Как появилась школа: от древней руси до современности
Содержание:
- 4 автономных округа
- 9 краевых образований
- Русское царство
- Смольный институт Екатерины II
- Области
- Российская Империя
- Основы конституционного строя
- Школы в допетровской России
- Общие положения
- 22 Республики Российской Федерации
- События сентября-октября 1993
- Новое время, новая страна – Российская Федерация
- Количество школьников
- Даты истории России 19 века
- 46 областей Российской Федерации
- Удельная русь. От сильного государства к периоду удельных княжеств
- Школьная система XIX века в России
- Население
- Основные этапы развития, краткое описание
- Армия
- Школьное образование при Петре I
- Официальные показатели
- Дошкольное образование
4 автономных округа
Автономный округ сформирован по принципу национальности и объединяет народности.
К нюансам такого типа субъекта относятся:
- персональное законодательство, не противоречащее федеральным нормативным актам;
- корректировка территории допустима только с согласия населения и органов власти;
- вправе участвовать в международных отношениях как от своего лица, так и от имени центра.
В процентном отношении в округах преимущественно проживает национальное население, процент русских очень низок.
Субъекты Российской Федерации – территориальные единицы, из которых состоит наша страна. Шесть основных разновидностей имеют свой спектр полномочий и прав.
Однако важно учесть, что никто не обладает полной суверенностью, то есть является частью России, как игрока на международной арене. Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.
Для чего это нужно сделать? Во-первых
, в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru
) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых
,
нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих
, сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.
Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).
9 краевых образований
Край, как территориальная единица, появился в современной России, как наследие Советского Союза. На сегодняшний день нет существенных отличий субъекта от, например, области. Ранее в состав края могла входить автономная область.
В современной истории проявилась тенденция к укрупнению субъектов. С 2004 по 2008 год в составе России появилось четыре новых края за счет слияния ряда других регионов.
Самым большим краем, а также и в целом субъектом является Красноярский.
Его площадь составляет почти две с половиной тысячи километров, что превышает второе по размерам африканское государство – Конго.
В целом края занимают достаточно большую площадь страны, несмотря на небольшое суммарное количество регионов. Они граничат со многими другими регионами.
Русское царство
В истории России был период царствования. Длился он с 1547 года по 1721. Оно образовано на основе московского княжества.
Русские земли устали от внешних врагов, наступил тот период, когда нужен был новый вектор развития и новая форма управления, которая бы заключалась в центральном руководстве княжескими землями. Смелое и властное решение принято Иваном Грозным. Он собрал все уделы и в 1547 году объявил себя царем. Так было создано Российское царство. Новая форма государственности обеспечивала централизованное управление.
Иван Грозный
В Российском царстве было много царей, все они приложили много сил на благо отечества, но наибольшие заслуги все же принадлежат первому царю Ивану Грозному и последнему Петру I. Между правлениями этих двух великих людей целая эпоха, в ней было и возвышение государственности, и смутные времена, не обошлось и без воен. Но данный период был значимым для страны. Что касается Петра I, то его царствование – это период реформирования страны, которая изменилась до неузнаваемости. Именно он принял решение провести изменения и в управления страной, поскольку считал, что царство себя уже изжило. Поэтому Петр I провозглашает создание российской империи, а себя объявляет императором.
Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
- В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
- В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
- В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
- В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
- Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
- Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
- Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
- Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.
Области
В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.
Название |
Федеральный округ |
Столица |
Архангельская | Северо-Западный | Архангельск |
Астраханская | Южный | Астрахань |
Белгородская | Центральный | Белгород |
Брянская | Центральный | Брянск |
Владимирская | Центральный | Владимир |
Волгоградская | Южный | Волгоград |
Вологодская | Северо-Западный | Вологда |
Воронежская | Центральный | Воронеж |
Ивановская | Центральный | Иваново |
Иркутская | Сибирский | Иркутск |
Калининградская | Северо-Западный | Калининград |
Калужская | Центральный | Калуга |
Кемеровская | Сибирский | Кемерово |
Кировская | Приволжский | Киров |
Костромская | Центральный | Кострома |
Курганская | Уральский | Курган |
Курская | Центральный | Курск |
Ленинградская | Северо-Западный | Санкт-Петербург |
Липецкая | Центральный | Липецк |
Магаданская | Дальневосточный | Магадан |
Московская | Центральный | Москва |
Мурманская | Северо-Западный | Мурманск |
Нижегородская | Приволжский | Нижний Новгород |
Новгородская | Северо-Западный | Великий Новгород |
Новосибирская | Сибирский | Новосибирск |
Омская | Сибирский | Омск |
Оренбургская | Приволжский | Оренбург |
Орловская | Центральный | Орел |
Пензенская | Приволжский | Пенза |
Псковская | Северо-Западный | Псков |
Ростовская | Южный | Ростов |
Рязанская | Центральный | Рязань |
Самарская | Приволжский | Самара |
Саратовская | Приволжский | Саратов |
Сахалинская | Дальневосточный | Южно-Сахалинск |
Свердловская | Уральский | Екатеринбург |
Смоленская | Центральный | Смоленск |
Тамбовская | Центральный | Тамбов |
Тверская | Центральный | Тверь |
Томская | Сибирский | Томск |
Тульская | Центральный | Тула |
Тюменская | Уральский | Тюмень |
Ульяновская | Приволжский | Ульяновск |
Челябинская | Уральский | Челябинск |
Ярославская | Центральный | Ярославль |
Амурская | Дальневосточный | Благовещенск |
Итак, наша страна — это федерация. И все ее административно-территориальные единицы — субъекты РФ — равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.
Что такое федерация? Это добровольный союз отдельных государств, которые, войдя в объединение, становятся субъектами образованной федерации.
Если наша страна имеет подобное устройство, то сколько субъектов РФ? В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов федерации.
Российская Империя
2 ноября 1721 года последний российский царь Петр I стал первым Императором своей страны. Столицей империи стал Санкт-Петербург. За все время существования Российской империи столица переносилась только на 2 года в Москву.
Петр I
На момент провозглашения царства империей, к стране было присоединено большое количество новых территорий, в этом огромная заслуга Петра I. Площадь Российской Империи составляла 21,8 миллионов квадратных километров, а это значит, она была 2 в мире после Британской Империи.
Административные единицы – губернии. В начале страна была поделены на 8 губерний, при Екатерине Великой на 50, а на момент распада империи – 78. Однако отметим, что увеличение административных единиц происходило за счет дробления.
История Российской Империи охватывает меньше двух столетий, но он отмечен большим количеством судьбоносных явлений для нашей страны. Это период войн и походов. На мировую арену выходят великие русские полководцы Кутузов и Суворов. Их имена и заслуги на века останутся в памяти, им отдают почтения и на международном уровне.
Кутузов
Несмотря на постоянные военные походы, происходило реформирование каждого аспекта жизни государства.
Петр I был самодержавцем в своей империи. Вся власть сосредотачивалась в его руках, кроме того он фактически управлял и церковью. Все законы, издаваемые им, отображали его безграничную власть. Петр I обозначил и систему, которая заключалась в том, что правитель сам определяет своего приемника.
Но после смерти первого Императора самодержавие перестало быть абсолютным. Павел I отменил обозначенную выше систему престолонаследования, им же была возвращено наследование сыном престола за отцом.
За период с 1721 по 1917 года престол принадлежал 14 монаршим особам, 4 из них женщины. Все они принадлежали к династии Романовых, которая прекратила свое существования после свержения Николая II. А сам император вместе с семьей был расстрелян большевиками. Прекратила свое существование не только династия, но и Империя.
Началась новая веха истории, когда на смену старой приходит новая форма государства.
Основы конституционного строя
- Народовластие
Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
- Федерализм
- Социальное государство
Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
- Светское государство
В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
- Политическое и идеологическое многообразие
Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
- грамматику,
- диалектику,
- риторику,
- церковное пение,
- землемерие,
- географию,
- звёздознание.
Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил
Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.
Общие положения
Итак, наша страна разделена на 85 субъектов — административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее — в зависимости от правового статуса региона.
Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их — двадцать две.
Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.
22 Республики Российской Федерации
Согласно главному закону государства наименование республика означает, что это государство в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.
Административная карта России (для увеличения нажмите)
К основным особенностям такого субъекта относятся:
- Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;
- Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.
Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.
Самой крупной республикой является Якутия, ее площадь превышает размеры восьмого по величине в мире государства – Аргентины. Одновременно с этим Саха (другое название субъекта) – самая большая административно-территориальная единица в мире, то есть ни в одной другой федерации нет региона такого размера.
Максимальная концентрация республик в РФ на Северном Кавказе. К достаточно крупным относится и Татарстан, со столицей Казань, которая является городом с миллионным населением.
События сентября-октября 1993
До октября 1993 года история Российской Федерации демонстрировала двоевластие: президент РСФСР (Ельцин) с одной стороны и Верховный совет с другой стороны. 21 сентября Ельцин издает указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Это была попытка привести Россию к действующему виду Конституции, но проблема в том, что это напрямую нарушало Конституцию, действующую тогда! Формально Ельцин нарушил закон. Это вылилось в то, что Верховный совет в ночь на 23 сентября 1993 года признает действия Ельцина государственным переворотом и снимает его с должности президента. В ответ вводятся войска в столицу, здание Верховного совета штурмуется 3-4 октября, и Ельцин забирает власть в свои руки.
По всем законам и нормам того времени это был вооруженный переворот, который едва не вылился в гражданскую войну (вернее вылился в нее, но только в одном регионе – на Кавказе).
12 декабря 1993 принимается новая Конституция. По ней Россия становится президентской республикой, тем самым все элементы СССР были упразднены.
Основные события этого времени:
- Декларация «О государственном суверенитете».
- Распад СССР и образование СНГ.
- «Шоковая терапия»
- Становление авторитарной демократии Ельцина
Новое время, новая страна – Российская Федерация
Распад Советского Союза нарушил мировую геополитику, это было беспрецедентное событие 21 века. Прекратила свое существование одна из сверхдержав.
Россия переживала тяжелые времена. Восстановить прежний баланс и ключевые показатели страна смогла только к 2014 году, когда Россия заняла свое место в многополярном мире.
Создание России как государства было закреплено федеральным договором 31 марта 1992 года. Он был подписан со всеми субъектами федерации, кроме Чечни и Татарстана, которые придерживались идеи независимости. И если чеченский вопрос был решен силовым путем, то с Татарстаном удалось все уладить дипломатически, таким образом избежать кровопролития и падения экономики в регионе и затрат на войну.
Новейшая история России условно делиться на три основных периода:
- формальное существование СССР и старой конституции, вооруженным конфликтам и штурм Белого дома;
- правление Б. Ельцина с 1993-1999 года, экономический упадок страны и начало войны в Чечне.
- правление Владимира Путина с 2000 года и по сей день, которое было разово прервано Д. Медведевым. За это время страна поднимается с колен, начинается развитие всех ее сфер, развивается экономика, Россия укрепляет свои позиции на международной арене.
Путин пришел к власти, когда страна утопала в колоссальном количестве проблем, но ему удалось решить ключевые вопросы и не только реформировать страну, но и получить высокую поддержку населения.
Количество школьников
По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.
Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:
- экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
- вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.
В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.
Даты истории России 19 века
Начало | Событие | Окончание |
---|---|---|
11 марта 1801 | Убийство Павла 1 | |
1801 | Правление Александра 1 | 1825 |
1801 | К Российской Империи была присоединена Грузия | |
1802 | Реформы Михаила Сперанского | 1810 |
1803 | Принят указ «О вольных хлебопашцах» | |
1804 | Война между Россией и Ираном | 1813 |
1805 | Война России и Франции | 1807 |
1806 | Война России и Турции | 1812 |
1807 | Тильзитский мир | |
1808 | Война России и Швеции | 1809 |
1809 | В состав Российской Империи включена Финляндия | |
12 июня 1812 | Отечественная война с Наполеоновской Францией | |
26 августа 1812 | Бородинская битва | |
7 октября 1812 | Наполеон отдает приказ об отступлении из Москвы | |
1813 | Заграничный поход российской армии | 1814 |
1817 | Война на Кавказе (присоединение Дагестана и Чечни) | 1864 |
1825 | Правление Николая 1 | 1855 |
14 декабря 1825 | Восстание декабристов на Сенатской площади | |
1826 | Война между Россией и Персией | 1828 |
1828 | Война между Россией и Турцией | 1829 |
1830 | Холерные бунты | 1831 |
1853 | Крымская война | 1856 |
18 ноября 1853 | Синопское сражение | |
1855 | Правление Александра 2 | 1881 |
1867 | Продажа Аляски США | |
1877 | Война между Россией и Турцией | 1878 |
1 марта 1881 | Убийство Александра 2 | |
1891 | Строительство Сибирской Железной Дороги | 1905 |
1894 | Строительство Сибирской Железной Дороги | 1917 |
1895 | А. Попов изобрел радио | |
1898 | 1-ый съезд РСДРП (прошел в Минске) |
46 областей Российской Федерации
Область – самая простая территориальная единица в России.
Юридический статус аналогичен краю, но в количественном показателе их больше всего в стране.
С начала 2000 годов в процессе укрупнения часть областей вошли в состав более крупных субъектов, но на сегодняшний день сохранилось два субъекта данного статуса, в рамках которых есть другие регионы. Планов по их объединению нет. Таблица выше отражает их полный перечень.
Области имеют сравнительно небольшие территории, особенно в центральной части России, где они преимущественно и представлены. В восточной части страны есть всего четыре: Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская.
Удельная русь. От сильного государства к периоду удельных княжеств
Период междоусобиц или феодальной раздробленности начинается в 1132 году, сразу же после смерти Мстислава Великого и длиться почти 4века. За это время в стране произошли сильные изменения, которые касаются и территориальных вопросов, и политического устройства, и быта, и культуры. Но самая большая беда – это внешние враги. Удельные княжества не смогли противостоять монгольскому игу, поэтому Русь на многие года оказалась под его гнетом.
Но сама раздробленность имела не только отрицательную сторону, но и положительную.
- К негативным следует отнести, конечно, ослабление перед внешним врагом, отсутсвие единой оборонительной системы, слабую центральную власть и внутренние междоусобицы.
- К положительным – рост городов, развитие ремесел, торговли, стабилизация политической ситуации, культурные достижения.
Кроме того, несмотря на раздробленность, княжества сумели сохранить единую религию, правовые нормы, язык, общую культуру и историю.
Как видим, раздробленность имеет неоднозначное явление. Разделение на уделы прошла вся Русь, но в последствии, что вполне объяснимо историческими процессами, было вновь создано единое государство, главная задача которого состояла в обеспечении безопасности и защите от врагов.
После распада Киевской Руси появилось 14 княжеств. Самыми большими и влиятельными оказались:
- Новгородское
- Владимиро-Суздальское
- Галицко-Волынское.
Историки считают, что Удельная Русь было уникальным явлением того времени, которое дало толчок к дальнейшему развитию.
Школьная система XIX века в России
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
- Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
- Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
- Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
- Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
- Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
- Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
- Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
- Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
- Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
- Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.
Население
По состоянию на 1 января года по данным Федеральной службы государственной статистики население составляет 146 748 590 человек. Женщин несколько больше, чем мужчин. Около 81 % населения — русские. Среди других более 180 национальностей — численностью более 1 млн: татары (ок. 4 % — 5,3 млн), украинцы и башкиры (неск. более 1 % — соотв. 1,9 и 1,6 млн), а также чуваши, чеченцы и армяне (ок. 1 % — 1,4, 1,4, 1,1 млн).
Религии: христианство (православие, протестантизм, католицизм), ислам, буддизм, иудаизм, другие.
На 2017 год 94% взрослого населения России получило как минимум полное среднее образование, тогда как, например, в целом в странах «Большой двадцатки» этот показатель составляет порядка 60%. Среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в России самая высокая доля населения с высшим профессиональным образованием (53%). Согласно признанным данным, по качеству начального образования страна находится в числе мировых лидеров, по качеству среднего — на уровне не лучших, но все же развитых стран. А вот с высшим ситуация много хуже: качество отстает, хотя формально число студентов на душу населения одно из самых высоких.
Основные этапы развития, краткое описание
Историю любой страны можно разделить на периоды, которые принципиально различаются между собой. В истории России это следующие этапы:
- Древнейший (догосударственный) этап (до конца IX века н.э.) — племенные союзы восточных славян.
- Киевская Русь (до середины XII века) — объединение восточно-славянских и финно-угорских племен под властью династии Рюриковичей.
- Период раздробленности (до начала XVI века) — данный период характеризуется распадом Киевской Руси на множество более мелких княжеств.
- Единое царство (с 1547 г. по 1721 г.) — начало правления Ивана IV, принятие царских регалий свидетельствовало о переходе политической системы от великих и удельных княжеств к самодержавию.
- Империя (с 1721 г. по 1917 г.) — Петр I принял титул императора, что положило начало Российской империи. Конец пришел после февральской буржуазной революции в 1917 году.
- Советский период (с 1922 г. по 1991 г.).
- Новейшая история (с 1991 года) — современный период, который начался после распада СССР и продолжается в данное время.
Армия
Немецкий политолог, эксперт по России Ханс-Хеннинг Шредер в 2015 году отмечает: «Российская армия еще слаба. С 2008 года ее начали реформировать. При оккупации Крыма можно было увидеть, что уже появились боеспособные подразделения, но это не относится ко всей российской армии». Благодаря ядерным силам Россия является равнозначной США мировой державе, отмечает эксперт, а неядерные силы только начинают готовиться к так называемым «конфликтам низкой интенсивности».
По мнению бывшего заместителя главкома ВМФ адмирала В. Кравченко (2013), у России недостаточно современных военных кораблей, а техническое состояние существующих, по его словам, не позволит вести военные действия.
Школьное образование при Петре I
Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:
- В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
- В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
- В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.
Официальные показатели
Статистическая информация о ситуации в области образования отслеживается специалистами Росстата, Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования. Ежегодно статистиками отдельно подсчитывается:
- Количество организаций дошкольного образования и воспитанников в них.
- Общее число школ и обучающихся в них.
- Количество организаций начального и среднего профобразования и их студентов.
- Число организаций, реализующих программы дополнительного образования.
- Общее количество вузов и студентов в них.
- Количество аспирантов и докторантов.
Для более полной картины, сведения по вышеуказанным категориям нужно рассматривать отдельно.
Дошкольное образование
Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений. Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча.
Иная картина с количеством воспитанников. Здесь имеет место рост с 6813,6 тысяч в 2014 до 7582,4 тысяч в 2018 году. За прошедшие годы также несколько возрос процент охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием — с 64,6% в 2014 до 67,2 в 2018.
Если в 2014 году на 1 тыс. детей вышеуказанного возраста приходилось 612 мест в детских садах, то в 2018 639. Тем самым, проблема обеспечения каждого ребёнка местом в детском саду в нашей стране далеко не решена. Особенно остро вопрос дошкольного образования стоит на селе. Там охват им детей соответствующей возрастной категории на 2018 год составлял 50,9%.