Новоафонский монастырь в абхазии: волшебная сила молитвы

Очамчирский район

  1. Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа.
  2. Храм в с. Адзюбжа (XIX век).
  3. Храм в с. Атара (XIX век).
  4. Храм в с. Кындга.
  5. Храм Тлут в с. Тхина.
  6. Второй храм в с. Тхина.
  7. Храм Куланба в с. Арасадзыхь.
  8. Храм в с. Кутол (XIX век).
  9. Храм Бзаркалоу в с. Кутол.
  10. Храм Качь-наха в с. Джгьарда.
  11. Храм Пскал в с. Джгьарда.
  12. Храм Гурчух в с. Джгерда.
  13. Храм в п. Джгаруалу.
  14. Храм в с. Гуада-Ахуца.
  15. Храм в п. Амзара.
  16. Храм в с. Кацихалба (Пакуашь).
  17. Собор Успения Богородицы в с. Моква (X век).
  18. Храм в с. Беслаху.
  19. Храм в с. Джал.
  20. Храм в с. Меркула.
  21. Храм в с. Отап.
  22. Крепостная церковь в с. Члоу.
  23. Храм в п. Андроу.
  24. Храм в с. Гуп.
  25. Храм в с. Акуаскьа.
  26. Храм в с. Заган.
  27. Храма в с. Гудаа.
  28. Второй храм в с. Гудаа.
  29. Гюэносский храм в Очамчирах (VI век).
  30. Храм св. Георгия Победоносца в с. Елыр (XI век).

ЛЫХНЕНСКИЙ ХРАМ В АБХАЗИИ: МИМО РИСТАЛИЩ, КАПИЩ, МИМО ХРАМОВ И БАРОВ…

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Абхазии относится к православной конфессии. Его постройка датируется 10-11-м веками нашей эры, но точная дата не установлена. Церковь в селе Лыхны относится к Гудаутскому району. Её давным-давно (и не безосновательно) выключили список национального наследия. Примечательно, что на стенах собора сохранились старинные византийские фрески 14-го века.

Деревня Лыхны в Абхазии заинтересовала учёных еще во времена, когда называлась Сук- Су, а именно в 1848 году. Вернее, интерес представлял не сам населённый пункт, а старинный храм, впервые изученный французом Марием Броссе. Очевидно, что наиболее ценными в православной абхазской церкви считаются древние фрески. К слову, сохранились орнаменты даже 10-11 веков, то есть времен возведения храма. Но лучше всего можно рассмотреть фрески 14-го столетия, украшающие стены и своды апсид.
Примечательно, что яркие краски, с помощью которых они были созданы, до сих пор чудесным образом сохранили практически первозданную сочность. Интересен и способ изображения фигур – они представлены в несколько необычном, вытянутом виде. На стенах и в альковах можно лицезреть изображения Иисуса Христа, апостола Фомы, Иоанна Предтечи и прочих святых мучеников. Имеется и чудотворная икона в церкви Лыхны – это композиция Успения Пресвятой Богородицы. Она изображена вместе со святыми ангелами.

Лыхнинская поляна – знаковое место, вблизи которого построен храм. Он действительно не похож на остальные церкви республики. Во-первых, храм в деревне Лыхны обладает совершенно оригинальным куполом – низким, небольшим, защищённым скатной кровлей. Материал постройки церкви – светлый пепельный камень, добротно обработанный и очищенный, скрепленный известковым раствором. Фото храма Лыхны демонстрирует зрителям довольно лаконичное сооружение, выстроенное в виде строгого прямоугольного креста, с арочными окнами и тремя внушительными апсидами. Между прочим, это единственная церковь в Абхазии, на крыше которой сохранилась черепица, используемая ещё во времена возведения сооружения.
О постройке храма известно очень мало. Поговаривают, что он появился на месте древнего святилища, как многие церкви Абхазии, но прямых доказательств этому нет. Поразительно, но упомянутый выше французский исследователь Броссе обнаружил на стенах церкви средневековые надписи на греческом и грузинском языках, одна из которых повествует о комете Галлея, замеченной астрономами в 1066 году. Правда, описание этого знаменательного события, не имеет ничего общего с наукой: хвостатую спутницу посчитали звездой, увенчанной нимбом, о чём и было засвидетельствовано на ветхих стенах церкви. Тогда в древнем краю правил Баграт IV – грозный царь Грузии.

Также в храме деревни Лыхны находится ещё одна знаковая достопримечательность – кенотафия князя Сафар-бея из рода Чачба. Это был незаконнорожденный сын Келеш Ахмед-бея, прославившийся горячей просьбой к российскому императору о защите Абхазии. Грузинский князь Сафар-бей со временем принял православие и стал зваться Георгий. Его мощи перенесли в стены храма из Сухумской крепости. Отношение абхазов к этой личности неоднозначное, но, тем не менее, память князя увековечена должным образом.

Немного исторических фактов о монастыре

Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы. Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха. Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.

Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор). Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами. Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!

Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора. Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).

Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.

Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона. Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.

Приморский парк

Живописный парк в Новом Афоне – предмет гордости местных жителей и популярное место отдыха туристов. Приморский парк заложили всё те же трудолюбивые монахи монастыря. Он расположен у подножия горы, на берегу моря. Благоустройство его территории шло несколько лет. Здесь соорудили 7 прудов, провели водотоки из реки Псырцха.

Вода в прудах систематически обновлялась, поэтому монахи выращивали в них рыбу для себя. Каждый пруд обсажен ивами, тополями, пальмами и представляет живописную картину. До 1910 года парк был закрыт для публичных посещений. Его открыли для всех к визиту в Новый Афон царской семьи. Российские цари регулярно посещали Новоафонский монастырь и парк.

Маленькая часовня в его юго-восточной стороне построена в честь визита сюда императорской четы Александра III (1888 г) Сегодня об этом событии напоминает «Царская аллея» – тропа, по которой шёл император к монастырю. Туристы отмечают удивительную красоту флоры, ухоженность территории и прудов. Особенно их восхищает пруд с чёрными лебедями.

Бедийский собор

Ценнейший памятник религиозной архитектуры средневековья, как гордый часовой, высится на горном плато, в селе Бедия. Уникальное крестово-купольное сооружение возвели в 10 в при царствовании Баграта III. При освящении храма ему дали имя Влахернской иконы Божьей Матери. Неотразимо прекрасные виды окружают святилище. В стенах храма захоронены царские останки Баграта.

Вблизи находятся руины епископского дворца (16 в) с примыкающей к нему колокольней. Через неё епископы входили в собор. В наши дни на объекте идёт реставрация с целью сохранения ценного памятника. Наружные и внутренние стены храма облицованы плитами из желто-серого песчаника. На восточном фасаде вырезан внушительных размеров крест.

Входные и оконные наличники оформлены изящной каменной резьбой с изображением религиозных сюжетов. Во внутренних интерьерах сохранились настенные фрески разных веков. Реставраторы обнаружили 3 слоя церковной живописи (11-16 вв.) Это свидетельствует о былой славе храма, о внимании, которое ему уделялось.

Каманский храм

В 12 км от Сухума на левом берегу Западной Гумисты сквозь густую поросль деревьев проглядывает красный конус колокольни. Это знаменитый Каманский храм X I -XII вв. – объект паломничества, воздвигнутый на месте успокоения в IV в н.э. св. Иоанна Златоуста. В действующем храме хранится каменный саркофаг, в котором был первоначально погребен св. Иоанн Златоуст. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Камане. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь. Памятник представляет собой однозальное каменное здание. Свод, покоившийся на двух арках, теперь обрушился. Древний храм подвергался обновлению и получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два дополнительных крыла, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. В 2002 г . Каманский православный монастырь был возрожден как мужской.

Как доехать

Если вам интересно отойти от классических маршрутов по достопримечательностям Абхазии или вас интересуют старые храмы Абхазии, то можно доехать до села Мокви, рядом с которым находится Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы. Об истории собора напишу ниже, а сейчас несколько слов о том, как добраться до собора.

Способов доехать до Мокви не много: организованная экскурсия или личный транспорт. Причём продажу экскурсий в данном направлении я видел только в самой Абхазии, в Сочи или Адлере экскурсионных маршрутов с посещением Моквского храма я не встречал.

Я ездил на своей машине. Расстояние от Сухума до Мокви – 57 километров. Основная часть пути проходит по Абжуйскому шоссе, с которого примерно через 48 километров будет съезд в сторону села Мокви.

Яндекс.КартыЯндекс.Карты

Состояние асфальтового покрытия Абжуйского шоссе хорошее, машин немного. Причём если вы небыли в Абхазии, то наверняка уверены, что дороги Абхазии это сплошные горные серпантины, но в этом вы ошибаетесь. Да, в Абхазии достаточно много дорог проходящих по горам, но шоссе от Сухума в стороны Мокви расположено на равнинной местности. Поэтому ехать по нему не представляет никакой сложности.

Абжуйское шоссе

После съезда с Абжуйского шоссе до Успенского собора нужно проехать примерно 10 километров. Здесь состояние дороги будет уже хуже, но ехать вполне можно.

Дорога до Мокви проходит через село Араду.

Дорога после съезда с Абжуйского шоссе

В самом Мови, возле школы, нужно будет повернуть вправо, в сторону собора. Дорога местами будет грунтовая, но проехать можно на любой машине.

Село МоквиДорога в собору после поворота возле школыВозле этой дороги лежали буйволыБуйволы

Чтобы не заблудиться, лучше воспользоваться навигатором. Я в Абхазии пользовался MAPS.ME. Данная программа позволяет заранее скачать карты на смартфон и в дальнейшем пользоваться навигатором без интернета.

В тех местах, где нет интернета или он дорого стоит, можно пользоваться программой Maps.me

Возле собора находится большая поляна, на которой можно оставить машину.

Когда мы были в Мокви, собор был закрыт, но пока мы ходили вокруг здания и осматривали здание снаружи, к нам подошёл мужчина, который оказался смотрителем собора. По нашей просьбе он открыл двери и нам удалось осмотреть храм внутри.

Моквский собор Успения Пресвятой БогородицыРядом с собором находится дом смотрителя. Если вы поросите, то вам откроют собор.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  1. Таинство Крещения совершается ТОЛЬКО по предварительной договоренности с архимандритом Дорофеем (Дбар). Прием по вопросам крещения осуществляется каждый вторник с 10.00 до 17.00. Контактный телефон: +7 (940) 920 25 02, звонить ежедневно с 18.30 до 20.00 за исключением субботы, воскресенья и праздничных дней.
  2. Таинство Венчания в Монастыре совершается как исключение, ТОЛЬКО для жителей Республики Абхазия, по предварительной договоренности с архимандритом Дорофеем (Дбар). Прием по вопросам венчания осуществляется каждый вторник с 10.00 до 17.00. Контактный телефон: +7 (940) 920 25 02, звонить ежедневно с 18.30 до 20.00 за исключением субботы, воскресенья и праздничных дней.
  3. Еженедельно по вторникам с 10.00 по 17.00 архимандрит Дорофей (Дбар) осуществляет прием по духовным вопросам.
  4. Еженедельно по субботам в 18.00 в соборе св. Пантелеимона совершается таинство Исповеди для всех желающих.

ПРИМЕЧАНИЕ: с более подробной информацией о Крещении и Венчании можно ознакомиться у центрального входа Монастыря.

Просим отнестись с уважением и пониманием к внутреннему уставу Священной Обители.

ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Мужской монастырь в Новом Афоне появился стараниями православных монахов, прибывших сюда из далекой Греции. Ранее послушники служили в ските Святого Пантелеймона, располагавшегося в Старом Афоне. Надо сказать, что монахи Новоафонского монастыря постарались на славу, создав из практически непригодных земель райский сад. Для того, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру, построить монастырские помещения и кельи, пришлось в буквальном смысле убрать фрагмент горы совместно с тоннами тяжёлой породы и грунта. Если добавить к этому крайне сложные условия – место проведения работ отличалось экстремальной высотой, то становится понятным, что усилия приложены поистине колоссальные.
Итак, Новоафонский православный мужской монастырь в Абхазии был воздвигнут в здешних горах в 1875 году. Стартовало его строительство благодаря повелению афонских старожилов. Получив приказ, монахи покинули Пантелеймоновский собор в Греции, чтобы построить в Абхазии сооружение, по сей день поражающее масштабами и красотой.

Новоафонский монастырь в Абхазии после возведения функционировал мирно и спокойно ровно два года, но во времена русско-турецких баталий 77-78-го годов XIX века скит подвергся вандальному разграблению. Далее пришлось восстанавливать обитель, и период этот проходил на протяжении двух десятков лет. Активное участие в возвращении святыни народу принимал император Александр III. Его высочество подарил Новоафонскому монастырю множество предметов, в частности, изящные часы, находящиеся на фронтальной поверхности наиболее высокой башни комплекса. Чтобы восстановить фрески Новоафонского монастыря и прочие святыни, на постоянной основе собирались пожертвования прихожан. Основное финансовое бремя приняла на себя братия Пантелеймоновской обители. Как бы то ни было, но работы завершились к 1900 году. В конце первого месяца осени монастырь освятили.
Место, где возведён Новоафонский мужской скит, можно назвать сакральным, потому что находится он близ древнего храма, в котором покоятся мощи одного из апостолов Иисуса Христа Симона Кананита. Его имя переводится как «ревностный служитель Господа», и это абсолютная правда, если верить библейским рассказам. Хотя в самой Библии о Симоне сказано очень мало, но молва приписывает ему множество чудес, например, открытие живительного источника, спасшего сотни батраков, трудящихся на каменоломнях, за что император Траян разгневался и решил тайно умертвить святого.
Следовательно, локация, где построен Новоафонский монастырь, выбрана далеко не случайно: рядом также расположена пещера, где в течение двух лет читал молитвы тот самый Симон Кананит. Грот, кстати, тоже был освящен через девять лет после возведения скита. В пещере, среди прочих, поставили иконы апостолов «ревнителя веры» и «первопризванного», которые можно лицезреть и сейчас. Словом, насельники греческого Афона построили здесь монастырь не просто так, а учитывая богатое христианское прошлое, отличавшее этот абхазский уголок от других.
Духовный оплот продержался ровно до революции 1917 года. Он не был закрыт немедленно, но уже в 24-м году монастырь приравняли к контрреволюционной организации и в буквальном смысле законопатили. Позже Новоафонский скит превратился в банальный склад. Когда началась война с Грузией, Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь открыл свои двери для раненых и стал обширным госпиталем. После окончания конфликта православный комплекс возвратили верующим. В морозном феврале, девять лет тому назад, монастырь официально поместили под юрисдикцию Абхазской православной церкви. Несмотря на исторические перипетии, скит сохранил неповторимое лицо и остался символом христианской веры на Кавказе. Монастырь действующий, поэтому привлекает к себе множество паломников и путешественников.

Беслетский мост

Чудо инженерной конструкции, шедевр средневековой архитектуры находится в окрестностях Сухума, на реке Басле. Это арочный мост длиной 13 м, шириной 5 м. Существует несколько версий относительно точного времени его постройки. Приблизительно переправу возвели между 10-м и 12-м веками.

В это время через реку Басла (Беслетка) пролегал оживлённый торговый маршрут. Когда Беслетка разливалась, через неё невозможно было переправиться, поэтому возникла необходимость в сооружении моста. Одновременно рядом построили сторожевые башни.

Сейчас от башен остались руины, а уникальный мост оказался очень стойким, что до сих пор способен выдержать 8-тонный груз. Изогнутая арка моста сложена из известняковых плит, соединённых между собой крепким раствором. Известно, что средневековые мастера в раствор добавляли куриные яйца.

Есть сведения, что при возведении этой переправы использовали 40 тыс. яиц. По надписи на древнегрузинском языке и изображению креста и буквы «Т» можно сделать вывод, что мост возвели при царице Тамаре. Нельзя не любоваться воздушной переправой и окружающими ее пейзажами. Красота древнего сооружения, увитого субтропической зеленью, восхитительна.

Абхазия в январе. Новый Афон

История Нового Афона, как и история самой Абхазии, уходит корнями в далекое прошлое. Уже III-м веке н. э. Анакопия (древнее название города) была крупным торговым городом с высоким уровнем жизни. В VIII веке с образованием Абхазского царства Анакопия стала первой его столицей. Город за свою историю носил разные названия: Трахея, Никопсия, Псырцха. В 1875 году монахи — выходцы из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне основали в городе мужской монастырь, который дал месту новое название — Новый Афон.

Строительство монастыря длилось 15 лет. В строительство и украшение комплекса вложился лично русский царь Александр III. Уже в 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Однако в Советское время монастырь постигла печальная участь. В 1924-м году советская власть закрыла его за антиреволюционную пропаганду. Монастырь снова заработал лишь в 1994-м.

В XXI-м веке эта святыня стала символом церковной смуты. Несколько лет назад от друзей семьи, проживающих в Абхазии, я услышала странную и непонятную для меня новость: Новый Афон захватили раскольники. Услышала, удивилась и забыла. И вспомнила, лишь когда увидела знакомого православного священника, читающего службу не перед алтарем, а в уголке храма. Как выяснилось, для православных открыли лишь левое крыло.

Церковный конфликт в XXI-м веке кажется мне очень странным, тем не менее от имеет место быть и тянется с 2011-го года, когда в стенах Ново-Афонского монастыря была основана секта с претензионным нащванием «Священная митрополия Абхазии», в которую вошли, в основном, националистически настроенные абхазы.

От монастыря мы идем в сторону Иверской горы, любуясь по дорге видами.

На вершине горы находятся руины Анакопийской крепости, которая была главным оборонительным сооружением Абхазии вплоть до XI-го века. Остатки крепости хорошо видны с дороги, но к сожалению, не с той точки, с которой я фотографировала. На гору можно подняться, и это было бы очень интересно, но пришлось отложить подъем на другой раз — с нами был ребенок, для которого дорога вверх могла бы оказаться тяжелой.

Поэтому мы выбрали другой путь и направились в ущелье реки Псырцха — ещё одно легенданое место.

Согласно преданию в этих местах жил и проповедовал один из ближайших соратников Иисуса Христа — апостол Симон Кананит. В Евангелиях упоминания о Симоне Кананите крайне скудны. Его имя упоминается лишь в перечислении двенадцати учеников Христа. Однако в православном мире последним пристанищем апостола считается Абхазия, а сам он стал национальным абхазским святым.

Предание гласит, что после смерти и воскресения Иисуса Христа его ученики бросили жребий, чтобы определить, кому куда идти проповедовать. Симону Кананиту и Андрею Первозванному выпало идти в земли Кавказа. Так апостол Андрей Первозванный тоже прошел по земле абхазской, но вскоре ушел проповедовать дальше на север. А Симон Кананит отсался жить в гроте близ города Трахеи (так в те времена назывался Новый Афон) на берегу реки Псырцха. Там же он принял мученическую смерть за веру — был заживо распилен пилой.

На месте казни апостола в VI веке была построена церковь, которая на момент нашего путешествия оказалась закрыта, по всей видимости на реставрацию.

Места удивительно крас ивые даже зимой. По дороге в сторону грота проходим сначала мимо заброшенной железнодородной станции. Вон она виднеется на фото. Но не зная, что это за красивое строение, и не поймешь.

История Новоафонского монастыря

Официально история Новоафонского монастыря началась в 1874 году, когда царское правительство выделило монахам русского Пантелеймонова монастыря на Афоне территорию и деньги на постройку нового храма.

Причем выбор места был не случаен – с древних времен окрестности Анакопии являлись одним из центров становления христианства на Западном Кавказе. Уже в византийский период здесь строились храмы (одному из них, вернее чудодейственной иконе богородицы Иверской, и приписывается избавление от арабского нашествия), здесь в I веке н. э. жил и погиб от рук римских легионеров апостол Симон Кананит – храм в его честь (ориентировочно X век) с мощами до сих пор возвышается на полдороге от Анакопийской крепости до монастыря, в самой крепости действовало два собора, в горах было множество гротов и пещер, в которых проживали отшельники, да и само население на три четверти было христианским. К слову, “пасынок Богородицы” Симон Кананит стал национальным святым Абхазии и основателем одной из самых древних христианских общин.

Церемония освящения состоялась в 1888 году – на ней присутствовали император Александр III с императрицей, которые заложили первый камень в фундамент собора Святого Пантелеймона, а также преподнесли в дар монастырю музыкальные куранты, действующие и сегодня.

В 1924 году монастырь был закрыт и долгое время пребывал в запустении, во время грузино-абхазской войны здесь располагался военный госпиталь. Возрождение комплекса началось лишь в 1994 году, сейчас продолжаются ремонтно-восстановительные работы, открыты епархиальное училище и регентская школа.

Новоафонский монастырь стоит на горе

Особенности посещения: Монастырь мужской, женщин сюда пускают только в длинных юбках и с покрытой головой. Как добраться: Новоафонский монастырь стоит на горе. Если вы приехали на автомобиле или такси, подъехать можно к его воротам по Курортной улице. Если вы прибыли в Новый Афон на маршрутках или автобусах, от трассы придется подняться по петляющей Курортной улице вверх, или, если вы уже посетили Новоафонскую пещеру, пройти от нее через населенные районы и лес примерно на километр к юго-востоку. Купола монастыря хорошо видны изо всех районов города. Адрес: 354000, Абхазия, Гудаутский район, Новый Афон, Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырь – оплот православия на Кавказе

Во 1874 году, император Александр II передал из государственной казны русским послушникам  Пантелеймоновского монастыря в Афоне (Греция), территорию и значительную сумму денег. Монахи воспользовались этим предложением и на месте, где, якобы, погиб в муках Симон Кананит, основали монастырь, один из крупнейших в Российской империи.

Через год началось строительство монастырского комплекса. Автором проекта Новоафонской обители стал известный в те годы архитектор Н.Н. Никонов, автор многих культовых сооружений. Стены монастыря были расписаны группой художников из русского села Палех. Фрески же трапезной – творение братьев Оловянниковых, которые также расписали небольшие церквушки монастырского комплекса.

Основу монастыря составляют культовые сооружения:

  • собор великомученика Пантелеймона;
  • надвратный храм Вознесения Господня;
  • храм в честь Афонских отцов;
  • храм апостола Андрея Первозванного;
  • церковь мученика Иерона;
  • храм, построенный в честь иконы Божьей матери;
  • колокольня (ее высота 50 метров);
  • трапезная, также расписанная фресками.

Лишь к началу нового столетия удалось полностью завершить работы, но главный престол храма освящали уже в 1888 году. Церемонию освящения посетил Александр III с супругой. Прибытие царя было увековечено так:

  • в честь приезда царской семьи отлили колокол;
  • по краям тропинки, по которой царь поднялся к монастырю, монахи посадили кипарисы, сейчас ее именуют «царской аллеей»;
  • на месте, где настоятель монастыря приветствовал императора, была возведена небольшая часовня.

Безусловно, царь не мог прийти без подарка монастырю, он преподнес монахам музыкальные куранты, которые и сейчас выполняют свою функцию на монастырской колокольне.

Новоафонский монастырь имел большую популярность. Это был самый крупный и значительный религиозный центр. По всему Кавказу и в Петербурге имелись подворья монастыря. Монахи учили детей письму и грамоте.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Активная хозяйственная деятельность монахов позволила им получать доходы от нескольких заводов (маслобойный, свечной, кирпичный), имелось коневодческое хозяйство. В садах монастыря созревали различные фрукты, как привычные, так и заморские (цитрусовые).

Новоафонский монастырь посещали известные писатели и деятели культуры,  а также император Николай II.

История храма

Храм Симона Кананита как раз и располагается над местом его захоронения. Вначале, в IV веке здесь появилась небольшая деревянная церковь, а затем, в X веке, во время процветания Абхазского царства у утверждения христианства, её заменил прекрасный бело-известняковый храм.

Это трехапсидная крестово-купольная композиция, где центральная апсида является пятигранной, а боковые выступы полукруглые. Данный храм по праву можно считать шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.

Грозные события истории не раз оставляли свой разрушительный след и на стенах этого дивного памятника архитектуры. Так случилось и в XVII веке во время турецкого господства в Абхазии. С грустью об этом замечал в 1840 году наш известный духовный писатель, путешественник А. Н. Муравьев. А по воспоминаниям архимандрита Леонида (Кавелина) эта «заветная святыня Абхазии» к концу IXX века начинала походить «на живописную развалину».

Но вместе с началом создания Новоафонского монастыря в 1875 году эта жемчужина церковного зодчества была передана во владение молодой обители, и монахи немедленно приступили к её реставрации.

И вот, 10 мая 1882 г. восстановленный храм с новым прекрасным дубовым иконостасом был торжественно освящен. Начались церковные службы, возродилась молитва. К югу от храма теперь располагалось монастырское кладбище, где упокоились впоследствии также видные церковные деятели – епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон – настоятель новоафонского монастыря.

Новые тяжелые испытания обрушились на храм во время советской власти. Роспись стен была забелена, кладбище поругано и разрушено, внутри самого здания долгое время находилась библиотека дома отдыха «Водопад», а в конце восьмидесятых — еще и видеозал, что, по-видимому, и спасло его от окончательного разграбления.

Сегодня эта уникальная церковь вновь действует и юридически принадлежит Абхазской Православной Церкви.

К сожалению, полностью восстановить внутренние фрески не получилось. Но здесь чудом сохранились две надписи раннего средневековья, одна из них расположена над южными вратами вместе с изображением креста внутри начертанного круга.

23 мая в Новом Афоне особо отмечается день апостола Симона Кананита. В этот день служат литургию, проходит торжественный крестный ход. И тысячи верующих самой Абхазии, а также приезжие паломники участвуют в этих торжествах.

Симон Кананит по преданию – покровитель супружества.

В удивительном белом храме испрашивают счастья в семейной жизни, молятся о встрече с «суженым-ряженым» или «красой ненаглядной», чтобы создать прочную семью, о здоровье своих близких.

Нам посчастливилось несколько раз побывать в этой древней абхазской святыне. Вот стоишь перед алтарём и понимаешь, что здесь только с конца IXX века до революции побывали тысячи паломников из разных стран: и русские цари, и путешественники А. Н. Муравьев и француз Фредерик Дюбуа де Монперэ, и генерал А. Л. Муравьев, и видные церковные иерархи, а со времён своего основания этот храм помнит горячие молитвы тех, чью память уже поглотили века И вот тогда ты внезапно всей душой ощущаешь радостную сопричастность истории, общей молитве, доверия этому удивительному святому, который и сегодня ходатайствует о нашем счастье. И от всего этого ты делаешься немножечко светлее, немножечко чище душой,

и уже обновлённым выходишь из храма, с которым встретился в удивительной стране души – в Абхазии.

История Команского монастыря

Считается, что в 404 году на территории, где сейчас находится храм, был похоронен Иоанн Златоуст — Константинопольский архиепископ, один из трех Вселенских святителей и учителей. Он был изгнан из Константинополя и направлялся в ссылку в Питиунт по указу правителя Аркадия.

Julia Alisova

В 437 году мощи покойного Иоана Златоуста по приказу нового императора Феодосия II были перевезены из Комана через Питиунт в Константинополь. Саркофаг с частицами мощей святого епископа на сегодняшний день находятся в Команском монастыре.

Недалеко от храма расположен небольшой родник, вода из которого пригодна для питья. Этот святой источник считается целебным, излечивающим от многих болезней. Команский монастырь последние несколько веков является главным центром паломничества православных верующих.

В 1884 году монастырь в Команах посетил греческий археолог Г. Вризис. В ходе изучения артефактов на территории храма он подтвердил, что в каменном саркофаге некогда покоился Иоанн Златоуст. В одной из библиотек Европы этот археолог обнаружил древнее писание, в котором значатся Команы как место захоронения епископа.

Строительство Команского монастыря датируется примерно XI веком. Храм заново отстроили только в 1986 году. За основу был взят старый фундамент церкви. К XX веку от прежнего монастыря, возведенного в Средневековье, остались только руины.

Нина АБВ

Развалины Команской церкви представляли собой остатки старинного каменного зала с отсутствующей полукруглой нишей, которая выступала наружу. Центральный зал освещался благодаря двум небольшим окнам. Одно было расположено в алтаре, другое — на западной стене. Вокруг церкви находились руины каменной стены.

Во время восстановления храма на прилегающей территории были отстроены новые сооружения. С северной и южной стороны построены два церковных предела. В западной части была сооружена большая колокольня высотой в три этажа. Во время возведения на территории храма колокольни был найден саркофаг, сделанный из известняка. Весил этот объект около тонны.

С 2001 года в Команском монастыре возобновлена монашеская жизнь. На сегодняшний день это место стало пристанищем послушников-мужчин. В феврале 2011 года правительство Республики Абхазия передало храм в постоянное пользование Абхазской православной церкви.

Сегодня мост через реку Гумисту, который много лет стоял разрушенным, восстановлен. С 2009 года руководит мужским Команским монастырем игумен Игнатий (Киут).

Julia Alisova

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector