Промышленная революция в англии

Географическое положение и природные ресурсы

Природные особенности Великобритании всегда способствовали развитию экономики страны и обусловливали ее специфику.

Во-первых, Соединенное Королевство раскинулось на островах Британского архипелага, полностью занимает один из двух больших островов — Великобританию, и северную часть другого — Ирландии. В состав государства также входят более 5 тысяч небольших островов: Гибридские, Шетландские, Оркнейские и другие.

Несколько островов — Мэн в Ирландском море и Нормандские острова — являются британскими коронными территориями. От континента Британия отделена проливом Ла-Манш (в самом узком месте его ширина составляет 30 км). Омывается Северным, Кельтским и Ирландским морями, а также Атлантическим океаном.

Изолированность от остального мира морскими просторами, изрезанная береговая линия с множеством заливов и бухт, удобных для мореплавания и обустройства гаваней и портов, обилие полноводных рек (Темза, Мерси, Трент) способствовали активному развитию судостроения в Англии, что позволило ей быть владычицей морей на протяжении нескольких столетий.

Во-вторых, огромное разнообразие ландшафтов. Крутые и обрывистые берега на западных и северных склонах Великобритании постепенно превращаются в пологие низменности на востоке и юге. Наиболее гористая часть — северная Шотландия. Здесь же находится и самая высокая точка страны — Бен-Невис (1343 м).

В-третьих, влажный климат с умеренными температурами, мягкой зимой и прохладным летом. Его специфика обусловлена близостью теплого атлантического течения Гольфстрима. Обилие осадков, наличие плодородных земель и подходящий климат создают хорошие предпосылки для успешного развития сельского хозяйства.

В-четвертых, обеспеченность страны топливно-энергетическими ресурсами: прежде всего каменным углем, нефтью и природным газом.

Химическая промышленность

Новейшие производства химической промышленности также относятся к числу быстро развивающихся отраслей. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты — серная кислота, оксиды металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Британская химия базируется на нефтегазовом сырье и специализируется на достаточно ограниченном числе химических продуктов, отличающихся высокой наукоемкостью: это фармацевтические препараты, агрохимикаты, конструкционные пластмассы, используемые в авиаракетостроении, микроэлектронике.
Главные районы химической промышленности сформировались на базе НПЗ вблизи рынков сбыта: Юго-восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Современное состояние угольной промышленностиПравить

В 2003 году в Великобритании действовало 64 открытых угольных разреза, а также 10 угольных шахт, которые принадлежат публичной компании «UK Coal Plc.». Наиболее крупными шахтами являются: «Selby Complex», «Betws», «Tower» и «Coalpower Ltd.». Угольные шахты, в основном, расположены в центральной и северной частях Англии, в южной части Уэльса, несколько шахт — на севере Шотландии.
В угольной промышленности занято более 11 тыс. рабочих (Англия — 8 тыс., Шотландия — 2 тыс., Уэльс — 1 тыс.), из которых 3 тыс. работают в шахтах, а остальные добывают уголь открытым способом.
Объем добычи угля в 2003 году составил 28,3 млн.т (по сравнению с 2002 г. — снижение на 5,7 %), его потребление — 62,4 млн.т (рост на 6,5 %).
Объем импорта угля в 2003 году по сравнению с 2002  вырос на 11,1 % и составил 31,9 млн.т. Объем экспорта угля весьма незначителен (0,8 млн.т).

Зимой 2015 года в Великобритании прекратила работу последняя в стране глубочайшая угольная шахта — рудник Келлингли, расположенный в графстве Уэст-Йоркшир.

Региональные вариации

Карта Англии, разделенная на среднюю ВДС на душу населения в 2007 году, показывающую распределение богатства

Сила английской экономики варьируется в зависимости от региона. В следующей таблице показана общая ВДС ( валовая добавленная стоимость ) каждого из девяти регионов Англии в дополнение к ВДС на душу населения. Это данные за 2016 год.

Классифицировать Место ВДС на душу населения (£) ВДС (£) % английской ВДС
Англия 27 100 фунтов стерлингов 1,498 млрд фунтов стерлингов
1. Лондон 46 500 фунтов стерлингов 408 миллиардов фунтов стерлингов 27,24%
2. Юго-Восток 28 700 фунтов стерлингов 259 миллиардов фунтов стерлингов 17,29%
3. северо-Запад 23 100 фунтов стерлингов 167 миллиардов фунтов стерлингов 11,15%
4. Восток Англии 24 000 фунтов стерлингов 147 миллиардов фунтов стерлингов 9,81%
5. Юго-Запад 23 100 фунтов стерлингов 127 миллиардов фунтов стерлингов 8,48%
6. западное Средиземье 21 800 фунтов стерлингов 127 миллиардов фунтов стерлингов 8,48%
7. Йоркшир и Хамбер 20 700 фунтов стерлингов 112 миллиардов фунтов стерлингов 7,48%
8. Ист-Мидлендс 21 200 фунтов стерлингов 100 миллиардов фунтов стерлингов 6,68%
9. к северо-востоку 19 200 фунтов стерлингов 51 миллиард фунтов стерлингов 3,4%

Британский торгово — промышленных палат ежеквартального экономического обзора содержит информацию о том , что экономика каждого региона осуществляется с 1989 года.

Переплавка сознания

Революции нужна подготовка; на протяжении полутора веков Европа, и Англия в особенности, рвала с феодализмом. Старая аристократия уходила — уже не было показателем престижа число крепостных, мерилом успеха становились деньги. Простой люд с землей терял и корни. Крестьянин, глава большой семьи, вряд ли захотел бы менять род занятий, но лишенные всего люди становились склонны к риску, восприимчивы к новому и более терпимы.

Под давлением новой сельской промышленности ломалась старая цеховая организация, хотя гильдии еще долго оставались оплотом реакции. Так, лентоткацкий станок был изобретен в Данциге в 1579 году, но изобретателя, по легенде, утопили; заново этот станок изобрели спустя четверть века в Голландии. Через полтора века Джон Кей, придумавший «летучий челнок» для ткацкого станка — один из символов промышленной революции, — был вынужден бежать во Францию от гнева коллег-ткачей. Таких примеров много.

Женщины, работающие на станках Американской шерстяной компании, Бостон, 1912 год

Новые промышленники игнорировали гильдейские правила, например об ученичестве будущих мастеров. Городские ремесленники охраняли, как сейчас бы сказали, права малого и среднего бизнеса. А сминал их парадоксальный, вынужденный альянс нарождающейся олигархии и пролетариата.

Перековка сознания средневекового жителя шла полным ходом — церковная Реформация, Ренессанс, освоение Нового Света. Их общим знаменателем было освобождение менталитета людей. Человек учился в принципе быстро и охотно приспосабливаться ко всему новому, включая еду, менять условия жизни, быть мобильным, обмениваться информацией.

Символической вершиной стала Английская революция, когда в 1649 году был казнен Карл I, — впервые народ лишил жизни своего монарха, и этот пример важен, чтобы увидеть, до какой степени дошла у англичан готовность отрекаться от традиций. Ученые спорят о том, почему промышленная революция состоялась именно на острове — не исключено, что именно политические инновации стали «философским камнем».

В Китае, к примеру, абсолютизм со своей тягой к стабильности лишил общество динамики прогресса. В исламском мире к достижениям «неверных» относились вовсе нетерпимо. «Вследствие того, что в Европе технические изменения осуществлялись усилиями частных лиц в децентрализованном, политически конкурентном окружении, они могли происходить на протяжении долгого времени, делать большие скачки и не терять своего импульса», — указывает историк Джоэль Мокир.

Европа перенимала изобретения у Востока — но не наоборот, и в широком смысле промышленная революция обеспечила еще и европоцентричность мира. Цинизм оказался обратной стороной тяги к личной свободе — активно разрослась работорговля. Империи начали спор за колонии, бурно росла торговля, а значит, развивались кораблестроение, страхование; строились каналы и платные дороги. Начало XIX века — старт железнодорожной эпохи, и пионером снова становится Англия.

Вход в тоннель в Уотфорде. Раскрашенная гравюра. Томас Талбот Бери, 1837 год

Электротехника и электроника

Электротехника относится к растущим и развивающимся производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал индастриз». По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей.

Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники — японский.
Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи.

Машиностроение

В машиностроении, самой крупной отрасли британской промышленности, работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40 % условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для неё был характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в настоящее время все больший удельный вес приобретает технически сложная, наукоёмкая продукция.

Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Одним из мировых лидеров по производству строительной техники является компания JCB, насчитывающая более 10 тыс. работников и 11 заводов в Великобритании. Каждый второй экскаватор-погрузчик в мире, каждый третий телескопический погрузчик произведен на заводах JCB. Всего в Великобритании производится более 300 видов строительных и сельскохозяйственных машин JCB. Великобритания занимает лидирующие позиции в мире как экспортер грузовых автомашин. Например, широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Общее машиностроение

Общее машиностроение ныне уступает по темпам роста другим секторам отрасли. В последние годы вновь усилились позиции станкостроения (страна занимает шестое место в мире по объёму производства, но четвёртое — по экспорту). Отраслью международной специализации является тракторостроение (первое место в мире по выпуску колесных тракторов).

Более 2/3 стоимости продукции в приборостроении приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Развито также производство часов, фотоаппаратов.

Автомобильная промышленность

Несколько крупнейших автомобильных фирм выпускают почти все серийные легковые и грузовые автомашины. Такие как «Бритиш Лейланд», заводы международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл» и «Форд». Сохраняют позиции мировых лидеров в выпуске машин высшего класса компании «Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли», контролируемая «Фольксвагеном». В 2002 г. произведено 1,8 млн. автомобилей, в том числе 1,5 млн. — легковых. Импорт пока превышает экспорт, но последний также очень значителен (около 1 млн шт.). Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Авиационная промышленность

Самолётостроение одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Великобритании. Доминирует в этой отрасли государственная крупнейшая фирма — «Бритиш Эйрвейз». Она специализируется на выпуске широкого спектра различных самолетов, вертолетов, космических аппаратов, ракет. Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Широко развита кооперация с западноевропейскими и американскими компаниями в производстве гражданской и военной техники.

Добыча полезных ископаемых

Несмотря на некоторый спад 2019-го года, горнодобывающая отрасль сохраняет свои позиции. Располагая свыше 2000 действующих шахт и карьеров, Великобритания обеспечила в 2019 году добычу:

  • 99 тыс. т угля. Несколькими годами ранее эта цифра составляла десятки млн. т, извлечённых закрытым способом (открытый способ добычи применяется в основном на территории Шотландии) из 26 карьеров и 3 шахт.
  • 832 тыс. т береговой нефти. Основная часть этого вида топлива извлекается морскими буровыми платформами с 50-и месторождений британского сектора Северного моря, наиболее крупными из которых являются Брент и Фортис. Однако большая часть такой (лёгкой) нефти уходит на экспорт, в то время как НПЗ страны работают на привозном более тяжёлом сырье.
  • 366 тыс. т природного континентального газа в нефтяном эквиваленте. Опять же значительная часть этого углеводорода извлекается из морских глубин с 37 месторождений, крупнейшие из них – Брэнт, Леман-Бенк, Моркэм совместно с 4-мя другими обеспечивают половину добычи.
  • 50 кг золота и 130 кг серебра.

Задний план

Член Женского лесного корпуса во время Второй мировой войны.

На протяжении большей части британской истории люди чаще всего создавали сельскохозяйственные угодья за счет леса. Кроме того, вариации климата голоцена привели к значительным изменениям ареалов многих видов. Это затрудняет оценку вероятной степени естественного лесного покрова . Например, в Шотландии были определены четыре основных района: леса с преобладанием дуба к югу от линии Хайленд , сосна обыкновенная в Центральном нагорье , сообщества орешника / дуба или сосны / березы / дуба на северо-востоке и юго-западе Хайлендса и береза ​​на Внешних Гебридских островах , Северных островах и на крайнем севере материка. Кроме того, последствия пожаров, вырубки людей и выпаса скота, вероятно, ограничили лесной покров примерно до 50% площади суши Шотландии даже в максимальном масштабе. Запас леса угрожающе сократилась во время Первой мировой войны и «Лесозаготовительная Подкомитет был добавлен к восстановлению комитета для выработки рекомендаций по политике , когда закончилась война. Подкомитет, более известный как Акленд комитета после того, как его председатель сэр AHD Акленд , пришел к вывод о том, что для обеспечения двойной цели — быть независимым от иностранных поставок в течение трех лет и разумной страховкой от голода древесины, леса Великобритании должны постепенно увеличиваться с трех миллионов акров до четырех и трех четвертей. миллионы в конце войны ». После отчета Акланда от 1918 года для удовлетворения этой потребности в 1919 году была сформирована Комиссия по лесному хозяйству. Государственные лесопарки были созданы в 1935 году.

Фрагмент сертификата, выданного Комитетом доморощенной древесины , сентябрь 1916 г.

Во время Первой и Второй мировых войн был введен контроль за вырубкой в ​​чрезвычайных ситуациях, и они стали постоянными в Законе о лесном хозяйстве 1951 года. Землевладельцам также были предоставлены финансовые стимулы для выделения земель под леса в рамках Программы выделения земель, которая в 1981 году стала Программой субсидирования лесного хозяйства. К началу 1970-х годов ежегодная норма посадки превышала 40 000 гектаров (99 000 акров) в год. Большую часть этого насаждения составляли быстрорастущие хвойные деревья. Позже в этом столетии баланс изменился, и в 1990-е годы засеяно было менее 20 000 гектаров (49 000 акров) в год, но на самом деле посев широколиственных культур увеличился, превысив 1 000 га (2 500 акров) в год в 1987 году. К середине 1990-х гг. более половины новых насаждений были широколиственными.

Исторический лесной покров Англии. В «Книге судного дня» 1086 года указано, что покрытие составляет 15%, «но значительная потеря лесов началась более четырех тысяч лет назад в доисторические времена». К началу ХХ века этот показатель упал до 5%. Правительство считает, что к 2060 году можно будет снова достичь 12%.

В 1988 году схема грантов для лесных угодий заменила схему грантов для лесного хозяйства, при этом за широколиственные леса платили почти вдвое больше, чем за хвойные. (В Англии Схема грантов Woodland была впоследствии заменена Программой грантов English Woodland, которая предусматривает шесть отдельных видов грантов для проектов в области лесного хозяйства.) В том же году была также введена схема Farm Woodlands, которая была заменена Схемой премий Farm Woodland в Германии. 1992. В 1990-х годах программа облесения привела к созданию общинных лесов и национального леса , которые отметили посадку семимиллионного дерева в 2006 году. В результате этих инициатив Британские острова стали одними из очень немногих. места в мире, где запасы лесных земель фактически увеличиваются, хотя темпы роста замедлились с начала нового тысячелетия.

Программа развития сельских районов Англии — это текущая всеобъемлющая схема грантов, которая включает в себя деньги на засаженные деревьями земли.

Структура ВВП Великобритании

Сельское хозяйство дает меньше 1% ВВП. Оно является интенсивным и высокомеханизированным. В этом секторе работает 1,5% Соединенного Королевства. Около двух третьих сельского хозяйства приходится на животноводство. Оно субсидируется по программе Европейского Союза. Большое значение играет также рыболовство. В промышленности занято 18,8% трудовой силы. На сегодняшний день эта отрасль постепенно утрачивает свое значение.

Промышленность Великобритании дает 21% ВВП. Самым важным сектором является сфера услуг. В ней занято большая часть населения трудоспособного возраста. Она дает 78,4% ВВП

Самой важной отраслью являются финансовые услуги. Поэтому Великобритания и понесла такие большие убытки во время недавнего мирового экономического кризиса

Лондон является важным финансовым центром. На втором месте — аэрокосмическая отрасль. На третьем — фармацевтическая промышленность Великобритании.

Лёгкая промышленность[править | править код]

Лёгкая промышленность Великобритании

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность является традиционной для британской экономики отраслью. Из отраслей легкой промышленности ей принадлежит особая роль в промышленном развитии страны, в распространении машинного способа производства по всему миру. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи — самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шёлка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Англичане vs индийцы

Привлекать рабочих на свои предприятия, предоставлять им льготы или нечто иное английским промышленникам в это время вовсе не требовалось: желающих работать было так много, что люди соглашались трудиться по 16−18 ч. в день за самую крохотную плату.

Рост конкуренции со стороны колоний стал для жителей Туманного Альбиона настоящей проблемой. Каким бы дешёвым ни был труд англичан, работа индийцев стоила на порядок ниже. Так рынок Англии оказался буквально завален недорогим и весьма неплохим ситцем из Индии.

Открытие железной дороги Ливерпуль — Манчестер, 1830 г. (lifeder.com)

Многие английские ткачи разорились. В итоге дело дошло до того, что самые отчаянные рабочие текстильной промышленности обратились к силовым формам протеста. Врывались в лавки, где продавали индийский ситец, уничтожали товар, совершали поджоги, а иногда даже публично, на глазах у всей улицы, раздевали дам, облачённых в платья из индийского ситца. Правда, меры эти имели слабый эффект.

Большими скачками

Население в Британии неуклонно росло с XVI века, увеличивая, с одной стороны, безработицу и бедность, но с другой — потребление. Сельскому хозяйству пришлось сделать большой скачок; мелкие собственники балансировали, становясь либо крупными фермерами, либо наемными рабочими. Власти выпускали закон за законом, обязывавшие трудоспособных бедняков работать. Стремительно возникает индустрия добычи угля — горняки, в основном как раз лишенные земли крестьяне-переселенцы, находились в самом низу социальной лестницы.

Развитие торговли вело к росту городов, который стал лавинообразным. Бедняки концентрировались в работных домах, формируя то, что Карл Маркс назовет «промышленной резервной армией». Скоро она хлынет на фабрики.

Алексис де Токвиль в 1835 году описывает, к примеру, Манчестер как настоящий ад: население города выросло в десять раз с 1760 по 1830 год, достигнув 180 тыс. человек. По большей части все это был рабочий пролетариат, иммигранты, жившие скученно и скудно. Им, так же как женщинам и детям, можно было почти не платить.

Вид на Манчестер. Томас Кресвик, XIX век

Остановиться было уже невозможно. Появлялись все новые вызовы; так, колонизация Индии спровоцировала поток дешевых тканей, местная промышленность должна была ответить своим удешевлением, достигаемым за счет технических новаций. Изобретательство плюс развитие идей собственности порождает развитие патентной системы (она берет свое начало еще в XV веке в Венеции) — новаторы уже могли зарабатывать.

Нормой стали ранние браки, что индуктировало новый всплеск демографии. Люди требовали благосостояния, новых товаров — промышленность же могла сделать их дешевыми лишь за счет экономии на труде.

К периоду, который условно называют «вторая промышленная революция» (вторая половина XIX — начало XX века), углубились и новаторские, и социальные тенденции. Был прорыт Суэцкий канал, по дну Атлантики пролег телеграфный кабель — но копился и негатив. Механический ткацкий станок с приводом от паровой машины (power loom) стал «настоящим социальным бедствием», как оценивает его историк Фернан Бродель: «На улицу были выброшены тысячи безработных, заработная плата упала настолько, что сделавшаяся ничтожной стоимость рабочей силы продлила за пределы разумного ручной труд несчастных ремесленников».

Неудивителен всплеск движения луддитов, пытавшихся разрушать машины. Однако прогресс делал свою работу: зарплата рабочих все равно неуклонно росла, из массы обездоленных выделялись фракции синих воротничков, части «среднего класса», который выигрывал от индустриализации. Второй этап промышленной революции выделяет не только изобретение электричества и бензина, но и то, что население, цены, ВНП и зарплата начинают расти в промышленных странах примерно в одном темпе.

Положение европейских рабочих улучшалось в том числе за счет появления новых центров дешевой рабочей силы в Азии. И тем не менее если неравенство между обществами росло, то внутри общества оно сглаживалось. Впрочем, слишком медленно, и вот в середине XIX века возникают тред-юнионы и вскоре — лейбористские и социал-демократические партии

Второе важное движение — стремление государств не отставать в развитии от соседей приобретает характер соревнования и приводит к развитию национализма. Оба этих процесса сойдутся в итоге в точке Первой мировой войны и революций

Металлургическая промышленность[править | править код]

Чёрная металлургияправить | править код

Большое развитие получила чёрная металлургия. К началу 1970-х годов объём производства стали составил около 30 млн т, в дальнейшем с введением квот на черные металлы в ЕС он сократился более чем в 2 раза — до 13,5 млн т в 2001 г. (Великобритания не входит в десятку крупнейших производителей стали.) Во второй половине 80-х годов в отрасли была проведена техническая модернизация, и в настоящее время 75 % стали выплавляется кислородно-конвертерным способом.

На сегодняшний день Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Активы корпорации «Бритиш стил» (сейчас ими владеет индийская группа Tata Steel) производят почти всю сталь для страны. Необходимо отметить, что металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сохранилось 4 металлургических района, из которых лишь один находится в центре страны (Шеффилд-Ротерем с его специализацией на качественной стали и электростали), остальные — на побережье в портах (в Южном Уэльсе — Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай-де — Сканторп, в Тиссайде — Редкар).

В сталеплавильной индустрии Великобритании все больше используется в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Цветная металлургияправить | править код

В свою очередь, британская цветная металлургия — одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. При практически полном отсутствии ресурсной базы отрасль развивалась благодаря высокой потребности в цветных металлах и представлена главным образом производством вторичного металла. Из первичных металлов выпускаются только алюминий и никель. Потребности страны по олову, свинцу, алюминию удовлетворяются за счет собственного производства почти полностью; по меди и цинку на 1/2.

Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов — США и Германия.

Западный Мидленд — главный район цветной металлургии здесь расположено много мелких предприятий специализирующихся на производстве, прокате, литье и обработке цветных металлов. Другие центры — южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Машиностроение

Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
Автомобилестроение

Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.

Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.

Известные марки автомобилей:

AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.

Alexander Dennis – производит автобусы.

Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.

Ariel Motors Ltd – занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.

Aveling-Barford – выпускает самосвалы, дорожные катки.

Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.

Bailey – производит прицепы с 1948 г.

Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.

Bristol Cars – производит штучный товар класса «люкс» ручной сборки с 1946 г.

Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.

Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.

Jaguar Cars — бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.

Land Rover – компания производит автомобили повышенной проходимости «премиум» класса с 1948. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.

Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.

Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.

Металлургическая промышленность

Чёрная металлургия

Большое развитие получила чёрная металлургия. К началу 1970-х годов объём производства стали составил около 30 млн т, в дальнейшем с введением квот на черные металлы в ЕС он сократился более чем в 2 раза — до 13,5 млн т в 2001 г. (Великобритания не входит в десятку крупнейших производителей стали.) Во второй половине 80-х годов в отрасли была проведена техническая модернизация, и в настоящее время 75 % стали выплавляется кислородно-конвертерным способом.

На сегодняшний день Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Активы корпорации «Бритиш стил» (сейчас ими владеет индийская группа Tata Steel) производят почти всю сталь для страны. Необходимо отметить, что металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сохранилось 4 металлургических района, из которых лишь один находится в центре страны (Шеффилд-Ротерем с его специализацией на качественной стали и электростали), остальные — на побережье в портах (в Южном Уэльсе — Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай-де — Сканторп, в Тиссайде — Редкар).

В сталеплавильной индустрии Великобритании все больше используется в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Цветная металлургия

В свою очередь, британская цветная металлургия — одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. При практически полном отсутствии ресурсной базы отрасль развивалась благодаря высокой потребности в цветных металлах и представлена главным образом производством вторичного металла. Из первичных металлов выпускаются только алюминий и никель. Потребности страны по олову, свинцу, алюминию удовлетворяются за счет собственного производства почти полностью; по меди и цинку на 1/2.

Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов — США и Германия.

Западный Мидленд — главный район цветной металлургии здесь расположено много мелких предприятий специализирующихся на производстве, прокате, литье и обработке цветных металлов. Другие центры — южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector