15:00), в доме, где жили когда-то родители писателя. Арханес, у подножия горы Иуктас, – селение побольше и побогаче, и на его месте немало людей жило ещё в минойскую эпоху. Вокруг оживлённой центральной площади много таверн, но переночевать здесь негде.

Ни на одну из трёх местных археологических площадок посетителей не пускают, однако Анемоспилья, в 2 километрах к северо-западу от посёлка (указатели у археологического музея), открыта для доступа и известна тем, что после здешних раскопок 1980-х годов вспыхнули жаркие споры: минойская цивилизация с самого её открытия считалась миролюбивой, но эту идиллическую картину пришлось пересмотреть, когда в Анемоспилье обнаружились улики, свидетельствующие о человеческих жертвоприношениях. Находки из раскопок на этой и соседних площадках выставлены в превосходном Археологическом музее (среда-понедельник 8:30-15:00; бесплатно) возле центральной платии Арханеса.

Из этого селения легко доехать (или дойти – если есть пара часов в запасе) до вершины горы Иуктас, чтобы осмотреть внушительные развалины минойского горного святилища и полюбоваться видом на Кносский дворец (с которым оно было связано) и на северный берег острова за дворцом. Примерно в 4 километрах к югу от горы в Ватипетро туристам показывают минойскую виллу с виноградником (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), владельцам которой некогда принадлежали и угодья с плодородными почвами к югу от Арханеса. Внутри виллы вы увидите немалое собрание сельхозинвентаря и единственный в своём роде винодельческий пресс, оставшийся там, где давили виноград в древности.

Уцелели и значительные участки усадебных строений и всё это, как и встарь, окружено виноградниками (район Арханеса – одна из важнейших винодельческих местностей острова), плодоносящими вот уже 3,5 тысячи лет подряд, – наверное, это самый старый виноградник в Европе, а то и во всём мире. Ещё в 2 километрах к юго-востоку по той же дороге в сельскохозяйственной деревне Худеци вы обнаружите замечательный Музей музыкальных инструментов всего мира (ежедневно 9:00-15:00 и 17:30-20:30).

Основал его лирник (музыкант, играющий на лире) Росс Дейли, родом из Ирландии, на Крите его все знают и он сам живёт в этой деревне. В его коллекции собраны главным образом струнные и ударные (многие – очень редкие) инструменты со всего земного шара. Чтобы найти музей, ищите бар Paranga на верхнем (южном) конце села – музей напротив. Если в рабочее время музей вдруг оказался запертым, свяжитесь с хранительницей Элени Арванди, которая говорит по-английски и откроет вам музей (телефон-автомат – на улице возле бара).

Кносский дворец — история

По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.

Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ — го века.

Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.

Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Литература

  • Андреев Ю. В. Дворец и «город» на Крите во II тыс. до н. э. // Советская археология. — 1988. — № 4.
  • Андреев Ю. В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. — Л., 1989.
  • Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). — М., 1961.
  • Пендлбери Дж. Археология Крита. — М., 1950.
  • Evans, Arthur J. The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London: Macmillan, 1921–1936. — Vol. 1–4.
  • Sinclair Hood. The Bronze Age Palace at Knossos: Plans and Sections. — British School at Rome, 1981. — 34 p. — (British School of Archaeology , Athens, Publications). — ISBN 978-0500960165.
  • Marinatos S. Kreta, Thera und das mykenische Hellas. — Münch., 1986.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector