Свято-донской ставропигиальный мужской монастырь в москве

Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

М онастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор во имя Донской иконы Божией Матери. В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным.

С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных.

В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.

До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др.

Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Большой собор освящен в августе 1991 г. г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи. Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.

При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев, Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю. Решением Священного Синода от г. (журнал № 77) на должность наместника Донского монастыря г. Москвы назначен игумен Парамон (Голубка).

Малый собор Донского монастыря открылся после реставрации. В монастыре имеются святыни: в Малом соборе — чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона, мч. Якова Полозова; в Большом соборе — чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского; в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая. При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

Донское кладбище

Святое место упокоения для святых и не только

Сейчас существует два Донских кладбища: Старое и Новое.

Первое было основано еще в далеком 1591 году при монастыре. В девятнадцатом веке за этим местом закрепилось литературное название «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы». Постепенно места на нем стало недостаточно, и в начале 20 столетия была выделена земля для нового погоста

Вход на территорию старого кладбища расположен между Большим и Малым соборами.

На Старом Донском кладбище в Москве погребены родственники А.С. Пушкина: брат и сестра поэта, его дядя и две тёти, также бабушка и дедушка.

Встречаются надгробья других известных русских писателей. Например, Грибоедовых.

На обширной территории Донского некрополя расположен и Мемориал белым воинам. Есть здесь могилы Деникина, Солженицына.

Очень сильное впечатление лично на меня произвели надгробия в виде дерева с обрубленными ветвями. Неприятное, могу вам сказать, зрелище: как человек без рук, без ног. Назывались они «Гора Голгофа» и ставились на могилу последнего представителя рода. Наверное, это должно было означать, что на этот родовом Древе новые веточки уже никогда больше не появятся. Впечатляющее зрелище!

На кладбище Донской обители похоронены многие историки, учёные, писатели и другие знаменитые люди своего времени. Вот надгробье над могилой отца русской авиации Н.Е. Жуковского.

Но есть здесь могилы людей, знаменитые не только благими делами. Так, например, одна из легенд Донского кладбища — могила Салтычихи (звали ее Дарья Николаевна Салтыкова). Это садистка-помещица, лично мучавшая, пытавшая до смерти своих крепостных. И ведь прожила эта, как бы так сказать? убийца — 71 год! 33 из них, по сути, в тюрьме.

Сначала её держали в специальной подземной камере Ивановского женского монастыря, куда даже не проникал дневной свет. Зажигать свечу разрешалось только на время еды. Там она провела 11 лет! Потом наказание чуть ослабили, и её перевели в другую камеру с маленьким окошком и решёткой. На неё за этой решёткой, как на хищного зверя, приходили смотреть люди. Это же надо иметь столько здоровья, чтобы всё это выдержать!

На её могиле находится около 140 крестиков, как принято считать, по числу её жертв. И надпись: убийца! Вот такая страшная «память». И о таких надо помнить и знать, чтобы не допустить повторения этого, пережитого людьми ужаса.

Сюда несут цветы…

Наверное, одна из самых знаменитых и главных могил Донского некрополя — захоронение старца Даниила. До 2006 года он был старейшим насельником обители. На могиле архимандрита Даниила, которого так любили и уважали прихожане, всегда лежат живые цветы.

Братские могилы — страшная вещь. Одно время из Лефортово, из подвалов Лубянки привозили, чтобы свалить в монастырскую землю, тысячи трупов расстрелянных. Вот и лежат они: И. Бабель, маршалы Тухачевский, Блюхер и множество других известных и неизвестных людей. Это захоронение называется Могилой невостребованных прахов.

По иронии судьбы могила Блохина — коменданта НКВД, лично расстрелявшего более 10000 человек, — тоже расположена на территории Донского некрополя.

Есть тут и братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны и после неё от полученных на поле боя ран.

А ещё на Донском кладбище похоронена знаменитая в прошлом певица Майя Кристалинская,

несравненная актриса второго плана Фаина Раневская и ещё много других: список захоронений знаменитостей можно продолжать долго. Да, кстати, поклонникам Ф. Раневской. Если хотите быстро найти её могилу, не надо даже сверяться со схемой Донского кладбища, ищите белую скамеечку. Она будет ориентиром.

Возможно, для кого-то кладбище, могилы знаменитостей — не особо приятное место для прогулок. Но некрополь Донского монастыря — это особое место, где как по учебнику, по именам и надписям на надгробиях можно изучать непростую историю нашей огромной России

И, наверное, такие экскурсии заставляют задуматься о жизненных ценностях, о том, что для каждого человека должно быть действительно важно

А для того, чтобы лучше понять где и чьи могилы расположены, предлагаю ознакомиться со списком лиц, которые захоронены на территории Донского некрополя, и местоположением их на кладбище.

Архитектура Донского монастыря в Москве

Старейшим храмом в обители является Малый собор, построенный в честь Донской иконы Божией Матери. Это изящный красивый одноглавый храм времени Бориса Годунова. Бесстолпный, перекрытый изящной трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершается шлемовидной главой на стройном барабане. Первоначально храм был украшен фресками, среди которых было изображение Бориса Годунова. Позже были переустроены купол и колокольня, приделы и трапезная. Уникальной архитектурой отличается Большой собор обители. Построен он был почти на сто лет позже Малого на пожертвования от знати и царского двора в честь новой победы над Крымским ханством. Это 5-главый, 4-лепестковый в плане храм, по периметру которого устроена обширная галерея. Возвышается над всем ансамблем обители. Постановка глав по сторонам света, поэтажное деление фасада характеризуют новый архитектурный стиль — Нарышкинское барокко. Внутри собор украшен фресками итальянского художника Антона Клаудо по идее Василия Баженова. Сохранился монументальный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Стены и колонны украшены росписью и золочением. Первоначально здесь находилась Донская икона Божьей Матери работы предположительно Феофана Грека. Затем она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Сейчас находится в Третьяковской галерее.

Над Северными воротами находится Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери начала 18 века, построенная на средства царицы Прасковьи Федоровны и ее дочери, царевны Екатерины Иоанновны. Над западными воротами — надвратная трёхъярусная колокольня с часами, построенная в 1730–1753 годах. Эти храмы относятся к переходному периоду от нарышкинского барокко к архитектуре петровской эпохи. В них используются заимствованные из Европы декоративные мотивы. Стены обители построены в виде практически правильного квадрата. По периметру расположено двенадцать двухэтажных башен с белокаменным завершением. Угловые башни круглые, на стенах — квадратные. В середине 18 века завершено строительство колокольни под руководством архитекторов Д. Трезини, Д.В. Ухтомского и А.П. Евлашева. Недалеко от Северных ворот — Церковь Иоанна Златоуста, храм-усыпальница Первушиных, построенная в 1888–1891 годах по проекту А.Г. Венсана архитекторами В.Д. Шером, В.П. Гавриловым и М.П. Ивановым. Снаружи, при северных воротах, находится часовня конца 19 века.

В южной части построена Больничная церковь Архангела Михаила — фамильная усыпальница Голицыных. Сооруженная в начале 18 века она была перестроена в начале 19 века. Её парадный портик с лепными украшениями перекликается с надгробиями некрополя. Здесь располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры с работами Ф.Г. Гордеева и И.П. Мартоса, С.С. Пименова и других русских и европейских мастеров. У ее стен нашли пристанище также и члены семьи Нарышкиных. С востока от Большого собора находится Церковь Александра Свирского. К северо-востоку от неё расположена Церковь Иоанна Лествичника — храм-усыпальница семьи Терещенко. На месте бывших братских огородов в 1997 году построена Церковь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В 2000 году сооружена Церковь Георгия Победоносца. В центральной части восточной стены находятся шесть горельефов и скульптуры взорванного Храма Христа Спасителя, выполненные в 1847–1849 годах скульпторами П.А. Клодтом и А.В. Логановским, Н.А. Рамозановым и А.И. Теребеньевым. Горельефы посвящены теме защиты России от неприятеля, а также изображают сцены библейской истории. Здесь находятся и части Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке.

Донской ставропигиальный мужской монастырь, г.Москва

Основание Донского монастыря для мужчин произошло в 1591 году. Территориально место его расположения приходится на участок неподалеку от старой Калужской дороги на юго-западе от центра Москвы.

Такое наименование монастырь получил во имя Донской иконы Божией Матери, которая невероятным дивным образом уберегла Москву от армии хана Казы-Гирея. Если верить древнему преданию, то данная икона в руках Сергия Радонежского благословила армию великого князя Димитрия на битву на Куликовом поле. Пресвятая Богородица заступилась за своих людей и полки Казы-Гирея со стыдом бежали за пределы города, что послужило уроком для крымских татар, которые больше никогда не совершали набеги на эти земли. Основание великого монастыря произошло на том же месте, где русские войска готовились обороняться от татарской орды, и где была расположена крошечная церквушка с Донским образом Пресвятой Богородицы. С течением времени на данном месте был возведен собор Донской иконы Божией Матери, вследствие чего монастырь и получил ныне свое название. Так и случилось, что меж Даниловым монастырём и Новодевичьим храмом со временем восстала Донская обитель, которая получила статус новой монашеской крепости и ставшая завершительной фазой в устройстве оборонительного кольца Москвы.

Донской монастырь в первой половине 19 века получил статус наиболее привилегированной и зажиточной обители России, которая имела крупное влияние не только на церковную жизнь, но и на политическую. На временном отрезке с 1799 по 1827 гг. на территории Донского монастыря был расположен Духовно-цензурный комитет, позднее перемещенный на место Троицко-Сергеевой Лавры. Непосредственно в храме на период 1834 года функционировало церковное училище, и позднее школа для обучения послушников, которая открыла свои двери для учащихся в 1909 году.

Монастырь стал известнейшим местом упокоения высокопоставленных людей, начиная с 17 века. В 1930 году могила художника Перова была перевезена с Даниловского кладбища на территорию некрополя Донского монастыря. В этом же месте в 2000 году провели процедуру перезахоронения писателя Шмелева,а позднее и других прославленных личностей. Одно из последних захоронений на территории монастыря было проведено в 2008 году, когда в старинном некрополе монастыря произошло погребение знаменитого писателя А. Солженицына. Здесь также захоронены: грузинские цари Давид, Александр и Матвей, архитектор О.Бове, писатель В.Одоевский и многие другие известные личности.

Без сомнений основной святыней храма не без оснований принято считать Донскую икону Божией Матери, которая была создана в 16 веке, и которой был украшен иконостас Большого собора. Нельзя не сказать так же о святынях Малого собора, которыми являются высокоуважаемые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение». Во время проведения работ по реконструкции храма почти случайным образом были найдены мощи святителя Тихона, захоронение которого пришлось на 1925 год.

На данный момент местом расположения иконы служит Третьяковская галерея. Существует также древняя традиция, по которой ежегодно 1 сентября икона перевозится из галереи в Донской храм, где перед данной реликвией Святейший Патриарх при огромнейшем скоплении православных россиян и жителей зарубежья проводит Божественную Литургию.

Другим сокровищем Донского монастыря выступают святые мощи Тихона, Патриарха Всероссийского, которые находятся в позолоченной раке в Большом соборе храма.

История

Официально улица Шаболовка относится к Донскому району Москвы (ЮАО) и начинается от Калужской площади, но расположена на границе двух районов: Донского и Даниловского (ЮАО). Так сложилось исторически: раньше земли, которые стояли по четной стороне улицы принадлежали Донскому монастырю, по нечетной — Данилову. Отсюда шла дорога в подмосковное село Шабалово, так и появилось название улицы. В конце XVIII века здесь было всего 37 дворов с двухэтажными домами и огородами. Во второй половине XIX века внешний вид Шаболовки сильно изменился. Появились первые каменные 3-4 этажные здания благотворительных учреждений и фабрик. Шаболовка растянулась до Серпуховского вала.

В начале XX века на Шаболовке начали строить дворянскую богадельню имени Степана Нечаева, обер-прокурора Святейшего Синода, который много занимался благотворительностью и изучением культурного наследия России. Его сын, Юрий Степанович, неожиданно получил многомиллионное наследство. Новое здание проектировал Роман Клейн, архитектор торгового дома «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина). Здание сохранилось до наших времен, сейчас здесь расположена Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Здание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Особняк Симоно

Практически напротив, через дорогу, на территории Высшей Школы Экономики, стоит еще одно исторические строение, созданное по проекту Клейна. Это дом-терем, который заказал для себя француз Гектор Симоно, хозяин ткацкой фабрики. Вокруг были расположены фабричные корпуса. Особняк включен в список объектов культурного наследия РФ и его можно купить за три миллиона долларов.

Особняк Симоно

В районе Шаболовки история соседствует с современностью. В 500 метрах, на параллельной Донской улице можно увидеть необычный современный проект, который воплощает архитектурные тренды XXI века. Автор концепции ЖК «Медный 3.14» известный архитектор Сергей Скуратов, который создают актуальные, самобытные проекты. Стоимость трехкомнатной квартиры начинается от 56 млн рублей.

ЖК «Медный 3.14»

Шуховская башня

Вернемся к истории. В 1920 году на Шаболовке начали строить Шуховскую радиобашню, ставшую главной доминантой района. Она долго считалась самым высоким сооружением в городе, несмотря на то, что была на несколько ярусов меньше, чем запланировано (350 метров). Для страны создание такого символа было очень важным делом, по личному указанию Ленина с военных складов выделили дефицитную сталь, рабочие строили без перерывов, в любую погоду. Металла на конструкцию все-таки не хватило и проект пришлось сокращать до 160 метров.

Адрес башни: ул. Шухова, 8

Монтаж башни осуществлялся особым телескопическим образом по новой технологии, которую запатентовал инженер Владимир Шухов. Он был новатором и первопроходцем, который первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки и прочные гиперболоидные конструкции.

Каждая новая секция башни собиралась внутри предыдущей, затем поднималась наверх. Когда готовились к монтажу четвертой секции, инженер попал в неприятную историю. Он стал виновником аварии, и, несмотря на отсутствие жертв, его приговорили к условному расстрелу. Если бы строительство не удалось завершить вовремя или что-то пошло не так, расстрел мог стать настоящим. В сложных условиях, инженер продолжал работу. Монтаж успешно завершили и башня, отличавшаяся прочной конструкцией, много лет не нуждалась в ремонте. Она стала символом эпохи, отсюда транслировали идеи страны советов всему миру.

Телецентр

Здание, в котором расположен телецентр, было построено в 1849 году по проекту архитектора Михаила Быковского, там размещался сиротский приют и домовой храм святой Варвары. В 1919 году приют закрыли, купол церкви разобрали, а после постройки радиобашни разместили радиоцентр.

В 1937 году на Шаболовке создали телецентр и уже в марте 1939 года отсюда стали транслировать первые телепередачи в СССР. Вещание велось с помощью Шуховской башни. До 1967 года это был главный телецентр страны. Телекомпания работает и по сей день. В 1986 году рядом с центром началось строительство нового 14-ти этажного здания, которое изначально должно было относится к военно-космическим силам СССР. Спустя некоторое время, здание передали аффилированной структуре ВГТРК, однако работы по возведению дома приостановили.

Недостроенное здание нового корпуса (на Шаболовке, 35). Сам телецентр находится по адресу ул. Шаболовка, д. 37, стр. 7

Историческое место Москвы, где находится, как добраться

Донской монастырь находится в Москве по адресу: Донская площадь, 1- 3.

В воскресение монастырь открыт с 6 до 20, в остальные дни часы его работы: с 7:30 до 19 часов. Богослужения проходят ежедневно. Но если вам нужно узнать расписание определённых служб или, например, как и когда можно совершить соборование, то такие вопросы лучше предварительно уточнить на сайте или по телефону монастыря.

И конечно, здесь есть свои правила: женщинам не нужно приходить в короткой юбке, шортах или в брюках. Головной платок при входе в храм обязателен. Нельзя пить, курить, в общем, соблюдайте элементарные правила вежливого поведения, принятые в религиозных местах.

Посетить Донское кладбище можно ежедневно. Время его работы меняется в зависимости от сезона: летом — с 9 до 19 часов, зимой — с 9 до 17 часов.

Добраться до монастыря удобнее всего на метро. Ближайшие к нему станции: Шаболовская или Ленинский проспект. Потом надо будет немного пройти пешком. Конечно, доехать до Донского монастыря можно и на автомобиле, и на автобусах № 111, 196, М1, на троллейбусах под номерами 4, 7, М4 ехать до Улицы Стасовой. Если вам удобнее, садитесь в трамвай № 14 или 39, он довезёт вас до Университета дружбы народов. Потом немного прогуляетесь — и вы у ворот монастыря.

Заканчивая свой фотоочерк, хочу пригласить и вас на интересную и познавательную экскурсию в Донской монастырь, столько всего повидавший и переживший на своём веку. А чтобы лучше сориентироваться во всех храмах и постройках Донского монастыря в Москве, предлагаю воспользоваться схемой расположения объектов на территории обители.

Ну а тем, кто любит более наглядные картинки, удобнее будет объемная карта территории обители.

На карте ниже Вы также сможете определить точное местонахождение Донского монастыря в Москве и всех его многочисленных храмов (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Координаты Донского монастыря в Москве (вход): 55.71428, 37.59994.

Моя поездка состоялась 10 января 2020 года. Рядом находится еще один восхитительный по красоте и величию Даниловский монастырь, а также недалеко расположено Даниловское кладбище, где похоронено много знаменитых людей, и куда до сих пор приходят люди на могилки матушки Матронушки и старца Аристоклия.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от станции метро Тульская. Это была гостиница «Даниловская», расположенная на территории одноименного монастыря. Есть более бюджетный вариант отеля «Серпуховской Двор», который находится чуть дальше от метро, но здесь очень комфортное проживание с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Настоятели, наместники

  • Гурий (упом. 1598)
  • Сергий (упом. 1621)
  • Евфросин (? — 1634) отставлен
  • Феодосий (1 мая 1634 — упом. 1635)
  • Афанасий (30 ноября 1678 — февраль 1681)
  • Герасим (упом. июнь 1682)
  • Леонтий (упом. июнь-июль 1683)
  • Никон (август 1683 — июнь 1689)
  • Антоний (Одинович) (упом. 1692 — упом. 1697)
  • Арсений (Кириллов) (упом. 1 июля 1697 — ?)

Антоний (Одинович) (6 июля 1698 — 18 марта 1705)
Лаврентий (Габашвили) (1705 — 20 мая 1720)
Иерофей (Прилуцкий) (14 августа 1720 — 19 июля 1721)
Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
Матфей (Шушерин) (11 июля 1727 — 17 октября 1728)
Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728 — 26 марта 1732)
Кирилл Иерусалимита (10 апреля 1732 — 4 марта 1747)
Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
Варлаам (Лящевский) (1 мая 1753 — 28 июля 1774)
Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
Павел (Зернов) (сентябрь 1776 — 15 апреля 1778)
Аввакум (Миланкович) (26 апреля 1778 — 1 марта 1792)
Платон (Любарский) (31 марта 1792 — 26 февраля 1794)
Иоанникий (Полонский) (февраль 1794 — 12 апреля 1795)
Иакинф (Карпинский) (18 апреля 1795 — 18 декабря 1797)
Евлампий (Введенский) (1798 — 29 июня 1801)
Виктор (Прокопович-Антонский) (29 июня 1801 — 11 декабря 1809)
Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 1816)
Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (28 января 1816 — 15 июля 1817)
Евгений (Казанцев) (30 июля 1817 — 14 июля 1818)
Феофил (Татарский) (28 августа 1818 — 23 марта 1819)
Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
Дионисий (Цветаев) (31 июля 1821 — 15 июля 1823)
Афанасий (Петриев) (23 июня 1823 — 17 октября 1832 )
Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
Симеон (Авдуловский) (3 августа 1850 — 21 февраля 1852)
Агапит (Вознесенский) (21 июня 1852 — 1 января 1854)

Афанасий (упом. 1853)

Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)

  • Павел
  • Аркадий (Яценко) (1862 — 1869)

Аркадий (Яценко) (1869 — 1878 )

Иаков (Кротков) (1884/1885 — 1 декабря 1885)
Герман (Осецкий) (16 февраля 1886 — 18 декабря 1895)
Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
Иаков (1906 — 13 декабря 1909 ) архим.
Алексий (Опоцкий) (1910 — 20 декабря 1914)

Никон (Пурлевский) (1918 — 1919)

Назарий (Кириллов) (1919 — 1920 )
Алексий (Палицын) (1922 — 1924)
Московские и всея Руси патриархи (с 1991)

  • Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
  • Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
  • Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
  • Фома (Демчук) (26 февраля 2021 — 25 августа 2020)
  • Евгений (Кульберг) (25 августа — 8 декабря 2020)
  • Феогност (Гузиков) (с 8 декабря 2020)

Конструктивизм

В конце 1920-х начале 1930-х годовна улице был построен образцовый малоэтажный «Хавско-Шаболовский жилой комплекс» в стиле авангард, сегодня — это архитектурный памятник советской эпохи, объект культурного наследия, часть исторической довоенной застройки. Сначала проектировалось 24 дома, но построили всего 15 пятиэтажек.Особенность зданий в том, что они стоят под углом 90 градусов по отношению друг к другу и 45 — к улице. Так появилась новая система дворов, удобная при плотной застройке. Дом отличается лаконичным оформлением фасадов, витражами на лестницах, необычными балконами и эркерами. Один из авторов проекта — Борис Николаевич Блохин — был ярким представителем рационализма в архитектуре, он много занимался научной и практической деятельностью. Его здания сегодня можно было бы отнести к классу «комфорт».

Адрес: улица Шаболовка, 63

Дом-коммуна

Общежитие текстильного института

Одно из самых интересных зданий находится практически в конце Шаболовки, на пересечении с улицей Орджоникидзе. Здесь стоит знаменитый дом-коммуна, построенный Иваном Николаевым. Архитектору и инженеру поручили сконструировать здание общежития Текстильного института. В итоге появился утопический проект нового времени. По замыслу автора, внутри должна была протекать вся студенческая жизнь: учеба, развлечения, сон, привычный быт. В доме находилась столовая, спортзал, библиотека, помещения для занятий. Когда строительство коммуны было завершено, внутри располагались около 1000 двухместных кабин размером 2,7 х 2,3 м, где можно было только спать. Двери раздвигались, как в купе поезда. Кабины были неудобными и бесполезными. В итоге жесткий распорядок дня внес свои коррективы и кабины для сна превратились в боксы для хранения вещей. Социальный эксперимент не удался, общежитие было расселено. Сегодня у него началась вторая жизнь, здание полностью отреставрировано, территория вокруг благоустроена, дом снова используют как общежитие и для проведения исторических экскурсий.

Как добраться

Проезд:

Автобусом

№24 до г.Аксай и от Аксая до ст. Старочеркасской маршруткой через Большой Лог.

Речной «Ракетой»

между г. Ростовом-на-Дону и ст. Старочеркасской. Из г. Ростова-на-Дону до ст. Старочеркасской два рейса: в пятницу один рейс, отправление от речного вокзала г. Ростова в 14.00. Прибытие на ст. Старочеркассую в 14.40. В субботу и воскресенье по два рейса: первый рейс — отправление из г. Ростова в 07.00 — прибытие в ст. Старочеркассую в 07.40; второй рейс — отправление в 14.00 — прибытие в ст. Старочеркассую в 14.40. Из ст. Старочеркасской в г. Ростов-на-Дону: В пятницу один рейс: отправление из ст. Старочеркасской в 16.20. В субботу и воскресенье по два рейса в 9.20 и в 16.20.

На автомобиле

из Новочеркасска (в сторону Ростова) или Ростова (в сторону Новочеркасска через Аксай) повернуть на Старочеркасскую в поселке Большой Лог.

Адрес:

346701, Аксайский район, ст. Старочеркасская, ул. Почтовая, 1.

Тел.:

+7-928-108-41-88 — дежурный по монастырю, +7-928-610-53-56 — дежурный священник, (86350) 2-97-58 — канцелярия, 8-928-188-42-77 — паломнический отдел (с 14.00 до 20.00).

Основание монастыря

В 1591 году армия крымского правителя — могущественного Казы-Гирея подошла к самой Москве. Город был готов к обороне, но его жители готовились к худшему. По повелению русского государя Федора Иоанновича вокруг столицы провели многолюдный крестный ход. И царь отправил защитникам города знаменитую икону Донской Богоматери, которая, по легенде, была у Дмитрия Донского во время знаменитого Куликовского сражения.

Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.

Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия.

Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.

Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская

Донской монастырь: где остановиться паломнику или туристу?

  • К огромному облегчению паломников и бюджетных туристов, на территории Донского монастыря есть паломническая гостиница, которая может принять своих гостей в номера размещением от 1 до 6 человек, а также от 16 до 22 человек для организованных паломнических групп. Конечно, это ночлег не для самых избалованных цивилизацией граждан, однако на каждом этаже представлены удобства (туалеты, умывальники, душ с горячей водой), а что еще нужно утомленному путнику от временного пристанища? Если вам по душе ночлег в стенах монастыря, наводите справки по телефону +7-495-952-02-63, и вам радушно предоставят ночлег за 400 рублей в сутки. Среди уникальных преимуществ этой гостиницы – расположение в историческом центре столицы и непосредственная близость от самых знаменитых московских святынь: Новодевичьего, Покровского и Новоспасского монастырей, а также Даниловского кладбища. А еще здесь есть интернет и принимают банковские карты.
  • Если же вам просто необходимо ощущение домашнего комфорта, выбирайте апартаменты «Vudoma» (ул. Лестева, 20). Здесь помимо удобных и современных гостиной, спальни, кухни, санузла и прихожей есть бесплатный интернет и парковка. Правда, это удовольствие стоит уже 4500 за ночь, так что взвесьте соотношение цены и ноток комфорта и примите верное решение.

Паломническая гостиница

Донской монастырь в Москве — история

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 годах царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов. Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки. А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году. В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.

1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector