Кремлевские куранты (часы на спасской башне кремля)

Спасские ворота — святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Звезды

Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. 20 в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.

Двуглавый орёл. Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.

Самоцветная звезда. Проект был разработан академиком Ф. Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи.

Однако звезда имела недостатки:

  • быстро тускнела от непогоды
  • размеры дисгармонировали с общей конструкцией башни

В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:

  • рубиновый – внешний
  • молочный – внутренний

В середине лампа на 5 тыс Вт, работающая автономно. Каркас и устройство звезды позволяет ей свободно вращаться вокруг оси. Расстояние по оси лучей -3,75 м. Для успешной работы механизм снабжен фильтрами и специальной вентиляцией. Вместе со звездой высота Спасской башни составляет 71м.

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

История курантов

По мнению историков, главные часы России были созданы более 6 веков назад, хотя потом их несколько раз полностью переделывали. Благодаря царю Петру I, желавшему иметь куранты европейского образца, они обзавелись механизмом с колоколами, способным играть музыку. А последнюю радикальную модернизацию устройство пережило в 1851-1852 годах. То есть современным часам уже исполнилось более 150 лет, что делает их самыми старыми в Европе. И за этот период они ни разу не останавливались по причине поломок, только по воле людей.

Считается, что Спасская башня была построена в самом конце XV века и называлась изначально Фроловской (до XVII века). Примерно в этот же период, вероятно, появились и часы. В 1624 году по велению царя Михаила Федоровича они были заменены на новые, оснащенные 13 колоколами, но 2 года спустя из-за пожара устройство сгорело вместе с башней. В 1668 году на восстановленном строении, названном в честь иконы Спаса Нерукотворного, снова установили механизм для отсчета времени, который сгорел в 1701 году.

Спустя 5 лет по указу Петра I в Кремле появились часы с музыкальным боем и европейским циферблатом, поделенным на 12 секторов. В 1770 году по воле Екатерины II устройство заменили на большие английские куранты, которые играли музыку. В 1852 году вместо них установили часы, которые использовались до 1935 года, а затем в них пришлось заменять обветшавший механизм. В 1996 году к колоколам добавили специальные металлические детали, благодаря чему стало возможным воспроизведение гимна Российской Федерации — он звучит в полночь и в полдень, а также в 6 часов утра и вечера. В 3 часа, 9 и 15 часов и 21 час проигрывается отрывок «Славься» из оперы «Иван Сусанин». О завершении очередной 60-минутки возвещает удар большого колокола.

Часы на Спасской башне: история

Слово «куранты» с французского языка переводится как «текущий». Всем нам с детства известные кремлевские куранты, под бой которых мы встречаем Новый год, имеют удивительную историю. Они представляют собой башенные часы, которые благодаря набору настроенных колоколов издают определенной мелодичности музыкальный бой. Эта башня с часами выходит на Красную площадь и имеет проездные парадные ворота, которые во все времена, кроме революционных, считались святыми.

Только в 1658 году Спасская башня получила такое название, до этого она называлась Флоровской и была одной из 20 башен Кремля, построил же её в 1491 году итальянский мастер и архитектор Антонио Солари. По историческим документам, часы на Спасской башне были установлены в XVI веке мастерами-часовщиками, которые за год получали хорошее жалованье и на одежду по четыре аршина сукна.

Часы полностью заработали в 1585 году. На то, что они существовали раньше, указывает и еще одно свидетельство: оказывается, при трех воротах башенных сооружений Кремля – Спасских (Флоровских), Троицких и Тайницких — числились на службе «часовники». В начале XVII века над башнями Кремля (кроме Никольской) появились шатры, и благодаря этому десятиэтажная Спасская башня стала достигать в высоту 60 метров. Часовщиком в 1614 году стал Никифор Никитин, в его обязанности входило обслуживание, ремонт и своевременный завод механизма. Также известно, что боевые часы, пришедшие в полную негодность, были проданы в 1624 году Спасскому Ярославскому монастырю на вес.

Спасская башня интересные факты. 10 фактов о кремлевских курантах

Спасская башня построена по проекту Пьетро Антонио Солари в 1491 году. В 1625 году она была надстроена, и тогда же на ней появились куранты – гл

Кремлевская башня,

которую мы привыкли называть Спасской, построена по проекту

Пьетро Антонио Солари в 1491 году, а в 1625 году была надстроена.

Тогда же на ней появились куранты. И доныне кремлевские куранты –

главные часы нашего отечества.

 1. Первоначально детище итальянца Пьетро Антонио Солари получило

свое название благодаря расположенной неподалеку церкви Фрола и

Лавра. В 1658 году после того, как над воротами поместили икону

Спаса Нерукотворного, специальным царским указом башню

перекрестили в Спасскую. Так что первые куранты появились не на

Спасской,  а на Фроловской башне.

 2. Куранты в значении «салонные часы с боем и музыкой», как

утверждают знатоки науки этимологии, имеют в пращурах французский

танец «куранта», который плясали в салонах, естественно, под

музыку.    

 3.   Считают, часы

украшали Кремлевские башни и прежде – чуть ли не в XV веке. Но

точных дат нет.

 4. Зато о часах, установленных «аглицкой земли мастером часового и

водяного взвода» Христофором Галовеем на Спасской башне в 1624

-1625 годах, пишут много и охотно. Зодчий Бажен Огурцов надстроил

башню шатром, а Галовей установил на ней часы-куранты с

«перечасьем», то есть с боем. Механизм по заказу англичанина

изготовили русский кузнец из Великого Устюга Ждан с сыном и

внуком, а литейщик Кирилл Самойлов отлил для них тринадцать

колоколов.

 5. «Аглицкий мастер» получил за работу серебряный кубок и к нему в

придачу атласу, соболя, куницы и много других щедрых даров, но…

Уже в 1626 году часы сгорели. Щедро награжденный Галовей построил

вторые часы: тот же циферблат, изображающий небо со звездами,

солнцем и луной, разделенный на 17 частей – таким непривычным для

нас образом в ту пору меряли время. И другая диковина: стрелка в

виде луча солнца стояла на месте, зато крутился сам циферблат.

  6. 9 декабря 1706 года в девять часов утра впервые отбили время

новые часы – на этот раз голландской работы, привезенные из

дальних странствий Петром Первым. Но и эти часы не дожили до

наших дней – опять же пали жертвой пожара.

 7.   Куранты

привычного нам вида, использовав, правда, старые детали,

поставили на Спасской башне 150 лет назад братья Бутеноп. Датские

подданные Иоганн и Николай Бутенопы держали в Москве фабрику по

производству веялок и молотилок, но и часы оказались им по плечу.

 8. «По плечу» в данном случае только фигура речи: циферблат у

нынешних часов шести с лишним метров в диаметре и стрелки без

малого в два человеческих роста. После Бутенопов часы еще раз

восстанавливали – в 1917 году в них попал снаряд, – и пару раз

модернизировали.

 9. Секрет абсолютно точного времени сейчас кроется под землей:

куранты соединены кабелем с контрольными часами Московского

астрономического института имени Штернберга.

 10. Чего только не играли главные часы государства: и немецкую

песенку про либер Августина (ее наладил на  английских

курантах немецкий мастер, да и царица тогда у нас была немка,

если помните), и гимн масонов «Коль славен наш Господь в Сионе»,

и марш отчего-то лейб-гвардии Преображенского полка. До 1932 года

часы в полдень играли «Интернационал», а в полночь – «Вы жертвою

пали». При Ельцине куранты исполняли Глинку, теперь исполняют

Александрова – гимн Российской Федерации.

Как выглядит Спасская башня

В основании Спасской башни — четырёхугольник, а её верхушка — это многоярусный шатёр, украшенный курантами и арочным поясом. При ближайшем рассмотрении по углам башни можно увидеть фигурные башенки, а также разнообразные декоративные фигуры — зверей, цветы, ракушки, павлинов. Всю конструкцию венчает звонница, а внизу находится стрельница с высокими проездными воротами.

До 1624 г. верх башни был деревянным с навершием в виде двуглавого орла. Потом по совместному проекту англичанина Христофора Галовея и русского мастера Бажена Огурцова деревянная конструкция была заменена на многоярусный верх с обнажёнными скульптурными фигурами на европейский манер. Просуществовала башня в таком виде недолго — пожар 1628 г. уничтожил её украшения, после чего наверху снова был установлен двуглавый орёл.

После октябрьской революции 1917 г. символы царской России уничтожались повсеместно, не обошла эта участь и Кремль. Замена двуглавому орлу в виде красных звёзд с размахом лучей 3,75 метра украсила башни в 1935 г. Материалом для них послужили красная медь и нержавеющая сталь. Центр украсили изображением серпа и молота из уральских самоцветов. Увы, но такой вариант не выдержал пагубного влияния солнца и дождей и уже в 1937 г. первоначальный сильно потускневший вариант заменили на современный — из рубинового стекла с внутренней электрической подсветкой. Каркас звезды изготовлен из покрытой золотом нержавеющей стали.

Часы на Спасской башне

Первое, что привлекает внимание в облике всего сооружения — это куранты. Мы знаем их с детства, ведь именно их ход отсчитывает последние минуты уходящего года, а мощные удары возвещают приход нового

Первый механизм был установлен в XV веке. Современный вариант появился в 1852 г. До Петра I механизм часов на Спасской башне сильно отличался от современного и циферблат делился на 24 часа. По отзывам современников, бой колокола башни был слышен за 10 верст. В ходе реконструкции 1624 года старые часы сняли и перевезли в Спасский монастырь в Ярославле. Башню надстроили, внутри разместив новый механизм, к которому под руководством Кирилла Самойлова были отлиты 13 колоколов.

И новые часы, и башня полностью сгорели в пожаре 1626 г. Христофор Галовей создал свой механизм, у которого был неподвижный внутренний круг и движущийся внешний. Пожар 1654 г. почти уничтожил и этот вариант. Только 13 лет спустя его отремонтировали, после чего часы просуществовали до 1701 г., окончательно погибнув в очередном пожаре.

В 1704 г. Пётр I заказал куранты классического немецкого типа с циферблатом, разбитым на 12 часов, в Амстердаме. 30 подвод доставляли их из-за границы. Руководил установкой часовщик Яким Гарнель. Звон 33 колоколов впервые возвестил утро 9 декабря 1706 г. После смерти Петра I и переноса столицы в Петербург, часы на Спасской башне пришли в упадок. Пожар 1737 г. нанёс им серьёзный ущерб. Реставрацией руководила Екатерина II.

Свой современный вид часы приобрели в 1851 г. Тогда братья Бетеноп (московские купцы) полностью их отреставрировали, дополнив ещё 3 циферблатами. Медные числа были покрыты червонным золотом, а стрелки медью с позолотой. 35 колоколов исполняли разные мелодии. С того времени останавливались Куранты только однажды — во время революции 1917 г.

В мире больше нет таких полностью механических часов — без колоколов часы весят 25 тонн. В своём современном режиме они работают вот уже более 150 лет. 14 колоколов на звоннице Спасской башни звонят через каждые 3 часа. Внутри часов расположен медный цилиндр, исполняющий роль музыкального механизма. Последняя реставрация курантов прошла в 2014 г.

Описание часов

По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.

Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное славянскими цифрами и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Спасские ворота

Ворота в Спасской башне почитались как святыня. Мужчины, невзирая на сословную принадлежность и национальность, обязывались проходить через ворота только пешком и обнажать голову. Если же представитель сильного пола отказывался это делать, то взамен ему полагалось отбить 50 земных поклонов. Начало такой традиции положил Алексей Михайлович в 1648 году своим указом.

У Спасских ворот проводились встречи князей с иностранными послами. Долгое время лобным местом служила Красная площадь. А образ Спаса Смоленского на Спасских воротах был последним утешением для приговоренных к казни.

Долгое время через Спасские ворота могли проезжать лишь служебные машины, да и то лишь в торжественных случаях. Сейчас вы можете пройти через них во время обзорных экскурсий по Москве, а также прогулок по Красной площади от портала «Спутник».

О Спасских воротах хорошо известна одна легенда, относящаяся к войне 1812 года. Когда Наполеон Бонапарт пожелал проскакать через них, с его головы сдуло треуголку. Приближенные императора расценили это происшествие как дурной знак. В результате приказу завоевателя взорвать башню удалось помешать, благодаря вмешательству донских казаков.

Алмазный фонд

Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.

В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.

Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».

Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.

Революция

Наступили лихие времена октябрьской революции, и в 1917 году боевой снаряд попал прямо в циферблат и сильно повредил легендарные часы. Летом 1918 года, когда столицей опять стала Москва, В. И. Ленин дал указание правительству о срочном ремонте курантов.

Мастеров искали долго, все боялись браться за эту работу. Именитые часовые бренды (фирмы Буре и Рогинского) запросили огромные суммы, которые на то время не смогло выделить новоиспеченное государство. И тогда ремонтировать их взялся тогдашний кремлевский слесарь Н. И. Беренс. Он знал, как устроен сложный механизм, так как его отец когда-то работал в компании, ранее обслуживающей куранты. А помогать ему в этом деле согласился художник Я. М. Черемных, он же составил партитуру на музыку «Вы жертвою пали» и «Интернационал» по желанию вождя пролетариата.

А потом с большими затратами был создан новый маятник длиной около полутора метров и весивший 32 кг. Работы по реставрации были закончены в сентябре 1918 года. Тогда москвичи впервые услышали, как бьют часы на Спасской башне. Спустя некоторое время, в 1932 году, куранты опять потребуют ремонта. Мастера изготовили новый циферблат (точную копию старого) и заново позолотили обода, цифры и стрелки, на что пошло около 28 кг золота.

Часы на Спасской башне: фото и размеры

Часы занимают специальные этажи на Спасской башне: с 8-го по 10-й. Их основной механизм находится в специальной комнате на 9 этаже. Его приводят в действие три гири весом примерно от 160 до 224 кг. Музыкальный механизм состоит из набора колоколов (все они настроены на основе определенной гаммы) и так называемого программного цилиндра, диаметр которого достигает двух метров, его-то и вращает гигантская гиря весом в 200 килограммов.

Цилиндровые штифты приводят в действие колокола, каждый из которых весит 500 кг. Колоколам отведен десятый этаж. Кстати, на одном из них написано, что его сделал Клавдий Фреми в Амстердаме летом 1628 года.

Тяжело представить размеры всего этого устройства, ведь только циферблат имеет диаметр 6,12 м. Сколько же тогда составляет длина минутной стрелки часов на Спасской башне? И каковы размеры часовой? Давайте поразмышляем. Исходя из того, что величина любого из этих элементов не должна превышать половины диаметра циферблата, можно предположить, что большая стрелка будет равняться примерно 3 метрам. А маленькая, соответственно, будет немного меньше. А теперь обратимся к официальным данным. Итак, минутная стрелка часов на Спасской башне в длину составляет 3,27 м, часовая на 30 см меньше — 2,97 м. Часы заводят два раза в сутки. С помощью электромотора поднимаются гири, каждый вал набирает гири из чугунных слитков весом до 200 кг, зимой их вес увеличивают.

Архитектура в истории башни

Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.

Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.

Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.

В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.

Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.

У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.

За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.

Мастер Фац

Однако через некоторое время и эти часы обветшали, а после великого пожара 1737 года и вовсе пришли в негодность. Правда, к этому времени столицей стал уже Петербург, и потому с ремонтом их никто не торопился.

Когда на престол взошла Екатерина II, она заинтересовалась кремлевскими курантами. Позже берлинский часовой мастер Фатц (Фац) заменит часы большими английскими курантами, обнаруженными в Грановитой палате. В течение трех лет под его руководством их будет устанавливать Иван Полянский – русский мастер, в 1770 году работа будет закончена. Так как главный мастер был выписан из-за границы, то по его воле над Кремлем зазвучала песенка O du lieber Augustin («Ах, мой милый Августин»). Это единственный случай в истории часов, когда они играли иностранную мелодию.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector