Чукчи

Одежда и «памперсы» по-чукотски

Традиционные символы и орнамент до сих пор часто появляется в одежде чукчей. Надо сказать, что традиционный наряд не слишком изменился со временем. Для зимней одежды используются оленьи шкуры, а женский вариант наряда – это меховой комбинезон, поверх которого надевают тёплую дублёнку. Летом наиболее популярным материалом выступает лёгкая замша оленя.

Интересно, что даже у новорождённых детей есть свой вариант национальной одежды. Это своего рода комбинезон, что зашит со всех сторон. Разрез есть только сзади, чтобы матери могли заменить так называемые чукотские «памперсы». Сделаны они из моха с шерстью оленя, что обеспечивает и мягкость, и антибактериальный эффект.

Чукотские девушки в национальной одежде

Костюм чукчи

Зимняя национальная одежда чукчей

Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков — молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой — мехом к телу, внешний — мехом наружу.

Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.

Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.

Летняя одежда чукчей

Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.

Одежда младенца представляет собой комбинезон с наглухо зашитыми краями рукавов и штанин. На его задней стороне, там где у ребенка находится попа, есть специальный разрез, через который подкладываются чистые и вытаскиваются грязные «пеленки».  Почему слово «пеленки» мы взяли в кавычки? Потому что они мало похожи на привычные нам пеленки — это мох с оленьей шерстью. Это, скорее, памперс по-чукотски.

Национальная женская прическа — косы, украшенные пуговицами и бусами.

Быт чукчей


Традиционное чукотское стойбище

В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2—3 дома. Перекочёвки совершали по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускались к морю. Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак — преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2—3 жены); среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование жёнами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли.

Жилище 

Жилище чукчей называется яранга и представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо заделываемой с пола. Помещение хорошо прогревается, из-за чего обитатели яранги ходят в ней голыми.

Одежда


Чукчи Анадыря

У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы; мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду; мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду; женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего телёнка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Причёски

Причёски чукотских женщин состоят из заплетённых по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами. Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

 

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

Религия чукчей

Традиционные религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

Исконные верования — анимизм; персонифицирование и обоготворение отдельных областей и явлений природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворона), звёзды, солнце и луну; вера в злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть. Существовал целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов. Последние, почувствовав своё призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спят по целым суткам, пока не получали вдохновения. Некоторые даже умирали от этого кризиса; некоторые получали внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимали одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д.

Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.

Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).

История

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э.[источник не указан 633 дня] Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII — начала XVIII веков. С русскими чукчи столкнулись впервые ещё в XVII столетии на реке Алазее.

В 1644 году казак Михаил Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал . Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы, после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края.

В 1771 году, после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова 1730 года и разгрома отряда Д. И. Павлуцкого в битве на реке Орловой в 1747 году, Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был упразднён по приказу правительства и затем сожжён, а команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами.

С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (около 250 км от Нижнеколымска, на берегу Малого Анюя). До первой половины XIX века, когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путём через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей. На продажу чукчами привозились не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха — бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов, которые так называемые «носовые» чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота (в 1880-х годах), наиболее крупные обороты Анюйской ярмарки прекратились, и к концу XIX века она стала обслуживать лишь потребности местного колымского торга, имея оборотов не выше 25 тыс. руб.

XX век

После установления советской власти в чукотских населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения; была создана письменность для чукотского языка.

Северный этикет

Статья по теме

Оторванные от природы. Как вернуть коренные северные народы в тундру?

– Чукчи хорошо знают влияние природы на нас, могут определить, какой будет зима, глядя на растения, направление ветра и облака. И замечательно, когда это познаёт ребёнок. Также мы всегда наблюдали за животными – ведь они всегда чувствуют, как меняется погода.

Мы с уважением относимся к огню и воде – это наша жизнь. Всё, что есть: ты, я, вселенная, маленькая букашка – это мир

А люди привыкли сегодня бегать и суетиться, не обращая внимания на важное. Нужно стараться жить, а не существовать

И в нас это воспитали, мы научились обращать внимание на важное. Законы жизни у чукчей диктовали абсолютное понимание жизни – даже этикет поведения женщин и мужчин в яранге очень строгий

Этикет поведения мужчин и женщин в яранге очень строгий. Фото: Из личного архива

–  Что именно диктует этот этикет?

– Всё. Как должны сидеть хозяин и его жена, где должны быть дети, как приветствовать гостя. Мужчины в нашей культуре подобны османам. Он в нашей культуре всегда считался лучше женщины. Воин, хозяин, умелец. А женщина-то что…

Статья по теме

Околдованный севером и собаками

О разводах никогда и речи быть не могло. Только если вдруг у женщины возникает желание сбежать с любовником или к родителям, она может попробовать рискнуть, понимая, что это опасно для её жизни. Если она не успеет, то пиши пропало.

Всё это, опять же, закладывается с детства. Мне, например, мать всегда говорила: «Никогда не иди против своего зятя, а будь, наоборот, на его стороне. Относись к нему так хорошо, чтобы он тебя уважал. Тогда и у молодых проблем не будет». Но мужчин, в свою очередь, воспитывают хорошие жёны.

– Как стать хорошей чукотской женой?

– Кстати, об этом я говорила со многими музейными работниками. Что, по вашему мнению, самое главное в кухлянке? Не бисер и не меха, как можно подумать. Шов. Такой маленький, красивый и аккуратный. Мужчина посмотрит на женщину в кухлянке и сразу всё о ней поймёт. Ведь аккуратность необходима буквально во всём – в жизни, в деле, в работе, в мышлении.

Если же шов грубый – значит, и женщина ленивая. Не сможет аккуратно посмотреть, сказать, сделать. И нечего с ней дела иметь.

«Самое обидное – оставаться одним из последних представителей своей народности». Фото: Из личного архива/ Николай Ушаков

– А вы считаете, что женщины лучше мужчин?

– Если честно, в моём сознании такое разделение осталось. Я сама во многом похожа на мужчину, у меня даже внешность такая. Так сложилось, что с детства мне приходилось выполнять много мужской работы. Хотя есть во мне и женственность, правил я придерживаюсь.

Я уже в годах, и давно обратила внимание на то, что со временем женщины стали сильнее. И это, я считаю, неправильно

Мужчина должен чувствовать себя главным, а не подавленным.

Русские

Почти 150 лет Россия пыталась убедить «свирепых чукч», что вместе удобнее, легче и выгоднее. Но свободолюбивый народ не слишком торопился принять российское подданство с автоматической обязанностью выплачивать натуральную подать (ясак).

Сначала чукчей пытались напугать. В 1641 году неудачей закончился поход атамана Семёна Дежнева. В 1727 очередное фиаско ожидало 400 солдат при поддержке местного населения во главе с казаком и полярным исследователем Афанасием Шестаковым. Его экспедиция положила начало чукотской войне, продлившейся до 1778 года.

Вплоть до воцарения Екатерины Второй действия россиян носили преимущественно карательный характер, несмотря на постановление Сената «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Чукчи сопротивлялись: нападали на русских при первой удобной возможности.

В 1779 году Екатерина объявила чукчей российскими подданными и освободила от ясака на 10 лет. В 1882-м чукчам разрешили платить подать по желанию – по лисьей шкуре с одного охотника.

Впрочем, когда вместо кнута достали пряник, недоверие аборигенов не испарилось. Чукчи по-прежнему не жаловали непрошеных гостей, и те отвечали взаимностью.

Не слишком-то много находилось желающих полечь за тысячи вёрст от дома от руки «немирных чукочей», поэтому в экспедициях простые солдаты и казаки принимали участие неохотно, испытывая ярую ненависть к непокорному народу.

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

15 удивительных фактов о чукчах

  1. По верованию чукчей, после достижения зрелого возраста и под влиянием духов, человек способен изменять свой пол. После такой «метаморфозы» мужчина начинал одеваться как женщина, а женщина, соответственно, как мужчина. Сейчас такой ритуал уже полностью изжил себя.
  2. Любопытно, что когда чукчи начали получать паспорта, некоторые их имена могли означать мужской половой орган. Однако чукчей это нисколько не смущает, так как подобные слова для них не являются оскорбительными.
  3. Многие чукчи проживали в ярангах – низких палатках из кожи. В таких жилищах жили несколькими семьями. Примечательно, что комната для отдыха была настолько теплой, что в ней можно было находиться без одежды либо в одном белье.
  4. До начала 20-го века у чукчей практиковался групповой брак, но позже такая традиция упразднилась.

  5. Женщины во время родов не кричали и не звали на помощь. В противном случае роженице пришлось бы до конца жизни терпеть насмешки со стороны окружающих. В результате, женщины не только сами рожали, но даже самостоятельно обрезали пуповину новорожденному.
  6. Знаете ли вы, что чукчи были одними из первых, кто придумали подгузники? Подгузники представляли собой подкладки из мха и оленьего меха, которые прекрасно впитывали в себя все продукты жизнедеятельности.
  7. Некогда чукчи ели нетрадиционную для современного человека пищу: нерпичий жир, коренья, внутренности животных и даже похлебку из не переварившегося мха, который извлекался из оленьего желудка.
  8. Интересен факт, что соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб – кислым.
  9. Глава семейства у чукчей пользовался неоспоримым авторитетом и неограниченной властью. Он мог иметь несколько жен, причем во время обеда самые лучшие куски мяса доставались именно ему, тогда как остальным членам семьи приходилось доедать то, что осталось от «кормильца».
  10. Пот чукчей не имел запаха, а их ушная сера была сухой, похожей на хлопья.
  11. Чукчи были фантастическими выносливыми и могли переносить большой холод и голод. Даже в 30-градусные морозы им удавалось работать на улице по нескольку часов без рукавиц. Пастухи и охотники могли до 3-х суток оставаться без пищи.
  12. Интересен факт, что у чукчей было очень острое обоняние. Согласно мнению некоторых этнографов, в годы войны чукчи по запаху костей могли определить, кому они принадлежат – своим или противникам.
  13. До начала прошлого века чукчи различали только 4 цвета: белый, черный, красный и серый. Это было связано с недостатком цветовой гаммы в окружающей их природе.
  14. Некогда, покойников чукчи либо сжигали, либо обертывали пластами оленьего мяса и оставляли в поле. При этом, умершему предварительно прорезали горло и грудь, после чего вытаскивали наружу часть сердца и печени.
  15. Прически чукотских женщин состоят из заплетенных кос, украшенных бусами и пуговицами. В свою очередь мужчины выстригают волосы, оставляя впереди широкую бахрому и на затылке 2 пучка волос в виде звериных ушей.

Это были 15 удивительных фактов о чукчах. Если вам нравится подобная информация, или вы вообще любите разные интересные факты, – поделитесь ею в соцсетях и подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Общественный строй

Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. — малая патрилокальная. По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2-3 недели после рождения. Существовали элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у богатых — многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).

Заключение

Различия в культуре тундровых и береговых чукчей постепенно стираются. В настоящее времея в Шмитовском, Беринговском, Чаунском и Анадырском р-нах практически исчезли. Этому способствовало появление и развитие письменности, с 1931 на основе латинской, а с 1936года — на основе русской графики. Первая книга на чукотском языке — букварь В.Г. Богораза и И.С. Вдовина «Красная грамота» (1932), первое литиратурное произведение — «Сказки чаучу» Тынэтэгына (Федора Тинетева, 1940). Известны прозаики В. Ятыргин, Ю. Рытхэу, поэты В. Кеуль-кут, А. Кымытваль, В. Тынескин и др.

Первая чукотская школа была создана в Уэлене в 1923. Педагогические кадры готовят: Анадырское педагогическое училище народов Севера, Хабаровский педагогическое институт, и другие учебные заведения. Чукотский язык преподается в школах, на нем ведутся радио и телепередачи, в Магадане издается литература. В Анадыре и во многих селах имеются краеведческие музеи. Традиционные танцы чукчей сохраняются в исполнении профессиональных коллективов.

На востоке Чукотки, где сохраняется традиции зверобойный промысел, аккультурация береговых чукчей идет медленнее. Расширяются контакты с русскими и др. народами, растет число смешанных браков. Дети в смешанных браках обычно выбирают чукотскую национальность

С 1990-х гг. проблемами возрождения традиционной культуры чукчей занимается Ассоциация народов Чукотки.

Теги:
Традиционная культура чукчей 
Реферат 
Туризм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector