Глава вторая старая юзовка

Городское хозяйство[]

При Советской власти осуществлено большое жилищное и коммунальное строительство. 23 января 1931 года постановлением правительства Сталино было отнесено к числу городов, подлежащих перепланироваке и упорядочению. Город украсился многоэтажными благоустроенными домами для рабочих и служащих, крупными зданиями для учреждений, парками и скверами. Площадь зелёных насаждений уже к 1937 достигла около 800 га против 10—12 га до революции исключительно в благоустроенной части города. Длина замощенных улиц — свыше 170 км. К 1950-м годам введено в эксплуатацию 1320 тыс. м кв. жилой площади и с помощью государства построено 15460 домов индивидуальными застройщиками. Сооружены: 9 стадионов, Дворец физической культуры, здание областной библиотеки, Дом пионеров, телевизионный центр. В послевоенное время значительно увеличена сеть водопровода, канализации и газификации. На территории города расположено 16 прудов общей площадью 200 га.

В 1930 — 1931 годах проходило строительство больницы имени Ворошилова (сейчас — больница имени Калинина), куда позже прокладывалась трамвайная линия (маршрут №11).

Бохум (Bochum), Германия

Бохум (Bochum), Германия.Городская ратушаhttp://www.bochum.de/

Бохум — город в Германии один из четырёх центров Рурского региона в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия.

Центр региона Средний Рур (Ruhr) с городами Хаттинген, Херне и Виттен. Население города — 394 000 жителей. Население Среднего Рура — 750 000.

Город известен «Рурским университетом», Немецким музеем угольной промышленности (Deutsches Bergbaumuseum) и музыкальным театром «Starlight Express».

Герб городаБохум (Bochum), Германия.http://ru.wikipedia.org/

В рамках сотрудничества с городом Бохум проводится ежегодный обмен молодежными делегациями. Немецкие медики оказывают гуманитарную помощь препаратами и оборудованием нашему детскому гематологическому центру. В ходе визита донецкого городского головы в Бохум в марте 2003 года в немецком городе торжественно установлен символ Донбасса — Пальма Мерцалова.

[править] Ход событий

7 апреля 2014 года сторонники Донецкой народной республики взяли под контроль здание Донецкого областного совета, где зачитали декларацию о суверенитете. В данном документе, в частности, регламентируются вопросы управления новообразованным государством:

Центром управления республикой на данный момент является здание Донецкого облсовета, над которым поднят российский флаг. По сообщениям некоторых СМИ, декларация о суверенитете и была принята депутатами облсовета; другие СМИ, однако, опровергли эту информацию и сообщили, со ссылкой на видеозапись из здания облсовета, что в здании заседает «Республиканский народный совет», состав и происхождение которого неизвестны. Этот совет уже принял ряд решений, одно из которых — решение о проведении референдума по вопросу вхождения региона в состав России не позднее 11 мая. Депутаты заявили, что дата была согласована с Луганской и Харьковской областями.

Народный совет также попросил Владимира Путина ввести миротворческий корпус на территорию Донецкой народной республики. В своём «Обращении ДНР к Президенту РФ Владимиру Путину» депутаты требуют от Президента России решительных действий:

Премьер-министр Республики Крым Сергей Аксёнов в своём Твиттере сообщил, что в Донецк прибыл Виктор Янукович. По его словам, экс-президент Украины готов возглавить Донецкую республику.

Правительство Украины для подавления сил Донецкой народной республики перебросило в Донбасс три боевых подразделения: это отряды солдат внутренних войск, бойцов Национальной гвардии «Правого сектора» и американских наёмников «Blackwater» в форме спецназовцев МВД Украины.

12 мая 2014 года после состоявшегося днём ранее референдума о самоопределении Донецкой народной республики и на основании декларации о независимости от 7 апреля 2014 года был провозглашён государственный суверенитет ДНР. В этот же день республика обратилась к России с просьбой о присоединении. Также было заявлено о намерении объединиться с Луганской народной республикой в федеративное образование — Новороссию. На момент провозглашения суверенитета ДНР, однако, украинские власти сохраняли за собой контроль ситуации в ряде районов на юго-западе Донецкой области.

24 мая 2014 года Донецкая и Луганская народные республики подписали документ об объединении в составе единого государства Новороссия.

Административное деление[]

На 1 сентября 1947 года город Сталино имеет 6 городских районов:

  1. Будённовский район Сталино
  2. Калининский район Сталино
  3. Кировский район Сталино
  4. Куйбышевский район Сталино
  5. Петровский район Сталино
  6. Сталино-Заводской район Сталино

Сталинскому городскому совету подчинены 6 посёлков и 2 поселковых совета:

  • пос. Будённовка
  • пос. Ларинка
  • пос. Рутченково
  • пос. шахты №11 «Смолянка»
  • пос. ж.-д. станции Сталино
  • пос. Шахты №2/16
  • Авдотьинский поссовет
    • пгт Авдотьино
    • пос. отдела совхоза «Тепличный»
    • х. Ленина
    • х. Осмолова
    • х. Приволье
    • х. Рутчанский
    • х. Широкий
  • Ларинский поссовет
    • пгт Ларино
    • пос. отдела совхоза «Тепличный»
    • х. Весёлый
    • х. Павлоградский
    • х. Синельниково
    • х. Шевченко

В 1920-1930-х годах также существовали и к 1939 году были упразднены следующие сельсоветы:

  • Будённовский рудсовет (вошёл непосредственно в г. Сталино)
  • Григорьевский №1 сельсовет (вошёл непосредственно в г. Сталино)
  • Мушкетовский сельсовет (вошёл непосредственно в г. Сталино)
  • Петровский рудсовет (вошёл непосредственно в г. Сталино)
  • Рутченковский рудсовет (вошёл непосредственно в г. Сталино)

Шарлеруа (Charleroi), Бельгия

Шарлеруа (Charleroi), Бельгияwww.2747.com

Шарлеруа (фр. Charleroi) — город в Бельгии, расположенный в провинции Эно, относящейся к валлонской части страны. Шарлеруа находится на реке Самбр, в 50 км южнее Брюсселя. В городе проживают 212 тысяч человек.

Экономика Шарлеруа характеризована стальной промышленностью, однако эта отрасль в последнее время подвержена сильным структурным изменениям. Помимо этого, город является железнодорожным узлом с важным перевалочным вокзалом. Через канал Шарлеруа-Брюссель город имеет сообщение с фламандскими водными путями.

Шарлеруа был основан в 1666 как крепость Шарнуа, позже его имя видоизменилось. Футбольный стадион города был одной из арен, на которых проходили матчи Чемпионата Европы по футболу 2000.

Шеффилд (Sheffield), Англия

Шеффилд (Sheffield), Англияwww.2747.com

Шеффилд расположен в центре Англии, всего в двух часах езды на автомобиле от Лондона, с Шеффилда легко добраться в Шотландию и в любую другую точку Великобритании, как автотранспортом, так и на поезде.

Шеффилд имеет население более пятисот тысяч человек и является четвертым по величине городом Англии. Люди Шеффилда известны своей дружелюбностью и гостеприимством, таким образом иностранные студенты чувствуют себя здесь как дома.

Возведенный на 7 холмах и 5 речных долинах, Шеффилд окружен прекрасным видом. Являясь одним из наиболее «зеленых» городов Великобритании Шеффилд имеет наибольшее в стране количество парков.

Шеффилд был первым городом, которому присвоено звание Национального спортивного города (National city of Sport) спортивным комитетом Великобритании (Sports Council of Great Britain).

Имея крупнейший, после Лондона, театральный комплекс, свыше 40 кинотеатров, огромное количество магазинов, Шеффилд завоевал право называться центром досуга в регионе.

Население[]

По состоянию на 1941 год население города составляло 507 тыс. жит.

  • 1870 год — 164 жит.
  • 1872 год — 858 жит.
  • 1884 год — 5 494 жит.
  • 1897 год — 28 076 жит.
  • 1901 год — 54 718 жит.
  • 1910 год — 48,4 тыс. жит.
  • 1914 год — 60,0 тыс. жит.
  • 1917 год — 57 833 жит.
  • 1923 год — 29,0 тыс. жит.
  • 1924 год — 63 708 жит.
  • 1925 год — 80 085 жит.
  • 1926 год — 44 215 жит. (в собственно городе Сталино)
  • 1927 год — 174,2 тыс. жит. (по переписи, 17 декабря 1926 года; в т.ч. в собственно городе Сталино 105 835 чел.)
  • 1937 год — 246,0 тыс. жит.
  • 1939 год — 462,4 тыс. жит. (по переписи 1939 года)
  • 1940 год — 507,0 тыс. жит.
  • 1943 год — 175,0 тыс. жит. (после освобождения города)
  • 1951 год — 509,5 тыс. жит.

Национальный состав

До войны (по переписи 1926 года):

  • русские — 59 518 жит. (56,2%)
  • украинцы — 27 582 жит. (26,1%)
  • евреи — 11 342 жит. (10,7%)
  • татары — 1 433 жит. (1,4%)
  • белорусы — 1 399 жит. (1,3%)
  • поляки — 1 346 жит. (1,3%)
  • греки — 719 жит. (0,7%)
  • немцы — 417 жит. (0,4%)
  • армяне — 376 жит. (0,4%)
  • другие — 1 725 жит. (1,6%)
  • всего — 105 857 жит.

После войны (по переписи 1959 года):

  • русские — 50,6%
  • украинцы — 40,7%
  • евреи — 3,1%
  • белорусы — 2,0%
  • греки — 1,2%
  • татары — 0,7%
  • болгары — 0,3%
  • молдаване — 0,3%
  • другие — 1,3%

Название Города[]

До 1923 года город носил название Юзовка в честь основателя города — бизнесмена Джона Юза (Хьюза, Hughes). В 1923 году город несколько месяцев назывался Троцк в честь Л. Д. Троцкого (однако, эта версия не имеет документального подтверждения). 9 марта 1924 года Юзовский горсовет постановил переименовать город Юзовку в город Сталино, а Юзовский округ в Сталинский; данное решение, согласно протоколу было связано с увековечением памяти товарища Ленина, а само решение передано во Всеукраинский центральный исполнительный комитет (ВУЦИК). 22 апреля 1924 года решением ВУЦИК городу Юзовка присвоено название Сталин. В конце 1920-х — начале 1930-х годов, без официальных постановлений, город стали именовать Сталино.

Городской транспорт[]

Проведены трамвайные и троллейбусные линии, расширено автобусное сообщение.

Имеется 12 трамвайных маршрутов:

  1. Центр — Станция Сталино
  2. Центр — Сенной базар
  3. Центр — Завод Боссе
  4. Центр — Смолянка
  5. Центр — Рутченково (ДК им. Франко)
  6. Центр — Ветка
  7. Рутченково (ДК им. Франко) — Станция Рутченково
  8. Центр — Станция Рутченково
  9. Центр — Калиновка (Макеевское шоссе)
  10. Центр — Путиловский завод
  11. Больница им. Ворошилова — Калиновка (Макеевское шоссе)
  12. Центр — Мушкетово

Имеется один троллейбусный маршрут (строится, 1950 год, продолжение линии от Студгородка до станции Сталино):

  1. Металлургический завод — Студгородок

Вильнюс (Vilnius), Литва

Вильнюс (Vilnius), ЛитваЦерковь святых Петра и Павлаhttp://www.vilnius-tourism.lt

Вильнюс (лит. Vilnius, польск. Wilno; до 1939 — Вильно) — столица и самый большой город Литвы.

Расположен в юго-восточной части Литвы (координаты 54°41\’ с. ш. 25°17\’ в. д. (G)) у слияния реки Вильни (Вильняле, лит. Vilnele) и Вилии (Нерис, лит. Neris).

Площадь 392 кв. км. 20,2 % общей площади составляют застройки, остальную часть занимают зелёные массивы (43,9 %) и водоёмы (2,1 %).

Крупнейший административный центр Литвы. Центр Вильнюсского архиепископата римско-католической церкви и Литовско-Виленской епархии Русской православной церкви. Здесь расположены важнейшие политические, экономические, социальные и культурные, научные и образовательные учреждения страны.

Герб города Вильнюс (Vilnius), Литваhttp://ru.wikipedia.org

Знаменит своим историческим центром, Старым городом, который является одним из крупнейших в Восточной Европе (360 га). Старый город, насчитывающий множество исторических зданий, в 1994 году внесён ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия (англ. World Heritage List). Решением Европарламента Вильнюс и Линц объявлены культурными столицами Европы 2009 года.

Чарльз Гаскойн: основатель Луганска

Памятник Чарльзу Гаскойну в Луганске. Установлен в 1995 г. Скульптор А. Редькин, архитектор Г. Головченко

Известный специалист по производству пушек, шотландец Чарльз Гаскойн (1739–1806) последние 20 лет прожил в Российской империи, где руководил рядом государственных военных заводов. В 1790 году Екатерина II поручила ему отправиться в Бахмутский и Донецкий уезды Екатеринославского наместничества, чтобы определить место для строительства ещё одного завода — литейно-пушечного. Исследовав месторождения полезных ископаемых, Гаскойн сообщил в Петербург: «Найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». Он предложил строить завод «при речке Лугани». В ноябре 1795 года императрица одобрила выбор и назначила Гаскойна директором будущего предприятия. А чтобы как‑то скрасить неудобства от пребывания в глуши, посреди степи, пожаловала ему чин статского советника и орден св. Владимира 3‑й степени.

Задачи, поставленные при строительстве Луганского чугунолитейного завода, — наладить промышленную добычу угля и организовать выпуск пушек — шотландец решил блестяще. Рабочихлитейщиков перевёл из другого руководимого им завода (Петрозаводского) и разместил в сёлах Каменный Брод и Вергунка. А весь административнотехнический персонал сформировал из инженеров, специально приглашённых из Британии. Для добычи угля в Лисьей балке заложили шахту — первую на территории Украины. Она начала работать в апреле 1796‑го. Выяснилось, однако, что «ломка каменного угля» — труд чрезвычайно тяжёлый. Желающих стать шахтёрами нашлось немного. Тогда Екатерина II распорядилась на подобные работы «присылать за содеянные вины преступников». Гаскойн руководил Луганским заводом наездами, ведь никто не отменял его директорских обязанностей на других предприятиях — в Ижорске, Кронштадте, Петербурге и других городах. Зато когда приезжал, оставался надолго. Его дом находился в красивом парке, расположенном в излучине Лугани. Вокруг дома провели канал, рядом построили оранжерею.

В городской управе Луганска руководство завода решало многие текущие вопросыТорговые заведения и ателье на Пушкинской улице
Луганск, завод Гартмана, 1910 г.Литейный цех Луганского завода, 1912 г.

Довольно скоро на шахте вновь обострились кадровые проблемы. Дело в том, что в 1796 году Екатерина II скончалась, а новый император Павел I повелел: «Преступников… впредь по просьбе Гаскойна не присылать, дабы они по развратным своим нравам не портили других служителей». Следствием заботы о нравах стало падение объёма добычи угля, что отразилось и на количестве выпускаемых пушек. Поэтому через несколько лет это распоряжение было отменено.

На плане 1912 года Луганск — большой городПанорама старого города. Справа — Николаевский собор, перед ним Успенская церковь, в центре — Воскресенская церковь

В 1805 году Гаскойн заболел и вернулся из Луганска в Петербург. А в следующем году умер. Однако Украина его не забыла. В 1995 году, когда Луганск праздновал своё 200‑летие, напротив краеведчес­ кого музея установили памятник Чарльзу Гаскойну — основателю города и первому директору Луганского литейного завода.

Аттракцион в парке имени 1 Мая. Фото начала 1960-х гг.Сквер возле обкома. Фото начала 1960-х гг.

История[]

Среди крупных индустриальных городов СССР Сталино — один из наиболее молодых. Город возник в 1869 году при постройке англичанином Джоном Юзом металлургического завода, по имени которого и получил название Юзовка. Важнейшим стимулом и ближайшим поводом к возникновению металлургического завода в Сталино (и всей южной металлургии) было усиленное железнодорожное строительство в последние десятилетия 19 в. Этим объясняется преобладание рельсов в продукции завода, особенно в первый период его существования.

Старая Юзовка разделялась на относительно благоустроенную «английскую колонию», где жили хозяева завода и инженерно-технический персонал, и прилегающие к территории завода и шахтам стихийно возникавшие рабочие посёлки под названием «Собачевка», «Шанхай» и другие, состоявшие преимущественно из временных землянок и бараков, в которых в условиях большой скученности и крайней антисанитарии ютились рабочие. На территории Юзовки были расположены небольшие металлургические и металлические заводы Юза, Боссе, Путилова, рудоремонтный завод, Прохоровские коксовые печи, 10 угольных шахт и несколько десятков мелких мастерских. В рабочей Юзовке отсутствовало какое-либо благоустройство; не было мощёных улиц, водопровода, канализации.

К концу 70-х годов на заводах и шахтах Юзовки было занято около 4 тысяч рабочих. Условия труда были исключительно тяжёлыми. В апреле 1874 года произошла первая забастовка и демонстрация рабочих Юзовки. В 1875 году в Юзовке состоялась новая забастовка. 5 мая 1887 года шахтёры, объявив забастовку, потребовали повышения зарплаты. При столкновении с охраной завода 3 рабочих было убито и 15 ранено. В январе 1898 года рабочие в результате двухнедельной забастовки добились сокращения рабочего дня до 10-х часов. К началу 20 века в Юзовке было свыше 32 тыс. жителей. 17 января 1905 года рабочие Юзовки начали забастовку, но она была подавлена войсками. С 22 февраля до 8 марта 1905 года в Юзовке происходила всеобщая забастовка. В декабре 1905 года по инициативе большевиков был создан Совет рабочих депутатов. 27 декабря 1905 года в Юзовку вступили карательные отряды; рабочие подверглись жестоким репрессиям. В годы подъёма рабочего движения (1910—14) в Юзовке возникла сильная большевистская организация, которая в 1915 году провела ряд забастовок шахтёров. 5(18) марта 1917 года в Юзовке был вновь организован Совет рабочих депутатов. Во время борьбы против немецкой оккупации Украины многие рабочие Юзовки сражались в отрядах, организованных К. Е. Ворошиловым. Подпольно действовавший в Юзовке Ревком организовал 7 ноября 1918 года всеобщую однодневную забастовку, направленную против оккупантов. В апреле 1919 года в Юзовке была установлена Советская власть, но вскоре город захватили деникинцы. В декабре 1919 года Красная Армия освободила весь Донбасс и Юзовку от белогвардейцев.

За годы Советской власти Сталино превратился в крупнейший центр металлургической и угольной промышленности и благоустроенный город Донбасса.

К концу 1926 года на территории Сталинского городского совета (в т.ч. с подчинёнными населёнными пунктами) имелось 19 шахт, объединённых в пять рудников (позже стали именоваться трестами), работали:

  • Сталинский металлургический завод
  • Сталинский машиностроительный завод (бывший завод Боссе)
  • Сталинский азотный завод
  • Кирпично-черепичный завод
  • Ларинские известковые карьеры
  • Ларинские карьеры глины, песка, строительного камня
  • Мельница имени Карла Маркса (бывшая Филиппова)
  • Швейная мастерская

Во время немецко-фашистской оккупации (21 октября 1941 — 8 сентября 1943) шахты, заводы и фабрики Сталино были разрушены. После освобождения Сталино от фашистских захватчиков за короткий срок были восстановлены на новой технической основе и введены в строй все промышленные предприятия. Восстановлены жилой фонд и коммунальное хозяйство города.

На что стоит посмотреть в ДНР

Вот небольшой список достопримечательностей, на который следует обратить внимание, при составлении плана экскурсий по ДНР:

  • Стадион «Донбасс Арена»
  • Донецкий ботанический сад
  • Донецкий краеведческий музей
  • Донецкий минизоопарк «Мир драконов»
  • Мемориальный комплекс «Освободители Донбасса» Донецк
  • Музей миниатюрной книги
  • Памятник «Автомобилю-воину, автомобилю-труженику» в Донецке
  • Памятник Сергею Бубке (Донецк)
  • Парк «Городок», Донецк
  • Парк кованых скульптур в Донецке
  • Парк Славянской культуры и письменности в Донецке
  • Парковая зона «Донбасс Арены» в Донецке
  • Площадь Ленина (Донецк)
  • Региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж» в Амвросиеевке
  • Свято-Георгиевский Собор (Макеевка)
  • Скульптура «Архистратиг Михаил» (Донецк)
  • Смотровая площадка военной техники
  • Спасо-Преображенский собор (Донецк)
  • Царь-пушка (Донецк)

[править] Население

Реальная численность населения города значительно отличается от населения в пределах агломерации. Существует несогласованность административных границ между Донецком и Макеевкой. Так, большие микрорайоны Донской и Восточный оказались за чертой города, и юридически не относятся к территории города. Реальное население города (без агломерации) составляет около 1,2 млн жителей.

  •  — 174 тыс. чел.
  •  — 474 тыс. чел.
  •  — 708 тыс. чел.
  •  — 891 тыс. чел.
  •  — 1160,7 тыс. чел.
  •  — 1033,4 тыс. чел.

Национальный состав ():

N Национальность Количество Уд. вес (%)
1 Русские 493 392 48,15
2 Украинцы 478 041 46,65
3 Белорусы 11 769 1,15
4 Греки 10 180 0,99
5 Евреи 5087 0,50
6 Татары 4987 0,50
7 Армяне 4050 0,40
8 Азербайджанцы 2098 0,20
9 Грузины 2073 0,20
Другие 13 001 1,27
Всего 1 024 678 100,00

Гомель, Беларусь

Гомель, Беларусьhttp://www.gorod.gomel.by

В апреле 2003 года во время Дней белорусской культуры в Донецке был подписан договор о сотрудничестве с городом Гомель.

Гомель — областной центр Республики Беларусь. Крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги); аэропорт Гомель. Стоит на реке Сож.

Герб города Гомель, Беларусьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Гомель

Гомель сегодня — это второй по величине город в республике, общественно-политический центр межрегиональных связей Белоруссии, России, Украины, с развитой промышленностью, наукой и культурой, важный транспортный узел.

В городе работают свыше ста предприятий машиностроения, легкой, пищевой, химической и других отраслей промышленности. Хорошо развиты деревообрабатывающее и мебельное производство, стройиндустрия.

Гомель — один из крупнейших культурных центров Беларуси. Ежегодно здесь проходит около 20 различных фестивалей, 1500 концертов, 180 художественных выставок.

Катовице (Katowice), Польша

Катовице (Katowice), Польшаhttp://www.katowice.zobacz.slask.p

Катовице (польск. Katowice) — город на юге Польши в Верхней Силезии, столица Силезского воеводства. Основан в XIX веке, получил статус города в 1865 году. По данным на 2004 год, население Катовице составляет 321 163 человек, а всего в агломерации живёт 3 487 000.

Катовице — столица силезского воеводства. Город расположен в южной части катовицкой возвышенности, на берегах рек Рава и Клодница в Горносилезском промышленном округе. Насчитывает ок. 370 тыс. жителей. Местность известна с 1598 г., как деревня Контовиче, однако настоящая история Катовиц как города начинается с XIX в. Вместе с быстрым развитием угольной и металлургической промышленности в этом регионе развивались и Катовице, которые в 1865 г. получили статус города.

Герб городаКатовице (Katowice), Польшаhttp://ru.wikipedia.org

После первой мировой войны и 3 междоусобных силезских восстаний, Катовице были присоединены к Польше, а с 1922 стали уже важным административным центром автономного силезского воеводства. Во время второй войны город не был почти разрушен из-за своего стратегического значения, и в начале 50-х годов был столицей наиболее развитого промышленного региона. Город быстро рос, поглощая в себя близлежащие окрестные. Современный вид город обрел в 1960-1973 годах, когда была перестроена Рыночная площадь, возникли многие городские объекты (м.пр. рекреационно-спортивный центр «Сподэк», здания университета и ж/д вокзала).

Деловые и дружеские связи продолжаются и с другими государствами. Обмен творческими коллективами связывает нас с городами Труа (Франция), с г. Бургас (Болгария).

В перспективе установление партнерских отношений с г. Ашдод (Израиль), г. Овьедо (Испания), г. Карадэниз Эрегли (Турция), г. Брашов (Румыния), г. Вичан (Великобритания).

Добавлено 26.01.2007.

Самуил Поляков: «родитель» трети Донбасса

Своим быстрым развитием во второй половине XIX века Донбасс обязан не только создателям промышленных предприятий, но и «железнодорожному королю» Самуилу Полякову (1837–1888). Ведь проложенная им в 1869 году железная дорога Курск — Харьков — Азов сыграла исключительную роль в жизни региона: не менее трети городов, посёлков и железнодорожных станций Донбасса возникло благодаря этой магистрали. Поляков не просто построил «железку» — вначале он организовал целую медиакампанию, чтобы убедить правительство в необходимости её сооружения. В частности, ежемесячно платил редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» за публикацию ярких статей в пользу прокладки железной дороги Курск — Харьков — Азов. Настойчивость энергичного предпринимателя привела к тому, что власти не только решились строить магистраль, но и отдали концессию Самуилу Полякову, а также предоставили ему государственный кредит в размере 9 млн. рублей. «Железнодорожный король» не подвёл и на сей раз: грандиозный проект — 763 версты (813 км) пути! — реализовал всего за год и десять месяцев.

Альбом фотографий Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 1885-1888 гг.Общая станция железных дорог близ Курска
Мост через реку МлодатьСтанция Харьков

Впрочем, Полякова заботила не только укладка рельсов на полотно. Немалую часть своего времени он посвящал благотворительности. Так, в Горловке, где предприниматель основал шахту «Кочегарка», снабжавшую углём паровозы на его железных дорогах, он открыл и содержал горное техническое училище. Поляков также поддерживал структуры Красного Креста, сиротские приюты, госпитали. Давал деньги и на дерзкие проекты — например, на строительство субмарины (так что популярный анекдот насчёт «подводной лодки в степях Украины» имеет под собой некоторую почву!). В целом на благотворительность он потратил 3 млн. рублей. Железнодорожный магнат стал яркой фигурой в общественной жизни и даже попал на страницы романа Льва Толстого «Анна Каренина» в образе миллионера Болгаринова (по другой версии, прототипом был Яков Поляков, старший брат Самуила). В апреле 1888 года предприниматель провожал в последний путь своего свата Антона Варшавского, крупного бизнесмена, который разорился и покончил с собой.

Станция Борки. Вблизи неё 29.10.1888 г. потерпел крушение Императорский поезд, направлявшийся из Крыма в ПетербургСтанция Лозовая

Поляков так переживал случившееся, что во время траурной церемонии умер от инсульта. Акции принадлежавшей ему железной дороги Курск — Харьков — Азов Самуил Соломонович завещал жене, братьям и зятьям-банкирам. На базе этой «чугунки» в январе 1907 года была создана Южная железная дорога — ныне крупнейшая магистраль в системе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины.

В 1875 году, найдя компаньона — крупного предпринимателя Ивана Иловайского, — Алчевский объединил новые владения своего банка в Алексеевское горнопромышленное общество. Спустя четверть века оно стало третьим в империи по добыче, выдавая нагора почти 45 тыс. пудов «чёрного золота». Алчевский взялся за ещё один совершенно новый для себя проект — строительство металлургического завода. Место возле станции Юрьевка он выбрал с учётом того, что по железной дороге сюда удобно было доставлять марганец из Никополя и железную руду из Кривого Рога. Кокс имелся собственный — его производило Алексеевское горнопромышленное общество, причём печи располагались неподалёку от Юрьевки. В Донбассе к тому времени уже работали три металлургических предприятия — в Юзовке, Енакиево и Дружковке. Однако Алчевский рассудил так: эти заводы «сидят на рельсах» — выполняют только правительственные заказы на поставку проката для строительства железных дорог, а потребности малого и среднего бизнеса никто не удовлетворяет, «сортовой прокат» (уголок, швеллер, балки и прочее) приобрести негде. Вот эту нишу и решил занять предприниматель.

Вид вблизи станции СлавянскСтанция Донецкая

Фёдор Енакиев: человек, построивший Енакиево

Основатель города Фёдор Енакиев (1852–1915) не сразу связал свою жизнь с Донбассом. Вначале он окончил Институт инженеров путей сообщения, работал в железнодорожном ведомстве. Судьбу Фёдора Егоровича круто повернула женитьба — родной брат супруги оказался влиятельным в финансовых кругах человеком и председателем Петербургского биржевого комитета. Он убедил свояка оставить государственную службу и заняться бизнесом. Обзаведясь деловыми связями и капиталом, Енакиев решил строить металлургический завод на Донбассе, ведь именно металл являлся причиной промышленного бума, который в те годы переживала страна. Нашёл компаньонов и вместе с ними учредил Русско-бельгийское металлургическое общество. В 1895 году предприниматель оставил Петербург и переехал на Донбасс.

Местом для строительства завода выбрал Софиевку. Лучшего и придумать было нельзя: рядом — залежи коксующихся углей и руды, вода (селение расположено на берегу речки Садки), неподалёку железная дорога — так что проблем с вывозом готовой продукции не будет. Словом, Русско-бельгийское общество приобрело земли у князя Сергея Долгорукого и начало постройку Петровского завода. Спустя два года государственная комиссия приняла предприятие, отметив в акте: «Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18 000 пудов чугуна, с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конверторов проектной мощностью 36 000 пудов стали, двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов».

Енакиево в начале ХХ в. Фото, переданное А. Алфёровым музею космонавта Г. БереговогоСтанция Енакиево в начале ХХ в.

В ноябре 1897‑го задули первую доменную печь — новый завод дал первые пуды металла. Уже в следующем году Бахмутское уездное земское собрание предложило назвать местность, где расположился Петровский завод с прилегающими рудниками и рабочими посёлками, именем их создателя и покровителя. И вскоре на карте империи появился посёлок Енакиево. Такое же название получила местная железнодорожная станция. В 1900 году на заводе задули третью домну, заработала 20‑тонная мартеновская печь и несколько каменноугольных рудников — «Нарьевский», «Веровский», «Бунге». В течение следующих пяти лет были запущены ещё две печи, и Енакиевский завод стал одним из крупнейших в регионе производителей рельсов для железных дорог. Разрастался и посёлок.

Если вскоре после запуска завода население Енакиево составляло 2,7 тыс. человек, то в 1916 году там уже было 16 тыс. жителей. В центре посёлка стояли две каменные церкви, кирха, костёл, синагога, четыре двухэтажных дома и два десятка коттеджей для бельгийских специалистов, а также две гостиницы, почта и столовая. Рабочие лечились в заводской больнице на 185 коек. Досуг проводили в кинотеатре «Иллюзия», художественной самодеятельностью занимались в Народном доме и клубе работников металлургического завода. Книголюбы посещали библиотеку потребительского товарищества. Дети рабочих Русскобельгийского общества учились в четырёх школах: двух четырёхклассных — поселковой и заводской, трёхклассной церковно-приходской и двухклассной Товарищества помощи бедным евреям. Развитие металлургического бизнеса на Донбассе шло семимильными шагами, но ограниченная пропускная способность железнодорожной ветки тормозила дальнейший рост производства. Енакиев вместе с двумя компаньонами учредил Общество по постройке Северо-Донецкой железной дороги, которая должна была «обслуживать каменноугольные залежи северного района Донецкого бассейна», доставляя потребителям 100 млн. пудов каменного угля ежегодно. Проект железной дороги Фёдор Егорович разработал лично.

Панорама Енакиево. Фото В. Гикавого

И хотя некоторые члены Государственной думы резко возразили против его плана, профессиональные знания инженера-путейца помогли Енакиеву разбить доводы оппонентов. В результате от Штеровки до Мариуполя проложили железнодорожное полотно, что открыло углю Луганщины дорогу на новые рынки сбыта. В январе 1915 года миллионер отправился на отдых в подмосковный санаторий и там неожиданно скончался в возрасте 63 лет. Родственники исполнили волю покойного — похоронили его в Енакиево… Бронзовый бюст основателю города и металлургического завода открыли в центре Енакиево в 2010 году.

Тайюань (Taiyuan), Китай

Тайюань (Taiyuan), Китай. Храм www.warriortours.com

Тайюань (Taiyuan) является административным центром провинции Шаньси (Shanxi). Тайюань Расположен в её центральной части в долине реки Фэньхэ на высоте 800 м над уровнем моря. На востоке находится горный массив Тайханшань, на западе — горы Люйляншань, на севере — горные системы Юньчжун и Чжоуэршань, к югу раскинулась Цзиньчжунская равнина. История города насчитывает 2500 тыс. лет, поэтому вокруг него находится огромное количество культурных памятников и древних построек.

Его строительство началось в 497 г. до н.э. по приказу правителя древнего государства Цзинь, в связи с чем и город первоначально получил название Цзиньян. В период правления императоров династии Тан он достиг своего расцвета, став «третьей столицей Поднебесной» и самым крупным городом, расположенным к северу от Хуанхэ. В период династии Цин Тайюань превратился в один из значительных центров коммерции и ремесленного производства.

Ссылки: Тайюань в Wikipedia Тайюань — климат, описание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector