Снг сегодня и в исторической перспективе
Содержание:
- Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности
- Плюсы и минусы переезда
- Так какую же роль СНГ играет сейчас?
- Межпарламентская ассамблея
- Страны СНГ
- Цели стран СНГ
- Экономика
- Роль Российской Федерации в организации
- Характеристика и список
- Этапы деятельности
- Цели и задачи
- В СНГ пытались вступить 5 непризнанных республик и даже Татарстан отдельно от России
- Какой орган является высшим в СНГ
- Цели организации
- Бюджет СНГ
- Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только
Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности
Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.
Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.
Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.
Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.
Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:
- сентябрь 1992 года – некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения;
- декабрь 1995 года – коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина – по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. Постановление в итоге было принято;
- сентябрь 1998 года – бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов признал, что Верховный совет не мог ратифицировать Соглашение.
В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.
Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.
Плюсы и минусы переезда
Преимущества иммиграции в Польшу:
- Официальное трудоустройство. Владельцы польского ПМЖ могут работать на территории страны без необходимости дополнительного оформления разрешений и получать польскую зарплату — минимум 2600 PLN (640 USD).
- Свободное передвижение по Европе. Иностранцы с картой постоянного резидента могут путешествовать по странам Шенгенского соглашения без виз. Период, в течение которого легально можно находиться в других государствах, не должен превышать 90 дней в полугодии.
- Право вести собственный бизнес. Разрешается приобрести или создать компанию, ведущую деятельность в любом направлении с возможностью развиваться на европейском рынке. Кроме того, в Польше предусмотрена довольно низкая ставка налога на прибыль — 19 %.
- Доступ к медицинским услугам. Иностранцы, которые легально находятся на территории страны, могут обращаться в польские клиники для диагностики и лечения заболеваний. При переезде в Польшу по карте поляка экстренная медицинская помощь предоставляется бесплатно.
- Возможность получения образования. Иностранцы с ПМЖ могут поступить на государственную форму обучения с правом получения стипендий.
- Доступ к европейским банкам. Резидентам Польши разрешается обращаться в финансовые учреждения для получения кредитов с выгодными процентными ставками, открывать депозитные счета и проводить другие денежные операции. Например, для покупки жилья можно оформить ипотеку под 3,8%.
Трудности, возникающие при иммиграции:
- Адаптационный период. После переезда иммигрантам необходимо привыкнуть к новым условиям проживания, освоить правила, которые действуют в обществе, а на всё это требуется время и желание приложить усилия.
- Необходимость знания языка. Минимальный уровень владения польским языком существенно упрощает процесс поиска работы, позволяет более эффективно коммуницировать с местными жителями и быстрее находить решение возникающих вопросов.
- Отсутствие родственников и друзей. Не все могут переехать жить в Польшу семьями. Многие россияне, украинцы, белорусы решаются на иммиграцию без кого-либо из близких и только после успешного обустройства могут забрать к себе супругов, детей, родителей.
- Меньший, по сравнению с другими странами ЕС, доход. Польша предоставляет хорошие условия оплаты труда, но другие государства ЕС, такие как Германия, Италия, Швеция, гарантируют более высокую зарплату.
Так какую же роль СНГ играет сейчас?
Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются – кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях.
Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров – принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.
С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине. Но не стоит требовать от СНГ чего-то сверхъестественного – это межгосударственное, а не надгосударственное объединение. Другими словами, это координационный совет, но никак не орган управления – и реальной власти у Исполкома СНГ быть не может.
Внутри СНГ все еще есть границы, причем между некоторыми странами они крайне напряженные (пример – границы Армении и Азербайджана или Таджикистана и Узбекистана), общий рынок есть только у 5 стран, все еще существуют торговые ограничения.
При этом растет роль других объединений – того же СНГ, ЕАЭС или Евросоюза, который уже заключил соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.
Вероятно, роль СНГ будет снижаться и дальше – вплоть до того, что от него останутся только действующие соглашения. Правда, многие авторы склонны считать, что СНГ уже выполнило свою функцию – помогло «цивилизованно» разделить СССР, а для остального этот формат уже не подходит.
Межпарламентская ассамблея
Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.
Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.
Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.
Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.
Страны СНГ
В соответствии с Уставом СНГ государствами-учредителями организации считаются страны, скрепившие подписью и наделившие юридической силой Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему на время утверждения Устава. Государствами-членами Содружества являются государства-учредители, возложившие на себя обязательства, значащиеся в Уставе, на протяжении одного года после его утверждения соответствующим органом.
Стоит отметить, что согласно Уставу предусмотрены две категории: ассоциированные члены, которые могут принимать участие в обозначенных направлениях деятельности, и наблюдатели, имеющие возможность посещать заседания органов Содружества.
Перечень государств-участников
2009 год ознаменовался выходом Грузии из Содружества из-за вооружённого столкновения в Южной Осетии, а в 2014 год и Украина заявила о намерении выйти. Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан. Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств. А две таких страны, как Туркменистан и Украина, являются ассоциированными членами и ещё две — Монголия и Афганистан, имеют статус наблюдателей.
За исключением этих четырёх государств, не входящих в состав стран СНГ, список полноправных членов представлен ниже:
- Азербайджан.
- Армения.
- Беларусь.
- Казахстан.
- Кыргызстан.
- Молдова.
- Россия.
- Таджикистан.
- Узбекистан.
Территории, обладающие специальным статусом
- Приднестровская Молдавская Республика — постоянно.
- Республика Абхазия — с 1992.
- Республика Южная Осетия — с 1992.
- Чеченская республика — до 2000.
Цели стран СНГ
СНГ – это крупная региональная международная организация. Работа такой крупной политико-экономической единицы многогранна, имеет много уровней.
Сотрудничество строится гибко, с учетом разной степени готовности к интеграционным процессам.
Можно выделить несколько ключевых сфер совместной деятельности:
- права и свободы граждан;
- взаимодействие и координация на внешнеполитической арене;
- координация и унификация таможенной и экономической составляющих;
- работа над совместными инфраструктурными и транспортными проектами;
- формирования общего рынка труда;
- здравоохранение и экология;
- контроль и оптимизация социальной и миграционной обстановок;
- правоохранительная деятельность;
- единая оборонная политика и охрана общих границ.
Одним из важнейших шагов,
позволивших интенсифицировать взаимную интеграцию стало подписание договора о
зоне свободной торговли.
Организация работает в направлении унификации налоговой и финансовой систем, развивает товарооборот между государствами и проводит активную деятельность в политическом поле.
Важнейшими текущими задачами являются также улучшение демографической ситуации и борьба с различными проявлениями нетерпимости религиозной и национальной.
Наблюдается также особое отношение Узбекистана к процессам интеграции. С точки зрения руководителей этой среднеазиатской страны необходимо формировать и совершенствовать механизмы взаимодействия, необходимую инфраструктуру и добиться выравнивания в уровне развития экономик прежде, чем переходить к более тесному межгосударственному взаимодействию.
Тем не менее, Узбекистан проявляет все более активную позицию. Так недавно государство присоединилось к двум соглашениям СНГ, став участником совета по гуманитарному сотрудничеству и совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству СНГ.
В первом – непосредственное участие будет принимать Минкульт Узбекистана, а во втором министерства промышленности и экономики.
Экономика
В 1994 году между странами СНГ были начаты переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), но соглашение не было подписано. Предлагаемое соглашение о свободной торговле охватывало бы все двенадцать тогдашних членов СНГ и участников договора, за исключением Туркменистана.
В 2009 году было начато новое соглашение о создании ЗСТ, Соглашения о свободной торговле СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь из одиннадцати премьер-министров СНГ; Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. Первоначально договор ратифицировали только Россия, Беларусь и Украина, однако к концу 2012 года Казахстан, Армения и Молдова также завершили ратификацию. В декабре 2013 года Узбекистан подписал, а затем ратифицировал договор, в то время как оставшиеся две подписавшие стороны, Кыргызстан и Таджикистан позже ратифицировали договор в январе 2014 и декабре 2015 года соответственно. Азербайджан — единственное полноправное государство-член СНГ, не участвующее в зоне свободной торговли.
Соглашение о свободной торговле отменяет экспортные и импортные пошлины на некоторые товары, но также содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут отменены. На том же заседании в октябре 2011 года было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в СНГ.
Коррупция и бюрократия — серьезные проблемы для торговли в странах СНГ.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил членам СНГ заняться цифровизацией для модернизации экономики стран СНГ.
Единое экономическое пространство
После обсуждения создания единого экономического пространства между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) России, Украины , Белоруссии и Казахстана , принципиальная договоренность о создании этого пространства была объявлена после встречи в Подмосковье. Ново-Огарево, 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство будет включать в себя наднациональную комиссию по торговле и тарифам , которая будет базироваться в Киеве , первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет подчиняться правительствам четырех стран. . Конечной целью была бы региональная организация, которая была бы открыта для присоединения и других стран, и в конечном итоге могла бы привести даже к единой валюте.
22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосов за и 51 против создания единого экономического пространства. Однако большинство считает, что победа Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года нанесла серьезный удар по проекту: Ющенко вновь проявил интерес к членству Украины в Европейском Союзе, и такое членство несовместимо с предполагаемым общим экономическим пространством. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года, что «вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сегодня невозможно, поскольку экономические принципы и законы ВТО не позволяют этого, мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». . Украина является членом ВТО с 2008 года.
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России таким образом был создан в 2010 году единого рынка было предусмотрено в 2012 году, но вместо того, чтобы таможенный союз был переименован в Евразийский Таможенный союз и расширена за счет включения Армении и Кыргызстана в 2015 году.
Экономические данные
Страна | Население (2018) | ВВП (долл. США) | Рост ВВП (2012 г.) | ВВП на душу населения | Индекс человеческого развития (2017) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2007 г. | 2012 г. | 2007 г. | 2012 г. | ||||
Беларусь | 9 452 617 | 45 275 738 770 | 65 685 000 000 | 4,3% | 4 656 | 6 940 | 0,808 |
Казахстан | 18 319 618 | 104 849 915 344 | 196 642 000 000 | 5,2% | 6 805 | 11 700 | 0,800 |
Кыргызстан | 6 304 030 | 3 802 570 572 | 6,197,000,000 | 0,8% | 711 | 1,100 | 0,664 |
Россия | 145 734 038 | 1 294 381 844 081 | 2 022 000 000 000 | 3,4% | 9 119 | 14 240 | 0,816 |
Таджикистан | 9 100 835 | 3 695 939 000 | 7 263 000 000 | 2,1% | 526 | 960 | 0,650 |
Узбекистан | 32 476 244 | 22 355 214 805 | 63 622 000 000 | 4,1% | 831 | 2137 | 0,710 |
Азербайджан | 9 949 537 | 33 049 426 816 | 71 043 000 000 | 3,8% | 3 829 | 7 500 | 0,757 |
Молдова | 4 051 944 | 4 401 137 824 | 7 589 000 000 | 4,4% | 1,200 | 2100 | 0,700 |
Армения | 2 951 745 | 9 204 496 419 | 10 551 000 000 | 2,1% | 2,996 | 3500 | 0,755 |
Роль Российской Федерации в организации
Россия представляет собой одно из государств-учредителей Содружества и тесно сотрудничает с другими субъектами с начала его деятельности. В системе «Россия — СНГ» существует ряд направлений, по которым осуществляется сотрудничество:
- промышленность и торговля;
- сельское хозяйство;
- сектор строительства;
- транспортная система транспорта и коммуникаций;
- научная и образовательная системы;
- финансовый сектор;
- военно-оборонительный комплекс;
- вопросы безопасности и противодействия терроризму.
В рамках СНГ Российской Федерацией введён упрощённый въездной режим в отношении граждан всех стран-участниц. Если говорить об экономической стороне, то торговый оборот России с субъектами Содружества варьируется в пределах 50 млрд долларов в год. А также между странами, вовлечёнными в функционирование организации, сохраняются тесные культурные связи, что обусловлено общей многолетней историей.
Характеристика и список
Союзные государства, входящие в содружество, являются республиками по форме правления. В них проживает более 100 наций и народностей, различающихся по языку, этническому составу, культуре и быту. Членство в содружестве облегчает право получения гражданства на территории дружественных стран.
Количество населения, проживающих на территории той или иной страны, устанавливается посредством переписи, но в некоторых странах подобные мероприятия не проводятся вследствие тяжёлого экономического положения населения.
В список стран СНГ входят страны-участницы:
- Россия (2 штаб-квартиры содружества, в Москве и Санкт-петербурге). По современному справочнику население — 146,8 миллиона человек.
- Беларусь (штаб-квартира СНГ в Минске) — 9,4 млн.
- Узбекистан — свыше 30 млн.
- Казахстан — 6,3 миллиона человек.
- Таджикистан — около 9 млн человек.
- Армения — в районе 3 миллионов человек. Является единственной однонациональной страной в содружестве (это значит, что в её составе свыше 90% основного этноса).
- Азербайджан — по результатам последней переписи 9,6 миллиона человек.
- Молдова — 3 млн.
- Кыргызстан — 6 млн.
- Туркменистан — почти 5 млн.
Следует знать, что у Туркменистана статус «ассоциированный член», это связано с намерениями этой страны участвовать только в двухсторонних отношениях, игнорируя групповые и коалиционные. Помимо этого, не все из стран-участниц ратифицировали договор (в качестве примера — Молдова), но при этом Молдова полноценно участвует в обсуждении вопросов союза. На сегодняшний день на карте СНГ насчитывается 9 стран, входящих в его состав и имеющих статус полноправных членов.
Этапы деятельности
За 28 лет существования содружества принято выделять 3 ключевых этапа деятельности, которые сформировали облик СНГ в его нынешнем виде. Мировое сообщество (Индия, отдельные страны Азии и Европы) продемонстрировало заинтересованность к диалогу с союзом стран, а также отметило повышение качества жизни населения.
К этим этапам относятся:
- Период с момента основания (1991 год) по конец 1993 года. В этот промежуток времени формировались границы стран бывшего СССР, при этом каждое из государств создало свою национальную армию, а также валюту. В это же время было подписано Соглашение о коллективной безопасности, закрепившее сотрудничество в военной сфере между Россией и странами Средней Азии.
- 1993−1997. Попытка унификации экономики, поиск механизмов и инструментов для развития межгосударственных отношений внутри союза. Несмотря на подписанные соглашения, отвечающие за интеграцию в торговой, таможенной и платёжной сферах, экономический союз сформировать не получилось. Этому помешало массовое несоблюдение условий заключённых соглашений — многие страны предпочитали торговое сотрудничество с европейскими странами, а не внутри содружества.
- С 1997 года по сей день идёт формирование Зоны свободной торговли (с 2009 года). Также изменениям подверглись управляющие органы СНГ, часть которых была упразднена, а у оставшихся были изменены полномочия.
Благодаря соглашению о свободной торговле устранены многие экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, что позволило улучшить движение товаров, а также транспортную инфраструктуру и дороги в странах содружества.
Цели и задачи
В тексте Алма-Атинской декларации указано, что СНГ не является отдельным государством и не имеет наднациональных полномочий (сюда же относится и отсутствие единой валюты). Страны-участницы — самостоятельные субъекты международного права, которые на добровольной основе заключили союз для взаимовыгодного решения общих задач. Если говорить кратко, то основными целями сотрудничества являются следующие пункты:
- Обсуждение политических, экономических, гуманитарных, экологических, культурных и иных вопросов в различных областях. Оказание взаимной правовой и юридической помощи.
- Урегулирование спорных моментов и разногласий (в том числе территориальных) между союзными государствами содружества.
- Вопросы миграционной и социальной политики.
- Обеспечение мира и безопасности между союзными странами (к примеру, путём контроля вооружения и частичного разоружения).
- Открытие общего рынка, который бы позволил всем союзным государствам улучшить свою экономическую ситуацию и добиться установки прочных межгосударственных торговых связей.
- Объединение усилий в борьбе с организованной преступностью.
На 2019 год к приоритетным направлениям в содружестве относится поддержка демографической ситуации, улучшение рентабельности товаров и упрощение товарообращения между союзными государствами, приём и адаптация мигрантов с ближнего зарубежья, разработка принципиально новой юридической базы, которая сможет существенно улучшить экономическое сотрудничество внутри организации.
В целом на протяжении более 20 лет наибольшее внимание уделяется именно экономическому сотрудничеству (учитывая разный уровень развития экономики у стран бывшего СССР, преимущественно в Средней Азии). Одним из целевых направлений является активизация деятельности Таможенного союза, а также установка единых тарифов и пошлин на различные товары.
В СНГ пытались вступить 5 непризнанных республик и даже Татарстан отдельно от России
История постсоветских республик богата на территориальные конфликты. Большинство из них начались с распадом СССР, какие-то уже закончились, а какие-то все еще существуют в «замороженном» виде. Основной «сценарий» сепаратизма примерно один – регион или группа регионов пытается выйти их состава государства (и чаще всего – присоединиться к другому государству), возникает вооруженный конфликт, который или подавляется силовым путем, или временно урегулируется.
Понятно, что для каждого непризнанного государства главное – это признание. И почти все непризнанные субъекты постсоветского пространства пытались вступить в СНГ. В частности, это были:
- признанная в России террористической Чеченская Республика Ичкерия (существовала с 1991 по 2000 годы на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР);
- Приднестровье (непризнанная часть Молдавии);
- Абхазия и Южная Осетия (спорные территории, на которые претендует Грузия);
- Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах – спорная территория Азербайджана, на которую претендует Армения).
Считается, что заявления о намерениях вступить в СНГ эти образования делали, чтобы подчеркнуть свою независимость и получить признание в международной политике. Однако в СНГ эти непризнанные государства приняты не были.
Но, что еще интереснее, в СНГ пытался вступить и Татарстан – отдельно от России. Как известно, вопрос со статусом республики решался достаточно долго – с 1990 года ее называли «Татарской Советской Социалистической Республикой» или Республикой Татарстан (что предполагает статус, равный другим союзным республикам). В 1992 году в Татарстане проходит референдум о независимости (больше половины голосов – «За»), а еще до этого Верховный Совет республики принимает акт о независимости.
В декабре 1991 года Верховный Совет республики принимает Декларацию, которой решает вступить в СНГ на правах учредителя. Но против независимости тогда выступил Конституционный суд РСФСР, но договор о статусе и разграничении полномочий между РФ и Татарстаном был заключен только в 1994 году.
Какой орган является высшим в СНГ
Формат управления представляет собой совет глав входящих в организацию стран. Проходит это мероприятие дважды в год. На повестке дня – актуальные вопросы, относящиеся к непосредственной деятельности СНГ.
Ежегодно меняется председательствующая сторона. Так в 2019 – это Туркменистан.
Дополнительную
координацию осуществляет ряд советов:
- глав правительств;
- министров иностранных дел;
- министров обороны;
- полномочных представителей;
- командующих погранвойсками.
В организации также есть
Экономический суд, Межпарламентская ассамблея и Испольнительный комитет,
работающий на постоянной основе. С 2007 года структуру возглавляет С. Лебедев.
Цели организации
Среди целей Содружества стоит выделить следующие:
- взаимодействие в таких областях, как политическая, экономическая, экологическая, гуманитарная, культурная и прочие;
- всецелое развитие стран-участниц в пределах общего экономического пространства, плодотворного взаимодействия между государствами и интеграционного процесса;
- соблюдение прав и свобод человека;
- кооперация в поддержании мира и безопасности на международном уровне, достижении повсеместного разоружения всеми игроками международных отношений;
- взаимопомощь в правовой области;
- мирное урегулирование спорных и конфликтных ситуаций между странами-участниками организации.
Бюджет СНГ
Организация, международный договор предписывает которой широкое поле деятельности вынуждена иметь собственную систему финансирования.
Бюджет формируется из взносов стран участниц и служит для финансирования:
- деятельности органов Содружества;
- совместных организационных мероприятий.
Работа по созданию и исполнению бюджета возлагается на плечи Исполнительного комитета. Выделение средств происходит с учетом предоставляемых смет на обеспечение деятельности различных органов Союза. Утверждение производится Советом глав правительств СНГ минимум один раз за два года.
Долевые взносы рассчитываются исходя из численности населения и национальных показателей государств-участников в сумме общего валового продукта. Перерасчет взносов происходит согласно статистическим данным каждые три года.
Единой расчетной валютой
бюджетных органов является российский рубль. Раз в два года проводятся ревизии
финансовой и хозяйственной деятельности адресатов бюджетного финансирования,
осуществляемые представителями стран СНГ по распоряжению Председателя Совета
глав Правительств.
Бюджет на 2019 год
согласно решению Совета глав правительств Союза от 2 ноября 2018 года
составляет 983,8 миллионов российских рублей.
Интеграционные процессы
на постсоветском пространстве разноуровневы и разнонаправлены. Межгосударственное
объединение большинства стран бывшего СССР не так интенсивно и эффективно, как
этого бы хотелось. Остается ряд нерешенных проблем, но недостаточно прозрачные
границы и мелкие проблемы все же лучше решаются в рамках союза, нежели в
двусторонних форматах. СНГ — это организация с большим потенциалом, который
пока не раскрыт в полной мере.
Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только
Сейчас роль СНГ во взаимодействии между постсоветскими странами постепенно сводится к минимуму. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.
Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. В частности, на территории ЕАЭС с 2018 года действуют единые таможенные правила (по сути, любой импорт/экспорт идет уже по правилам не отдельной страны, а всего союза).
Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз.
Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» – это свобода для перемещения:
- товаров;
- услуг;
- капитала;
- рабочей силы.
В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами.
Как считает Олег Богданов из QBF, именно создание Таможенного союза, а потом ЕврАзЭ и ЕАЭС можно считать важнейшим событием в истории СНГ:
Другими словами, ЕАЭС – это сокращенная версия СНГ, участники которого договорились полностью открыть свои рынки друг другу. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.
Однако кроме ЕАЭС на территории СНГ есть и другие объединения. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство – достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны – хотя до полной интеграции еще далеко (а в 2019-2020 годах отношения ухудшились).
Среди других объединений на территории СНГ – ГУАМ, это союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС.