Крымская война. часть 2 захват проливов

Современные опасности пролива Босфор

Крупные суда проходят вдоль по проливу, перемещаясь между Черным и Средиземным морями, конкурируя с ними, многочисленные паромы пересекают пролив поперек передвигаясь от одной половинами города к другой на противоположном берегу. Кораблей – много.

Сейчас пролив имеет международный статус. Согласно статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов ежедневно через пролив Босфор Стамбул проходят примерно 155 судов. Из них 28 судов – танкеры, шесть из них имеют общую длину более 200 метров. Они перевозят опасные вещества, такие, как сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее. С каждым годом плотный поток танкеров, груженных русской, казахской и азербайджанской нефтью.

А это у турецких официальных лиц вызывает серьезные опасения.

Босфор это не просто узкий канал, это один из самых сложных водных путей, с крутыми поворотами и течением со скоростью шесть-семь километров в час. В марте и апреле на капризном проливе бывают сильные туманы, а в зимние месяцы случаются и бури.

Неправильный маневр или технический сбой на борту могут привести к ужасающей катастрофе: разливу нефти, взрыву или пожару. А ведь на побережье с обеих сторон к проливу жмутся примыкают переполненные поселения, да и сам огромный город раскинулся на берегах Босфора.

14 марта 1994 года 66 822-тонный-кипрский танкер Нассия, груженные нефтью в Новороссийске, столкнулся с кипрским судном у входа в Босфор в Черное море. В возникшем пожаре погибли 29 человек из экипажа Нассия, разорваны танки судна, везшего 19 миллионов галлонов сырой нефти, которая разлилась. Пролив Босфор был закрыт для судоходства в течение недели, ущерб составил около 1 млрд долларов. А сейчас регулярно курсируют через турецкие проливы танкеры в четыре раза больше, чем в Нассия.

Есть ли какая-то возможность уберечься от потенциальных аварийных ситуаций? Конечно. Выход в строительстве трубопроводов в обход турецких проливов. Турция чрезвычайно в этом заинтересована в таких проектах и предпринимает значительные усилия для их реализации. К примеру, открытый в мае 2006 трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан уже значительно сократил движение танкеров.

Ход войны (сражения)

Карта: Основные боевые действия Крымской войны.

Дата Суть события
1 15.06.1853 Манифест о вторжении в Дунайские княжества. Некоторые историки относят эти события к началу войны, а некоторые считают, что данное вторжение стало одной из предпосылок к началу полноценной войны
2 20.10.1853 Объявление войны Турцми
3 18.11.1853 Победа русских войск в Синопском сражении
4 Ноябрь 1853 Ознаменовался общим поражением войск Османской империи на Кавказе и стартом вступления союзников в бои
5 23.12.1853 Вторжение английских и французских войск в Черное море
6 22.02.1854 Войска империи бомбили Силистрию
7 28.03.1854 Объявление войны со стороны Британии
8 08.04.1854 Высадка британского десанта на Галлиполе
9 10.04.1854 Присоединение Турции к англо-французскому союзу
10 19.05 – 23.06.1854 Осада Силлистры русскими войсками
12 13.09.1854 Капитуляция крымской Евпатории под натиском войск союзников
13 19.09.1854 Бой на реке Булганак. Начало наступления на Севастополь
14 20.09.1854 Битва на Альме
15 24.09.1854 Фланговый марш в районе Севастополя со стороны союзников
16 26.09.1854 Победа союзников под Балаклавой
17 17.10.1854 Бомбардировка Севастополя №1. Взрыв пороховых складов французских войск
18 25.10.1854 Битва при Балаклаве
19 26.10.1854 Попытка русских войск выйти из кольца противника на Херсонесском нагорье
20 05.11.1854 Повторная аналогичная попытка россиян, окончившаяся неудачно
21 17.02.1855 Атака войск Российской империи на Евпаторию (закончилась безрезультатно)
22 9 – 17.04, 06.06.1855 Бомбардировки Севастополя
23 07.06.1855 Успехи войск союзников. Французы берут Мамелон, британцы овладевают завалами перед Ренаном
24 17.06.1855 Бомбардировка Севастополя №4
25 16.08.1855 Русское наступление в районе реки Черная против объединенного флота союзников в районе Балаклавы
26 17 – 24.08, 05.09.1855 Очередные бомбардировки Севастополя
27 08.09.1855 Захват французами сооружений на Малаховом кургане
28 29.02.1856 Подписание перемирия
29 30.03.1856 Подписание Парижского мирного договора
30 27.04.1856 Ратификация договора всеми участниками войны

Пролив Дарданеллы сегодня

Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:

  • Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
  • Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
  • В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
  • При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.

История Босфора

Мы выяснили, где находится пролив Босфор. Теперь поговорим о его истории. Со времен десятилетней Троянской войны, которая, по мнению историков, проходила в период XIII-XII веков до нашего летоисчисления, Босфор был причиной многих международных военных конфликтов.

После завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году турецкие правители на берегах пролива возводили разнообразные укрепления в виде крепостей, вилл и резиденций.

В конце XVII столетия Российская империя закрепилась на побережьях Черного и Азовского морей. В это время и возникла проблема, связанная с проливом Босфор.

Основная причина была в том, что побережье Босфора относилось к Турции, и на протяжении многих веков турецкое правительство в одностороннем порядке решало вопрос о проходе российских кораблей из Черного моря в Средиземное. Это положение было причиной вооруженных конфликтов между Турцией и Россией.

В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджа (сейчас это территория Болгарии) был подписан мирный договор, на основании которого императрица Екатерина II завершила шестилетнюю войну с Турцией (1768-1774) и российские корабли получили право свободного прохода через пролив в Средиземное море. Примечательно, что, согласно договору, Россия могла создать теперь свой Черноморский флот.

После завершения военных действий Первой мировой войны, Босфор становится нейтральной зоной под контролем первой международной организации – Лиги Наций. Сейчас пролив Босфор считается «открытым морем» для всех стран мира. Но Турция сохранила за собой право ограничивать прохождение через него кораблей стран, которые не входят в Черноморскую зону и проход военных кораблей любого государства в мирное время.

Заливы Евразии

Бискайский залив

Омывает атлантическое побережье двух стран – Франции и Испании. Название водоема возникло от провинции Бискайя, входящей в состав испанского государства. Его площадь около 223 тыс кв. км, а максимальная глубина составляет 5120 м. В Испании часто используют другое название – Кантабрийское море.

Финский залив

Находится на востоке Балтийского моря. Имеет площадь 29500 кв. км. Длина водоема около 420 км, а ширина меняется от 70 до 130 км. На его побережье расположены столицы Финляндии и Эстонии (Хельсинки и Таллин), а также бывшая российская столица Санкт-Петербург. В XVIII веке также использовалось название Кронштадтский залив.

Ранее наплыв воды из акватории Финского залива приводил к постоянным наводнениям в Санкт-Петербурге, однако в 2011 году был достроен комплекс сооружений, которые защищают Северную столицу от этих волн.

Залив имеет огромное экономическое значение. Он активно используется для морской торговли, также именно на его берегу начинается газопровод «Северный поток».

Ботнический залив

Самый большой залив Балтийского моря, расположенный в его северной части. Отделяет западный берег Финляндии от восточного берега Швеции. Его площадь превышает 117 тыс кв. км, а максимальная глубина равняется 295 м. Южная граница залива проходит по Аландским островам. Соленость воды в водоеме непостоянна и резко падает на его севере. В результате у северных берегов залива обитают пресноводные рыбы.

Персидский залив

Омывает с востока Аравийский полуострова, а с юга – побережье Ирана и Ирака. Некоторым арабским странам не нравится нынешнее название водоема, и они предпочитают термин «Арабское залив». Его площадь равна 239 тыс кв. км, а средняя глубина составляет 36 м. В водоем впадают воды рек Тигр и Евфрат, которые перед этим сливаются в одну реку под названием Шатт-эль-Араб.

Шельф залива необычайно богат нефтью и газом, в частности, здесь находится крупнейшее в мире газовое месторождение Парс, разделенное на северную часть, принадлежащую Катару, и южную часть под контролем Ирана. Запасы месторождения оцениваются в 45 триллионов куб. метров газа, а также в 45 миллиардов баррелей нефти.

Оманский залив

Разделяет Персидский залив и Аравийское море. Омывает берега четырех государств – Иран, Пакистан, Оман, ОАЭ. Его длина составляет 450 км, а ширина доходит до 330 км. Наибольшая глубина равна 3694 м.

Бенгальский залив

Огромный водоем площадью более 2,1 млн кв. км. Это самый большой залив в Мировом океане. Омывает восточный берег полуострова Индостан и западный берег Мьянмы. Рядом с городом Кокс-Базар расположен пляж длиной 120 км, что также является рекордом. Именно в этот залив впадает священная индийская река Ганг. Самые крупные города на побережье водоема – Калькутта, Янгон, Читтатонга, Вишакхапатнама, Ченнаи.

Сиамский залив

Его естественными границами выступают Малайский полуостров и Индокитай. Площадь залива – 320 тыс кв. км. Максимальная глубина равна 80 м. Благоприятный климат позволил прибрежным государствам сделать туризм одним из основных источников своего дохода.

Залив Шелихова

Водоем относится к Охотскому морю и омывает западный берег Камчатского полуострова. Его длина составляет 650 км, а ширина меняется в пределах от 130 до 300 км. Скован льдами с декабря до мая. Здесь отмечаются очень высокие приливы, достигающие высоты в 14 м. В связи с этим существуют проекты строительства в заливе, в частности, на Пенжинской губе, приливной электростанции, которая может стать самой крупной электростанцией в мире. Её мощность может достигнуть 87 ГВт.

Бохайский залив

Омывает северное побережье Китая. Длина водоема равна 280 км. Его естественными границами являются Шаньдуньский и Ляодуньский полуостров. Крупнейшая река, впадающая в водоем – Хуанхэ.

Залив связан с Желтым морем Бохайским проливом, чья ширина составляет 90 км. Под его дном Китай планирует построить тоннель, который станет самым длинным на планете. Стоимость строительства оценивается в 32 миллиарда долларов.

Мне нравится2Не нравится

Цели сторон

Для каждого из участников столкновений причины и необходимость в данной войне были разными, поэтому сейчас немного детализируем эти моменты. Для России:

  • уничтожение Османской империи как единого государства;
  • установление протектората над территориями Болгарии, Молдавии, Сербии и Валахии;
  • установление контроля над проливами Босфор и Дарданеллы.

Для Турции смысл был следующий:

  • желание отобрать у России земли Кавказа и Крыма;
  • подавление национально — освободительного движения на Балканах.

Англия и Франция были едины в желании:

  • сохранить Турцию в качестве сильного противоядия влиянию российского царизма в Европе и мире вообщем;
  • осуществить реванш за поражение в Отечественной войне 1812 года.

Экскурсии по Босфору

Вниманию любителей морских прогулок, в Стамбуле предлагаются организованные круизы по проливу на небольших теплоходиках, которые регулярно отправляются от Галатского моста. Стоимость полуторачасовой поездки составит около 15 TL. На борту теплохода вам предложат чай, воду, соки и легкие закуски. По пути будут сделаны остановки, на каждой из которых вы сможете выйти и прогуляться п городу, а после продолжить свое путешествие на следующем теплоходе бесплатно, при наличии входного билета на этот день. Расписание движения теплоходов вы всегда сможете найти у причала Галатского моста. Также в программе круизов по проливу имеются и вечерние экскурсии, которые начинаются в 19.00 и длятся 2 ч. 30 мин. На борту таких теплоходов обычно есть бар-ресторан, в котором профессиональный кок с удовольствием приготовит для вас блюда из свежего мяса или морепродуктов. Стоимость такого круиза около 60 TL.

А любителям острых ощущений в Стамбуле предлагают экскурсионные полеты на вертолете на высоте 700 метров прямо над проливом. Стоимость такого развлечения начинается от 170 долларов с человека за 15 минут полета. Продолжительность экскурсии зависит от вашего бюджета, но учтите, что полет состоится только при благоприятных погодных условиях.

Географическое положение

Материк полностью лежит в Северном полушарии, некоторые острова на юго-востоке Евразии расположены в Южном полушарии. Протяженность материка с севера на юг достигает более 8000 км.

Большая часть территории находится в восточном полушарии. Крайние западная и восточная части материка находятся в Запад­ном полушарии. Протяженность материка в широтном направлении составляет более 18 тыс. км.

Физическая карта Евразии

Крайние точки материка:

  • Северная — мыс Челюскин, остров Таймыр. Россия.

  • Южная — мыс Пиай, южная оконечность Малайского полуострова. Малайзия.

  • Западная — мыс Рока, Пиренейский полуостров. Португалия.

  • Восточная — мыс Дежнева, Чукотский полуостров. Россия. Мыс Дежнева расположен в Западном полушарие.

Особенности береговой линии.

Евразия — единственный материк, берега которого омывают воды всех четырех океанов — Атлантического, Северного Ледови­того, Тихого и Индийского. Вблизи берегов материка много морей, заливов и проливов, которые образуют многочис­ленные острова и полуострова. Наиболее изрезана береговая линия в западной и юго — восточной части Евразии.

Атлантические океан

Омывает Евразию с запада. Существенно влияет на природу Евразии. Самое большое по площади море Атлантического океана — Сре­диземное. Оно соединяет Северную Африку с Европой. На востоке Средиземное море соединяется с Черным через проливом Дарданеллы и проливом Босфор.

У западных берегов Евразии Атлантический океан образует глубокий Бискайский залив. К северу от него раскинулись Северное и Ирланд­ское моря, мелкое Балтийское море.

На материковой от­мели расположены острова Великобритания и Ирландия. На возвышение дна лежит остров Исландия. На северо-западе Европы расположен крупнейший в этой части света Скандинавский полуостров.

Северно — Ледовитый океан

Океан омывает Евразию с севера. Все моря, за исключением Баренцева, полностью замерзают. Самый большой полуостров на севере материка — Таймыр. Крупные острова в океане — Шпицберген и Новая Земля — большую часть года покрыты льдом.

Тихий океан

Океан омывает восточные берега Евразии. У побере­жий Тихого океана много островов. Полуострова и цепочки островов отделяют от океана моря: Охот­ское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское Они окружены Филиппинскими и Боль­шими Зондскими островами

Индийский океан

Тихий океан Малаккским проливом соединен с Индийским океаном. Он омывает Евразию с юга. Здесь расположены крупнейшие полуострова Евразии — Аравийский и Индостан

Соседние материки

Ближе всего к Евразии расположены Африка и Се­верная Америка.

  • Европу и Африку разделяют Гибралтарский про­лив и Средиземное море. Азия и Африка разделены Красным морем, Баб-эль-Мандебским проливом, Аденским заливом и Суэцким кана­лом.

  • На востоке Евразию и Се­верную Америку разделяет Берингов пролив.

——————————————————————————————————————————-

Номенклатура

Крупные острова у берегов Евразии

  • Великобритания

  • Исландия

  • Сахалин

  • Большие Зондские о-ва

  • Суматра

  • Ява

  • Калимантан

  • Филиппинские о-ва

  • Японские о-ва

Крупные полуострова Евразии

  • Скандинавский

  • Пиренейский

  • Аппенинский

  • Малая Азия

  • Аравийский

  • Индостан

  • Индокитай

  • Камчатский

  • Таймыр

  • Ямал

  • Кольский

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.

Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.

Османская эпоха (1453—1922)

29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.

После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.

Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)

В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.

Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.

Интересные объекты по пути

Сторожевая Башня, Зуб Бабы Яги и Кощея Бессмертного, Замок принцессы Дарданеллы, Замок Луны, Голова рыцаря, Сторожевая башня, Площадка инопланетян — все эти и другие объекты со сказочными названиями встречаются в захватывающем месте Приморья.

Замком принцессы называют самую эффектную и высокую скалу (90 м) на левом берегу р. Тигровая. Ее полукруглые и с виду неприступные очертания действительно напоминают средневековый замок. И даже каменный трон имеется у «принцессы» на вершине. Вот только местные жители почему-то называют скалу просто Рассыпушкой.

Евгений Пименов

А на Площадке инопланетян лежит большой приплюснутый валун. Его форма почти точь-в-точь повторяет изображения «летающих тарелок».

Зуб Бабы Яги — одинокая заостренная скала среди каменистых осыпей. И точно, выглядит как единственный зуб на нижней челюсти сказочной Бабы Яги.

Названия остальных природных образований также подсказаны воображением людей, и теперь закреплены в картах туристических маршрутов. Осматривайтесь чаще вокруг на пути по ущелью Дарданеллы, и вы точно узнаете в очертаниях скал всех сказочно-мифических персонажей.

Море Геллы

Устаревшее название пролива — Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы». Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери — их воспитывала злая мачеха Ино. Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла. Место падения девочки — между Херсонесом и Сигеем — с тех пор прозвали «морем Геллы». Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города — Дардания.

Сражения в ходе Крымской войны

Крым и Черное море выступили основным театром военных действий (примечательно, что в других регионах – на Кавказе, Балтике, Дальнем Востоке – наши войска действовали в основном успешно). В ноябре 1853 г. произошла Синопская битва (последний большой парусный бой в истории), в апреле 1854 г. англо-французские корабли обстреляли Одессу, а в июне состоялась первая стычка под Севастополем (обстрел укреплений с морской глади).

Именно главный черноморский порт империи был целью союзников. Суть боевых действий в Крыму сводилась к его захвату – тогда суда россиян оказался бы «бездомным». При этом союзники оставались в курсе того, что он укреплен только с моря, а с суши оборонительные сооружения у него отсутствуют.

Высадка сухопутных сил союзников в Евпатории в сентябре 1854 г. как раз имела целью захват Севастополя с суши обходным маневром. Российский главнокомандующий князь Меншиков защиту организовал скверно. Через неделю после высадки десант был уже в окрестностях нынешнего города-героя. Битва на Альме (8 (20) сентября 1854 г.) задержала его продвижение, но в целом она была поражением отечественных войск из-за неудачного командования.

Но Севастопольская оборона показала, что наш солдат не утратил способности творить невозможное. Город продержался в осаде 349 дней, выдержал 6 массированных артиллерийских бомбардировок, хотя численность его гарнизона была примерно в 8 раз меньше числа штурмовавших (нормальным считается соотношение 1:3). Поддержки флота не было – устаревшие деревянные корабли просто затопили на фарватерах, пытаясь перекрыть проходы противника.

Пресловутой обороне сопутствовали другие известные, знаковые битвы. Описывать их кратко нелегко – каждая по-своему особенна. Так, та, что произошла под Балаклавой (13 (25) октября 1854 г.) считается закатом славы британской кавалерии – этот род войск понес в нем тяжелые безрезультатные потери. Инкерманская (24 октября (5 ноября) того же года) показало преимущества французской артиллерии над русской и плохое представление нашего командования о возможностях врага.

27 августа (8 сентября) 1855 г. Французы завладели Малаховым курганом – доминирующей над полисом укрепленной высотой, а через 3 дня заняли его. Падение Севастополя ознаменовало поражение нашей страны в войне – больше активные боевые действия не велись.

Это интересно: 3783,Причины опиумной войны с современной точки зрения (видео)

Положения Конвенции Монтре

Конвенция гласит, что торговые суда любых государств имеют свободный доступ прохода через Босфор и Дарданеллы как в военное, так и в мирное время. Черноморские державы могут проводить через проливы военные суда любого класса. Нечерноморские государства могут пропускать через Дарданеллы и Босфор только надводные мелкие корабли.

Если Турция будет вовлечена в военные действия, то страна может по своему усмотрению пропускать боевые корабли любой державы. Во время войны, к которой Турецкая Республика не имеет отношения, Дарданеллы и Босфор должны быть закрыты для военных судов.

Последним конфликтом, в котором были задействованы механизмы, предусмотренные Конвенцией, был Югоосетинский кризис в августе 2008 года. В это время через проливы были пропущены военные корабли ВМС США, которые проследовали в направлении грузинских портов Поти и Батуми.

Неудачи

Русская армия под командованием самого князя Меньшикова пыталась помочь Севастополю, оттягивая на себя осаждающих, но тщетно. Сражения под Евпаторией, Инкерманом и на Чёрной Речке окончились неудачно и защитникам города-героя помогли очень мало. Кольцо противника сжималось всё туже. Кампания в Крыму для русских явно была потеряна. На Кавказе дела обстояли немного лучше, там турецкие войска были биты неоднократно, даже удалось захватить крепость Карс.

Однако герои Крымской войны и их подвиги никак не могли компенсировать своим мужеством все недостатки вооружения и снабжения русской армии. В конце августа французы заняли южную часть Севастополя и Малахов курган. Участь города с этими потерями была решена: более четверти всего гарнизона, тринадцать тысяч человек было потеряно в боях одного этого дня. Северная часть города так и не сдалась, капитуляции от защитников не дождались.

Рецепт успеха российского флота

Самыми страшными Константин Николаевич считал узости Босфора:

Таким образом, ценой двух кораблей великий князь предполагает пройти босфорские укрепления. Далее, по его замыслу, флот становится на Буюкдерском рейде. К укреплениям деревни Буюк-дере подходят на близкое расстояние фрегаты, которые обрушивают весь огонь на расположенные на небольшом возвышении полевые батареи.

Крепость Андолу Кавак (Кавагы) в излучине Босфора

Обратите внимание на её неудачное расположение: она находится слишком высоко и далековато от пролива. Линкоры же тем временем высаживают десант для атаки укреплений с тыла

Как только огонь батарей будет подавлен, высаженный десант штурмом овладевает укреплениями,

Линкоры же тем временем высаживают десант для атаки укреплений с тыла. Как только огонь батарей будет подавлен, высаженный десант штурмом овладевает укреплениями,

Удерживать эти батареи великий князь не видит смысла: с заклёпанными орудиями они безвредны, а через горы доставить быстро другие пушки просто невозможно. Общие потери на этот момент Константин Николаевич оценивает в два корабля и фрегат.

Далее флот спускается к гавани Золотой Рог, встаёт на якорь полукругом от Перы до Серая и готовится к бомбардировке столицы Оттоманской Порты. Тем временем русские дипломаты выдвигают свои требования. Если турки соглашаются на их условия — прекрасно. В противном случае

Надо отметить, что здесь великий князь совершенно прав. Атаковать Дарданеллы со стороны Эгейского моря не в пример сложнее, нежели из моря Мраморного. С северной стороны есть места для высадки, да и атаки оттуда никто не ждёт — пушки Чанак-Кале и Богхали ориентированы на отражение наступления именно с юга, а не с севера.

Наконец,

Имя

Современное турецкое название anakkale Boğazı , означающее « пролив Чанаккале », происходит от одноименного города среднего размера , примыкающего к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от ( çanak , «керамика») + ( , «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики, а также на известную османскую крепость Султание.

Английское название Дарданеллы — это сокращение от Дарданелльского пролива . Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллами , вероятно, в честь Дардана , древнего города на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардана , мифического сына Зевса и Электры .

Древнее греческое название Ἑλλήσποντος ( Hellēspontos ) означает «море Хелле», и было древнее название узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному: Hellespontium Pelagus , Rectum Hellesponticum и Fretum Hellesponticum . Он был назван так по имени Хелле , дочери Афамаса, утонувшей здесь в мифологии Золотого Руна .

Полуостров Галлиполи

В античности полуостров Галлиполи назывался Херсонес Фракийский, а по-турецки носит название Гелиболу. Данный полуостров является «охранным пунктом» пролива Дарданеллы, узкого прохода к Черному морю и Стамбулу. Сегодня Галлиполийский полуостров считается одной из важнейших достопримечательностей Турции. В 1973 г. в южной части полуострова основан “Исторический национальный парк Галлиполи“. Его площадь составляет 330 квадратных километров. Здесь можно обнаружить археологические памятники, которые относятся к 4000 г. до н.э., множество затонувших кораблей, траншеи, форты, оружие, бастионы и другие связанные артефакты периода Первой мировой войны. Кроме того, тут расположены турецкие, новозеландские, австралийские, французские, английские военные могилы и мемориалы. Также данную область связывают с основателем Турецкой Республики – Мустафой Кемалем Ататюрком. Во время Дарданелльской операции одной из пехотных дивизий на Галлиполийском полуострове командовал молодой полковник Мустафа Кемаль. Каждый год тысячи туристов покоряют горный хребет, ставший местом основного сражения на Галлиполи.

  • Памятник Ататюрку на Чунук Баир – самая высокая точка полуострова
  • Памятник солдатам противоборствующих сторон

Имя

Современное турецкое имя Чанаккале Богазы, смысл ‘Чанаккале Пролив », происходит от одноименный средний город который примыкает к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от (Чанак, ‘керамика’) + (, «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики этого района, а также на известную османскую крепость Султание.

Английское имя Дарданеллы это сокращение от Пролив Дарданеллы. Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы, вероятно назван в честь Дардан, древний город на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардан, мифический сын Зевс и Электра.

Древний Греческий имя Ἑλλήσποντος (Hellēspontos) означает «Море Хелле» и было древним названием узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному. Hellespontium Pelagus, Прямая кишка Hellesponticum, и Fretum Hellesponticum. Это было так называлось от Helle, дочь Афама, которая утонула здесь в мифологии Золотое руно.

Легенда

Природа так поработала над скалистыми останцами, что они стали напоминать людям то руины древних замков, то загадочные башни. Когда и почему ущелье получило свое необычное название, мнения расходятся.

По одной из версий, свое необычное название ущелье получило от бойцов партизанского отряда, которые в гражданскую войну противостояли в этих краях белогвардейцам. Кому первому пришла в голову идея сравнить речную долину в Приморье со всемирно известным проливом Дарданеллы, история умалчивает.

На окраине села Хмельницкое есть неприметный памятник партизанам, которые во главе с известным революционером, Сергеем Лазо, вели в этих краях ожесточенные бои.

Ущелье Дарданеллы на панораме GoogleMaps

А можно ли было удержать Проливы?

Теперь, когда мы получили представление о географии Босфора и Дарданелл, мы понимаем, что удержать Проливы русской армии и флоту помогала бы сама природа. Во-первых, Дарданелльское течение из Мраморного моря в Эгейское, хоть и не столь сильное, как в Босфоре (1,5 узла), мешало бы гипотетическим кораблям противника войти в узость самого пролива. Сеть укреплённых и усиленных батарей в узостях (в районе Чанаккале ширина пролива составляет 1,2 км — совершенно убойная позиция) свела бы на нет все возможности маневрирования для капитанов судов. Гористая местность с внешней стороны в случае высадки вражеского десанта позволила бы защищать подходы к крепостям малыми силами.

Более того, даже если бы путём невероятных усилий противник всё-таки взял Дарданеллы, то… его ждали бы ещё укрепления Босфора с узостями в 700 метров и с противодействующим течением 4,5 узла.

Таким образом, Крымская война, если бы она разыгралась в Проливах, в самом худшем случае грозила бы России… потерей Проливов, то есть возвращением статус-кво, существовавшего до захвата. При этом не был бы разрушен Севастополь, не случилось бы бомбардировки Одессы, целы были бы Керчь, Таганрог, Ейск, Кинбурн, Очаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector