Ндс в китае
Содержание:
Основные налоговые льготы
Вновь построенные здания освобождаются от налога в течение трех лет начиная с месяца окончания строительства. Реконструированные здания, затраты на восстановление которых превысили 1/2 затрат на новое строительство аналогичного объекта, освобождаются от налога в течение двух лет начиная с месяца окончания восстановительных работ. Другие льготы могут предоставляться соответствующими органами власти на местах.
https://youtube.com/watch?v=JhDXvzRa9ns
Данный налог уплачивают организации и граждане, имеющие в собственности и эксплуатирующие автотранспортные средства и (или) водные суда на территории КНР.
Налоговая база для автотранспортных средств — их количество или нетто-тоннаж, налоговая база для водных судов — их нетто-тоннаж или общая грузоподъемность судна. Сумма налога определяется отдельно для автотранспортных средств и водных судов. Применяются и различные ставки налога:
Для автотранспортных средств: 60-320 юаней — для пассажирского транспорта, 16-60 юаней за тонну — для грузового транспорта, 20-80 юаней — для мотоциклов, 1,2-32 юаней — для безмоторных средств.
Для водных средств: 1,2-5 юаней за тонну — для моторных судов, 0,6-1,4 юаня за тонну груза — для безмоторных судов.
Формула расчета
Сумма налога =Количество (нетто-тоннаж) автотранспортных средств * Соответствующую ставку налога за единицу
Сумма налога = Нетто-тоннаж (общая грузоподъемность) судна * Соответствующую ставку налога за единицу
Налогообложение в Китае
Государственными органами, обладающими полномочиями разрабатывать налоговое законодательство и определять налоговую политику в КНР, являются:
- Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет, которые разрабатывают, принимают и вводят в действие налоговые законы;
- Государственный совет, который разрабатывает административные положения, правила и инструкции в области налогообложения;
- Министерство финансов, Государственное налоговое управление, Комитет тарификации и классификации при Государственном совете и Главное таможенное управление. Эти органы разрабатывают и принимают нормативные документы в области налогообложения. Департамент налоговой политики Министерства финансов отвечает за формирование налоговой политики, а Государственное налоговое управление осуществляет налоговое администрирование.
Примечание. Налоговая политика в Китайской Народной Республике во многом аналогична российской.
Таким образом, администрированием всех налогов, которыми облагается деятельность предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранных граждан, занимаются Государственное налоговое управление, налоговые управления провинций и местные налоговые управления.
На сегодняшний день налоговая система Китая состоит из 25 видов налогов, которые могут быть объединены в восемь групп:
- налоги с оборота (НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность);
- налоги с дохода (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц);
- налоги за пользование ресурсами (налог за пользование природными ресурсами, налог за пользование землями городов и городских районов);
- налоги специального назначения (налог на поддержание городского строительства, налог на инвестиции в недвижимость, налог на занимаемые пахотные угодья, налог на передачу оцениваемой недвижимости);
- имущественные налоги (налог с владельцев домов, налог на городскую недвижимость, налог на имущество, переходящее в порядке наследования);
- налоги и сборы, взимаемые при совершении определенных действий (операций) (налог на использование автотранспорта и судов, гербовый сбор, налог на забой скота, налог на банкеты и т.п.);
- сельскохозяйственные налоги;
- таможенные пошлины.
Справка. Условия для создания компаний с ограниченной ответственностью в Китае
Количество участников компании с ограниченной ответственностью не может превышать 50 человек. Зарегистрированный капитал компании с ограниченной ответственностью должен быть не менее:
- 500 000 юаней — для компании, занимающейся производственной деятельностью;
- 500 000 юаней — для компании, занимающейся оптовой торговлей;
- 300 000 юаней — для компании, занимающейся розничной торговлей;
- 100 000 юаней — для компании, занимающейся научно-техническими разработками, консультациями, действующей в сфере услуг.
Дирекция компании с ограниченной ответственностью может насчитывать от трех до 13 человек. Возможно создание компании с ограниченной ответственностью одним учредителем, физическим или юридическим лицом. В этом случае уставный капитал составляет не менее 100 000 юаней, причем вся сумма вносится единовременно. Физическое лицо вправе учредить только одну подобную компанию.
В настоящее время в Китае в отношении предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранных граждан применяются 14 видов налогов, которые, в свою очередь, разделены на три группы (см. таблицу 1).
Особенности налоговой системы Китая
Особенности налоговой системы Китая
Налоговые поступления в Китае – это основной источник доходов бюджета. Налоговые доходы составляют около 95% финансовых доходов страны. Это главный источник поступлений госбюджета Китая. Эти финансовые ресурсы направляются, в том числе, на поддержку развития сельских районов, охрану окружающей среды и экологическое строительство, содействие развитию социальной сферы.
Правительство Китая определило главными принципами налогообложения:
— справедливость при налогообложении;
— простоту при исчислении и взимании налогов.
Государственные органы, контролирующие налоговое законодательство:
Министерство финансов
Комитет тарификации и классификации при Государственном совете
Главное таможенное управление .
Всего в Китае насчитывается около 25 налогов, которые условно можно подразделить на 8 групп.
1) Налоги с оборота: НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность.
2) Налоги на прибыль (доходы): налог на прибыль отечественных предприятий, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий и налог с физических лиц.
3) Ресурсные платежи: ресурсный налог и земельный налог (плата за пользование землями городов и районов).
5) Имущественные налоги: налог на имущество, налог на недвижимость,
6) Налоги с операций (действий): налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор, налог на передачу имущества.
7) Сельскохозяйственные налоги: налог на земледелие и налог на содержание и разведение скота.
8) Пошлины на все товары, ввозимые, вывозимые на с территории Китая .
К основным налогам в Китае относятся: подоходный налог, НДС, налог на потребление, налог с оборота. В Китае подоходный налог с предприятий с иностранными инвестициями, которые создали юридическое лицо на территории Китая, подоходный налог взимается поставке 33%, в том числе 3% – в местный бюджет. Относительно хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность не через постоянное представительство в Китае, установлена ставка налога в 20 % с различных видов доходов: дивидендов, проценты по капиталу, доходы за аренду, за предоставление лицензий и т.д.
Вместе с тем налог на прибыль может быть снижен с обычной для Китая ставки 33% до 15%. В течение трех лет после образования предприятие получает «налоговые каникулы». В следующие три года этот налог будет составлять лишь 7,5%.
Индивидуальный подоходный налог взимается с заработной платы и иных трудовых вознаграждений граждан. Основная ставка 30 %.
Кроме этого ставки подоходного налога дифференцированы по различным территориям Китая в зависимости от категории субъекта хозяйствования.
Налог на добавленную стоимость платят организации и частные лица, которые реализуют товары, предоставляют услуги по обработке и ремонту. НДС уплачивается и по импортируемым товарам. Используются основные ставки в 17 % и 13% (устанавливается относительно продовольствия, растительных масел, питьевой воды, химических удобрений, сельскохозяйственных машин). Предприятиям, которые занимаются научными исследованиями и разработкой программного обеспечения, компенсируется налог на добавленную стоимость. Такая компания заплатит только 3% налога (вместо 17%), остальное государство возмещает из бюджета. Кроме этого, общая сумма заработной платы, выплаченной работникам, налогом не облагается.
Налог на потребление, взимается по 11видам потребительских товаров (табак, вино, спирт, косметика, парфюмерия, ювелирные изделия, бензин, легковые автомобили и т.д.). Ставка данного налога может быть адвалорной (устанавливается в процентах от цены) и специфической или твердой (устанавливается в зависимости от физической характеристики объекта налогообложения) .
Таким образом, можно сказать, что налоговые поступления – это основной источник доходов бюджета, который составляют около 95% финансовых доходов страны. Всего в Китае насчитывается около 25 налогов, которые условно можно подразделить на 8 групп. К основным налогам в Китае относятся: подоходный налог, НДС, налог на потребление, налог с оборота.
Список использованных источников:
1. Федоровский, А. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы / А. Федоровский // Мировая экономика и международные отношения. –2003. –№ 4.
2. Дин Жуджунь, Ковалев М. М. Путь к рыночной экономике (Китайская модель реформ). Монография / Дин Жуджунь, М.М. Ковалев. –Минск: БГУ, 2009.
3. Налоговая система Китая / / Business Times. Режим доступа: http://btimes.ru/business/nalogovaya-sistema-kitaya-nalogi-dlya-inostrannykh-predpriyatii. Дата доступа: 10.12.13
СЭЗ на территории КНР
Специальные экономические зоны (СЭЗ) существуют на территории Китая с 80-х годов ХХ столетия. Помимо привлечения иностранного капитала и новых технологий, они использовались в качестве полигона для экономических реформ. Их главное преимущество – существенные налоговые льготы. Подоходный налог на их территории снижен для предприятий до 15 и до 10%, если они экспортируют более 70% своей продукции.
СЭЗ |
Характеристика |
---|---|
Шэньчжэнь | Имеет промышленную направленность, производит электронику и машиностроительную продукцию. Здесь активно развиваются ядерная энергетика и высокие технологии. В Южно-Китайском море налажена добыча нефти. |
Чжухай | Приоритетами являются легкая промышленность, производство стройматериалов, бытовой техники и продуктов питания, туризм. |
Шаньтоу | Зона привлекательна для инвесторов в области нефтехимической промышленности, производства обуви, одежды, а также электроники и аграрного комплекса. |
Сямэнь | До 80% инвестиций на данной территории вкладывается в производство электроники, развитие пищевой, текстильной и химической промышленности, а также портовой инфраструктуры. |
Хайнань | Крупнейшая СЭЗ на территории КНР. Наиболее привлекательная зона для инвестиций в туризм, тропическое земледелие, морские и авиаперевозки, индустрию развлечений. |
Кашгар | Самая молодая из китайских СЭЗ, специализирующаяся на импорте редких полезных ископаемых, энергетических и водных ресурсов. Кроме того, здесь активно происходит инвестирование капиталов в сельхозпредприятия и легкую промышленность. |
Регионы, приравненные к СЭЗ
Налоговая система Китая (КНР) в 2017 году предоставляет определенные льготы для ряда зон, приравненных к СЭЗ.
К таким территориям относятся:
- 90 зон технико-экономического развития (ЗТЭР) государственного уровня;
- 114 зон новых и высоких технологий;
- 13 свободных таможенных зон;
- 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня;
- Шанхайская зона свободной торговли (ШЗСТ).
Налоговый режим на территории ЗТЭР аналогичен принятому в СЭЗ, а специальные комитеты ЗТЭР уполномочены утверждать инвестиционные проекты.
Особенности зон новых и высоких технологий заключаются в более узкой специализации предприятий, которые могут претендовать на налоговые льготы.
На территории свободных таможенных зон не взимаются пошлины с импортируемых и экспортируемых товаров. Налоги берутся по ставкам СЭЗ. Исключение – поставки из СТЗ в другие города.
В зонах приграничного сотрудничества государственного уровня действует налоговая ставка 25. Малые предприятия оплачивают только 50 НДС и таможенных сборов, если их специализация – торговля с соседними государствами.
Преимущества ШЗСТ: упрощенный порядок регистрации иностранных компаний, возможность для китайских банков оказывать офшорные услуги, возможность создания банков на основе иностранного капитала, сниженные требования к паевым предприятиям с долей иностранного капитала, возможность для предприятий с иностранным капиталом оказывать телекоммуникационные услуги, работать в сфере игровой индустрии.
Доходы, освобождаемые от налогообложения
Основная группа доходов, освобождаемых от налога на прибыль предприятий, — это прибыль, дивиденды и прочие инвестиционные доходы, распределяемые китайским, иностранным и некоммерческим организациям, работающим в отдельных отраслях экономики. Видами деятельности, при осуществлении которых предприятия получают налоговые преференции, являются:
- сельское и лесное хозяйство, рыболовство;
- инфраструктурные проекты, поддерживаемые государством;
- проекты, направленные на охрану окружающей среды;
- водо- и энергосбережение.
Отметим, что в соответствии со стратегией продовольственной безопасности Китая максимальные налоговые преференции предоставляются организациям, занимающимся сельским хозяйством и рыболовством. Так, большинство видов деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства полностью освобождено от обложения налогом на прибыль. Кроме того, от налогообложения освобождена и прибыль компаний, осуществляющих морское рыболовство. А такие виды деятельности, как выращивание цветов, чая, специй и разведение рыбы, имеют право на пятидесятипроцентное сокращение налоговых обязательств по налогу на прибыль.
Налогоплательщики, получающие прибыль от инвестиционной деятельности, освобождаются от уплаты налога в течение первых трех лет с начала получения прибыли. А последующие три года их прибыль облагается по ставке в два раза ниже стандартной. Данная льгота распространяется на организации, вкладывающие инвестиции в строительство портов, аэропортов, железных дорог, автомагистралей и в такие отрасли экономики, как городской общественный транспорт, электроэнергетика, охрана водных ресурсов.
Справка. Особенности налогообложения доходов высокотехнологичных компаний и производителей интегральных микросхем
Доходы компаний, которые производят товары или услуги, включенные в сферы высоких технологий, поддерживаемые государством, облагаются по ставке 15%. Данная льготная ставка налога применяется, если организация соответствует следующим критериям:
- компания зарегистрирована в Китае и владеет объектом интеллектуальной собственности не менее трех лет или обладает правом пользования объектом не менее пяти лет;
- величина расходов на НИОКР составляет не менее 6% при годовом объеме продаж не менее 50 млн юаней, 4% — при выручке от 50 млн до 200 млн юаней, 3% — при выручке свыше 200 млн юаней;
- объем продаж высокотехнологичных товаров (услуг) составляет не менее 60% совокупной выручки компании;
- не менее 30% штатного персонала с высшим образованием и 10% специалистов с техническим образованием.
Аналогично российской практике налоговым законодательством Китая предусмотрена возможность дополнительного признания расходов организации на НИОКР в размере 50% от фактически произведенных (то есть всего 150% от суммы расходов на НИОКР).
Отдельные льготы предусмотрены для производителей интегральных микросхем, поэтому не случайно крупнейшие производители электроники размещают свои сборочные подразделения в Китае. Льготы предоставляются компаниям, вложившим в бизнес не менее 8 млн юаней и производящим микросхемы размером менее 0,25 мкм. Преференции таким компаниям аналогичны тем, которые предоставляются при инвестировании в инфраструктурные проекты:
- налоговые каникулы в течение первых трех лет;
- пониженная ставка налога (50% от стандартной) в течение следующих трех лет.
Кроме того, используемое в производстве оборудование может амортизироваться в течение трех лет, в отличие от стандартных десяти лет.
Налоги для граждан и частных налоговых резидентов страны
Каждый гражданин Китая обязан вносить регулярные налоговые платежи в пользу государственной казны. Кроме стандартных налогов с доходов и прибыли частных лиц, китайцы обязаны уплачивать своеобразные налоги, такие как налог на второго ребёнка, налог на прибыль по договорам подряда и индивидуального предпринимательства. Также налогоплательщиками Китая являются все иностранные граждане, которые трудятся и получают доход на территории Поднебесной более трёх месяцев в году.
В отношении налоговых льгот и послаблений в КНР официальная позиция государства такова: поддерживаются владельцы вновь построенных зданий, реконструированных зданий и сооружений (при соблюдении существенных условий) и применяется налоговый вычет при расчёте транспортного обязательного сбора.
Налог на рождаемость
В течение 40 лет на территории Китая применяется особый вид налогообложения: налог на рождение второго ребёнка. Если ранее на одну женщину-китаянку приходилось 6 детей, то сегодня этот показатель стал 1,6.
Демографическая политика государства позволяет завести второго ребёнка в следующих случаях:
- в случаях многоплодной беременности;
- любой семье при уплате налога в размере 50 тысяч юаней (около ½ млн. рублей). При этом необходимо не просто заплатить деньги в качестве покупки разрешения, но и подать соответствующее заявление в государственные органы (Госкомитет здравоохранения и планирования семьи) на рассмотрение. Официальная статистика говорит о том, что в последние годы из 11 млн. супружеских пар-китайцев подало заявок только 700 тысяч. Из них одобрение получили только 630 пар;
- семьям, проживающим в сельской местности и при условии, что первый ребенок женского пола, без уплаты налога;
- семьям из национальных меньшинств Китая (при численности менее 100 тысяч народа можно заводить 2-3 ребёнка без налогов).
Несмотря на то, что жёсткая китайская политика «один ребёнок в четыре руки» официально прекратила своё существование в начале 2016 года, крупный налог и получение разрешения на зачатие останавливают многих китайцев от рождения второго отпрыска.
Подоходный налог
Подоходные налоги в Китае исчисляются с применением прогрессивной шкалы от 3 до 45 %, в зависимости от размера дохода. Под доходом физических лиц понимается заработная плата, а также авторские вознаграждения. Налоговыми объектами являются граждане страны и иностранные налоговые резиденты (иностранцы, проживающие и работающие в КНР более 183 суток из 365). При этом размер налогового вычета в 2020 году находится на уровне 5 тысяч юаней. Поэтому ежемесячный заработок в размере до 5 тысяч юаней или годовая зарплата до 60000 юаней подоходным налогом не облагаются.
Расчёта налоговых выплат производится по формуле:
(ЕД – НВ) * НС,
где:
ЕД — ежемесячный доход,
НВ – налоговый вычет (5 тысяч юаней),
НС – налоговая ставка.
Прогрессивная шкала налоговых ставок Китая в 2020 году:
Размер дохода, тыс. юаней | Процент налога, % |
до 2,999 | 3 |
3-11,99 | 10 |
12-24,99 | 20 |
25-34,99 | 25 |
35-54,99 | 30 |
55-79,99 | 35 |
80 и более | 45 |
Налогообложению по принципу подоходного налога не подлежат пенсионные, страховые выплаты, премии, награды, надбавки к окладу, а также социальные пособия. Также налоги не взимаются с доходов дипломатических и консульских работников иностранных посольств и консульских служб в Китае.
Налог на прибыль по договорам подряда и индивидуального предпринимательства
Налог на прибыль по договорам подряда имеет черты прогрессивного налогообложения и может варьироваться от 5 % при сумме годового дохода менее 30 тысяч юаней до 35 % для годового дохода в 500 тысяч и более юаней.
Налог на персональные услуги начисляется по ставке от 20% при получении дохода до 20 тысяч юаней и до 40% на доход 50 тысяч и более юаней в год.
Международные договоренности КНР в отношении налогообложения
Экономические интересы Китая выходят далеко за пределы его государственных границ. Это касается и привлечения иностранных инвестиций в страну, и вложений китайского капитала по всему миру. Взаимная коммерчески активная деятельность невозможна без урегулирования вопросов двойного налогообложения и обмена фискальной информацией.
Чтобы иностранные плательщики не удерживали и перечисляли налоги в Китае и в России дважды, в 2021 году был подписан новый договор между КНР и РФ. Под его нормы с 2021 года подпадают доходы от источника, дивиденды и роялти, а также подразумевают обоюдный обмен информацией.
В силу особенностей территориального устройства, Китай вынужден был подписать подобные соглашения со своими же автономиями (Гонконг, Макао и даже спорной территорией островом Тайвань). В большинстве случаев в зону внимания международных договоренностей входят налог на прибыль и НДФЛ.
Часть участников международной экономической системы согласились лишь на обмен данными. К ним относятся Аргентина, Лихтенштейн, Виргинские и Каймановы острова, Багамы, Бермуды и Сан-Марино.
Правила предоставления отчетности
Традиционное празднование Нового года в Китае не имеет фиксированной даты и приходится на конец января – начало февраля. Однако в деле исчисления периодов для предоставления отчетов КНР придерживается общепринятых правил Григорианского календаря, то есть налоговый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
Пока отсутствует единый Налоговый кодекс Китая, который мог бы содержать одинаковые требования к срокам подачи годовой, поквартальной или ежемесячной отчетности. В каждом отдельном нормативном акте или временном положении приводятся свои рамки.
Например, крайняя дата предоставления декларации по НДФЛ зависит от вида полученного дохода и наличия налогового агента:
- годовая отчетность для резидентов при получении доходов из нескольких мест (в том числе из-за рубежа) или в целях реализации льготного вычета подается с 1 марта до 30 июня;
- получение пассивных доходов или выигрышей без налогового агента требует от налогоплательщика самостоятельной подачи декларации в ближайшие 15 дней от даты выплаты с одновременной уплатой подоходных обязательств.
Юридические лица обязаны подавать предварительную отчетность о прибыли (помесячно или поквартально в течение 15 дней после окончания периода), а также вносить авансовые платежи. Годовая отчетность подается до 31 мая следующего годового периода. Декларации по НДС составляются ежемесячно, до 15 числа следующего календарного периода.
Отследить сроки, воспользоваться онлайн-формами предоставления отчетов и даже оформить заявление на отсрочку для уплаты обязательств можно через .
Преследование за неуплату налогов
В сравнении с российскими китайские меры воздействия на хозяйствующие субъекты, не желающие платить налоги, в разы строже. Относительно недавно (еще до 2021 года) за уклонение от фискальных обязательств могли приговорить к смертной казни.
Отмена высшей меры тем не менее не означает послабления в отношении уклонистов и неплательщиков. В распоряжении фискальных служб КНР остались другие способы наказания:
- Административные – штрафы, кратно превышающие незадекларированные суммы. Например, при незаконном возврате экспортного НДС санкция может составлять от 1 до 5 размеров нарушения и повлечь запрет на возврат налога в будущем; в соответствии с главой V минимальный штраф составляет 2000 юаней.
- Конфискация незаконно полученных доходов в дополнение к штрафу и предписанию по уплате налогов.
- Ограничение выезда за пределы страны.
- Если плательщик игнорирует решение суда, но при этом совершает крупные приобретения, власти могут принудительно ограничить его личные расходы.
Срок давности по неуголовным нарушениям составляет 5 лет.
Если к субъекту хозяйствования уже дважды применялось административное взыскание, то при установлении нового факта сокрытия доходов его ждет уголовное наказание в виде тюремного заключения от 3 до 10 лет. Самая строгая мера предусмотрена за особо крупные размеры недоплаты сборов – более 100 000 юаней. Те же сроки предусмотрены и для контрабандистов.
Заключение
Феноменом КНР можно считать умение совместить, казалось бы, нежизнеспособную идею построения коммунизма с принципами рыночной экономики. Отчасти это было бы невозможно, если бы не было решено реформировать налогообложение в Китае и создать благоприятные условия для инвесторов и местных коммерсантов.
Кроме того, властям КНР удается удерживать равновесие в одновременных попытках упростить налоговое законодательство путем снижения фискальной нагрузки и обеспечить строжайший государственный надзор с целью противодействия коррупции и уклонению от исполнения обязательств.