Здание мариинского театра
Содержание:
- Площадки
- Репертуар
- Чем отличались спектакли XIX века и как актеры ставили их без режиссера
- Балетные спектакли
- История Театральной площади в Санкт-Петербурге
- Императрица Мария Александровна
- Когда в России появились первые театры и какими они были
- Литература
- Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
- Где находится и как добраться
- Театр имени императрицы
- Фестивали
- По законам технического прогресса
- Танцоры
- Как в Петербурге появились частные театры и что показывали рабочим и студентам
- [править] Ура! (или Открытие Мариинки)
- Сегодня
- Как в Петербурге начали ставить экспериментальные спектакли и что произошло с театром после революции
Площадки
Основное здание (слева) и вторая сцена Мариинского театра
- Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
- Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2), (ул. Декабристов, д. 34). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
- Концертный зал Мариинского театра (третья сцена и камерная сцена), (ул. Декабристов, д. 37 и ул. Декабристов, д. 39)
- Приморская сцена Мариинского театра (Владивосток, ул. Фастовская, д. 20)
- Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ, улица Тхапсаева, 18)
- Северо-Осетинская государственная филармония (Владикавказ, улица Миллера, 34)
В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов. Работает Высшая школа музыкального и театрального искусства Мариинского театра.
Репертуар
- Адажио Хаммерклавир
- Анна Каренина — версия Алексея Ратманского
- Аполлон
- Балет Империал (Балет № 2)
- Бэмби
- Баядерка
- Фабрика Болеро
- Медный всадник
- Камера-обскура
- Кармен-сюита
- Карнавал
- Кот на дереве
- Шопениана
- Хореографическая игра 3×3
- Золушка — версия Алексея Ратманского
- Концерт DSCH
- Le Corsaire
- Le Divertissement du roi
- Дон Кихот
- Элегия. Офелия
- Жар-птица
- Бахчисарайский фонтан
- Четыре сезона
- Жизель
- Инфра
- Посередине, несколько приподнятая ‘
- В ночи
- В джунглях
- Внутри линий ;;
- Драгоценности
- Легенда о любви — хореография Юрий Григорович
- Ленинградский симфонический оркестр
- Конек-Горбунок — версия Алексея Ратманского
- Маргарита и Арман
- Сон в летнюю ночь
- Les noces
- Щелкунчик -версия Мариуса Петипа
- Щелкунчик — версия Михаила Шемякина
- Пахита — версия Юрия Смекалова
- Paquita Grand Pas
- Павловск
- Le Parc
- Петрушка
- Петрушка — версия Владимира Варнавы и Константина Федорова
- Половецкие пляски (балет)
- Блудный сын
- Раймонда
- Le Réveil de Flore
- Ромео и Джульетта -версия Леонида Лавровского
- Русская увертюра
- Le Sacre Du Primtemps
- Sacre
- Шахерезада
- Скотч Симфония
- Второй я
- Серенада
- Шурале
- Соло
- Спящая красавица -версия Константина Сергеева
- Спящая красавица — версия Сергея Вихарева
- Спартак -версия Леонида Якобсона
- Le Spectre de la rose
- Каменный цветок
- Лебедь
- Лебединое озеро
- Ла Сильфида
- Сильвия
- Симфония до мажор
- Симфония в трех частях
- Тарантелла
- Па-де-де Чайковского
- Головокружительное возбуждение от точности
- Вариации для двух пар
- Концерт для скрипки № 2
- Без
- Ярославна. Затмение
- Барышня и хулиган
- 5 танго
Чем отличались спектакли XIX века и как актеры ставили их без режиссера
Спектакль представлял из себя тоже не то, что сейчас. Например, в апреле 1836 года прошла премьера «Ревизора»: на афише — сначала «Ревизор», а дальше «Сват Гаврилыч, или Сговор на яму». Какое отношение это имеет к «Ревизору»? Никакого. Просто спектакль показывался не один, а в сопровождении водевиля, который мог быть до или после спектакля — или и до, и после. И зритель был не обязан смотреть всё.
Репертуар был очень разнообразным, колоссальным, совершенно несопоставимым с нынешним по количеству спектаклей, идущих на сцене. В Александринском театре новые спектакли ставили каждые несколько дней. Это мог быть водевильчик, что-то маленькое, но всё равно — изволь роли выучить. Поэтому и существовали суфлеры: не потому, что людям было лень учить роли, а просто потому, что это было невозможно. Какие-то спектакли — тот же «Ревизор» — игрались десятилетиями, а водевиль могли пару раз сыграть и всё.
В XIX веке не было такого понятия, как режиссура. А это то, что удерживает спектакль более или менее одинаковым из раза в раз. Потому что режиссер создает какие-то правила, которые спектакль должен выдерживать. В XIX же веке актеры играли так, как хотели. Устраивали репетиции, но их было очень мало — могли сыграть с одной или двух репетиций. И каждый актер был как бы режиссером своей собственной роли. Поэтому в разные дни играли очень по-разному. Понятно, что среди актеров были более стабильные люди, но были и совсем стихийные. Русские трагики, например, вообще традиционно были пьющие.
Декорационные мастерские Мариинского театра. 1902 г. Фото: citywalls.ru
Балетные спектакли
Мариус Петипа
В 1869 г. балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа
. Он продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона, продолжал ставить классические спектакли «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Петипа
поставил на сцене Мариинского театра балеты Чайковского
«Спящая красавица» и в содружестве со Львом Ивановым – «Щелкунчик». Уже после смерти Чайковского на сцене Мариинского театра «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь. Здесь же Петипа поставил балет Глазунова
«Раймонда». Молодой Михаил Фокин
поставил в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина
, «Лебедя» Сен-Санса
, «Шопениану» на музыку Шопена
, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова
, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского
.
В 1886 г. балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.
В 1920 г. театр стал называться Государственным академическим театром оперы и балета, а с 1935 г. к этому названию прибавлялось: «имени С. М. Кирова». В театре продолжали ставить классику, но к ней прибавились и современные оперы: «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева
, «Воццек» А. Берга
, «Саломея» и «Кавалер розы» Р. Штрауса
. Появились в репертуаре и новые балеты: «Красный мак» Р. Глиэра
, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева,
«Лауренсия» А. Крейна
, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
и другие.
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна
«Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 г. оперой М.И. Глинки
«Иван Сусанин».
История Театральной площади в Санкт-Петербурге
Таатральная площадь в Санкт-Петербурге — одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных недалеко.
Летом 1766 года во времена правления Екатерины II на Дворцовой площади устраивали гуляния, маскарады для знати. Там были сооружены «карусели» (амфитеатры для конных игр). После завершения праздника гуляния было решено перенести в район Коломны, на территорию, примыкающую к Крюкову каналу. Теперь здесь горожане могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть на выступления комедиантов, прогуляться. Площадь называли Карусельной.
В 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр, который здесь строился с 1775 по 1783 гг. по проекту А. Ринальди. Это было первое в России монументальное здание — Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе. А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед каменным театром.
В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется ее нынешнее название — Театральная.
Сильный пожар 1811 год практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — все один партер». Здание Каменного театра полностью перестраивается для Петербургской консерватории (архитектор В. В. Николя). Инициатива основания ее в 1862 году принадлежит Рубинштейну. Это самое старое высшее музыкальное учебное заведение в стране.
На противоположной пустующей стороне во время правления Николая I строится деревянный Театр-цирк (архитектор А. К. Кавос). Но спустя 10 лет в 1859 году, здание сгорело. Под руководством того же архитектора цирк перестроен в Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.
Царская ложа и ложа министра императорского двора имели самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. Оформление и убранство театра были впечатляющими. Новый театр открылся 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».
Императрица Мария Александровна
Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны»
Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская.
По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища. Она основала бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов, положила начало новому периоду женского образования в России, учредила открытые всесословные женские учебные заведения (гимназии), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Она организовала Красный Крест в России, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны отдала много сил, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.
Императрица Мария Александровна при поддержке супруга Александра II
основала крупнейший в Петербурге и всей России театр (Мариинский) и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской фамилии, лично государыни, и, по настоянию императора Александра II, носили ее имя. Театр носит её имя и теперь. В фойе театра установлен бюст императрицы Марии Александровны.
Когда в России появились первые театры и какими они были
Официальный государственный театр появился в России в 1756 году по указу Елизаветы. В конце XVIII века строится Большой (Каменный) театр, который находился там, где сейчас консерватория. Он был еще больше Александринского и вмещал 1,5 тысячи человек. Большой театр существовал около 100 лет: в 1886 году его почти полностью разобрали и перестроили.
Некоторые театральные здания совсем не сохранились. Одно из них находилось недалеко от Летнего сада. Второе — на площади, где сейчас стоит Александринский театр; раньше там был театр Казасси. Александринский же построен в 1832 году. Мариинский театр начали строить в XIX веке — это был театр-цирк, и только в 1868 году он приобрел примерно тот вид, который имеет сейчас.
Все эти театры построены как итальянский ранговый, или ярусный, театр. Есть два основных принципа, . Первый — это амфитеатр (мы его знаем по стадиону, цирку или Эрмитажному театру): когда есть арена — или, как она называлась в Античности, орхестра — и ступени вокруг нее.
Литература
- Театр оперы и балета имени С. М. Кирова / составитель Т. С. Крунтяева; авторы очерков А. М. Соколова, Я. И. Лушина, А. К. Кенигсберг; общая редакция В. Н. Гурков; научный редактор А. С. Розанов. — Л.: Музыка, 1983. — 240 с. — 20 000 экз.
- Пантеон и репертуар русской сцены / Ф. Кони. — Петербург: СПб., 1850.
- Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. — М.: Искусство, 1987. — 556 с. — 25 000 экз.
- В. А. Теляковский. Дневники директора императорских театров. 1901—1903. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. Подгот. текста С. Я. Шихман и М. А. Малкиной. Коммент. М. Г. Светаевой и Н. Э. Звенигородской при участии О. М. Фельдмана. — М.: АРТ, 2002. — 702 с.
- В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903—1906 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. — М.: АРТ, 2006. — 928 с.
- В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906—1909 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. В. Хализевой и М. В. Львовой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. — М.: АРТ, 2011. — 928 с.
- Пресса
- Алексей Конкин. . «Российская газета» — вып. № 5320 (241) от 25 октября 2010. Дата обращения: 22 февраля 2011.
- Мария Табак. . РИА Новости (02.08.2011). Дата обращения: 22 февраля 2011.
- . РИА Новости (19.01.2011). Дата обращения: 22 февраля 2011.
- . Дата обращения: 22 февраля 2011.
- . РГРК «Голос России» (13.07.2010). Дата обращения: 22 февраля 2011.
- . Энциклопедия «Кругосвет». Дата обращения: 24 сентября 2011.
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.
В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.
Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».
На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.
Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.
Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.
Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.
Где находится и как добраться
Театр занимает в Санкт-Петербурге 3 здания, расположенные по разным адресам:
- основная сцена (Мариинка-1)- Театральная площадь, 1
- 2-ая сцена (Мариинка-2) – ул. Декабристов, 34
- 3-ая сцена (концертный зал или Мариинка- 3) – ул. Декабристов, 37
В театр можно удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:
- метро – ст. «Садовая» (Фрунзенско-Приморская линия), ст. «Сенная площадь» и «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия), ст. «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия), ст. «Спасская» (Правобережная линия)
- автобусом –No 2, 3, 6, 22, 27, 70
- маршрутным такси – No 1, 2, 62, 124, 154,169, 180, 186, 350
Театр имени императрицы
На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.
Мариинский театр в XIX веке
Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста
В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время
Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.
Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.
Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.
Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.
В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.
Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.
Фестивали
Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.
Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.
Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:
- балетный «Мариинский»
- оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
- современной музыки «Новые горизонты»
Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»
Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:
- фестиваль детских музыкальных театров-студий
- школы искусств в гостях у театра
- детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»
По законам технического прогресса
При своем рождении театр был оборудован по последнему слову театральных технологий тех времен. И он никогда не собирался отставать от технического прогресса! Да ведь и сам Петербург непрерывно рос, меняя облик в соответствии с веяниями времени. Первая крупная реконструкция театра состоялась в 1802-1803 гг. по проекту знаменитого архитектора Тома де Томона: была изменена и внутренняя планировка, и внешний вид. В 1836 г. внесены изменения для лучшей акустики: купол зала заменили плоским перекрытием, убрали колонны, увеличили объем зала и придали ему форму подковы. Всё это случилось еще до пожара. За этим последовал переезд в новое здание – еще более совершенное. В 1885 г. к левому крылу здания пристроен трехэтажный корпус для театральных мастерских и других технических помещений. В 1894 году деревянные стропила заменили стальными, надстроили боковые флигели, расширили фойе. В 1968–1970 гг. во время очередной генеральной реконструкции было увеличено левое крыло здания. В последние годы Мариинка тоже прошла через реконструкцию. Сегодня у театра три сцены, и одна из них от открыта совсем недавно – в 2013 г.
Танцоры
Основу балета Мариинского театра составляют артисты:
Руководители
- Екатерина Кондаурова
- Олеся Новикова
- Оксана Скорик
- Алина Сомова
- Виктория Терешкина
- Диана Вишнева
- Тимур Аскеров
- Евгений Иванченко
- Кимин Ким
- Игорь Кольб
- Ксандер приход
- Владимир Шкляров
- Андрей Ермаков
Первые солисты
- Надежда Батоева
- Мария Хорева
- Анастасия Колегова
- Анастасия Матвиенко
- Мэй Нагахиса
- Екатерина Осмолкина
- Рената Шакирова
- Кристина Шапран
- Мария Ширинкина
- Елена Евсеева
- Александр Сергеев
- Филипп Степин
- Константин Зверев
Вторые солисты
- Мария Буланова
- Екатерина Чебыкина
- Надежда Гончар
- Мария Илюшкина
- Александра Иосифиди
- Анастасия Лукина
- Валерия Мартынюк
- Анастасия Нуйкина
- Яна Селина
- Татьяна Ткаченко
- Виктор Кайшета
- Роман Беляков
- Евгений Коновалов
- Иван Оскорбин
- Юрий Смекалов
- Алексей Тимофеев
- Василий Ткаченко
- Давид Залеев
- Максим Зюзин
Персонажи-солисты
- Елена Баженова
- Ольга Белик
- Алина Красовская
- Алиса Русина
- Ислом Баймурадов
- Сослан Кулаев
- Владимир Пономарев
- Дмитрий Пыхачев
- Василий Щербаков
- Андрей Яковлев
Корифеи
- Влада Бородулина
- Виктория Брилева
- Юлиана Черешкевич
- Ксения Дубровина
- Шамала Гусейнова
- Дарья Ионова
- Виктория Краснокутская
- Анастасия Никитина
- Ксения Острейковская
- Екатерина Петрова
- Анастасия Петушкова
- Злата Ялинич
- Никита Корнеев
- Всеволод Маевский
- Федор Мурашов
- Алексей Недвига
- Григорий Попов
- Александр Романчиков
- Андрей Соловьев
- Илья Живой
Как в Петербурге появились частные театры и что показывали рабочим и студентам
После 1860-х годов начинается некоторое освобождение. Появляется больше людей, которые ходят в театр иногда: студенты, курсистки, независимые женщины, купеческое сословие, новая буржуазия.
Конечно, это связано с политическими изменениями, с реформами Александра. Перестали разделять пространство партера и места за креслами — так, в общем, театр отозвался на то, что происходило в обществе.
В 1882 году разрешаются частные театры
Это было очень важное событие: до этого существовали крепостные театры, но они были семейными, а публичные частные театры, в которые можно купить билеты, возникли только после 1882 года. Этого все ждали и очень хотели, Островский много писал о том, что это должно быть.
Появляется театр, который сперва называется Театром литературно-артистического кружка, потом — литературно-художественного общества, потом — театром Суворина. Это здание, где сейчас находится БДТ.
В частных театрах оказывается полегче с цензурой. Суворинский, или Малый, театр был очень даже серьезным в плане репертуара. Там, например, впервые ставится «Царь Федор Иоаннович» Толстого, которая 30 лет была под запретом. Или «Власть тьмы» Толстого — страшная пьеса, в которой на сцене убивают новорожденного младенца и которая была под запретом 10 лет. Там же впервые показывают «Преступление и наказание» — это вообще роман, и чтобы его поставить, надо было сперва переделать в пьесу. А для XIX века это нехарактерная ситуация.
В частных театрах полегче и в плане этикета. Императорский театр отличался тем, что туда является император, и все должны были быть к этому готовы — поэтому правила строже. В этих же театрах, конечно, гораздо более свободная форма посещения: и в поведении, и в том, как человек одет.
Кроме того, в конце XIX века появляются совсем демократичные театры — для рабочих. Например, Василеостровский театр и Народный дом, который был в ведении Общества попечительства о народной трезвости. Просвещением хотели максимально объять люд достаточно дикий, который обычно пошел бы в кабак. Эта демократичная аудитория приходила совсем в зипунах, хотя они, конечно, старались одеться торжественнее.
Эти театры устраивали летом открытые сцены в садах и парках, которые были еще дешевле. Даже там могли ставить и Шиллера, и Шекспира, и Чехова.
Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия», режиссер Александр Таиров, 1933 год
[править] Ура! (или Открытие Мариинки)
Новый императорский театр — еще до своего открытия — получил название Мариинский.
Общее количество зрительских мест возросло по сравнению с театром-цирком — 1625.
Царская ложа была украшена монограммой: сочетанием первых букв имен Марии Александровны и Александра II. Помимо официальной царской ложи была еще и семейная царская ложа напротив директорской ложи. В стене семейной царской ложи была выстроена потайная дверь, ведущая прямо на «женскую сторону» — очевидно, чтобы императору легче было поприветствовать понравившуюся артистку.
Официальная царская ложа (восстановленная). Современный вид. Фото: Н.Разина
Открылся императорский Мариинский театр 14 октября (2 октября ст.ст.) 1860 года оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» — под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова, отца будущего знаменитого композитора Анатолия Лядова.
На следующий вечер после открытия театра 3 октября 1860 был дан спектакль по пьесе А. Н. Островского «Гроза» (эта постановка уже год с успехом шла на сцене Александинского театра), а 10 октября состоялась премьера еще одной пьесы А. Н. Островского «Старый друг лучше новых двух» в пользу вдовы и детей недавно скончавшегося великого русского драматического актера, артиста Петебургской императорской труппы А. Е. Мартынова.
Сегодня
Балет Мариинского театра сегодня признан одной из величайших балетных трупп мира, в которой работают более 200 танцоров, в том числе резервная труппа и характерные артисты. Директор балета Мариинского театра — Юрий Фатеев.
Будучи по образцу других ведущих оперных театров / балета , таких как Королевский оперный театр , Лондон и Ла Скала , Милан , Мариинского балета и Мариинский театр оперы и приходят под руководством Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя. Гергиев также является директором оперной труппы. Обе компании работают как отдельные подразделения.
Как в Петербурге начали ставить экспериментальные спектакли и что произошло с театром после революции
В 1901 году начались ежегодные гастроли Московского художественного театра — это первый режиссерский театр, негосударственный, в котором два человека — Станиславский и Немирович-Данченко — организовывали всё и отвечали за всё. Они произвели огромное впечатление своими спектаклями, где был актерский ансамбль, выразительные декорации, с помощью которых хотели создать атмосферу, максимально похожую на жизнь.
Экспериментальный театр возникает тогда, когда возникает режиссура. Потому что в театре эксперимент — это новое решение всего спектакля, а не просто один хороший актер. И если Станиславский считал, что в театре всё должно быть как в жизни, то Мейерхольд, наоборот, воспринимал театр как игру. И он начинает свои эксперименты в театре на Офицерской — ныне улице Декабристов — в 1906–1907 годах (в начале ХХ века на улице Декабристов, 35–39 находился Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской — прим. «Бумаги»). Ставит пьесы Метерлинка, Леонида Андреева. И, как во всяком режиссерском театре, тут всё работает на создание образа: свет, декорации, пластика актеров. Люди ходят с большим интересом, часто им не нравится, но всё равно для них это что-то новое.
После октябрьских событий, когда в театр, в те самые ложи, пошли все, спектакли сначала объявили бесплатными. Театры были в ужасе: на что жить? Но они несколько дней побастовали и перестали.
Поначалу возникло очень много бесплатных спектаклей, которые давались для рабочих, красноармейцев. Например, организовался Эрмитажный театр. Но он не имел прямого отношения к тому Эрмитажному театру, который мы знаем. Играли в Гербовом зале Зимнего дворца, который тогда назывался Дворцом искусств. Там работал Мейерхольд, Анненков — они сперва хотели проводить всякие эксперименты, но их обязали ставить и спектакли для рабочих. В 1919 году они успели показать около 40 спектаклей для красноармейцев совершенно бесплатно. Это была классика: и Мольер, и Толстой — по пьесе «Как чертенок краюшку заслужил». Этот спектакль был цирковой, шумный, громкий, эффектный. Народ шел вовсю. К сожалению, их очень быстро прикрыли — театр существовал около полугода.