Абреки и государство: культура насилия на кавказе

История происхождение кабардинской породы

Уже как ясно из названия породы, родиной этого вида скакунов является один из районов на Северном Кавказе. При этом речь идет о горной местности с обрывистыми и крутыми склонами пиков, небольшими горными пастбищами, узкими горными тропками и дорогами, а также глубокими ущельями. Именно в этих условиях кабардинская порода и формировалась.

Сегодня почти невозможно даже приблизительно установить события раннего периода развития породы. Виновата во всем сложная история Кабарды — политическое и культурное образование, которого прекратило де-факто свое существование вследствие геноцида кавказских народностей, созданного Российской империей в процессе так называемой Кавказской войны. Массовая гибель или истребление местных жителей, в том числе, обернулись потерей исторических ценных данных о происхождении кабардинской породы.

На сегодняшний день есть два основных предположения того, как возникла эта порода:

  • Согласно первой гипотезе, «кабардинцы» являются результатом скрещивания степных аборигенных лошадей с восточными породами — арабскими, туркменскими и персидскими скакунами.
  • Другие ученые считают, что кабардинская порода полностью уникальна и сформировалась исключительно за счет жесткой селекции, которой черкесские коневоды подвергали местные породы.

Каким бы ни был настоящий механизм возникновения кавказской лошади, результат и на самом деле вышел просто замечательный. Черкесским жителям необходима была преданная и выносливая лошадь, которая смогла бы выполнять функции и вьючного животного, и боевого скакуна

Так и возникла порода, которая объединяет в себе необычайную выносливость и хорошую резвость, кошачью осторожность на горных узких тропах и отчаянную смелость в бою. Этот конь в одинаковой степени себя хорошо показывал и в дальнем переходе, и в боевой схватке

Уже к 16 столетию слава о невероятно резвых и выносливых кабардинских конях разошлась далеко за границы Кавказа. Легенды о черкесских лошадях ходили и в Восточной Европе, и в Западной Азии. Аристократы и купцы из этих стран платили огромные деньги за кабардинского скакуна. Наиболее массово данных животных скупала турецкая и крымская знать.

Геноцид кабардинского населения в начале 19 столетия не стал причиной для исчезновения этой породы. Новые хозяева Кавказа высоко оценили великолепные качества этих животных, потому в Российской империи эту породу продолжали дальше разводить.

В 20 столетии порода за собой сохранила статус одной из наилучших горных лошадей. Ее отменные качества сильно пригодились на горных участках Восточного фронта Красной армии во время Второй мировой войны.

Советские селекционеры всю первую половину прошлого столетия занимались активно последующим улучшением породы, и к началу 1960-х гг. сформировалась новая англо-кабардинская порода лошадей (по некоторой информации — это вид, а не порода). По своим характеристикам англо-кабардинцы близки к классическим черкесским породам, однако незначительно их превосходят в резвости и прыгучести, это их делает более подходящими для конного спорта.

Распад Советского Союза и общий крах животноводства в стране в 90-х годах чуть не поставил на грань вымирания эту породу. В самое критическое время в России находилось всего лишь приблизительно 350 кабардинских конематок. К счастью, большая любовь кабардинцев к коням не дала возможности породе полностью исчезнуть, и уже к началу 2010-х порода заново стала многочисленной, чтобы уйти от пропасти полного вымирания.

Город “Подкова”

Известнейшим местом в Кабардино-Балкарии стал город Нальчик. Располагается он в окружении гор, причём из-за этого приобрёл весьма специфическую форму полукруга. В переводе с местного наречия “нал” значит “подкова”, причём Нальчик действительно похож на этот предмет.

Однако у исследователей есть и другая версия. Согласно ей, некогда в этих местах располагалось непроходимое болото. Грязь в нём была настолько вязкой, что у лошадей срывало подковы. Быть может, кабардинцы именно поэтому так назвали город?

Как бы то ни было, но сегодня на месте прежних топей сияют широкие проспекты и горят огнями современные здания. Однако подкова сохранилась — на эмблеме города.

Кабардинский парк в Нальчике

Этнонимы[править | править код]

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности, будущие кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с XI века, когда языческий касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что теряет силы, взмолился Богородице и поверг противника на землю, затем вытащил из-за голенища сапога нож, зарезав Редедю. Впоследствии Мстислав крестил касогов и отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. В это время византийцы живших в горах адыгов-христиан по-прежнему именовали зихами. А часть адыгов живших выше в высокогорьях, именовалась ими папагами.

Язык и письменность

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе[источник не указан 1750 дней].

14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике).
Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.

Адыгские традиции

У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. Гость считался посланцем бога и отношение к нему было соответственное. Кабардинцы строили для гостей отдельный домик со всем необходимым для приятного и спокойного отдыха. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега. Обслуживать его обязан был сам хозяин дома. Гостю оказывались самые доброжелательные знаки внимания и при необходимости могли отдать жизнь за него. высших сословиях было широко распространено и аталычество, один из древнейших обычаев у всех народов Кавказа

Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Особенно строго он соблюдался уорками, поэтому её называли «уоркъ хабзэ»

весь моральный кодекс назывался «адыгагъэ» (адыгство). немецкий академик П-С. Паллас, побывавший в Кабарде в 1793 году, назвал кабардинский этикет «вежливостью, доведенной до крайности». Благожелательность-главная черта кабардинского этикета. 16-18 вв. этикет кабардинцев считался наиболее разработанным и изысканным на всем Кавказе, поэтому сюда приезжали учиться правилам поведения дети знати кавказских народов и крымских ханов.

Традиции

Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

  1. 1.    Сватовство. Родственники со стороны мужчины выбирали достойную по статусу невесту, к родителям которой посылали сватов. С первого раза беседа не всегда заканчивалась положительным ответом: ждать согласия порой приходилось несколько месяцев.
  2. 2.    Согласование суммы калыма. Оговаривалось неспешно, часто со спорами и торгами. Богатые семьи знали полагающийся размер выкупа: минимум 30 частей. Восемь составляли слуга, шлем, кольчуга, сабля, поручи, хорошая и обычная лошади, 8 быков. Остальные 22 части измерялись головами животных: баранов, быков, буйволов.
  3. 3.    Смотрины и обручение. В назначенный день будущие невеста и жених впервые встречались в доме невесты, где происходило знакомство. По исламским традициям проводили церемонию обручения.
  4. 4.    Выплата доли калыма. В зависимости от материального положения семьи юноши оговаривалось время сбора калыма. Когда большая часть выкупа собиралась, его передавали родственникам невесты, после назначали точную дату свадьбы.
  5. 5.    Вывод из отчего дома невесты. Девушку наряжали в торжественный свадебный костюм, покрывали голову и лицо. Друзья жениха шумным свадебным поездом приезжали за невестой. Подруги и родственники в шуточной форме просили выкуп, получив который отпускали невесту.
  6. 6.    «Укрывание» жениха и невесты в разных чужих домах. Невесту привозили в дом одного из друзей жениха, сам он селился в доме другого друга. К девушке будущий супруг приходил по ночам, хозяин дома выступал в роли охраны, отвечая за безопасность будущих супругов жизнью. Подобное положение продолжалось месяц.
  7. 7.    Переезд в дом мужа. Невесту тайком привозили в дом жениха, селили в помещении, затем становившемся домом молодой семьи. В течение недели девушка не выходила из комнаты, ни с кем не общалась. Жених в это время общался с родственниками, расхваливал будущую невестку.
  8. 8.    Обряд примирения с родными. Обряд примирения родителей жениха с невесткой происходил после ее торжественного выхода из комнаты. Старшая женщина в доме мазала девушке губы маслом и медом, обсыпала сладостями: чтобы жизнь была сытой и сладкой. После устраивался общий праздник, длившийся несколько дней.

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Свадьба

Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:

  1. Сватовство. Поиск подходящей кандидатуры родственниками жениха занимает не один день. Когда находится достойная невеста, в ее дом отправляются сваты. Иногда ходят по несколько раз, пока согласие на брак не будет получено.
  2. Согласование суммы калыма. Семьи жениха и невесты обсуждают калым. Часто этот разговор сопровождается спорами, торгами и длится столько, пока стороны не придут к обоюдному согласию.
  3. Смотрины. Знакомство будущих супругов происходит в доме невесты. В назначенный день жених приходит в гости, там же проводят обряд обручения в соответствии с мусульманскими традициями.
  4. Выплата части калыма. Когда большая часть выкупа за невесту собрана, он передается ее родственникам. После этого назначается дата свадьбы.
  5. Вывод невесты из дома. После внесения доли калыма жених имеет право вывести свою невесту. За нею обычно приезжает целый свадебный поезд, состоящий из друзей жениха. Красиво наряженную невесту родственники отпускали под шуточный выкуп.
  6. «Укрывание» в чужих домах. Согласно традиции кабардинцев, молодых расселяют по чужим (разным) домам. C этого момента общение жениха и невесты прекращается.
  7. Переезд в дом жениха. Невеста привозится в жилье жениха тайком. Первым делом она осматривает комнату, где ей предстоит жить, и не покидает ее целую неделю. В это время она ни с кем не общается.
  8. Обряд примирения. Родители жениха примиряются с невесткой, когда она выходит из своего временного «заключения». После этого устраивается свадебное торжество, длящее несколько дней.

Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.

Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.

Подготовка к свадьбе

Первым обычаем, который относится уже к организации свадьбы, является расселение жениха и невесты по разным домам. Но для этого сначала нужно, чтобы девушка покинула отчий дом.

Этот обряд называется «схождение с подушки». Для его проведения используется огромная расшитая подушка, на которую становится новобрачная, а вокруг неё размещаются друзья и родные.

Старшие мужчины принимающего рода должны выкупить невесту. Чаще всего за девушку вносят только часть оговорённого калыма. После того, как девушку выкупили, её подводят к жениху – для того, чтобы он вывел её из отчего дома. При этом женщина должна уверенно переступить порог правой ногой, это означает, что путь в новую семью будет лёгким, и беспроблемным.

Если же невеста спотыкается, то это расценивают как дурной знак. Данная традиция возникла из-за того, что раньше прах предков закапывали под порогом, чтобы они охраняли род от дурных людей. Шествие отводит в подготовленные комнаты сначала невесту, а после –жениха, при этом они живут в разных домах. После этого мужчина не имеет права контактировать со своими родственниками на протяжении 3–4 недель. В некоторых селениях тот же запрет распространяется и на женщину, но его применяют редко.

Это время молодые посвящают моральной подготовке к будущему замужеству.

XVI—XVIII века

В XVI—XVIII веках существовала данническая зависимость части некоторых соседних народов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.

Адыги как в прошлом, так и в настоящем под словом «Кабарда» понимали ту часть Черкесии, на территории которой обособлено проживали кабардинцы. Равным образом шапсуги проживали в Шапсугии, абадзехи проживали в Абедзехии и т.д., и все эти территории оставались в составе Черкесии.

В XVI веке адыги и в частности Кабарда попали в сферу влияния Османской империи и его вассала — Крымского ханства. Российская история свидетельствует, что Кабарда и Московское княжество в XVI веке испытали на себе одинаковое военное давление превосходящих сил Крымского ханства. Вследствие этого у них возникли планы объединить усилия для борьбы с общим врагом, поэтому в 1561 году Иван IV Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова — Идархэ Гуашеней и после крещения в Москве она стала царицей Марией.

Различные потомки Идаровых поступали на русскую службу, им была присвоена фамилия «Черкасских» и они положили начало некоторым русским и польским княжеским фамилиям.

Внутренние процессы

К началу XVII века Кабарда была разделена между тремя домами Иналидов: Кайтукиных (кабард.-черк. Къейтыкъуейхэ), Идаровых (кабард.-черк. Идархэ) и Тлостановых (кабард.-черк. Лъэустэнейхэ).

К середине XVII века дом Кайтукиных выдавил дом Идаровых на нижний Терек (княжество Сунчалеевичей-Черкасских), а дом Тлостановых в Терско-Сунженское междуречье.
Подконтрольная дому Кайтукиным территория (с этого момента собственно Кабарда) получила в иностранных источниках название — «Большой Кабарды» (или «Верхней Кабарды»), в отличие от «Малой Кабарды», в которую авторы объединяли никогда не составлявших политическое целое княжества — Талостаней и Джыляхстаней в Терско-Сунженском междуречье. В период установления советской власти, оставшаяся часть Малой Кабарды была включена в состав Кабардино-Балкарской автономной области, как Малокабардинский округ, который в 1935 году был переименован в Терский район.

Большая Кабарда во второй половине XVII века была разделена между тремя братьями, ставшими патриархами трёх (позднее четырёх) княжеских домов: Атажукины (кабард.-черк. Хьэтӏохъущыкъуейхэ), Мисостовы (кабард.-черк. Мысостхэ) и Джамбулатовы (кабард.-черк. Джамботхэ), последние разделились в XVIII веке на Кайтукиных (кабард.-черк. Къейтыкъуейхэ) и Бекмурзиных (кабард.-черк. Бэчмырзэхэ).

Новейшая история

С образованием СССР, территория Кабарды стала частью Кабардино-Балкарской АО, затем АССР. В 1944—1957 в связи с репрессиями против балкарского народа и его депортацией КБ АССР была переименована в Кабардинскую АССР (и кратко именовалась Кабардой).

В период парада суверенитетов и распада СССР были попытки разделения Кабардино-Балкарии и провозглашения Кабарды отдельной республикой с перспективой ирредентистского объединения с также населёнными адыгским народом — Адыгеей и Черкесией, которая могла выделиться также при разделении Карачаево-Черкесии. Однако разделение узаконено не было, и Кабарда осталась частью Кабардино-Балкарской АССР (с 1992 года — Кабардино-Балкарская Республика).

[править] История

Впервые о кабарах упоминает византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей»:

«Отделение от власти» можно понимать только как отказ в подчинении хазарскому правительству, что и явилось причиной междоусобной войны.

По-видимому, речь идёт о Гражданской войне, вспыхнувшей в Хазарии в начале 9 в., когда царь Обадия ввёл раввинистический иудаизм в качестве государственной религии. Кабары очевидно были противниками ортодоксального иудаизма или противниками верховной власти Обадидов, низвергнувших династию Ашина. Кабары представляли собой три рода (клана) объединенные под главенством одного князя.

Советский историк Сергей Павлович Толстов считает, что кабары (хвары) — это хорезмийцы (хвалисии), которые по его мнению, исповедовали синкретический иудаизм.

Часть восставших была убита, остальные присоединились в качестве восьмого племени к семи племенам венгров. После чего объединились под властью одного правителя и стали называться «каварами».

В 881 году венгры вместе с кабарами упоминаются в «Зальцбургских анналах» возле Вены — упомянута осада ими Кульберга в окрестностях Вены.

Константин Багрянородный отмечает, что кабары храбрее венгров, так как в бой идут первыми.

Численность и расселение

Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Субъект Федерации Численность кабардинцев чел.
Кабардино-Балкария 490 453
Ставропольский край 7993
Москва 3698
Северная Осетия 2802
Московская область 1306
Санкт-Петербург 1181
Краснодарский край 1130

Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):

Доля кабардинцев по районам и городам России
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % кабардинцев
Баксанский МР Кабардино-Балкарская 95,7
ГО Баксан Кабардино-Балкарская 93,3
Зольский МР Кабардино-Балкарская 90,9
Лескенский МР Кабардино-Балкарская 90,2
Терский МР Кабардино-Балкарская 87,9
Урванский МР Кабардино-Балкарская 79,1
Чегемский МР Кабардино-Балкарская 73,7
ГО Нальчик Кабардино-Балкарская 48
Черекский МР Кабардино-Балкарская 34,5
Прохладненский МР Кабардино-Балкарская 28
Эльбрусский МР Кабардино-Балкарская 9,6
Майский МР Кабардино-Балкарская 5,2

Кабардинская диаспора

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

Кабардинская национальная одежда[править | править код]

Кабардинцы в конце XIX века. Хромолитография

Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).

Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа — Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Примечания

Комментарии
  1. Расстояния, указанные в «Книге Большому Чертежу», часто не совсем точны, так как нужно учитывать уровень картографии того времени, а также возможность наличия ошибок. Например, в ней сообщается, что «… от Торков до усть реки Терка до Тюменского города 180 верст», а ниже по тексту такое же расстояние указано уже до более дальнего объекта: «От Тюменского же морем до Дербента города до Железных ворот 180 верст.» (Книга Большому Чертежу / Подготовка к печати и редакция К. Н. Сербиной. — -: Издательство АН СССР, 1950. — С. 90, 146 (лл. 64 об.; текст согласно списку № 1330, 163 об.)).
Источники
  1. Книга Большому Чертежу. — С. 90.
  2. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. — : Издательство АН СССР, 1963. — С. 146.
  3. Крупнов Е. И. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа // Древняя история Северного Кавказа. — М.: «Наука», 1960.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector