Фонтаны петергофа: режим работы, расписание и фото
Содержание:
Как добраться
Фонтанный комплекс Большой каскад находится в Нижнем парке Петергофа, расположенном в 36 км от аэропорта Санкт-Петербурга Пулково.
Точный адрес: Правленская ул., Петергоф, Санкт-Петербург.
Из города сюда можно добраться:
-
Вариант 1
Маршрутка:маршруты № Т-224, Т-300 и Т-424 от станции метро «Автово» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 2
Маршрутка:маршруты № Т-103 и Т-420 от станции метро «Ленинский проспект» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 3
Маршрутка:маршрут № Т-404 от станции метро «Балтийская» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 4
Маршрутка:маршруты № Т-343 и Т-639Б от станции метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 5
Поезд:от Балтийского вокзала до станции Новый Петергоф.
Автобус:далее автобусами № 351, 350, 348 или 344 до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут вдоль Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 6
Теплоход:на Метеоре с причала Дворцовой набережной до причала Петергоф.
Пешком:пройти 5 минут до Большого каскада.
Большой каскад на карте
Интересные факты
- Каскад, как и другие фонтаны парка, работает без использования насосов — вода выбрасывается вверх за счет перепадов давления. Это делает Петергоф уникальным парком и выгодно отличает от того же Версаля.
- В конструкции фонтанного комплекса до сих пор есть трубы 19-го века — их можно увидеть в ходе экскурсии по Верхнему и Нижнему гротам.
- Статуя Самсона во время войны была похищена, но ее воссоздали уже в 1947 году по частным довоенным фотографиям посетителей Петергофа.
- Изначально вместо статуи Самсона, раздирающего пасть льва, в центре Каскада должен был стоять Геракл. Но его решили заменить Самсоном в честь победы над шведами (лев — один из символов Швеции).
Кроме знаменитого Большого Каскада, в Нижнем парке Петергофа построено еще 150 фонтанов. Среди них выделяются Шахматная гора и Золотая гора, Ева, Римские и Менажерные фонтанные комплексы. Также есть оригинальные фонтаны-шутихи: забавный «Зонтик», изящные «Диванчики», любимая многими в жаркую погоду «Водяная дорога» и другие.
Описание
Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».
Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.
Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.
В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.
Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.
Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.
Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.
По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:
- Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
- Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
- Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
- Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
- Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
- Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.
За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.
Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
Возрождение из пепла
Летом 1940 года Петергоф посетило в общей сложности более двух миллионов человек. Летний сезон следующего, 1941 года, планировали открыть 22 июня. В этот день нацисты напали на Советский Союз, а через месяц вошли в Петергоф. Директор объединенных парков Петергофа и Ораниенбаума М.М. Ребане рассказывал о первом дне войны: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью „Белые ночи“. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков». Сотрудники немедленно стали готовиться к эвакуации ценных предметов: составили списки, сняли со стен картины, приступили к упаковыванию сервизов и люстр. Из всех предметов Большого дворца удалось спасти лишь половину – часть из них разместили в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала. В эвакуационном акте от 22 сентября 1941 года сказано следующее: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности». Бои за Петергоф были в самом разгаре – приходилось спешить. Десяти предоставленных вагонов оказалось мало, чтобы перевезти все необходимое. Скрепя сердце сотрудники начали выбирать, что придется оставить и по возможности спрятать. В подземном тоннеле оказались и статуи Большого каскада. После демонтажа их планировали вывезти, но не успели. Сдвинуть с места скульптуру Самсона, весившую 3,5 тонны, было тогда невозможно.
Нацисты находились в Петергофе до 19 января 1944 года. В парках они вырубили деревья, а дворцы и павильоны разграбили. Большой дворец, Екатерининский корпус и дворец Марли были сожжены. Подземные водоводные магистрали враг вывел из строя. От Большого каскада, фонтанов «Золотая гора» и «Шахматная гора» почти ничего не осталось. Территория некогда цветущих, полных зелени и воды парков теперь представляла собой нагромождение колючей проволоки. Земля была испещрена траншеями, рвами и воронками, всюду виднелись доты и дзоты. Помимо статуи Самсона, нацисты прихватили с собой свинцовые барельефы и тысячи ценностей Петергофа. Когда после освобождения сюда вернулись музейные сотрудники, перед их глазами предстала жуткая картина: «…Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона». Поэтесса Ольга Бергольц писала: «От Петергофа осталось только небо». Впереди была тяжелая работа по восстановлению. Полностью воссоздать Петергоф в прежнем виде, увы, было невозможно, однако благодаря колоссальному труду ленинградцев парки были расчищены, скульптурные шедевры отреставрированы, а часть украденных немцами ценностей найдена (например, скульптурная группа «Нептун») и возвращена домой. Уже 17 июня 1945 года Нижний парк открыли для прогулок, а спустя год вновь заработали 38 петергофских фонтанов.
Фонтаны в Петергофе: история строительства
Идея создать в России роскошную водную феерию появилась у Петра ещё в конце XVII века. Задумку царь привёз из поездки по Европе, где его поразили сады с фонтанами в Англии, Голландии, Германии и Австрии. А вот французский Версаль Пётр Алексеевич ещё не видел, когда мысль о строительстве фонтанного комплекса уже прочно поселилась в его голове.
Пётр знал, что существует два способа создания фонтанов: с помощью специальных технических насосов или на основе естественного давления, обеспеченного перепадом высот. Его выбор пал на второй вариант, поскольку первый представлялся слишком затратным — хотя именно насосы обеспечивали работу фонтанов в знаменитом Версале.
Интересно, что по начальному плану большую резиденцию с фонтанными каскадами было решено строить в Стрельне. Там начали активные работы, но вскоре пришлось признать: рельеф местности не позволял осуществить задумку.
В 1717 году Пётр I наконец посетил Францию — Версаль, Трианон, Сен-Клу и Марли. Царь изучал техническую сторону вопроса, глубоко погружался сам и искал специалистов, которые смогли бы осуществить его мечты по созданию фонтанов в Петербурге.
Первыми такими специалистами стали:
- Жан Батист Леблон — французский зодчий, «генерал-архитект» Санкт-Петербурга, знаток садового и фонтанного искусства, который по заказу Петра Великого составил «Водяной план»;
- Василий Григорьевич Туволков — первый русский инженер-гидравлик, ставший строителем уникального водовода.
В 1720 году, когда уже активно строились пруды Верхнего Сада, Пётр I продолжал поиски новых источников водоснабжения. Они нашлись в совершенно случайной поездке Петра к Ропшинским высотам. Здесь, у деревень Забродье, Хабино и Глядино, были обнаружены подземные водяные ключи, а Петергофская мыза, находившаяся к западу от Стрельны, имела, как выяснилось, перепад воды от источников до парка почти в два раза больше Стрельнинской. Проведя расчёты и посоветовавшись со специалистами, царь приказал остановить работы в Стрельне и кинуть все силы на Петергоф.
В начале 1721 года начинается прокладка Ропшинского канала: ширина 6 метров, глубина — 2. Ежедневно над строительством работало больше 2000 человек. Устраивая главный канал, Туволков решил использовать нынешний Английский пруд в качестве водохранилища: он проложил Верхнесадский канал и наполнил водой Квадратные пруды. Общая протяжённость созданного к лету водовода составляла 40 километров.
Первый пуск воды по Ропшинскому каналу состоялся 8 августа 1721 года.
«Вода дошла до Петергофа к следующему утру, к 6-ти часам и тогда же пущены были все фонтаны и каскад», — писал голштинский дворянин Фридрих Берхгольц, присутствовавший на празднике пуска фонтанов.
Так осуществилась мечта Петра I — в России появилась огромная фонтанная природная система. Которой, впрочем, предстояло ещё развиваться и развиваться.
В следующем столетии от Ропшинских высот был проложен ещё один канал, устроено 9 прудов-водохранилищ. Больше 30 лет работами по строительству водовода руководил Мечеслав Пилсудский — инженер-капитан, с 1857 по 1874 годы — управляющий петергофскими фонтанами.
Водопроводящая фонтанная система Петергофа была окончательно сформирована во второй половине XIX века и с тех пор существенно не менялась.
Тяжелейшие повреждения она получила во время Великой Отечественной войны, на восстановление было потрачено больше двух лет, ещё несколько десятилетий реставрировали и воссоздавали утраченные скульптуры.
Ежедневно в высокий сезон через знаменитые фонтаны Петергофа проходит около 100000 кубометров воды.
Как выглядит фонтан сегодня
Великолепный водный каскад достигает высоты 42 м и составляет единое целое со зданием Большого дворца. Он выполняет роль пьедестала для дворцовой постройки и равен ей по ширине. Каскад состоит из двух семиступенчатых лестниц, которые соединяют арки Большого или Нижнего грота.
Водные струи вырываются из 75 водометов. Стекающая вода переливается через ступени тонким прозрачным полотном и попадает в ковш, где находится золотой фонтан Самсон, а оттуда — в прямой Морской канал. По сторонам от ступенчатых лестниц возвышаются позолоченные статуи и вазы.
Над Большим гротом расположена терраса, обрамленная фасадами Малого грота. На самом верху, перед дворцом, каскад завершает изящная мраморная балюстрада с восьмью вазами. По центру, в разрыве мраморного ограждения, установлены две статуи трубящих Тритонов. Из блестящих на солнце раковин также вылетают звонкие струи воды.
Водомет «Корзинка» расположеный в Нижнем гроте
На ровной площадке перед Нижним гротом расположен затейливый водомет «Корзинка». Он представляет собой туфовое кольцо, из которого бьют тонкие струи воды. Переплетение 28 наклонных струй образует узор, похожий на прутья корзинки. Посредине туфового кольца вверх взлетает девять водных струй, напоминающих легкие цветы.
Многие посетители любят приходить к началу пуска воды, чтобы увидеть, как «рождается» знаменитый водный каскад. Он начинается с двух маскаронов с изображениями «Вакха» и «Нептуна», которые закреплены на стенах Верхнего грота. Набирая силу, потоки перекатываются по семи ступеням широких лестниц и прекращают свой бег у скульптур, которые являются символическими изображениями двух великих рек — Невы и Волхова.
Фонтаны Петергофа сегодня
Больше 150 фонтанов и каскадов в Нижнем парке — то, за чем ежегодно в бывшую императорскую резиденцию приезжают тысячи человек. Фонтаны — визитная карточка Петергофа и главное украшение роскошного дворцово-паркового ансамбля на берегу Финского залива.
«Самсон» и Большой каскад
Грандиозная водная феерия — первое, что видят гости Петергофа, войдя в Нижний парк. В Большом каскаде 64 фонтана, 225 скульптур и большой грот. Центральная фигура — Самсон, раздирающий пасть льва. Строительство этой фонтанной группы велось больше 20 лет по эскизам самого Петра I.
Каскад «Шахматная гора»
Каскад спускается со склона в восточной части Нижнего парка. Сливные ступени стилизованы под шахматную доску, а по обеим сторонам водного потока стоят статуи 10 античных богов.
Римские фонтаны
Роскошные Римские фонтаны находятся у подножья «Шахматной горы». Они — сама элегантность. Фонтаны выполнены в виде двухъярусных чаш из разноцветного мрамора, отделаны золотыми гирляндами, раковинами и венками, вода мощными струями бьёт вверх и срывается вниз уступами. Такие же фонтаны украшают площадь Святого Петра в Риме.
Каскад «Золотая гора»
Ещё одна «гора» находится в западной части парка, недалеко от дворца Марли. Скульптурная группа, расположенная вдоль ступеней, изображает героев древнегреческой трагедии. Сливные ступени отделаны позолотой, поэтому работающий каскад создаёт ощущение льющего со склона золота. Надо ли говорить, что в солнечную погоду «Золотая гора» просто бесподобна?
Фонтаны-шутихи
Любимая детская (и не только!) забава в Петергофе. Принцип работы основан на внезапности: водяные струи начинают бить неожиданно — и далеко не все гости могут выйти сухими из воды.
«Львиный каскад»
Монументальная фонтанная группа расположена на аллее, ведущей к Эрмитажу. 14 колонн из тёмного сердобольского гранита, 12 вазонов из белоснежного каррарского мрамора и бьющие вверх струи воды — великолепное зрелище! Каскад украшают два бронзовых льва, из пастей которых также льётся вода, и фигура нимфы Аганиппы.
Чаши — большие Французский и Итальянский фонтаны
Парные фонтаны «Чаши» установлены среди цветущих клумб и газонов по обе стороны от Самсона. В каждом круглом бассейне диаметром 25 метров — по большой мраморной чаше весом 17 тонн. Мощные струи фонтанов, поднимающиеся высоко вверх, гармонируют с Большим каскадом. Фонтаны названы в честь мастеров, которые их монтировали: с восточной стороны — Французский, а с западной — Итальянский.
Фонтан «Солнце»
Фонтан оформлен в виде позолоченной колонны и находится в центре водоёма в Нижнем саду. Струи воды, словно солнечные лучи, бьют из 187 отверстий, расположенных по кругу. Колонну в окружении дельфинов приводит в движение колесо.
Фонтан «Тритон»
Скульптура Тритона возле Оранжереи символизирует победу России над шведской морской эскадрой. Мощная струя воды бьёт на 8 метров вверх, вырываясь из пасти морского дьявола, с которым сражается Тритон. Завершают облик фонтанной группы черепахи, из которых также бьёт вода. Проект этого фонтана разработал Бартоломео Растрелли.
Фонтаны «Адам» и «Ева»
Парные фонтаны расположены на аллее, которая соединяет Морской канал и дворец Монплезир. Проект разработал Пётр I (первый фонтан открыли ещё при жизни царя). Мраморные фигуры установлены на постаментах в центре восьмигранных бассейнов, высота водных струй достигает 7 метров и превращается в крупные капли, красиво осыпаясь в бассейн.
Интересные факты
В это же время, по инициативе начальника Петергофского дворцового правления Павла Баумгартена, на стене Верхнего грота установили фигуру орла, найденного на бронзовой фабрике Шопена в Петербурге, а в бассейне, у основания фонтана, — скульптурную группу Сатир и Нимфа, созданную скульптором Петром Ставассером.
Хотя эти скульптуры не вписывались в композицию каскада, в таком виде фонтан просуществовал до 1941 года.
Во время войны статуи орла и драконов, Сатира и Нимфы немецкие захватчики похитили. К счастью, мраморные скульптуры успели закопать в землю и немцы их не нашли.
После войны спрятанные мраморные статуи установили на прежнем месте, а фигуры драконов создали по сохранившимся рисункам XVIII века. В 1953 году композиция была полностью восстановлена в своем историческом виде без последних новшеств Баумгартена.
От площади, где расположен каскад Шахматная гора, гости Петергофа могут совершить экскурсию на поезде по парку Александрия, граничащему с Нижним парком. Эту поездку можно рассматривать как вариант небольшого отдыха после пешей прогулки. Кассы для приобретения билетов расположены здесь же, на площади, продолжительность поездки составляет 30–40 минут.
Петергоф: режим работы и стоимость билетов
Удивительно, но факт: режим работы фонтанов Петергофа совпадает с режимом работы парка. Только если это не какое-то специальное мероприятие, конечно.
Сейчас летний сезон: он начался 3 июля 2020 года и продлится до 15 октября 2020 года. Все парки работают с 10:00 до 19:00, кассы — до 18:00.
Нижний парк. Фото: Tatiana Kovaleva / Shutterstock.com
Стоимость полного билета в Нижний парк (а тебе именно туда и надо): 1000 руб., но для жителей РФ и ЕАЭС (Армении, Беларуссии, Казахстана, Киргизии) и граждан, имеющих право на льготы: 450 руб.
Ещё здесь же продаются билеты в парки «Александрия» и «Ораниенбаум», но лучше не распыляться на всё сразу и сосредоточиться на главных.
Верхний сад этим летом закрыт на реставрацию, поэтому его посмотреть, увы, не получится.
Фото и описание
Большой каскад – это основное сооружение колоссальной системы фонтанов Петергофа. Оно является уникальным по обилию воды, размерам, роскоши скульптурного оформления, графическому многообразию водометов и особенной выразительности каждого его элемента. Большой каскад являет собой выдающийся памятник барочного искусства и одно из самых известных мировых фонтанных сооружений
Нынешний облик Большого каскада складывался на протяжении целого века. Идея композиции этого сооружения принадлежала Петру I.
В мае 1716 г. было начато строительство каскада. 13 июля 1721 г. состоялся пробный пуск воды в присутствии императора. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 г. и Большой каскад начал функционировать. Но при этом продолжали вести строительные работы. После запуска каскада появились новые маскароны и скульптуры.
В 1735 г., в центре ковша был установлен фонтан «Самсон», а в 1738 г. в разрыве мраморной балюстрады была установлена группа из двух тритонов, трубящих в раковины работы К. Растрелли. Этим были завершены существенные работы по оформлению Большого каскада.
Центр Большого каскада – Нижний (Большой) грот. Две каскадные лестницы в семь ступеней ограничивают площадку перед Большим гротом. Лестницы декорированы золочеными кронштейнами, барельефами, струями водометов, а также золоченой скульптурой, которая чередуется с вазами. Центром площадки является фонтан «Корзина». Его воды стекают в ковш по трем водопадным ступеням. Гранитный карниз с украшенной вазами мраморной балюстрадой завершает стену Нижнего грота перед террасой Верхнего или Малого грота. С Большим Петергофским дворцом каскад представляет определенное архитектурное стилевое единство: бело-желтые цвета, полукружие ниш и арок, декор, который подчинен его трехчастному делению.
Впоследствии грот и каскад не раз переделывались: производили замену деревянных пьедесталов на каменные, перезолачивали скульптуры, меняли кордоны бассейнов, при этом часть декоративных элементов и барельефов исчезла, перестали работать фонтаны в гроте. Незаконченная реставрация середины 19 в. стала причиной искажения первоначального вида сооружения.
В годы Великой Отечественной войны Большой каскад также сильно пострадал. Бесследно исчезли четыре самые крупные скульптуры и все декоративные элементы, которые не успели вывезти в эвакуацию. Но, несмотря на это, 25 августа 1946 г., благодаря стараниям и самоотверженному труду реставраторов и помощи жителей Петергофа, состоялось торжественное открытие вновь возрожденных фонтанов. А уже на следующий сезон в ковше канала на пьедестале вновь стала возвышаться мощная фигура «Самсона, разрывающего пасть льва», созданная скульптором В. Симоновым по сохранившимся фотографиям. Полная реставрация скульптур и фонтанов Большого каскада была завершена в 1950 г.
Новую жизнь Большой каскада начал в 1995 г., когда были закончены длившиеся семь лет реставрационные работы. Проведение этой реставрации было обусловлено удручающим состоянием подземных коммуникаций и гротов, которые обеспечивали водой множество фонтанов каскада. Авторами проекта было решено восстановить также и те декоративные элементы, которых лишился каскад за многие годы его службы. Для этого скрупулезно изучались различные документы 18-20 вв.: чертежи мастеров фонтанного дела и архитекторов, гравюры и акварели, архивные источники и даже мемуарная литература.
История
Создание фонтанного сооружения началось в 1721 году на месте Малого грота, построенного в 1716–1717 годах. Петр Первый приказал соорудить на месте грота Мраморный каскад наподобие Малого каскада, расположенного в резиденции французских королей в Марли.
Работы начались по чертежам Николы Микетти в 1721 году. По замыслу Петра, наверху композиции предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, из ртов которых вырываются потоки воды. Играющие тритоны и две трехэтажные полуразрушенные башни по сторонам должны были стать украшением фонтана.
В создании Мраморного каскада принимали участие архитекторы Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. Водопровод был проложен фонтанным мастером Василием Туволковым.
Но планам Петра при его жизни не суждено было сбыться. После шести лет упорного труда из-за нехватки материалов и воды Мраморный каскад так и не был построен. Нептунову телегу, отлитую из свинца Б.К. Растрелли, установили в Верхнем парке.
В 1737 году строительство возобновилось по новому проекту, разработанному Михаилом Земцовым. Каскад украсили фигурами драконов, вырезанными из дерева, их крылья обшили холстом и раскрасили. Вода вырывается из пастей драконов и стекает по сливным плато, облицованным свинцовым покрытием. С тех пор каскад стал называться Драконовой горой.
По его сторонам установили мраморные скульптуры, выполненные итальянскими мастерами.
В 1769 году сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами и каскад стал называться Шахматной горой.
В 1875 году фигуры драконов были заменены на металлические.