Музейный комплекс линия сталина в минске

Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?

Концепция строительства мощных оборонительных приграничных укреплений была широко распространена после Первой Мировой войны. Свои укрепленные линии строили во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Финляндии.

Справедливости ради надо заметить, что французская Линия Мажино также была построена лишь на 50% от первоначального замысла. Но Линия Сталина на фоне французских укреплений даже по замыслу выглядит слишком бледно .

Военные теоретики считали, что комплекс укрепрайонов сможет помешать внезапному удару и даст возможность развернуть армии мирного времени. В СССР задачи и назначение укрепленных районов были сформулированы в Уставе РККА, в разработке которого приняли участие такие специалисты как М. Д. Карбышев, Г.С. Иссерсон.

Конечно, вопрос о том, смогла бы сдержать немецкое наступление Линия Сталина, будь она построена в полном соответствии с планами носит сугубо теоретический характер. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что решающей роли укрепрайоны сыграть не смогли бы.

Для этого достаточно рассмотреть реальные боевые действия, как в Великой Отечественной войне, так и бои на Линии Мажино в 1940 году.

В отдельных случаях советские укрепрайоны держали оборону несколько дней, но только при условии их наполнения полевыми войсками. Таковыми в первую очередь являлись Остропольский, Летичевский и Могилев-Ямпольский УРы.

Однако, немецкие части обошли эти УРЫ и дальнейшему наступлению танковых групп они уже не мешали. Поэтому, хоть и есть многочисленные примеры сопротивления гарнизонов отдельных ДОТов на Линии Молотова и Линии Сталина, их действия никакого влияния на общую оперативную, и тем более, стратегическую обстановку не оказали.

Кроме того, даже при фронтальном наступлении укрепленные районы не сопротивлялись долго. Как показал опыт боев на Линии Сталина и Линии Мажино, прорыва Красногвардейского УРа под Ленинградом, Вермахт, хоть и с усилиями, но прорывал оборону. Использование артиллерии большой и особой мощности, инженерных войск и, самое главное, авиации, позволяло уничтожать ДОТы или блокировать их. Даже самые совершенные французские и бельгийские форты с их бронированными скрывающимися орудийными башнями, легко выводились из строя огнём прямой наводкой. Танки легко проходили в интервалах между мощнейшими фортами. А что касается авиации, то о ней при создании укрепрайонов во всех странах как-то… забыли. Считалось, что гарнизоны укреплений защищены от авиационных ударов железобетоном. Однако это оказалось ошибкой, и примером тому может служить Кингисепский УР, при прорыве которого решающую роль сыграла именно авиация.

В целом можно смело констатировать, что укрепленные районы в период Второй Мировой войны уже не могли претендовать на самостоятельную роль, но могли составлять костяк обороны полевых войск. И только в этом качестве их и стоит рассматривать.

Примечания[править]

  1. В годы Второй мировой «линиями» также называли рубежи с обычными полевыми укреплениями, пусть даже усиленные бетонными сооружениями. Разница примерно как между домом «нового русского» и избушкой лесника: если довоенные линии специально проектировались для прикрытия участков границы и включали в себя сооружения на грани платёжеспособности страны (доты-миллионники), то линии времен войны усиливались ДОТами по мере возможности, чаще всего из сборного железобетона, и на тех позициях, которые были.
    • Черные кружки со стрелками (например, 416, 417) — ДОТ-ы фронтально-косоприцельного огня, каждая стрелка — сектор обстрела.
    • Маленькие черные кружки с одной стрелкой (420) — малые ДОТ-ы
    • Квадрат со стрелками вверх-вниз (410) — капонир
    • Треугольник, вписанный в круг (407) — артиллерийский наблюдательный пункт
    • Небольшие квадратики с тройными стрелками (405, 406) — орудийные площадки ТАУТ.
  2. В боях под Ленинградом было как минимум два места, где нами же вырытый ров стал крепкой немецкой позицией: Невский пятачок и район Красного Бора
  3. Такие блокгаузы по большей части постоянных гарнизонов не имели, в случае войны их должна была занимать обычная пехота
  4. Противотанковые рвы ДОЛЖНЫ продольно простреливаться артиллерией — иначе они бесполезны

Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?

Концепция строительства мощных оборонительных приграничных укреплений была широко распространена после Первой Мировой войны. Свои укрепленные линии строили во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Финляндии.

Справедливости ради надо заметить, что французская Линия Мажино также была построена лишь на 50% от первоначального замысла. Но Линия Сталина на фоне французских укреплений даже по замыслу выглядит слишком бледно .

Военные теоретики считали, что комплекс укрепрайонов сможет помешать внезапному удару и даст возможность развернуть армии мирного времени. В СССР задачи и назначение укрепленных районов были сформулированы в Уставе РККА, в разработке которого приняли участие такие специалисты как М. Д. Карбышев, Г.С. Иссерсон.

Конечно, вопрос о том, смогла бы сдержать немецкое наступление Линия Сталина, будь она построена в полном соответствии с планами носит сугубо теоретический характер. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что решающей роли укрепрайоны сыграть не смогли бы.

Для этого достаточно рассмотреть реальные боевые действия, как в Великой Отечественной войне, так и бои на Линии Мажино в 1940 году.

В отдельных случаях советские укрепрайоны держали оборону несколько дней, но только при условии их наполнения полевыми войсками. Таковыми в первую очередь являлись Остропольский, Летичевский и Могилев-Ямпольский УРы.

Однако, немецкие части обошли эти УРЫ и дальнейшему наступлению танковых групп они уже не мешали. Поэтому, хоть и есть многочисленные примеры сопротивления гарнизонов отдельных ДОТов на Линии Молотова и Линии Сталина, их действия никакого влияния на общую оперативную, и тем более, стратегическую обстановку не оказали.

Кроме того, даже при фронтальном наступлении укрепленные районы не сопротивлялись долго. Как показал опыт боев на Линии Сталина и Линии Мажино, прорыва Красногвардейского УРа под Ленинградом, Вермахт, хоть и с усилиями, но прорывал оборону. Использование артиллерии большой и особой мощности, инженерных войск и, самое главное, авиации, позволяло уничтожать ДОТы или блокировать их. Даже самые совершенные французские и бельгийские форты с их бронированными скрывающимися орудийными башнями, легко выводились из строя огнём прямой наводкой. Танки легко проходили в интервалах между мощнейшими фортами. А что касается авиации, то о ней при создании укрепрайонов во всех странах как-то… забыли. Считалось, что гарнизоны укреплений защищены от авиационных ударов железобетоном. Однако это оказалось ошибкой, и примером тому может служить Кингисепский УР, при прорыве которого решающую роль сыграла именно авиация.

В целом можно смело констатировать, что укрепленные районы в период Второй Мировой войны уже не могли претендовать на самостоятельную роль, но могли составлять костяк обороны полевых войск. И только в этом качестве их и стоит рассматривать.

Пушки и пулеметы, старые и новые

Линия Сталина, в отличие от Линии Молотова имела очень мало артиллерии. В тринадцати УРах к началу 1938 года имелось лишь 222 капонирных пушки и 99 орудий полевой артиллерии. Впрочем, согласно «Энциклопедии отечественной артиллерии» А. Широкорада в 1936 году в РККА капонирных установок с 76-мм пушками обр. 1900 г. было 54, а с 76-мм пушками обр. 1902 г. — 472. А надо учесть, что в это время строилось ещё и тринадцать укрепрайонов на Дальнем Востоке.

Столь малое количество артиллерии отнюдь не свидетельствовало о том, что руководство РККА собиралось сдерживать наступление врага одними пулеметами. Возможности промышленности не позволяли удовлетворить требования армии. Не то чтобы в РККА не хватало вооружения, его было больше чем в любой стране мира, но Красная Армия постоянно росла в размерах и требовала все больше и больше современных образцов оружия и техники. Промышленность же не справлялась с возрастающими требованиями, постоянно срывая планы.

Потому создаваемые укрепления вооружать было нечем. Чтобы как-то решить вопрос, стали использовать устаревшее и трофейное вооружение со складов. В результате Линия Сталина превратилась в подобие артиллерийско-пулеметного музея. Кроме отечественных «Максимов» там стояли пулеметы Гочкиса, Виккерса, Кольта, оставшиеся ещё с Первой Мировой. Среди полевых орудий встречались даже 3,42-дм полевые пушки обр. 1877 года. Тяжелая артиллерия была представлена 6-дм пушками в 120, 190 и 200 пудов и их французскими ровесницами калибра 155 и 120 мм. В качестве противотанковых орудий в ДОТы ставили морские 47-мм пушки Гочкиса и 37-мм батальонные пушки Розенберга. Использовались танковые башни и отдельные 45-мм танковые пушки.

При строительстве Линии Молотова противотанковой обороне уже уделяли гораздо больше внимания . Если на Линии Сталина около 10% ДОТов имели артиллерийское вооружение, то в УРах на новой границе этот показатель планировали увеличить до 30%. В СССР были разработана и принята на вооружение установка ДОТ-4 с 45-мм пушкой и пулеметной установкой Силина. До начала войны их успели выпустить более 800, но в войска поступило лишь 410 установок. Были созданы казематные установки с 76-мм пушкой Л-17 и ДОТ-2. Первых заказали 600 единиц, вторых — 200 в 1939 и ещё 200 в 1941 году.

Разрабатывались бронированные башни с 45-мм и 76-мм пушками, казематные установки 57-мм и 107-мм пушек, но все это не было принято на вооружение.

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

Вперёд, на Запад

В сентябре 1939 года западная граница СССР ушла далеко на запад, а летом 1940 года, в связи с присоединением Прибалтики к СССР, примерно на пятьсот километров сократилась её протяжённость. В связи с переносом границы и под впечатлением сопротивления, оказанного финнами на линии Маннергейма, нарком обороны Ворошилов и начальник Генштаба Шапошников в январе 1940 года предложили Сталину сооружение линии укрепрайонов вдоль новой границы. Сначала было намечено построить девять УРов в присоединённой части Польши, после присоединения Прибалтики запланировали ещё четыре УРа в Литве. На юге эта новая линия должна была упираться в Карпаты, южнее же, на новой границе с Венгрией и Румынией, не предполагалось строить укреплений.

Протяжённость новой линии (западная пресса назвала её «линией Молотова»; к слову название «линия Сталина» тоже было неофициальным и использовалось почти только на Западе) должна была быть всего около 1300 км. Поэтому её предполагалось сделать практически сплошной.

К началу войны в июне 1941 года линия Молотова была готова, по оценкам, всего только на 15-20%. То есть никак. Потому что, как невозможно воевать на танке или самолёте с 20%-ной боеготовностью, точно также непригоден для боя и УР, готовый к бою настолько же. Все намеченные фортификации строились одновременно, а не последовательно. То есть, не было ни одного целиком готового оборонительного сооружения.

Организационная структура укреплённого района

Как формирования

Оборона УРов должна осуществляться крепостными войсками, однако к ним могли быть добавлены полевые войска, в том числе артиллерия

Конечно, состав войск УР зависел от местности, важности прикрываемого направления, имеющихся сооружений. Укрепрайоны «Линии Сталина» имели полноценную полосу обеспечения, которая давала и время для занятия позиций в случае наступления противника (в отличие от «Линии Молотова», которую занять войска просто не успели).

Как сооружения

УР мог включать в свой состав:

  • Долговременные укрепленные позиции (инженерные сооружения):
    • окоп;
    • траншея;
    • блиндаж;
    • ход сообщения;
    • бронеколпак;
    • ДОТ;
    • ДЗОТ;
    • ЖБОТ;
    • каземат;
    • капонир;
    • бастион;
    • форт.
    • Пункт наблюдения
    • Командный бункер
  • Заграждения:

    • управляемые и неуправляемые минные поля;
    • проволочные заграждения;
    • надолбы;
    • эскарп;
    • контрэскарп;
    • противотанковый ров;
    • противотанковые ежи.
  • Войска укреплённых районов (войска УР).

Музей «Линия Сталина» в Псковской области

Линия Сталина есть не только в Беларуси, но и в Российской Федерации, в Псковской области. Этот мемориал несколько меньше, нежели в Белоруссии, но имеет такую же насыщенную историю. Музей «Линия Сталина» в городе Острове Псковской области был открыт в 2009 году. Комплекс разместился на территории в 18,5 гектаров. Вниманию посетителей музея представлены ДОТы 1930-х годов, землянки, также работниками музея и добровольцами были воссозданы окопы, противотанковые и противопехотные заграждения, ходы-сообщения. На карте Линия Сталина в Псковской области находится в 5 километрах от с. Захаркино, в районе деревни Холматка.

Посетители музея отмечают, что здесь работают опытные и грамотные экскурсоводы, которые детально рассказывают о военных событиях на данной территории, подробно отвечают на многочисленные вопросы туристов.

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Великая Отечественная война

Тактика обороняющихся и наступающих

Германская армия имела опыт уничтожения ДОТов. Немцы посылали в бой танки, которые вызывали огонь на себя, после чего обнаружившие себя ДОТы фиксировались на картах противника и их подавление становилось делом времени. Прямое попадание в амбразуру неподвижно стоящего дота, как правило, вызывало повреждение тросов, на которых крепилась бронеплита, прикрывающая амбразуру артиллерийского дота при обстреле. После этого разрушить орудие уже было просто.

Однако, в отличие боёв на Линии Мажино во Франции, на Линии Сталина гитлеровцы столкнулись с новым для себя явлением. «Западнее Заславля на уничтожение 26 русских бункеров дивизии пришлось потратить целых два дня, — свидетельствует рапорт штаба 12-й танковой дивизии вермахта о боях 27 и 28 июня в Минском укрепрайоне. — В полосе наступления дивизии почти все без исключения доты были хорошо замаскированы, имели обширные, перекрывающие друг друга сектора обстрела, которые эффективно прикрывали дороги и подступы к самим сооружениям. Почти во всех бункерах были обнаружены по 3 амбразуры. Наблюдение из дотов велось через перископы. Некоторые из бункеров имели полностью изолированные друг от друга казематы, от чего приходилось отдельно уничтожать каждый из них…

Сопротивление русских было разным и, возможно, зависело от личности командира. Одни гарнизоны дотов дрались до последнего солдата. Другие закрывали амбразуры при первом же выстреле прямой наводкой и поднимались в атаку. Третьи покидали казематы и занимали позиции в предполье, где оборонялись с исключительным упорством. Были и такие умолкшие бункеры, что не подавали никаких признаков жизни. Но когда штурмовые группы думали, что с русскими уже покончено, они вдруг открывали кинжальный огонь в упор. Такие „воскресшие“ доты вечером 27 июня наделали нам немало бед, чем замедлили продвижение дивизии вперёд. Поэтому рекомендуется все без исключения бункеры уничтожать силами специальных сапёрных команд».

Для борьбы с ДОТами вермахт использовал штурмовые сапёрные группы, которые, обходя огневые точки с тыла, подрывали входы, а также использовали вентиляционные шахты и обзорные перископы для подрыва, заброски газовых гранат или горючих веществ с последующим поджогом. Чтобы им противостоять, ДОТы должна была прикрывать артиллерия, которая била с тыла по окружности, препятствуя проникновению штурмовых групп, а также линии обороны перед ДОТами, которые в условиях стремительного наступления немцев устроить не успевали. Бетонное устройство построенных в 1920-30-е годы защитных стенок не выдерживало ударов тяжёлой артиллерии калибром свыше 150 мм, которая в распоряжении немцев имелась.

Поскольку в первый период войны большинство советских дивизий удерживали участки фронта, в 3-4 раза превышающие по протяжённости уставные 10-12 км, сил артиллерии не хватало даже на поддержание воюющих соединений, не говоря уже о защите ДОТов. Например, на Минск наступали 7-я, 20-я и 12-я танковые дивизии вермахта, которым противостояла на фронте протяжённостью около 50 км всего одна 64-я стрелковая дивизия.

Каменец-Подольский УР

Каменец-Подольский укрепрайон строился в 1938-41 годах.
Ширина по фронту – 60 км,
имел 159 сооружений. Размещалось 4 артиллерийско-пулемётных
батальона. С 5 июля 1941 – также 96-я горнострелковая дивизия.

7 июля 1941 Ставка Главного
Командования директивой № 00226 приказала командующему войсками Южного фронта:

«Из Каменец-Подольского
УРа снять вооружение и оборудование и гарнизоны
вывести на усиление обороны коридора между Летичевским
и Могилев-Ямпольским УРами
на участке Копай-Город, Ольховец.»

Этот рубеж
был на 80 км
восточнее Каменец-Подольского. По сводкам штаба
Южного фронта, из укрепрайона было вывезено 22 орудия (из имевшихся 102), 300
станковых пулемётов и 1,5 млн патронов (из имевшихся
11 млн). В директиве № 00319 (13 июля 1941) Ставка
Верховного Командования выразила своё недовольство этим фактом.

11 июля 1941 укрепрайон без боя пройден
венгерскими войсками.

Время работы, цена билетов, парковка

Музей «Линия Сталина» под Минском работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Но на территории комплекса расположено много разных экспозиций и аттракционов: холощенная стрельба, катание на технике и так далее. У каждой такой секции свой отдельный график работы, который можно уточнить на официальном сайте музея.

Цена на билеты очень демократическая: вход для взрослого стоит почти 450 рублей, а для ребенка – 220 рублей. На территории музея предусмотрены две стоянки для автотранспорта. Они платные. За легковой автомобиль и микроавтобус посетителям придется отдать около 100 рублей, а за туристический автобус – 125 рублей.

В связи с тем, что на территории исторического музея часто проходят реконструкции боев, цена билетов может меняться. Для получения дополнительной информации туристы могут ознакомиться с онлайн афишей «Линии Сталина».

Киевский УР

Киевский
укрепрайон прикрывал подступы к Киеву с северо-запада, запада и юго-запада,
упираясь флангами в западный берег реки Днепр. Ширина по фронту – около 85 км, имел 24 артиллерийских
бункера, 184 пулемётных ДОТа, 12 командных бункеров.
С июля 1941 укрепрайон оборонялся 5 пулемётными батальонами, 2 гаубичными
артполками, 3 противотанковыми артдивизионами, 2 воздушно-десантнымибригадами, 2 артиллерийскими училищами,
полком войск НКВД, а также подразделениями двух стрелковых дивизий, отошедших с
запада.

Утром 11 июля
1941 на подступах к укрепрайону появились немецкие разведдозоры (13-й танковой
дивизии). Бои в юго-западном секторе укрепрайона начались с 3 августа. 7 августа немецкие войска
прорвали южный фас укрепрайона, подошли к пригородам Киева, но к 15 августа
были оттеснены частями советской 37-й армии (сформированной из войск,
оборонявших Киевский укрепрайон, под командованием генерал-майора А.А.Власова).

16 сентября главнокомандующий войсками Юго-Западного направления
маршал Тимошенко, располагавшийся со своим штабом под Полтавой,отдал устный приказ (по свидетельству Баграмяна)
оставить Киев и отходить на реку Псёл (200 км восточнее Киева),
поскольку не только Киевский укрепрайон, но и все армии Юго-Западного фронта
были почти окружены немецкими войсками. 17
сентября
1941 (в 23:40) Ставка Верховного Главнокомандования директивой №
002087 разрешила оставить Киевский укрепрайон и город Киев.

Могла бы Линия Сталина остановить немецкое наступление?

Концепция строительства мощных оборонительных приграничных укреплений была широко распространена после Первой Мировой войны. Свои укрепленные линии строили во Франции, Германии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Финляндии.

Справедливости ради надо заметить, что французская Линия Мажино также была построена лишь на 50% от первоначального замысла. Но Линия Сталина на фоне французских укреплений даже по замыслу выглядит слишком бледно .

Военные теоретики считали, что комплекс укрепрайонов сможет помешать внезапному удару и даст возможность развернуть армии мирного времени. В СССР задачи и назначение укрепленных районов были сформулированы в Уставе РККА, в разработке которого приняли участие такие специалисты как М. Д. Карбышев, Г.С. Иссерсон.

Конечно, вопрос о том, смогла бы сдержать немецкое наступление Линия Сталина, будь она построена в полном соответствии с планами носит сугубо теоретический характер. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что решающей роли укрепрайоны сыграть не смогли бы.

Для этого достаточно рассмотреть реальные боевые действия, как в Великой Отечественной войне, так и бои на Линии Мажино в 1940 году.

В отдельных случаях советские укрепрайоны держали оборону несколько дней, но только при условии их наполнения полевыми войсками. Таковыми в первую очередь являлись Остропольский, Летичевский и Могилев-Ямпольский УРы.

Однако, немецкие части обошли эти УРЫ и дальнейшему наступлению танковых групп они уже не мешали. Поэтому, хоть и есть многочисленные примеры сопротивления гарнизонов отдельных ДОТов на Линии Молотова и Линии Сталина, их действия никакого влияния на общую оперативную, и тем более, стратегическую обстановку не оказали.

Кроме того, даже при фронтальном наступлении укрепленные районы не сопротивлялись долго. Как показал опыт боев на Линии Сталина и Линии Мажино, прорыва Красногвардейского УРа под Ленинградом, Вермахт, хоть и с усилиями, но прорывал оборону. Использование артиллерии большой и особой мощности, инженерных войск и, самое главное, авиации, позволяло уничтожать ДОТы или блокировать их. Даже самые совершенные французские и бельгийские форты с их бронированными скрывающимися орудийными башнями, легко выводились из строя огнём прямой наводкой. Танки легко проходили в интервалах между мощнейшими фортами. А что касается авиации, то о ней при создании укрепрайонов во всех странах как-то… забыли. Считалось, что гарнизоны укреплений защищены от авиационных ударов железобетоном. Однако это оказалось ошибкой, и примером тому может служить Кингисепский УР, при прорыве которого решающую роль сыграла именно авиация.

В целом можно смело констатировать, что укрепленные районы в период Второй Мировой войны уже не могли претендовать на самостоятельную роль, но могли составлять костяк обороны полевых войск. И только в этом качестве их и стоит рассматривать.

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.

Кто же разрушил Линию Сталина?

В одной из книг широко известного автора Суворова-Резуна есть глава под названием «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?». В этой главе автор красочно (хоть и совершенно неграмотно) описывает огромную мощь советских укрепленных районов, а затем не менее красочно описывает, как их разрушали и зачем.

Фантазии Резуна появились не на пустом месте. В послевоенных исторических трудах и мемуарах, неоднократно высказывалась мысль, что если бы Линию Сталина не разрушили, то немцы не дошли до Москвы и Ленинграда, во всяком случае, так быстро. Информация о разрушении ДОТов Линии Сталина служила хорошим и понятным объяснением причины поражений. Причём виноватым был сам Сталин, якобы отдавший приказ уничтожить линию укреплений, названную его именем. Кстати, название «Линия Сталина» в СССР никогда до войны не использовалось, оно вообще появилось на западе.

Однако, реальное положение дел, кардинально отличалось от описываемого.

Во-первых, мощь укрепленных районов была существенно преувеличена, а сравнение с французской Линией Мажино или бельгийскими укреплениями, не выдерживает никакой критики.

Изначально было построено 13 укрепрайонов. Подавляющее большинство укреплений в них представляли простейшие одно- реже двухамбразурные ДОТы с пулеметным вооружением, предназначенные для фронтального огня. Количество артиллерийских ДОТов не превышало 10%. Глубина обороны была небольшой, интервалы между укрепленями слишком велики.

Как показала проведенная в 1938-1939 годах инспекция, укрепленные районы оказались совершенно небоеспособны. Планы по строительству не выполнены, а построенные сооружения не соответствовали требованиям. Артиллерийскими орудиями они были обеспечены лишь на треть, причем почти всё это были артиллерийские системы 1877-1895 годов, взятые со складов после долгого хранения. Не лучше обстояло дело и с пулеметным вооружением, среди которого был очень высокий процент иностранных образцов.

Тогда было принято решение срочно ликвидировать недостатки и начать строительство ещё восьми новых укрепрайонов. Причем в новых УРах процент артиллерийских сооружений должен был уже составлять 20-30%.

Однако, вскоре началось строительство оборонительных сооружений на новой границе, известных как Линия Молотова, которые потребовали значительных ресурсов. Поэтому планы по усилению Линии Сталина не были реализованы.

Михаил Свирин в статье «Зачем Сталин уничтожил Линию Сталина?» ещё в 1997 году привел массу фактов вопиющей неготовности большей части объектов укрепрайонов. Он же сообщает и полном отсутствии данных о каком-либо уничтожении укреплений на Линии Сталина или её разоружении. Укрепрайоны просто не были достроены. Причины тому были как объективные: слабые возможности промышленности, так и субъективные, проще говоря, обычная бесхозяйственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector