Какими бывают страны по форме государственного строя

Осуществление управления обществом в доисторические времена

Для того чтобы общество было управляемым, возникла необходимость в создании государственного строя, то есть политической организации общества. Как известно, государство неразрывно связано с правом, поэтому при изучении теории государства и права начинают с его происхождения. До того как возникло первое государственно-политическое устройство, человечество жило в первобытно-общинном строе. Основой для производственных отношений в таком обществе служили средства производства, а также общественная собственность. Для того чтобы из одной формации произошел переход в другую, то есть из первобытно-общинного строя — к государственному, нужно было перейти от самоуправления, которое наблюдалось в первобытном обществе, к государственному управлению. Данный процесс происходил не сразу: для этого потребовались целые столетия, при этом в некоторых исторических регионах распад первобытно-общинного строя и возникновение государства происходили в зависимости от исторических условий по-разному. Это означает, что какой-либо четкой модели нет.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

11.1. Разновидности форм правления

Под
формой правления
понимается организация верховной государственной власти,
система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления
по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и
республи­ки. В монархии источником власти является одно лицо, и власть
передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются
на выборной основе.

До 1917 года
формой правления в России была абсолютная монархия. Эта форма правления
характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными
учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним.

Большинство
современных монархий — ограниченные, конституци­онные. В них полно­мочия
монарха строго ограничены законодательными сис­темами.

Наиболее
распространенная в современном мире форма правления -республики.
Источником власти в них явля­ется народ, высшие органы власти изби­раются
гражданами.

В
зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и
подконтрольно, республики под­разделяются на три разновидности: парламентская,
прези­дентская и смешанная (полупрезидентская).


В соответствии с Конституцией в России провозглашена
республика. Однако, в связи с тем, что среди политологов нет единой точки зрения
относительно формы правления в современной России, уместно подробнее
остановиться на характеристике республик.


Американский политолог Х.Линц
выделил основные черты для президентской и парламентской систем. Для
президентской
системы характерно:


1. Президент и парламент избираются прямым
голосо­ванием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая
легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий.


2. Президент обладает значительными полномочиями, на
основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента.


3. Президент формирует кабинет министров и
администрацию.


4. Отстранение президента от должности возможно только
путем импичмента.

В президентской республике глава государства одновре­менно выступает и в
качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом,
руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим.
Президент назначает членов кабинета министров, которые ответствен­ны только
перед ним. В президентской республике существует жесткое разде­ление властей и
их значительная самостоятельность.


Недостаток президентской системы — дуалистическая
легитимность президента и парламента. Кроме того, эта система не стимулирует
формирования сильных партий, так как Президент скорее заинтересован в сохранении
клиентелистских отношений.

Парламентская
система характеризуется следующими чертами:


1. Единственным демократически легитимным институ­том
является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента
народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере
власти.


2. Правительство зависит от доверия со стороны
парла­мента или, по крайней мере, от его лояльности.

Главная
особенность парламентской республики обра­зование правительства
победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства
(премьер-министр или кан­цлер) официально не является главой государства, но
реаль­но является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно
ограничивает­ся представительскими функциями.


Кроме того, существует полупрезидентская
система, для которой характерно следующее:


1. Президент и парламент — как в президентской системе
— избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность).


2. Исполнительная власть включает в себя два
института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в
президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в
парламентской системе.


3. Президент, как в любой президентской системе с
исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на
формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки
президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет
таких устой­чивых типичных черт, как парламентская и президент­ская, и в
различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта —
двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

Конституционная монархия

Государственный строй стран с подобной формой правления более распространен, чем предыдущий. При конституционной монархии правитель ограничен конституцией, и ему (а также правительству) принадлежит исполнительная власть. Законодательным органом выступает парламент. Именно поэтому часто говорят, что в данном случае монарх «не правит, но царствует». Зачастую страны с таким государственным устройством сохраняют династию королей в качестве символа и традиции, уважения к прошлому и консервативности. К конституционным монархиям относят Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Норвегию, Японию, Марокко и другие. Британию можно назвать наиболее старой страной с такой формой правления. Король (на сегодняшний день королева – Елизавета Вторая) номинально является главой государства и возглавляет Британское Содружество. В пятнадцати странах этого Содружества королева именуется формальной главой страны, а ее интересы и власть представляют генерал-губернаторы. Это относится к Канаде, Новой Зеландии, Австралии.

↑ Признаки государства

Территория является основой государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

суверенитет

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.  государственная власть, будучи суверенной, 1) является универсальной, т.е. распространяется на все население и на все общественные, в том числе политические, организации; 2) может отменить любые действия общественных властей; 3) имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

население

Население как составляющий элемент государства – это сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией. Важнейшее условие целостности государства — всеобщее подчинение населения существующей власти. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному или какому-либо иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

обязательность членства в государстве 

Любой человек, находящийся на территории государства, должен обязательно как-то определить с ним свои взаимоот­ношения. Он может быть гражданином (или подданным) этого или дру­гого государства, может быть лицом без гражданства, политическим беженец и т.д.

Гражданство – определяемый законом статус гражданина, устанавливающий его политическую и правовую принадлежность к какому-либо государству и выражающийся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

монополия на легальное применение силы

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения — законами и учреждениями, призванными гарантировать их исполнение. «Государство, — подчеркивал М. Вебер,— является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». Формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом, поэтому насилие со стороны государства является легитимным, или узаконенным

Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия

наличие публичной власти и системы права

Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов учреждений, непосредственно управляющих обществом;

право на взимание налогов и сборов

Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающей его экономическую самостоятельность.

  • наличие символики (герб, флаг, гимн),
  • государственный язык
  • денежная единица.

Проанализировав признаки государства, можно сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. 

Государство — это исторически сложившаяся особая форма организации политической власти в обществе, обладающая экономическим и территориальным суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Судебная власть

Основная статья: Судебная система Российской Федерации

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

Форма правления

      По    форме     правления    различают монархию и республику.

      При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).

       Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.

       Признаками  монархической  формы  правления  являются:

власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

       Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

       В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.

       В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, глава государства избирается парламентом. Парламентскими республиками являются, например, ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

    В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например, во Франции, Мексике, либо населением (США).

       Смешанные республики сочетают элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).

Исполнительная власть[ | код]

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

По политическому признаку

Различаются государства и по политическому признаку.

Демократические

Демократия — тип политического режима, который основан на методе коллективного принятия решений с равным воздействием участников процесса на его исход.

Для демократического государства требуется обеспечения ряда прав для каждого члена общества, например, политическое и социальное равенство, свобода, права человека, право на самоопределение и законность.

Существуют разновидности демократии:

Олигархическая. Крупные собственники позволено принимать непосредственное участие в управлении государством, а также гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвержено в данном случае имущественным ограничениям. Олигархическая демократия схожа с плутократией, где правящий класс населения проводит политику зачастую в интересах крупного капитала.

Эгалитарная. Цель данной разновидности — достижение политического равенства. Подразумевает равное участие в политических процессах, равные права, равное представительство, равный доступ к значимым для политики ресурсам.

Социалистическая

Данная разновидность демократии фокусирует свое внимание на воле народа, предполагает ликвидацию социальных классов и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин был закреплен от 1919 года Программой Российской Коммунистической Партии, а в конце 1940-х годов был введен термин «Народная демократия», что была разновидностью социалистической демократии.

Либеральная

Также называется буржуазная или конституционная. Основана на ряде положений: верховенство права, влияние граждан на принятие решений, общественный компромисс, мирная смена власти при проведении выборов, правление с согласия народа, система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства народа, гарантии гражданских, политических и социальных прав, гарантии прав оппозиции.

Имитационная. Проявляется в ряде атрибутов власти народа, но фактически влияние населения на процесс принятия политических решений крайне мал. Часть граждан лишена избирательного права, избранные представители не определяют всю политику, исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную власть, система правосудия не обеспечивает соблюдения конституционных принципов. 

Авторитарные

Авторитаризм — тип политического режима, который основан на сильной централизованной власти одного лица (президент, монарх, премьер-министр) или группы лиц (партия).

Сохраняется экономическая, гражданская и духовная свобода граждан. При данном политическом режиме в качестве методов управления государство очень редко применяются массовые репрессии, отсутствует террор, а доминирует командное и административное управление. Силовые структуры подконтрольны государству и зачастую используются в политических целях против оппозиционных сил, средства массовой информации берутся под контроль государства, СМИ необходимо сохранять лояльность к режиму, возможна цензура. Лидеры авторитарных государств не принимают мнения, отличные от их позиции, в том числе и от народа, их маловероятно сменить.

Тоталитарные

Тоталитаризм — тип политического режима, который основа на абсолютном (тотальном) контроле государства во всех отраслях общественной и частной жизни.

Данное понятие появилось в начале 1920-х и предназначалось для режима Муссолини. В то время тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, уничтожение конституционных прав и свобод населения, репрессии в отношении тех, кто мыслит иначе и милитаризация общественной жизни. В политологии при данном политическом типе власть стремится к полному контролю общества и ставит задачу контролировать всю жизнь населения. Оппозиция при любой ее форме пресекается или подавляется государством.

Страны, государства и территории на политической карте мира

Политическая карта мира является достаточно емким понятием, отражающим место стран в мире, форму государственного правления и устройства, все перемены, происходящие в мире в политическом плане.

В начале нашего века на политической карте мира насчитывается около 210 стран.

Их все можно классифицировать по нескольким признакам:

  • По географическому положению: азиатские страны, европейские и т.д., а также островные, приморские и др.
  • По численности населения.

По площади населения.

По национальному составу – бывают однонациональные (титульная нация составляет 90 %, например, Япония, Исландия и др.), двунациональные (например, Израиль и Бельгия: в Израиле 75% — евреи, 20% — палестинцы, в Бельгии – 60%, фламандцы, 40 % — валлоны), многонациональные государства – Россия, Франция, Канада и др.

Политической карте мира присуща высокая динамичность, которая бывает количественной и качественной.

Примером количественных изменений могут послужить приобретения и потери территорий в результате военных действий либо добровольные уступки одними странами другим территориальных участков, распад или объединение стран, присоединение открытых новых земель.

Качественные же изменения – это приобретение какой-либо страной независимости, а также перемены в форме правления или государственном устройстве, образование политических союзов и др.

В современном мире преобладают качественные изменения.

Типология стран мира

О типологии стран говорят, когда в основе классификации лежит деление стран на группы со сходным уровнем социально-экономического развития.

Показателями данного развития являются экономические и географические критерии:

  • ВВП на душу населения;
  • уровень образования;
  • ожидаемая продолжительность жизни;
  • младенческая смертность и др.

Страны-лидеры современного мира формируют три основных центра мирового хозяйства:

  • Западноевропейский.
  • Американский.
  • Азиатский.

Противоположный полюс – наименее развитые страны – это 50 стран (по данным ООН) Азии, Африканского континента, а также стран Латинской Америки и Океании. В них ВВП иногда на 2 порядка ниже, чем в развитых странах.

В последнее время ключевые страны (крупные по численности населения и площади занимаемой территории – Китай, Индия, Бразилия, Россия) постоянно инвестируют в хозяйство менее развитых стран для пополнения своей ресурсной базы и расширения рынка сбыта. Данные инвестиции способствуют развитию этих стран.

Формы правления государством

Формы правления разнообразны. Преобладающей является республика.

Данная форма государственного правления принята в 75% всех государств мира.

В наше время только 30 стран (16% из 100) имеют монархическую форму правления.

Среди них:

  • 5 абсолютных монархий: Бруней (Ю-В Азия), Эсватини (Южная Африка), Саудовская Аравия (Аравийский полуостров), Катар (Ближний Восток), Оман (Передняя Азия);
  • 24 конституционные монархии;
  • ОАЭ – это монархия + федерация. Это государство состоит из 7 эмиратов, которые представляют собой абсолютные монархии.

Государства могут быть простыми (унитарными) или состоять из 2 и более образований (федерация).

Существует еще одна форма территориального устройства, называемая конфедерацией.

Она представляет собой союз государств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector