Храм василия блаженного: чьих же рук творение?

webmandry.com

Пожалуй, главной достопримечательностью не только нашей столицы, но и во всей мировой архитектуры, по праву является Собор Василия Блаженного. Этот старейший православный храм расположен в Москве на Красной площади. Он также известен как Собор Покрова Пресвятой Богородицы или как Покровский собор. До 17 века он именовался Троицким.

История собора ведётся от правления Ивана Грозного. Именно он приказал в 1555 году воздвигнуть храм в честь победы над Казанским ханством. Существует несколько версий о том, кто являлся его архитектором. По историческим данным авторство могло принадлежать трём разным мастерам, которые представляли разные архитектурные школы, что отразилось на облике собора.

См. также: Московский Кремль.

Изначально в архитектурном плане собор имел арочные проёмы и отдельный вход. После пожара в 16 веке появились прототипы сегодняшних фигурных куполов. К 1683 году, после многократных реставраций, собор приобрёл те формы, которые сохранил до сегодняшнего дня.

Собор насчитывает 11 куполов, высота которых достигает 65 метров. Купола разделены по числу престолов. Всего их десять. Сам собор состоит из восьми храмов освящённых в честь боёв за Казань. Четыре из них являются осевыми, те, которые поменьше расположены между ними. Все восемь церквей венчают главы в виде луковичной формы и группируются вокруг более высокой по уровню девятой церкви Покрова Божьей Матери. У всех церквей есть общее основание, галерея и внутренние переходы. Каждая из церквей имеет своё название в честь важнейших событий и в честь святых.

Имя Василия Блаженного, собор получил в 1588 году, когда к храму пристроили придел в честь русского святого на месте его захоронения.

После революции 1917 года собор стал памятником культуры не только в нашем государстве, но и в мире. В 20- х годах он становится историческим музеем. Храм постоянно был открыт для посетителей, за исключением Великой отечественной войны. Чудом храм избежал сноса в 30 – х годах. Лишь после реставрационных работ храм вновь принял посетителей в 1947 году.

Собор Василия Блаженного один из самых красивых храмов мира и один из самых ярких соборов России. Уникальная архитектура делает его самым узнаваемым. Одновременно он совершенно не похож на русские храмы, как и сама жизнь Василия Блаженного.

Видео: «Чудеса России». Собор Василия Блаженного:

https://www.youtube.com/watch?v=97YHuQkVOgA

Кафедральный собор

В столице России есть еще Покровский кафедральный собор. Москва, Рогожский поселок, 29 – адрес этого по-своему интересного культового сооружения. Он является главным на территории России храмом РПСЦ, которая до 1988 года называлась «Древлеправославная Церковь Христова». Официальная русская церковь относит РПСЦ к деноминации, то есть к чему-то среднему между сектой и церковью. Тем не менее у старообрядческой церкви есть свой Митрополит Московский и всея Руси, и Покровский собор на Рогожском кладбище является его кафедральным собором. Закладка первого камня этого культового сооружения была произведена в 1791 году.

Проект был заказан у великого русского зодчего М. Ф. Казакова. Официальная церковь как могла боролась с существованием этого храма. В 1856 году алтари были все же опечатаны. Произошло это в результате доноса митрополита Филарета. Распечатали их только в 1905 году. Этот день считается у старообрядцев великим праздником. В силу каких-то обстоятельств эта церковь не была закрыта в годы советской власти. Два придела, Николы Чудотворца и Сергия Радонежского, имеет это очень красивое, выстроенное в классическом стиле здание.

Интересные факты о соборе Василия Блаженного

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. В свое время священнослужитель пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Его расстреляли большевики в 1918 г. за миссионерскую деятельность.

По этому поводу очевидцы рассказывали:

По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу.

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

А вот еще несколько интересных фактов о соборе:

  1. Через несколько десятилетий ему исполнится 5 веков, что делает его одним из древнейших соборов мира.
  2. Церковные службы во времена СССР в соборе Василия Блаженного не проводились. Вплоть до развала Союза он работал в качестве музея, как и многие другие древние храмы, например, Казанский собор в Санкт-Петербурге (см. 16 интересных фактов о Казанском соборе).
  3. Возведён он был всего за 6 лет, что в 100 раз быстрее, чем знаменитый Кёльнский собор в Германии, строительство которого отняло около 6 веков.
  4. Собор Василия Блаженного — народное название, а не официальное. А тот самый ров, что упомянут в оригинальном названии, исчез уже века назад.
  5. Чтобы внутри была правильная акустика, при строительстве собора в стены замуровали большое количество глиняных горшков, горловины которых направлены вовнутрь.
  6. Сейчас у собора Василия Блаженного десять куполов, но некогда их было целых двадцать пять.
  7. При строительстве в нём был обустроен потайной ход, соединявший собор с царской сокровищницей. Его случайно обнаружили около сотни лет назад.
  8. Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, войдя в Москву, повелел взорвать собор Василия Блаженного. Но погода не дала ему этого сделать — дождь намочил порох (см. 15 интересных фактов о войне 1812 года).
  9. Мощи Василия Блаженного, канонизированного после кончины, и по сей день находятся в соборе, который носит его имя.
  10. Сам Василий Блаженный прославился при жизни благодаря тому, что учил окружающих нравственности, подавая людям личный пример.
  11. Имя архитектора, построившего собор, до сих пор доподлинно неизвестно. Причём Иван Грозный, согласно легенде, после завершения строительства казнил либо ослепил его, чтобы несчастный архитектор никогда не смог построить ничего лучше.
  12. Фактически собор Василия Блаженного представляет собой одиннадцать церквей, объединённых в единый комплекс. А четыре из них посвящены святым, дни поминовения которых совпадали с днями важных сражений за Казанское ханство (см. 25 интересных фактов о Казани).
  13. До того, как Иван Грозный повелел построить каменный собор Покрова Святой Богородицы, на этом месте уже стояли деревянные церкви. Некоторые из них были возведены ещё в эпоху правления Ивана III Великого.
  14. Собор Василия Блаженного включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  15. Официально он принадлежит не РПЦ, а Государственному историческому музею. Хотя богослужения в нём всё равно проводятся.

Описание

Православный храм расположен на Красной площади, рядом с памятником Минину и Пожарскому, напротив Исторического музея. Архитектурный комплекс образуют девять церквей на одном основании. Достигая 65 метров в высоту, собор увенчивается 11-ю колоколами: из них девять – куполы церков, один – над колокольней и еще один – над приделом.

Церкви являются символами религиозных праздников на время взятия Казанского ханства. Такое решение было принято не случайно, поскольку Собор Василия Блаженного был построен в честь этого знаменательного в истории страны события, по приказу царя Ивана Грозного.

Все купола выполнены в ярких красках, ни один из них не повторяется своей фактурой или цветовым оформлением. Церкви соединены между собой арочными переходами и галереями.

Хотя официальное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен, прежде всего, как храм Василия Блаженного. Блаженными называли юродивых, к которым в Москве относились с должной мерой почтения. Василий был самым известным юродивым города и отличался глубокой набожностью и даром предсказания, поэтому его имя и дало собору другое, более известное широкому кругу название.

Архитектурный стиль

Собор строился на протяжении 6 лет исключительно весной и летом. В летописи указано, что мастера обрели южный девятый престол, когда здание было уже почти достроено. Храм получился удивительно симметричным, а это значит, что архитекторы изначально расписали композицию будущего сооружения. Предполагалось, что восемь приделов будут окружать центральную девятую церковь. Для строительства здания использовали кирпич, а для цоколя, фундамента и нескольких деталей декора взяли белый камень. Основные работы были завершены за 4 года. На праздник Покровы все церкви были освящены, кроме центральной, поскольку ее достроили только в 1561 году.

Это интересно. Несмотря на лабиринты проходов и количество помещений, подвалы в соборе отсутствуют. На их месте возвели общее основание — подклет без поддерживающих столбов со сводами. Вентиляция происходила с помощью специальных узких отверстий — продухов. Сначала самый нижний этаж использовали в качестве склада и хранили там царские деньги и золотые ценности некоторых богатых семей. Через некоторое время узкий проход в подклет и вовсе был заложен, а обнаружили его во время реставрации в 1930 году.

Изначально храм отличался необычной композицией — 9 самостоятельных церквей соорудили на общем основании и соединили внутренними проходами, которые окружили центральную церковь. Снаружи вокруг всех зданий возвели открытую галерею-гульбище. Приделы основной постройки перекрыли сводами и увенчали куполами. В архитектурный ансамбль удачно вписалась и трехшатровая открытая звонница с арками, в которых висели крупные колокола.

Сначала собор Василия Блаженного украсили 8 массивными куполами и маленькой главкой над центральным зданием. Для снижения негативного воздействия окружающей среды на используемый строительный материал, все поверхности были окрашены красно-белой краской. Роспись походила на кладку кирпича. До сих пор неизвестно какой именно материал использовали для первоначального покрытия, поскольку он был утрачен при пожаре в 1595 году.

История строительства

Первоначально на месте собора возвышалась деревянная церковь, вокруг которой после походов на Казань строились дополнительные храмы. Когда Казань окончательно была завоевана московским правителем, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить весь архитектурный комплекс в камне, дабы увековечить славную победу в веках.

Согласно первому плану центральных храм должны были украсить семь церквей, однако для симметрии число строений увеличили до восьми. Так, на одном основании были возведены девять самостоятельных храмов и одна звонница. Каждый храм венчал купол с уникальным рисунком. Грандиозное 65-метровое сооружение было построено всего за шесть лет. Вплоть до начала XVII столетия храм был самым высоким столичным строением.

Экстерьер храма. Фото:

Несмотря на официальное название – собор Покрова на Рву, в народе он известен прежде всего как Храм Василия Блаженного. Согласно преданию, московский юродивый Василий Блаженный, известный своим даром прорицательства и чудотворными делами, собирал пожертвования на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Сын Ивана Грозного распорядился о строительстве церкви в честь святого, которая также стала частью композиции Покровского собора. Эта церковь была единственной открытой для прихожан на протяжении всего дня. Именно по названию обители весь собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

До настоящего времени доподлинно не известно, кто же построил легендарный храм – русские зодчие или иностранные мастера. Согласно самому популярному варианту, собор строили московские архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев. Другие исследователи склоняются к тому, что на самом деле автором собора выступил европейский мастер, указывая на то, что в древне-русской архитектуре нет аналогов храма, хотя в европейской похожие строения встречаются.

История основания церкви

Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.

В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.

Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

История

Село было основано в середине XVII столетия. Основателями считаются — пятнадцать семей — «детей боярских», из Ельца, во главе с Афанасием Вихровым и одиннадцать семей — из Старого Оскола. О них говорится в «Записках Императорского Географического общества», изданных в Санкт-Петербурге, в 1857 году. Село было названо в честь святителя Афанасия Александрийского, он числится одним из святых покровителей села и храма. По одной из версий, первая церковь в селе Афанасьевка уже был в 1680 годах и был именно в честь святителя Афанасия Великого.

В 1775 году в селе была построена деревянная Васильевская церковь c колокольней, которая в 1886 году имела 33 десятины земли и 1000 прихожан.

«Список населенных мест Воронежской губернии по сведениям 1859 года» свидетельствует, что в казенном селе Афанасьевка были православная церковь, 183 двора, где проживало 750 мужчин и 785 женщин.

Храм, построенный в 1905 году в селе Афанасьевка, в годы советской власти был осквернен и был использован как дом культуры. Разрушению подвергли основной купол и звонницу, крышу сделали двухскатную, от храма уцелели только фундамент и стены, в алтарной части была устроена сцена, на которой плясали и пели работники культуры, в правой части храма устроили библиотеку. В левой части храма некоторое время был буфет, кабинеты.

В 1990 году по просьбе верующих, здание возращено Церкви.

В 2003 году был создан попечительский совет по реконструкции Свято-Васильевского храма.

Популярные темы сообщений

  • Образование и здоровье Роль учителя в педагогическом процессе порой недооценена, ошибочно полагая, что учитель есть для того, чтоб прочитать урок. На самом же деле учитель для своих учеников в аспекте здоровья, важнее врача. Так как именно он,
  • Как строили пирамиды в Древнем Египте Величайшие сооружения человечества – пирамиды – начали строить с 2750 годов до нашей эры. Это были погребальные постройки для фараонов. Самой первой гробницей, имеющей знаменитую пирамидальную форму, была пирамида фараона Джосера.
  • Натюрморт (в живописи) Натюрморт в живописи это изображение различных предметов, которые обязательно комбинируют друг с другом. Натюрморт чаще всего является одним уникальным творением, но также может быть и частью одной большой композиции.

Слово учителя об истории храма.

В середине 16 века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные на ходы на Казань. В октябре 1552 года русские войска овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.

Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и «повеле им здати церкви камены заветные восемь крестов».

Т

ысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигальщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставали лужное железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники , постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами.

Строили собор из красного кирпича, пуская полоски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так поначалу храм был красно-белый, а лишь в 17 веке он был раскрашен так причудливо.

Иван Грозный был «на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствовании своем погубил». В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубашке, не боялся царя. К немалому изумлению, знавших его, отрок оказался пророком и ясновидцем. Василий ушел босиком на паперть церкви Святой Троицы. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя личину юродства, но не юрода – безумного, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Блаженными людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.

С

вятой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои с торговцев. Потом обнаруживалось, что поступал он по Божьему Промыслу, так как товар, опрокинутый им был негодным. И вскоре стало ясно, что святой Василий – человек Божий. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестивых торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя. Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.

10 стр., 4860 слов

Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник

… курсовой работы является рассмотреть историю возведения собора Василия Блаженного, оригинальность и уникальность архитектуры собора, его культурные ценности как памятника. Целью курсовой работы является показать значимость собора Василия Блаженного в истории Кремля. 1. История возведения собора Василия Блаженного 1.1 Собор Василия Блаженного …

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мертвого своею шубою, не видя обмана, сказал при этом: «буде же ты от ныне мертв за лукавство свое». Обманщик действительно умер.

С

лава блаженного росла. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда ему было уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящегося и безутешно плачущего возле церкви Вознесенского монастыря. Молитва была долгой, чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.

На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар. Царь с семьей сбежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла – не осталось ни одного дома.

Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Иван Грозный повелел похоронить Блаженного у Троицкой церкви, что на Рву. Над его могилой выросла небесная главка.

Вскоре название собора Покрова на Рву, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.

Легенды

Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.

Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.

Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.

В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.

Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.

Стоимость билетов в Собор Василия Блаженного в 2021 году

  • Для взрослых граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 500 рублей
  • Для взрослых граждан других стран — 1000 рублей
  • Для детей до 7 лет — бесплатно (независимо от гражданства)
  • Для детей от 7 до 18 лет России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 250 рублей
  • Для детей от 7 до 18 лет других государств — 500 рублей
  • Для студентов дневной формы обучения РФ — 250 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по рабочим дням — 250 рублей
  • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по выходным и праздничным дням — 500 рублей

Настоятельно рекомендуем взять аудиогид, чтобы Ваше посещение было более интересным и познавательным. Стоимость аренды аудиогида:

  • На русском языке — 300 рублей
  • На иностранном языке — 600 рублей

Иконы храма Василия Блаженного

Необычный архитектурный стиль, дизайн храма – не единственное, чем он может похвастаться. Главной ценностью комплекса принято считать его иконостас. Оригинальный, единственный в своем роде, он включает в себя около икон (написаны в период XVI-XIX в. в). Над образами Иисуса, Богородицы, Святых трудились, как московские мастера, так и новгородские таланты.

Их шедевры живописи были соединены в единую композицию только в XIX столетии (в рамках реализации проекта авторства Павлинова). Наряду с необычайно красивым иконостасом в храме Василия Блаженного можно увидеть отдельные иконы О. Чирикова, одного из самых выдающихся московских художников и по совместительству реставраторов.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города

В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.

Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

Архитектурные особенности храма

Одноглавый трехабсидный храм простроен из тесаного камня на известковом растворе. Он опирается на четыре несущих круглых столпа и имеет повышенные подпружные арки. К основному четверику примыкают три придела – основной и два боковых, расположенные с севера и юга. Пристройки появились в разное время и служили для проведения церковных служб и хранения ценных вещей и товаров. Они придают храму сложную, асимметричную форму, делая его похожим древнерусские хоромы.

Вначале основной объем покрывало подзакомарное покрытие. Потом его заменили на более практичную четырехскатную кровлю. А при последней реставрации, проведенной совсем недавно, покрытию четверика и северного придела вернули первоначальную форму.

Внешний декор Васильевской церкви говорит о явном влиянии традиций московского зодчества. Абсиды алтаря и барабан завершены орнаментальными фризами, в которых использованы новгородские мотивы с треугольниками и впадинками. Однако, идут эти орнаменты тройными лентами, как это принято в московской архитектурной школе.

Архитектура

Высота составила 65 метров. Хотя его вид менялся неоднократно, добавлялись постройки, комплекс и сейчас представляет собой свод, образованный 8 часовнями, что окружают еще одну – девятую. Подобных строений в России нет и сейчас.

В каждую часовню ведет отдельный вход, но все смотрится, как одно сооружение, и выглядит гармонично.

В убранстве башен заметно влияние эпохи Возрождения. Купола кажутся похожими, но украшены различно. Хотя для оформления строения использовался древнерусский архитектурный стиль, в интерьере присутствуют элементы готики, ренессанса, романской аркады. Традиции Запада удачно сочетаются с колоритом Востока. При строительстве использовались символы в виде:

  • треугольника;
  • круга;
  • квадрата.

Каждый элемент имеет сакральное значение, а в архитектуре заложен духовный смысл. На одном основании удерживается 9 церквей, благодаря прочности стен, толщина которых равна 3 м. Восемь часовен, располагаясь на фундаменте, образуют октограмму, а такая звезда служит символом Богородицы. Церкви, составляющие ансамбль, имеют неодинаковые размеры, более крупные образуют симметрию и направлены на разные стороны света. Часовня Богородицы, которая является главой комплекса, обладает огромным шатром и куполом.

Первые изменения в архитектуре наблюдались после смерти Василия Блаженного. Чтобы пристроить часовню, именуемую в честь чудотворца, пришлось разбирать часть сооружения. В XVII столетии внешнюю галерею покрыли кровлей, построили 2 крыльца.

Одна из задумок относительно украшения принадлежит Макарию. Митрополит хотел создать то ли рай, то ли Новый Иерусалим. Зодчие воплотили идею в виде прообраза града Господня – небесного сада, где растут удивительные цветы.

Описание внешнего вида

Сейчас у святыни 11 глав: девять над церквями, десятая над приделом Василия Великого и последняя над звонницей.

Посередине маленькая луковичная главка венчает центральный Покровский храм в окружении восьми массивных куполов. Каждый из которых со своей неповторимой индивидуальностью рисунка и отделки. Небольшие внутренние помещения маскировались вычурной декоративностью.

Композиция церквей не имеет чётко выраженного фасада. С какой стороны не обойди, будет казаться, что именно этот и есть главный.

Разноуровневые шпили расположены ступенями по принципу нарастания высоты, устремляясь ввысь, к Богу.

Два больших ажурных крыльца с северной и южной стороны были пристроены позднее.

Маленькая площадь прекрасно гармонирует с недюжинной величиной. Вышина сооружения 65 метров. И до первого десятилетия 17 века Покровский храм занимал главенствующее положение.

С высоты птичьего полёта представляет собой восьмиконечную звезду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector