37,административное деление россии: кратко
Содержание:
- Принципы, положенные в основу устройства Российского государства
- Административно-территориальное деление
- РФ и РСФСР
- Актуальный перечень
- Особенности современного административно-территориального деления России
- Принципы административно-территориального устройства
- Административно-территориальное деление России
- Административно-территориальное устройство России
- Федеральные округа
- Столицы республик
- Изменения в административно-территориальном делении России
- Другие типы территориального деления и объединения субъектов
- РСФСР
- «Фактически унитарное государство»
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Петровские губернии
- Субъекты федерации
Принципы, положенные в основу устройства Российского государства
В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия — уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.
Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них — национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип — административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.
Административно-территориальное деление
Российская Федерация также поделена на части территориально. И такая особенность неудивительна, достаточно посмотреть на карту — это самая большая по площади страна в мире.
Административное устройство России — метод организации территории. Подобное разделение имеет серьезные обоснования. В соответствии с ним происходит построение целой структуры, образованной государственными и муниципальными властями.
При разделении принимают во внимание:
- историю местности;
- культуру и традиции;
- наличие инфраструктуры, экономических связей.
Такое деление обязательно имеет в своей главе государственный руководящий орган. Важным моментом является то, что единицы не должны быть слишком большими по площади, поскольку это сводит на нет основной смысл деления, заключающийся в простоте управления. Территория должна быть средней, только так управление будет эффективным.
Основные функции АТД:
- поддержание единства и целостности территории государства;
- создание эффективной контролирующей системы;
- организация служб общегосударственного характера по территориальному признаку;
- возможность быстро мобилизовать силы при возникновении чрезвычайной ситуации, войны, стихийных явлениях;
- охват новых территорий;
- обеспечение эффективной системы налогообложения.
РФ и РСФСР
Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.
Актуальный перечень
Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:
- Границы ЦФО сюда входят численно 17 областей. Их центрами, а точнее столицами являются города Белгород, Ярославль, Брянск, Тверь, Тула, Тамбов, Смоленск, Орел, Курск, Рязань, Москва, Кострома, Владимир, Иванов, Калуга, Воронеж, Курск, Липецк. Причем, город Москва является, как самостоятельным образованием в виде города федерального значения, так и дал название одноименной области – Московской, которая входит самостоятельным территориальным образованием.
- В Южный федеральный округ (ЮФО) объединены следующие кавказские республики – Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также, Крым. Помимо этого, в этой территориальной структуре объединился Краснодарский, Ставропольский края. Помимо этого, здесь присутствуют еще и 3 области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская.
- К Северо-западному ФО (СЗФО) относятся – республики Коми и Карелия, а также в состав входя территории следующих областных единиц – Псковской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской. А также еще и Ненецкий АО.
- В Уральском ФО (УРФО) объединены территории Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской обл. А также сюда входит Ханты-Мансийский АО – Югра и ЯНАО.
- В Приволжском ФО объединили территории Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии в виде республик. А также Кировской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской обл. в комбинации с Пермским краем.
- Территория Дальневосточного ФО объединила республику Саху, Камчатского, Хабаровского, Приморского краевых единиц. В качестве областей сюда вошли – Амурская, Сахалинская, Магаданская и кроме них Еврейская АО и Чукотский АО.
- СФО объединяет территории Алтая, как республики, так и одноименного областного образования. Помимо этого, сюда включена Бурятия, Тыва, Хакасия в виде республиканских образования. Помимо них сюда входит Красноярский край. Также из областей – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Читинская, Томская и Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский АО.
- И 3 города фед.значения.
Особенности современного административно-территориального деления России
РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна — это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.
Принципы административно-территориального устройства
В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.
Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.
Социально-экономический
На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.
Географический
Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.
Демографический
С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.
Национально-исторический
Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.
Политический
Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.
Административно-территориальное деление России
Любая страна делится на , какие-то части. Делается это для удобства управления ею. Очень естественной формой организации власти является ступенчатая — от центральных органов власти к местным. Поскольку слово «управление» имеет синоним «администрирование», такое деление называется административно-территориальным.
Административно-территориальное деление страны (АТД) формируется под влиянием исторических, экономических, национальных, природных и многих других факторов. В России это деление складывалось в течение длительного времени. Первое упорядочение системы АТД страны было произведено по указу Петра I. Огромная территория России была разделена всего на восемь губерний: Петербургскую, Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Несовершенство такого деления очевидно: вся азиатская часть страны, составлявшая примерно 75% её площади, входила в состав одной губернии. В дальнейшем число губерний увеличилось до 68, а площадь каждой из них существенно уменьшилась. Однако это деление не учитывало специфику расселения коренных народов страны. Например, территория современного Татарстана разделялась между пятью губерниями! Позднее, уже в период СССР, губернии и уезды были упразднены, им на смену пришли современные административно-территориальные единицы.
Административно-территориальное устройство России
Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев ( до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
Федеральные округа
Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.
Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.
Название округа | Административный центр | Кол-во субъектов РФ | Площадь (тыс. км2) |
Центральный федеральный округ | Москва | 18 | 652, 8 |
Южный федеральный округ | Ростов-на-Дону | 6 | 416, 84 |
Северо-Западный федеральный округ | Санкт-Петербург | 11 | 1 677, 9 |
Дальневосточный федеральный округ | Хабаровск | 9 | 6 215, 9 |
Сибирский федеральный округ | Новосибирск | 12 | 5 114, 8 |
Уральский федеральный округ | Екатеринбург | 6 | 1 788, 9 |
Приволжский федеральный округ | Нижний Новгород | 14 | 1 038 |
Северо-Кавказский федеральный округ | Пятигорск | 7 | 172, 36 |
Столицы республик
Выбор центров для
национально-территориальных образований имел
свои отличительные особенности. Здесь центр в
виде города-лидера существовал не всегда. Ими
были Казань, Уфа, Владикавказ, Петрозаводск,
Якутск, Майкоп (кроме Майкопа все они и в прошлом
возглавляли губернии или области). Поэтому
центрами становились малые, иногда крохотные
города: Царевококшайск (Йошкар-Ола),
Усть-Сысольск (Сыктывкар), Чебоксары. А в
Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Хакасии, Ингушетии,
Карачаево-Черкесии, Ойротии (ныне Республика
Алтай), Еврейской автономной области городов не
было вовсе. Во главе их стали новые города. У
Нальчика, Черкесска, Абакана, Горно-Алтайска,
Назрани были сельские предшественники. Нальчик и
Баталпашинск (Черкесск) выполняли даже
обязанности центров округов. Элиста и Биробиджан
построены на чистом месте. Таким образом,
большинство столиц составили старые малые
города, города, образованные из сельских
населенных пунктов, и города-новостройки. Во всех
этих случаях столицы создавались с нуля. Их надо
было сперва вырастить, довести до определенной
«критической массы», а потом уже наращивать
потенциал, превращая в полноценные
административные центры.
Данные, характеризующие рост
республиканских столиц
Название города |
Республика, автономная область |
Год образования города |
Число жителей, тыс. чел. |
|
1897 |
2000 |
|||
Абакан |
Хакасия |
1931 |
— |
168,1 |
Биробиджан |
Еврейская АО |
1937 |
— |
78,9 |
Владикавказ |
Северная |
1860 |
43,8 |
308,6 |
Горно-Алтайск |
Алтай |
1928 |
— |
51,8 |
Грозный |
Чечня |
1870 |
15,6 |
… |
Ижевск |
Удмуртия |
1918 |
21,5 |
652,4 |
Йошкар-Ола |
Марий Эл |
1584 |
1,7 |
249,2 |
Казань |
Татарстан |
1438 |
131,5 |
1 091,7 |
Кызыл |
Тыва |
1914 |
— |
100,3 |
Майкоп |
Адыгея |
1858 |
34,2 |
167,0 |
Махачкала |
Дагестан |
1857 |
9,8 |
329,6 |
Назрань |
Ингушетия |
1967 |
— |
77,9 |
Нальчик |
Кабардино-Балкария |
1921 |
2,6 |
229,5 |
Петрозаводск |
Карелия |
1781 |
12,5 |
282,2 |
Саранск |
Мордовия |
1641 |
13,7 |
315,2 |
Сыктывкар |
Коми |
1780 |
4,5 |
229,3 |
Улан-Удэ |
Бурятия |
1666/1783 |
8,0 |
369,7 |
Уфа |
Башкортостан |
1586 |
50,0 |
1 088,9 |
Чебоксары |
Чувашия |
1469 |
4,6 |
459,7 |
Черкесск |
Карачаево-Черкесия |
1931 |
8,1 |
121,7 |
Элиста |
Калмыкия |
1930 |
— |
102,8 |
Якутск |
Саха—Якутия |
1632 |
6,5 |
196,4 |
Изменения в административно-территориальном делении России
Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2),
Рис. 2. Камчатский Край
с карты России исчезли два автономных округа – Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).
Рис. 3. Красноярский Край
Список экономических районов:
- Центральный
- Центрально-Черноземный
- Восточно-Сибирский
- Дальневосточный
- Северный
- Северо-Кавказский
- Северо-Западный
- Поволжский
- Уральский
- Волго-Вятский
- Западно-Сибирский
Официальные сайты федеральных округов:
Другие типы территориального деления и объединения субъектов
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
Области Российской Федерации (46)
№ | Области | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Амурская область | 361 913 | 816 910 | Благовещенск |
2 | Архангельская область | 589 913 | 1 202 295 | Архангельск |
3 | Астраханская область | 49 024 | 1 013 840 | Астрахань |
4 | Белгородская область | 27 134 | 1 540 985 | Белгород |
5 | Брянская область | 34 857 | 1 253 666 | Брянск |
6 | Владимирская область | 29 084 | 1 421 742 | Владимир |
7 | Волгоградская область | 112 877 | 2 583 002 | Волгоград |
8 | Вологодская область | 144 527 | 1 196 196 | Вологда |
9 | Воронежская область | 52 216 | 2 330 377 | Воронеж |
10 | Ивановская область | 21 437 | 1 048 961 | Иваново |
11 | Иркутская область | 774 846 | 2 422 026 | Иркутск |
12 | Калининградская область | 15 125 | 954 773 | Калининград |
13 | Калужская область | 29 777 | 1 005 585 | Калуга |
14 | Кемеровская область | 95 725 | 2 742 450 | Кемерово |
15 | Кировская область | 120 374 | 1 319 076 | Киров |
16 | Костромская область | 60 211 | 658 906 | Кострома |
17 | Курганская область | 71 488 | 885 759 | Курган |
18 | Курская область | 29 997 | 1 119 262 | Курск |
19 | Ленинградская область | 83 908 | 1 751 135 | Санкт-Петербург |
20 | Липецкая область | 24 047 | 1 162 235 | Липецк |
21 | Магаданская область | 462 464 | 152 358 | Магадан |
22 | Московская область | 44 379 | 7 048 084 | Москва |
23 | Мурманская область | 144 902 | 780 401 | Мурманск |
24 | Нижегородская область | 76 624 | 3 289 841 | Нижний Новгород |
25 | Новгородская область | 54 501 | 625 855 | Великий Новгород |
26 | Новосибирская область | 177 756 | 2 709 461 | Новосибирск |
27 | Омская область | 141 140 | 1 973 985 | Омск |
28 | Оренбургская область | 123 702 | 2 016 086 | Оренбург |
29 | Орловская область | 24 652 | 775 826 | Орёл |
30 | Пензенская область | 43 352 | 1 368 657 | Пенза |
31 | Псковская область | 55 399 | 661 507 | Псков |
32 | Ростовская область | 100 967 | 4 254 613 | Ростов-на-Дону |
33 | Рязанская область | 39 605 | 1 144 650 | Рязань |
34 | Самарская область | 53 565 | 3 213 289 | Самара |
35 | Саратовская, область | 101 240 | 2 503 305 | Саратов |
36 | Сахалинская область | 87 101 | 493 302 | Южно-Сахалинск |
37 | Свердловская область | 194 307 | 4 315 830 | Екатеринбург |
38 | Смоленская область | 49 779 | 975 188 | Смоленск |
39 | Тамбовская область | 34 462 | 1 075 748 | Тамбов |
40 | Тверская область | 84 201 | 1 334 061 | Тверь |
41 | Томская область | 314 391 | 1 064 245 | Томск |
42 | Тульская область | 25 679 | 1 532 436 | Тула |
43 | Тюменская область | 1 464 173 | 3 510 683 | Тюмень |
44 | Ульяновская область | 37 181 | 1 274 487 | Ульяновск |
45 | Челябинская область | 88 529 | 3 485 272 | Челябинск |
46 | Ярославская область | 36 177 | 1 271 672 | Ярославль |
Автономные округа (4) и автономная область (1)
№ | Автономные округа и область | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Ненецкий автономный округ | 176 810 | 42 789 | Нарьян-Мар |
2 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 534 801 | 1 584 063 | Ханты-Мансийск |
3 | Чукотский автономный округ | 721 481 | 50 780 | Анадырь |
4 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 769 250 | 541 612 | Салехард |
1 | Еврейская автономная область | 36 266 | 172 671 | Биробиджан |
Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути
РСФСР
После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.
С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.
Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.
В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте 1924 и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.
3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.
«Фактически унитарное государство»
Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.
Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.
Также по теме
«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы
19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…
Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).
Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.
«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.
В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.
Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.
В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.
«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.
- Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
- РИА Новости
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.
Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:
- соблюдение гарантий местного самоуправления;
- повышение эффективности управления;
- обеспечение благоприятного развития территории;
- учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
- ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.
Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:
- Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
- Города районного значения.
- Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
- Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
- Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
- Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).
Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.
Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.
Петровские губернии
Первая реформа Петра I
В результате в 1708 году царь Пётр I провёл областную реформу, разделив территорию России на 8 огромных губерний: Московскую, Ингерманландскую (Шлиссельбург; с 1710 — Санкт-Петербургская), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую (Тобольск).
Взамен уездов территория страны была поделена на города с прилегающими к ним землями, а также разряды и приказы. В 1710—1713 годах губернии были дополнительно разделены на доли, которые управлялись ландратами.
В 1713 году из присоединённой части Шведской Ливонии и части Смоленской губернии была образована Рижская губерния, а остальная часть Смоленской губернии была передана Московской губернии. В 1714 году из северо-запад Казанской губернии был преобразован в Нижегородскую губернию. В 1717 году юг Казанской губернии был преобразован в Астраханскую губернию. В 1717—1719 годах территории Нижегородской губернии временно возвращались в состав Казанской губернии.
Вторая реформа Петра I
В 1719 году была проведена новая реформа: все губернии, кроме Астраханской и образованной в этом же году Ревельской, были подразделены на новые промежуточные единицы — провинции, всего 47 штук. Доли были упразднены, а уезды были возращены и временно (до 1727 года) переименованы в дискрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Сложившаяся трёхуровневая система — губерния, провинция, уезд — просуществовала до губернской реформы Екатерины II в 1775 года, за это время число губерний выросло от 8 до 20.
Также в 1719 году была присоединена оставшаяся часть Шведской Эстляндии, из которой была образована Ревельская губерния (Ревель — современный Таллин). В 1725 году Азовская губерния стала Воронежской (Азов был утерян в результате Прутского мира в 1709 году, а Воронеж служил административным центром губернии с 1715 года). В 1726 году была вновь образована Смоленская губерния — из частей Рижской и Московской губерний — и число губерний достигло 12.
Изменения 1727—1744 годов
В 1727 году дисктрикты были переименованы обратно в уезды. Одновременно было проведено измельчение административно-территориальных единиц: вместо 166 уездов их стало около 250, вместо 12 губерний их стало 14.
Была образована Белгородская губерния из частей Киевской, а Новгородская — из частей Санкт-Петербургской.
В 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская (из частей Санкт-Петербургской) и Оренбургская (из частей Казанской и Астраханской) — общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.
Ранние изменения при Екатерине II
В 1764 году во многих провинциях были объединены уезды. Кроме того, в 1764—1765 годах были образованы 4 новых губернии, а в 1772—1775 годах — ещё 3, и их стало 23.
В 1764 году Иркутская губерния была образована из одноимённой провинции Сибирской губернии, а из присоединённых территорий, преимущественно земель Войска Запорожского, были образованы Новороссийская (Кременчуг) и Малороссийская (Левобережная Украина) губернии. В 1765 году из частей Белгородской и Воронежской губерний была образована Слободско-Украинская губерния (центр в Харькове).
В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой были образованы Могилёвская и Псковская губернии. В 1775 году из земель Османской империи, присоединённых по итогам Кючук-Кайнарджийского мира, была образована новая Азовская губерния (отличная от старой, переименованной в Воронежскую). В обоих случаях новые губернии включили в себя земли других губерний России.
Субъекты федерации
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.
Края Российской Федерации (9)
№ | Края | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Алтайский край | 167 996 | 2 398 751 | Барнаул |
2 | Забайкальский край | 431 892 | 1 095 169 | Чита |
3 | Камчатский край | 464 275 | 320 549 | Петропавловск-Камчатский |
4 | Краснодарский край | 75 485 | 5 330 181 | Краснодар |
5 | Красноярский край | 2 366 797 | 2 846 475 | Красноярск |
6 | Пермский край | 160 236 | 2 634 461 | Пермь |
7 | Приморский край | 164 673 | 1 947 263 | Владивосток |
8 | Ставропольский край | 66 160 | 2 790 785 | Ставрополь |
9 | Хабаровский край | 787 633 | 1 342 083 | Хабаровск |
Это интересно: 27,Агния Барто, эталон детского поэта