Гумбольдталександр
Содержание:
- Годы и события
- Методика обучения в школах сети Humboldt-Institut
- Школы — Humboldt-Institut
- Задний план
- Личная жизнь
- Путешествие в Америку
- Сочинения Вильгельма фон Гумбольдта
- Спецпредложение от школы Humboldt-Institut
- Принципы
- Обустройство школ сети Humboldt-Institut
- Краткая биография
- Жажда путешествий
- Преимущества школ сети Humboldt-Institut
- Второе открытие Америки
- Досуг, культурные и спортивные мероприятия в школах сети Humboldt-Institut
- Дальнейшая жизнь
Годы и события
- 1787 год ‒ Поступление А. фон Гумбольдта в университет Франкфурта-на-Одере. Посещение лекций по истории древнего мира, экономике, физике, медицине, математике.
- 1788 год ‒ Переезд в Берлин. Продолжение изучения греческого языка, ботаники, технологии.
- 1789 год ‒ Обучение в Гёттингенском университете. Посещение лекций, которые читали по литературе К. Гейне, анатомии И. Блуменбаха, физики и астрономии Г. Лихтенбергом. Написаны первые научные работы А. фон Гумбольдта «О тканях греков» и «О рейнских базальтах».
- 1790 год ‒ Первое путешествие за границы германских государств. Посещение Англии, Нидерландов и Франции.
- 1791 год ‒ Переезд во Фрайбург и изучение под руководством А.Г. Вернера геологии в Горной академии.
- 1792-1794 годы ‒ А. фон Гумбольдт занимает вакансию обер-бергмейстера в Ансбахе и Байройте. Инспекционные поездки по Германии, открытие горной школы в Штебене.
- 1799-1804 годы ‒ Экспедиция в Южную Америку и по Антильским островам. Посещение Венесуэлы, Кубы, Колумбии, Эквадора, Мексики. Участие в исследовании бассейнов рек Ориноко и Амазонка, плато Сабана-де-Богота, вулканов Котопахи, Антизану, Хорульо, ацтекских и майяских пирамид и городов.
- 1805 год ‒ Путешествие по Италии.
- 1806-1807 годы ‒ Исследование магнитного поля Земли.
- 1807-1833 годы ‒ А. фон Гумбольдт принимает участие в издании 30-томного труда «Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799—1804 годах».
- 1808 год ‒ В составе дипломатической миссии принца Вильгельма Прусского посещает Париж и присутствует на переговорах с Наполеоном Бонапартом.
- 1809-1827 годы ‒ Проживание во Франции.
- 1821 год ‒ А. фон Гумбольдт выступил одним из инициаторов создания Французского географического общества.
- 1822 год ‒ Второе путешествие в Италию. Исследование Везувия.
- 1827 год ‒ Переезд в Берлин по личному приглашению короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Популяризация научных знаний.
- 1828 год ‒ Основание совместно с К. Риттером Берлинского географического общества.
- 1829 год ‒ Путешествие по Российской империи с посещением обеих столиц, Нижнего Новгорода, Казани, городов Урала. Побывал в Тобольске, Семипалатинске, Омске и Астрахани.
- 1830-1831 годы ‒ Непродолжительное пребывание в Париже.
- 1832 год ‒ Возвращение в Берлин. Продолжение работы над фундаментальным научным трудом «Космос».
- 1843 год ‒ Завершена работа над трёхтомным трудом «Центральная Азия», в которой систематизированы результаты экспедиции по России.
- 1845 год ‒ Выход из печати первого тома многотомного научно-философского сочинения «Космос». Последующие части исследования выходили в 1847, 1852 и 1857 годах.
- 1846 год ‒ Избран иностранным почётным членом Русского географического общества.
- 1859, 6 мая ‒ День смерти Александра фон Гумбольдта вследствие осложнения после простуды.
Александр фон Гумбольдт в последние годы жизни
Методика обучения в школах сети Humboldt-Institut
В сети школ Humboldt-Institut практикуют коммуникативной подход к обучению иностранных студентов, который заключается в полном погружении студентов в новую языковую среду посредством постоянного общения на немецком языке как в школе, так и за ее пределами. На занятиях преподаватели используют аутентичные материалы — учебники, рабочие тетради, словари, свежую прессу и журналы на немецком языке, а также видео- и аудиозаписи, позволяющие познакомиться с современным сленгом и видами акцента.
Учебная программа удачно дополняется факультативами и культурными мероприятиями, которые являются важной частью знакомства с немецким языком. На занятиях студенты работают над грамматикой, совершенствуют навыки письма, выполняя тренировочные упражнения, а также практикуют язык, принимая участие в совместных обсуждениях, групповых проектах и работая над презентациями
Благодаря элективам, проводимым после основных занятий, студенты получают возможность больше узнать об истории и культуре Германии.
Школы — Humboldt-Institut
Страна | Город | Школа | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1-5 | ||||||
Kaplan New York SoHo | 4.4 | 89 | ||||
EC Montreal | 4.6 | 201 | ||||
Malvern House London | 4.7 | 162 | ||||
FLS Citrus College Los Angeles | 4.6 | 79 | ||||
EC Cape Town | 4.6 | 188 | ||||
EC Boston | 4.3 | 214 | ||||
IH Valencia | 4.6 | 14 | ||||
GEOS Singapore | 4.5 | 30 | ||||
Spokane College of English Language | 4.9 | 39 | ||||
EC New York | 4.4 | 260 | ||||
Kingsbrook Idiomas Barcelona | 4.3 | 131 | ||||
Kaplan Sydney Manly | 5.0 | 61 | ||||
Kaplan Dublin | 4.5 | 36 | ||||
EC Malta | 4.7 | 383 | ||||
EC Toronto | 4.3 | 227 | ||||
Kaplan Auckland | 4.8 | 84 | ||||
Kaplan Washington DC | 4.4 | 116 | ||||
EC Los Angeles | 4.5 | 238 | ||||
EC London | 4.6 | 243 | ||||
EC Oxford | 4.8 | 96 | ||||
FLS Saint Peter’s University, New York | 4.7 | 18 | ||||
Kaplan London Covent Garden | 4.5 | 160 | ||||
Q Language Hong Kong | 4.3 | 56 | ||||
NZLC Auckland | 4.7 | 29 | ||||
NZLC Wellington | 4.8 | 17 | ||||
Byron Bay English Language School | 4.6 | 93 | ||||
EC New York 30+ | 4.4 | 260 | ||||
EC Washington, DC | 4.6 | 19 | ||||
EC San Francisco | 4.5 | 139 | ||||
EC San Diego | 4.7 | 133 | ||||
EC Miami | 4.6 | 199 | ||||
EC Toronto 30+ | 4.3 | 227 | ||||
EC Vancouver | 4.6 | 240 | ||||
EC London 30+ | 4.6 | 243 | ||||
EC Cambridge | 4.6 | 144 | ||||
EC Bristol | 4.6 | 107 | ||||
EC Brighton | 4.5 | 407 | ||||
EC Manchester | 4.7 | 76 | ||||
EC Malta 30+ | 4.7 | 383 | ||||
Kaplan London Leicester Square | 4.5 | 48 | ||||
Kaplan Manchester | 4.6 | 307 | ||||
Kaplan Cambridge | 4.6 | 192 | ||||
Kaplan Liverpool | 4.6 | 107 | ||||
Kaplan Torquay | 4.2 | 12 | ||||
Kaplan Bath | 4.3 | 13 | ||||
Kaplan Edinburgh | 4.5 | 194 | ||||
Kaplan Oxford | 4.5 | 179 | ||||
Kaplan Bournemouth | 4.4 | 221 | ||||
LSI Cambridge | 4.2 | 181 | ||||
Kaplan Melbourne | 4.5 | 110 | ||||
Kaplan Sydney City | 4.5 | 135 | ||||
Kaplan Perth | 4.3 | 101 | ||||
Kaplan Adelaide | 4.7 | 44 | ||||
Kaplan Brisbane | 4.5 | 70 | ||||
Kaplan Cairns | 4.7 | 97 | ||||
Kaplan Vancouver | 4.6 | 149 | ||||
Kaplan Toronto | 4.6 | 243 | ||||
Kaplan New York Empire State | 4.4 | 227 | ||||
Kaplan Boston Fenway | 4.6 | 124 | ||||
Kaplan Boston Harvard Square | 4.6 | 72 | ||||
Kaplan Philadelphia | 4.5 | 177 | ||||
Kaplan Chicago | 4.4 | 106 | ||||
Kaplan Seattle Downtown | 4.5 | 108 | ||||
Kaplan Seattle Highline College | 4.5 | 26 | ||||
Kaplan Miami | 4.3 | 126 | ||||
Kaplan Portland | 4.0 | 77 | ||||
Kaplan Berkeley | 4.7 | 116 | ||||
Kaplan San Francisco | 4.6 | 139 | ||||
Kaplan Santa Barbara | 4.2 | 65 | ||||
Kaplan San Diego | 4.8 | 111 | ||||
Kaplan Los Angeles Whittier College | 4.5 | 22 | ||||
Kaplan Los Angeles Westwood | 4.5 | 240 | ||||
Kaplan Golden West College | 4.5 | 65 | ||||
Zoni Miami | 4.7 | 19 | ||||
Zoni Manhattan | 4.2 | 96 | ||||
Zoni Jackson Heights | 4.2 | 48 | ||||
Zoni Flushing | 4.0 | 64 | ||||
Zoni Elizabeth | 4.8 | 32 | ||||
Zoni West New York | 4.5 | 101 | ||||
Accord Manchester | 4.5 | 44 | ||||
FLS Saddleback College | 5.0 | 32 | ||||
FLS Chestnut Hill College | 4.0 | 48 | ||||
FLS Boston Commons | 4.6 | 113 | ||||
Accord Paris | 4.1 | 294 | ||||
LSI London Central | 4.4 | 320 | ||||
Accord Moira House | ||||||
Accord Bethany Centre | ||||||
Accord Rossall School | ||||||
Accord Barnard Castle | ||||||
Sidmouth International School | 4.8 | 84 | ||||
Cass Liverpool | 4.6 | 77 | ||||
ESE Malta | 4.4 | 462 | ||||
LSI London Hampstead | 4.5 | 193 | ||||
LSI Brighton | 4.6 | 119 | ||||
LSI San Diego | 4.2 | 25 | ||||
LSI Berkeley/San Francisco | 4.7 | 55 | ||||
LSI New York | 4.4 | 146 | ||||
LSI Boston | 4.5 | 175 | ||||
LSI Toronto | 4.3 | 110 | ||||
LSI Vancouver | 4.6 | 169 |
Показаны записи 1-100 из 208.
Задний план
Модель Гумбольдта была основана на двух идеях Просвещения : личности и гражданина мира . Гумбольдт считал, что университет (и образование в целом, как и в прусской системе образования ) должны позволить студентам стать независимыми личностями и гражданами мира, развивая свои собственные мыслительные способности в среде академической свободы . Гумбольдт предвидел идеал Bildung , образование в широком смысле, которое было направлено не только на обеспечение профессиональных навыков посредством обучения по фиксированной траектории, но, скорее, на то, чтобы позволить учащимся развивать индивидуальный характер, выбирая свой собственный путь.
Гумбольдт изучал греческих классиков с юных лет и сам был воплощением тезиса Элизы Мэриан Батлер о важной роли древнегреческой литературы и искусства в немецком мышлении XIX века. Гумбольдт считал, что изучение эллинского прошлого поможет немецкому национальному сознанию, примиряя его с современностью, но отделяя его от французской культуры, которая, по его мнению, уходит корнями в римскую традицию
Средством выполнения этой задачи должен был стать университет.
Культурно-исторический фон модели Гумбольдта отвечал требованиям Bildungsbürgertum для улучшения общих знаний ( Allgemeinbildung ). Bildungsbürgertum возглавил прусские реформы в начале 19 века и сумел создать общество знаний ante litteram .
Гумбольдт считал, что преподавание должно основываться на текущих исследованиях, и что исследования должны быть беспристрастными и независимыми от идеологических, экономических, политических или религиозных влияний. Модель Гумбольдта стремится к безусловной академической свободе в интеллектуальном исследовании мира как для учителей, так и для студентов. Изучение должно руководствоваться гуманистическими идеалами и свободным мышлением, а знания должны формироваться на основе логики , разума и эмпиризма, а не авторитетов , традиций или догм . В соответствии с основной концепцией Wissenschaft , Гумбольдт рассматривал философию как связующее звено между различными академическими дисциплинами, включая гуманитарные и естественные науки.
Гумбольдт призвал Берлинский университет действовать в соответствии с научными, а не рыночными принципами, такими как любопытство, свобода исследований и внутренние цели. Тем не менее Гумбольдт был политическим консерватором (в прусских терминах) и рассматривал государство как главного игрока в вопросах образования. В 1920 году Джордж Пибоди Гуч утверждал, что идея государства Гумбольдта может быть реализована только в «сообществе Гумбольдтов».
Личная жизнь
Прожив почти 90 лет, А. фон Гумбольдт так и не сумел создать семью. Он осознанно посвятил свою жизнь научным исследованиям окружающей природы. Бескорыстная любовь к науке и щедрость по отношению к молодым учёным принесли ему широкую популярность при жизни. Вежливый и всегда тактичный по мелочам, А. фон Гумбольдт был принципиально жёстким по важным вопросам, касающихся справедливости и благополучия коллег и сограждан.
Гумбольдт, изображенный американским художником Ч.У. Пилом, который встретил Гумбольдта во время его визита в США в 1804 г.
Натуралист свободно владел французским, испанским, английским языками и получал около 2 тыс. писем за год со всего мира. Добродушный, общительный, с хорошим чувством юмора А. фон Гумбольдт был гостеприимным человеком. Отличаясь огромным трудолюбием, он и в преклонные годы работал до глубокой ночи, оставляя несколько часов на отдых.
Путешествие в Америку
Александр добился встречи с королём Испании Карлом IV и смог добыть разрешение на изучение испанских территорий. 5 июня 1799 года началось путешествие Александра Гумбольдта в Америку. Учёный подготовился к этой поездке, взяв с собой порядка 50 приборов для различных исследований. Сначала корабль «Писсаро» пришёл к Канарским островам, сделав перерыв на острове Тенерифе. Александр поднялся на вулкан Тейде, исследовал его кратер, а заодно, наблюдая за изменениями флоры на разной высоте, начал обдумывать теорию зависимости климата и растительного мира. Далее корабль пересёк Атлантический океан и прибыл в Венесуэлу. Оттуда путешественник Александр Гумбольдт с командой проложили маршрут через Кубу, Антильские острова, Колумбию, Эквадор, Мексику. Путешествие было очень сложным, но Александр получил огромное количество информации для изучения. На этих территориях он собрал около четырех тысяч растений, из которых половина не была изучена. Он стал первым, кто доказал связь между реками Ориноко и Амазонкой. Били открыты новые горные цепи, среди которых были Анды. Через некоторое время ещё одно его открытие – течение вдоль западного побережья Америки, будет названо в его честь. По возвращению в Европу, учёный приступил к масштабному труду «Американское путешествие», над которым он будет работать 26 лет с 1807 по 1833 года.
Путешествие Александра Гумбольдта в Южную Америку
Сочинения Вильгельма фон Гумбольдта
- Ideen zu einem Versuch, die Gränzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen (1792) (рус. пер.: О пределах государственной деятельности. — Челябинск: Социум, 2009. — 287 с. )
- «О мышлении и речи»(1795)
- «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие» (1821)
- «О задачах историка» (1821)
- «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (1830—1835).
- Socrates and Plato on the Divine (orig. Sokrates und Platon über die Gottheit). 1787—1790
- Humboldt. On the Limits of State Action, first seen in 1792. Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen, page ii. Published by E. Trewendt, 1851 (German)
- Über den Geschlechtsunterschied. 1794
- Über männliche und weibliche Form. 1795
- Outline of a Comparative Anthropology (orig. Plan einer vergleichenden Anthropologie). 1797.
- The Eighteenth Century (orig. Das achtzehnte Jahrhundert). 1797.
- Ästhetische Versuche I. — Über Goethe’s Hermann und Dorothea. 1799.
- Latium und Hellas (1806)
- Geschichte des Verfalls und Untergangs der griechischen Freistaaten. 1807—1808.
- Pindars «Olympische Oden». Translation from Greek, 1816.
- Aischylos’ «Agamemnon». Translation from Greek, 1816.
- Über das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung. 1820.
- Über die Aufgabe des Geschichtsschreibers. 1821.
- Researches into the Early Inhabitants of Spain with the help of the Basque language (orig. Prüfung der Untersuchungen über die Urbewohner Hispaniens vermittelst der vaskischen Sprache). 1821.
- Über die Entstehung der grammatischen Formen und ihren Einfluss auf die Ideenentwicklung. 1822.
- Upon Writing and its Relation to Speech (orig. Über die Buchstabenschrift und ihren Zusammenhang mit dem Sprachbau). 1824.
- «О двойственном числе» (Über den Dualis). 1827.
- On the languages of the South Seas (orig. Über die Sprache der Südseeinseln). 1828.
- On Schiller and the Path of Spiritual Development (orig. Über Schiller und den Gang seiner Geistesentwicklung). 1830.
- Rezension von Goethes Zweitem römischem Aufenthalt. 1830.
- The Heterogeneity of Language and its Influence on the Intellectual Development of Mankind (orig. Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaus und seinen Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts). 1836. New edition: On Language. On the Diversity of Human Language Construction and Its Influence on the Mental Development of the Human Species, Cambridge University Press, 2nd rev. edition, 1999.
- Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984. — 400 с.
- Вильгельм фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. — М.: Прогресс, 1985. — 452 с.
Работы других авторов
- Hegel, 1827. On The Episode of the Mahabharata Known by the Name Bhagavad-Gita by Wilhelm Von Humboldt.
- Joxe Azurmendi, Humboldt. Hizkuntza eta pentsamendua, UEU, 2007.
- Elsina Stubb, Wilhelm Von Humboldt’s Philosophy of Language, Its Sources and Influence, Edwin Mellen Press, 2002
- John Roberts, German Liberalism and Wilhelm Von Humboldt: A Reassessment, Mosaic Press, 2002
- David Sorkin, Wilhelm Von Humboldt: The Theory and Practice of Self-Formation (Bildung), 1791—1810 in: Journal of the History of Ideas, Vol. 44, No. 1 (Jan. — Mar., 1983), pp. 55-73
- Trabant (Jürgen), Humboldt ou le sens du langage, Mardaga, 1995.
- Trabant (Jürgen), » Sprachsinn: le sens du langage, de la linguistique et de la philosophie du langage » in La pensée dans la langue. Humboldt et après, P.U.V., 1995.
- Trabant (Jürgen), » Du génie aux gènes des langues » in Et le génie des langues ? Essais et savoirs P.U.V., 2000
- Trabant (Jürgen), Traditions de Humboldt, Éditions de la Maison des Sciences de l’homme, Paris, 1999.
- Trabant, (Jürgen), » Quand l’Europe oublie Herder : Humboldt et les langues «, Revue Germanique Internationale, 2003, 20, 153—165 (mise à jour avril 2005)
- Underhill, James W. » Humboldt, Worldview and Language «, Edinburgh, Edinburgh University Press, 2009.
- Underhill, James W. «Ethnolinguistics and Cultural Concepts: truth, love, hate & war», Cambridge, Cambridge University Press, 2012.
Спецпредложение от школы Humboldt-Institut
Пакетное предложение от школы-партнера Humboldt-Institut оценят те, кто готов активно провести лето: максимальный интенсив немецкого языка, насыщенная экскурсионная программ, ну и конечно, всё что вы любите — смотровые туры по городу, посещение музеев, спортивные мероприятия, поездки на теплоходе, вечернее барбекю, вечеринки и многое другое.
Город | Возраст | Продолжительность | Интенсивность | Стоимость |
---|---|---|---|---|
Кёльн | 15-18 | 2 недели | 30 час./нед. | 2,371 USD |
Мюнхен | 15-18 | 3 недели | 30 час./нед. | 3,187 USD |
Дюссельдорф | 14-18 | 2 недели | 30 час./нед. | 2,207 USD |
Раймлинген | 9-13 | 2 недели | 25 час./нед. | 2,124 USD |
Принципы
Образовательный идеал Гумбольдта развивался вокруг двух центральных концепций общественного образования: концепции автономного индивида и концепции мирового гражданства . Университет должен быть местом, где автономные индивиды и граждане производятся или, более конкретно, производят самих себя.
- Автономный индивид должен быть индивидом, который достигает самоопределения и ответственности посредством использования разума.
- « Weltbürgertum — это коллективные узы, которые объединяют автономных людей, независимо от их социальной и культурной социализации: Гумбольдт говорит:« Превратить мир в максимально возможной степени в свою собственную личность — значит, в высшем смысле слова, жить ». Усилия должны быть направлены на то, чтобы действовать в мире всесторонне и, таким образом, развиваться как субъект. Стать гражданином мира означает решать большие вопросы человечества: искать мира, справедливости и заботиться об обмене культурами, другие гендерные отношения или иное отношение к природе ». Университетское образование должно быть ориентировано не на работу, а на образовательную подготовку, не зависящую от экономических интересов.
Академическая свобода описывает независимость университета от внешних государственных и экономических ограничений. Университет должен избегать влияния правительства. Гумбольдт требует, чтобы научное высшее учебное заведение потеряло себя «от всех форм в государстве». Поэтому в его концепции университета планировалось, например, что Берлинский университет должен иметь собственные товары, чтобы финансировать себя и тем самым обеспечивать свою экономическую независимость. Академическая свобода также требует, помимо независимости университета от внешних правительственных и экономических ограничений, независимости изнутри; т.е. свободный выбор учебы и бесплатная организация учебы. Следовательно, университет должен быть местом постоянного публичного обмена мнениями между всеми участниками научного процесса. Интеграция их знаний будет осуществляться с помощью философии. Предполагается, что философия представляет собой своего рода фундаментальную науку, которая позволяет представителям различных научных дисциплин обменяться своими открытиями и связать их вместе. Образовательный идеал Гумбольдта надолго сформировал историю немецкого университета, хотя он так и не был реализован практически полностью или не может быть реализован. С этим связаны великие интеллектуальные достижения немецкой науки.
В этом признались Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Карл Маркс , Фридрих Ницше , Зигмунд Фрейд , Теодор В. Адорно и Альберт Эйнштейн .
Обустройство школ сети Humboldt-Institut
Школа немецкого языка Humboldt-Institut располагает 17 центрами в самых известных и интересных с туристической точки зрения городах Германии и Австрии. Каждый филиал отличается выгодным расположением — некоторые школы находятся в центре города, другие — в деловом квартале, а третьи базируются за городом и имеют свои резиденции для размещения иностранных студентов. В учебных кампусах Humboldt-Institut царит дружественная атмосфера, занятия проводятся в светлых и просторных аудиториях, обставленных необходимой мебелью. Каждый класс оснащен большой доской для записей, кондиционером, проектором и компьютером для проведения презентаций и интерактивных занятий.
Помимо учебных аудиторий в школах работают компьютерные классы с безлимитным доступом к интернету, библиотеки с учебными пособиями и книгами на немецком языке, а также студенческие зоны отдыха. В центрах Humboldt-Institut предусмотрены столовые, где ребята могут подкрепиться сытным обедом. Питание входит в стоимость программы, если студент бронирует курс вместе с проживанием. Каждая школа имеет свою “изюминку”, например, центр в Берлине может похвастаться террасой на крыше с панорамным видом на город.
Краткая биография
Александр фон Гумбольдт родился в 1769 году. География и почти все естественные науки многим обязаны этому человеку. После окончания университета во Франкфурте, где он проявил себя с самой лучшей стороны как подающий надежды исследователь, получив обширное энциклопедическое образование, увлекаясь сразу рядом наук, среди которых были и геология, и ботаника, и математика, и археология, он поступил на службу в горный департамент. Гумбольдту повезло с учителями и наставниками. После смерти матери, получив наследство, он оставил горную службу и вместе с другом Эме Бонпланом отправился в Южную Америку. Почти 5 лет длилась эта экспедиция.
Благодаря своей потрясающей эрудированности во многих сферах наук, Гумбольдту удалось свести воедино картину природы Южной Америки и сделать многие обобщающие выводы, один из которых – о природных климатических зонах – стал основополагающим в географии. Всю жизнь Гумбольдт путешествовал (в том числе и по России), читал лекции и занимался просветительской работой. Его книги, и прежде всего многотомный «Космос», были самыми читаемыми книгами после Библии.
Великий немецкий поэт и мыслитель Гёте сравнивал Гумбольдта с целой академией. Умер Александр фон Гумбольдт в 1859 г., почти в 90 лет.
Жажда путешествий
Но Александр Гумбольдт не мог отправиться в экспедицию, поскольку ему в этом препятствовала мать. Только после её смерти в 1796 году он смог начать свои масштабные исследования. К сожалению, выполнить его планы оказалось совсем непросто. Политическая обстановка в мире была нестабильной, войны бушевали на территориях, которые он хотел обследовать. Компаньон Александра лорд Бристоль был арестован. Исследователь хотел присоединиться к французской экспедиции капитана Бодена, но она не состоялась, так как войны опустошили французскую казну. А экспедиция Франции в Египет была отменена из-за прекращения морского сообщения с Александрией. В попытках отправиться в плаванье Гумбольдт побывал по многих городах Европы, но его везде ждала неудача. Во время этих попыток, он не оставлял научные исследования и изучал топографию, метеорологию и ботанику.
Преимущества школ сети Humboldt-Institut
Среди основных преимуществ школ сети Humboldt-Institut следует выделить:
- школа является членом ассоциации FaDaFFachverband für Deutsch als Fremd- und Zweitsprache;
- филиалы в Берлине и Констанце являются авторизованными центрами приема экзаменов по немецкому языку TestDaF, TestAS и telc;
- персонал, работающий в филиалах Humboldt-Institut, говорит на разных языках, в том числе на русском, английском, французском, польском и испанском, поэтому при возникновении любых трудностей студенту всегда помогут с их решением;
- возможность изучать немецкий язык в двух городах (например, в Берлине и Констанце) в рамках одной программы;
- школа предоставляет услуги по оформлению медицинской страховки;
- после окончания программы каждый участник получает сертификат с указанием количества пройденных уроков и уровнем текущих знаний.
Особенности и недостатки школ сети Humboldt-Institut заключаются в:
- отсутствии визовой поддержки иностранных студентов;
- базовый пакет (358 USD/нед.) не включает в себя развлекательные и экскурсионные мероприятия, поэтому студенту придется либо покупать полный пакет услуг (933 USD/нед.), включающий в себя языковой курс, проживание, питание и развлечения либо организовывать свой досуг самостоятельно.
Второе открытие Америки
Путь Гумбольдта в науке не был особенным: обучение, экспедиции, обобщение материалов, написание книги, чтение лекций. Но, обладая энциклопедическими знаниями, увлекаясь буквально всем подряд, он сумел систематизировать и обобщить все то, что он увидел в Южной Америке. Он прибыл в Венесуэлу в 1799 году и путешествовал несколько лет, вплоть до 1803 года.
Гумбольдт и Бонплан на реке Ориноко. По рисунку Ф. Келлера.1877 г.
При всей своей энциклопедической начитанности, он совершенно не был «кабинетным ученым», все узнавал на собственном опыте, стремился везде побывать и увидеть своими глазами. Проблема многих ученых была в том, что они смотрели, но не видели. Гумбольдт счастливо осуществил свое намерение «объять небо и землю». И для этого намерения Южная Америка подходила как нельзя лучше. Тропический мир этого континента позволял ему совершать экспедиции в девственные степи и влажные леса, где вся жизнь сосредоточена на разных высотных «этажах», где каждое дерево «несет на себе целый лес лиан и орхидей»; позволил увидеть высокие горы и вулканы, водопады и океанское побережье, пережить землетрясения. Впервые появившаяся у Гумбольдта идея о смене растительных сообществ с высотой была блестяще проиллюстрирована на примере подножий Анд: поднимаясь по склонам, он мог наблюдать смену природных и климатических зон – от роскоши тропических лесов в долинах до скудной растительности и тундры на вершинах. Все это вылилось в связную картину природы в уме Гумбольдта. По существу ему обязаны своим появлением география растений и климатология. Были собраны огромные ботанические и зоологические коллекции – одних растений около 4 тыс. видов, в том числе 1,8 тыс. новых для науки.
Вулкан Чимборасо в Эквадоре. Современный вид
Гумбольдт действительно хотел все увидеть и испытать сам: со своим компаньоном и другом французом Эме Бонпланом они поднимались на высокие горы Анд. Гумбольдт первым в мире побывал на высоте 5800 м, собираясь покорить вулкан Чимборасо в Эквадоре (он считал эту гору (6267 м) высочайшей в мире). Он экспериментировал с ядом кураре, доказывая, что только при попадании в кровь он имеет смертельное действие (не зря этим ядом пропитывают наконечники стрел индейцы); он держал в руках электрических скатов и замерял атмосферное электричество во время гроз, в то время как остальные прятались в укрытиях. Словом, Южная Америка дала Гумбольдту столько пищи для обобщений, а его личный опыт был так велик, что это вылилось в огромное количество записей, а по приезде в Старый Свет – во многие тома книг. До Гумбольдта все экспедиции ограничивались описаниями (пусть даже очень подробными), он же сумел сделать выводы относительно общего устройства природы и ее закономерностей.
Маршрут экспедиции А. Гумбольта в 1799-1804 гг.
Его любознательность, помимо географии, позволила ему внести вклад в медицину, физику атмосферы, археологию и этнографию. Совершив поездку вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, он правильно определил связи между холодным течением у этих берегов, высокими грядами Анд и безжизненными пустынями. Впоследствии это течение было названо его именем (также известно как Перуанское холодное течение). Нет смысла даже повторять, сколько названий гор, ледников, видов растений сейчас получили имена Гумбольдта.
По возвращении в Европу он был так популярен, как ни один другой путешественник. Его научный вояж сравнивали со вторым открытием Америки, а его друг и учитель Гёте сравнил его с великими мыслителями эпохи Возрождения и целой академией.
Грязевые вулканы в Турбако (Колумбия). 1810–1815 гг.
Мост у деревни Пенипе, Эквадор. Из книги «Виды Кордильер и памятники туземных народов»
Гумбольдт прожил долгую и очень активную жизнь. Тем не менее, практически перед смертью, он говорил: «Берегитесь прожить так долго. Слава растет вместе с ослаблением сил, и роль дорогого старика-юноши, достойного старейшины всех живущих ученых… – несносная роль».
Рисунки из книги Гумбольдта, сделанные в экспедиции
Путешествие Гумбольдта в Анды. Гравюра XIX в.
Поделиться ссылкой
Досуг, культурные и спортивные мероприятия в школах сети Humboldt-Institut
Ежедневно студенты принимают участие в спортивных и культурных мероприятиях, поскольку преподаватели Humboldt-Institut уверены, что благодаря интересной программе досуга слушатели курсов смогут быстрее адаптироваться к новой языковой и культурной среде, а также лучше познакомиться с другими участниками группы. Основная часть мероприятий входит в стоимость курса, в нее включены такие развлечения как бильярд, настольные игры, футбол, вечер кино, барбекю, посещение городских музеев, занятия плаванием, пешие экскурсии по городу, настольный футбол и т. п. Посещение кинотеатров и театров не входит в стоимость программы.
Каждую среду центр организует экскурсии во второй половине дня, которые обычно включают посещение самых известных достопримечательностей города, например, студенты берлинской школы отправляются в зоопарк, делают селфи на фоне знаменитой Берлинской стены, фотографируются с друзьями у Бранденбургских ворот и т. д. В выходные дни Humboldt-Institut приглашает своих учеников отправиться в поездку на целый день в близлежащие города, например, из Берлина в Лейпциг, Дрезден или отправиться в круиз по Балтийскому морю.
Дальнейшая жизнь
Учёный снова вернулся в Европу и продолжил свои научные труды. На основе информации, полученной из поездок по России, он изготовил карту предположительно действующих вулканов. И хоть его теория морского их происхождения не подтвердилась, в Средней Азии действительно нашлись действующие экземпляры. Авторитет Александра в научных кругах был велик, он снискал себе дружбу со многими великими умами того времени. В 1832 году он приступает к масштабному труду, который объединял все знания, полученные им в ходе исследований. Этот труд получил название «Космос». 6 мая 1859 года Александр Гумбольдт скончался от быстро прогрессировавшей простуды. До конца своих дней 90-летний учёный был в здравом уме и продолжал свою научную деятельность.