Анакена и тонгарики на острове пасхи

Европейцы на острове

Европейские путешественники из команды Якоба Роггевена удивились, что по периметру острова возвышались многочисленные каменные статуи. Не сумев найти ответа на вопрос, кто и зачем воздвиг их, экспедиция удалилась.

Через 50 лет на остров Пасхи высадились испанцы. Предприимчивые европейцы аннексировали территорию Рапануи, переименовав ее в Сан-Карлос, в честь короля Карла III, и принудили жителей присягнуть Королевству.

С конца XVIII века на острове побывали экспедиции Джеймса Кука, Жана Лаперуза, Юрия Лисянского. Немало времени здесь провел норвежский путешественник Тур Хейердал, который изучил занятия древних пасхальцев и написал об этом книгу.

На остров высаживались американцы, которые похитили 10 пар местных жителей, пытаясь расселить их на вулканических островах в 450 км от Рапа Нуи. Беглецы бежали, спрыгнув за борт, и американцы бросили островитян в открытом океане. Во второй половине XX века на острове Пасха построили аэродром Матавери. С 1995 года он в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале XX века Рапа-Нуи вошел в состав Чили, и на остров прислали губернатора. К тому времени каменные стражи древних островитян лежали ничком, кем-то сдвинутые с постаментов: работа по производству истуканов была прервана внезапно, 700 скульптур оставлены в карьерах и на дорогах, ведущих к побережью.

Расположение[править | править код]

Карта Острова Пасхи и местоположение моаи

Аху Тонгарики

Более ранние моаи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же просто на открытой местности. Возможно, что транспортировка некоторых статуй так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, — на когда-то стоявшую перед ними деревню. Исключением являются статуи аху А-киви, которое расположено в глубине острова. Эти моаи смотрят в сторону океана. Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле. Исследования последних лет выявили процесс периодического демонтажа статуй для переноса их на новые постаменты, а также для окончательного погребения их под завалами камня.[источник не указан 1615 дней]

Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью или же они изначально должны были оставаться в таком положении, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Раньше считалось, что все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Сейчас предполагают, что они и были предназначены для этого места. Также им не собирались делать глаза. Позже эти статуи оказались погребены делювием со склона вулкана.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты или упали по естественным причинам (землетрясения, удары цунами). Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках или в музеях в других местах. Кроме того, сейчас одна статуя имеет глаза, так как было установлено, что в глубоких глазницах моаи некогда были вставки из белого коралла и чёрного обсидиана, последний мог заменяться чёрной, но затем покрасневшей пемзой.

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные – погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» – каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее – непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), древних сооружения Перу и Боливии и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и древнем Баальбеке.

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Также, вызывает интерес, что никто из современных специалистов области лингвистики и дешифровки так и не смог приоткрыть тайну значения иероглифической письменности на закопанных в землю телах истуканов острова Пасхи. Быть может более детальное изучение этих петроглифов даст ответ на вопрос – почему исчезла такая высокоразвитая цивилизация и что с ней случилось?

Сохранение и восстановление

Посетителям запрещено подниматься на Моаи.

Ранний европейский рисунок моаи в нижней половине испанской карты острова Пасхи 1770 года ; оригинальные рукописные карты испанской экспедиции находятся в Военно-морском музее Мадрида и в Коллекции Джека Долтона , США.

С 1955 по 1978 год американский археолог Уильям Маллой провел обширное исследование производства, транспортировки и возведения монументальной статуи острова Пасхи . Проекты Маллоя на Рапа Нуи включают исследование комплекса Акиви-Вайтека и физическое восстановление Аху Акиви (1960); исследование и восстановление Аху Ко Те Рику и Аху Вай Ури и церемониального комплекса Тахаи (1970); исследование и восстановление двух аху в Ханга Киоэ (1972 г.); исследование и восстановление церемониальной деревни в Оронго (1974 г.) и многочисленные другие археологические исследования по всему острову.

Нуи Национальный парк Рапа и mo’ai включены в 1972 ООН конвенции о защите мирового культурного и природного наследия , и , следовательно , в списке 1994 ЮНЕСКО объектов всемирного наследия.

Моаи были нанесены на карту несколькими группами на протяжении многих лет, в том числе усилиями отца Себастьяна Энглерта и чилийских исследователей. EISP (Проект статуи острова Пасхи) провел исследование и документировал многие моаи на Рапа-Нуи и артефакты, хранящиеся в зарубежных музеях. Цель проекта — понять первоначальное использование, контекст и значение фигур, а результаты будут предоставлены семьям Рапа Нуи и государственным учреждениям острова, отвечающим за сохранение и сохранение моаи. Другие исследования включают в себя работу по Бриттон Shepardson и Терри Л. Хант и Карл П. Lipo .

В 2008 году финский турист отколол кусок уха одному моаи. Туриста оштрафовали на 17000 долларов и запретили посещать остров на три года.

В 2020 году незанятый грузовик въехал в Моаи, разрушив статую и причинив «неисчислимый ущерб».

Проведите расследование в заброшенном святилище

Первым делом доберитесь до покинутого святилища, расположенного северо-восточнее Конды. На скриншоте ниже показана нужная область. Как только вы войдете в нее, стартует следующая задача, связанная с расследованием. Далее вам нужно будет взаимодействовать со статуей лисы (смотрите второе изображение) и поговорить с ней.

Далее вам предстоит отыскать три загадочные тени и отвести их к различным статуям кицунэ. Ниже мы укажем расположение духов и их маршруты.

Первая загадочная тень

Она расположена неподалеку от электрокула. Поболтайте с ней, чтобы она телепортировалась в другую локацию.

В следующий раз вы отыщите ее возле главной статуи лисицы. Вновь побеседуйте с ней, чтобы она опять переместилась к одной из трех каменных фигурок лис. На карте показаны точки, где появляется дух (1), а затем куда он перемещается в первый раз (2).

Вторая загадочная тень

Вы найдете ее возле каменной лестницы и арки. Поболтайте с ней, чтобы она телепортировалась в другую локацию.

Она появится неподалеку от предыдущего места. Снова побеседуйте с ней. Теперь она встанет рядом со второй фигуркой лисицы. На карте показаны точки, где появляется дух (1), а затем куда он перемещается в первый раз (2).

Третья загадочная тень

Ее можно отыскать на крыше дома, возле которого висит электрокул. На него можно забраться с помощью каменного выступа, расположенного неподалеку. Поднимитесь и поговорите с призраком. Он телепортируется в другое место. На карте показаны точки, где появляется дух (1), а затем куда он перемещается (2).

Во второй раз духа можно найти рядом с деревьями. Поговорите с тенью. Она тоже телепортируется к одной из трех фигурок лисы. Идите туда, и вы найдете здесь сразу 3 сундука с сокровищами. На камне, вокруг которого стоят статуи можно также исследовать необычный объект. Сделайте это, чтобы продолжить квест.

Как добраться

Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».

Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.

Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974

По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.

Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:

Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.

Статуи острова Пасхи: видео

Виды камня, используемые в резных скульптурах

Мыльный камень с твердостью по шкале Мооса около 2 — это легко обрабатываемый камень, обычно используемый начинающими изучающими резьбу по камню.

Алебастр и более мягкие виды змеевика , всего около 3 по шкале Мооса, более долговечны, чем мыльный камень. В частности, алебастр издавна ценился за его полупрозрачность.

Известняк и песчаник , примерно 4 балла по шкале Мооса, являются единственными обычно вырезанными осадочными камнями. Известняк входит в популярную разновидность оолитов , примерно в два раза тверже алебастра, и отлично подходит для резьбы по дереву. Более твердые серпантины также могут достигать 4 баллов по шкале Мооса.

Мрамор , травертин и оникс имеют около 6 баллов по шкале Мооса. Мрамор был предпочтительным камнем для скульпторов в европейских традициях еще со времен классической Греции . Он доступен в большом : от белого до розового и красного до серого и черного.

Самый твердый камень, который часто вырезают, — это гранит , его толщина составляет около 8 баллов по шкале Мооса. Это самый прочный из скульптурных камней и, соответственно, чрезвычайно сложный в обработке камень.

Базальтовые колонны , будучи еще более твердыми, чем гранит, реже высекаются. При полировке этот камень приобретает красивый черный цвет.

Рождение Нового Человека, 45 метров, Испания

В честь 500-летия открытия Америки скульптор Зураб Церетели затеял масштабный проект. Работа «Рождение Нового Человека» стала первой композицией в общем ряду. В присутствии короля Испании в 1995 году в Севилье был открыт необычный памятник. Именно отсюда Колумб уходил в плавание. Внутри яйца-купола, образованного парусами и реями, стоит с картой в руках знаменитый мореплаватель. На парусах нанесены мальтийские кресты и названия трех каравелл. Необычная форма вызвана легендой о Колумбе, который показал, что яйцо можно вертикально поставить на стол, просто приплюснув основание.

Краткое описание

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй. Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты.

Загадочные таблички

Современные археологи обнаружили также то, что, в отличие от истуканов, не было видно всякому, да еще и издали. Это были деревянные дощечки, испещренные письменами. И эти артефакты, скорее всего, были привезены. Поскольку на острове нет ни единого дерева. К сожалению, упомянутые тексты еще не расшифрованы. Что написано на дощечках — до сих пор тайна. В основном складывается впечатление, что в Х веке на остров Пасхи прибыли представители более развитой цивилизации. Постепенно общество, вследствие чрезвычайной изолированности, деградировало. Жители забыли письменность и перестали создавать новых моаи.

Художественный стиль выполнения статуй

Стиль, в котором выполнены статуи можно разделить на 4 различных вида.

В 1 виде присутствует только четырёхгранная или сплюснутая голова без туловища. Изготовлена из желтоватого вулканического туфа. К статуям данного типа можно отнести Рано Рараку.

Ко 2 виду статуй можно отнести непропорциональные фигуры в виде высоких столбов прямоугольной формы. Основным материалом для монументов служила красная пемза. Ученые смогли отыскать лишь одного законченного представителя данного вида на острове. Есть еще два, но незавершенных.

3 вид – это самая реалистичная статуя с изображением человека на коленях, возможно произносящего молитву, сделанная из вулканического туфа. Ее смогли отыскать в древнем карьере.

4 вид представляет собой множество крупных скульптур с изображением туловища. Они сделаны из прочного базальта темного цвета, из красной пемзы, из вулканического туфа и муджиерита. Особенностью фигур данного вида является округлый и немного зауженный фундамент. Это говорит о том, что они не могли устанавливаться на возвышении, поэтому фигуры прикапывали в почву. 3 представителя данного вида статуй вывезли в музеи в Лондоне, Данидин и Брюссель.

Остров Рапа Нуи в Тихом океане

Остров Пасхи – самый уединенный обитаемый клочок суши на земле. Он раскинулся среди бескрайнего Тихого океана на расстоянии 3700 км от ближайшего континента – Южной Америки, и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова Питкейрн.

Этот остров – вершина огромной горы, которая сформировалась из вулканической лавы, извергавшейся 3 миллиона лет назад. Покрытое густыми лесами пространство, защищенное от ветра, радовало коренных жителей плодородной почвой. Здесь росли бананы, бадат, сахарный тростник и ямс. Умелые рыбаки, островитяне выходили за добычей на самодельных лодках далеко в море.

Занимаясь разведкой Тихого океана, на остров наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен 5 апреля 1722 года – в канун православного праздника Воскресения Христова, известного как Пасха. Одинокий участок суши глава экспедиции предложил назвать в честь предстоящего торжества.

Когда экипаж корабля сошел на берег, то убедился, что остров – совсем не райский уголок. Перед путешественниками предстала сухая каменистая степь с редким низким кустарником и сухой выжженной травой. Жухлые папоротники и осока виднелись только около тростниковых хижин, похожих на перевернутые корзины.

Островитяне, жившие здесь, спали на циновках, подложив под голову камень. Полуголые хозяева путешественников встретили доброжелательно и охотно шли на контакт. В момент открытия острова, который аборигены называют Рапа Нуи, там жило 3000 человек.

Сегодня на острове площадью 117 кв. км, принадлежащем Чили, обитает 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.

Кто такие джайны

Джайнизм появился в Индии примерно в одно время с буддизмом — в середине тысячелетия до нашей эры — и основан на том же учении о духовном пробуждении, что и буддизм. Только, в отличие от буддизма, джайнизм более суров и требует от адептов большей самоотдачи и предельного аскетизма. Родоначальник джайнизма, кшатрий Вардхамана, раздал не только всё своё имущество, но даже одежду — ходил абсолютно голым и духовно прозревал. У него появилось немало последователей, которые стремились отринуть восемь смертных грехов и стать джайнами, то есть просветлёнными. Сделать это было не слишком сложно.

Следовало преодолеть восемь ступеней самоотречения: не есть по ночам, не убивать одушевленных существ, не есть плодов бросимума (так называемого молочного дерева, поскольку в них содержался сок, похожий на молоко) и молодых ростков бамбука, не есть мёд и говядину, не отбирать чужое имущество, не спать с замужней женщиной, не есть цветы, масло и сыр, и, конечно, не поклоняться чужим богам. Разумеется, это были только начальные требования, чтобы адепт мог вступить в общину.

По мере духовного роста требования ужесточались. Верхом святости было избавление вообще от всего лишнего, как это сделал Вардхамана. Джайны даже разделились на два толка — «носящие белые одежды» и «надевающие одежды из воздуха».

Последние, понятно, ходили голыми. Но и те и другие много внимания уделяли самоистязаниям — так, верили они, и происходит духовное очищение и просветление.

К любым излишествам джайны относились сурово. Своё тело они не жалели и всячески его мучили. Тело должно страдать от холода и голода. Так что одевались последователи джайнизма плохо и в старьё, если вообще одевались, чаще всего ходили босиком, а питались очень скудно. Другое дело — храмы. На строительство и украшение храмов никаких средств они не жалели. Каждый храм обязательно украшался статуями наиболее почитаемых джайнов, арихантов и тиртханкаров, то есть учителей, достигших полного истребления человеческих страстей и ставших богами. Конечно же, статуи старались делать максимально крупными.

Древний церемониальный центр

Религиозные верования и власть правящих классов в Полинезии, как и во многих других цивилизациях в мире, породили строительство великих монументальных сооружений. Искусство вырезания каменных статуй было известно первым полинезийским поселенцам, возглавляемых королем Хоту Матуа. Они приплыли на остров между 400 и 800 г. н.э. Прототипы архитектуры рапа-нуи широко распространены в Полинезии, особенно на Маркизских островах и Таити. Со временем они приобрели свои собственные элементы и особенности строительства на острове Пасхи.

Слово «аху» используется для обозначения алтаря или церемониальной платформы, на которой были установлены статуи. Аху был политическим, социальным и религиозным центром различных племен и кланов острова Пасхи. Здесь проводились важные мероприятия: праздники урожая, похоронные обряды и собрания старейшин. 

Подавляющее большинство аху расположено параллельно береговой линии. Платформы образуют почти непрерывную линию вокруг побережья. В среднем расстояние между ними составляет менее километра.

Аху Тахаи

Тахаи (Ahu Tahai) — одно из древнейших поселений на острове. Самые ранние находки датируются 700 г. н.э. Оно находится около современного города Анга Роа.

Поселения строились в основном на побережье — таким образом древние обитатели острова могли контролировать доступ к морю. В Тахаи у людей был регулярный запас пресной воды из подземных источников, и возможность рыбачить. Они приспособили окружающую среду к своим потребностям: выровняли землю и заполнили площадку тысячами кубометров земли и камня. Каменные стены между церемониальными платформами Ваи Ури и Тахаи прерываются рампой для спуска на воду рыболовных судов.


Рампа для спуска лодок в воду

В Тахаи находятся три платформы со статуями. На языке рапануи эти платформы называются аху. Они были отреставрированы Уильямом Маллоем в 1970 году.

Аху Вай Ури (Ahu Vai Uri) датируется 1200 г. н.э. На ней установлены пять моаи, а шестой лежит лицом вниз в нескольких метрах южнее.


Ahu Vai Uri

Аху Тахаи (Ahu Tahai) — самый старый постамент комплекса. На нем стоит одинокий моаи высотой около 4,5 метров. Этот упитанный гигант с широкой шеей больше всех пострадал от эрозии, но его лицо все еще выражает величие и гордость предков.

  • Ahu Ko Te Riku
  • Ahu Tahai

Аху Ко Те Рику (Ahu Ko Te Riku) — последняя платформа комплекса. Над ней возвышается единственная (восстановленная) статуя с глазами на острове. Именно так выглядели скульптуры в годы расцвета цивилизации рапа-нуи.

Голову великана украшает пукао — цилиндрический кусок красной базальтовой пемзы. Он представляет собой шляпу или волосы, собранные в пучок. Немногие моаи сохранили свои первоначальные шляпы: статуи Аху Нау на пляже Анакена, и второй моаи справа на Аху Тонгарики.

Статуя Свободы, 46 метров, США

Далеко не все знают, но полное название чуть ли не самой знаменитой статуи в мире – Свобода, озаряющая мир. Находится этот монумент на острове Свободы, неподалеку от Манхеттена. Статуя является подарком Франции Америке к столетию независимости страны и ко Всемирной выставке 1876 года. Правда, судьба памятника была непростой – смелая идея потребовала денег, которых долго не находилось. Во Франции даже помимо благотворительных сборов давали развлекательные представления и организовывали лотерею. В США же ставились спектакли, проводились боксерские бои, работали аукционы. А завершили работу над статуей только в 1884 году. Затем ее разобрали на 350 частей и доставили в Америку. На строительство постамента и установку понадобилось еще 2 года.

Статуя представляет собой женщину, чья одежда напоминает хитон. Ноги попирают разбитые оковы. На голове женщины корона с семью лучами, в одной руке, поднятой над головой, факел, а в другой – каменная скрижаль с датой принятия независимости США. Статуя сделана из тонких медных листов, прикрепленных к стальному каркасу. В основании короны создана смотровая площадка, туда ведет винтовая лестница из 365 ступеней. Внутри руки есть лестница, ведущая на вершину факела. Статуя Свободы – чуть ли не самый знаменитый памятник США, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История острова Пасхи

В 1722 г. эскадра из 3-х кораблей под командованием нидерландского путешественника, адмирала Якоба Роггевена (нидерл. Jacob Roggeveen; 1659-1729 гг.), держащая путь из Южной Америки в поисках богатств Неведомой Южной земли (лат.Terra Australis Incognita), в воскресенье 7 апреля, день христианской Пасхи, обнаружила в южном районе Тихого океана небольшой остров.

На совете, собранном адмиралом, капитаны кораблей подписали резолюцию, провозглашавшую открытие нового о-ва. Удивленные путешественники обнаружили, что на острове Пасхи (так его сразу окрестили мореплаватели) мирно уживаются три различные расы: краснокожие, чернокожие и белые люди. Местные жители неодинаково встретили путешественников: кто-то дружелюбно махал руками, а кто-то забрасывал камнями непрошенных гостей.

Сформированный серией больших вулканических извержений, уединенный остров на протяжении миллионов лет служил местом обитания колоний морских птиц. А его крутые, обрывистые берега обозначали путь навигации для кораблей полинезийских мореплавателей.

Легенды гласят, что около 1200 лет тому назад на песчаном пляже Анакена (рап. Anakena) сошел король Hotu Mato-a и взялся за колонизацию острова. Потом, в течение многих столетий, на этом затерянном в океане о-ве существовало таинственное общество. По неведомым причинам, островитяне занимались высечением гигантских статуй, известных как «моаи». Эти истуканы сегодня считаются одними из самых необъяснимых древних артефактов на Земле.

Островитяне строили деревни из домов необычной, эллипсообразной формы. Предположительно, вновь прибывшие поселенцы приспособили для временного жилья свои лодки, перевернув их вверх дном. Потом и дома стали строить подобным образом, большинство из сотен таких построек было уничтожено миссионерами.

Ко времени открытия о-ва, его население составляло 3-4 тыс. чел. Первые поселенцы нашли на острове пышную растительность. Здесь в изобилии росли гигантские пальмы (в высоту достигающие до 25 м.), которые вырубались для строительства жилищ и лодок. Люди завезли сюда различные растения, которые прекрасно прижились в обогащенной вулканическим пеплом почве. К 1500 г. население острова уже составляло 7 — 9 тыс. человек.

По мере роста населения, сформировались отдельные кланы, сконцентрированные в разных частях острова Пасхи, связанные общим строительством изваяний и культом, возникшим вокруг них.

В 1862 г. перуанские работорговцы вывезли большую часть жителей о-ва, разрушили их самобытную культуру. В 1888 г. Рапа-Нуи был присоединен к Чили. На сегодняшний день островитяне занимаются рыболовством, земледелием — выращиванием сахарного тростника, таро, бататов, бананов, а также трудятся на скотоводческих фермах и мастерят сувениры для туристов.

Аху Те Пито Кура — самый высокий моаи

Недалеко от Тонгарики находится комплекс Те Пито Кура, где сохранился всего один моаи. Это самая высокая статуя, которая была установлена на платформу.

Она остается в том же положении, в котором его сбили почти два столетия назад — в 1838 году. Это одна из последних упавших скульптур острова. При падении моаи раскололся, поэтому вернуть его на платформу при реставрации не удалось. Одни только уши статуи достигают 2 метров, а общая высота ее — 10 метров.

Кроме гигантского истукана, в Те Пито Кура есть загадочный яйцевидный камень с магнитными свойствами. Выражение Te Pito Kura означает «пуп земли». По легенде, этот камень привез с собой первый король острова — полинезиец Хоту Матуа. Древние островитяне верили, что он концентрирует сверхъестественную энергию мана.

Примечания[править | править код]

  1. (11 мая 2009). Дата обращения: 16 октября 2010.
  2. The island at the end of the world. Reaktion Books 2005 ISBN 1-86189-282-9
  3. UNESCO World Heritage Centre. . Whc.unesco.org (29 мая 2009). Дата обращения: 10 марта 2014.
  4. , .
  5. Под редакцией Е. А. Козловского. Туффит // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. — 1984—1991..
  6. Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. — (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  7. Jo Anne Van Tilburg. — 1994. — P. 24.
  8. Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. — С. 124, 142. — (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  9. В других источниках материал определяется как пемза и высказывается мнение, что статуя может быть, наоборот, одной из самых последних. (Jo Anne Van Tilburg, 1994. — P. 146).
  10. Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. — М.: Искусство, 1982. — 527 с. — С. 99, 100.
  11.  (англ.). Phys.org (13 December 2019). Дата обращения: 9 сентября 2020.
  12. Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. — Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. — 181 с. — С. 110—112, 174—176. — (Серия «Человек и окружающая среда»). — ISBN 5-02-029176-5.
  13. Николай Удинцев. . Афиша (11 августа 2020).
  14. Даша Лейзаренко. . tjournal.ru (12 октября 2020).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector