Мечеть айя-софия в стамбуле

Что посмотреть рядом

Голубая мечеть

Напротив музея Айя-София расположена Голубая мечеть, построенная при правлении султана Ахмета I в 1609-1916 гг. с целью восстановления авторитета Турции. Интересной особенностью является тот факт, что на постройку этой (действующей) мечети тратились бюджетные деньги государства, в то время как обычай диктовал использовать средства завоеванных государств.

Свое название мечеть получила из-за цвета использованных изникских изразцов в отделке интерьера. Для изникских фабрик изготовление голубой керамической плитки по указу Ахмета I стало последней работой — султан запретил выпускать продукцию для других целей. Но большие объемы работы сказались на качестве: со временем камень потерял первоначальные цвета.

Особого внимания заслуживает внутреннее убранство мечети: вырезанный из цельного куска, мраморный михраб, растительные мотивы, украшающие стены. Архитектурный стиль представляет собой смесь османского и византийского зодчества.

А 6 минаретов практически уравняли Голубую мечеть с исламской святыней, мечетью Масджид аль Харам, которой вскоре пристроили еще один минарет для восстановления первенства. Вне зависимости от вероисповедания Голубая мечеть рекомендуется для экскурсионного посещения туристами.

Площадь Ипподром

Голубая мечеть отделена от музея Айя-София площадью Ипподром. Конные бега — одно из основных развлечений древнего мира — требовали наличия соответствующей площадки. В Константинополе ипподром был внушительных размеров и мог вместить более 40 тыс. зрителей.

После падения Константинополя комплекс разграбили, сама площадь уменьшилась в размерах и стала служить местом для конных прогулок и многодневных церемониальных мероприятий. До сегодняшних дней ипподром так и не застроен, однако до современников дошли только редкие руины.

Стоит обратить внимание на обелиск Феодосия, выполненный из розового гранита. Легенды гласят, что обелиск был значительно выше, но укорочен при транспортировке из Луксора в Константинополь в 390 г.Змеиная колонна представляла собой бронзовую кадильницу

Но чаша давно утрачена, а из трех змеиных голов археологи обнаружили лишь одну, которая теперь хранится в археологическом музее Стамбула. 5-метровые остатки колонны часто называют «витой колонной».

Колонна Константина, 21-метровое сооружение из тщательно подогнанных каменных блоков, единственная из сохранившихся украшений спины ипподрома, созданная в византийскую эпоху. В 944 г. колонна была отреставрирована и украшена позолоченными пластинами с гравюрами. Во время крестового похода все украшения были переплавлены и вывезены.

Немецкий источник украшает вход на площадь Ипподром и имеет интересную историю. Созданная в Германии, конструкция была привезена в Стамбул и установлена в качестве благодарности Вильгельма II за возможность строительства железнодорожного пути через город.

Постройка диссонирует с древними историческими памятниками в стилевом отношении, хоть и обладает неповторимой красотой. На восьмиугольном высоком основании расположена беседка. Ее купол выложен золотой мозаикой и вензелями Вильгельма II и Абдул-Гамида II. Семь сторон мраморного основания оборудованы кранами и чашами.

Цистерна базилика

Еще одной интересной достопримечательностью Стамбула вблизи собора Святой Софии является Цистерна базилика. Более 40 цистерн было обнаружено под бывшем Константинополем. Очевидно, что водохранилища создавались на случай длительной осады города.

Резервуар объемом 80 тыс. м3 строился не одно столетие. Его стены выложены из огнеупорного кирпича и заизолированы водостойким раствором. 336 разномастных колон, происхождение которых точно не установлено, поддерживают свод на высоте 8 м.

В Цистерне сняты кадры таких известных кинокартин, как «Одиссея», «Из России с любовью». Д. Браун выбрал Цистерну главным местом действия своего романа «Инферно». Масштабность, уникальность этой достопримечательности заслуживают внимания туристов Стамбула.

Даже оказавшись проездом в Турции, стоит найти возможность посетить храм Святой Софии в бывшем Константинополе, проникнуться духом византийской эпохи, почувствовать влияние, которое оказывают масштабы и красота собора.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовымиколоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел ).

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Малая София в Стамбуле

Святые Сергий и Вакх — кто они?

Есть в Стамбуле ещё одна София — Малая. Это церковь святых Сергия и Вакха. Построена она была на несколько лет раньше великого Софийского собора. Почему Малая Айя София? Предполагается, что её возвели по проекту тех же архитекторов. И она очень похожа на свою — вот не знаю, как правильно — старшую или младшую сестру? По размерам — вроде как младшая, а по возрасту — старшая.

Сергий и Вакх — римские воины. В числе первых они приняли христианскую веру. Их убили за отказ совершать обряды, которые не принадлежат христианству. Позже этих солдат причислили к лику святых, и теперь они являются покровителями воинов.

Малая Айя София — была первая церковь, основанная Византийским императором Юстинианом после восшествия на престол. Её возведение он взял под свой личный контроль. Строительство велось на участке земли вблизи Ипподрома, там, где Юстиниан жил до того, как стать главой государства.

Такое пристальное внимание самого императора было не случайным. Дело в том, что жизнь Юстиниана напрямую связана с этими святыми

Когда-то его приговорили к смерти, подозревая в измене как зачинщика заговора против правящего императора Анастасия. Но во сне Анастасий увидел именно их — Сергия и Вакха. Святые воины убедили тогдашнего императора в том, что обвинение ложно, и Юстиниана нужно освободить.

Теперь это мечеть

В 16 веке Church of Saints Sergius and Bacchus (английское написание названия церкви) стала мечетью Кючук Айя София. Со временем возле неё обустроили фонтан и возвели минарет.

Изначально внутри храма Сергия и Вакха было много мозаики и фресок. Сейчас внутреннее пространство мечети малая Айя София украшает арабская каллиграфия и синие орнаменты.

За несколько веков своего существования здание часто частично разрушалось от землетрясений. В настоящее время оно постоянно подвергается таким уменьшенным «землетрясениям»: ведь недалеко, метрах в двух от старого здания Кучук Айя София проходит действующая железнодорожная ветка.

Недалеко находится школа — медресе, чайный сад и старое кладбище.

Тайны затопленного подземелья собора

Подземелья собора

Помимо видимой части Св. Софии, есть еще и подземелье, о котором мало что известно. Из уцелевших записей можно узнать, что для создания фундамента нужно было вырыть очень большой котлован. В других летописях сказано, что под собором есть большущие цистерны, в которой хранится вода и большое количество подземных ходов. Многие полагают, что цистерна схожа с Цистерной Базиликой, расположенной рядом с Айя-Софией.

  • Впервые попасть в подземелье пытались в середине 20 века исследователи из Америки. Изначально они приняли решение выкачать всю воду. Но их попытки ни к чему не привели – сколько бы времени они на это не потратили, количество воды не уменьшалось. В итоге перегорели насосы, после чего за эту идею решили забыть.
  • Турки предприняли более удачные попытки. Они не собирались выкачивать всю воду, а решили в нее погрузиться. Последний спуск был совершен в 2014 году. Какие-то поверья были подтверждены, а некоторые оказались простой выдумкой или слишком преувеличенными.

Исследователи обнаружили места, где проводились захоронения

Особое внимание уделялось 11метровому колодцу, находящемуся у основного входа. В колодце, который находится посредине храма, обнаружены обломки огромного светильника

В стенах нашли закрытые проемы, которые не пробовали открыть. Полагают, что за дверями могут находиться огромные цистерны для сбора воды, о которых говорили еще в прошлом. Во время исследования под полом также были обнаружены пустоты.

Стоимость

Цена входного билета в Собор в кассах 100 лир. Можно приобрести музейную карту, по ней будет бесплатно.

Также можно купить билет онлайн, чтобы не стоять в огромных очередях:

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook и Booking. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 161 times, 1 visits today)

Организация экскурсий в собор

Англоговорящие туристы всегда могут заказать экскурсию для себя, своей семьи или тургруппы с местным гидом прямо в кассе собора. Опытный англоговорящий гид сделает краткую презентацию собора, после чего проведёт путешественников по особенно примечательным местам в музее и расскажет подробно обо всех исторических фактах, когда-либо происходивших и связанных с собором.

Однако большинству россиян более комфортно слышать рассказ об интересующем их сооружении на родном языке, и в связи с этим в Стамбуле действуют многие русскоязычные экскурсионные бюро, обратившись в которые путники получат основную программу предлагаемых экскурсий, включая те, что захватывают посещение собора Айя София:

  • Самая популярная из них — это обзорный тур по всей исторической части Султанахмет, включающая в себя всё великолепие архитектурных памятников, расположенных в этой части города, и, конечно, подробная экскурсия по собору.
  • Более широкая программа — пешая прогулка по всему старому городу, с посещением Гран Базара, Султанахмет и собора с подробным рассказом о постепенном превращении старинного торгового порта в гигантский мегаполис.
  • Последняя из основных программ включает в себя поездку по всей азиатской части города для знакомства с жизнью и бытом различных правителей Османской империи, а также их наследием в виде многочисленных архитектурных и культурных памятников, разбросанных по всему бывшему Константинополю.

Экскурсии по Стамбулу

Важно! Эти и другие экскурсии к услугам путешественников рады предложить многие туристические компании в городе, представленные здесь . Кроме того, если поездка была через туроператора, то отельный гид всегда предложит увлекательную поездку по исторической части города

Убранство собора

По словам экспертов, на строительство собора ушло более чем 130 тонн золота, что на тот период времени было непомерной суммой. Собор Святой Софии строился на протяжении 6 лет, а в работу было вовлечено более десяти тысяч строителей.

Строительные материалы брались из разных уголков страны. Император лично привез из города Эфес восемь колон зеленого мрамора и 8 колонн из храма Солнца в Риме. Кроме этого, в строительстве использовались облегченные кирпичи, которые не уступали обычным в прочности, но не утяжеляли конструкцию. В отделке храма использовали слоновую кость, серебро и золото. Изначально император предполагал покрыть золотом все убранство храма от пола до потолка, но астрологи уговорили его этого не делать. По их словам, после него будут править «слабовольные» правители, которые разворуют золото и разрушат собор.

В основании здания лежит фундамент размером 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр — 30 метров. Ширина стен в некоторых местах храма достигает 5 метров. Для особой прочности в стены встраивали стволы ясеня.В 1204 году произошло событие, которое стало позорным пятном в мировой истории. Участники крестового похода захватили и опустошили христианский город, хотя должны были защищать его из соображений веры. Константинополь был полностью разграблен, а Собор Святой Софии лишился 90% христианских реликвий.

Знаковые места

К сожалению, после превращения музея в мечеть, некоторые места стали труднодоступны для обозрения. Например, пуп земли прикрыт ковром.

Пуп земли

В соборе проходила коронация императоров Восточно-римской эпохи. Перед алтарем находится мраморная площадка, с круглыми вставками из цветного камня, это место именуется “Омфалион” или “Пуп Земли”. Трон императора находился в центральном большом круге, а приближенные стояли в малых.

Пуп земли

Место крещения княгини Ольги

Именно здесь происходило крещение княгини Ольги. Она первая приняла крещение, хотя и её дружина и её народ оставались язычниками, так же как и сын, князь киевский Святослав Игоревич. Согласно повести временных лет, крестил Ольгу лично император Константин VII в 955 году. При крещение княгиня получила имя Елена.

Врата из ковчега

Айя-София впитала в себя не только материальные, но и духовные блага со всего света в виде строительных материалов, использованных ранее в других храмах. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева Ковчега.

Ворота датируются VI веком и являются самыми большими в соборе-7 метров в высоту. Этими воротами пользовался только сам император, его сановники и свита пользовались дверями по соседству.

Императорские врата выделяются посередине

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм

Мозаики

На втором этаже собора множество образов выложено в виде мозаики. Большая часть из них датируется IX – X веком, более поздние – XV. Они были обнаружены под слоем штукатурки лишь в XX веке во время реконструкции и до сих пор ведутся работы по очистки стен от извести. Сравнительно недавно в северо-западном крыле были обнаружены мозаики средневизантийского периода.

Советы туристам по знакомству с собором

Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.

  1. Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
  2. Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
  3. Перед входом в собор нужно разуться.
  4. Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
  5. Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
  6. Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
  7. Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
  8. На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
  9. Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
  10. Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
  11. Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
  12. Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
  13. Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.

Рекомендации по посещению и осмотру

Общие рекомендации

Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.

Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.

Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:

  1. Турецкие дети до 18 лет
  2. Дети иностранцев до 12 лет и младше
  3. Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
  4. Гиды, при наличии аккредитации
  5. Государственные делегации

В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.

А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.

Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.

Последовательность осмотра.

Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.

С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.

Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.

Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.

За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.

Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.

В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.

На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector