Галатский мост в стамбуле, почему следует посетить?

Первый Босфорский

Первый мост через Босфор строился в 70-х годах прошлого века. Проект подвесной конструкции разработан и реализован компаниями трёх стран: Турции, Германии и Англии. Бюджет строительства составил около 200000000 долларов. Перекинут от квартала Ортакей, который находится в Европе, в азиатскую часть Абдуллах-ага. Торжественно открыт в день празднования 50-летия республики Турция.

Для поддержки пролётов использованы столбы 165 м. в высоту.

Сооружение не нарушает судоходство по проливу. Расстояние между полотном моста и водной гладью 64 метра. Пешеходам по мосту передвигаться запрещено, только на транспорте. Этот запрет связан с большим количеством самоубийств после открытия моста.

Движение здесь платное. Чтобы увидеть вблизи достопримечательность, которую местные жители ещё называют «первый Босфорский мост» нужно сесть на автобусы 40Т, 42Т. Остановка Ортакей.

Новый мост над Босфором в Стамбуле

Туристы часто интересуются, сколько мостов через Босфор в Стамбуле, учитывая оживленное движение. Всего в столице их 2 и оба построены в XX веке. Второй призван уменьшить поток транспорта и создать альтернативный путь на другой берег. Разница в датах открытия составляет всего 15 лет, постройка тоже заняла 3 года, но при его возведении были применены новые технологии, позволившие увеличить безопасность конструкций и создать значительный запас их прочности.

Основной пролет намного длиннее, чем у Босфорского, технические характеристики лучше. Теперь фото и описание второго моста, имени Мехмеда Фатиха, появляется в туристических буклетах так же часто, как и первого.

Расположение моста султана Мехмеда Фатиха на карте

Характеристики моста Мехмеда Фатиха

Сооружения очень похожи, конструкция примерно одинаковая и представляет собой подвесное полотно на мощных опорах из специального сплава. Различается ширина, она на 6 м. больше, чем у первого, высота мостов в Босфоре тоже аналогична, 64 м. Запас прочности таков, что при полной нагрузке полотно опускается всего на 90 см.

История [ править ]

Дневной вид на мост

Каждый октябрь ежегодный Межконтинентальный Стамбульский Евразийский марафон пересекает мост на пути из Азии в Европу. Во время марафона мост закрыт для движения автотранспорта.

В октябре посетители участвуют в забеге и переходят мост пешком. Многие устраивают пикники, чтобы полюбоваться видами.

Мост был изображен на реверсе турецкой банкноты в 1000 лир 1978-1986 годов.

15 мая 2005 года в 07:00 по местному времени звезда американского тенниса Винус Уильямс провела показательный матч с турецким игроком Ипеком Ченоглу на мосту. Это был первый теннисный матч на двух континентах. Мероприятие, посвященное предстоящему чемпионату WTA в Стамбуле 2005 года, длилось пять минут. После выставки они оба бросили теннисный мяч в Босфор.

Аэрофотоснимок моста

17 июля 2005 года в 10:30 по местному времени британский пилот Формулы-1 Дэвид Култхард проехал на своем гоночном автомобиле Red Bull по мосту с европейской стороны на азиатскую, а затем, после поворота на пауэрлифте на платной площади, вернулся к Европейская сторона для галочки. Он припарковал свою машину в саду дворца Долмабахче, откуда его поездка началась. Когда Култхард пересекал мост на своей машине Формулы 1, он был пойман автоматической системой наблюдения и оштрафован на 20 евро за то, что проехал через пункты взимания платы за проезд без оплаты. Его команда согласилась заплатить за него.

5 ноября 2013 года игрок в гольф № 1 в мире Тайгер Вудс , посетивший турнир по гольфу Turkish Airlines Open 2013, проходивший с 7 по 10 ноября, был доставлен на мост на вертолете и сделал несколько показательных бросков на мосту, отбивая мячи от с азиатской стороны на европейскую с одной стороны моста, который был закрыт для движения около часа.

15 июля 2016 года мост был заблокирован группировкой Вооруженных сил Турции во время попытки государственного переворота . Они также арестовали гражданских лиц и полицейских. Некоторые танки наехали на транспорт. Солдаты сдались полиции и мирным жителям на следующий день.

25 июля 2016 года премьер-министр Бинали Йылдырым объявил, что мост будет переименован в 15 Теммуз Шехитлер Кёпрюсу (Мост мучеников 15 июля).

Мост через пролив Босфор в Стамбуле(Босфорский мост, Мост Мучеников)

Пролив соединяет Черное и Мраморное море, он считается уникальным геологическим образованием, поскольку его ширина составляет 2 км, а на особо узких участках всего 700 м. Тем не менее он долгие века он разделял континенты, заставляя инженеров задумываться о решении проблемы. Первый, понтонный мост, был построен еще до н.э. О сооружении постоянной конструкции начали задумываться в первом десятилетии XX века при правителе Абдуле Хамиде II. Предложение внесла Босфорская железнодорожная компания.

Для реализации плана пригласили английских инженеров. У. Браун и Г. Робертс представили проект, по которому Босфорский мост имел довольно большую для того времени пропускную способность. Но идее пришлось ждать еще 2 десятилетия, пока не были выделены средства на постройку. Стамбульский мост через Босфор открыли только в 1973 году, приурочив событие к юбилею образования республики.

Расположение Босфорского моста на карте

Характеристики конструкции

Он числится на 17 месте среди подобных построек в мире. Длина моста через пролив Босфор в Стамбуле — 1560 м., ширина — 33. Чтобы не мешать судоходству, его пришлось поднять значительно приподнять над водой, так что высота моста через Босфор в Стамбуле достигла 64 м. Опоры возвышаются над берегом на 165 м.

Для постройки потребовалась сумма в 200 млн $, но затраты того стоили, поскольку теперь можно спокойно перебраться на другой берег. Назвали Босфорский мост именем Ататюрка, основателя республики.

Он состоит из 3 полос для автомобилей и еще 2 дополнительных полосы выделены для спецтранспорта. Въезд на мост через Босфор в Турции платный, но никто не жалуется, поскольку он является главной дорогой через пролив. Стоимость проезда составляет примерно 2 евро, платить нужно при движении в направлении Европы, обратная дорога бесплатна. На стадии проектирования были предусмотрены дорожки для пешеходов. Их тоже построили, но через несколько лет вход закрыли. Причиной стала волна самоубийств, психически неустойчивых людей буквально магнитом тянуло на полотно, и Босфорский мост пополнил жуткую статистику объектов для сведения счетов с жизнью.

Современное значение Босфорского моста в Стамбуле

Он по-прежнему является важным сооружением в транспортной системе города. Поток автомобилей увеличился в несколько раз, но пока его пропускной способности хватает для проезда всех желающих, а это более 200 тыс. машин ежедневно. Для безопасности и в эстетических целях, в 2007 году соорудили подсветку. Она включается на закате и превращает мост в удивительное зрелище. Если потратить вечер и немного подождать, то можно насладиться зрелищем, когда тонкая неприметная ниточка превращается в объемную конструкцию, сияющую на фоне темной воды.

Как добраться до Босфорского моста?

Он соединяет районы Ускюдар и Эминёню. Для того, чтобы попасть к подножию, нужно воспользоваться общественным транспортом. Автобус № 40 Т доставит до квартала Ортакёй, дальше пешеходная дорога ведет к одноименной пристани. На пешеходные дорожки входа нет, открывающийся вид тоже не интересен. Лучший ракурс для наблюдения и красочных фотографий открывается с палубы прогулочного кораблика. По местным поверьям, проплывая под мостом, нужно загадать желание и оно обязательно сбудется.

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d e f g h i j k l Главное управление автомобильных дорог: информация о проекте моста Мучеников 15 июля. Архивировано 9 июня 2012 г. в Wayback Machine (турецкий)
  2. ^ Небель, Бернд. «BRÜCKEN — Architektur, Technik, Geschichte» . www.bernd-nebel.de . Архивировано 14 января 2016 года . Проверено 30 июля 2012 года .
  3. ^ «Босфорский мост, ТУРЦИЯ» . g20.org.tr . Архивировано из оригинального 11 августа 2016 года . Проверено 26 июня +2016 .
  4. ^ «История Первого Босфорского моста — короткометражный фильм и беседа» . t-vine.com . 13 мая 2016. Архивировано 16 августа 2016 года . Проверено 26 июня +2016 .
  5. ^ «Босфорский мост переименован в Мост мучеников 15 июля» . TRT World . 25 июля 2016 года. Архивировано 26 июля 2016 года . Проверено 26 июля +2016 .
  6. ^ «Турция переименует мост через Босфор в Стамбуле после неудачных жертв переворота: PM» . Hürriyet Daily News . 26 июля 2016 года. Архивировано 7 августа 2016 года . Проверено 26 июля +2016 .
  7. ^ «Турция переименовывает Босфорский мост в честь жертв переворота» . Новая Европа . 26 июля 2016 года. Архивировано 27 июля 2016 года . Проверено 26 июля +2016 .
  8. ^ Проект Гутенберг . История Геродота — Том 2 — Проверено 19 марта 2010 года.
  9. ^ https://blog.nationalgeographic.org/2013/01/22/leonardos-bridge-part-2-a-bridge-for-the-sultan/
  10. ^ 1900’deki köprü projesinde raylı sistem de vardı Архивировано 21 августа 2009 г. в Wayback Machine . Сабах. 17 июля 2009 г. — Проверено 19 марта 2010 г. (на турецком языке).
  11. ^ Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 1 января 2020 года .
  12. ^ Модернизация толлинговой системы Турции
  13. ^ «Турция ожидает около 50% роста платы за проезд по мосту через Босфор в Новый год» . Hürriyet Daily News . 2 января 2017.
  14. ^ a b «Стамбульский мост, платная дорога увеличена» . Hürriyet Daily News . 7 октября 2019.
  15. Центральный банк Турецкой Республики. Архивировано 3 июня 2009 г. на WebCite . Музей банкнот: 6. Группа эмиссии — Одна тысяча турецких лир — серия I. Архивировано 10 мая2009 г. в Wayback Machine , II. Серии Архивировано 10 мая2009 г. в Wayback Machine , III. Серии Архивировано 10 мая 2009 г. в Wayback Machine . — Проверено 20 апреля 2009 г.
  16. ^ a b c «Матч Винус Уильямс простирается на два континента» . Hürriyet. 15 мая 2005 . Проверено 25 июня 2009 года .
  17. ^ a b «Венера Уильямс играет в теннис на мосту мучеников 15 июля в Стамбуле» . Argus Фото ООО Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 25 июня 2009 года .
  18. ^ a b «Култхард курит их над Босфором» . Автомобиль. 18 июля 2005 . Проверено 25 июня 2009 года .
  19. ^ a b c «Мост слишком далеко для Култхарда» . BBC. 26 июля 2005 . Проверено 25 июня 2009 года .
  20. ^ «F1: 2005 Turkish GP» . Автоспорт. 17 июля 2005 . Проверено 25 июня 2009 года .
  21. ^ «Тайгер Вудс снимает на мосту через Босфор» . Dünya . 6 ноября 2013 года Архивировано из оригинала 3 июля 2015 года . Проверено 6 ноября 2013 года .
  22. ^ Oban, Cengiz; Юмит Тюрк; Рамазан Алмачайыр; Дилхун Генчдал и Яшар Качмаз (6 ноября 2013 г.). «Тайгер Вудс отбивает мяч на Мосту мучеников 15 июля» . дха . Проверено 6 ноября 2013 года .
  23. ^ a b «Попытка переворота в Турции: толпы противостоят солдатам на Мосту мучеников 15 июля» . BBC . 16 июля 2016 года. Архивировано 17 июля 2016 года . Дата обращения 17 июля 2016 .
  24. Бонд, Энтони (16 июля 2016 г.). «Турецкий солдат„усечен проправительственной толпы на стамбульском Босфорский мост . Архивировано 24 декабря 2017 года . Проверено 5 апреля 2018 года .
  25. ^ «Турция переименовала Стамбул мост через Босфор Мост мучеников 15 июля в честь мирных жителей, погибших при попытке переворота» . Вашингтон Пост . 25 июля 2016 года. Архивировано 26 июля 2016 года . Проверено 25 июля 2016 года .

История залива

История поселений на берегах залива началась с основания в VII веке до н. э. дорийскими колонистами из Мегариды города Византий, который во II веке до н. э. вошел в состав Римской империи. А в 330 году, Константин I Великий сделал его столицей империи и дал название — Новый Рим, затем переименованный в Константинополь.

Начиная с VII века до н. э. на побережьях Золотого Рога начали селиться греки, которые активно занялись торговлей, для чего были построены пристани и склады. Рост благосостояния бухты стал привлекать недругов. Поэтому с VIII века залив закрывали цепью для защиты столицы от нападения с моря.

Вид на залив с высоты птичьего полета

Территория вокруг Золотого рога активно развивалась и разрасталась. Дошло до того, что в XIX веке из-за большого числа промышленных предприятий стала сильно страдать экология района. Уровень загрязнения достиг критической черты

Поэтому в начале XXI века власти обратили на это внимание и убрали с берегов залива все вредные производства. Гавань была очищена и сегодня за ее состоянием внимательно следят

Работа и дорожные сборы [ править ]

Мост в 1973 году

Мостовая магистраль восьмиполосная. Каждое направление обслуживается тремя стандартными полосами движения, одной аварийной полосой и одной пешеходной полосой. По утрам в будние дни большая часть пригородных поездов идет на запад в Европу, поэтому четыре из шести полос движения идут на запад и только две на восток. И наоборот, по вечерам в будние дни четыре полосы движения предназначены для движения на восток, а две полосы — для движения в западном направлении.

Первые три года пешеходы могли ходить по мосту, достигая его с помощью лифтов внутри башен с обеих сторон. Сегодня по мосту запрещено движение пешеходов или коммерческих транспортных средств, например грузовиков .

Сегодня в обоих направлениях ежедневно проезжает около 180 000 транспортных средств, из которых почти 85% составляют легковые автомобили . 29 декабря 1997 года по мосту проехал миллиардный автомобиль . При полной загрузке мост прогибается примерно на 90 см (35 дюймов) в середине пролета.

Это платный мост , а рядом с мостом на азиатской стороне находится пункт взимания платы с 13 пунктами взимания платы. Плата взимается за проезд из Европы в Азию, но не за проезд в обратном направлении.

С 1999 года некоторые из пунктов взимания платы (№ 9–13), расположенные слева по мере приближения к ним автомобилистов, не обслуживаются и оснащены только системой удаленной оплаты (турецкий: OGS ), чтобы не задерживать движение. В дополнение к OGS, в 2005 году на отдельных пунктах взимания автодорожного сбора была установлена еще одна система оплаты дорожных сборов со специальными бесконтактными смарт-картами (турецкий язык: сом ).

С 3 апреля 2006 года в пунктах взимания платы за проезд не принимаются наличные, а принимаются только OGS или KGS. Устройство OGS или карту KGS можно получить на различных станциях перед тем, как добраться до платных площадок автомагистралей и мостов. В 2006 году плата за проезд составляла 3 турецких лиры или около 2 долларов.

С апреля 2007 года компьютерная система светодиодного освещения с изменяющимися цветами и узорами, разработанная Philips , освещает мост в ночное время.

В 2012 году KGS был заменен новой системой HGS, в которой используется технология радиочастотной идентификации (RFID) .

В 2017 году проезд вырос почти на 50% с 4,75 до 7 турецких лир .

Через 21 месяц в конце 2019 года плата за проезд выросла еще на 20% до 10,50 турецких лир (в настоящее время около 1,40 доллара США).

Чтобы не отставать от высокой инфляции цен производителей, дорожные сборы необходимо повышать почти каждый год .

Строительство [ править ]

С апреля 2007 года компьютеризированная система светодиодного освещения освещает мост в ночное время.

Решение построить мост через Босфор было принято в 1957 году премьер-министром Аднаном Мендересом . Для структурной инженерной работы, был подписан контракт с британской фирмой Freeman Fox & Partners в 1968 году мост был разработан британскими инженерами Гилберт Робертс , Уильям Браун и Майкл Парсонс, который также разработал Хамбер мост , Северн мост , и Мост Форт-Роуд . Строительство началось в феврале 1970 года, в церемонии приняли участие президент Джевдет Сунай и премьер-министр Сулейман Демирель . Мост построила турецкая фирма.Enka Construction & Industry Co. вместе с соисполнителями Cleveland Bridge & Engineering Company (Англия) и Hochtief AG (Германия). Над проектом трудились тридцать пять инженеров и 400 человек.

Строительство моста было завершено 30 октября 1973 года, через день после 50-летия основания Турецкой Республики , и его открыли президент Фахри Корутюрк и премьер-министр Наим Талу . Стоимость моста составила 200 миллионов долларов США (1,15 миллиарда долларов в долларах 2019 года ).

После открытия моста, многое было сделано из его является первым мостом между Европой и Азией с понтонного моста в Ксеркса в 480 году до нашей эры. Этот мост , однако, проходил через Геллеспонт ( Дарданеллы ) на некотором расстоянии от Босфора и был вторым мостом после вышеупомянутого моста, построенного императором Дарием I Великим через Босфор в 513 году до нашей эры.

Переходы

Босфорский мост , первый мост , построенный через Босфор, завершен в 1973 году.

Мост Фатих Султан Мехмет , второй переход, построенный в 1988 году, вид со стороны Румельского замка на Босфоре.

Мост Явуза Султана Селима , третий и последний переход, состоялся в сентябре 2016 года. Мост был открыт 26 августа 2016 года.

Морской

Воды Босфора ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным организациям.

По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами . Между его северными границами в Румели Фенери и Анадолу Фенери и его южными границами в Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджибурну Фенери есть многочисленные опасные точки для крупномасштабного морского судоходства, которые требуют резких поворотов и управления визуальными препятствиями. Известно, что участок между мысом Кандилли и Ашияном требует изменения курса на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (3,6-4,1 м / с). Южнее, у Еникёй , необходимое изменение курса — 80 градусов. Смешивать эти сложные изменения в траектории, задние и передние смотровые линии на Кандилли и Yeniköy также полностью заблокированы до и во время курса изменения, что делает его невозможным для судов , приближающиеся со стороны противоположной видеть вокруг этих изгибов. Риски, связанные с географическим положением, еще больше увеличиваются из-за интенсивного паромного сообщения через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города. Таким образом, все опасности и препятствия, характерные для узких водных путей, присутствуют на этом критическом морском пути.

В 2011 году правительство Турции обсуждало создание крупномасштабного проекта канала длиной примерно 80 километров (50 миль), который проходит с севера на юг через западные окраины провинции Стамбул в качестве второго водного пути между Черным морем и Мраморным морем, с целью снижения риска. в проливе Босфор. Этот проект Kanal İstanbul в настоящее время продолжает обсуждаться.

Земля

Два подвесных моста и вантовый мост пересекают Босфор. Первый из них, Мост мучеников 15 июля , имеет длину 1074 м (3524 фута) и был завершен в 1973 году. Второй мост , названный Мост Фатих Султан Мехмет (Босфор II) , имеет длину 1090 м (3576 футов) и был завершен. в 1988 году примерно в 5 км к северу от первого моста. Первый мост через Босфор является частью автомагистрали O1 , а мост Фатиха Султана Мехмета — частью трансъевропейской автомагистрали . Третий мост , мост Султана Селима Явуза , имеет длину 2164 м (7100 футов) и был завершен в 2016 году. Он расположен недалеко от северной оконечности Босфора, между деревнями Гарипче на европейской стороне и Пойразкой на азиатской стороне, поскольку часть «Северной Мраморной автомагистрали», интегрированная с существующей прибрежной магистралью Черного моря и позволяющая транзитным транспортным средствам обходить городское движение.

Имя Дата открытия Дизайн Общая длина Ширина Высота Самый длинный промежуток Оформление ниже Переулки
15 июля Мост мучеников 30 октября 1973 г. Подвесной мост 1,560 м (5,118 футов) 33,4 м (110 футов) 165 м (541 футов) 1,074 м (3,524 футов) 64 м (210 футов) 6 полос автострады O1
Мост Фатих Султан Мехмет 1988 г. Подвесной мост 1510 м (4950 футов) 39 м (128 футов) 105 м (344 футов) 1090 м (3580 футов) 64 м (210 футов) 8 полос автострады O2
Мост Султана Селима Явуза 26 августа 2016 г. Гибридный вантовый, подвесной мост 2164 м (7100 футов) 58,4 м (192 футов) 322 м (1056 футов) 1408 м (4619 футов) 8 полос автомагистрали O7 и 1 двухпутная железная дорога

Подводная лодка

Проект Мармарай , включающий подводный железнодорожный туннель длиной 13,7 км (8,5 миль) , был открыт 29 октября 2013 года. Примерно 1400 м (4593 фута) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).

Подводный водопроводный туннель длиной 5 551 м (18 212 футов), названный Босфорским водным туннелем , был построен в 2012 году для перекачки воды из ручья Мелен в провинции Дюздже (к востоку от пролива Босфор, в северо-западной Анатолии ) в Европейская сторона Стамбула, расстояние 185 км (115 миль).

Евразия Туннель является 5,4 км (3,4 мили) подводных шоссе туннеля, пересекая пролив Босфора для движения транспортных средств, между Казлычешмом и Göztepe . Строительство началось в феврале 2011 года и было открыто 20 декабря 2016 года.

До 4 подводных волоконно-оптических линий ( MedNautilus и, возможно, другие) подходят к Стамбулу, идя из Средиземного моря через Дарданеллы.

Мост Султана Селима Явуза

Третью навесную конструкцию через пролив построили в турецком мегаполисе в начале 21 века. Работы продолжались в течение 3-х лет. Церемония торжественного открытия, на которой присутствовал президент страны, прошла 26 августа 2016 г.

Грандиозное 2000-метровое сооружение названо именем правившего в начале 16 столетия султана Османской Империи Селима Первого Явуза (т. е. Грозного). Турецкое название шедевра — Yavuz Sultan Selim Köprüsü.

Автором проекта является француз Мишель Вирложе.

Строительство велось при участии корпораций:

  • T-Ingénierie (Швейцария);
  • Astaldi (Италия);
  • İçtaş (Турция).

Железобетонная конструкция над Босфором расположилась в северной части города. Предполагается, что она станет частью трассы Стамбул-Мармарис, строящейся в настоящее время.

параметр величина в метрах
длина 2164
общая высота 321,9
ширина 58, 4
расстояние до поверхности воды 64

Особенность железобетонного шедевра заключается в самой конструкции. Одна часть моста закреплена вантами, другая (главный пролет) поддерживается с помощью тросов.

«Селим Грозный» разделен на 8 полос.  Шесть из них предназначены для движения автомобилей, а две предназначены для железнодорожного транспорта. Третий стамбульский мост считается самой широкой навесной постройкой в мире. Проезд по мосту для автолюбителей стоит около 12 лир.

Легенда о Босфорском мосте

Как и любая постройка необычайной красоты, Босфорский мост имеет легенду, связанную с его появлением. Итак, если верить древнему турецкому мифу, властелин Олимпа Зевс всей душой полюбил земную красавицу Ио, и тайком от жены-богини Геры он частенько спускался с небес для встреч со своей возлюбленной. Однако Гера узнала об измене мужа и задалась целью жестоко отомстить разлучнице. Желая хоть как-то спасти любовницу от разгневанной супруги, Зевс превратил Ио в белую корову. Но и тут Гера показала свою божественную силу, узнав в животном прекрасную Ио, и наслала на нее слепней. Спасаясь от жалящих насекомых, белая корова помчалась к проливу и нашла брод. По нему она смогла перебраться на другой берег и там же нашла и убежище. Сегодня это местечко называется Кадыкей, а находится оно в азиатской части Стамбула. Этой легендой и объясняется название пролива «Босфор», так как в переводе с турецкого языка это слово означает «коровий брод». Как бы там ни было, а первая идея строительства настоящего моста принадлежит Дарию.

Местоположение бухты Золотой Рог

Залив расположился в точке соединения Мраморного моря и Босфора. По его берегам разместились старинные районы Стамбула:

  • Айвансарай (Ayvansaray);
  • Балат (Balat);
  • Бейликдюзю (Beylikdüzü);
  • Галата (Galata);
  • Кадыкёй (Kadıköy);
  • Касымпаша (Kasımpaşa);
  • Фатих (Fatih), в том числе, и входящий в него, Султанахмет;
  • Эюп (Eyüp) и другие.

На протяжении берегов Золотого Рога разбито множество парковых зон, садов, небольших скверов, в которых находятся памятники архитектуры, истории и культуры Турции.

Известные во всем мире холмы Константинополя находятся на южном берегу. В центре Золотого рога можно увидеть два небольших островка, на которых запрещено любое строительство.

История первого моста через Босфор

История Босфорского моста (тур. Boğaziçi Köprüsü) насчитывает не одно тысячелетие. Первая — причем, достаточно удачная, — попытка соединить берега Босфора была предпринята еще в 490 году до н.э

Воинственный владыка Персии Дарий, пожелавший пересечь пролив, столкнулся с проблемой переправы своей многотысячной армии на другой берег стратегически важного Босфора. Чтобы осуществить свой грандиозный план, он приказал некому Мандроклу, жителю Самоса, построить временный мост через Босфорский пролив

Сообразительный «инженер» древности справился с заданием. Он соорудил из нескольких тысяч связанных корабельными канатами лодок понтонную переправу колоссальных размеров. По ней 70 тысяч вооруженных до зубов солдат с легкостью перешли на другой берег. Конечно, просуществовала она недолго. После этого много веков Босфорский пролив можно было пересечь только на лодках.

В период русско-турецкой войны 1877-1878 годов снова стали задумываться о постройке моста через Босфорский пролив, но дальше проектов дело не шло. И только в 1931 году власти Стамбула созрели для того, чтобы запланировать постройку такого необходимого моста через Босфор. К этому времени бывшая столица Османской империи превратилась в огромный, хорошо развитый город со множеством промышленных и жилых районов, и связь между двумя разделенными водой частями Стамбула была нужна как воздух. Как раз в это время разрабатывалось множество планов индустриализации города. Одним из них и стал проект первого подвесного транспортного пути через пролив. Примером для инженеров послужил большой подвесной мост в Сан-Франциско. К сожалению, и в 1931 году время для его воплощения так и не наступило.

Наконец в 70-х годах ХХ столетия первый в Стамбуле мост через Босфор был построен. Первый камень в основание крупномасштабного инженерного сооружения был заложен 20 февраля 1970 года. Строительство велось турецкой фирмой вместе с двумя иностранными компаниями — немецкой Hochtief AG и английской Cleveland & Engineering Co. Ltd. 35 ведущих инженеров и 400 рабочих возводили это величественное сооружение на протяжении трех лет. Первый Босфорский мост обошелся народу Турции более чем в 200 млн. долларов.

Открытие отпраздновали с большой помпой 29 октября 1973 года. Приурочили его к солидной дате — полувековому юбилею Турецкой республики. Чтобы дать ясное представление о том, какое огромное значение имеет это сооружение для Турции, следует упомянуть, что на праздновании в честь его открытия присутствовали сам президент республики Фахти Корутюрк и второе лицо в государстве — премьер-министр Мехмет Наим Талу. Позднее были возведены и другие мосты через Босфор, но пока еще ни один из них не смог превзойти пропускную способность этого грандиозного подвесного моста.

История появления моста

Босфорский мост

Более двух тысяч лет назад, до нашей эры, когда персы возводили понтонные мосты через Босфор, объединяя деревянные лодки с помощью канатов, они переправляли на противоположный берег свою многочисленную армию. Император Дарий 1 серьезно задумался о строительстве понтонного моста. Он мечтал о полноценном объединении двух берегов, но его мечты удалось осуществить только в двадцатом веке.

Премьер-министром Турции Аднаном Мендересом в середине двадцатого века было принято волевое решение о сооружении постоянного моста через Босфорский пролив.

  1. Около десяти лет ушло только на то, чтобы отыскать профессиональных инженеров и архитекторов. К проектированию грандиозного моста приступили английские специалисты Вильям Браун и Гилберт Робертс.
  2. С февраля 1970 года начались масштабные строительные работы.
  3. Спустя три года, во время празднования 50-летия образования Турецкой республики, мост был торжественно открыт президентом Фахри Корутюрком.

В это время в стране проживало более четырех миллионов человек. Благодаря открытию нового моста через Босфор, республика получила отличные возможности для последующего экономического и социального развития.

Вопрос эксперту
Почему сооружение сравнивают с «Золотыми воротами» Сан-Франциско? Босфорский мост словно парит над поверхностью воды. Именно за это его сравнивают с достопримечательностью Сан-Франциско.

Как добраться

Вид на мост Галата и башню с набережной Эминёню

  • От Султанахмета и всего старого города до Галатского моста можно дойти пешком или проехать три остановки на трамвае Т1.
  • От парка Гюльхане пройти пешком 700 метров.
  • Из района Лалели ехать на трамвае Т1 шесть остановок, выходить на Эминёню.
  • Из Аксарая ехать 7 остановок на том же трамвае.
  • Расстояние от площади Таксим до Галатского моста составляет 2 километра по прямой. Но местность холмистая, поэтому лучше ехать. Добираться можно на трамвае Т1. Для этого нужно пройти 5 минут в сторону набережной до трамвайной остановки Fındıklı Mimar Sinan Üniversitesi или Karaköy İstasyonu. Ехать 2 или 3 остановки, выходить на Каракёе, прямо перед Галатским мостом. Второй вариант поездки – метро, проехать от станции Таксим до Şişhane, дальше пешком или на фуникулере до Karakoy.
  • Из азиатского Кадыкёя на Галатский мост добираться очень удобно. Садитесь на прямой паром до Каракёя.
  • Из азиатского района Уськюдар тоже легко добраться к Галатскому мосту. Садитесь на паром, следующий в Эминёню.

Босфорский мост – жизненная артерия Стамбула

Сравнительно с византийской эпохой, нынешний Стамбул разросся по количеству жителей, увеличились территория и плотность населения. Мегаполису под 15 миллионов населения необходима развитая инфраструктура, быстрый доступ во все его районы. Именно для этого возвели Босфорский мост, потом еще два, плюс два подземных тоннеля. Эти путепроводы, охватывающие все виды сухопутного транспорта, соединяют многие мировые магистрали. Лишь пешеходам заказан переход пролива по здешним мостам, во избежание суицидов.

Однако возможность такая все же предоставляется, это доступно при проведении ежегодного Стамбульского марафона. Забег стартует в Азии, финиширует в старинном европейском квартале Султанахмет в разных его местах. Соревнуются бегуны на нескольких дистанциях, от классического марафона (42 км 125 м, расстояние от города Марафон до Афин) и меньше, плюс гонки колясочников. Осеннее воскресенье, когда проводится марафон, — единственный день, когда Босфорский мост открыт для пешеходов и свободен от автомобилей.

Конструктивное исполнение

По конструкции Босфорский мост относится к висячим, он не имеет установленных на дно пролива элементов. Дорожное полотно крепится к железобетонным опорам на берегах природного канала толстыми канатами из высококачественной стали. Основные укреплены в анкерных опорах на уровне проезжей части, проходят через верхушки несущих мачт, укреплены и в центре пролета. От них зигзагом спускаются тросы меньшего диаметра, поддерживающие дорожное полотно, выполненное в виде коробчатой фермы.

Общая длина моста составила 1560 метров, пролет между опорами – 1074 метра. Высота опорных конструкции равна 165 метрам, расстояние от низа полотна до воды 64 метра. Цифры не самые рекордные, но достаточно солидные, первый Босфорский мост может пропускать любые корабли. На западном берегу пролива ориентиром служит мечеть Ортакёй (по названию района), или Большая мечеть Меджида. От нее до моста около 350 метров, но фото с разных ракурсов визуально демонстрируют ее чуть ли не под полотном.

Не имеющий абсолютно никаких декоративных элементов, висячий Босфорский мост – памятник инженерного искусства. Его запуск к 50-летию Турецкой республики обставили в 1973 году как событие международного значения. Второй мост на Босфоре появился в 1988 году, дату пуска подобрали символическую – 535 лет взятия Константинополя. Соответственно назвали именем победителя Византии, султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя). Параметры сооружения близки первому мосту, конструктивное отличие – прямые тросы поддержки полотна, здесь – наклонные.

Висячие мосты считаются наименее затратными в финансовом плане, не самыми сложными технически. Существенным недостатком этих сооружений является невозможность выполнения железнодорожных перевозок. Разовая нагрузка от тяжелого локомотива превышает пределы прочности на разрыв поддерживающих тросов. Однако для полноценного восстановления в новом качестве Великого Шелкового пути железная дорога была необходима. Со спорами и трудностями, но в 2016 году новый мост севернее Стамбула был открыт.

Значение

Вполне понятно, что буквально во все времена Босфор имел стратегическое назначение, служа прямым морским путем «из варяг в греки». С того времени, как на берегах Черного моря обосновалась Российская империя, тема черноморских проливов вообще стала ключевой во внешней политике государства.

Открытые – они позволяли осуществлять прямые торговые операции со всеми странами Средиземноморского региона. Но стоило Оттоманской империи их закрыть, как Черное море превращалось в банальное озеро.

Вполне естественно, что Россия стремилась получить контроль над проливом. В буквальном смысле являвшимся для нее коридором в Европу.

Выводы

Обязательно загляните на Галатский мост! Пройти мост, не торопясь, пешком можно за полчаса. Вместе с обедом, конечно, дольше. Самый большой минус — это дороговизна в заведениях на мосту. Но можно найти хороший ресторан на берегу с видом на мост — и сэкономить. Притом, что сам мост с вечерней подсветкой — великолепен!

Большой исторической ценности мост не несет, здесь главное — особая атмосфера морского порта — чайки, рыбаки, уходящие вдаль кораблики… Романтика, одним словом! Правда, лучше идти на мост рано утром — только так можно избежать толп туристов.

Кстати, если вы только собираетесь в Стамбул, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать один из этих отелей с хорошим рейтингом:

Итог

Босфорский мост ночью

  1. С 2007 года на Босфорском мосте сделана современная LED-подсветка. В темное время суток на опорах появляются необычные узоры, разнообразные цветовые оттенки.
  2. Босфорский мост является первым висячим мостом, построенным через пролив. Стоимость этого масштабного проекта составила 200 миллионов долларов.
  3. После завершения строительных работ и до 1986 года эту достопримечательность Турции можно было увидеть на денежной купюре достоинством 100 лир.
  4. В период проведения Стамбульского марафона (октябрь) автомобильное движение по мосту закрывается. Бегуны стартуют на территории Азии, а завершают дистанцию в Европе.
  5. Мост имеет высокую пропускную способность. Порядка 200 000 разнообразных транспортных средств пересекают мост ежедневно.
  6. Свое новое название «Мост мучеников 15 июля» мост получил после попытки совершить военный переворот в стране (2016 год). Более 200 мирных граждан погибло, в их честь и был переименован «Босфор». 

Читайте еще больше интересного на ResortTurkey.

Как называется мост, соединяющий между собой азиатскую и европейскую части современного Стамбула?
Босфор
100%

Мост мучеников 15 июля 0%

Оба названия верны 0%
Проголосовало: 1

Яндекс Новости

Google Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector