4808,хакасы (народ)

МРАМОРНАЯ ГОРА

В Хакасии есть еще одно топовое место для фотографий. Это Мраморная гора, где ценный камень начали добывать еще с конца 19 века.

Здесь более двадцати видов саянского мрамора: белый, черный, с разноцветными вкраплениями красной и желтой породы, кремовый, оранжевый, бледно-розовый, жёлтый и зеленовато-серый. Примеси делают этот натуральный камень разным по цвету, замысловато перемешивая оттенки.

Мрамора тут очень много, и он буквально под ногами. Камушки – отходы производства, есть «осколочные» или обработанные варианты. Так что, когда надоест фотографировать, можно поискать мраморный «сувенир» на память.

Традиции

До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней. Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:

  • огню;
  • водной стихии;
  • небесным светилам;
  • великому небу;
  • умершим предкам.

 

Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.

Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия. Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.

ЛЕСТНИЦА В НЕБО

Всего в 50 км от Абакана расположен музейный комплекс Оглахты, который входит в заповедник «Хакасский». В Оглахты находится одно из самых больших скоплений петроглифов в Сибири: возраст наскальных надписей датируется от 6000 до 1000 лет.

К петроглифам на скале горы «Сорок зубьев» где ведет лестница в 965 ступеней. Это настоящее проверка силы воли и крепости ног. Однако дотерпеть стоит: со смотровых площадок открываются потрясающие панорамы Красноярского водохранилища и прилегающих степей.

Те, кто не захочет подниматься вверх, могут получить представление об искусстве древних на более комфортной высоте. Их ждет «Шаман-камень», плита с наскальными изображениями кинжалов, колесниц, животных.

На территории комплекса Оглахты работает визит-центр, где представлены традиции, культура и быт древних людей населявших эту землю. Можно прикупить оригинальные сувениры и заказать экскурсию-прогулку на катере по Красноярскому водохранилищу.

Исторические особенности формирования хакасского народа

Территория Минусинской котловины была населена жителями еще до нашей эры, причем древние обитатели этой земли достигли довольно высокого культурного уровня. От них остались многочисленные археологические памятники, могильники и курганы, петроглифы и стелы, высокохудожественные изделия из золота.

Раскопки древних курганов позволили обнаружить бесценные артефакты неолита и энеолита, железного века, Афанасьевской культуры (III—II тыс. до н.э.), Андроновской культуры (середины II тыс. до н.э.), Карасукской культуры (XIII—VIII века до н.э.). Не менее интересны находки Татарской культуры (VII—II века до н.э.) и весьма самобытной Таштыкской культуры (I век до н. э. -V век н.э.).
Китайские летописи называли населения верховий Енисея середины I тыс. до н.э. динлины и описывали их как светловолосых и голубоглазых людей. В новую эру хакасские земли и пастбища стали осваивать тюркоязычные народы, образовавшие в VI веке самобытную раннефеодальную монархию древних хакасов(енисейских кыргызов), и VI-VIII вв. Первый и Второй Тюркские каганаты. В это время здесь сложилась цивилизация кочевников с ее материальной культурой и духовными ценностями.

Государство хакасов(енисейских кыргызов), хотя было по составу разноэтническим оказалось прочнее, чем огромные каганаты тюргешей, тюрок, уйгуров и стало большой степной империей. В нем развивалась прочная социальная и экономическая основа, и шло богатое культурное развитие.

Государство, созданное енисейскими кыргызами(хакасами) просуществовало более 800 лет и рухнуло только в 1293 году под ударами древних монголов. В этом древнейшем государстве кроме скотоводства жители занимались земледелием, сеяли пшеницу и ячмень, овес и просо, использовали сложную систему оросительных каналов.

В горных областях были расположены рудники, где добывали медь, серебро и золото, остались до сих пор остовы железоплавильных печей, искусными были здесь ювелиры и кузнецы. В средневековье строились на земле хакасов крупные города. Г.Н. Потанин упоминал о хакасах, что они имели оседлые большие поселения, календарь и множество золотых вещей. Он также отмечал многочисленную группу жрецов, которые будучи свободными от податей своим князьям, умели врачевать, гадать, читать звезды.

Однако под натиском монголов была прервана цепь развития государства, было потеряно уникальное енисейское руническое письмо. Минусинские и саянские народы были трагически отброшены далеко назад в историческом процессе и раздроблены. В ясачных документах народ сей русские именовали енисейскими кыргызами, которые жили обособленными улусами по верховьям Енисея.

Хотя хакасы принадлежат к монголоидной расе, но они имеют следы явного влияния на свой антропологический тип европейцев. Многие историки и исследователи Сибири описывают их как белолицых с черными глазами и круглой головой. В XVII веке в их обществе была четкая иерархическая структура, каждый улус возглавлял князь, но был еще верховный князь над всеми улусами, власть передавалась по наследству. В их подчинении были рядовые трудолюбивые скотоводы.

Енисейские кыргызы до XVIII века жили на своей земле, потом попадают под власть джунгарских ханов и неоднократно переселялись. Кыргызские кыштымы стали ближайшими из предков хакасов. Занимались они скотоводством, кызыльцы много охотились в тайге, собирали кедровый орех и другие дары тайги.

Русские землепроходцы начали освоение родных мест хакасов в XVI веке и продолжили в XVII столетии. Из Мангазеи они активно продвигались на юг. Недружелюбно встретили князья енисейских кыргызов пришлых людей, организовывали набеги на казацкие остроги. В это же время с юга стали учащаться набеги джунгар и монголов на землю древних хакасов.

Ничего не оставалось хакасам, как обратиться к русским воеводам, со своевременной просьбой помочь оборониться от джунгар. Вошли хакасы в состав России, когда в 1707 году Петр I повелел возвести Абаканский острог. После этого события на земли «Минусинского края» пришел мир. Абаканский острог вошел в единую оборонительную линию вместе с Саянским острогом.

С заселением Минусинской котловины русскими, они освоили благоприятное для земледелия правобережье Енисея, а хакасы жили преимущественно на левобережье. Возникли этнические и культурные связи, появились смешанные браки. Хакасы продавали русским рыбу, мясо, пушнину, ходили в их деревни помогать убирать урожай. Хакасы получили возможность и постепенно преодолевали раздробленность и сплачивались в единый народ.

Генетика

Распределение гаплогрупп Y-хромосомы у хакасов характеризуется наибольшей частотой гаплогруппы N1b (около 44 %); на втором месте R1a1a (около 28 %), на третьем N1с (около 20 %) (см. также Гаплогруппы Y-ДНК среди народов мира).

Гаплогруппа Частота встречаемости, % (N)
Аскизский район(сагайцы) Таштыпский район(сагайцы) Ширинский район(качинцы)
сёла Усть-Есьи Полтаков(N=44) с. Усть-Чуль(N=41) с. Кызлас(N=34) сёла Матури Анчул(сагайцы/шорцы)(N=46) сёла Большая Сеяи Бутрахты(N=35) с. Малый Спирин(N=22) с. Топанов(N= 29) Всего(N=251)
С3 (хМ77) 7 (2) 0,8 (2)
Е (М1) 3 (1) 0,4 (1)
N* (хР43, М178, М128) 4,5 (2) 0,8 (2)
N1b (Р43) 34,5 (15) 56 (23) 50 (17) 15,2 (7) 11 (4) 86,5 (19) 89,5 (26) 44,2 (111)
N1с (М178) 25 (11) 24 (10) 15 (5) 39,2 (18) 14 (5) 4,5 (1) 19,9 (50)
Q (хМ3) 2,1 (1) 28 (10) 3,5(1) 4,8 (12)
R1a1a (хМ458) 36 (16) 20 (8) 32 (11) 43,5 (20) 36 (13) 9 (2) 27,9 (70)
R1b1b1 (М73) 3 (1) 6 (2) 1,2 (3)
Генное разнообразие погаплогруппам 0,703 ± 0,027 0,602 ± 0,055 0,642 ± 0,052 0,663 ± 0,036 0,765 ± 0,042 0,255 ± 0,116 0,197 ± 0,095
Генное разнообразие помикросателлитным гаплотипам 0,942 ± 0,019 0,931 ± 0,024 0,959 ± 0,021 0,957 ± 0,017 0,985 ± 0,011 0,792 ± 0,086 0,704 ± 0,081

Достояние Хакасии — Оглахты

На склонах горного массива Оглахты присутствует особая флора и фауна, признанная заповедной. Оглахты это зона Хакасии, имеющая как экологическое, так и историческое значение. Оглахтинский горный массив это скопление множества курганов, а также древних поселений, каменоломен, мест с наскальной живописью.

В состав комплекса Оглахты входит тематический центр, а также тропа экскурсионного назначения.  Тропа оснащена почти тысячью ступеней и смотровой площадкой.

На территории комплекса имеется Шаман-камень, на котором сохранились рисунку сделанные еще при эпохе бронзы и железа (VIII—III века до н. э.). При посещении Оглахты туристы узнают массу интереснейших фактов об открытиях, совершенных на территории эколого-исторического комплекса.

Необходимо помнить, что посещение Оглахты возможно только при наличии пропуска, который нужно получить у администрации заповедной зоны.

Интересно, что разные участки заповедника достаточно сильно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что южные территории Оглахты старались сохранить в нетронутом виде для сбережения горно-таежной природы. Места возле озера Иткуль сохранили в первозданном виде, дабы не нарушать условия миграции для нескольких видов редких птиц.

В целом Хакасия это удивительный уголок нашей страны. Она достойна того, чтобы каждый житель России посетил ее хотя-бы однажды. Иностранцы с каждым годам все больше осваивают Хакасию, поражаясь ее богатствам и тайнам.

Традиционные верования хакасов — шаманизм

Стела Ах Тас, — создана в конце III тыс. до н.э. На одной из граней, обращенной в сторону восхода солнца, красной минеральной краской изображены лики древних Богов

Теперь поговорим о том, какую религию исповедуют хакасы. Если выражаться строгими терминами, то это шаманизм. То есть традиционные религиозные воззрения, имеющие следующие признаки:

  1. Магия. Не человек служит сверхъестественным силам, а их пытается себе подчинить при помощи ритуальных действий.
  2. Вера в духов. Божественное часто низводится до уровня рек, камней, озёр. У таких природных объектов есть духи-покровители.
  3. Бог очень далёк от мира людей. Бог может стоять за творением мира, но обычно Он перекладывает заботы обо всём на служебных существ, а Сам остаётся недосягаемым для людей.

Хакасы в народных одеждах. Фото: s1.travelask.ru

Культ предков. За неимением поддержки от главной высшей силы верующие ищут покровительства у своего рода.

Нет понятия о суде после смерти. Человек вряд ли будет посмертно отвечать за свои поступки. Подобный вопрос игнорируется в принципе.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012.
  2. .
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2017.
  5. Бахрушин С. В.. Енисейские киргизы в XVII в. // Исторические труды. Т. III. Ч. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 176—224. — С. 176
  6. Потапов Л. П. Хакасы // Народы Сибири. — М.-Л., 1956. — С. 376—419. — С. 384.
  7. Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 60—62. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1.
  8. Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 4. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1.
  9. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019.

ДРЕВНЯЯ ОБСЕРВАТОРИЯ И МЕСТО СИЛЫ

Сундуки – одно из самых загадочных и удивительных мест Хакасии. Эта горная гряда, как гласят путеводители, состоящая из 8 возвышенностей, расположена на границе Орджоникидзевского и Ширинского районов республики. Обычно видны пять вершин. Вершина самого северного — первого Сундука – имеет форму каменного куба, что и дало название всей гряде. Кстати, издали Сундуки похожи на пирамиды, что, возможно, связано с одним из самых интригующих их предназначений. Астрономическим.

Учёные выяснили, что многие явления — восход и заход Солнца и Луны, осеннее и весеннее равноденствие, день зимнего солнцестояния и другие «привязаны» к знаковым точкам Сундуков. Были обнаружены площадки для наблюдений за звёздами и светилами, солнечные часы. Всё это позволило сделать вывод, что Сундуки — древняя обсерватория, возраст которой по разным подсчетам от 13 до 14 тысяч лет.

Познакомиться со звездной астрономией древних могут и туристы. В музее-заповеднике «Сундуки» проводятся экскурсии, в маршрутах которых «астропункты» прошлого: выложенные камнем площадки в виде кругов и овалов, окна, желоба, наклонные плиты, визиры, петроглифические композиции, каменные ниши – протохрамы времени – памятники, с которых наблюдались не только луна и солнце в точках равноденствий и солнцестояний, но и звезда Арктур в созвездии Волопаса и Бетельгейзе в созвездии Ориона.

Второй и третий Сундуки известны своими каменными пирамидками, которые хакасы раньше сооружали в качестве домиков для горных духов. На четвертом Сундуке располагается одна из самых известных хакасских писаниц.

Петроглифы рассказывают о путешествии некого героя в трех мирах — в нашем, подземном и небесном. При этом самым загадочным является петроглиф Белая Лошадь. Ученые предполагают, что рисунок появился примерно 16 тысяч лет назад, еще в ледниковую эпоху. Пятый Сундук – самый южный из всех. Перед ним расположена большая группа могильников.

Если не углубляться в астрономию или историю, то по Сундукам можно просто погулять (лучше в трекинговой обуви) и пофотографировать: с вершин возвышенностей открываются захватывающие виды местных окрестностей. Это просто мекка для фотографов и блогеров. Кстати, с выкладыванием контента в соцсети прямо с места событий проблем не будет: связь на вершинах отличная!

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Кто мы по самоопределению

Степень распространения российской самоидентификации у жителей Хакасии можно считать средней: 43,3% опрошенных чаще всего относят себя к гражданам РФ. На первом месте у жителей нашего региона — идентификация себя с жителями Хакасии (43,6%). Этническую самоидентификацию указали менее 8% опрошенных, а религиозную — менее 4%.

Отношения между представителями различных национальностей в Хакасии большинство опрошенных оценивает как нормальные, бесконфликтные (62,7%), доброжелательными их считают 15,9% респондентов. В целом положительно оценивают межнациональные отношения в РХ 78,6% населения республики. Менее 10% опрошенных признают их напряженными, конфликтными, а взрывоопасными — лишь 0,8%. Интересны данные об отношении жителей Хакасии к межнациональным бракам. Почти половина опрошенных готовы признать, что национальность в браке не имеет значения (47,6%), а еще 16,7% признают, что межнациональные браки способствуют укреплению согласия между народами. Почти столько же допускают иногда возможность таких браков (16,1%). В той или иной

степени негативно оценивают межнациональные браки 10,9% опрошенных. При этом среди русских респондентов наибольшие доли тех, кто считает, что смешанные браки иногда допустимы (16,7%) и национальность в браке не имеет значения (48,1%). Среди респондентов-хакасов — о том, что смешанные браки негативно влияют на нацию, говорят 9,9%, и о том, что межнациональные браки разрушают нацию, — 5,3%. Среди абаканцев на вопрос «Способствуют ли межнациональные браки укреплению согласия между народами?» «да» ответили 13,3%, «иногда допустимы» — 15% опрошенных. По наблюдению авторов исследования, чем ниже уровень образования, тем больше доля тех, кто считает, что межнациональные браки разрушают нацию.

По поводу возможности возникновения конфликтов на межнациональной почве в Хакасии респонденты высказывались в основном отрицательно, почти половина опрошенных считает их так или иначе невозможными — 48,6%. Но почти треть жителей РХ все-таки полагают, что они в той или иной степени возможны — 30%. Подавляющее большинство жителей Хакасии не собираются принимать участие в массовых выступлениях на национальной почве — 80,9%.

Что везти из Хакасии

Талган — сам десерт купить увезти с собой сложно, а вот одноименную муку, из которой делают сладость, чтобы потом приготовить дома самим, — пожалуйста.

Черемуха — ее тут любят и добавляют во все — пряники, торты, конфеты. На местном рынке можно найти на развес и в банках.

Ирбен-чай — хакасский напиток, в основе — чабрец. Хакасия пока что не создала собственный бренд и почему-то продает чаи под названиями «Алтайский» или «Таежный», хотя состав в них — из того, чем богата сама Хакасия, — курильский чай, чабрец и кедровые орехи.

Кедровые орехи, а еще грильяж и другие сладости с добавлением кедровых орехов.

Хакасские конфеты — в Абакане есть производство собственных шоколадных конфет с разными начинками — конечно же, надо брать с черемухой.

Форель — свежевыловленную рыбу из Енисея увезти проблематично, но можно купить, чтобы хотя бы поесть на месте.

Еда

Хакасская кухня разнообразна и питательна. Она составлена на основе мяса домашних животных, молочных продуктов, рыбы, даров леса. Мясо заготавливали впрок, для этого его вялили, сушили, делали колбасу. У хакасов существует множество вкусных блюд на основе баранины, конины, лесной дичи. После того как забивали скот, делали мясные заготовки — ысты. Брали ребра, позвоночник, лопатки, сало, печень, сердце и делали из них наборы. Части туши заворачивали в желудок, замораживали. Так оно хранилось длительное время. На основе коровьего, овечьего молока делается сметана, творог, масло, различные сорта сыров. Эти продукты употребляются отдельно и входят в состав других блюд. В качестве гарнира используются картофель, выращивать который хакасы научились у русских, корнеплоды, ячмень. Ягоды, орехи, мед служат для приготовления десертов. Популярные блюда хакасской кухни:

1.Хыйма. Домашняя колбаса из конины с чесноком и приправами. Рубленый фарш набивают в кишки и варят. Колбасу подают горячей, политой бульоном.

2.Мюн. Бульон из мяса дичи. Утку или куропатку варят до готовности, добавляют овощи, приправы. Затем мясо убирают, подают отдельно. Мюн едят из пиал.

3.Потхы. Горячее блюдо на основе пшеничной муки и сметаны. Сметану кипятят, затем всыпают муку, добавляют яйцо.

4.Чулма. Туша барана, запеченная целиком. Сначала тушу опаливают над костром, затем удаляют внутренности, закапывают ее в угли. Там мясо томится в собственном соку.

5.Харбан. Мясное блюдо на основе баранины. Мясо мелко нарезают вместе с салом, варят в казане с луком.

6.Хандых потхы. Каша из кандыка. Клубни сушеного растения толкут до получения муки, заливают сметаной, кипятят до готовности. Это блюдо готовят на праздники.

В качестве напитков используются айран, кумыс, травяные чаи. На основе айрана традиционно делали молочную водку — арака. Напиток изготавливался с помощью самогонных аппаратов. Водку применяли на праздниках для угощения гостей, а также в религиозных обрядах. Употреблять напиток разрешалось мужчинам с 25 лет, женщинам — после рождения 2-3 детей.

Где жить

Отель «Азия»

Подробнее

Этот вариант для тех, кто решил остановиться в столице региона Абакане и хочет жить в комфорте. Отель «Азия» предлагает посетителям спортзал, спа и ресторан. Также этот отель выбирают для пресс-конференций и других выездных мероприятий.

«Борус»

Подробнее

В соседнем Саяногорске, откуда ближе к горе Мраморке и горнолыжкам, можно остановиться в отеле «Борус». Номера вполне себе люксовые по нелюксовым ценам (например, шампуни и гели для душа здесь от L’Occitane). В стоимость номера включены завтрак и посещение бассейна.

«Изербельский ключ»

Подробнее

База отдыха «Изербельский ключ» также находится в Саяногорске. Сюда классно ехать компанией. Можно снять домик с баней. Из домиков есть прямой выход к Енисею. На территории базы отдыха работает кафе, где предлагают блюда с соседней форелевой фермы. Стоимость проживания — от 700 рублей за человека.

Культура хакасов

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Основные праздники хакасов были связаны с земледелием и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.

Что смотреть

Заповедник «Оглахты» и енисейские петроглифы

Одно из главных мест для посещения в Хакасии находится в 48 километрах от столицы региона, города Абакана. Территорию открыли для туристов относительно недавно, лет семь назад эти виды были доступны только научным экспедициям.

Самый красивый вид на заповедник открывается, если подняться по местной лестнице высотой в 965 ступеней. Отсюда можно обозревать масштабные ярко-зеленые равнины, переходящие в синь Красноярского водохранилища (по нему, кстати, здесь предлагают прогулки на катере).

Непростой путь по лестнице стоит проделать еще и ради петроглифов, то есть древних наскальных рисунков, возраст некоторых из них достигает 5 тысяч лет. Посреди пути вам встретится шаман-камень — огромная плита из песчаника, на которой отчетливо видны изображения клинка, спираль и другие орнаменты, высеченные предками.

Что посмотреть?

Парк Топиарного Искусства

  • Адрес: Советская ул., 51, Абакан.
  • Телефон: +7 3902 26‑48-47, +7 3902 26‑06-26.
  • Часы работы: ежедневно, 9:00–0:00.

Является частью Преображенского паркового комплекса.

Данный парк был основан в 2007 году и сегодня является единственным в своем роде не только в Сибири, но и в России. Здесь можно встретить фантастические фигуры, искусно составленные из растений: степного орала, ежа, кота и другие сюрпризы. Миниатюрная копия Эйфелевой башни в окружении ярких цветов неотличима от настоящей.

Хакасский краеведческий музей

  • Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 28 А.
  • Телефон.
  • Часы работы: ср, пт, сб, вс – с 10.00 до 18.00. Вт – с 11.00 до 18.00. Чт – с 10.00 до 19.00. Выходной – пн.

Основан в 1929 году, статус музея получил в 1931 году.

Сегодня среди основных коллекций музея – археологические артефакты (около 20 тыс. экспонатов), этнографические предметы хакасского народа, естественно-научные коллекции, интересные геологам, ботаникам, зоологам, палеонтологам. Среди самых интересных экспонатов – личные вещи и авторские работы И. Н. Карачаковой-Картиной, хакасского скульптора.

Абаканский зоопарк

  • Адрес: г. Абакан, ул. Пушкина, 200.
  • Телефон, 35-50-53.
  • Часы работы: Ежедневно. Летний период – с 09:00-20:00, зимний период – с 10:00 до 17:00.
  • Стоимость билета: 100-250 руб.

Первыми питомцами зоопарка, основанного в 1972 году, стали волнистые попугаи, полярная сова и обитатели аквариума. Сегодня в коллекции зоопарка – около 170 видов животных, в том числе и редкие, занесенные в Красную книгу. В зоопарке регулярно проводятся конкурсы для детей. Маленькие посетители могут не только посмотреть на зверей, но и поучаствовать в их жизни: соорудить домики для животных, собрать природные материалы для украшения помещений, где живут звери.

Черногорский парк

  • Адрес: г. Абакан, ул. Советская.
  • Режим работы: круглосуточно.

Он же – Парк Победы. Здесь установлен монумент в честь победы советского народа в ВОВ, горит Вечный огонь. Парк – популярное место для массовых гуляний и праздников. На территории расположена детская площадка с аттракционами, оборудована сцена. В парке можно поиграть в волейбол и баскетбол – для этого выделены специальные площадки.

Хакасский государственный природный заповедник

  • Адрес: ул. Цукановой, 164, Абакан.
  • Телефон: +7 3902 35‑19-38, +7 3902 35‑22-04.
  • Часы работы: пн-пт 09:00–18:00, перерыв 13:00–14:00.

Создан в 1999 году на базе 2 заповедников – «Малый Абакан» и «Чазы». Имеет статус государственного. Общая площадь заповедной территории – 268 тыс. га.

В состав заповедника входят следующие территории:

  • Подзаплотные болота;
  • озеро Белё;
  • озеро Шира;
  • озеро Иткуль;
  • Оглахты;
  • Камызякская степь;
  • Хол-Богаз;
  • Малый Абакан;
  • Заимка Лыковых.

Здесь обитают редкие птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. В границах заповедника встречаются соболя, медведи, рыси, барсуки, маралы, косули.

Рельеф местности в заповеднике отличается разнообразием: здесь есть холмы и скалы, степи, вдоль рек и озер – котловины и низины.

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И КАМЕННЫЕ ИСТУКАНЫ

Столица Хакасии – Абакан. Город небольшой, но и здесь найдется что посмотреть. В первую очередь, это скульптур. Маленький принц, Гранит науки, Коты, Фотограф и Доктор Айболит. Также здесь есть памятник арбузу и монумент, посвященный пиву.

Обязательно надо заглянуть в Хакасский национальный краеведческий музей, где собраны памятники изобразительного искусства Хакасии от неолита до позднего средневековья. Главные сокровища коллекции – знаменитые каменные изваяния окуневской археологической культуры (конец III – начало II тыс. до нашей эры), высеченные из песчаника и гранита. Лики некоторых из них схожи с «лицами» каменных истуканов с острова Пасхи.

Кроме этого, в музее представлены петроглифы различных эпох, копии наскальных рисунков, выполненные известным художником Владимиром Капелько и памятники древнетюркской рунической письменности.

Язык

Хакасский язык относится к уйгурской (староуйгурской) группе восточно-хуннской (восточнотюркской) ветви тюркских языков.

По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков, к которой помимо хакасов также относятся шорцы (мрасское шорское наречие), чулымцы (среднечулымское наречие), юйгу (жёлтые уйгуры) (сарыг-югурский язык). Они восходят к древнекыргызскому или енисейско-кыргызскому языку. Помимо этого к хакасскому по языку близки (хотя и относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе) кумандинцы, челканцы, тубалары (и кондомское шорское наречие, и нижнечулымское наречие), а также (хотя и относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе) — киргизы, алтайцы, телеуты, теленгиты.

Хакасский язык включает четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе кириллицы.

Жизнь

Издавна хакасы вели полукочевой образ жизни. Поэтому земледелие было развито слабо и не во всех районах. Традиционными занятиями в древности были:

  1. 1.Скотоводство.
  2. 2.Охота.
  3. 3.Рыболовство.

Хакасы разводили овец, коров, лошадей. Часто выращивали домашнюю птицу. Женщины выделывали овечью кожу, из которой затем шили одежду, обувь. Также занимались валянием войлока. Из коровьей, лошадиной кожи изготавливали посуду, сундуки, латы. Шкуры предварительно коптили, обрабатывали на кожемялке. В результате получался прочный твердый материал. Из шерсти овец катали войлок. Из него делали ковры, покрывала для юрт, спальные принадлежности.

Рыбную ловлю кызыльцы стали практиковать уже в результате заимствования у русских. Ведь все же регион, в котором они жили, был богат речной и озерной рыбой. Это было своего рода подсобным занятием некоторой части хакасов. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.

Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи

Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку

Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство. Хакасские женщины знали ткачество. Они пряли овечью шерсть. На основе шерсти и растений ткали разные виды материалов:

  • льняной;
  • конопляный;
  • крапивный;
  • сукно.

Хакасское национальное украшение

Из тканей делали повседневную и праздничную одежду, из овчины и меха животных — верхнюю одежду, головные уборы. У хакасов было развито гончарство. Они делали горшки, керамические вазы. Существовала добыча железной руды, кузнечное дело. Из железа ковали инструменты, элементы упряжи, оружие. Важным промыслом было ювелирное дело. В Средние века ценились хакасские серебряные изделия, украшения.

В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector