§ 7. глобус

Содержание:

————————————————-

Из­вест­но, что мо­дель зем­но­го шара впер­вые по­стро­ил хра­ни­тель Пер­гам­ской биб­лио­те­ки Кра­тес Ма­лос­ский во II в. до н.э., од­на­ко она, к со­жа­ле­нию, не со­хра­ни­лась.

Пер­вый до­шед­ший до нас зем­ной гло­бус был из­го­тов­лен в 1492 г. немец­ким гео­гра­фом и пу­те­ше­ствен­ни­ком Мар­ти­ном Бе­хай­мом (1459-1507). Бе­хайм раз­ме­стил на своей мо­де­ли, ко­то­рую на­зы­ва­ли «зем­ным яб­ло­ком», карту мира древ­не­гре­че­ско­го уче­но­го Пто­ле­мея. Есте­ствен­но, на этом гло­бу­се не хва­та­ло очень мно­гих объ­ек­тов.

«Зем­ное яб­ло­ко» Бе­хай­ма

Позже гло­бу­сы стали очень по­пу­ляр­ны. Их можно было уви­деть в по­ко­ях мо­нар­хов, в ка­би­не­тах ми­ни­стров, учё­ных и куп­цов. Кар­ман­ные гло­бу­сы в спе­ци­аль­ных фу­тля­рах пред­на­зна­ча­лись для пу­те­ше­ствий. Из­го­тов­лен­ные для ка­би­не­тов гло­бу­сы сред­не­го раз­ме­ра часто снаб­жа­лись ме­ха­низ­мом, ко­то­рый при­во­дил их в дви­же­ние, вра­щая во­круг оси.

В про­шлом гло­бу­сы уста­нав­ли­ва­ли на мор­ских судах, а сей­час на кос­ми­че­ских ко­раб­лях.

Неко­то­рые гло­бу­сы пре­вы­ша­ют че­ло­ве­че­ский рост, и на них уме­ща­ют­ся не толь­ко кра­соч­ные карты по­верх­но­сти Земли или неба, но и све­де­ния о раз­ных стра­нах, рас­те­ни­ях и жи­вот­ных, а воз­вы­шен­но­сти сде­ла­ны вы­пук­лы­ми.

 источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/planeta-na-kotoroy-my-zhivyom/globus-model-zemnogo-shara?seconds=0&chapter_id=2294

источник презентации — http://5klass.net/zip/geografija/Globus-model-Zemli.zip

источник видео:

https://www.youtube.com/watch?v=Od0hNxGPtXw

Обсудим!

Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.

Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.

Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.

Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.

4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.

Карты бывают физические и политические.

Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.

Ягеллонский глобус — самый старый, на котором нанесены очертания Америки

Ягеллонский глобус, вероятно, был сделан в северной Италии или на юге Франции и датируется примерно 1510 годом, является старейшим глобусом, на котором показана Америка.

Глобус принадлежал средневековой Краковской академии, которая в 1817 году была переименована в Ягеллонский университет. Он был вновь открыт в начале 1870-х годов и описан как Globus Jagellonicus в 1900 году профессором Тадеушем Эштрайхером в «Трудах» Краковской академии наук за этот год.

Позолоченный медный шар считается самым ранним существующим земным шаром, обозначающим любую часть Нового Света, и первым, очерчивающим южноамериканский континент. Это также самый старый земной шар, на котором континент Америки отличается от азиатского.

——————————————-

Чтобы лучше пред­ста­вить себе внеш­ний вид Земли, люди со­зда­ли её мо­дель – гло­бус (от лат. globus – шар), ко­то­рый имеет такую же форму, как и Земля, толь­ко во много раз мень­ше.

Мо­дель гло­бу­са — nakhgeoclub.wordpres

С по­мо­щью гло­бу­са легко пред­ста­вить себе ша­ро­об­раз­ную форму Земли. По­че­му мы го­во­рим имен­но ша­ро­об­раз­ную, а не шар? Ис­кус­ствен­ные спут­ни­ки по­мог­ли по­лу­чить точ­ные зна­ния о форме Земли. Об­ле­тая Землю, спут­ни­ки все время по­сы­ла­ли ра­дио­сиг­на­лы – со­об­ще­ния о своей уда­лен­но­сти от Земли.

Спут­ник, об­ле­та­ю­щий Землю — mmust.elimu.net

По этим сиг­на­лам спе­ци­аль­ные элек­трон­ные ма­ши­ны опре­де­ли­ли вы­со­ту по­ле­та спут­ни­ков, а пи­шу­щие устрой­ства по­мог­ли «на­ри­со­вать» форму Земли. Ока­за­лось, наша Земля не пра­виль­ный шар – она немно­го сплюс­ну­та у по­лю­сов. Гло­бус за­креп­лен на оси, но наша пла­не­та вра­ща­ет­ся во­круг во­об­ра­жа­е­мой оси. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, точка, где ось вы­хо­дит из гло­бу­са свер­ху, на­зы­ва­ет­ся Се­вер­ным гео­гра­фи­че­ским по­лю­сом (от лат. polus – ось), а ниж­няя точка – Южным гео­гра­фи­че­ским по­лю­сом Земли.

Яндекс Карты — спутниковые карты Земли в 3D онлайн

Самая известная в России поисковая система Yandex имеет собственный сервис интерактивных карт – Яндекс Карты. Они позволяют найти нужное место, строить маршруты с любыми точками на карте, напечатать любой участок, просмотр панорамы улиц, предоставляют API карт и многое другое. Есть интересный раздел – народные карты, где вы сможете самостоятельно редактировать любые объекты, дома, сады, улицы, колодцы и т.д., пройдя модерацию они окажутся на сервисе Яндекс Карт.

Чтобы найти любую точку на планете:

  1. Откройте страницу https://yandex.ru/maps/.
  2. Введите название места в поле поиска слева и нажмите «Ввод».
  3. Здесь же вы можете построить маршрут, нажав желтую кнопку под поиском, корректировать данные, если с вашей точки зрения имеются некоторые неточности в описаниях.
  4. Построение маршрута в Яндекс Картах – простое дело. Для этого нажмите специальную кнопку возле поиска.На курсоре появится буква «А», которая обозначает начальный отрезок маршрута. Укажите на карте конечную точку маршрута, и вы увидите детальную информацию по нему слева в блоке.

При помощи Яндекс Карты вы можете подобно 3D модели глобуса в формате онлайн найти любую точку на нашей планете Земля. Для этого нужно ввести название населенного пункта в строке поиска или указать мышью прямо на карте.

Пластилиновый космос

Поделка из пластилина может показаться простоватой. Но аккуратность в работе и яркость материала позволяют получить на выходе вполне презентабельный продукт.

Прежде всего, родителю нужно вспомнить школьный курс астрономии. А именно количество планет, входящих в солнечную систему, и их расположение по отношению к солнцу.

Что понадобится для работы:

  • Пластилин разного цвета;
  • Картон (черного или темно-синего цвета);
  • Проволока;
  • Спичка или зубочистка.

Начинается лепка с самого Солнца. Для этого нужно взять три цвета: желтый, оранжевый и белый. Создается трехцветная масса, при этом нежелательно делать ее однородной по цвету.

Комочек прилепляется в центре картона, прижимается и размазывается пальцами таким образом, чтобы это было похоже на солнечные лучи.

Далее из белого пластилина скручиваются тоненькие жгутики. Таким образом будут выглядеть орбиты планет.

Заготовки нужно расположить на картоне девятью кольцами вокруг солнца.

Чтобы придерживаться соотношения размеров планет, стоит обратить внимание на фото ниже

Для лепки Меркурия берутся три цвета: серый, коричневый и белый. Скатывается неоднородный по цвету шарик. Концом спички или зубочистки намечаются небольшие отверстия на шарике. Это – кратеры меркурия.

Тем же способом создается Венера. По размеру она должна быть раза в три больше Меркурия. Цветовая гамма: серо-коричневая с добавлением черного.

Применение проволоки поможет создать рельеф планеты. Планета Земля делается из синего, зеленого и желтого цвета.

Марс выполняется в черно-оранжевой гамме.

Юпитер же нужно постараться сделать слегка полосатым, применив в работе коричневый, бежевый и оранжевый оттенки.

Для лепки Сатурна используются те же цвета, что и в Юпитере. Единственное, что нужно добавить к Сатурну положенное кольцо.

Уран и Нептун лепятся из пластилина синих оттенков.

В солнечную систему добавлен Плутон. На данный момент он уже не считается планетой. Но поделка приурочена ко Дню космонавтики, который отмечается еще с 1961 года. В то время Плутон официально являлся девятой планетой солнечной системы. Поэтому он тоже присутствует в макете.

С помощью серого и белого пластилина создается последний шарик.

Имитации планет готовы.

Осталось распределить их по соответствующим орбитам, и макет можно считать законченным.

Интересно также смотрится модель в трехмерном измерении. Для этого понадобится лишь пластилин и несколько спичек. Следует вылепить несколько шариков-планет в соответствующих цветах. При этом солнце оставляется в виде шара и никакие лучи не имитируются.

Пластилиновые шарики нанизываются на спички, а другие концы спичек нужно воткнуть в центральный шар – Солнце.

Макет готов. Быстро и довольно оригинально.

Работа нетрудная, поэтому вполне подходит для детей. Рекомендуется привлечь школьника к лепке макета. Усердствуя над моделью солнечной системы, ребенок с легкостью изучит названия планет и их расположение относительно Солнца.

Если же родители располагают большим количеством времени для творчества, можно соорудить макет в технике папье-маше, либо использовать купленные пенопластовые шары и покрасить их красками.

Некоторые умельцы умудряются упростить технику папье-маше до предела. Как это сделать: из ненужных газет скатываются шары. Затем бумага промокается и отжимается.

Для более однородной поверхности влажный газетный шар оборачивается в несколько слоев туалетной бумаги и снова опускается в воду.

Для закрепления шариков их следует обмазать клеем ПВХ со всех сторон и оставить сохнуть.

Далее бумажные планеты подлежат покраске обычной гуашью.

Впоследствии, после высыхания крепятся на подготовленную основу.

Какой бы материал ни был выбран для работы, главным условием остается аккуратность исполнения. И тогда макет, созданный для школы, украсит выставку своей неординарностью, а, возможно, займет и призовое место.

Модель Земли из разноцветного пластилина

Особенности поделки и используемый материал

Эта модель будет демонстрировать внутреннюю и внешнюю поверхность Земли: ядро, мантию, кору и океаны с материками. Для этого понадобится довольно большое количество пластилина разного цвета. Перед началом работы рекомендуется подробно изучить строение земного шара, чтобы все его составные части были расположены в вашей модели правильно.

Для такой поделки вам потребуются:

  • много разноцветного пластилина;
  • стек;
  • нож;
  • деревянная доска;
  • шариковая ручка;
  • картинки с изображением внутренней и внешней поверхности Земли.

Изготовление макета

После подготовки материала можете приступать к созданию вашей модели Земли:

  1. Вначале нужно создать ядро. Для этого возьмите пластилин желтого цвета и сформируйте из него шарик. Размер его может быть любым, но лучше всего, чтобы его диаметр составлял 7−8 см.
  2. Теперь вылепим внешнее ядро Земли. Берите одинаковые по размеру кусочки красного, оранжевого, желтого пластилина, размягчите их и смешайте между собой. Раскатайте полученную массу в пласт толщиной около 2-х см и оберните им желтое ядро так, чтобы он полностью покрыл его.
  3. Лепим мантию. Чтобы получить подходящий для нее цвет, смешайте желтый и коричневый пластилин. Затем раскатайте так, чтобы его толщина составляла 3−4 см, так как мантия шире внешнего ядра. В полученный кусок заверните имеющийся шар и хорошо разгладьте все неровности.
  4. Приступаем к изготовлению земной коры. Возьмите пластилин коричневого оттенка, а если такого цвета у вас нет, то для получения его смешайте равные кусочки красного, черного и желтого пластилина в одну общую массу. После чего сформируйте тонкий пласт — он будет являться земной корой в вашем макете. Затем аккуратно обверните им модель вашего глобуса.
  5. Теперь предстоит заняться оформлением внешнего слоя глобуса. Для создания воды берите пластилин голубого цвета, раскатайте из него слой толщиной в 1 см и заверните в него вашу поделку.
  6. Затем нужно воссоздать материки, острова и ледники на поверхности модели Земли. Чтобы не ошибиться, можете наметить их расположение шариковой ручкой, а затем начать формировать поверхность суши. Приклеивайте соответствующие цвета небольшими кусочками, аккуратно размазывая их по поверхности. Чтобы суша материков выглядела естественно, прилепите вначале немного зеленого пластилина, а потом добавьте коричневый, желтый, бежевый и соедините все цвета плавными переходами.

Готовый глобус нужно разрезать на две части, чтобы продемонстрировать, из каких слоев состоит планета Земля. Это можно сделать с помощью острого ножа или обыкновенной крепкой нитки. Резать надо ровно посередине, чтобы захватить внутреннее ядро макета. Еще можно вырезать с боковой стороны модели углубленный к центру треугольник — в этом разрезе также хорошо будет просматриваться строение внутренней поверхности нашей планеты.

Основой для макетов Земли, Луны или других планет могут также служить готовые мячи, пластиковые шары или апельсины. Для этого на круглой поверхности вначале нужно обозначить фломастером или карандашом участки суши и воды, а затем с помощью разноцветного пластилина заполнить их соответствующим цветом.

Реалистический 3Д глобус мира

Данный трехмерный образец глобуса, состоящий из довольно детальных растровых фото текстур, которые созданы средствами спутника НАСА. Чтобы повернуть земной шар, зажмите левую клавишу мыши. Чтобы изменить масштаб карты, прокрутите колесико мыши – вверх масштаб будет увеличен, вниз – уменьшен.

Если очень близко масштабировать участок на глобусе, вы получите не очень качественное изображение. Это происходит из-за низкого разрешения большинства сделанных снимков. Такой подход к созданию глобуса обеспечивает быструю загрузку текстур браузером. Если бы использовались изображения хорошего качества, ваш браузер загружал бы их долгое время из-за большого размера.

Глобус Гитлера

Глобус Гитлера, также известный как глобус фюрера, был официально назван Columbus Globe и создан для руководителей государства и промышленности. При жизни Гитлера существовали два издания, созданные в середине 30-х годов по его приказу (второе издание изменило название Абиссинии на итальянскую Восточную Африку). Эти глобусы были огромными и очень дорогими.

По данным New York Times, «настоящий глобус Гитлера был почти размером с Фольксваген и в то же время дороже». Некоторые из них все еще существуют, в том числе три в Берлине: один в географическом институте, один в Музее Меркишеса, и еще один в Немецком историческом музее.

Шкатулка-глобус из бисера

Вам понадобится: деревянная заготовка – открывающийся шар с подставкой, простой карандаш, бисер – синего, светло-розового и золотистого цвета, толстая проволока, тонкая леска, клей момент, акриловый лак, блёстки, ножницы, шуруповёрт с тонким сверлом, молоток, акриловые краски и кисточка.

Мастер-класс

  1. Нанесите контуры материков на шар.
  2. Сплетите поясок в 2 бисеринки: один ряд золотой – это экватор, а второй ряд цветной. Во время плетения следует постоянно прикладывать леску к шару и ориентироваться по намеченным линиям, то есть: синий бисер – это вода, а розовый – суша.
  3. Сшейте поясок в кольцо, нанесите клей на край шкатулки (середину шара) и наденьте поясок из бисера, затем подождите 15 минут, чтобы поясок хорошо приклеился.
  4. Сплетите следующий ряд таким же способом: нанизывайте синий бисер на место воды, а розовый на суши, не забывайте постоянно прикладывать к шару и примерять к континентальным линиям. Только после тщательной примерке следует приклеивать леску с бисером к шару. Стоит отметить, что необходимо каждому ряду давать время высыхать, чтобы ряды не поехали и работа не испортилась.
  5. Оплетите всё северное полушарие, затем южное.
  6. Оплетите подставку золотистым бисером, только оставьте маленький промежуток не оплетённым для будущего отверстия.
  7. Подготовьте отрезок толстой, но гибкой проволоки полукруглой формы, и постучите по её концу молотком, чтобы он расплющился.
  8. Просверлите дырочку в основании и приклейте расплющенный конец внутрь, затем оставьте высыхать.
  9. Покрасьте внутренность шкатулки в розовый цвет и дождитесь высыхания.
  10. Смешайте акриловый лак с блёстками, покройте глобус и оставьте высыхать.
  11. Сплетите из золотистого бисера квадратный жгут в длину хвоста проволоки, обклейте им проволоку, а лишней конец проволоки обрежьте.
  12. Приклейте золотистую бисеринку, чтобы не было видно конец проволоки.

Шкатулка в виде глобуса готова! Рекомендую к просмотру данное видео!

3D РУЧКА РИСУЮ ГЛОБУС СВОИМИ РУКАМИ | ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ХЕНДМЕЙДА 3D SIMO MINI

Watch this video on YouTube

Лучшие поделки глобуса своими руками: фото

Глобус из пластилина и круп

Очень оригинальная и полезная поделка – глобус из пластилина и круп: гречки, манной и других круп. Ими на материках отмечают горы, нагорья, вечные льды.

Глобус из пластилина, слепленный из ядра, мантии, земной коры

Земной шар из пластилина, слепленный, начиная из ядра, мантии, земной коры, поверхности океанов и суши.

Глобус из бумаги, акварельных красок с указанием зверей, которые живут на нашей Земле

В детском саду детям вместе с воспитателем будет интересно сделать земной шар с игрушечными зверями. Глобус делаем внутри полый. Для его изготовления на шарик наклеиваем 4-5 шаров бумаги, когда бумага просохнет, шарик прокалываем и достаем. На просохшем глобусе из бумаги красим голубой акварельной краской океаны, зеленой – материки, приклеиваем зверей из игрушечного набора, соответственно тому, где они живут.

Макет глобуса, вырезанный из яблока

Модель земного шара можно вырезать из яблока, апельсина, грейпфрута.

Итак, мы научились делать глобус из пластилина и других подручных средств.

Задания для домашней работы

География – наука о земной поверхности

Географ – учёный, занимающийся географией

Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса

Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.

Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.

Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.

Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.

Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.

3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.

Самая высокая гора — Эверест. Её высота 8848 метров.

Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1642 метра.

Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 371 тысяча квадратных километров.

Самая длинная река — Амазонка. Её длина 6900 километров.

Самый большой остров — Гренландия. Его площадь более 2 миллионов квадратных километров.

Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса

Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.

Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.

Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.

Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.

Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.

Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.

Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.

Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.

Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.

Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса

Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.

Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.

Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.

Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека

Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.

Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.

Говорящий интерактивный обучающий глобус для детей

Такую модель обычной не назовешь! Это уже не просто пособие по географии. Это самый настоящий обучающий комплекс. Такой умный глобус для детей не только показывает, но и самостоятельно рассказывает, позволяя совмещать и зрительную, и слуховую память. К тому же, у обучающегося появляется уникальная возможность освоения иностранных языков, поскольку информация подается на нескольких языках.

Дойдя до этого момента, вряд ли кто-то захочет спросить, чем отличаются глобус и карта. Но если все-таки этот вопрос остается актуальным, читайте дальше и удивляйтесь.

При использовании специального приложения и наведения телефона или планшета на интерактивный глобус, на дисплее отразятся:

  • строение всех слоев нашей планеты с указанием всех полезных ископаемых, залегающих в каждом из них;
  • достопримечательности той или иной местности;
  • животные и растения, характерные для того или иного географического участка;;
  • исторические факты и события, связанные с определенной местностью.

Плюсы:

  • программы интерактивного глобуса разнообразны. Можно найти занятия для нескольких возрастных категорий;
  • можно подключаться к сети Интернет и загружать обновления;
  • несколько динамиков, входящих в комплект, дают возможность обучаться вместе с друзьями.

Единственным минусом электронного глобуса мира для детей является его стоимость. Цены на такую модель колеблются от 1 500 до 4 000 рублей.

3. Глобус – модель Земли

По форме и размерам планеты была создана модель Земли – глобус.

Рис. 2. Глобус (Источник)

Глобус – трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Рис. 3. Глобус Бехайма, 1492 г. (Источник)

Кто изобрёл первый глобус

Говорят, что первую модель глобуса с системой координат создал древнегреческий философ Кратет Малльский в 150 г. до н.э. В это можно поверить: Пифагор за несколько столетий до этого изобретения пришёл к выводу, что Земля круглая. Позже и Аристотель подтвердил эту теорию своими астрономическими открытиями.

Но если оперировать более точными данными, то перенесёмся в 1492–1494 гг. Это время известно не только экспедицией Колумба к берегам Америки, но и появлением одного из самых старых (и сохранившихся до наших дней) глобусов — «Земного яблока» (Erdapfel). Его создал немецкий учёный и путешественник Мартин Бехайм в Нюрнберге.

Сначала это был глиняный шар диаметром в 507 мм. Затем его обтянули тканью и разрисовали, разделив на 24 сегмента. На глобусе изобразили два полюса, экватор, меридианы, тропики, знаки зодиака, Европу, часть Азии и Африки (но без Америки) — в общем все знания европейцев о Земле к тому времени. 

«Земное яблоко» это настоящая достопримечательность, которую можно увидеть сегодня в Национальном музее в Нюрнберге. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector