Алтайцы

Символы скифской культуры: что о них известно?

Важным образом скифской культуры был Фарн — символ воинской доблести и славы. По поверьям скифов,после смерти кочевника-воина его душа перемещалась по мирам вселенной в образе хищной птицы — Фарна.

Еще одни важным образом культуры скифов была Великая Матерь,или Великая Богиня. Этому божеству,возрождающему жизнь,древние народы поклонялись с эпохи первобытности. Знаки-символы Богини скифы наносили на прическу и головной убор: озолоченные фигурки двух оленей и пятнадцати птиц прикрепляли к высокому войлочному лепестку,символизирующему Мировое древо — символ плодородия.

По мнению историков,эти два образа свидетельствуют о том,что у скифов Алтая существовало разделение труда между мужчиной и женщиной. Роль военной аристократии и мужчины-воина в экономике была весомой. Кочевая культура поддерживала две идеи: «мужчины существуют для войны,а женщины — для воспроизводства воинов».

Верования алтайцев

Культура алтайцев находится в неразрывной связи с древними верованиями. И сегодня во многих алтайских селениях живут шаманы, ведуны и маги, к которым относятся со всем почтением. Алтайцы верят, что душа есть у всего – даже у тех предметов, что мы называем неодушевлёнными. Кроме того, своё уважение следует демонстрировать стихиям.

Один из самых распространённых обрядов – одаривание мясом огня. Алтайцы верят, что такие подарки огненным духам способны привлечь здоровье и богатство, отпугнуть злые силы. С огнём следует обращаться по-особому. Возле него нельзя шуметь, браниться, плевать в пламя, бросать в него мусор. Запрещается и переступать через огонь. Присутствует костёр и на алтайских свадьбах. Для счастливой жизни жених и невеста должны бросить в огонь жир, плеснуть чай и араку.

Алтайский шаман с бубном на фоне традиционного жилища в начале XX векаФотограф: Сергей Иванович Борисов

Не меньшим почтением пользуется иная стихия – вода. На Алтае верят, что она способна исцелить от всех недугов. Священными местами считаются аржаны, а именно – источники, вода в которых имеет лечебные свойства. Приходить к ним следует в сопровождении целителя, что проводит соответствующие ритуалы, помогая человеку справиться с болезнью.

Советуем к просмотру интересное видео от телеканала Моя Планета о том, что индейцы пришли в Америку с Алтая.

Алтайский народ славится своей самобытностью и приверженностью старинным обычаям. Культура племён Алтая – особая “изюминка” этого края, ради которой стоит посетить чудесные места.

Любуясь природой этого уголка земли, поневоле начинаешь осознавать, почему её обожествляют местные жители. Алтайцы неспроста считают окружающий мир частичкой священного духа или самих себя, ведь этот народ и природу объединяет вечная гармония.

Чем знамениты качели?

– Раиса Васильевна, как возникла идея создания мордовского Центра?

– Наша делегация побывала на исторической родине в городе Саранске во время празд- нования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Бабушки из «Умарины» не только приняли участие в концертной программе, но и побывали на нескольких экскурсиях. Когда они попали в мордовскую усадьбу с огромным двором, домом, банькой, хлевом, то решили у себя в селе воссоздать такую же.

Усадьбу мы заложили на въезде в село, на месте мусорной кучи. Сами его вывозили, расчищали территорию, проводили её благоустройство, построили колодец. Экспонаты для будущего музея собирали около десяти лет.

Фото: АиФ/ Людмила Хартова

Национальная усадьба огорожена плетнём с калиткой. К просторному бревенчатому дому и примыкающим к нему постройкам ведёт дорожка с деревянным настилом. На крыльце музея гостей встречают «старожилы»: дедушка в клетчатой рубашке и лаптях, опирающийся на костыль, и прислонившаяся к нему бабушка в традиционной кофте с юбкой и вязаных мордовских чулках. Во дворе, как и полагается, целый огород с грядками и клумбами, под навесом колодец с воротом. Мы установили оригинальные мордовские качели: две высоченных треноги метров по пять-шесть, вверху перекладина, откуда спускаются длинные верёвки. Такого в нашем крае вы нигде не увидите.

– Как встречаете заезжих гостей?

– В этом сезоне к нам специально приезжали группы школьников из села Пещёрки и отдыхающие из санатория «Сос- новый бор», расположенного в селе Зудилово Первомайского района. Для них активисты подворья подготовили целую программу с экскурсией по достопримечательностям села и прогулкой по лесу на лошадях. А после этого приглашали гостей на щедрое угощение с национальными блюдами. 9 мая мы дружно отметили здесь 70-летие Победы, в котором участвовало всё село. В июне отпраздновали на подворье День молодёжи, в июле провели встречу бывших односельчан, на которую съехались гости из нескольких регионов, включая города Татарстана и остров Сахалин. Сколько радостных волнений доставила она нам и нашим гостям, с удовольствием посетивших родные места.

Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

В январе нынешнего года в Борисово была создана общественная организация «Эрзянь мастор» – «Эрзянская земля». Вместе с активистами подворья планируем будущим летом провести у себя большой празд- ник – этнофестиваль «Деревенское моленье», на который пригласим представителей мордовской национальности из Саранска, Новосибирской, Кемеровской областей и других мест, где те проживают. Поскольку в селе много верующих жителей (мордва – народ православный), недавно начали восстанавливать молельный дом на базе части здания старой школы, ныне пустующей.

Традиционная еда народа Алтая

Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.

Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.

Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.

Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.

Семейные традиции

В алтайской семье главой является отец. Мужчина ― защитник и добытчик, а женщина ― хранительница домашнего очага, высшее существо, дарующее жизнь потомству. Девочки с раннего возраста приучаются вести хозяйство, а мальчиков отец обучает охоте, обращению с лошадьми. По традиции, вместе с отцом и матерью остается жить младший сын, он заботится о них в старости.

Создание семьи у алтайцев считается обязательным, старые девы и неженатые пожилые мужчины в обществе не пользовались авторитетом. Правда, полноправными членами общины женатые люди считались лишь после рождения первого ребенка.

Свадьба на Алтае имеет свои особенности. По алтайским традициям и обычаям, свадебный церемониал состоит из четырех этапов: сватовство, подготовка к свадьбе, свадебный пир и послесвадебный этап. Праздничное застолье у алтайцев сопровождается множеством древних тюркских обрядов и занимает два дня: в первый день гостей принимает семья жениха, во второй ― семья невесты.

Широко празднуют алтайские семьи и рождение детей, по этому случаю забивают овец или теленка и устраивают богатое застолье. Обряд крещения новорожденного проводят в период с 8-го по 40-й день его жизни: считается, что в этом возрасте младенец, очистившись от первородного греха, вступает под защиту Господа. В день крещения ребенка его родственникам не разрешается работать топором и лопатой, а также нельзя обижать животных.

Этнические и этнографические группы[править | править код]

Выделяются две различных по происхождению этнографические группы алтайцев, между которыми исторически существовали резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии. Эти различия постепенно сгладились лишь к середине XX века.

Южные алтайцы (алтай-кижи, в переводе алтайский человек) или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.

Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделялись тубалары (левобережье реки Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), кумандинцы, телеуты и челканцы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков.

В советские годы все эти этногруппы считались субэтносами алтайцев. Однако, начиная с 2000 года, в нормативно-правовых актах и переписях кумандинцы и телеуты стали учитываться как отдельные народы.

Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.

Генетикаправить | править код

У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 51,1—53 % у южных алтайцев и 29,8—38 % у северных алтайцев. У алтай-кижи гаплогруппа R1a-M198 достигает 58 %, у тубаларов — 51 %, у теленгитов — 44 %, у челканцев — 15 %. Гаплогруппа Q-М242 у северных алтайцев достигает 25,6 %, у челканцев — более 50 %. Гаплогруппа R1b1b1-М73 у северных алтайцев достигает 18,1 %, у кумандинцев — 49 %. Гаплогруппа N1b у северных алтайцев достигает 8,5 %, у южных алтайцев — 4,6 %. Гаплогруппа С-M130 у южных алтайцев достигает 12,0 %, гаплогруппа D-M174 — 9,7 %. Гаплогруппа I-M170 у северных алтайцев достигает 17 %, у южных алтайцев — 11 %. Гаплогруппа O-M175 у южных алтайцев достигает 5,9 %.

Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.

Различия в структуре генофондов северных и южных алтайцев по гаплогруппам Y-хромосомы

Гаплогруппы Частота встречаемости %
Северные Южные
Горно-Алтайск (N = 20) Курмач-Байгол (N = 11) Турочак (N = 19) Бешпельтир (N = 43) Кулада (N = 46) Кош-Агач (N = 7)
C3 x M77 2,17 (1) 14,28 (1)
C3c 2,17 (1)
D x M15 10,87 (5) 14,28 (1)
E 2,33 (1)
F* 6,98 (3) 2,17 (1)
I1a 2,33 (1)
I1b 2,33 (1)
J2 5,00 (1) 4,65 (2) 4,35 (2)
K* 18,18 (2) 10,53 (2) 2,17 (1)
N* 10,87 (5)
N2 10,00 (2) 4,65 (2) 28,57 (2)
N3a 15,79 (3) 2,33 (1) 2,17 (1)
O3 10,53 (2) 9,30 (4) 4,35 (2) 14,28 (1)
P* 2,33 (1)
Q* 20,00 (4) 63,64 (7) 26,32 (5) 4,65 (2) 4,35 (2)
R1* 15,00 (3)
R1a1 50,00 (10) 18,18 (2) 36,84 (7) 58,14 (25) 52,17 (24) 28,57 (2)
R1b3 2,17 (1)
H 0,7105 ± 0,0848 0,5818 ± 0,1420 0,7895 ± 0,0573 0,6545 ± 0,0801 0,7111 ± 0,0682 0,9048 ± 0,1033
0,7510 ± 0,0406 0,6941 ± 0,0518
H YSTR 0,9368 ± 0,0354 0,8909 ± 0,0918 0,9542 ± 0,0301 0,9415 ± 0,0301 0,9691 ± 0,0125 1,0000 ± 0,0764
0,9281 ± 0,0290 0,9554 ± 0,0123

В соответствии с новым исследованием российских генетиков, генетическая обособленность северных и южных алтайцев несомненна. У южных алтайцев доминируют такие варианты гаплогруппы Y хромосомы, как Q и R1a, есть также I и O. У северных же алтайцев доминирует гаплогруппа R1a, редко встречается Q, а I и O вообще не обнаружены.

Религия и сказания Алтайцев

С 1923 по 1928 год великий русский путешественник- исследователь, художник Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией.Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне — древнейшем селе Алтая. «…Алтайские сказители и мудрецы… переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Чудь подземная, 1930

В горах Алтая седой старовер поведал Николаю Рериху о древнем святом народе, который, желая остаться свободным, ушёл под землю. Указывая на древние погребения, он говорил: «Вот здесь и ушла чудь под землю». После окончания экспедиции художник напишет картину «Чудь подземная» («Чудь под землю ушла») (1928 – 1930).

В конце XX века в среде алтайцев начал распространяться бурханизм (от заимствованного у монголов слова Бурхан — «Будда») — разновидность тенгрианства в сочетании с элементами шаманизма и тибето-монгольского буддизма.

Ойрот — вестник Белого Бурхана, 1925

Сюжет картины «Ойрот — вестник Белого Бурхана» (1925) основан и на легенде, и на достоверных событиях — возникновении в начале ХХ века новой веры — бурханизма. Вот как писал об этом Николай Рерих в книге «Сердце Азии»: «В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время».

Хан Ойрот, согласно алтайской легенде, — по­следний потомок Чингисхана и последний правитель его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи…

Бурхан на Байкале

Исповедовавшие учение алтайцы называли бурханизм «белой», «молочной» верой, — в противопоставление шаманской «чёрной» и «кровавой» вере. Бурханисты восхваляли времена Джунгарии, которые представлялись как «золотой век» алтайцев и стремились возродить порядки тех времен. В основе бурханизма лежали элементы исторических мифов, вера в грядущего мессию. Проповедники — ярлыкчи отвергали чёрных духов и контакты с обитателями подземного мира, поклонялись только «белым» покровителям и почитали верховное божество Юч-Курбустана, или Ак Бурхана.

Основные божества:

  1. Ульгень — верховное божество, создавшее весь мир, грозоносец, аналог Тенгри.
  2. Эрлик — правитель царства мертвых.
  3. Суг ээзи — хозяин воды.
  4. Алтай ээзи — покровитель охотников.
  5. Таг ээзи — дух горы.

Кормление огня

Имели место жертвоприношения, в которых богам подносили лошадей. Их мясо съедали жрецы, а шкуры клали на алтарь. Племена поклонялись огню, солнцу, воде, горам, лесу и другим проявлениям природы. В случае неповиновения духам, они могли разозлиться, и тогда охотник оставался без добычи, что влекло за собой опасность умереть голодной смертью. Существует обряд кормления огня.

Дух воды

Очень сильным считался дух воды. Источники, находящиеся в горах Алтая, обладают многими целебными свойствами. Народ приписывает им магическую силу. Вода из таких источников может даровать бессмертие. Горные озера — любимое место таг ээзи. Многие из них находятся в недоступных для человека местах. Поэтому они отличаются целомудренной чистотой.

Алтайцы бояться обидеть духов природы, относятся к ним со всем почтением и очень обижаются, если приезжие туристы оскорбляются священные места. В поездке нужно быть осторожнее, известен случай, когда поводом для такого оскорбления стала фотография на фоне источника в купальнике. В моем личном опыте обидчивость алтайцев проявилась, когда я сказал, что они не являются прямыми потомками царских скифов и есть еще более древние скифские курганы в Тыве.

Как жили алтайские скифы?

На Алтае переход к кочевому скотоводству произошел к 7 веку до нашей эры.

Скифским обществом правила военная аристократия — цари. Кроме того,были жрецы,рядовые свободные воины и рабы. Женщины могли быть воинами,их социальная роль не была ограничена только ролями жены и матери.

Семьи были небольшими,а линия родства велась по мужской линии. Семьи и группы семей объединялись в кочевые соседские общины,а они группировались в племена.

Вся жизнь алтайских скифов была «пронизана» войной. Она стала и главной темой искусства,которая прослеживается в надгробных памятниках,одежде и даже сбруе боевых коней.

Стадо. Горы

СС0

Численность

Доля алтайцев по районам на 2010 год по переписи:

алтайцы Республика Доля
Улаганский МР Алтай 77,1
Онгудайский МР Алтай 76,1
Усть-Канский МР Алтай 69,9
Шебалинский МР Алтай 45,3
Кош-Агачский МР Алтай 40,6
Чемальский МР Алтай 27,8
Усть-Коксинский МР Алтай 22,5
Горно-Алтайский ГО Алтай 22,3
Турочакский МР Алтай 19,3
Чойский МР Алтай 8,6
Майминский МР Алтай 6,9

Во время переписи 2002 года 67 239 человек идентифицировали себя как алтайцы: в Республике Алтай — 62 192 человек, в Алтайском крае — 1880 человек.

Коренное тюркское население Кемеровской области, которое в советское время также учитывалось как алтайцы, теперь идентифицирует себя как телеутов, а также шорцев.

На 1989 год в Казахстане проживало 679 алтайцев, на 2009 год — 221 чел., в Узбекистане в 1989 году проживал 191 алтаец, в Киргизии — 116 (1989), а в Таджикистане — 60 (1989), в Украине — 38 (2001), в Белоруссии — 27 (1989), в Туркмении — 26 (1989), в Грузии — 27 (1989), в Молдавии — 20 (1989), в Литве — 19 (1989), в Азербайджане — 14 (1989), в Латвии — 4 (2011), в Эстонии — 3 (1997) и в Армении — 1 (1989).

Современные алтайцы

Современные алтайцы. Фото.

Современные алтайцы говорят на различных диалектах алтайского языка, относящегося к восточной ветви тюркских языков. В середине XIX века глава Алтайской духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе русского алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 в основу алтайского литературного языка был положен диалект алтай-кижи.

Северные и южные алтайцы

В эгнографии отношении алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи, до середины XIX в. — телесы). Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары — в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша), челканцы — реки Лебедь и Байгол, кумандинцы — по Бии (Республика Алтай, Красногорский, Солтонский, Бийский районы Алтайского края). Расселение южных: теленгиты — в бассйне рек Чуя и Аргут, по рекам Чулышману и Башкаусу; алтай-кижи — в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты — по рекам Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), по рекам Большому и Малому Бача (Беловский район Кемеровской обл.).

Алтайцы заметно различаются по антропологическим признакам, а до нач. XX в. — по роду хозяйсвенной деятельности. Северные алтайцы (устарев, «черновые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой жизни алтайцев их были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы (устар. «ойроты», «белые калмыки») принадлежат к наиболее монголоидному центрально-азиатскому типу. Занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросит, каналов. Основной тип жилища — переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды — овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.

[править] Происхождение

Тюркские племена появились на Алтае не ранее середины I тысячелетия до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. — первых веках н. э. Алтай был местом расселения индоиранцев, основателей Пазырыкской культуры, хотя некоторые исследователи считают, что её представители могут иметь смешанные черты.

В IV—V вв. в составе Азиатского союза гуннов выделился ряд тюркских объединений, представители которых мигрировали на Алтай. В середине VI века эта территория стала частью Тюркского каганата. В более поздний период на Алтае зафиксированы тюркские племена кимаков, кипчаков, тубо, огузов и др. Считается, что монголы сыграли свою роль в этногенезе современного алтайского народа. В результате ко второй половине II тысячелетия на Алтае насчитывалось 2 основные группы малых народов, названия которых отражали место их поселения или происхождения — северные алтайцы и южные алтайцы. Северные алтайцы — это тубалары, кумандинцы и чалканцы (лебединцы). Южные алтайцы — собственно алтайцы алтай-кижи, теленгиты, телеуты, тубалы и телесы. Они отличались по самоопределению, культуре, языку и другим чертам, занимались кочевым животноводством и охотой, добычей и переработкой железа.

В XVIII веке большая часть Алтая стала активно осваиваться русскими поселенцами. В то же время алтайские тюрки потеряли часть своих территорий и попали под влияние поселенцев. Начался процесс перехода к оседлому образу жизни, христианизация. Православные миссионеры одними из первых стали изучать алтайскую культуру и заложили основу единого литературного языка алтайского народа. В 1868 и 1869 годах в Казани были изданы алтайский алфавит, грамматика и словарь.

В 1922 году в составе РСФСР была создана Ойротская автономная область (с 1948 года — Горно-Алтайская автономная область, с 1992 года — Республика Алтай). В советское время стали издавать книги, появились средства массовой информации на алтайском языке. В советских переписях алтайцы были записаны как единый народ. Это способствовало внедрению идеи единства общего алтайского народа. Однако среди алтайцев разделение на отдельные этнические общины продолжает существовать и по сей день, а отождествление себя с алтайцами происходит в случае оппозиции «русский» (новичок) — «алтайский» (коренной). В российской переписи 2002 года теленгиты, тубалы и чалканы были отделены от остальной части алтайцев и зарегистрированы как отдельные народы. В результате число алтайцев в России формально уменьшилось (с 69 409 человек в 1989 году до 67 239 человек в 2002 году). В переписи 2010 года различные этнические группы алтайских тюрок уже были зарегистрированы как часть одной алтайской этнической группы.

Численность

Основная масса коренных алтайцев проживает в РФ (67-79 тыс. человек) и незначительное количество в Казахстане (220-680 чел). Среди российских городов этот народ встречается:

  • Республика Алтай (62 — 70 тыс);
  • Алтайский край (1,8 — 3,1 тыс);
  • Кемерово (530 чел — 3,3 тыс);
  • Новосибирск (350 чел).

Среди диаспор небольшое количество представителей народа есть в таких странах (из данных последних переписей населений):

  • Узбекистан (190 чел);
  • Киргизия (115 чел);
  • Таджикистан (60 чел);
  • Украина (40 чел);
  • Белоруссия (30 чел);
  • Туркмения и Грузия (по 25 чел);
  • Молдавия и Литва (по 20 чел);
  • Азербайджан (15 чел);
  • Латвия, Эстония, Армения (единичные случаи).

Хозяйство алтайцев

Большое значение для северных алтайцев имела охота, в первую очередь, на копытных, а с приходом русских — и на пушных зверей, с целью уплаты ясака и на продажу. С падением численности соболя ведущее место заняла белка. Кроме того, занимались рыболовством и собирательством. Из рыб особенно ценились ленок, омуль, сиг. Первоочередными продуктами собирательства были кедровые орехи, ягоды, съедобный папоротник (колба), различные коренья, а также дикая конопля для изготовления холста.

Северные алтайцы издавна занимались кузнечным делом, была развита надомная металлургия. Из металлов изготавливали прежде всего предметы вооружения, сбываемые соседним народам, что вызывало нарекания царской администрации. В связи с бурным развитием промышленной металлургии в регионе к концу ХVIII в. этот промысел окончательно угас. Женщины занимались ткацким ремеслом, шили одежду и обувь.

Южные алтайцы занимались полукочевым скотоводством, разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, охотились в горной тайге и степи. Примитивное мотыжное земледелие имело подсобный характер, рыболовством южные алтайцы занимались мало.

Северные алтайцы занимались отгонным скотоводством, разводили, в первую очередь, овец и лошадей, иногда крупный рогатый скот. Землю обрабатывали мотыгами, выращивали в основном ячмень. Посевы иногда пропалывали, урожай собирали вручную, вместо молотьбы зерно обжигали.

Жилище

Алтайские племена строили поселения на берегах рек и озер. Они состояли из нескольких домов, разбросанных по всему побережью. Существует несколько типов построек. Они представляют собой: шатры (чумы), юртыдеревянные дома.

Самым старым типом жилья алтайцев является сооружение в виде шатра. Оно называется аланчик (содон айыл, чадыр). Его применяли еще в древности. Это распространенное жилище среди сибирских племен. Чадыр — коническая постройка из наклонных жердей, сомкнутых в центре. Их края описывают окружность, которая представляет собой край жилища. Оно довольно маленького размера — диаметр составляет 3-3,5 метра. Внутренняя часть покрывалась берестой или корой лиственницы. У древних племен наряду с аланчиками были распространены землянки. Такие дома подходят только для теплого времени года.

Юрты

Другой вид жилища южных алтайцев — войлочно-берестяные юрты. Они стали распространятся в более поздний период (к середине 19 века). Основание постройки делали круглым, квадратным или многоугольным. Эти дома более теплые, чем чадыры, и более вместительные. Их строили из палок, стволов тонких деревьев, шестов. Юрта имеет относительно ровные стены, к которым крепятся наклонные жерди, образовывая коническую крышу. Кровля и стены покрывались войлоком, шкурами зверей, берестой.

1 из 2

Бревенчатый аил

Более поздние постройки представляют собой бревенчатые аилы. Их конструкция повторяет юрты. Деревянные дома имеют многоугольное или квадратное основание, к которому пристраивают конусообразную крышу. Изнутри она укрепляется балками. В современных домах отверстия в крыше нет. В центре комнаты устанавливают печь, дымоход от нее выходит через потолок наружу. Внутри находятся предметы быта алтайцев. У стены размещается лежанка или кровать. Есть несколько топчанов (табуреток), стол, сундуки для хранения вещей. На стенах можно увидеть ковры с национальными орнаментами. В настоящее время под влиянием русской культуры на Алтае появились бревенчатые срубные дома. В них есть деревянный пол, окна, печь.

Народ Алтайцы

138

Россия страна многонациональная. На её территории живут народы многочисленные и малые. Но каждый имеет свою культуру, традиции и обычаи. Среди народов, населяющих нашу большую страну – алтайцы. Эта этническая группа имеет в своём составе такие нардности, как телеуты, телесы или теленгиты, тубалары, кумандинцы. Также существует деление на две группы – южные и северные алтайцы. Каждая группа имеет свой уникальный язык. У южных алтайцев одноименный язык, прежде называемый айратским. Среди южных алтайцев – телеуты, живущие в Кемеровской области, и телесы, которые живут вблизи Телецкого озера. А в районе среднего течения реки Бия живут северные алтайцы. Говорят они на североалтайском языке. В составе северных алтайцев – кумандинцы, челкацы и тубалары.

В исторических документах можно найти сведения о северных соседях Китая. Носящие реальный характер, они содержат конкретные факты. В частности. О них упоминал Геродот в своём историческом трактате. А современные научные источники указывают на то, что современное коренное население Горного Алтая – это потомки древних племён. Они наследовали великую культуру тюрков, хуннов, кыргызов, уйгуров, монголов, джунгар и киданей.

Большинство коренных алтайцев проживают на территории Российской Федерации. В стране живёт около 67 – 79 тысяч человек. Также небольшое количество представителей алтайского народа живут в Казахстане.

Алтайцы относятся к монголоидной расе. Поэтому народу присущи внешние характеристики данной расы. Стоит отметить, что большинство алтайцев светловолосые.

Традиционные занятия присущи и современным представителям алтайского народа. Они по-прежнему заняты скотоводством, рыбной ловлей, сбором кедровых орехов. У алтайского народа особое отношение к огню. Веря, что он наделён силой, они приносят к нему подарки. Это может быть выпечка или мясо. Поэтому недопустимо плевать на огонь, мусорить рядом с ним, сжигать мусор и переступать через него. Не менее почётное отношение к воде. В народе считается, что она может уберечь и излечить от многих болезней. Поэтому к горным источникам позволяется подходить только с целителями. Известно также, что у каждой семьи есть своя священная гора. Женщинам не разрешается подыматься на священную гору, или проходить мимо неё. Одна треть алтайце христиане, а две трети придерживаются шаманизма и бурханизма.

При строительстве жилья каждый народ следует своим традициям. Имея свои секреты. Поэтому стоит отметить, что у южных алтайцев это юрты либо аланчики. Северные алтайцы живут в чайле. Однако бревенчатые постройки также используются с двадцатого века.

У южных и северных имелись существенные различия в манере одеваться. Южные алтайцы носили длинные рубахи и жилет из овчины. А северные представители народа шили одежды из крапивных и конопляных нитей. Но в наши дни это сохранилось в меньшей степени.

Своеобразна и кухня алтайцев. Употребляя много молока, они готовят блюда, которые можно из него приготовить. Среди национальных блюд – айран, каймак, сурут, пыштак, кумыс. Также готовят кан(кровянку), кочо. Из напитков преобладают чай и арачка. Мёд и кедровые орехи считаются лакомством.

Культура

Традиционный образ жизни

Алтайский всадник.

Южные Алтайцы были в основном кочевыми или полукочевыми скотоводами. Они выращивали лошадей, коз, овец и крупный рогатый скот. Северные Алтайцы в основном занимались охотой как основной формой существования. Их основной добычей были животные из тайги (бореальные леса). Однако некоторые алтайцы также занимались мелким земледелием , собирательством и рыболовством.

Жилища

Аил — традиционное деревянное жилище.

Большинство южных алтайцев традиционно жили в юртах . Многие северные алтайцы строили в основном многоугольные юрты с конической крышей из бревен и коры. Некоторые алтай-кижи жили также в глинобитных избах с берестяными двускатными крышами и бревенчатыми или дощатыми стенами. Телеуты и несколько северных алтайцев жили в конических домах из окуней или коры. С притоком русских к родине алтайцев из-за русского влияния увеличилось строительство больших хижин с двух- или четырехскатной крышей.

Несмотря на многие социальные и политические перемены, которые претерпели алтайцы, многие современные и оседлые семьи все еще держат юрты в своих дворах. Эти юрты обычно используются как летняя кухня или дополнительное помещение.

Одежда

Алтайская женщина в национальной одежде.

Традиционная одежда южноалтайских мужчин и женщин очень похожа с небольшими различиями между ними. Обычная одежда состояла из длинных рубашек с широкими бриджами, восточных мантий и рукавов. Другая одежда часто включала меховые шапки, высокие сапоги и дубленки. Северные Алтайцы и некоторые Телеуты традиционно носили короткие бриджи, льняные рубашки и однобортные восточные мантии. Несмотря на то, что сегодня большинство алтайцев носят современную одежду, традиционная одежда все еще в ходу.

Кухня

Алтайская кухня состоит из супов из конины или баранины. Блюда из суслика, барсука, мармота, кисломолочные продукты, сливки (из кипяченого молока), кровяная колбаса, масло, жареная ячменная мука и некоторые овощи также являются основными продуктами алтайской кухни. Среди популярных напитков — арыки (молочная водка).

Тубалары

Один из малых алтайских эпосов, проживающий компактно в Чойском и Турочакском районах, по берегам Бии, Большой и Малой Иши, Пыжа, Уймень, Сары-Кокша и Кара-Кокша. Сами представители народа именуют себя «туба кижи», «йыш кижи», или «тубалар».

Среди тубаларов в свое время хорошо поработали православные миссионеры, и среди этого народа большинство верующих являются православными христианами. В отдаленных селах местные жители придерживаются мнения шаманов и проводят языческие обряды.

Тубалары издавна занимаются коллективной таежной охотой. Именно поэтому они всегда почитают духа покровителя и помощника в охоте Шаныр, они считали, что он живет в глухой тайге, передвигается на диком марале, имеет посох из желтой акации. За пренебрежительное отношение к себе он мог наказать охотника, наслав на него болезни и защитив от него зверей.

Жилище тубаларов представляет собой квадратный, шести и восьмиугольный деревянный из толстых бревен аил. Он имеет крышу в виде конического, состоящего из жердей шалаша. Покрывали аил чаще всего берестой, корой и дерном. Традиционные поселения исторически и сегодня состоят из 3-5 аилов. 

Издавна тубалары занимаются мотыжным земледелием, выращивают в основном ячмень, из древности главным приемом молотьбы ячменя у них было обжигание колосьев злака на открытом огне. Разводят коров и лошадей, из кислого молока издавна изготовляли продымленные над очагом сырки и молочную слабоалкогольную водку (араку).

Тубалары искусно удят рыбу, занимаются кедровым промыслом, бортничеством, сбором трав и кореньев, ягод и дикой конопли для изготовления холста, добывали руду и плавили железо, ковали его. Испокон веков тубалары, как все кочевники, хорошо выделываю кожу, изготовляют домашнюю утварь и посуду из дерева и бересты, ткали холсты. 

Важнейшим социальным институтом, определяющим уклад жизни тубаларов, является патрилинейные рода (сеоки), внутри рода решались все важные и значимые вопросы организации жизни. Внутриродовые браки у тубаларов запрещены, не допускается в небольшой этнической общности кровосмешение. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector