Народ аварцы

Содержание:

Искусство

Представители каганата славились умением резать по кости. Также они создавали ковры, ткани, проводили художественную обработку золота и серебра. Творения авар не сохранились. При раскопках найдены были украшения, но их относят к работе мастеров Востока.

Мужчины носили ремни с бляшками. Эти атрибуты отличались друг от друга. Колчан, меч вождя покрывались золотом, у остальных воинов – серебром. В качестве орнамента использовали растительность, фигуры людей, изображение борьбы между животными.

Авары изготовляли глиняную посуду, в том числе на гончарном круге, обжигали ее в печах. Но орнамент на нее почти не наносили.

Языковый состав

Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

  • Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
  • Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
  • Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

Хозяйство аварцев

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется земледелию, аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю

В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).

Потомки древних племен

Аварцы – это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки – «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы — национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

Ответственность

Особенностью дагестанских мужчин является ответственность. Слово для них дороже жизни: если он что-то пообещал — сделает. Но даже самые ответственные способны забывать о мелочах, особенно если это касается бытовых вопросов, например, купить лампочку, отремонтировать шкаф, установить Интернет и так далее.

Как и все мужчины восточного типа, дагестанцы умеют много и красиво говорить, способны в мгновение вскружить голову комплиментами. Но везде есть свои подводные камни: дагестанцы очень религиозные, не каждый сможет нарушить традиции рода и жениться на христианке. Если у него уже есть своя семья, то он никогда не уйдет из нее. Семья — это святое, хотя романов на стороне может быть множество.

Почему аварцев назвали аварцами?

Если бы можно было вернуться в прошлое на несколько столетий назад, вы наверняка удивились бы, почему сами аварцы себя так не именуют. Более того, единого самоназвания у народа не было. Этнос разделялся на несколько племён, каждое из которых называло себя по-своему. Слово “аварцы” появляется в источниках иностранного происхождения.

Чаще всего так называли народ русские, причём даже здесь особенности этнонима понять крайне сложно. У учёных существует несколько версий относительно происхождения слова.

Аварцы

К примеру, востоковед В.Ф.Минорский полагал, что именование “аварцы” связано с названием древнего племени аваров. Он считал, что этот азиатский народ оказал значительное влияние на формирование культуры аварцев. И, конечно, явное созвучие в словах сложно не заметить.

Впрочем, есть и иная версия, которая, на мой взгляд, тоже имеет право на существование. Согласно ей, аварцами нард впервые назвали тюрки Позднее от них слово переняли русские. В переводе с тюркских наречий “авар” значит “воин”, “бродяга”. “беспокойный человек”.

Надо отметить, что все эти характеристики очень точно подходили к древним аварским племенам. Они кочевали (то есть были беспокойными “бродягами”), а также отличались прекрасным воинским искусством.

Что же касается самих аварцев, то Василий Потто пишет:

«Аварец» художник Г. Гагарин XIX век.

Где живут

Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу. Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:

  • Калмыкия
  • Чечня
  • Азербайджан
  • Грузия
  • Казахстан

Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.

Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:

  • багулалы, хваршины и чамалинцы — живут в селах Цумадинском районе;
  • ботлихцы и андийцы — живут в Ботлихском районе;
  • ахвахцы — живут в Ахвахском районе;
  • бежтинцы и гунзибцы — села Бежтинского участка.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

  • любовными
  • военными
  • плачами
  • героическими
  • историческими
  • лироэпическими
  • колыбельными

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Аварцы

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.

Источники

  • Артамонов М.И. История хазар, Л.1962, с. 103-113;
  • Гавритухин И.О. Хронология «среднеаварского» периода.//Сборник. Степи Европы в эпоху средневековья. Труды по археологии, т. 2, Донецк, 2001, с. 45-162;
  • Гумилев Л.Н. Древние тюрки, М., 2002, Айрис-пресс, с. 41-45;
  • Гюнер К. Авары были тюрки. К истории Аварского народа и каганата.//Газета «Елдаш/Времена», 16.11.2007-14.12.2007;
  • Лукина С.Г. Аварский каганат в системе социо-политических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н., Ижевск, 2006;
  • Эрдели И. Исчезнувшие народы. Авары //Природа, 1980, №11.

Расскажи другим о публикации:

Найдено научных статей по теме — 15

Андийцы, аварцы и лезгины в воспоминаниях Кароля Калиновского

Адамчевски П.

В статье представлены воспоминания Кароля Калиновского о жизни и культуре аварцев, андийцев и лезгин. Поляк оказался на Кавказе как ссыльный в царское войско, которое размещалось на этой территории. В 1846 г.

К истории сражения 1885 г. При Р. Кушка с участием туркмен под командованием офицера-аварца

Соегов М.-Г.

В статье на фоне событий, происходивших в период присоединения Мервского оазиса современного Туркменистана (бывшая Закаспийская область) к Российской империи, а также сражения, развернувшегося 18 (30) марта 1885 г.

Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-каратинцев

Сефербеков Р. И., Сефербеков М. Р.

Рассматриваются языческие мифологические персонажи, входившие в пантеон и демонологию одного из субэтносов аварцев-каратинцев, проживающих в Ахвахском районе Дагестана.

Географические особенности расселения аварцев в границах современного Азербайджана

Шейхов Магомед Шарапудинович

В статье исследовано расселение одного из народов, населяющих Азербайджан (второй по численности после азербайджанцев), аварцев, выявлены причины переселения и возникновения населенных пунктов и проблем, связанных с разделением на

Боги охоты у аварцев

Гаджиханов Якуб Курбанович, Сефербеков Руслан Ибрагимович

Статья посвящена описанию богов охоты, входивших в пантеон одного из дагестанских этносов аварцев.

Естественные красители для тканей у аварцев в xix — начале XX вв.

Гамзатова Патимат Курбановна

В статье рассматривается применение естественных красителей для окраски пряжи и материала в кустарно-ремесленном производстве Дагестана в XIX начале XX вв.

Обычай избегания в традиционной и современной свадебной обрядности аварцев

Алигаджиева Заира Алиевна

Автор, основываясь на материалах этнографических исследований, описывает особенности свадебного обряда избегания у различных народов Северного Кавказа. В работе представлена классификация избеганий и ограничений.

Выбор невесты в свадебной обрядности аварцев: традиции и инновации

Алигаджиева Заира Алиевна

Статья посвящена выбору невесты в свадебной обрядности с выявлением степени сохранности традиционного и нового.

Брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности

Алигаджиева Заира Алиевна

В статье исследуется брачный возраст аварцев в традиционной и современной свадебной обрядности.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Аварцы как горцы и вооруженные люди

«Магиарулал» Маарулал означает «обитатели верхних земель, горцы», но другая группа аварцев описывается как принадлежащая к другой категории, «Хьиндалал» X’indalal (с мягким «χ»), а именно «жители равнины (теплые долины) и садовников ». Имя аварцы для аварцев имеет более узкое значение, особенно национальное, связанное с былой государственностью

«Авар» является важной частью слова «Авария» для Хунзахского ханства, образовавшегося примерно в 12 веке после распада местной империи Сарир («Трон»). С середины XIX века эта территория была Аварским районом Дагестанской области

Теперь это Хунзахский район (χunzaχ на литературном аварском языке или χwnzaa на местном диалекте) Дагестана.

Современный литературный язык аварцев (авар мак ‘) как в старину, так и сегодня известен среди аварцев как язык «боʔ» (болмац). Аварское слово «бо» «армия, вооруженный народ», согласно реконструкциям, первоначально было * ʔωar в протоаварском языке («ʔ» здесь означает глоттальную остановку).

Обычаи и традиции

В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно. Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты». Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство – все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам. Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.

Падение каганата

В 796 году аварские послы присягнули на верность Карлу Великому. Но до 803 года имели место выступления против франков. В это же время болгарский хан Крум напал на земли каганата. Так было полностью разгромлено Аварское государство. Покоренный народ принял своим правителем хана Крума и ассимилировал с протоболгарами.

Разгром Аварского каганата (9 век) наделил франков западными землями, а болгар — восточными территориями. Победители провели границу по среднему Дунаю. Остатки покоренного народа растворились в более сильных государствах.

Однако упоминания об Аварском королевстве встречаются в источниках середины 9-го века, например в Верденском договоре 843 года. В нем королевство называется частью империи Карла.

История происхождения Аварского каганата связана с Великим переселением народов. Государственное объединение заставило считаться с собой даже Византию. Просуществовало государство два столетия, сохранив множество поселений и могил на территории современной Венгрии и других соседних стран. Упоминаются они и в «Повести временных лет» как гордый народ, который ждала гибель.

Период войн

В XVIII столетии над аварцами нависла новая угроза: вторжение Надир-шаха, правителя мощнейшей персидской империи, занимавшей территории от Ирака до Индии. Персидская армия быстро захватила весь Дагестан, однако сопротивление аварцев не удавалось сломить несколько лет. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся 5 дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч солдат. Сражение широко описывалось в народном эпосе. Поразителен и тот факт, что армия персов использовала весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же — лишь мушкеты и сабли.

В 1803 году Аварское ханство перестало существовать, и часть аварских территорий вошла в состав Российского Государства. Однако русские не учли свободолюбивую ментальность народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В итоге произошла национально-освободительная революция, в результате которой народ вновь обрел независимость. Аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет. Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Помня прошлый неудачный опыт, российские правители всячески поощряли народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи. После революции часть кавказских народов была объединена в Дагестанскую АССР. Представители республики храбро проявили себя на полях сражений ВОВ, внесли значительный вклад в развитие промышленности и культуры республики.

Жизнь

Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% — крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу. Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.

Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:

  • теплые шерстяные носки
  • шали и платки
  • перекидные сумки из войлока
  • сукноделие
  • вышивка золотыми нитями
  • плетеные ковры

Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.

Аварский каганат: создание

После закрепления на новой территории племя создало собственное государственное объединение. Оно получило название «Аварский каганат». Первым известным правителем считается Баян. Под его контроль попали и соседние племена: гепиды, славяне. К концу 6-го века в каганат влились другие народности, например кутригуры, забендеры.

Поскольку Византия оказалась занята войной с персами, авары со славянами провели опустошительные набеги по землям низовья Дуная. Ими владел Константинополь. В 591 году авар удалось вытеснить с балканских земель. Военные стычки между каганом Баяном и византийцами носили попеременный характер.

В 7-м веке на западной пограничной стороне Аварского каганата было создано государство. Оно просуществовало тридцать пять лет, но принесло немало вреда аварам и франкам. Основали его славяне в союзе с франкским купцом Само. Распад воинственного государства был связан со смертью его главы.

В середине 7-го века в самом каганате происходит кризис из-за прекращения прежней династии. На трон метили кутригуро-болгары. Они подняли восстание внутри державы, которое аварам удалось подавить. В результате кутригуро-болгар вытеснили с земель каганата.

В семидесятых годах по Дунаю расселились протоболгары. Они создали отдельное государственное объединение под названием Великая Булгария. Аварский каганат поддерживал с ними дружеские отношения. Просуществовала страна до 9-го века. Есть сведения, что сын болгарского хана Куврата переселился со своим народом на земли авар. Связано это было с появлением в южнорусских степях хазар. Племена смешивались между собой, что не могло не повлиять на этнический тип авар. Хазарский и Аварский каганаты существовали в одно время. Только государство хазар продержалось до 11-го века.

Язык народа

Аварцы – национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит – это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Традиционный уклад жизни

В основе социального уклада жизни аварского народа были общины, включающие  в себя около ста – двести домов, во главе общины был старшина, избираемый на местном собрании, главным занятием было сельское хозяйство, однако в эпоху царизма, власти и контроля Российской Империи, общины пришли в упадок.

Аварский народ имеет свой национальный фольклор в виде: различных песен с использованием национальных инструментов: чагана, чагур, лалу, балалайка. Важным элементом национального декора является свастика и мальтийские кресты, ручные ковры.

Традиционная одежда

В основе традиционной одежды были: нательная рубаха, штаны, бешмет – кофта ( верхняя одежда), на голову надевали папаху – лохматую белую шапку из овчины.

Национальная одежда у женщин: разнообразные цветовые гаммы платьев и платков с национальным орнаментом, обувь и украшения.

Образ волка в культуре

Волк в культуре аварского населения – символ силы, веры и мужества, потому что аварцы это свободолюбивые и сильные люди, которые всегда боролись за независимость и справедливость, этот символ почитается у них, как похвала и счастье.

Национальная кухня

Национальная кухня богата и разнообразна, самыми популярными вкусными блюдами являются: шашлык, хинкал (кусочки теста, сваренные в мясном бульоне, подаются с вареным мясом), суп чурпа из чечевицы, сушеное мясо, круглые лепешки чуду и ботишалы с разными начинками, курзе (аналог мантов и пельменей).

Из сладких деликатесов стоит отметить: халву, грецкие орехи в медовой начинке и воздушную кукурузу.

Этнонимы

По мнению русских историков XIX века, соседи аварцев обычно называли их экзонимом тавлины ( тавлинцы ). Василий Потто писал, что те, кто на юге, обычно знали их как тавлинов ( тавлинцев ). «Слова в разных языках имеют одинаковое значение … горцев горцев».

Николай Дубровин писал: « Чечня с ее богатыми горными пастбищами, горными склонами, покрытыми густым лесом, с ее равниной, орошаемой множеством рек и богатой растительностью, является прекрасным контрастом с соседними бесплодными и каменистыми частями Дагестана, населенными племенем аварцев. «.

Тавлины обычно берут начало в верховьях двух притоков реки Сулак : Андийского Койсу и Аварского Койсу .

Потто также утверждал, что члены аварского племени также часто называют себя альтернативным эндонимом маарулал , что также означает «альпинист».

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская национальность аварцы создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

История

Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе — Кавказской Албании.

Первый этап, заложивший основу национальной принадлежности аварцев, относится к VI веку новой эры. В этот период зарождается государство Сарир (также Серир), которое существовало до XIII столетия, считалось крупнейшим и самым могущественным в раннесредневековом Дагестане. Здесь активно процветали ремесла, сельское хозяйство, проходили торговые пути. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием. Объединение аварцев в этот период происходило и по религиозному признаку: взамен языческой мифологии пришло православие. Начиная с XII-XIII столетия все большее влияние на Сарир начинают оказывать исламские проповедники, которые вскоре обращают в новую веру практически все население. В это же время Сарир дробится на небольшие феодальные поселения, живущие самостоятельно и объединяющиеся лишь в случае войны. Аварские земли неоднократно пытались захватить монголы, однако встретили серьезный отпор и сменили тактику. В 1242 году во время похода Золотой Орды на Дагестан был заключен союз, подкрепленный династическими браками. В результате аварцы сохранили собственную независимость, однако под влиянием союзников образовали новое Аварское ханство, просуществовавшее более пяти веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector