37,административное деление россии: кратко

Содержание:

Принципы, положенные в основу устройства Российского государства

В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия — уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.

Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них — национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип — административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.

Административно-территориальное деление

Российская Федерация также поделена на части территориально. И такая особенность неудивительна, достаточно посмотреть на карту — это самая большая по площади страна в мире.

Административное устройство России — метод организации территории. Подобное разделение имеет серьезные обоснования. В соответствии с ним происходит построение целой структуры, образованной государственными и муниципальными властями.

При разделении принимают во внимание:

  • историю местности;
  • культуру и традиции;
  • наличие инфраструктуры, экономических связей.

Такое деление обязательно имеет в своей главе государственный руководящий орган. Важным моментом является то, что единицы не должны быть слишком большими по площади, поскольку это сводит на нет основной смысл деления, заключающийся в простоте управления. Территория должна быть средней, только так управление будет эффективным.

Основные функции АТД:

  • поддержание единства и целостности территории государства;
  • создание эффективной контролирующей системы;
  • организация служб общегосударственного характера по территориальному признаку;
  • возможность быстро мобилизовать силы при возникновении чрезвычайной ситуации, войны, стихийных явлениях;
  • охват новых территорий;
  • обеспечение эффективной системы налогообложения.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

  • Границы ЦФО сюда входят численно 17 областей. Их центрами, а точнее столицами являются города Белгород, Ярославль, Брянск, Тверь, Тула, Тамбов, Смоленск, Орел, Курск, Рязань, Москва, Кострома, Владимир, Иванов, Калуга, Воронеж, Курск, Липецк. Причем, город Москва является, как самостоятельным образованием в виде города федерального значения, так и дал название одноименной области – Московской, которая входит самостоятельным территориальным образованием.
  • В Южный федеральный округ (ЮФО) объединены следующие кавказские республики – Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также, Крым. Помимо этого, в этой территориальной структуре объединился Краснодарский, Ставропольский края. Помимо этого, здесь присутствуют еще и 3 области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская.
  • К Северо-западному ФО (СЗФО) относятся – республики Коми и Карелия, а также в состав входя территории следующих областных единиц – Псковской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской. А также еще и Ненецкий АО.
  • В Уральском ФО (УРФО) объединены территории Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской обл. А также сюда входит Ханты-Мансийский АО – Югра и ЯНАО.
  • В Приволжском ФО объединили территории Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии в виде республик. А также Кировской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской обл. в комбинации с Пермским краем.
  • Территория Дальневосточного ФО объединила республику Саху, Камчатского, Хабаровского, Приморского краевых единиц. В качестве областей сюда вошли – Амурская, Сахалинская, Магаданская и кроме них Еврейская АО и Чукотский АО.
  • СФО объединяет территории Алтая, как республики, так и одноименного областного образования. Помимо этого, сюда включена Бурятия, Тыва, Хакасия в виде республиканских образования. Помимо них сюда входит Красноярский край. Также из областей – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Читинская, Томская и Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский АО.
  • И 3 города фед.значения.

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна — это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Принципы административно-территориального устройства

В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.

Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.

Социально-экономический

На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.

Географический

Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.

Демографический

С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.

Национально-исторический

Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.

Политический

Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Административно-территориальное деление России

Любая страна делится на , какие-то части. Делается это для удобства управления ею. Очень естественной формой организации власти является ступенчатая — от центральных органов власти к местным. Поскольку слово «управление» имеет синоним «администрирование», такое деление называется административно-территориальным.

Административно-территориальное деление страны (АТД) формируется под влиянием исторических, экономических, национальных, природных и многих других факторов. В России это деление складывалось в течение длительного времени. Первое упорядочение системы АТД страны было произведено по указу Петра I. Огромная территория России была разделена всего на восемь губерний: Петербургскую, Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Несовершенство такого деления очевидно: вся азиатская часть страны, составлявшая примерно 75% её площади, входила в состав одной губернии. В дальнейшем число губерний увеличилось до 68, а площадь каждой из них существенно уменьшилась. Однако это деление не учитывало специфику расселения коренных народов страны. Например, территория современного Татарстана разделялась между пятью губерниями! Позднее, уже в период СССР, губернии и уезды были упразднены, им на смену пришли современные административно-территориальные единицы.

Административно-территориальное устройство России

Среди субъектов Федерации  выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России  все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности.  В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев ( до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область,  2 города федерального значения  – Москва и Санкт-Петербург.

Федеральные округа

Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.

Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.

Название округа Административный центр Кол-во субъектов РФ Площадь (тыс. км2)
Центральный федеральный округ Москва 18 652, 8
Южный федеральный округ Ростов-на-Дону 6 416, 84
Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург 11 1 677, 9
Дальневосточный федеральный округ Хабаровск 9 6 215, 9
Сибирский федеральный округ Новосибирск 12 5 114, 8
Уральский федеральный округ Екатеринбург 6 1 788, 9
Приволжский федеральный округ Нижний Новгород 14 1 038
Северо-Кавказский федеральный округ Пятигорск 7 172, 36

Столицы республик

Выбор центров для
национально-территориальных образований имел
свои отличительные особенности. Здесь центр в
виде города-лидера существовал не всегда. Ими
были Казань, Уфа, Владикавказ, Петрозаводск,
Якутск, Майкоп (кроме Майкопа все они и в прошлом
возглавляли губернии или области). Поэтому
центрами становились малые, иногда крохотные
города: Царевококшайск (Йошкар-Ола),
Усть-Сысольск (Сыктывкар), Чебоксары. А в
Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Хакасии, Ингушетии,
Карачаево-Черкесии, Ойротии (ныне Республика
Алтай), Еврейской автономной области городов не
было вовсе. Во главе их стали новые города. У
Нальчика, Черкесска, Абакана, Горно-Алтайска,
Назрани были сельские предшественники. Нальчик и
Баталпашинск (Черкесск) выполняли даже
обязанности центров округов. Элиста и Биробиджан
построены на чистом месте. Таким образом,
большинство столиц составили старые малые
города, города, образованные из сельских
населенных пунктов, и города-новостройки. Во всех
этих случаях столицы создавались с нуля. Их надо
было сперва вырастить, довести до определенной
«критической массы», а потом уже наращивать
потенциал, превращая в полноценные
административные центры.

Данные, характеризующие рост
республиканских столиц

Название города

Республика, автономная область

Год образования города

Число жителей, тыс. чел.

1897

2000

Абакан

Хакасия

1931

168,1

Биробиджан

Еврейская АО

1937

78,9

Владикавказ
(Орджоникидзе)

Северная
Осетия

1860

43,8

308,6

Горно-Алтайск

Алтай

1928

51,8

Грозный

Чечня

1870

15,6

Ижевск

Удмуртия

1918

21,5

652,4

Йошкар-Ола
(Царевококшайск)

Марий Эл

1584

1,7

249,2

Казань

Татарстан

1438

131,5

1 091,7

Кызыл
(Белоцарск)

Тыва

1914

100,3

Майкоп

Адыгея

1858

34,2

167,0

Махачкала
(Петровск-Порт)

Дагестан

1857

9,8

329,6

Назрань

Ингушетия

1967

77,9

Нальчик

Кабардино-Балкария

1921

2,6

229,5

Петрозаводск

Карелия

1781

12,5

282,2

Саранск

Мордовия

1641

13,7

315,2

Сыктывкар
(Усть-Сысольск)

Коми

1780

4,5

229,3

Улан-Удэ
(Верхнеудинск)

Бурятия

1666/1783

8,0

369,7

Уфа

Башкортостан

1586

50,0

1 088,9

Чебоксары

Чувашия

1469

4,6

459,7

Черкесск
(Баталпашинск)

Карачаево-Черкесия

1931

8,1

121,7

Элиста

Калмыкия

1930

102,8

Якутск

Саха—Якутия

1632

6,5

196,4

Изменения в административно-территориальном делении России

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2),

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа – Долгано-Ненецкий и  Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Список экономических районов:

  • Центральный
  • Центрально-Черноземный
  • Восточно-Сибирский
  • Дальневосточный
  • Северный
  • Северо-Кавказский
  • Северо-Западный
  • Поволжский
  • Уральский
  • Волго-Вятский
  • Западно-Сибирский

Официальные сайты федеральных округов:

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

Области Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск
2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск
3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань
4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород
5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск
6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир
7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград
8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда
9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж
10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново
11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск
12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград
13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга
14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово
15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров
16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома
17 Курганская область 71 488 885 759 Курган
18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск
19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург
20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк
21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан
22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва
23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск
24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород
25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород
26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск
27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск
28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург
29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл
30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза
31 Псковская область 55 399 661 507 Псков
32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону
33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань
34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара
35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов
36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск
37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург
38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск
39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов
40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь
41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск
42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула
43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень
44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск
45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск
46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и область Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск
3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард
1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

РСФСР

После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.

С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.

Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.

В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте 1924 и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.

3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме


«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:

  • соблюдение гарантий местного самоуправления;
  • повышение эффективности управления;
  • обеспечение благоприятного развития территории;
  • учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
  • ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.

Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:

  • Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
  • Города районного значения.
  • Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
  • Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
  • Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
  • Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.

Петровские губернии

Первая реформа Петра I

В результате в 1708 году царь Пётр I провёл областную реформу, разделив территорию России на 8 огромных губерний: Московскую, Ингерманландскую (Шлиссельбург; с 1710 — Санкт-Петербургская), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую (Тобольск).

Взамен уездов территория страны была поделена на города с прилегающими к ним землями, а также разряды и приказы. В 1710—1713 годах губернии были дополнительно разделены на доли, которые управлялись ландратами.

В 1713 году из присоединённой части Шведской Ливонии и части Смоленской губернии была образована Рижская губерния, а остальная часть Смоленской губернии была передана Московской губернии. В 1714 году из северо-запад Казанской губернии был преобразован в Нижегородскую губернию. В 1717 году юг Казанской губернии был преобразован в Астраханскую губернию. В 1717—1719 годах территории Нижегородской губернии временно возвращались в состав Казанской губернии.

Вторая реформа Петра I

В 1719 году была проведена новая реформа: все губернии, кроме Астраханской и образованной в этом же году Ревельской, были подразделены на новые промежуточные единицы — провинции, всего 47 штук. Доли были упразднены, а уезды были возращены и временно (до 1727 года) переименованы в дискрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Сложившаяся трёхуровневая система — губерния, провинция, уезд — просуществовала до губернской реформы Екатерины II в 1775 года, за это время число губерний выросло от 8 до 20.

Также в 1719 году была присоединена оставшаяся часть Шведской Эстляндии, из которой была образована Ревельская губерния (Ревель — современный Таллин). В 1725 году Азовская губерния стала Воронежской (Азов был утерян в результате Прутского мира в 1709 году, а Воронеж служил административным центром губернии с 1715 года). В 1726 году была вновь образована Смоленская губерния — из частей Рижской и Московской губерний — и число губерний достигло 12.

Изменения 1727—1744 годов

В 1727 году дисктрикты были переименованы обратно в уезды. Одновременно было проведено измельчение административно-территориальных единиц: вместо 166 уездов их стало около 250, вместо 12 губерний их стало 14.

Была образована Белгородская губерния из частей Киевской, а Новгородская — из частей Санкт-Петербургской.

В 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская (из частей Санкт-Петербургской) и Оренбургская (из частей Казанской и Астраханской) — общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.

Ранние изменения при Екатерине II

В 1764 году во многих провинциях были объединены уезды. Кроме того, в 1764—1765 годах были образованы 4 новых губернии, а в 1772—1775 годах — ещё 3, и их стало 23.

В 1764 году Иркутская губерния была образована из одноимённой провинции Сибирской губернии, а из присоединённых территорий, преимущественно земель Войска Запорожского, были образованы Новороссийская (Кременчуг) и Малороссийская (Левобережная Украина) губернии. В 1765 году из частей Белгородской и Воронежской губерний была образована Слободско-Украинская губерния (центр в Харькове).

В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой были образованы Могилёвская и Псковская губернии. В 1775 году из земель Османской империи, присоединённых по итогам Кючук-Кайнарджийского мира, была образована новая Азовская губерния (отличная от старой, переименованной в Воронежскую). В обоих случаях новые губернии включили в себя земли других губерний России.

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Края Российской Федерации (9)

Края Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Алтайский край 167 996 2 398 751 Барнаул
2 Забайкальский край 431 892 1 095 169 Чита
3 Камчатский край 464 275 320 549 Петропавловск-Камчатский
4 Краснодарский край 75 485 5 330 181 Краснодар
5 Красноярский край 2 366 797 2 846 475 Красноярск
6 Пермский край 160 236 2 634 461 Пермь
7 Приморский край 164 673 1 947 263 Владивосток
8 Ставропольский край 66 160 2 790 785 Ставрополь
9 Хабаровский край 787 633 1 342 083 Хабаровск

Это интересно: 27,Агния Барто, эталон детского поэта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector